Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности . Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Учитель звонит в валдайский колокольчик. (Валдайские колокольчики отличаются мелодичностью и чистотой звука.) Проверка готовности к уроку.
— Дорогие ребята, я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.
Учащиеся подготавливают учебные принадлежности к уроку и встают около своих парт.
Они поворачиваются друг к другу, дарят улыбку, желают хорошего настроения. Настраиваются на работу. Садятся на свои рабочие
места.
Личностные УУД
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Регулятивные УУД:
организация рабочего места.
Коммуникативные УУД
создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Подведение учащихся к определению темы урока. Показ презентации. Учитель предлагает послушать отрывок из стихотворения великого русского поэта Н.А. Некрасова « ТИШИНА» и определить, о каком месте идет речь в отрывке.
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил —
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
-Кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Выслушивает ответы детей.
— Что бы вы хотели узнать о храме?
Формулирует. Наша цель: познакомиться с устройством православного
храма; получить знания о его
назначении и узнать, зачем люди ходят в храм.
— На странице 70 учебника найдите, пожалуйста, определение слова «храм». Давайте прочитаем его вместе. Храм – это дом Божий. По — другому его называют церковь. Вспомните, как называются слова близкие по значению? Правильно. Главное назначение храма – призывать к вышнему миру, помочь человеку вернуться к Богу. Храм символизирует корабль для спасения души человека.
Учащиеся слушают, следят глазами по слайду за текстом стихотворения, отвечают на вопрос. Объясняют, как догадались, о чем идет речь в стихотворении.
Отвечают на вопрос:
— Мы будем говорить о храме.
Открывают альбом и складывают альбомный лист пополам. Записывают дату и тему в альбоме на левой стороне.
Отвечают на вопрос.
Под темой записывают определение.
Отвечают:
— Это слова – синонимы.
Личностные УУД : развитие
этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости;
формирование мотивации к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:
умение слушать, мыслить, отвечать на вопросы, связь с уроками русского языка.
Регулятивные УУД:
целеполагание.
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Слайды.
Учитель:
— Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Многие из них просто поражают своей красотой, величием и убранством. (Слайд) Например: деревянная 22-х-главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Это Кижи в Карелии. — (Слайд) Кто из вас узнал этот храм. Когда и где вы могли его видеть?
– На стр. 70 в учебнике тоже есть изображение храма. Давайте прочитаем, что рассказывает нам о нем автор учебника.
— Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Форма храмов чаще всего бывает в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля (ковчега).
Что кроме формы, как вы считаете, отличает храм от всех остальных общественных зданий? (Выслушивает ответы учащихся.)
— Да, наружные особенности храма – это купола, главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. (Слайд)
— Как вы думаете, зачем на Руси нужны были колокола?
— Совершенно верно. А в наше время колокольный звон используется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению. А также, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
– На что похожи купола, как вы думаете?
Каждая деталь храма имеет глубокий символический смысл. Купол с крестом символизирует небесный свод или пламя горящей свечи, которое связывает небо и землю.
— По цвету купола можно определить, кому или какому событию посвящен этот храм.
— Итак. мы с вами познакомились с внешним видом храма. Теперь мы все о нем узнали?
-Что бы вы еще хотели о нем узнать?
Дети слушают учителя, рассматривают изображения на слайде.
Дети отвечают:
— Это Спасо-Преображенский собор в центре Сормова. В этот храм мы ходили на молебен на начало учебного года.
— Это храм Христа Спасителя в Москве, считающийся главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Дети слушают учителя, внимательно рассматривают слайды презентации. Отвечают на вопрос, опираясь на личные знания.
— У храма есть купол, на котором находится крест. Куполов может быть несколько. У храмов бывают колокольни – постройки в виде высокой башни. На них висят колокола.
Используя сведения, полученные на уроках окружающего мира, дети дают предполагаемые ответы:
На звон колокола люди приходили в храм. Они знали, что скоро начнется служба. Колокольный звон собирал людей для защиты своего города или деревни от врагов. В колокола звонили во время пожара или каких – то бедствий. Особенно торжественно и радостно звучали колокола в дни побед над врагами.
Дети слушают.
Примерные ответы детей:
— На свечу, на луковицу, на язык пламени, на богатырский шлем.
Выступление 3 детей с заранее подготовленным сообщением. При выступлении используется презентация и иллюстрации.
«Так как золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года, кроме Пасхи.
Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Храмы с зелёными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зелёный – цвет Святого Духа».
Примерные ответы детей.
-Нет.
— Я бы хотел узнать, как он устроен внутри.
Личностные УУД : развитие
этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости.
Познавательные УУД:
умение слушать, рассуждать, мыслить, отвечать на вопросы, строить предположения, высказывать суждения, рефлексия имеющихся знаний.
Коммуникативные УУД :
высказывание своего предположения, на основе работы с иллюстрацией слайда;
- инициативное сотрудничество с учителем.
Познавательные УУД:
умение слушать, рассуждать, мыслить, отвечать на вопросы.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
— Мы поднимаемся по ступенькам храма и останавливаемся на площадке, которая называется папертью (Слайд).
Для чего она служила?
Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.
Мы входим в храм. Самая первая часть храма называется притвор. (Слайд)
(Слайд)
Вот мы и в самом храме. Вторая самая большая его часть — средний храм — место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.
Встретилось новое слово. Какое?
Читают на слайде:
В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные люди просят милостыню.
2 ученика по очереди читают на слайде:
— В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время в притворе, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков и икон.
— Здесь можно написать записки о здравии и об упокоении. Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни, первых людей и изгнания их из рая.
Читают на слайде, что такое аналой.
— Высокий четырехугольный столик с покатым верхом, стоящий в центре храма. На нем обычно лежит праздничная икона.
Познавательные УУД:
смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, поиск и выделение той или иной информации; открытие нового знания, анализ, синтез, систематизация знаний.
Личностные УУД:
воспитание уважительного отношения к православным традициям;
Коммуникативные УУД:
умение слушать собеседника, правильно выстраивать учебное сотрудничество.
5.Реализация построенного проекта . Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
— Что еще, кроме вышеперечисленного, есть в православном храме? На этот вопрос нам поможет ответить материал учебника.
Учитель разбивает класс на группы (по желанию ребят).
Предлагает подготовить сообщения, используя материал учебника.
— Ребята, напомните мне, пожалуйста, зачем люди ходят в храм? Дайте свое определение молитвы. О чем обычно люди молятся? Почему в молитве нельзя просить зла? Может ли православный христианин молиться без иконы?
— В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д. Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то — какие?
— Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие. Есть определенные требования и к внешнему виду людей. Храм – это дом Божий. Обычно, собираясь в гости, мы всегда стараемся выглядеть достойно, так и, приходя в церковь, следует помнить, к Кому мы приходим. Вопрос к тем, кто вместе с родителями посещает храм:
— Как должны выглядеть люди, приходящие в церковь? (Слайд)
Учитель может помочь, если у детей возникают затруднения. (Можно использовать дополнительную литературу, диск.)
— Молодцы.
Работа по группам с материалом учебника. С. 70-75.
Работа с учебником. С. 70-75.
1 группа: кадило, каждение;
2 группа: канун, поминание;
3 группа: икона, крестное знамение;
4 группа: благословение;
5 группа: иконостас, Царские врата;
6 группа: алтарь.
Выступление представителей групп по своим заданиям.
Отвечают на вопрос: «Да, существуют».
Опора на жизненный опыт детей. Ответы учащихся.
— Заходить и вести себя спокойно, достойно, с уважением ко всему, что происходит в доме Бога. В храме нельзя кричать, громко разговаривать и смеяться, мобильные телефоны нужно отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть. Не мешать другим людям, когда они стоят у икон.
Ответы детей.
— Одежда должна быть чистой и опрятной
— Женщины не должны приходить в церковь в брюках, в коротких юбках, с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Руки в карманах не держат, обычно в руки берут свечу или держат их перед собой, скрестив при этом ладони, словно прося Божьей милости.
Личностные УУД :
формирование мотивации к
обучению и целенаправленной познавательной деятельности на уроке, использование при ответе на вопрос учителя личного опыта.
Познавательные УУД:
извлекать информацию из
иллюстраций, текстов;
- умение правильно и интересно излагать свои мысли;
- работа по толкованию новых понятий.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль своего поведения.
Регулятивные УУД:
саморегуляция, как способ-ность к мобилизации сил и преодолению препятствий.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Учитель проводит «блиц-опрос» по изученному материалу. Учитель рукой показывает, какой ряд будет отвечать. – Площадка перед входом в храм называется… — Созывает на службу верующих… — Он похож на пламя горящей свечи… — Главная часть храма, означающая «Царство небесное»… — Перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря… — Изображение лика Спасителя, Богородицы, святых… — Главный символ христианства… — Двери, через которые во время службы выносят Евангелие… — Круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами, которые кладутся на горящие угли…
Учитель предлагает учащимся, посещающим храм, ответить на вопрос, какую роль играет храм в жизни их семьи?
Учитель, подводит детей к мысли:
— Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории является и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Физкультминутка:
— Отгадайте загадку: Висит цветок, внутри него лепесток, Кто к нему прикасается – музыка получается. — Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать колокольный звон. — Какие чувства у вас возникали при прослушивании? — Какая картина представлялась вам?
Быстро с места хором по рядам отвечают на вопросы учителя.
Дети рассказывают (венчание родителей, крещение ребенка, отпевание усопших близких родственников, исповедь, причастие).
Раньше в храме также совершались проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Хорошо, если ученик может коротко рассказать какие-либо исторические сведения о своем храме, интересные факты из его истории, поделиться событиями из собственной жизни, связанными с храмом.
Учащиеся отгадывают загадку. Закрывают глаза и слушают аудиозапись колокольного звона.
Отвечают: Чувство гордости за свою страну. Восхищения красотой колокольного звона.
Личностные УУД :
использование при ответе на вопрос учителя личного опыта и опыта своей семьи.
Познавательные УУД:
ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; развитие речи.
Коммуникативные УУД :
умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
— Издавна храмы строили в самых красивых местах и на возвышенностях. В равнинной части России такой храм был издали виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия в их жизни. (Слайд) Храм Покрова на Нерли.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Учитель предлагает учащимся зарисовать в карандаше в альбоме православный храм ( по выбору учащегося).
Используется комплект открыток и материал учебника. — Ваша задача: отобразить в рисунке самое главное во внешнем строении храма.
Параллельно учитель на доске поэтапно делает свою зарисовку храма. Дети по желанию или те, кому сложно рисовать полностью самостоятельно (испытывают затруднения), могут рисовать вместе с доской.
Звучит «Аве Мария».
Выполняют зарисовку (на альбомном листе или на левой половинке листа).
Опора на стр. 73 учебника – изображение Дмитриевского собора во Владимире. Или Храм Покрова на Нерли (Слайд).
Такую зарисовку могут сделать на доске и 2-3 подготовленных хорошо рисующих ученика. Остальные учащиеся голосованием оценивают рисунок.
Познавательные УУД:
анализ и синтез.
Коммуникативные УУД:
умение слушать
Регулятивные УУД: оценивание рисунка своего одноклассника, контроль в форме сличения результата с эталоном.
8. Включение в систему знаний и повторение . Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Учитель задает вопросы по изученному материалу:
— Своим словами объясните, что такое храм?
— Кто запомнил определение из учебника и сможет его повторить?
— Какой формы может быть храм?
— На что похожи купола храмов?
— О чем нам говорит цвет купола?
— Каково внутреннее устройство храма?
— Как должно вести себя в храме?
— Как должны выглядеть прихожане в храме?
— Каково значение храмов в жизни людей?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
систематизация знаний.
Личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание нового материала, формирование нравственной модели поведения.
9. Рефлексия учебной деятельности . Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
— Подведем итог урока.
1 вариант (Слайд):
— Я узнал…
— Было особенно интересным…
— Хотел бы еще узнать…
— Я хочу рассказать родителям…
— Как вы считаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока?
2 вариант:
— В конце нашего урока я предлагаю группам написать синквейн на тему, каким был наш урок. Выберите того, кто будет записывать, а остальные будут сочинителями.
— Напоминаю, что синквейн – это стихотворение, которое пишется по определенным правилам. (Слайд)
3 вариант : составление синквейна по теме урока (если самостоятельная работа, зарисовка храма, была сделана на одной половине альбомного листа, то на второй можно цветными ручками записать синквейн.)
— Прочитаем, что у вас
получилось.
Слайд «горящая свеча».
— Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его внешнем и внутреннем устройстве. Вы, наверное заметили, что в храме нет ничего лишнего, все находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. И душу свою человек тоже должен освободить от всего лишнего, того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть все в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует красивое выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строительство храма своей души, избавляясь от всего негативного, умножая в мире добро и любовь. Чтобы ваши мысли были светлыми, слова мудрыми, а поступки добрыми.
Домашнее задание (Слайд) :
1. Закончить свой рисунок в цвете (цветные карандаши, фломастеры, акварель, гуашь).
2. Рассказать родителям, что узнали нового о православном храме.
3. По желанию: составить кроссворд на тему «Православный храм» или подготовить сообщение «Храмы России» на примере одного из храмов (форма представления – фотография, рисунок, текстовая информация на листе А4 или файл в программе Рhotoshop).
4. По желанию: подобрать и выучить стихотворение о храме.
Заканчивается урок мелодичным звоном валдайского колокольчика.
Учащиеся отвечают.
Подводят итог урока, дают оценку прошедшему уроку.
Учитель выслушивает высказывания детей по данному вопросу.
Составление синквейна.
1. Урок.
2. Прил.+прил .: познавательный, интересный, отличный, скучный, однообразный.
3 . Гл.+гл.+гл. : Удивляет, восхищает, радует, привлекает, огорчает, заинтересовывает, разочаровывает.
4 . Фраза: Таких уроков бы больше. Хотелось бы, чтобы это было каждый день. Мне не понравилось.
5. Вывод: Это жизнь. Это просто сказка. Это просто здорово. Это удивительно. Это интересно. Это скучно. Это неинтересно.
Составление синквейна
-
Храмы.
-
Красивые, белокаменные, православные. величественные,
деревянные, кирпичные, изящные. сельские, новые, старинные, древние, златоглавые, мощные, воздушные.
-
Защищают, успокаивают, оберегают, украшают, разрушаются, восстанавливаются, строятся, работают, возвышаются.
-
Храм – светлая душа России. Храм – рай на земле. Все храмы в России – красивы! Духовные центры Святой Руси. Украшают землю Русскую! Храмы – жемчужины России.
-
Святыня. Вера. Дом Божий.
Работают в группах. Пишут синквейн на тему «Урок» или «Храмы» на правой половине альбомного листа.
Лидеры групп зачитывают получившиеся синквейны.
Дети выбирают свое домашнее задание (пункты по желанию) и записывают в дневник.
Если синквейн не записывали в альбом, можно на правой стороне альбомного листа написать или приклеить текст стихотворения.
Личностные УУД : развитие умения высказывать свое отношение , выражать свои эмоции.
Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников;
- умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей.
Регулятивные УУД:
анализировать свою
деятельность на уроке,
оценивать ее.