Педагогические воззрения В.Н. Сороки-Росинского и их воплощение на практике

Одной из характерных особенностей воспитательной системы, созданной в школе имени Достоевского, было всемерное стимулирование художественной деятельности, пробуждение и развитие у детей интереса к литературе, создание общей творческой атмосферы. Любой воспитанник имел право на выпуск своей газеты, своего журнала, право на полемику. Здесь не было жесткого контроля и навязывания мнений. В.Н.Сорока-Росинский был сторонником «духа соревнования и состязания», побуждающих к достижению максимальных успехов. Как подлинный педагог-гуманист он умел направлять импульсы, приходящие извне и находящие отклик в школьной среде, в русло работы самопознания, общественной активности, формирования личности. В этом была одна из главных черт педагогической системы Сороки-Росинского. Например, в своеобразной конкуренции многочисленных ученических газет и журналов победу одерживали те из них, которые получали признание большинства коллектива как наиболее интересные по жанру, оформлению, остроте содержания. Никакого давления со стороны педагогов не было, да и не могло быть.

Воспитывая у подростков принципиальность, ответственность, самостоятельность мысли, Сорока-Росинский не только формировал их интересы, но в некоторых случаях, когда считал это целесообразным, сам шел навстречу интересам подростков, даже если они не совпадали с его убеждениями. Например, Виктор Николаевич считал, что школа должна быть вне политики. Но когда ребята потребовали ввести политграмоту в программу обучения и даже создали «подпольную организацию РКСМ», (для трудновоспитуемых не разрешалось создание такой ячейки в школе), он с пониманием отнесся к их желанию. Вдумчивый педагог увидел в этом не очередное увлечение, а стремление отстоять свое право быть наравне с прочими гражданами страны. В признании гражданских прав ребят — залог их перевоспитания. Даже кружок юных коммунаров был организован при поддержке Сорока-Росинского.

Решая задачи единства обучения и воспитания, В.Н.Сорока-Росинский подчеркивал необходимость формирования тесно спаянного учительского и ученического коллектива. Эта идея была заложена в основу созданной им воспитательной системы. «Лучшим критериумом воспитательской работы любого педагогического коллектива, — отмечал он, — является ответ на вопрос: удалось ли педагогам преодолеть то противостояние «мы» и «они», которое обычно возникает в любом учебном заведении». Для решения этой задачи в таком коллективе, каким являлась школа имени Достоевского, требовались педагоги особого закала, обладавшие тонким педагогическим чутьем. Их отбирала сама жизнь. Из шестидесяти педагогов, в разное время пришедших в школу, удержалось всего десять. Но это были, как писал Сорока-Росинский, «породистые», с четко выраженной личностью педагоги. Именно поэтому в школе удалось создать единый дружный коллектив, объединенный общими целями. Предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты).

6 стр., 2685 слов

Анализ книг Г. Белых, Л. Пантелеева ‘Республика Шкид’, ...

... "Республика ШКИД", написанная бывшими беспризорными, одними из тех, кому судьба готовила участь бродяг, воров, налетчиков с другой стороны книга великого педагога и деятеля образования В.Н. Сорока-Росинского "Школа им. ...

К основным стадиям формирования коллектива он относил сборище, стадность, организованный самодеятельный коллектив, стремящийся в совместной деятельности осуществлять общие цели.

Школа, руководимая В.Н.Сорокой-Росинским, не знала социальных различий. Там учились ребята из разных семей — рабочих, ремесленников, интеллигенции, даже аристократов. Столь же различны по происхождению были и педагоги. Учителя и ученики жили общей жизнью, жизнью школы, со всеми ее повседневными заботами, радостями и драмами, не ведая социальных различий. Это было, пожалуй, основное, что отличало школу от внешнего мира, как бы многочисленны ни были взаимосвязи. Работая в условиях антигуманной среды, В.Н.Сорока-Росинский и его сподвижники воспитывали в детях гуманизм.

Осмысливая путь, пройденный Виктором Николаевичем, вчитываясь в его работы, видишь главный мотив, звучавший на протяжении всей его жизни: чувство любви к Родине, к своему народу. В.Н.Сорока-Росинский всегда стремился делать то, что было нужно его стране — будь то размышления о путях развития русской национальной школы или перевоспитание трудных детей. Какие бы тяготы ни выпадали на его долю, вера в силы народа позволила ему выстоять и остаться в нашей памяти.

Виктор Николаевич решительно выступил против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. Он считал, что это вполне нормальные дети, попавшие в тяжелые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. Своих воспитанников В.Н.Сорока-Росинский относил к «супранормному-эндогенному типу», то есть к одарённым натурам, но с отклонениями от нормы в результате специфичного развития и особого душевного и психического склада. Для таких детей он предлагал создавать учебно-воспитательные учреждения, осуществляющие гармоничное воспитание и специальную коррекцию психики подростков. В работе с трудными подростками «лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример…», учитель должен быть «породистым».

«Учеба — вот что было у нас главнейшим

оружием перевоспитания».

В. Н. Сорока-Росинский

Заключение

Виктор Николаевич Сорока — Росинский — один из крупнейших педагогов XX века. По своим научным взглядам он принадлежал к антрополого — гуманистическому направлению — одному из ведущих направлений русской дореволюционной педагогики.

Всю свою жизнь он посвятил работе с детьми. Наиболее яркий и известный период творчества Виктора Николаевича — создание воспитательной системы школы им. Ф. М. Достоевского и оригинальной методики перевоспитания беспризорников и особо трудных подростков в 1920-1925 годах.

9 стр., 4415 слов

М.В. Ломоносов и русская педагогика

... преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студен-тов состоял из ... достойных учеников», то в числе отобранных оказался и Ломоносов. 1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень ...

Один из ведущих мотивов педагогического наследия В.Н.Сороки-Росинского — необходимость создания подлинно национальной русской школы. Развивая идеи К.Д.Ушинского о народном характере воспитания, Сорока-Росинский подходит к этой проблеме с психологической точки зрения, рассматривая, по существу, вопрос о менталитете народа, его национальном своеобразии.

В воспитательной системе, созданной Сорокой-Росинским, на первом месте было глубокое уважение к личности учащегося, культуре, труду постижения знаний, стремление воплощать их на практике. Основным видом деятельности, сплачивающим коллектив, было ученье. В.Н.Сорока-Росинский сумел помочь полуголодным, полураздетым детям забыть о голоде и холоде, создав атмосферу жажды знаний. «Нас лечили трудом, — вспоминал впоследствии воспитанник школы Л.Пантелеев, — но трудом не физическим, не переплетным делом, не чемоданами, не сапогами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой 10 уроков в день, летом, кажется, шесть или семь. Мы с наслаждением впитывали в себя культуру». Творчески применяя исследовательский метод и индивидуальный подход, связывая обучение с актуальными проблемами окружающей жизни, педагоги под руководством В.Н.Сороки-Росинского воплощали на практике выдвинутый им еще в прежнее время лозунг «всякое знание превращать в деяние», всеми способами старались доказать ребятам, что только знания помогут им «выйти в люди».

Главным результатом работы школы стало то, что почти все воспитанники вышли из ее стен достойными людьми. Среди них были писатели, учителя, директор издательства, агроном, офицеры Советской армии, военный инженер, инженеры гражданские и т. д.

В этом — главная педагогическая заслуга В. Н. Сорока-Росинского

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/pedagogicheskie-sochineniya-soroka-rosinskiy/

Белых Г, Пантелеев Л. Республика ШКИД. Кишинев, 1999.

Богуславский М. В. Ценностные ориентации российского образования первой трети 20 века // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 23.

Вендровская Р.Б. В.Н.Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы // Педагогика. 1996. -№3.-С.77.

Никольская А. А. Отечественная педагогическая мысль накануне Октября 1917 года// Педагогика.1994. — № 2. — С. 88-90.

Смирнов В. И., Смирнова Л. В. Учить с верным успехом. — Нижний Тагил, 2000.

Сорока-Росинский В.Н. Школа Достоевского. — М., 1978.

Степашко Л. А. Феномен советской педагогики // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 75.

Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии: материалы III Международной научно-практической конференции (18—20 октября 2006 года, СГПИ) / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова. — Ставрополь : СГПИ; Сервисшкола, 2006.

Шендерова Р. Знаменитый универсант Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Страницы жизни. — СпбГУ, 2010.

Приложение 1

Фотодокументы.

В.Н.Сорока-Росинский. Конец 50-х гг.

Группа выпускников отделения СПОН института им. А.И. Герцена. Четвертый во втором ряду слева — В.Н. Сорока-Росинский. 1927 г.

Старо-Петергофский проспект, д. 19

Фото 1901 г.

Таким в 1948 году В.Н.Сорока-Росинский пришёл на работу в школу №233.

Кадры из фильма «Республика ШКИД». В главной роли Викниксора (Виктора Николаевича Сорокина) выпускник нашего университета Сергей Юрский (в центре на верхнем фото).

В.Н.Сорока-Росинский с преподавателями и ученицами 5-го “д“ класса.

Приложение 2

Сочинения В. Н. Сороки-Росинского

Возможна ли психология как самостоятельная наука? // Вестник знания. 1906. № 10— 12.

Психология и самовоспитание // Вестник знания. 1907. № 3.

Эмоции и их культура // Вестник знания. 1907. № 4.

Очерк теории словесности // Курс русского литературного языка /Под ред. Битнера В. В.:ВЗ ч. СПб.,1907.

Молитва // Вестник знания. 1908. № 3, 6.

Психология в России // Вестник знания. 1908. № 4, 5.

Основные моменты волевого акта // Вестник знания. 1909. № 4.

Нат Пинкертон и детская литература // Русская школа. 1910. № 1, 2.

Национальное и героическое в воспитании // Вестник знания. 1915. № 1.

Наше будущее и наша школа // Вестник знания. 1915. № 9.

Молодняк // Вестник знания. 1915. № 12.

Школа борьбы // Вестник знания. 1916. № 5, 6.

Путь русской национальной школы // Русская школа. 1916. № 7— 10, 12.

Певец борьбы // Вестник знания. 1917. № 1.

От речей к делу // Вестник знания. 1917. № 2, 3.

От принудительности к добровольчеству // Трудовая школа. 1923. № 4, 5.

Школа и клуб // Летняя работа дефективного ребенка. Пг., 1923.

Летние занятия по комплексному методу: Сб. Ленгороно / Под. ред. Кузнецова. Пг., 1923.

Трудновоспитуемые // Пед. мысль. 1924. № 2.

Школа имени Достоевского // Вечерняя красная газета. 1927. 20 мая.

Культурная революция и педагогические коллективы // Просвещение. 1928. № 7, 8.

Настольная игра как вспомогательный метод обучения // Дети-психоневротики и учебно-воспитательная работа с ними. М.; Л., 1934.

Георгафическая игра «картоскладалка» // География в школе. 1936. № 3.

Ни подсказов, ни списываний // Ленинградская правда. 1941. 5 апр.

Воспитание волевых людей // Известия. 1941. 13 мая.

О преподавании русского языка в киргизских школах // Иссык-Кульская правда. 1947. 30 мая.

Несколько замечаний // Сов. Киргизия. 1947. 14 сент.

Беззаботные родители // Ленинградская правда. 1955. 24 мая.

Записки Викниксора // Комсомольская правда. 1967. 1 окт.

Записки Викниксора // Быть, а не казаться. М., 1969.

Записки Викниксора // Мастерство воспитателя /Сост. М. Азаров. М., 1970.

Школа Достоевского. М., 1978.