Сельскохозяйственное производство представляет собой сложную целостную, и в первую очередь биологическую, систему воспроизводства энергии с участием природных, социальных, экономических и технических факторов. Главными его объектами являются почва, зеленое растение, домашнее животное.
Только зеленое растение способно превратить неорганические элементы природы и кинетическую энергию солнечных лучей в потенциальную энергию сложных органических соединений. Отрасль сельскохозяйственного производства, в которой происходит накопление органического вещества путем выращивания культурных растений, называется растениеводством.
В понятие растениеводства как отрасли сельскохозяйственного производства в широком смысле включается возделывание полевых, овощных, плодово-ягодных, луговых и других культур. Отсюда растениеводство подразделяется на ряд самостоятельных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство, луговодство, лесоводство.
Важнейшая задача растениеводства — повышение урожайности сельскохозяйственных культур, всемерное увеличение производства зерна, кормов и другой продукции.
Наряду с увеличением качественных и количественных показателей в земледелии ставится задача значительно улучшить техническое обслуживание машинно-тракторного парка, укрепить ремонтную базу колхозов и совхозов, улучшить оснащение отрасли животноводства комплексами экономических высокопроизводительных машин, транспортных и погрузоразгрузочных средств.
Техническое перевооружение сельского хозяйства имеет и большой социальный смысл. Оно сближает характер труда крестьянина и рабочего, улучшает быт и культуру жителей села.
В успешном развитии сельской экономики решающую роль играет неуклонный рост производительности общественного труда. За пятилетие намечено поднять производительность труда в общественном секторе сельского хозяйства на 21—23%. По пути интенсификации, обеспечивающей повышение производительности труда, рост эффективности общественного производства и наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, а перерабатывающей промышленности в сырье, будет идти дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства.
Поэтому одной из важнейших задач при проектировании производственных процессов земледелия в условиях ограниченной обеспеченности хозяйств техникой является определение рационального состава машино-тракторного парка (МТП) сельскохозяйственных предприятий и потребного количества механизаторов с учетом рациональных методов их использования
Культура производства, быта, физическая, духовная культуры
... три главных его составляющих, ставших определенными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и результат труда. Степень развития техники и всех ее ... нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей общества того времени — задачей выживания. По орудиям труда, которыми пользовался наш пращур, можно делать выводы о ...
1. Расчёт годового объёма транспортных работ
При обосновании потребного количества транспортных средств нужно знать объемы грузов, которые необходимы для обеспечения технологических операций, и количество произведенной в полеводстве продукции. Первичным документом для сбора исходных данных служат технологические карты по возделыванию сельскохозяйственных культур. По всем культурам, согласно заданию, необходимо выписать операции, связанные с транспортировкой грузов . Так же выписываются календарные и рабочие дни и выбирается марка транспортного средства из имеющихся в задании для каждой операции. Все данные вносятся в таблицу 1.
Таблица 1
Объемы перевозок грузов по культурам
№ п/п |
Культура |
Площадь возделывания, га |
Наименование операции |
Календ. сроки |
Рабочие дни |
Урожайность (норма внесения), т/га |
Объем перевозки груза, т |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Пшеница |
2200 |
Транспортировка мин. удобрений |
30.IV-20.V |
6 |
0.3 |
660 |
|
Транспортировка семян |
30.IV-20.V |
6 |
0.2 |
440 |
||||
Транспортировка гербицидов |
25.V-30.VI |
10 |
0.2 |
440 |
||||
Транспортировка зерна |
25.VIII-15.IX |
11 |
1.9 |
4180 |
||||
Транспортировка соломы |
24.VIII-1.XII |
60 |
2.6 |
5852 |
||||
2 |
Ячмень |
2400 |
Транспортировка мин. удобрений |
30.IV-22.V |
6 |
0.3 |
720 |
|
Транспортировка семян |
30.IV-22.V |
6 |
0.22 |
528 |
||||
Транспортировка гербицидов |
25.V-22.VI |
11 |
0.2 |
480 |
||||
Транспортировка зерна |
25.VIII-17.IX |
10 |
2.2 |
5280 |
||||
Транспортировка соломы |
24.VIII-1.XII |
60 |
3.5 |
8448 |
||||
3 |
Кукуруза на силос |
4000 |
Транспортировка мин. удобрений |
10.V-25.V |
6 |
0.3 |
1200 |
|
Транспортировка семян |
10.V-25.V |
6 |
0.1 |
400 |
||||
Обработка с подкормкой |
10.VI-25.VI |
5 |
0.3 |
1200 |
||||
Транспортировка урожая |
20.VIII-5.IX |
12 |
19 |
76000 |
||||
4 |
Многолетние травы |
2200 |
Транспортировка мин. удобрений |
20.III-10.IV |
10 |
0.3 |
660 |
|
Подбор сена |
16.VI-28.VI |
11 |
2.5 |
5500 |
||||
Второй укос |
20.VII-30.VII |
10 |
2.5 |
5500 |
||||
5 |
Картофель |
150 |
Транспортировка мин. удобрений |
20.IV-27.IV |
6 |
0.3 |
45 |
|
Транспортировка семян |
1.V- 15.V |
6 |
4 |
600 |
||||
Рыхление с подкормкой |
15.VI-23.VI |
6 |
0.3 |
45 |
||||
Транспортировка урожая |
1.X- 20.X |
15 |
20 |
3000 |
||||
ИТОГО |
— |
— |
— |
— |
— |
121178 |
||
Объем грузов по каждой операции (колонка 8) рассчитывается по следующим выражениям:
а) перевозка семян, удобрений и ядохимикатов со складов в поле для обеспечения технологических операций
(1.1)
Где S i — площадь возделывания сельскохозяйственной культуры, га;
h i — норма внесения семян, удобрений, растворов ядохимикатов соответственно, т/га.
б) вывозка выращенного урожая с поля к местам закладки либо хранения, т.
(1.2)
Где U i — урожайность данной культуры, т/га.
Годовой объем грузоперевозок по предприятию рассчитывается с учетом коэффициента повторности перевозок сельскохозяйственных грузов и объемов транспортных работ вспомогательных производств.
Коэффициент повторности определяем из приложений методических указаний к выполнению курсового проекта.
Количество груза с учетом коэффициента повторности записывается в колонку 6 и рассчитывается по выражению
, (1.3)
Где k i повт — коэффициент повторности перевозки грузов;
- объём груза с учётом коэффициентом повторности, т;
- объём груза, т
Для нахождения общего объема транспортных работ в растениеводстве необходимо сложить объемы работ по каждой операции (колонка 6) и записать в нижнюю строку сумму «всего»
- (1.4)
Объем грузоперевозок вспомогательных производств (колонка 7)
, (1.5)
Где б — объем грузоперевозок вспомогательных производств, б = 22%.
Годовой объем транспортных работ по предприятию (колонка 8),т, рассчитывают по выражению
, (1.6)
В колонку 9 записывают расстояние перевозки по каждой операции.
Рассчитывают объем работ в тонно-километрах (колонка 10) по каждой операции и всего:
, (1.7)
Где l i — расстояние перевозки, км
Расчётные показатели по расчёту годового объёма транспортных работ по предприятию приведены в таблице 2.
Таблица 2
Годовой объем транспортных работ по предприятию
№ п/п |
Культура |
Наименование операции |
Объем перевозки груза, т |
Коэф-т повторн. |
Объем транспортных работ, т |
Годовой объем, т |
Расст. перевозки км |
Объем работ, т/км |
||
В поле-водстве |
Вспомог. произв. |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
Пшеница |
Минеральные удобрения |
660 |
1,6 |
1056 |
— |
— |
6 |
6336 |
|
Семена |
440 |
1,1 |
484 |
— |
— |
6 |
2904 |
|||
Ядохимикаты |
440 |
1 |
440 |
— |
— |
6 |
2640 |
|||
Зерно |
4180 |
1,5 |
6270 |
— |
— |
6 |
37620 |
|||
Солома |
5852 |
1,1 |
6437,2 |
— |
— |
6 |
38623,2 |
|||
2 |
Ячмень |
Минеральные удобрения |
720 |
1,6 |
1152 |
— |
— |
14 |
16128 |
|
Семена |
528 |
1,1 |
580,8 |
— |
— |
14 |
8131,2 |
|||
Ядохимикаты |
480 |
1 |
480 |
— |
— |
14 |
6720 |
|||
Зерно |
5280 |
1,5 |
7920 |
— |
— |
14 |
110880 |
|||
Солома |
8448 |
1,1 |
9292,8 |
— |
— |
14 |
130099 |
|||
3 |
Кукуруза на силос |
Минеральные удобрения |
1200 |
1,6 |
1920 |
— |
— |
6 |
11520 |
|
Семена |
400 |
1,1 |
440 |
— |
— |
6 |
2640 |
|||
Минеральные удобрения |
1200 |
1,6 |
1920 |
— |
— |
6 |
11520 |
|||
Силос |
76000 |
1,1 |
83600 |
— |
— |
6 |
501600 |
|||
4 |
Многолетние травы на сено |
Минеральные удобрения |
660 |
1,6 |
1056 |
— |
— |
9 |
9504 |
|
Сено |
5500 |
1,1 |
6050 |
— |
— |
9 |
54450 |
|||
Сено |
5500 |
1,1 |
6050 |
— |
— |
9 |
54450 |
|||
5 |
Картофель |
Минеральные удобрения |
45 |
1,6 |
720 |
— |
— |
4 |
288 |
|
Семена |
600 |
1,1 |
6600 |
— |
— |
4 |
2640 |
|||
Минеральные удобрения |
45 |
1,6 |
720 |
— |
— |
4 |
288 |
|||
Картофель |
3000 |
1,8 |
54000 |
— |
— |
4 |
21600 |
|||
Всего: |
— |
— |
— |
141353 |
33925 |
175277 |
— |
1030582 |
||
Вывод: в целом по предприятию объем транспортных работ составляет 1030582 т/км.
2. Расчет количества транспортных средств для перевозки грузов
Все транспортные операции выполняются совместно с технологическими, поэтому количество транспортных средств должно быть согласовано по циклам работ, по производительности и количеству технологических агрегатов. Методика расчёта операции с применением погрузчика приведена на примере операции: транспортировка и посадка клубней картофеля.
Расчет количества технологических агрегатов (МТА)
, шт (2.1)
Где W ч — часовая производительность МТА, га/ч;
Д р — количество рабочих дней, дн;
- продолжительность нормативной смены, = 7 ч;
у — коэффициент сменности,у = 2
В качестве посевного агрегата выбираем агрегат МТЗ-80+КСМ-4, его производительность составляет , справочник [2].
Определяем ,
Принимаем = 1 шт.
Для перевозки клубней используем автомобиль ГАЗ-САЗ-3507. Необходимо определить коэффициент использования грузоподъёмности данного транспортного средства по следующей зависимости:
, (2.2)
Где q — номинальная грузоподъемность транспортного средства, q = 4.25 т
V К — объем кузова, Vk = 5 м3 ;
г о — удельный вес груза, го = 0.8т/м3
Загрузка агрегатов производится погрузчиком картофеля ТЗК-30,тогда время погрузки определим следующим образом:
, (2.3)
Где W п — производительность погрузчика, Wп = 30т/ч;
t под — время подъезда к погрузчику ( можно принять tпод = 0,01…0,02 ч).
Определим время ездки транспортного средства, ч:
, (2.4)
Где — время погрузки транспортных средств, = 0.16 ч;
- время разгрузки т.с.,
- время движения с грузом, ч;
- время движения без груза, ч;
- , (2.5)
Где — расстояние перевозки (с грузом ездки), = 4 км;
- среднетехническая скорость движения транспортного средства, принимаем = 33 км/ч
, (2.6)
Где V Х — скорость движения порожнего автомобиля,Vx = 60 км/ч
Тогда время ездки транспортного средства составит:
Часовая производительность транспортного средства определяется:
, (2.7)
Где — коэффициент технической готовности транспортного средства, = 0.89
Расчет потребного количества транспортных средств для обеспечения технологических процессов, шт.:
- по производительности машин
; (2.8)
Методика расчёта операций с применением погрузчика приведена на примере операции: транспортировка сена многолетних трав первый укос .
Количество технологических агрегатов
, шт
(2.9)
В качестве агрегат выбираем МТЗ-80-ПФ-0,5,его производительность составляет
= 15.7 т/ч.[2]
Для перевозки сена многолетних трав используем МТЗ-80+2ПТС-40.
Необходимо определить коэффициент использования грузоподъёмности данного транспортного средства по следующей зависимости:
, (2.10)
Где q = 4 т, Vk = 40 м 3 ;
г о = 0.13т/м3 в тюках.
, (2.11)
Где W п — производительность погрузчика, Wп = 15,7 т/ч;
t под — время подъезда к погрузчику (можно принять tпод = 0,01…0,02 ч).
Определим время ездки транспортного средства, ч:
, (2.12)
; (2.13)
= 6 км
; (2.14)
Часовая производительность транспортного средства определяется:
, (2.15)
Где — коэффициент технической готовности транспортного средства, = 0.86
Расчет потребного количества транспортных средств для обеспечения технологических процессов, шт.:
- по производительности машин
; (2.16)
Расчёты по другим операциям произведены с помощью программы Mathcad. Заносим в таблицу 3 потребное количество транспортных средств.
Таблица 3
Потребное количество транспортных средств
№ п/п |
Культура |
Наименование операции |
Обслужив. МТА |
Транспортное средство |
Сроки |
Количество Т.С. |
|||
Расч. |
Макс. |
С учётом одновр. провед. работ |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
1 |
Пшеница |
Транспортировка мин. удобрений |
МТЗ-80+РУМ-5 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
30.IV-20.V |
1 |
10 |
13 |
|
2 |
Транспортировка семян |
T-4A |
ГАЗ-САЗ-3507 |
30.IV-20.V |
1 |
||||
3 |
Транспортировка зерна с поля |
ДОН-1500 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
25.V-30.VI |
3 |
||||
4 |
Ячмень |
Транспортировка мин. удобрений |
МТЗ-80+РУМ-5 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
30.IV-22.V |
2 |
|||
5 |
Транспортировка семян |
T-4A |
ГАЗ-САЗ-3507 |
30.IV-22.V |
2 |
||||
6 |
Транспортировка зерна с поля |
ДОН-1500 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
25.V-22.VI |
10 |
||||
7 |
Кукуруза на силос |
Транспортировка мин. удобрений |
МТЗ-80+РУМ-5 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
10.V-25.V |
3 |
|||
8 |
Транспортировка семян |
МТЗ-82+СУПН-8 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
10.V-25.V |
1 |
||||
9 |
Многолетние травы |
Транспортировка мин. удобрений |
МТЗ-80+РУМ-5 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
20.III-10.IV |
1 |
|||
10 |
Картофель |
Транспортировка мин. удобрений |
МТЗ-80+РУМ-5 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
20.IV-27.IV |
1 |
|||
11 |
Транспортировка семян |
МТЗ-80+КСМ-4 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
1.V-15.V |
1 |
||||
12 |
Транспортировка урожая |
МТЗ-82+КПК-3 |
ГАЗ-САЗ-3507 |
1.IX-20.IX |
3 |
||||
13 |
Пшеница |
Транспортировка почвенных гербицидов |
МТЗ-80+ОПМ-2000 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
25.VIII-15.IX |
2 |
18 |
34 |
|
15 |
Транспортировка соломы |
МТЗ-80+ПФ-0,5 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
24.VIII-1.XII |
5 |
||||
15 |
Ячмень |
Транспортировка почвенных гербицидов |
МТЗ-80+ОПМ-2000 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
25.VIII-17.IX |
3 |
|||
16 |
Транспортировка соломы |
МТЗ-80+ПФ-0,5 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
24.VIII-1.XII |
13 |
||||
17 |
Кукуруза на силос |
Обработка с подкормкой |
МТЗ-80+КРН-5,6 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
10.VI-25.VI |
6 |
|||
18 |
Транспортировка урожая |
КСК-100 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
20.VIII-5.IX |
11 |
||||
19 |
Многолетние травы |
Подбор сена: первый укос |
МТЗ-80+ПФ-0,5 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
16.VI-28.VI |
17 |
|||
20 |
Подбор сена: второй укос |
МТЗ-80+ПФ-0,5 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
20.VII-31.VII |
18 |
||||
21 |
Картофель |
Рыхление с подкормкой |
МТЗ-80+КРН-4,2 |
МТЗ-80+2ПТС-4 |
15.VI-23.VI |
1 |
|||
технический эксплуатационный транспортный сельскохозяйственный
3. Обоснование транспортного обеспечения уборки зерновых культур
Потребность в транспорте для перевозки зерна определяют из условий минимальных простоев комбайнов и транспортных средств и максимального использования грузоподъемности последних. Наиболее эффективной является уборка, при которой за группой комбайнов закрепляется группа транспортных средств. Способы перевозки зерна от комбайнов:
- прямые перевозки;
- комбитрейлерный;
- порционный;
- с использованием оборотных прицепов;
- с использованием накопителей-перегружателей.
Прямые перевозки
Данный способ осуществляется по схеме «Комбайн — транспортное средство — ток» (рисунок 1).
Уборочно-транспортные звенья комплектуют так, чтобы число комбайнов было равно или кратно числу бункеров зерна, вмещающихся в кузов транспортного средства. Нормативный коэффициент использования времени смены при таком способе составляет для комбайна 0,55, для транспортного средства — 0,40…0,50.
Рисунок 1 — Схема прямых перевозок при уборке зерновых культур: 1 — зерноуборочный комбайн; 2 — транспортное средство
Комбитрейлерный способ
Данный способ перевозки осуществляется по схеме: «Комбайн — оборотные прицепы — транспортный поезд — ток» (рисунок 2).
После заполнения прицепа трактор вывозит его к ближайшей полевой дороге, где формируется автопоезд, который автомобилем-тягачом, предварительно загруженным от комбайнов, доставляется на ток. В это время зерно от комбайнов выгружают в оборотные прицепы и формируют следующий поезд. Нормативный коэффициент использования времени смены для комбайна составляет 0,60…0,65, для транспортного средства — 0,65…0,70.
Рисунок 2 — Схема комбитрейлерного способа перевозки зерна от комбайнов: 1 — зерноуборочный комбайн; 2 — транспортное средство; 3 — оборотные прицепы; 4 — колесный трактор
Порционный способ сбора и транспортировки зерна (рисунок 3)
Транспортный процесс при таком способе осуществляется по схеме «Комбайн — тракторные прицепы (автомобиль) — ток». Загрузка транспортных средств и оборотных прицепов осуществляется в фиксированных местах поля, которые выбираются с таким расчетом, чтобы осуществлялась выгрузка заполненного на 80% и более бункера комбайна. Для этого при необходимости на поле делают разгрузочные магистрали. При определении мест разгрузки необходимо, чтобы их было не более трех. Нормативный коэффициент использования времени смены для комбайна составляет 0,65…0,75, для транспортного средства — 0,70…0,75.
Рисунок 3 — Схема порционного способа отвозки зерна от комбайнов: 1 — зерноуборочный комбайн; 2 — колесный трактор; 3 — оборотные прицепы; 4 — разгрузочная магистраль
Использование накопителей-перегружателей
Транспортный процесс при таком способе осуществляется по схеме «Комбайн — накопитель-перегружатель — транспортное средство — ток» (рисунок 4).
Основное назначение перегружателя — принимать зерно от комбайна в промежутках, когда нет транспорта на поле, и перегружать его в прибывшее транспортное средство. При этом разрывается жесткая связь «Комбайн — транспортное средство», в результате чего снижаются взаимообусловленные простои и потребное количество транспорта. Нормативный коэффициент использования времени смены для комбайна составляет 0,60…0,65, для транспортного средства — 0,60…0,70.
Порционный способ отвозки зерна от комбайнов может осуществляться различными транспортными средствами: автомобилем с полуприцепом, колесным трактором типа МТЗ с прицепом 2-ПТС-6, энергонасыщенным трактором типа К-701 с двумя прицепами (2-ПТС-9 и 3-ПТС-12) и т.д.
Рисунок 4 — Схема отвозки зерна от комбайнов с использованием накопителей-перегружателей: 1 — зерноуборочный комбайн; 2 — транспортное средство; 3 — накопитель-перегружатель
3.1 Расчёт количества транспортных средств при уборке зерновых
В данном курсовом проекте рассматриваем две зерновые культуры, способ перевозки зерна от комбайнов будем, осуществлять по схеме Комбайн-транспортное средство-ток (прямые перевозки).
В проверочном расчете в качестве транспортного средства при перевозке урожая будет использоваться автомобиль ГАЗ-САЗ-3507.
Зерноуборочный комбайн ДОН-1500
Часовая производительность комбайна, т/ч, составит:
, (3.1)
Где U — урожайность, для пшеницы U = 1,9 т/га, для ячменя U = 2,2 т/га
- производительность комбайна т/ч
- рабочая ширина захвата жатки, = 6 м
- рабочая скорость комбайна, примем = 6 км/ч
- коэффициент использования рабочего времени, принимаем = 0,7
Тогда при уборке пшеницы
т/ч
При уборке ячменя
т/ч
Количество обслуживаемых комбайнов:
, шт (3.2)
При уборке пшеницы:
, шт
При уборке ячменя:
, шт
Определяем количество бункеров зерна, которые могут войти в кузов транспортного средства:
, шт(3.3)
Где q — номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;
V б — объем бункера комбайна, м3 ;
г 0 — плотность зерна, т/м3
При уборке пшеницы:
шт
При уборке ячменя:
шт
Определяем время загрузки транспортного средства зерном, ч
(3.4)
Где — время подъезда и отъезда транспортного средства к комбайну, = 0,04…0,07 ч;
- время выгрузки зерна из бункера комбайна, = 0,05…0,08 ч.
При уборке пшеницы:
ч
При уборке ячменя:
ч
Определяем время движения транспортного средства с поля на ток, ч:
(3.5)
Где — расстояние от поля до тока, км (пшеница -6 км, ячмень-14 км);
V Т — среднетехническая скорость транспортного средства, VТ = 33 км/ч.
При уборке пшеницы:
При уборке ячменя: , Определяем время движения транспортного средства с тока до поля, ч:
(3.6)
Где V Х — скорость движения порожнего транспортного средства, VХ = 60 км/ч.
При уборке пшеницы: , При уборке ячменя: , Определяем время рейса транспортного средства, ч:
, (3.7)
Где — время пребывания транспортного средства на току (взвешивание, разгрузка, оформление документов); зависит от способа разгрузки и может быть принято в пределах 0,07…0,12 ч.
При уборке пшеницы:
При уборке ячменя: , Определяем коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства
(3.8)
При уборке пшеницы:
При уборке ячменя: , Определяем производительность транспортного средства, т/ч:
(3.9)
При уборке пшеницы:
При уборке ячменя: , Определяем потребное количество транспортных средств, шт:
, (3.10)
где N К — количество комбайнов в группе, обслуживаемых транспортными средствами, шт.
При уборке пшеницы:
шт
При уборке ячменя:
шт
3.1 Расчет количества разгрузочных магистралей и обоснование мест загрузки транспортных средств при отвозке зерна от комбайнов
Рассчитаем путь, км, за который намолачивается один бункер зерна:
Пшеница: , Выбираем комбайн ДОН-1500 , В р — рабочая ширина жатки, вр = 6м
V б — объем бункера, Vб = 6,0м3
, (3.11)
Где г 0 — удельный вес зерна, т/м3 ;
- U — урожайность зерна, ц/га;
км
Рассчитать количество проходов (гонов) комбайна, необходимых для заполнения одного бункера зерном:
, (3.12)
Где L — длина гона, L = 1,5 км.
прохода
Рассчитать количество бункеров зерна, которое комбайнсможет намолотить за один круг (2L), шт.:
, (3.13)
бункера
По полученным величинам n П и nБ выбираем схему №1
Ячмень: , Выбираем комбайн ДОН-1500 , В р -рабочая ширина жатки, вр = 6м
V б -объем бункера, Vб = 6,0м3
, (3.14)
Где г 0 — удельный вес зерна, т/м3 ; U — урожайность зерна, ц/га;
км
Рассчитать количество проходов (гонов) комбайна, необходимых для заполнения одного бункера зерном:
, (3.15)
Где L — длина гона, L = 1,7 км.
прохода
Рассчитать количество бункеров зерна, которое комбайнсможет намолотить за один круг (2L), шт.:
, (3.16)
бункер
По полученным величинам n П и nБ выбираем схему №2.
По полученным величинам n П и nБ определить количество мест выгрузки и представить схему их расположения с указанием размеров поля, расстояния до разгрузочных магистралей, путь одного цикла зерноуборочного комбайна и т.д.
Таблица 4
Количество мест загрузки транспортных средств
Число бункеров, намолачиваемых за один круг n Б , шт. |
Количество проходов, за которое намолачивается один бункер n П |
Номер схемы на рис. 4.5 |
Количество мест выгрузки |
|
0,7…1,0 |
2 … 3 L |
1 |
1 |
|
1,0 … 1,3 |
1,5 …2 L |
2 |
1 |
|
1,3 …2,00 … 0,7 |
1,0 … 1,5 Lболее 3,0 L |
3 |
1 |
|
2,0 … 3,0 |
0,7 … 1 L |
4 |
2 |
|
3,0 … 4,0 |
0,5 … 0,7 L |
5 |
2 |
|
Рис. 5 — Схемы расположения мест загрузки транспортных средств на разгрузочных магистралях при уборке пшеницы и ячменя: L — длина загонки (поля), м; I, II — последовательность уборки участков поля;
- место загрузки транспортного средства;
- + — место загрузки транспортного средства на втором (II) участке поля.
4. Построение графиков согласованности работы технологических и транспортных агрегатов [3]
Для построения графиков согласованности работ необходимо знать циклы работы технологических и транспортных средств.
Расчет цикла работы транспортного средства
Циклом работы транспортного средства является время ездки, методика расчета представлена в разделе 1.2
4.1 Построение графика согласованности работ при транспортировке клубней картофеля
Транспортное средство ГАЗ-САЗ-3507
МТА: МТЗ-80+КСМ-4
Расчет времени цикла автомобиля
Расчет времени погрузки транспортного средства, ч
- при загрузке транспортного средства погрузчиком, зернометом и т.п.
, (2.3)
Где W п — производительность погрузчика , Wп = 30т/ч;
t под — время подъезда к погрузчику ( можно принять tпод = 0,01…0,02 ч).
, (2.2)
Где q — номинальная грузоподъемность транспортного средства,q = 4.25 т
V К — объем кузова, Vk = 5 м3 ;
г о — удельный вес груза, го = 0.75т/м3
Определим время ездки транспортного средства, ч:
, (2.4)
Где — время погрузки транспортных средств, = 0.16 ч;
- время разгрузки т.с., примем
- время движения с грузом, ч;
- время движения без груза, ч;
- , (2.5)
Где — расстояние перевозки (с грузом ездки), = 4 км;
- среднетехническая скорость движения транспортного средства, принимаем = 33 км/ч
, (2.6)
Где V Х — скорость движения порожнего автомобиля,Vx = 60 км/ч
Тогда время ездки транспортного средства составит:
Расчет цикла работы МТА
Цикл работы МТА может быть рассчитан по следующей методике
Выберем способ движения челночный, тогда
Коэффициент холостого хода агрегата
(3.1.5)
Где L P — длина гона, м;
В Р — рабочая ширина захвата МТА, м;
R — минимальный радиус поворота, можно принять для прицепных агрегатов, м
R = (1,2…1,5)В К (3.1.6)
е — длина выезда агрегата, м
с прицепными машинами — е = 0,5 l К = 6,5
l k -кинематическая длина МТА, (lК = 13.)
Рассчитать время одной остановки на технологическое обслуживание.
Время одной остановки на технологическое обслуживание (засыпка семян, погрузка удобрений, разгрузка бункера и др.) равно времени погрузки либо времени разгрузки, ч:
, (3.1.8)
Принимаем
Рассчитать путь между двумя технологическими остановками, км
, (3.1.9)
Где Н — норма высева семян, внесения удобрения, урожайность и т.д., т/га
Рассчитать цикл работы МТА, ч
- (3.1.10)
Расчетные показатели:
- Транспортное средство: ГАЗ-САЗ-3507
Время цикла t ц 0,433 ч
Время загрузки t заг 0,083 ч
- МТА: МТЗ-80+КСМ-4
Количество МТА2 шт
Время цикла t ц 0,483 ч
Время загрузки t заг 1 0,083 ч
При построении графика согласованности работы транспортных и технологических агрегатов необходимо учитывать, что один транспортный агрегат может загрузить 2 МТА, затем он должен ехать на зерносклад за семенами.
, шт.
Где q — грузоподъемность транспортного средства, кг;
q МТА — количество клубней картофеля в бункере одного агрегата, кг
4.2 Построение графика согласованности работ при погрузке и транспортировки сена многолетних трав первого укоса
Транспортное средство МТЗ-80+2ПТС-40
МТА: МТЗ-80+ПФ-0.5
Расчет цикла ТС
Для перевозки сена многолетних трав используем МТЗ-80+2ПТС-40.
Необходимо определить коэффициент использования грузоподъёмности данного транспортного средства по следующей зависимости:
, (2.10)
Где q = 4 т
Vk = 40 м 3 ;
г о = 0.13т/м3 в тюках.
, (2.11)
Где W п — производительность погрузчика , Wп = 15,7 т/ч;
t под — время подъезда к погрузчику ( можно принять tпод = 0,01…0,02 ч).
Определим время ездки транспортного средства, ч:
, (2.12)
; (2.13)
= 6 км
; (2.14)
5. Технические характеристики автомобиля КАМАЗ 55102
КамАЗ-55102 — сельскохозяйственный самосвал-тягач — с 1980 г. Кузов КамАЗ-55102 — с откидными боковыми бортами, разгрузка на боковые стороны. Кабина — двухместная (сиденье второго пассажира устанавливается по заказу).
Модификации — тропическое исполнение, кроме того КамАЗ-55102 выпускается по заказу в исполнении «ХЛ» для работы в условиях холодного климата при температуре до минус 50°С.Основные прицепы для КамАЗ-55102 — ГКБ-8551, СЗАП-8551-01 и прицеп мод. 8527.
Таблица 6
Технические характеристики автомобиля КАМАЗ 55102
Параметр |
КамАЗ-55102 |
|
Грузоподъемность, кг |
7000 |
|
Снаряженная масса, кг |
8480 |
|
В том числе: |
||
на переднюю ось |
3500 |
|
на тележку |
4980 |
|
Полная масса, кг |
15630 |
|
В том числе: |
||
на переднюю ось |
4500 |
|
на тележку |
11130 |
|
Допустимая масса прицепа, кг |
11500 |
|
Макс, скорость автомобиля, км/ч |
80 |
|
то же автопоезда |
80 |
|
Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с |
35 |
|
Выбег автомобиля с 50 км/ч, м |
700 |
|
Макс. преодолеваемый подъем автомобилем, % |
30 |
|
Контрольный расход топлива автомобиля при 60 км/ч, л/100 км |
24,0 |
|
То же, автопоезда |
35,0 |
|
Контрольный расход топлива автомобиля при 80 км/ч, л/100 |
31,0 |
|
То же, автопоезда |
47,0 |
|
Радиус поворота, м: |
||
по внешнему колесу |
8,5 |
|
габаритный |
9,3 |
|
Объем кузова, м: |
||
с основными бортами |
7,9 |
|
с дополнительными бортами |
10,1 |
|
с надставными бортами |
15,8 |
|
Время подъема груженого кузова при 2200 об/мин, с |
18 |
|
Время опускания порожнего кузова, с |
18 |
|
Угол опрокидывания кузова, град: |
||
назад |
||
на стороны |
50 |
|
Габаритная высота при опрокинутой на 50° платформе, мм |
4000 |
|
Увеличение габаритной ширины автомобиля в боковую сторону разгрузки, мм |
1290 |
|
Двигатель
На КамАЗ-55102 — КАМАЗ мод. 740.10, мощность 154 кВт (210 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 637 Н-м (65 кгс-м) при 1600-1800 об/мин.
Трансмиссия
Коробка передач: КамАЗ-55102 — мод. 15,5-ступ., с делителем.
Передат. числа главной передачи: КамАЗ-55102 — 6,53.
Шины. КамАЗ-55102 — 9,00R20(260R508) мод. И-Н142Б, давление в передних шинах — 7,3, задних — 4,3 кгс/см. кв. Число колес 104-1.
Опрокидывающий механизм платформы
Гидравлический, с приводом от коробки отбора мощности. Гидроцилиндр — телескопический, 3-стуиенчатый. Насос — шестеренный, мод. НШ-32-Л-2. Объем гидросистемы: КамАЗ-55102 — 36л; летом — масло индустриальное 20, зимой — масло индустриальное 12.
Емкость топливного бака — 175л, диз. топливо.
Масса агрегатов (в кг): На КамАЗ-55102:рама — 606; платформа — 1717.
6. Технико-эксплуатационные показатели работы транспортных средств
В данном разделе необходимо рассчитать ряд показателей для каждой транспортной операции, для каждого транспортного средства. Результаты расчетов представить в виде таблицы.
Расчет проведем на посеве картофеля, остальные расчеты приведены в таблице 7
Часовая производительность транспортного агрегата, т/ч:
(4.1)
Число ездок за день:
; (4.2)
Z е округляется до целого числа.
Дневная выработка транспортного средства, т:
(4.3)
Дневная выработка транспортного средства, т-км:
(4.3),
Суточный пробег транспортного средства, км:
(4.4)
Таблица 7
Технико-эксплуатационные показатели работы транспортных средств
№ п/п |
Культура |
Наименование операции |
Wтр |
Zе |
Qдн |
Wдн |
Lсут |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Пшеница |
Внесение мин. уд |
3,78 |
5 |
45 |
268 |
144 |
|
Посев |
4,41 |
6 |
55 |
328 |
165 |
|||
Внесение гербицидов |
2,10 |
3 |
36 |
219 |
89 |
|||
Прямое комбайнирование |
5,20 |
7 |
71 |
425 |
213 |
|||
Уборка соломы |
1,08 |
3 |
10 |
61 |
95 |
|||
2 |
Ячмень |
Внесение мин. уд |
6,08 |
6 |
24 |
343 |
184 |
|
Посев |
5,83 |
7 |
25 |
350 |
201 |
|||
Внесение гербицидов |
3,33 |
7 |
17 |
242 |
98 |
|||
Прямое комбайнирование |
6,68 |
4 |
26 |
369 |
212 |
|||
Уборка соломы |
1,70 |
4 |
5 |
65 |
101 |
|||
3 |
Кукуруза на силос |
Внесение мин. уд |
6,03 |
9 |
45 |
268 |
144 |
|
Посев |
7,18 |
11 |
53 |
316 |
167 |
|||
Междурядная обработка с подкормкой |
2,83 |
5 |
26 |
154 |
83 |
|||
Уборка на силос |
2,39 |
5 |
21 |
129 |
75 |
|||
4 |
Многолетние травы |
Внесение мин. уд |
8,19 |
13 |
34 |
307 |
165 |
|
Подбор сена: первый укос |
4,20 |
12 |
7 |
63 |
98 |
|||
Подбор сена: второй укос |
4,20 |
12 |
7 |
63 |
98 |
|||
5 |
Картофель |
Рассев мин. уд. |
6,94 |
11 |
56 |
225 |
121 |
|
Посадка |
8,80 |
13 |
72 |
287 |
144 |
|||
Рыхление с подкормкой |
3,49 |
7 |
35 |
139 |
75 |
|||
Сбор урожая |
11,11 |
16 |
87 |
347 |
175 |
|||
Заключение
В данном курсовом проекте были рассмотрены задачи, связанные с транспортным обеспечением производственных процессов сельскохозяйственного предприятия. Проведен анализ методов использования транспортных средств в сельском хозяйстве; проведен расчет годовой программы транспортных перевозок в растениеводстве и в целом по хозяйству; определено потребное количество транспортных средств сельскохозяйственного предприятия; рассчитана структура транспортного звена при организации работы технологического и транспортного звеньев; определены технико-эксплуатационных показатели работы транспортных средств
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/perevozka-zernovyih-kultur-avtomobilnyim-transportom/
1. Окунев Г.А., Плаксин А.М., Дорохов А.П. и др.: Учебное пособие к курсовому и дипломному проектированию (справочный материал).
— Челябинск: ЧГАУ, 2006.
2. Дорохов А.П., Печерцев Н.А., Латыпов Р.М. и др. Разработка технологических карт комплексной механизации производства сельскохозяйственных культур: Методические указания. — Челябинск: ЧГАУ, 2005.
3. Дорохов А.П., Печерцев Н.А., Латыпов Р.М. и др. Операционно-технологическая карта: Методические указания. — Челябинск: ЧГАУ, 2006.
4. Окунев Г.А., Маринин С.П. Расчет состава технологических звеньев на уборке зерновых культур: Методические указания. — Челябинск: ФГОУ ВПО ЧГАУ, 2007.
5. Сельскохозяйственная техника. Каталог — М.: Колос, 2006.
6. Карпенко А.Н., Зеленев А.А., Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины. — М.: Колос, 1979.
7. Иофинов С.А., Лышко Г.П. Эксплуатация машинно-тракторного парка — М.: Колос, 1984. -352с.