Музыкальное образование и воспитание в Германии

В современном мире люди стали яснее понимать, что культура − знак коллективного самосознания и коллективной памяти. Не случайно поэтому актуальным представляется исследование зарубежного опыта в разных сферах знания, в том числе и опыт художественной культуры.

В связи с этим обстоятельством важно осмыслить и систематизировать эстетические и практические принципы музыкального воспитания в Германии периода Средневековья и Возрождения, а также в современном временном периоде. Выбор темы также обусловлен историческими контактами Германии и России, контактами не только сложными и противоречивыми, но и плодотворными. Активными были и остаются и творческие связи между немецкими и русскими деятелями искусства — традиции немецкой музыкальной педагогики оказали большое влияние на русское музыкальное образование в Петербургской, Московской, консерваториях. В связи с этим интересна проблема процесса формирования музыкальных традиций, понимания того, какое место занимала музыка в жизни немецкого народа, выявления общественного престижа и духовной значимости у разных слоев немецкого общества, начиная с эпохи Средних веков к периоду современности.

Возможно, пример Германии, где музыкальное воспитание граждан было государственным приоритетом, в какой-то мере поможет разрешить аналогичные проблемы в нашем обществе.

Объектом работы является состояние музыкального образования и воспитания в Германии.

Предметом: музыкальное образование и воспитание.

Цель работы: проанализировать состояние музыкального образования и воспитания в Германии от эпохи Средних веков до наших дней.

Цель предусматривает последовательное решение ряда задач:

2. Рассмотреть в историческом аспекте стояние музыкального образования и воспитания в Германии.

.Проанализировать современное состояние музыкального образования и воспитания в Германии.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. История музыкального образования и воспитания в Германии

.1 Германия — страна музыкальных традиций

Первоначально дадим краткую характеристику рассматриваемого государства. Германия — государство <#»center»>музыка немецкий студент эпоха

23 стр., 11099 слов

Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

... с нарушениями слуха. Выделить методы музыкального воспитания во внеурочное время в школе глухих. Выявить ... музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания и формирования вкуса в школьном возрасте. Подобных исследований применительно к музыкальному образованию ... мысли людей. Музыкальные произведения передают динамику эмоционально-психологических состояний: смену чувств, ...

Глава 2. Современное состояние образования и воспитания в Германии

.1. Структура музыкального образования в современных музыкальных ВУЗах страны

В современных музыкальных ВУЗах страны высшее образование в Германии бесплатное как для самих немцев, так и для иностранных студентов.

Следует сказать, что современная немецкая система высшего образования весьма отличается от российской. Один из базовых принципов организации высшей школы в Германии — «академическая свобода» — имеет самые разные последствия и проявления. Не только сами немецкие вузы являются автономными образованиями, но и каждому члену вузовского сообщества предоставлена свобода и самостоятельность. В Германии не существует жесткой системы обучения в обязательном порядке. Напротив, каждый студент немецкого вуза, в общем, предоставлен самому себе, что дает известную свободу выбора и действий, но и требует ответственности и самодисциплины.

Студент музыкального вуза не посещает занятий вместе со своими «сокурсниками» (такого понятия в Германии вообще нет), но должен сам, организовать свой учебный план и свое время в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к обучающимся по данной программе. Студент может более или менее в произвольном порядке записываться на лекции и семинары, выбирать время для стажировок и практики, находить время для подработок и т. д. Большинство студентов не укладываются в стандартный период обучения. Средняя продолжительность обучения составляет пять лет.

Учебный год начинается в середине октября и состоит из двух семестров. В конце каждого семестра студент собирает специальные сертификаты тех курсов и лекций, которые он прослушал. В случае если он набрал определённое количество, он может подать заявку на сдачу экзамена.

Зачисление в ВУЗы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром. Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии.

Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3-4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom-Преддиплом), и основной (4-6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium).

Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию. Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора. Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены.

11 стр., 5399 слов

Сравнительный анализ систем образования в России и Британии

... этой организации и охватывают курсы обучения, проводящиеся британскими вузами как в Великобритании, так и за границей. Согласно многоступенчатой модели, высшее образование разделяется на ... студентам специализироваться в предметах, включающих в себя электронику либо электроэнергетику. Студенты, успешно окончившие курс, могут продолжить обучение для получения степени. ЕЕ17Национальный сертификат в ...

Музыкальное образование можно получить и в высших школах. В отличие от университетов и институтов эти заведения не имеют право присваивать докторские степени.

Профессиональные академии дают музыкальное образование третьего уровня. Здесь обучение сочетается с практической подготовкой. Здесь студенты обучаются и одновременно работают по изучаемой специальности. Получают степень на уровне бакалавра. Обучение длится 3 года, 6 семестров.

Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением является Гейдельбергский университет (основан в 1386 году по образцу парижской Сорбонны).

2.2 Работа по привлечению иностранных студентов

Музыкальное образование в Германии доступно и открыто для иностранных студентов. Для них существует программа поступления и обучения.

Для поступления в университет или иное учебное заведение для получения музыкального образования совершенно не нужно знать в совершенстве язык на начальном этапе обучения.

Образование по специальности «учитель музыки» базируется на трех «китах», а именно: творчество, наука и педагогика. В консерватории акцент делается на занятия музыкой, то есть творчеством, в то время как в университетах преобладают научный и педагогический подходы. Однако в последние годы тенденция и в том, и в другом типе вузов идет на уравновешивание этих трех аспектов.

Для студентов педагогических музыкальных факультетов характерны широта взглядов и многообразие интересов, в то время как студентам-инструменталистам присуще желание досконально и глубоко изучить инструмент и искусство владения им.

Для зачисления, как в университет, так и в консерваторию, желающим посвятить себя музыке придется в первую очередь доказать наличие самого главного, а именно — таланта.

По-разному в Германии строится и процесс обучения будущих музыкантов. Консерваторских студентов, нацеленных на творчество и оттачивание мастерства игры, ожидает индивидуальная работа с профессором, занятия в небольших группах и интенсивная, порой изнурительная сценическая деятельность. Словом, все то, чем, на первый взгляд, не могут похвастать студенты университетов, занятия в которых, обильно сдобренные теорией, проходят, как правило, в огромных лекционных залах.

Дидактика, психология и педагогика, особенно если изучать их на неродном языке, тоже не всегда легко даются студентам-иностранцам. Однако при всей монументальности и академичности университетов существует множество дисциплин, таких как композиция, написание мюзиклов или работа с хором, которые требуют креативного и нестандартного мышления. Стоит сказать, что диплом музыкального вуза — консерваторский или университетский — только приоткрывает двери в настоящую профессиональную жизнь.

8 стр., 3884 слов

Что такое выбор. ( по тексту А.В.Гридина «Студент третьего курса ...

... подчёркивалось, что такой прямолинейный подход вредит делу. 8. Сколько можно делать вид, что нас это ... получен немедленно. 23. Составлен график погашения задолженности по детским пособиям. 24. Мыслимо ли равнодушие ... связи между качеством работы и дисциплиной. 3. Герои Бородино мне понравились своей преданностью ... последствий аварии на ТЭЦ. 15. Я был поражён тем, что главный конструктор мало знаком ...

Ряд германских фондов и обществ (Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд имени Конрада Аденауэра, Фонд имени Фридриха Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество) предоставляет иностранным студентам и ученым специальные стипендии для проведения научных исследований и повышения квалификации.

Заключение

В настоящее время, Германия — государство <#»justify»>1. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения [Текст] / О. Бенеш. − М.: Музыка, 1973. — 340 с.

. Грубер Р. Всеобщая история музыки [Текст] / Р. Грубер. − М.: Музыка, 1965. — 318 с.

. Гуревич А. Средневековый мир [Текст] / А. Гуревич. − М.: Музыка, 1990. — 401 с.

. Гуревич Е. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях [Текст] / Е. Гуревич. − М.: Просвещение, 1991. — 312 с.

. Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 года [Текст] / Т. Липатова. − М., 1985. − Т. 1. — 356 с.

. Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и Возрождения [Текст] / Под ред. О.Л. Уваровой. — М.: Музыка, 1966. — 340 с.

7. Уварова О.Л. Формирование системы музыкального воспитания и образования в Германии: теория и практика [Текст] / О.Л. Уварова. <http://musstudent.ru/biblio/60-dialogicheskoe-prostranstvo-muzyki-v-menjajushhemsja-mire-2009/131-o-l-uvarova-formirovanie-sistemy-muzykalnogo-vospitanija-i-obrazovanija-v-germanii-teorija-i-praktika>

  • М.: Музыкальная литература, 1995. — 311с.

. Большая Российская энциклопедия. Статья Германия. — М.,2005.

. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры [Текст] / А.Я. Гуревич. — М.: Знание, 1991. — 330 с.

. История культуры стран Западной Европы [Текст] / Под. ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш. школа, 1999.- 502 с.

. Поликарпов В.С. Лекции по культурологи [Текст] / В.С. Поликарпов. — М.: Гардарика, 1997. — 280 с.

. Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение [Текст] / М.Ю. Реутин. — М.: Прогресс, 1996. — 305 с.

. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов [Текст] / А.И. Шендрик. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. — 360 с.