Памятники архитектуры города Краснодара

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), расположенные на территории Краснодарского края, являются неотъемлемой частью национального богатства и достоянием народов Российской Федерации, частью всемирного культурного наследия и находятся под охраной государства в интересах настоящего и будущих поколений народов, проживающих на территории Краснодарского края.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления.

Целью работы является изучение памятников истории и культуры г. Краснодара.

Данная курсовая работа состоит из введения, одной основной главы и шести подглав.

1. ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ В КРАСНОДАРЕ

1.1 Здание прокуратуры

24 марта 1913 года на подворье Армянской Успенской церкви состоялась закладка двухэтажного дома имени Гавриила и Николая Тарасовых, который знаменитые екатеринодарские купцы пожертвовали церковно-приходскому попечительству. Сей благотворительный жест был отнюдь не случайным.

Основателем одной из крупнейших на Кубани фирм «Торговый дом братьев Тарасовых» считается Аслан Тарасов. Армянин по национальности, он переселился со своей большой семьей в 1839 году в город Армавир, где сразу же занялся торговлей. Дела быстро пошли в гору. Уже в 1855 году Аслан Тарасов был избран армавирцами сельским почетным судьей. Спустя два года основатель компании умер, но дело отца продолжили сыновья. Были открыты филиалы компании во многих населенных пунктах Кубани, а в 1879 году Тарасовы были приписаны к купеческому сословию Екатеринодара. К началу Первой мировой войны «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» располагало капиталом более чем в 8 миллионов рублей золотом, множество магазинов, лавок, фабрик и конечно же земель по всему Северному Кавказу.

Строил здание известный архитектор Н.М.Козо-Полянский. Талантливый зодчий постарался на славу, сумев возвести одно из самых элегантных здания кубанской столицы. Главный фасад, обращенный на улицу Советскую, отличается большим своеобразием. Он разделен тремя ризалитами — центральным и двумя боковыми — в виде четырехколонного и двухколонных портиков. В отделке фасада использованы лепные украшения, гирлянды, венки и женские фигуры. Все это придавало постройке праздничную нарядность, подчеркивало постройке праздничную нарядность, подчеркивало изысканность архитектурных форм.

9 стр., 4400 слов

Экология Краснодарского края

... победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и празднованию 200-летия христианства, на территориях населенных пунктов Краснодарского края". 6. Закон Краснодарского края от 13.03.2000 г. № 245-КЗ ... и плодов. Поэтому необходимо особо отметить, что в системе национальной безопасности края вопросам экологии, охраны природных ресурсов, рационального использования минерально-сырьевой базы - одной из ...

Во время Великой Отечественной войны у здания были частично разрушены кровля, чердачное и междуэтажные помещения. Оно было восстановлено в 50-е годы для размещения административных помещений краевой прокуратуры. В связи с этим был закрыт один из двух главных входов и ликвидирована вторая главная лестница. Но в целом красота здания сохранилась. Оно и по сей день радует своим убранством жителей Краснодара.

1.2 Филармония

Долгие годы жители Екатеринодара мечтали о постройке в городе настоящего театрального здания, куда было бы можно приглашать не только на выступления не только родные театральные труппы, но и известные театры российских столиц. И хотя этот вопрос не раз поднимался в Городской Думе и на страницах прессы, строительство здания Зимнего театра началось только в 1908 году. Театр принадлежал предприимчивым купцам В.Гуренкову и Н.Болденкову, которые надеялись со временем, сдавая его в аренду, вернуть вложенные в строительство немалые деньги и получить прибыль.

Проект Зимнего театра был составлен знаменитым московским архитектором академиком Ф.О.Шехтелем. Здание, покрытое ровной цементной штукатуркой, выглядело невесомым, бесплотным, как бы парящим в воздухе. Венчал постройку плоский широкий карниз, слегка выступавший над фасадом. На стенах были помещены списки великих композиторов и драматургов и указаны римскими цифрами годы возведения театра. Шехтель давно вынашивал в мечтах своих мысли о Народном доме и, когда получил заказ из Екатеринодара, с увлечением взялся за составление проекта. Строить театр академик послал своего талантливого ученика А.А.Козлова, который с честью справился с оригинальной и сложной архитектурной постройкой.

Зимний театр в Екатеринодаре был новым словом в архитектуре не только для провинции, но и для всей России. Театр вышел нарядным, видным. Внешняя стройность, простота, легкость и величественность здания производили сильное впечатление на зрителя, настраивая его душу на лирический лад.

28 сентября 1909 года состоялось торжественное освещение Зимнего театра, а уже 1 октября начался первый в его истории театральный сезон, открытый оперой Дж.Верди «Аида». После Гражданской войны в этом здании разместился Драматический театр.

В период Великой Отечественной войны великолепное сооружение академика Шехтеля было практически полностью разрушено. Оста-лись лишь фундаменты, перекрытия над подвалом и частично над первым этажом и наружные стены. После войны архитектором А.В.Титовым был составлен проект реконструкции театра, который был утвержден государственным комитетом по делам строительства и архитектуры при Совете Министров СССР.

Реконструкция была закончена в 1954 году, при этом внешний вид и внутренне убранство театра претерпели кардинальные изменения. Фактически речь идет о создании нового здания, выполненного в неоклассическом стиле, характерном для послевоенного пе-риода советской архитектуры.

В 1973 году после окончания строительства нового театра драмы на 1000 мест старый театр был передан краевой Филармонии под концертный зал. И сейчас здание используется именно в этом качестве.

1.3 Здание торгово-промышленной палаты

В начале ХХ века в Екатеринодаре был хорошо известен купец 2 гильдии Василий Кондратьевич Рубежанский, имевший мебельно-столярную мастерскую и мебельный магазин на улице Красной. Мебельное дело давало неплохой доход и в 1907 году Рубежанский открыл один из первых в столице Кубани синематографов — театр «Бомонд-Иллюзия», который быстро получил успех у екатеринодарцев (сейчас это здание занимает детская библиотека им. братьев Игнатовых).

4 стр., 1736 слов

Секционный тип домов. Типология зданий театра

... же, кто приходил из ближних мест, входил через парод справа. Типология театров и залов Сценическая часть театра обычно составляет до 60% его объема. Соб­ственно глубинная сцена ... Аван- и арьерсцены увеличивают игровую маневренность основной сцены (игровой площадки). Направления развития типологии зданий театров — расширение диапа­зона вместимости и числа залов в

В 1908 г. Василий Кондратьевич приобретает участок по улице Борзиковской, где возводит особняк в стиле «Модерн», который выстроился в ряд с другими великолепными особняками этой улицы. Чтобы не нарушать целостность ансамбля, хозяин не поскупился и сделал двухэтажную пристройку с угловой четырехскатной башней, покрытой чешуйчатыми железными пластинами и увенчанной высоким флюгером, кованным из металла. А чтобы придать особняку еще более роскошный вид, над крыльцом был построен открытый балкон.

Весь четырнадцатый квартал по улице Борзиковской считался весьма нарядным и «аристократическим», и немалая заслуга в этом принадлежала Василию Кондратьевичу Рубежанскому. В 1912 году вся недвижимость Рубежанского оценивалась в 125 тыс. рублей золотом. Талантливый предприниматель был заметен и в политической жизни Екатеринодара. Василий Кондратьевич был в списке лиц, имеющих право участвовать в выборах гласных Екатеринодарской Городской Думы на четырехлетие с 1912 по 1916 год.

Однако пришедшая на Кубань в 1920 году Советская власть остановила удачную карьеру Рубежанского. В августе этого года в связи с высадкой на черноморское побережье Кубани врангелевского десанта екатеринодарский партийный комитет ВКП (б) постановил: «Предложить Кубчека при проведении намеченных массовых обысков в буржуазных кварталах и домах задерживать всех крупно-буржуазных дельцов, спекулянтов и т.п. и содержать их под арестом на положении заложников». Попал в число заложников и В.К.Рубежанский. Позже все заложники были расстреляны в стенах городской тюрьмы. Так в возрасте 50 лет погиб Василий Кондратьевич Рубежанский, а его вдова Таисия Григорьевна с двумя маленькими сыновьями была выселена новой властью из собственного дома.

К счастью, оба сына Василия Кондратьевича сумели найти себя в Советской России, и именно благодаря их семейным рассказам удалось воссоздать историю своей семьи одному из внуков знаменитого екатеринодарского купца.

1.4 Здание Государственного банка

С 1876 года в Екатеринодаре активную деятельность по развитию промышленности и торговли вело Общество взаимного кредита. Долгое время общество не имело своего здания, арендуя помещения у частных лиц, и только в 1906 году на улице Базарной был торжественно открыт собственный дом. Это была одна из последних работ архитектора В.А.Филиппова. Одноэтажная постройка в стиле модерн отличалась богатой лепниной и архитектурными украшениями — декоративными вазами и бочонками — символами бережливости, узорчатой кованью — решетками, венчающими здание, и, по общему мнению горожан, являлось одним из красивейших сооружений последних лет.

Финансовые дела Общества взаимного кредита шли очень успешно, так что уже спустя шесть лет было принято решение о надстройке у здания второго этажа. Был объявлен открытый конкурс, в котором победу одержал проект архитектора М.И.Рыбкина. Строительство началось без промедления, и в 1914 году помолодевшее здание было открыто. Большую роль в его создании сыграл инженер Н.М.Козо-Полянский, который выполнил многие расчеты и чертежи в проекте и осуществлял общее наблюдение за строительством.

11 стр., 5157 слов

Советская архитектура 20-30-х годов

... влияние прошлого на настоящее. Советская архитектура 20-30-х годов В годы гражданской войны и интервенции строительство в стране практически не велось. Широко распространенным в строительстве был ручной труд, ... значение архитекторы придавали ритмике балконов и лоджий, глухим плоскостям стен и пластике скругленных или выступающих элементов фасада, акцентировке углов и входов в здание, геометрическому ...

Архитектор Рыбкин, обладая богатой фантазией и увлеченный необычным заданием, создал воистину великолепную композицию внешнего убранства банка, отвечающую своему реальному и символическому назначению. Здание, имевшее два света на втором этаже, было богато украшено скульптурами и декоративно-кафельными панно. Помимо выразительных скульптур богатое убранство получил весь фасад здания, декорированный якорями, гирляндами, венками, античными масками. Также здорово был оформлен внутренний интерьер здания. Особенно хорошо выполнена мраморная парадная лестница, и это не случайно. Работы по отделке внутренних помещений возглавлял известный краснодарский скульптор К.А.Дитрих.

С 1925 года в здании разместился ломбард, а чуть позднее — контора Государственного Банка СССР. Война не пощадила этот шедевр архитектурного искусства Кубани. Только в 1949 году дом поднялся из руин и засиял своей первоначальной красотой благодаря стараниям инженеров А.А.Алавердина и К.Т.Козьменко.

Ныне в этом великолепном здании, как и сто лет назад находится финансовое учреждение — Главное Управление Центрального Банка России.

1.5 Здание Сбербанка

К концу 70-х годов XIX века в Екатеринодаре насчитывалось три гостиницы. И самой первоклассной из них была «Центральная». Она принадлежала купцам братьям Богарсуковым, которые переселились на жительство в столицу Кубани из Армавира.

Это был двухэтажный кирпичный дом, где на первом этаже размещались торговые заведения, а на втором — 24 гостиничных номера. Много лет это добротное здание красовалось на улице Красной и считалось, безусловно, лучшим в городе. Однако в ноябре 1901 года в помещении музыкального магазина, который размещался в гостиничном доме, произошел пожар. Сгорели и рухнули два потолка, крыша и потолок первого этажа. Однако богатые и предприимчивые Богарсуковы не впали в уныние. Вскоре дом был восстановлен.

Однако косметический ремонт не мог удовлетворить самолюбие братьев Богарсуковых — в Екатеринодаре в начале ХХ века стали появляться как грибы после дождя новые великолепные здания, и гостиница «Центральная» на их фоне уже не являлась лучшей в городе. В 1908 году в кубанскую столицу прибыл из Петербурга для строительства Зимнего театра талантливый архитектор Александр Андреевич Козлов, ученик и помощник академика Шехтеля. И Богарсуковы обратились к модному архитектору с просьбой о полной перестройке здания своей гостиницы.

Козлов решил вопрос перестройки экономно и своеобразно. Он не тронул стены старой постройки. Но так как дом простоял уже несколько десятилетий, он усомнился в прочности его фундамента. И для усиления прочности здания Александр Андреевич стянул старый кирпичный каркас дома двутавровыми стальными балками. Характерно, что это было сделано архитектором не только ради прочности. Используя выемки двутавровых балок, Козлов провел вдоль их боковых поверхностей водосточные трубы, затем декорировал металлическую конструкцию и увенчал ее высокими шпилями, которые гармонично сочетались с угловой башенкой дома, а последняя — с куполами Войскового Александра-Невского собора и домовой церкви Кубанского Александровского училища. Башенка украшена барельефом, сюжет которого восходит к древнегреческой традиции. Вся постройка, помимо нарядности, вышла изящной и легкой, как бы парящей в воздухе.

4 стр., 1599 слов

По Кубановедению. Архитектура и архитекторы Кубани

... Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы ... думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического ...

В августе 1917 года гостиница «Центральная» была реквизирована под нужды Кубанского областного продовольственного комитета — для Хлебармии с выплатой арендной платы ее хозяевам, а после установления Советской власти здание было и вовсе национализировано. С 1937 года в нем находился Краснодарский крайком ВКП(б), а в последние годы здесь располагается краевое управление Сбербанка России.

1.6 Здание музея им. Е.Д. Фелицына

Дух соревнования и соперничества присущи всем народам. Ведь не случайно, если кто-то из купцов Екатеринодара открыл обувной или галантерейный магазин, то непременно рядом, на другом углу, появится такого же рода торговое заведение. И никакие протесты и возмущения соперника тут не помогут. И вот, когда Поликарп Губкин открыл на углу улиц Гимназической и Бурсаковской свой «Гранд-Отель», его прямые конкуренты братья Богарсуковы решают нанести «ответный удар».

Всего за один год Карп и Христофор Павловичи Богарсуковы возводят двухэтажный дом для своей семьи такой красоты и оригинальности, что тот сразу затмил внешним броским видом и «Гранд-Отель» соседа, и собственную гостиницу «Централь». К сожалению, неизвестно, кто составил проект особняка в духе «классической эклектики», где весьма умело, не нарушая геометрических пропорций и чувства художественной меры, соединены были несколько архитектурных стилей. Здание, поставленное на красной линии застройки улицы, в центре Екатеринодара, сразу же преобразило весь квартал.

Внешнюю привлекательность здания дополняло роскошное внутреннее убранство. Лестница из белого мрамора, ведущая на второй этаж, с перилами — кованью, изображающей растительно-цветочный орнамент. Сложна и великолепна лепка потолков — цветы, листья, фрукты, — повторяющая элементы наружного декора. Парадный зал был убран особенно богато — украшенный восточными арабесками потолок и пол наборного паркета, а стены расписаны пейзажной живописью итальянских мастеров, выставка картин которых проходила в картинной галерее Ф.А.Коваленко.

В годы Гражданской войны особняк был реквизирован за минимальную плату Добровольческой Армией, для размещения своего штаба, а после установления Советской власти здесь находилась санитарная часть 9-й армии. В последующие годы у дома купцов Богарсуковых сменилось множество хозяев, пока в начале 60-х годов его не передали Краснодарскому государственному историко-археологическому музею-заповеднику имени Е.Д.Фелицына.

За свою столетнюю историю здание частично утратило свой великолепный внешний вид и внутреннее убранство. Однако не стоит отчаиваться. В 2005 году началась его реставрация, которая воссоздаст внешний и внутренний вид дома Богарсуковых в первоначальном варианте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Здание прокуратуры. Бывший дом имени купцов Г.А. и Н.Л. Тарасовых, 1913 г., архитектор Н.М. Козо-Полянский, ул. Советская, 39.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Филармония (быв.Театр драматический), 1908 г., архитекторы Ф.О.Шехтель, А.А.Козлов;1954 г. (реконструкция) архитектор А.В. Титов, ул.Красная, 55.

2 стр., 912 слов

Д.Трезине — первый архитектор Спб

... Доменико. Трезини заложил основы градостроительной концепции Санкт-Петербурга. Заключение ДоменикоТрезинистал первым архитектором Петербурге, основателем ... здания Коллегиисоставляет 383 метра. Каждое здание имело высокую четырехскатную крышу и свой парадный вход. Первый ... Приложение 1Проект дома для «подлых"Приложение 2Проект дома «для зажиточных"Приложение 3Проект загородных домов. Приложение ...

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Здание торгово-промышленной палаты. Бывшая Усадьба купца В.К. Рубежанского, 1900-1908 гг., ул. Коммунаров, 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Здание Государственного банка. Бывшее здание Общества взаимного кредита, 1910 г., архитектор Н.М. Козо-Полянский, авторы фасада архитектор М.И. Рыбкин и академик И.Л. Калмыков, ул. Орджоникидзе, 39.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Здание Сбербанка. Бывшая гостиница «Централь» братьев Х.П. и К.П. Богарсуковых, 1910 г., архитектор А.А. Козлов, угол ул. Гимназической, 65 и ул. Красной, 58.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Здание музея им. Е.Д. Фелицына. Бывший дом купцов братьев Х.П. и К.П. Богарсуковых, 1900-1901 гг., ул. Гимназическая, 67.