В процессе реформирования российского общества едва ли самым важным достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей традиционной народной художественной культуры. Её развитие неотделимо от народных традиций, имеющих своё выражение и в системе празднеств и обрядов. В них воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его понимание труда, морали, человеческих отношений.
Мы живём во времена национального обновления общества. Потребность в народных традициях возрастает. Вопросы отношения к культурному наследию, проблемы связанные с сохранением и пропагандой народной культуры, фольклора, приобретают особое значение. Тема возрождения народных празднеств и обрядов в рамках народной художественной культуры в современных условиях звучит всё чаще и становится всё более актуальной.
В нашей стране в последние годы активно разрабатываются и внедряются новые подходы к возрождению и развитию традиционной народной культуры. Истоки духовно-эмоциональной жизни народа остаются на периферии научно-практических исследований. Но историческое и фольклорно-этнографическое наследие достаточно велико и полно для постановки и разрешения проблемы возрождения народных празднеств и обрядов в рамках исследования этнокультурных явлений и освоения методов реконструкции праздничных и обрядовых традиций народной культуры.
Непосредственно в Белгородской области, при участии ведущих педагогов-новаторов, таких как М.С. Жиров, О.Я. Жирова, И.И. Веретенникова и др. сложилась многоуровневая система возрождения, сохранения и внедрения в современную педагогическую доктрину изучения народных празднеств и обрядов. Актуальность проблемы усиливается несколькими противоречиями между теоретическими и практическими аспектами в возрождении народных празднеств и обрядов в современных условиях.
Таким образом, важность вопроса о возрождении народных празднеств и обрядов в современных условиях, системе внедрения в культурную жизнь общества, создание правовых, экономических и социальных условий для этого, а также воспитательно-патриотический аспект данного вопроса и обусловили выбор темы курсовой работы.
Анализ научной литературы. Впервые научные подходы к пониманию роли празднично-обрядовой культуры в возрождении сознания человеческой причастности к своей культуре были разработаны этнографами И.М. Снегиревым, И.П. Сахаровым1, A.B. Терещенко2, А.Н. Веселовским, Н.И. Костомаровым3, C.B. Максимовым.
Массовая культура в современном обществе
... слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура в современном обществе Современная массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. ... охвата тем, меры драматизма и трагедийности народная культура всегда превосходит элитарную культуру. Но в то же время народная культура не так высоко профессиональна, как ...
Во второй половине ХХ в. культурологи, этнографы, фольклористы, искусствоведы расширили область исследований празднично — обрядовой культуры (М.М. Бахтин, П.Г. Богатырев, Г.П. Блинова, В.Е. Гусев, М.М. Громыко, A.C. Каргин, А.И. Мазаев, А.Ф. Некрылова, В.Я. Пропп, Н.И. Савушкина, И.А. Хренов и др.).
Отдельные аспекты данного вопроса находили своё отражение в ряде докторских диссертаций. М.С. Жиров в своей диссертации даёт оценку возрождению народной культуры в аспекте регионального компонента, подчёркивает необходимость отработки ряда вопросов теоретико-методического и практического характера. Он отмечает необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры в современных условиях, созданием российской государственности на основе национально-культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме и т.д4.
Влияние народных празднеств и обрядов на патриотическое воспитание молодёжи разработано в диссертации Е.З. Соловьёвой. Её исследование чётко говорит, что возрождение утраченных обрядов и праздников, может стать эффективным способом приобщения современной молодёжи к своим культурным корням–основе патриотических убеждений и чувств, осознания неразрывной связи со своим народом, его традиционного уклада жизни.5
Богатый педагогический потенциал традиций народной художественной культуры составил основу исследований Г.Н. Волкова, В.А. Николаева, В.А. Сластенина.
Различным аспектам современного бытования и регенерации традиционных форм культуры, в том числе, её региональных вариантов, посвящены работы A.C. Каргина6, Б.Н. Путилова7.
В исследования также входят статьи периодической печати, выступления государственных деятелей, деятелей культуры, педагогов–новаторов и др.
Содержательный анализ научной и публицистической литературы показал, что многие учёные и педагоги уделяют достаточно внимания возрождению народной художественной культуры в целом и её влияния на подрастающее поколение. Но целенаправленного исследования по возрождение народных празднеств и обрядов и влиянию их, как отдельных компонентов народной культуры не проводилось.
Объект исследования – народные празднества и обряды как компонент народной художественной культуры.
Предмет исследования – условия для возрождения народных празднеств и обрядов в современном обществе.
Цель исследования – теоретическое обоснование необходимости возрождения народных празднеств и обрядов в современных условиях, необходимость государственной поддержки в сфере народной художественной культуры и важность воспитательного компонента.
Задачи исследования – изучение возникновения и развития народных празднеств и обрядов, системы понятий и социального назначения; дать оценку государственной политике в сфере возрождения народных празднеств и обрядов, раскрыть значение народных празднеств и обрядов в патриотическом воспитании молодёжи в современном обществе.
Методы исследования – для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов. Методы теоретического анализа: исторический (исследование возникновения, формирования и развития народных празднеств и обрядов в хронологической последовательности), логический (воспроизведение в мышлении сложного развивающегося объекта в форме исторической теории), сравнительно-сопоставительный (сопоставление и сравнение различных явлений в народных празднествах и обрядах в пространстве, во времени и выявление их сходства и различия), ретроспективный (последовательное проникновение в прошлое народных празднеств и обрядов с целью выявления причины их возникновения, обновления и сопричастности обществу).
Структура культуры. Народная, элитарная и массовая культура
... порядке. Контролируя процессы социализации и инкультурации индивидов, культура акцентирует различия между стратами и утверждает иерархии и, таким образом, содействует доминированию и субординации определенных групп и классов. Благодаря культуре люди научаются определять ...
Эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта, обобщение независимых характеристик, анализ опыта учёных по данной проблеме. Изучение литературы дало возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. В работе с литературой использовались такие методы, как составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой, указание на литературные источники и цитирование – дословная запись выражений и фактических данных, содержащихся в литературном источнике.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и состоит их введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава I. РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ ПРАЗДНЕСТВ И ОБРЯДОВ, ИХ СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
§ 1. Возникновение и развитие народных празднеств и обрядов.
Система понятий
Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.
Народы каждой страны на протяжении многовековой истории создавали свои праздники, обряды, всегда стремились торжественно отметить наиболее важные события своей жизни.
Праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа. Празднества устраивались нашими предками после удачной охоты, перед началом весенних полевых работ, после уборки урожая. Торжествами и особыми, приуроченными к ним обрядами народ встречал весну, лето, осень, зиму, поклоняясь деревьям, цветам, родной природе, заботясь о будущем урожае, благополучии своего рода и т.д.
Что лежит в основе праздников и обрядов? Что определяет их содержание и направленность? Какова их роль в воздействии на личность? Правильно ответить на эти вопросы, понять сущность и смысл обрядности, как и любого другого общественного явления, можно лишь исходя из объективных причин ее возникновения и проследив историю ее развития. Важно также определить, какие функции выполняли обряды в прошлом, в каком виде существовали и как видоизменялись, т.е. подойти к вопросу исторически.
Безусловно, нельзя рассматривать обряды и праздники как пережитки предшествующих эпох. Каждый из них (каким бы странным или диким он нам ни казался) органически связан с основами общественного строя, вслед за изменениями, которых, меняются социальный смысл, назначение и функции праздников и обрядов.
Рассмотрение процесса возникновения и развития праздников и обрядов разных эпох, анализ их основных функций способствуют выяснению свойственных им закономерностей, дают ключи для решения актуальной сегодня проблемы возрождения народной духовной культуры, несмотря на ту огромную временную пропасть, которая нас разделяет
Календарные обряды в русском фольклоре
... В народном творчестве календарные обряды особенно широко представлены песнями. В наши дни интерес к календарной обрядности переживает настоящий бум. Мы отмечаем многие праздники земледельческого календаря несколько ... при соединении усилий многих людей в обрядовом действе, возможно помочь плодородию. Ведь люди и природа—это две части одного целого, а обряд является средством сообщения между ...
Обрядность как общественное явление появилась в эпоху первобытнообщинного строя, который охватывает очень большой период истории.
Благодаря труду человек выделился из животного мира. Труд начинался с изготовления орудий. Судя по многочисленным раскопкам, это были примитивные орудия охоты. Как вид трудовой деятельности охота побуждала первобытных людей группироваться для совместных действий, ибо труд не являлся индивидуальным делом того или другого человека был построен на сотрудничестве людей и разделении трудовых операций. Следовательно, он имел общественный характер, что оказывало огромное влияние на развитие общественного сознания.
Общение людей в процессе труда вызвало потребность членораздельной речи, способствовавшей совершенствованию человеческого мозга, человеческого сознания. Однако выработка членораздельной речи – очень длительный процесс, которому сопутствовали и другие языковые средства общения, способные объединить людей в процессе трудовой деятельности и заставить их действовать совместно в нужном направлении. Одним из таких средств первобытного общения стали обряды и праздники.
Многочисленные памятники искусства, начиная с эпохи верхнего палеолита, т.е. со времени, когда на земле появился Ноmо sapiens (человек разумный), свидетельствуют о том, что уже на первой ступени своего развития люди совершали обряды. Даже сегодня мы можем видеть сохранившиеся на скалах древние рисунки, в основном, изображения животных (мамонтов, бизонов, оленей, медведей, лошадей и др.).
Эти рисунки – своеобразные памятники искусства, идей и верований древних народов. Первобытные художники с большой достоверностью воспроизводили реалии своего быта. Эти изображения использовались для древних обрядов: нанося во время пляски удары по нарисованному на скале мамонту, вылепленному из глины медведю или рисуя раны на изображении бизона, первобытные люди верили, что этими действиями они заклинают природу, обеспечивая удачу в предстоящей охоте. И эта вера придавала силы, сплачивала людей.
После охоты первобытные люди не могли обсудить ее удачные и неудачные моменты, вычленить и закрепить в памяти решающие движения и удары, так как словесно-логическая память была им еще недоступна: во всех первобытных обрядах мы сталкиваемся, прежде всего, с двигательной и наглядно-образной памятью.
В доклассовый период человеческой истории не было еще развито общественное сознание, открывающее возможность для абстрактного мышления, и сознание человека, крайне примитивное, еще не расчленялось на отдельные формы. Вместе с тем уместно предположить, что первобытный человек в процессе трудовой деятельности пытался в какой-то степени раскрыть существующие связи между явлениями, постичь их взаимовлияние и взаимообусловленность, познать причины и следствия.