Государственный строй Римской республики

Для достижения поставленной цели выделяю следующие задачи:

1. Изучить первые цивилизации в Италии VIII -VI вв. до н.э.;

2. Познакомиться с Римом в эпоху первых царей;

3. Рассмотреть становление римской государственности и военной организации (VI в. до н.э);

4. Дать общую характеристику ранней Римской республики и социальной структуры в VI — IV вв. до н.э.;

5. Охарактеризовать государственное устройство Римской республики;

6. Ознакомить с основными изменениями в государственном строе Римской республики при правлении Цезаря.

При написании данной курсовой работы была использована следующая литература: Кощев В.И. Эминистический мир и Рим; Кузищин В.И. История Древнего Рима; Маяк И.Л. Римляне ранней республики; Немировский А.И. История Древнего Мира: Античность; Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима.

История Древнего Рима от возникновения «вечного города» до установления империи — это история превращения небольшой общины в самую мощную державу в мире к концу l ст. до н. э. Рим в своем развитии прошел 2 этапа:

1. ЦАРСКИЙ (сер. VIII в. до н.э — конец VI в. до н.э);

2. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ (V в. до н.э — конец I в. до н.э).

Заключительным этапом стала эпоха ИМПЕРИИ ( I — V вв. н.э)

Римская держава, включала много различных народов средиземноморья. Они находились на разных стадиях развития. Тем не менее, в течение нескольких столетий Римская держава оставалась прочным государством, представляя собой устойчивый баланс сильной центральной власти, авторитарного и гибкого провинциального звена и широкого местного самоуправления.

цивилизация рим государственность республика сенат

1. Первые цивилизации в Италии VIII -VI вв. до н.э.

Центром римской государственности был Апеннинский полуостров. Он занимал срединное положение во всем Средиземноморье и геополитически был предрасположен к объединяющей роли. Через остров Сицилию Апеннинский полуостров был связан с северным побережьем Африки, его западные области тяготели к Испании и Галлии, а восточные и южные — тесно соседствовали с Балканским полуостровом, где находились греческие города-государства. С III в. до н.э. территория Апеннинского полуострова получила название «страна Италия». Предположительно название «Италия» произошло от латинского слова vitulus — бык, поскольку страна славилась своими породистыми быками.

По центру Италии тянутся невысокие Апеннинские горы, которые делят страну на западную половину, омываемую Тирренским морем, и восточную — омываемую Адриатическим морем. Наиболее благодатной областью для жизни человека является западное, Тирренское побережье, и неслучайно именно здесь возникли первые очаги цивилизации, богатые города, в том числе и город Рим.

4 стр., 1565 слов

Искусство Древнего Рима

... новым народам, начавшим своё политическое существование на развалинах Римской империи. Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV—I вв. до н. ... дополнительные и многообразные детали. Таким образом архитектура Древнего Рима отличалась одноэтажными постройками, высотой инженерного искусства, многообразием типов сооружений, богатством композиционных форм и ...

Природно-климатические условия Италии были весьма благоприятны для жизни человека и создания эффективной экономики как основы социальной жизни и формирования высокой культуры.

Археологические раскопки показывают, что на месте будущего Рима уже с середины II тысяч до н. э. существовали родовые поселки, а предметы, которые были найдены, показывают на связь двух великих народов — эминов и римлян. Население было многочисленно, состояло из нескольких родовых поселков, постоянно воюя друг с другом, опустошая поля и угоняя скот. Стали появляться укрепления в виде рвов, земляных насыпей и сторожевых башен. Они защищали поселения, были свидетельством процесса разложения родовых отношений.

В VIII в. до н.э. на холме Капитолий возвели общую крепость, которая использовалась для защиты всех жителей. А в ходе объединения родовых поселков осваивались и застраивались низины между холмами, а населения родовых поселков объединялось в единую римскую общину. Что в последствии связывается с легендарным Ромулом, который основал Рим, первым царем и создателем римской государственности. [2, c. 31-32]

Основание Рима связывалась с легендой о близнецах Ромуле и Реме. Согласно наиболее распространенному рассказу, они были внуками царя города Альба Лонга Нумитора, свергнутого его братом Амулием. Матерью их была дочь Нумитора весталка Рея Сильвия, а отцом сам бог Марс. Отнесенные на погибель к разлившемуся в половодье Тибру, близнецы были найдены и вскормлены зверем Марса волчицей, подобраны и воспитаны пастухом Фаустулом (Фаустул — «счастливец») и его женой Аккой Ларенцией (Аккой Ларенцией — «кормилица ларов»).

Когда Ромул и Рем окрепли, они собрали вокруг себя ватагу пастухов и проявили удаль в схватках с разбойниками, а затем, узнав о своем происхождении, восстановили на престоле деда и вернулись туда, где произошло их детство, к холмам в излучине Тибра, и решили там обосноваться. Между братьями возник спор, на каком холме воздвигнуть город и кому быть его основателем. Рем выбрал Авентин, Ромул — Палатин. Двенадцать коршунов, предвестивших будущему городу столько же веков славы, указали на Палатин и на Ромула как основателя города. Во время постройки стены на Палатине Рем, насмехаясь над братом, перепрыгнул через недостроенную стену . Со словами: «Да постигнет такая судьба каждого, кто захочет силой вступить в город» — Ромул убил брата, и город получил имя Рома (Рим).

[4, c. 132]

2. Рим в эпоху первых царей

Царская власть в Риме перешла к его основателю Ромулу, который дал свое имя городу. Он правил около 40 лет и за это время смог отстроить город, организовать в нем управление, сформировать сенат, создать небольшие, но сильное войско, которое наводило ужас на соседей, т.к. занималось грабежом. Первыми жителями Рима, были дружинники Ромула, молодые, смелые, здоровые юноши.

Вторым Римским царем стал сабинянин Нума Помпилий. Он больше обращал внимание на внутреннее устройства. Нума организовал правильное богослужение, создал жреческие коллегии и упорядочил культовые церемонии; объединил городское население в коллегии по специальностям (медники, кожевники и др.).

16 стр., 7769 слов

Римская армия в описании Полибия

... но и структуру римского войска, а так же выход Рима в море. Сейчас ... в историографии и написал трехтомное сочинение «Римская история», правда, довел повествование только ... на 10 турм). Шестой раз ряд римских граждан (имущество менее чем в 11000 ассов) ... станут опорой непобедимой римской военной машины, которая впоследствии похоронит республику. Утченко. В это время новоизбранные консулы занимаются тем, ...

Следующим правителем стал Тулл Гостилий, который отличался воинственным характером и полководческими способностями. Он захватил Альба -Лонгу, разрушил город, а жителей пересилил в Рим.

Значение Рима еще более выросло в правлении следующего, четвертого, царя Анка Марция. Он был удачным воителем, успешно отражал набеги соседних латинов, переселял в Рим побежденных жителей и постепенно расширил территорию римской общины. При Анке Марции начались активные разработки соляного промысла в устье Тибра, здесь же был основан морской порт Остия. При Анке Марции к концу VII в. до н.э. Рим превратился в один из крупных экономических и политических центром Лоция. Существующие в Риме родовые примитивные структуры начали разлагаться, уступая место новым общественным отношениям. [3, c. 95-98]

К рубежу VII — VI в. до н.э. на троне оказался полуэтрус-полугрек Тарквиний. Он развил энергическую деятельность по организации государственности, городскому благоустройству и экономическому развитию, используя при этом богатый опыт этрусков и греков. Тарквиний укрепил царскую власть. Царь стал, рассматривается как глава гражданского управления, осуществляющий верховную военную, юридическую и религиозную власть. Внешней почетный атрибутикой царской власти были: пурпурный плащ и высокие красные сапоги, кресло из слоновой кости, скипетр с изображением орла и специальная колесница.

Особенно активно он стал благоустраивать город: было заложена каменной мостовой большая центральная площадь (форум); построена целая система сточных каналов. Появляются благоустроенные дома на каменном фундаменте. Все это явилось ярким показателем общего экономичного, социального и культурного прогресса Рима как общества и государства. [4, c. 134-135]

3. Становление римской государственности и военной организации (VI в. до н.э)

Правление Тарквинием стало началом рождения римской цивилизации, которая создавалась на местной латинской основе обогащенной за счет заимствования и переработки исторического опыта соседней этрусской культуры. После смерти Тарквиния власть перешла к Сервию Туллию, который продолжил оформление римской государственности и нового общества.

Наибольшее значение имели три направления его реформирования:

1. Организация нового территориального деления Рима;

2. Оформление новой социальной структуры римского общества;

3. Создание принципиально новой организации.

Кроме этого проводил Сервий Туллий территориальную реформу. Она состояла в том, что вместо традиционного деления на родовые подразделения вводилось новое деление римской территории на 21 округ — 4 городских, 17-сельских. Но в основу деления римского населения был положен новый принцип — владения имуществом, а не принадлежность к тому или иному роду.

Все мужское население Рима было поделено на шесть имущественных разрядов:

  • К 1-му относились владельцы имущества в 100 тыс. ассов;
  • Ко 2-му — в 75 тыс. ассов;
  • К 3-му — в 50 тыс. ассов;
  • К 4-му — в 25 тыс. ассов;
  • К 5-му — в 11500 ассов;
  • К 6-му отнесены люди, владевшие меньшем имуществом. [1, c. 19-20 ]

Таким образом, в римского каждого социального разряда оказались как члены древних родов (патриции), так и новые люди (плебеи).

3 стр., 1328 слов

I. СБОРНИКИ РИМСКОГО ПРАВА ДО ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА // Право России

... сочинении «de legibus » (II , 25) указывает также, что некоторые законы XII таб. были заимствованы из законов Солона. Из римских юристов ... самим царям, в особенности: Ромулу, как основателю Рима и организатору сословия патрициев, Нуме Помпилию, как организатору общего религиозного культа, ... . Судя по тому, что с целью составления сборника законов было отправлено особое посольство в Грецию, можно ...

Теперь главное было, чтобы они владели соответствующем имуществом.

Естественным продолжением социальной реформы стало созданием новой военной организации. Если ранее войско состояло из объединения родовых ополчений, то при Сервии Туллии его комплектование было связано с делением всего мужского населения на имущественные разряды. Каждый разряд должен был выставлять несколько войсковых единиц, состоящих из сотни(центурии) воинов.

Самый богатый 1-й разряд выставлял 80 центурий пехотинцев и 18 центурий всадников ( всего 98 центурий); 2-й разряд — 22 центурии; 3-й — 20 центурий; 4-й — 22 центурий, а 5-й — 30 центурий.

Военная организация, в основе которой стояла центурия, имела большое политические последствия. Она породила новый вид народного собрания, получившего название центуриатные комиции, т. е. сходки по центуриям, где центурия стала исходной голосующей единицей.

В правлении Тарквиния и Сервия Туллия были заложены прочные основы нового общественного образования — римского государства и римской гражданской общины, которым предназначалось великое будущее. Однако личная судьба великого реформатора оказалось трагичной. Он стал жертвой собственного зятя, носившего славное имя Тарквиний. Если предшественника называли Тарквинием Древним, то убийца Сервия Туллия стал называться Тарквинием Гордым. Последним захватил верховную власть, стал править тиранически, что вызвало всеобщую ненависть. Поэтому римская аристократия изгнала его из Рима. Царская власть была упразднена как политический институт, а сам титул «царь» был предан проклятию и уже никогда в позднейшие времена не употреблялся. На смену царской власти пришла Республика. [5, c. 17-20]

4. Ранняя Римская республика. Социальная структура в VI — IV вв. до н.э.

Местная римская знать выступила за упразднение царской власти, т. к. была недовольна общей политической этрусской династии, направленной на усиление царской власти в ущерб римской аристократии. К тому же в общественную политическую жизнь включали представителей пришлого населения (плебса).

А плебейская часть римского населения такой политикой была удовлетворена. Все эта превратность интересов патрицианской и плебейской частей римского общества послужила основой острого социального конфликта. Этот конфликт потряс внутреннюю жизнь Рима в V-IV вв. до н.э.

Упразднение сильной царской власти передала бразды правления государством в руки совета старейшины, римского сената, состоявшего из представителей знатных патрицианских родов. Из их среды избирался первоначально один высший магистрат — претор, ему помогал его заместитель — квестор. Они переизбирались каждый год только из патрициев. Однако это оказалось опасным, т. к. создавало возможность захвата власти с его стороны возвращения ненавистной монархии. Поэтому в середине V в. до н.э. вместо одного высшего магистрата стали выбирать двух. Они пользовались одинаковой властью и управляли совместно. Их начали называть консулами (от лат. consulo — совещаюсь), т.к. представители высшего магистрата должны были советоваться друг с другом и принимать согласованные решения.

2 стр., 959 слов

Театр в античном риме

... в характере римского народа. Все это, а также общая культурная отсталость Рима по сравнению с Грецией было причиной того, что даже в пору своего наивысшего расцвета театра в Риме ... н.э. римляне освободились от власти этрусков, и в Риме установилась республика в форме античного полиса. Вскоре после этого начались завоевания Рима в Италии. Благодаря выгодному географическому положению – центр Италии ...

Государство приобрело ярко выраженный аристократический (патрицианский) характер, потому что высшие магистратуры, сенат и большая часть народного собрания состояла из патрициев. А плебейская часть римского общества была отодвинута на второй план. [1, c. 65-66]

Социальная структура Рима в VI — IV вв. до н, э. отличалась большой сложностью и пестротой. В римском обществе существовали три основных типа общественных структур: родовые учреждения, восходящие к первобытности, новый общинно-крестьянский сектор и раннерабовладельческие отношения. В процессе дальнейшего развития родовые учреждения постепенно отмирали, общинно-крестьянский сектор укреплялся, а раннерабовладельческие отношения имели тенденцию к превращению в классическое рабство.

В конкретной действительности VI-IV вв. до н.э. носителями этих структурных типов выступали классово-сословные группы патрициев, клиентов, плебеев и рабов. Каждая из. этих групп занимала особое место в производстве и в обществе, обладая своим набором прав и обязанностей. [2, c. 53]

4.1 Патриции

Свое название патриции получили от слова pater, т. е. отец многочисленной семьи, включающей кроме родных детей также зависимых людей и рабов. «Отцами» в раннем Риме называли также членов высшего органа управления—сената. Патриции были привилегированным, господствующим классом-сословием раннего Рима. Они пользовались всей полнотой гражданских прав, голосовали в куриатных комициях, избирались в сенат, служили как в тяжеловооруженной пехоте, так и привилегированной коннице. Каждый патриций был главой многочисленной фамилии, т.е. большой семейной общины, на содержание которой они имели право .брать в пользование солидные участки из общинного земельного фонда. Основные магистратские должности вплоть до середины IV в. до н. э. заполнялись патрициями. Патриции делились на родовые группы (gentes), которые восходили к далеким родовым подразделениям первобытной эпохи. И хотя патрицианские gentes VI—IV вв. до н. э. имели другую структуру и организацию, чем первобытные роды, тем не менее, роль традиционных родовых связей в среде патрициев была велика. Являясь привилегированным господствующим классом-сословием землевладельцев, в структуре которого родовые связи занимали значительное место, римские патриции были консервативным элементом в обществе, тормозившим, развитие новых социально-экономических отношений, частной собственности, рабства. [2, c. 53]

4.2 Клиенты

В раннеримском обществе многочисленной прослойкой были клиенты — несостоятельные и политически бесправные люди. Клиентами могли быть или отпущенные на волю рабы, или переселившиеся в Рим иноплеменники, которые были вынуждены искать защиту и покровительство у патрициев и поступали под их патронат. Клиенты вступали как бы в; родовую организацию патрициев на нравах зависимых членов, получали родовое имя своих покровителей. На них накладывались обязанности работать на землях патронов и выполнять различные повинности: сопровождать своего патрона в походе, на выходах в город. Имущество клиента, если он не оставлял завещания, после его смерти наследовалось патроном. В случае неповиновения патрону клиента по решению суда могли обратить в рабство. В свою очередь, патрон был обязан защищать клиента от притеснений других знатных лиц, представлял его интересы в суде. Клиенты, входившие в род своих патронов, связанные с ними различными, в том числе религиозными, обязательствами были отделены от плебеев и в социальной борьбе, происходившей в Риме в V- IV вв. до н. э. выступали вместе со своими патронами-патрициями. Но ослабление родовых связей в патрицианских родах и развитие новых социальных отношений постепенно изменяло положение клиентов. К III в. до н. э. большая часть их уже освободилась от своей зависимост от патронов, получив от государства землю, и превратилась в свободных земледельцев. [2, c. 53-54]

8 стр., 3586 слов

Культура Стародавнього Риму

... став одним з найбільших імперій в стародавньому світі . Різноманітні сторони суспільного життя Стародавнього Риму зосереджувалася на форумі, визначаючи склад навколишніх його будівель: храми головних богів, перед ... Патриції були об’єднані спочатку в 100, а потім в 300 родів. Спершу плебеям заборонялося одружуватися з патриціями, що забезпечувало замкненість верстви патриціїв. Менш важливим це ...

4.3 Плебеи

Один из основных классов-сословий раннего Рима составляли плебеи. Часть плебеев была принята в патрицианские роды в качестве зависимых клиентов, но большенство плебса стояло вне обществееной организации коренных граждан-патрициев и было лишено гражданских прав, хотя и считалось в отличии от рабов и клиентов юридически свободным. Значительную часть плебеев составляла пришлая маса людей, порвавших все свои связи со своей прежней родиной и стоявших вне родовой организации Рима. Эти люди оказались особо благоприятной средой для становления частнособственнических отношений, а их борьба с патрициями, связанными с отжившими родовыми учреждениями, была исторически прогрессивной.

Плебеи обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслами. Они жили в своей основной массе в деревнях, окружающий Рим, имели собственную общинную организацию, систему взаимопомощи. Плебеи как мелкие земледельцы представляли собой основную часть формирующегося общинно-крестьянского сектора римского общества, хотя он постоянно пополнялся и за счет клиентов, по мере того как они освобождались от патронной зависимости, да и самих обедневших патрициев, в силу разных причинрастерявших свои земельные владения и свои фамилии зависимых людей. В их среде довольно быстро произошло расслоениеи выделился зажиточный слой. Общее гражданское бесправие объединяло всех плебеев на борьбу с патрициями. Однако если маса плебеев дюбивалось получения земли и отмены кабального рабства, то зажиточные и богатые плебеи боролись в первую очередь за политическое равноправие с патрициями. [2, c. 54]

4.4 Рабы

В VI — III вв. до н. э. рабский труд проникает в различные отрасли хозяйства — рабы обрабатывают поля, трудятся ремесленных мастерских, в домашнем хозяйстве. В рабов обращали военнопленных, рабами становились кабальные должники. Запрещение долгового рабства в Риме в 326 г. До н. э. сделало порабощение пленных основным источникам пополнения класса рабов.

Раннерабовладельческие отношения называют патриархальным рабством и отличают от классического рабства. При патриархальном рабстве производство направлено на создание не товара, а лишь средств существования рабовладельца и его фамилии, господствует натуральное хозяйство, а связи с рынком находятся в зачаточном состоянии. Поскольку товарные отношения были слабые, а необходимость в прибавочном труде раба ограничена потребностями рабовладельца и его семьи, то эксплуатация раба не достигала крайних пределов. Несмотря на использование рабов в разных отраслях производства, в целом их было мало и они еще не стали основными производителями. Рядом с рабами трудились и сам хозяин, и его дети.

21 стр., 10381 слов

Архитектура древнего рима

... здесь возводились парадные ул и цы с колоннадам , арками, монументами. Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города ... об истории ушедших поколений. Многообразие общественных потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилой, общественно-гражда н ской, промышленной. Градостроительство учитывает характер местности, ...

Раб не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые (хотя и самые минимальные) права человеческой личности. Раба не включали в инвентарь имения, рабы отвечали за некоторые поступки перед судом (в более поздний период его наказывал хозяин), могли выступать поручителями и быть усыновленными. Они имели право участвовать в некоторых религиозных культах и празднествах. Согласно религиозным представлениям, рабам давался отдых в праздники, а слишком жестокое обращение с рабами, напрасное пролитие крови признавались не угодными богам.

Грань между свободой и рабским состоянием не была резкой, она смягчалась и затушевывалась существованием переходных от рабства к свободе разных категорий зависимости: клиентской связи, домашнего рабства, кабального должничества.

Самым бесправным было положение рабов-военнопленных, поскольку их господина не связывали с ними ни племенные, ни родственные, ни религиозные, ни какие-либо другие отношения. Поэтому в раннем Риме противоречия между рабами и рабовладельцами не обнажились, были еще скрыты, тесно переплетались с социальными антагонизмами других зависимых прослоев населения: обедневших плебеев, кабальных должников, клиентов.

От периода VI — III вв. до н. э. не дошло известий о массовых восстаниях рабов; они еще не выступали самостоятельно, а вели борьбу в скрытых формах (бегство, порча орудий) или принимали активное участие в волнениях полусвободных и разоряющихся слоев населения.

Так, в Риме рабы принимали участие в захвате Аппием Гердонием, стремившимся к восстановлению царской власти, крепости Капитолия в 460 г. до н. э., в волнениях должников в начале IV в. до н, э., в народном движении 342 г. до н. э. [2, c. 54-55]

4.5 Борьба плебеев с патрициями

Борьба патрициев и плебеев пронизывает всю социально-политическую историю раннего Рима, в драматических столкновениях враждующих сторон формируются основные учреждения римского общества V—IV вв. до н. э. Главный антагонизм проявлялся в том, что патрицианская знать стремилась сохранить и укрепить свое привилегированное положение, покоящееся на родовых традициях и связях, в распоряжении земельными владениями, обрабатываемыми зависимыми клиентами и сородичами, политическом господстве в обществе.

Требования плебеев сводились к трем основным пунктам: 1) допуск плебеев к общественной земле, ограничение патрицианского землевладения, наделение плебеев земельными участками, г. е. решение аграрного вопроса; 2) отмена долговой кабалы и ограничение’ долгового процента; 3) политическое равноправие, т. с. участие во всех собраниях и право избрания на все государственные должности.

Поскольку земля была основным видом богатства, а земледелие — главным занятием населения, то аграрный вопрос лежал в основе всех требований плебса.

Как и в греческих городах-государствах, в Риме землей могли владеть только полноправные граждане, поэтому решение, земельного вопроса было тесно связано с получением гражданских прав и плебеи добивались прежде всего политического равноправия.

До середины VI в. до н. э. плебеи считались чужеродным элементом и им не доверяли даже службу в войске. Однако увеличение числа плебеев, с одной стороны, и расширение военной активности — с другой, сделало необходимым привлечение их в ряды ополчения, что и было закреплено реформами Сервия Туллия. Плебеи были включены, таким образом, в состав римской общины, стали гражданами, получив не вес права, а лишь право проливать кровь за Римское государство.

16 стр., 7706 слов

Античная культура Древняя Греция и Рим

... складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней. Искусство Небывалое ранее ...

B начале Vв. до н.э. плебеи уже составляли основную часть римского войска, в котором патриции занимали все командные посты. Опираясь на большинство. граждан-воинов, плебеи повели борьбу за свои права, угрожая уйти из Рима и основать новый город. В момент серьезных военных осложнений плебейское войско предъявляло патрициям свои требования и удалялось па Священную гору (холм, расположенный в окрестностях Рима) .

Уход из Рима большей части воинов, естественно, ставил государство в катастрофическое положение, и патриции вынуждены были, вступив в переговоры с плебеями, идти на уступки. Важнейшей из них было создание новой магистратуры (должности) народных трибунов, которые могли приостанавливать все решения патрицианских магистратов, произнося слово veto — «запрещаю» 494 г. до и. э..

Борьба плебеев с патрициями была ожесточенной и кровопролитной. Она проходила с переменным успехом. Если плебеи вырвали у патрициев должности народных трибунов, то им не удалось провести аграрные законы, которые были предложены Спурием Кассием (486 г, до н.э.).

Он предложил раздать нуждающимся плебеям завоеванные у племени герников земли. Однако его законопроект не прошел, сам он был обленен в стремлении к царской власти и казнен. [2, c. 55-57]

5. Государственное устройство Римской республики

При родовом строе государства как такового не существовало. Государственная организация отличаемся от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата управления (армия, суды, чиновники), делением населения не по кровному родству, а по территориальному признаку, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Процесс возникновения государства в Риме определяется внутренним состоянием римского общества, но он осложнился внешним фактором. В начале VI в. до н.э. этруски захватили власть в Риме, основали свою династию и создали аппарат управления, что ускорило процесс формирования собственно римской государственности. Этруски организовали монархическое управления во главе с царем. Однако это была примитивная монархия, сильно ограниченная в своей компетенции народным собранием, сначала собраниями по куриям, а затем по центуриям.

Восстание местного населения Рима в конце VI в. до н.э. ликвидировало царскую власть; было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины — магистраты. Риме утвердилась республиканская форма управления (V — I вв. до н.э.).

[2, c. 57-58]

5.1 Народное собрание

Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключала мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всеж высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть.

В Риме собирались три вида народных собраний комиций; до реформ Сервия Туллия с середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемые центуриатные устройство. В связи с тем что в V — VI вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождали многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев,, значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

11 стр., 5322 слов

Доклад: Культура древнего Рима

... совершенством инженерной техники. История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима: 1.Ранний, или царский, Рим (VIII-VI вв. до н.э.). 2.Ранняя Римская республика (V-IV ... г, до н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния Гордого. Управление было объявлено "общенародным делом" (по-латыни – res publica) . РАННЯЯ РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (V-IV ВВ. ДО ...

Центуриатные комиции собирались высшими должностными лицами — консулами — за городской чертой Рима, на Марсовом поле (Марс — бог войны}. Все римские граждане выставляли 193 центурии, из них самые богатые — первый класс — 98 центурий, т. е. больше половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала центурии первого класса, затем второго, третьего и т. д. Если за предложение голосовало больше 50% голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом. При подобном порядке голосования все вопросы решались 98 центуриями первого класса, т. е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический характер центуриатских собраний вызывал недовольство широких слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию центуриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во второй половине III в. до п. э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял разное число центурий и, следовательно, имел неодинаковое количество голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное количество центурий -70, а всего в Риме стали насчитывать 373 центурии (5 классов по 70 = 350 + 18 центурий всадников +5 центурий ремесленников и пролетариев).

В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам —трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов—триб, 4 городские и 31 сельскую).

Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление политического значения плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а затем 287 г. решения трибутных плебейских комиций признавались законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции, связанные по своему происхождению со сходками плебейских масс, с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 триб имели независимо от состава населения один голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торговцы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписываться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сельские трибы и тем самым оказывать свое влияние на более широкую массу населения.

Несмотря на известную демократизацию римских народных собраний и их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии оказывались даже самые демократические трибутные комиций. Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате, т. е. у него не было права законодательной инициативы. В Риме было несколько видов народных собраний: куриатные, центуриатные, трибутные комиций. Их функции не были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами. [2, c. 58-59]

5.2 Сенат и сенаторское сословие

Руководящая роль в победоносных войнах III—II вв. принадлежала сенату, направлявшему внешнюю политику и выдвигавшему из своей среды высший командный состав. Сенат в этот период был опорой нобилитета. В нем занимали господствующее положение патрицианские роды — Корнелии, Эмилии, Клавдии, Валерии, но наряду с ними выделились и плебейские роды — Ливии, Семпронии, Цецилии Метеллы. Доступ в состав патрицианско-плебейского сената, а следовательно, нобилитета был затруднен из-за сопротивления нобилей, не желавших делиться с кем-либо огромными выгодами, которые стала приносить государственная деятельность.

У сената не было постоянной резиденции. Его заседания происходили то в курии Гостилия на форуме, то в каком-либо из римских храмов, всегда при закрытых дверях. Согласно установленному обычаю прения осуществлялись в порядке иерархического старшинства, а голосование — с помощью перехода из одной части помещения в другую. Чужестранные правители или послы могли вызываться в сенат для заявлений или дачи показаний, но при голосовании присутствие посторонних не допускалось.

Будучи едиными в защите своих корпоративных интересов, сенаторы норой сталкивались между собой в борьбе за высшие магистратуры и важнейшие жреческие должности. Возникали разного рода группировки — партии (от лат. pars, partis — часть).

Партии вступали в жесткие конфликты, в которых одной из главных опор была масса клиентов, которые к этому времени превратились в толпу прихлебателей при своих патронах. Основным средством борьбы стала политическая демагогия. Некоторые нобили объявляли себя защитниками низов и выдвигали законодательные предложения, выгодные мелким земледельцам. И именно в это время появляются анналы, в которых до небес возносятся предки Валериев, Клавдиев и других влиятельных родов. История превращается в орудие политической пропаганды.

Сенаторы и внешне отличались от других граждан. Они носили туники с широкой пурпурной каймой, которая была видна из-под тоги. Знаки отличия сенаторов были частью окружавшего их публичного почета. Ему должно было соответствовать поведение каждого сенатора, не наносящее урона достоинству (dignitas) сенаторского сословия в целом. Об этом должны были заботиться цензоры, составлявшие каждые пять лет список (album) сенаторов, из которого исключали тех, кто запятнал себя недостойным поведением. Поэтому в римском сенате, несмотря на острые конфликты между отдельными партиями, были невозможны взаимные оскорбления и драки. [5, c. 39-40]

5.3 Магистратура

Сенат как корпорация не обладал исполнительной властью, хотя ее носители — магистраты — являлись его членами. Ко II в. система магистратур окончательно сформировалась и определилась ее спецификация: высшие и низшие магистраты, плебейские магистраты, избиравшиеся по традиции эпохи сословной борьбы из плебеев, ординарные и экстраординарные магистраты.

В правовом отношении магистратура основывалась на трех принципах— годичности, коллегиальности и последующей ответственности за деятельность, Теоретически магистратура была открыта всем гражданам, но практически магистратами становились представители немногих фамилий. Не разрешалось занимать несколько должностей одновременно. В 186 г. был установлен многоступенчатый порядок занятия магистратур: квестор, курульный эдил, претор, консул. К высшим ступеням допускались лишь те, кто прошел низшие. Одновременно вводился возрастной ценз для занимающих низшие должности — 27 лет и двухлетний промежуток между прохождением каждой последующей ступени. Лицо, претендующее на должность, должно было появляться перед гражданами в белоснежной тоге (символ чистоты), что было немаловажным средством агитации. Существовали и другие способы привлечения к себе внимания избирателей, но во II в. еще не доходило до серьезных злоупотреблений.

По мере расширения римских владений число магистратов увеличивалось. В 242 г. к существовавшей ранее должности городского претора (praetor urbanus) добавилась должность praetor peregrinus, ведавший отношениями между гражданами и чужеземцами. После образования провинций Сицилии и Сардинии (241 г.) прибавилось еще по одному претору для каждой из этих провинций. В 197 г. появились два претора для двух провинций на Пиренейском полуострове. [5, c. 40-41]

6. Изменение в государственном строе Римской республики при правлении Цезаря

Оказавшись на вершине власти, которой очень долго добивался, Цезарь столкнулся с множеством проблем. Если учесть, что он мало правил страной (49-44 гг. до н. э.) и это время было наполнено напряженными военными кампаниями, то в деятельности Цезаря как главы государства занимали главное место срочные проблемы:

1. установление определенного согласия в руководящей элите;

2. удовлетворение насущных проблем сельского (земельный вопрос) и городского (задолженность) плебса;

3. демобилизация огромной армии.

Демобилизация огромной армии прошла спокойна, требования легионеров были удовлетворены и были созданы все условия, чтобы огромная масса людей вернулись к земледельческому труду. Этим решалась проблема выхода из военной разрухи и экономического возрождения страны.

Были приняты меры и для успокоения должников и обеспечения городского населения недорогим продовольствием. Были уменьшены долги за счет вычета уплаченных процентов из основной суммы долга, а остальные выплачивали в течении 3 лет. Для раздачи продовольствия Цезарь не отменял эту практику совсем, а только сократил число «получателей» с 300 до 150 тыс. человек, что позволило провести в жизнь эту болезненную акцию относительно спокойно.

Важной социально-политической задачей Цезаря считал достижение согласия внутри правящей элиты, которая была представлена сословьями — нобилитетом и всадничеством. Гражданская война 49-44 гг. до н. э. резко разделила эти два сословия на два лагеря:

1. сенатская олигархия, вставшую на сторону Помпея;

2. фракция — поддерживающую Цезаря.

Диктатор решил примирить противоборствующие стороны. Он понимал, что истребить сенатскую олигархию невозможно. Вот почему бывшие противники Цезаря не только получили прощение, но и сохранили свои места в сенате и даже избирали на высшие магистратуры.

Существенные изменения Цезарь внес в структуру государственного управления, а прежде всего в организацию верховной власти. Их суть была в том, чтобы от коллегиального руководства (сенатской олигархии) перейти к единому правлению.

В 46 г. до н. э. сенат назначил Цезаря диктатором на 10 лет, а в 44 г. до н. э. он получил полномочия постоянного диктатора. Постоянная диктатура стала новым государственным институтом, хотя являла собой монархию. Цезарь кроме юридического единодержавия имел право быть пожизненным народным трибуном, он имел полномочия цензора — просматривал списки сенаторов.

Ранее временным титул императора, который получал полководец, одержавший победу, стал постоянным званием Цезаря. Теперь его называли император Юлий Цезарь.

Диктатор мог рекомендовать своих кандидатов на магистратские должности (консулов, преторов, эдилов).

Он появлялся в пурпуровым плаще триумфатора с лавровым венком на голове, сидел в особом кресле, украшенном слоновой костью и золотом, ходил в красных сапогах.

Оформив свою власть он начал реформирование всей системы государственного управления, начиная с высших звеньев и кончая местным самоуправлением. Высший государственный орган власти — сенат стал по существу совещательным органом при Цезаре. Тем более, что диктатор пополнил его больше чем на половину своими людьми, исключая противников.

Другой высший орган республиканской конституции — народное собрание — практически перестал действовать. Его не возможно было собрать, а не большие сходки состояли из клиентов Цезаря или его друзей. Они без проблем утверждали тех, кого рекомендовал диктатор.

Поскольку объем государственных дел в державе возрос, диктатор увеличил численность традиционных магистратур. Теперь выбирали 16 преторов (вместо 8), в эдилов (вместо 4), 40 квесторов (вместо 24).

Но кроме этого Цезарь сам стал назначать на должности. Все эти меры укрепили и консолидировали центральные органы государственного управления, всецело подчинялись воле всесильного правителя.

Цезарь положил также начало организации и правовой разработке полномочий органов местного самоуправления, границ их автономии, правил выбора местных органов власти. Его преемники продолжили этот путь и создали знаменитую систему муниципального самоуправления, которая стала прочной структурой основой Римской империи в I -III вв. н. э.. Однако лихорадочная деятельность Цезаря по созданию Империи опережала общественное сознание, как правящей элиты, так и массы римских граждан. Цезарь был убит во время заседания в сенате 14 марта 44 г. до н. э.. После чего появились новые политические противоречия. Разгорелась новая борьба за власть между Марком Антонием и Гаем Юлием Цезарем Октавианом.

С 30 г. до н. э. Октавиан взял верх, и он стал единственным повелителем Римской державы. Так закончилась 500-летняя эпоха Римской республики и наступила новая, не менее блестящая и не менее трагичная историческая эпоха — эпоха Римской империи. [3, c. 205-215]

Заключение

Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и потому в эволюции его общества и государства нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.

Во всемирно-историческом развитии роль истории Древнего Рима очень велика. Именно в Древнем Риме рабовладельческая формация достигла наибольшей законченности и глубины, выявила с наибольшей полнотой все свои характерные признаки, раскрыла все свои потенции.

В процессе социальной революции IV — Vвв. На место рабовладельческих отношений как господствующих выступали отношения феодальной зависимости, которые в эпоху поздней Римской империи приняли форму прикрепления разных групп населения к месту жительства и к своим занятиям. Основными общественными классами были уже не классы рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов, а класс земельных магнатов-протофеодалов и класс находящихся в разный степени зависимости основных производителей, включая рабов.

Древний Рим оставил богатое культурное наследие, которое стало частью жизни и культуры современного человечества. Величественные остатки римских городов, портовых сооружений и военных лагерей, храмов и т.д. Во всем этом — реальная связь римской древности с современной действительностью, зримое доказательство того, что римская цивилизация легла в основу европейской культуры, а через нее и всей современной цивилизации а целом.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-ustroystvo-rimskoy-respubliki/

1. Кощев В.И. Эминистический мир и Рим. М., 1993.

2. Кузищин В.И. История Древнего Рима. М., 1994.

3. Маяк И.Л. Римляне ранней республики. М., 1993.

4. Немировский А.И. История Древнего Мира: Античность: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200. — Ч. 1. — 480 с.: ил.

5. Немировский А.И. История Древнего Мира: Античность: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200. — Ч. 2. — 480 с.: ил.

6. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. М., 1996.