Символика образной системы в произведениях Островского

Многое уже сказано о творчестве А.Н Островского, но всегда хочется заглянуть глубже, выявить то, что еще никто не заметил, не изучил.

Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н. Островский продолжает традицию А. С. Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж.

Актуальность. Исследователи русской литературы уделяют большое внимание поискам тех методов и приемов анализа, которые бы вскрывали художественные поиски писателей, особенно драматургов.

Драмы Александра Николаевича Островского являются олицетворением быта, нравственных проблем русского народа. Система «образ — символ» занимает важное место в воссоздании определенной картины мира со своими идеями и внутренними конфликтами. В связи с многозначностью русского слова, различием его интерпретаций в контексте затронутая в данной работе тема достаточно актуальна. Помимо этого тема актуальна еще по ряду причин: можно трактовать ее как патриотическую или общенациональную, так как символика,с исторической точки зрение, сопровождала российскую культуру не только со времен язычества (символика, олицетворение присутствовали во всем окружающем),а еще гораздо раньше, во времена наскальных рисунков, что говорит о единстве всех народов на начальном этапе развития.

Исходя из всего вышеназванного, цель данной курсовой работы определяется следующим образом: анализ символики образной системы в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Снегурочка».

Из цели вытекает и ряд задач:

Найти, назвать и охарактеризовать основные виды символов на примере уже изученных произведений А.Н. Островского.

Найти и проанализировать символы в произведениях ««Бесприданница» и «Снегурочка».

Объект курсовой работы — пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» и «Снегурочка».

Предмет курсовой работы — символика в пьесах «Бесприданница» и «Снегурочка» А.Н. Островского.

Работа состоит из: введения, двух глав, каждая из которых разделена на два подпункта, заключения и списка используемой литературы.

Практическая значимость. Проведенный анализ пригодится в работе преподавателей при проведении уроков, лекций, семинаров или дополнительных курсов по выбору по русской литературе. Также работа вызовет интерес у исследователей произведений А.Н. Островского и всех кому интересна драма в целом.

18 стр., 8615 слов

Интерпретация драмы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка»

... 17] Аналогичная картина обнаруживается и в других постановках. Широкую известность «Снегурочка» Островского обрела в опере Николая Андреевича Римского - Корсакова, написанной в 1880-1881 гг. Еще при ... искусства. Методы исследования: Изучение литературных источников., Анкетирование учащихся., Сбор творческих работ учащихся., Тестирование., Анализ, синтез и обобщение полученных результатов. Выводы и ...

Глава 1. Исследовательские работы по творчеству А.Н. Островского, .1 Критики о произведениях драматурга

Известные критики того времени, достаточно лестно отзывались о произведениях Островского, о его таланте, к примеру со слов М. И. Писарева о «Грозе»: «Но ни бурь «Нашего времени», ни умственной гимнастики на туго натянутых умозаключениях не нужно для того, чтобы подойти к произведению, которое все-таки ярко и далеко выдается из ряда наших дюжинных драм. Буря душевная обличает внутреннюю тревогу, происходящую от каких-нибудь посторонних соображений; умственные тонкости выказывают преднамеренность, а то и другое обнаруживает досаду, происходящую оттого, что хоть ягода и не нашего поля, однако всем нравится».

Содержание относится к купеческой среде, глухой местности (отдаленной).

Но даже в этой среде, которую задавили мелкой спесью и различными моральными уродствами, пробивается человеческое чувство, то настоящее, без которого невозможна жизнь. В произведениях Островского происходит постоянная борьба свободы личности с застоялыми обычаями, зверством понятий и их результатами. Чем бы ни заканчивалась эта борьба, и как бы она не начиналась — она существует, а значит, существует возможность драмы, а остальное в голове автора.

В произведениях Островского явно выражено повиновение старшему поколению. (В «Бесприданнице» повиновение Ларисы Дмитриевны матери — мать отдает замуж дочь за того, кого выбрала сама мать, дочь смиренно идет под венец; в «Снегурочке» — послушание главной героини отцу и названым родителям.

С другой стороны: деспотизм старшего поколения «по негласному закону». (В «Бесприданнице»: мать берет в руки всю власть, хитрит по отношению к господину Кнурову и другим часто захожим гостям, лишь бы получить выгоду при помощи «счастья дочери», но делает это так, что не теряет своего отнюдь не низкого положения в обществе, по всем обычаям, законам; в «Снегурочке» отец держит Снегурку среди филинов, птиц, и других животных, а также надзирателем ей делает — Лешего. Запрещает ей не только видеть людей и общаться с ними, но даже слушать песни Леля:

… «Снегурочка, беги от песен Леля, бойся речей его и песен…»

Ее названные родители: Бобыль с Бобылихой, по своему, « по родительски» заставляют ее приманивать богатых женихов в дом, чтобы им жилось в достатке:

… « Поневолься,

Не по сердцу, а парня ты мани,

А он прильнет и не отстанет, будет

Похаживать»

… « Отца медком да бражкой

Попаивать. Уж долго ль, коротко ли

Поводится с тобой, а нам барыш.

Соскучишься с одним, поприглядится,

Повытрясет кису, мани другого,

Поманивай!»

Интересен вопрос любви и семейной жизни у Островского. Чувства в супружеской жизни возможно проявлять только по старым обычаям, по закону.

В «Снегурочке» отец запрещает влюбляться в кого-либо, так как это обречет ее на смерть, она должна оставаться холодной к людям. Ее родители (названные), которых она выбрала в людском мире требуют от нее богатого жениха, чтобы им хорошо жилось. Как только появляется жених, подходящий под мерки родителей, она ведет себя смиренно, пряча взгляд, слушаясь родителей. Идеальная невеста должна вести себя так( по словам Мизгиря):

15 стр., 7251 слов

Особенности психологического мастерства Островского в драме «Бесприданница»

... Драматург в «Бесприданнице» снова ... характеристика дается Островским посредством речи ... в своем признании - любовь снова заговорила в ... в кофейной», заканчивается катастрофой. Уже в I действии в диалоге Кнурова и Вожеватова появляется ведущий мотив ... Дмитриевны, которую мать готова выгодно ... в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим, прагматическим миром ...

… «Влюбленному всего дороже скромность

И робкая оглядка у девицы;

Сам-друг она, оставшись с милым, ищет

Как будто где себе защиты взором.

Опушены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор.

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь…»

В «Бесприданнице» героиня должна выйти замуж за человека ниже её сословия. Юлий Капитоныч Карандышев получает выгоду от женитьбы- небогатый чиновник становится на ровне с дворянами, получает красивую и покорную жену а также уважение тех людей, которые раньше не замечали его. Она должна покорно слушаться своего мужа, понимая безвыходность ситуации и слушаясь наставлений матушки. Помимо отношений в семье и отношений к быту, жизненной позиции критик задевает и другие стороны драмы.

К примеру: В «Снегурочке» девушка еще не знает настоящей действительности, живет в сказочном мире, мире снега и мороза, мире лисичек и филинов. Внезапно вторгается в ее жизнь реальность и попав в мир людей- мир настоящий, она у неё возникает желание полюбить, не зная этого чувства она стремится его познать. Интересно, что одной из мотиваций для возникновения желания любить становиться любовь Леля к ее подруге, безразличие парня к ней, ведь ему нужна не детская любовь. Уже в этот момент она обретает человеческие качества, взрослеет морально: начинает плакать не из-за шубок, не из-за песен, а из-за того, что испытывает душевную боль, чувство отчаяния, одиночество.

В «Бесприданнице» девушка проводит свою жизнь цыганским табором. Красивая,молодая, восторженная, она играет на гитаре, поет песни, хватающие за душу, танцует. В связи с возрастом и материальным положением своей семьи она возвращается домой и по традиции становится девушкой на выдане. Ей достаточно сложно, ведь теперь ей необходимо жить по законам домостроя. Помимо смены образа жизни усугубляет ситуацию ее влюбленность не в будущего мужа, а в молодого карьериста. Ни последнюю роль в жизни девушки играет мать, она подбирает для дочери оптимального к данной ситуации жениха, хоть он и ниже сословием и не сильно богат, но он поможет выйти их семье из неловкого положения и хоть как-то помочь (на некоторое время) спасти их финансовое положение.

В произведениях главные героини борются сами с собой. В их сознании и душе противоборствует обязанность и желание(то, чего они действительно хотят),рассудок и страсть. В результате чего происходит уничтожение себя физически и морально. Ведь, по сути, в произведениях Островского совершается некое преступление, которое по законам морали должно быть наказано. Снегурочка, Лариса Дмитриевна, эти девушки совершают преступление по собственному желанию. Снегурочка сама просит мать -Весну, чтобы она дала ей любовь, вселила в её сердце это чувство.

Лариса Дмитриевна сама выбирает любовь, а не долг, сбегая от будущего мужа. Обе девушки совершают преступление против общества, не ужившись в нем и не покорившись устоям своего времени. Они добровольно наказывают сама себя смертью. Ведь для человека не может быть ничего важнее, чем человечность, а семейный обряд, домострой и другие низкие, уродливые морально понятия и их олицетворения заковывают человечность в прочные цепи, доводя человека до душевного опустошения, безумства, насилия над самим собой, смерти. Такие ценности, как: любовь, воля, непорочность, благочестие из-за обряда начинают проявляться и представать перед нами в полной своей «красе», но противоположном свете.

5 стр., 2186 слов

Образ липочки свои люди сочтемся – Монолог Липочки (начало I ...

... Понравилось школьное сочинение? А вот еще: Образ Самсона Большова в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся!» Образ Подхалюзина в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся!» Образ Агафены Большовой в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся!» Образ Устиньи Наумовны в пьесе Островского «Свои люди - сочтемся!» my-soch.ru Монолог Липочки как ...

Лица второстепенные помогают воссоздать необходимую картину, для полного представления читающего об обстановке, о героях, о быте того времени, нравах и обычаях, жизни в целом. Большинство лиц являются яркими представителями общества. Все черты характера ярко выражены, поведение и повадки неповторимы, каждый герой индивидуален.

Островский остро чувствовал и видел правду. Правда- основа фактов для писателя. Человек в любые времена будет с уважением смотреть на благородные поступки, так как эти действия основа нравственной природы, истины, доброты, всего того, что составляет человечность. Поэтому интерес к произведения Островского до сих пор не пропал, это классика жизни.

И.А Галахов, говоря о произведениях Островского, как о драмах, описывает высокие нравственные красоты этих произведений. С какой бы стороны не посмотреть: со стороны характеров героев или описания местности или взглянуть на то как и при помощи чего преподносится самобытность- везде видны видно индивидуальное, по своему масштабное творчество писателя, его наблюдательность.

Впечатляет многоплановость произведений. В «Снегурочке» помимо основного сюжета отчетливо видна картина быта русского народа, их традиции, основы уклада жизни, прослеживаются и языческие мотивы, например: жертвоприношение, поклонение силам природы.

Ю.В. Лебедев пишет о народности «русской трагедии». Критик пишет о А.Н Островском, как о «Колумбе Замоскворечья», открывшем людям неведомую страну, жизнь. Олицетворение русской драмы Островского — общерусское содержание.

Александр Николаевич, описывающий историю семьи купцов, предполагает не единый случай, не определенную историю, а некий образ русской государственности с бесчинством в отношении человека и его личности в целом. Писатель не отделяет купеческую среду от крестьянской, показывая весь народ, а не определенное сословие. Так как крестьяне -это сила нации. Также в произведениях отчетливо видны буржуазные отношения и изменения происходящие с людьми под влиянием времени, видно как народ пытаясь спасти нравственные устои стремится найти новые формы культуры и жизни.

Люди у Островского живут в определенный затянувшийся момент переворота жизни, моральной и бытовой революции, все конфликты наиболее остро дают о себе знать. Приверженцы старых порядков стараются удержать бразды правления, но вот, вот и слабая нить начнет рваться, наступает кризисная эпоха.

Каждый из героев уходит в крайность. Если персонаж отрицает какие-либо стороны жизни, то чересчур сильно утверждает противоположные стороны.

Отступив от общего, перейдем к конкретному. Говоря о народности трагедии необходимо сказать о сочетаемости в ней уходящего (или преобладающего в некоторых случаях) язычества и начала рождения идей христианской культуры. Приведем несколько примеров: В «Снегурочке» ясно выраженно преобладание языческой веры, веры в Бога солнца — Ярилу. В «Грозе» наблюдается переход от язычества к христианским мотивам.

7 стр., 3367 слов

Почему произведения островского называют пьесами жизни?

... зло» Сочинение по картине “Утро в сосновом лесу” И.И.Шишкина Театр А.Н. Островского как явление русской жизни «Театр Островского» ... для нового поколения. А. Н. Островский интересно писал о разногласиях, которые происходили между ... Его драмы испещрены комическими эпизодами (например, образы Робинзона и тётки Карандышева в ... Но искреннее желание начать новую жизнь не смягчили Гордея, который посчитал, что ...

Лебедев говорит о произведениях Островского, как о высшей степени классической русской прозы, обличая его талант в своих критических статьях.

Исследователь русской драмы Валерий Мильдон написал книгу «Философия русской драмы: мир Островского». Посвящена она именно этому писателю, так как Александр Николаевич наиболее объемно и конкретно показал положение человека в отечественной жизни, независимо от его национальности. Поэтому его творчество является национальным достоянием. Творчество Островского позволяет человеку поставить перед собой необходимые духовные задачи и так как эти задачи и пути к ним по сей день не до конца открыты и решены, то творчество писателя до сих пор является актуальным.

Мильдон пишет о смыслах, которые можно увидеть в судьбах героев и тех средствах, при помощи которых судьбы раскрываются читателю.

Каждый писатель, поэт, художник и все их труды-это выражение какой-то определенной эпохи, но если эти труды понимаются только в пределах определенного времени, то интерес к ним пропадает по истечению этого времени. И поныне мы помним и все время находятся на слуху имена тех писателей, которые писали для всего народа не для какой-то его малой части, соответственно: если его труды для всего народа, значит они фактически для всего света, интернациональны.

Мильдон изучает философию драмы, под эти понимается изучение смысла бытия, рассматривание назначения человека в этом мире, изучение мира идей, идей, которые несет в себе драма.

Если посмотреть внешне, не углубляясь в драму, то становится отчетливо видно, что конструкция произведения одна и та же, но подается писателем с разных сторон, вариативно. Описывается русская семья: жених, невеста, любовь, свадьба, верность, неверность, разлука…. Это объясняется тем, что однообразной была сама жизнь, обыденные заботы — вот, что волновало наибольшую массу людей.

Автор показывает в книге именно философскую сторону драм Островского. Мильдон приводит некоторые фразы из произведений и рассуждает о них, приводит читателя к определенной идеи. К примеру, он пишет:

«Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет» («Свои люди — сочтемся»).

И задается вопросом: Купеческая ли среда имеется ввиду писателем или «народ» необходимо понимать в более широком смысле? И еще масса других вопросов со стороны философии произведений.

Валерий Мильдон проводит анализ русской семьи, отношений в семье, взгляда каждого из персонажей на жизнь, проводит некую линию судьбы. Семья в произведениях Александра Николаевича держится не при помощи любви, а при помощи страха. Взаимная любовь отсутствует, зато присутствует беспрекословное повиновение. С «я» никто не считается, существует «мы», «они» («мы» — родители (часто названные), «они»- общество, люди окружающие).

Интересно наблюдение Мильдона по поводу состава семьи: семья либо односоставная(чаще всего нет отца, а безотцовщина, распространенная в того время, несет ряд последствий),либо главные герои являются сиротами. Под сиротами понимается (помимо прямого значения): воспитанницы(-ки), племянницы(-ки).

Также поднимается вопрос, ссылаясь на очерк 1874 года В.С Соловьева: «Сердце и его значение в духовной жизни», вопрос «о пустом сердце». По слова В.С. Соловьева — если сердце у человека пустое, он принимает это состояние за болезнь и естественно пытается вылечиться. Жалуясь на недомогание, они боятся и мучаются, все это из-за того, что человек не хочет потерять человечность. Но есть и другие персоны, они не понимают этого страха, не считают это за недуг. Такие существа лишь внешне схожи с человеком.

8 стр., 3977 слов

Образ и характеристика любви гордеевны в пьесе бедность не порок островского

... слово или выражение. Любовь Гордеевна: описание и краткая характеристика Островский создал несколько женских образов в своем литературном сочинении «Бедность не порок», ... прогнать Коршунова. Интересно, что роль резонера в пьесе отведена Любиму Торцову, вовсе, кажется, для этой роли не годящемуся. «О ... Что ж, я волен этого требовать или нет? Я ведь за то деньги платил». И жизнь Любови Гордеевны была бы ...

Главные героини у Островского явные представители человека с сердцем, Посмотрев с психологической точки зрения на гибель героинь у драматурга, нужно сказать, что в пропасть, к смерти их повела нехватка воли, они стали поддаваться другим героям, обществу, таким образом потеряв свою индивидуальность, потеряв себя. Человек, у которого есть воля умеет признавать, то, что всякое произошедшее с ним, происходит лишь по воле самого человека. Имеющий волю, как необходимое качество, не будет искать виноватых, будь то силы природы или другие люди, он будет искать проблему в себе.

Мильдона, так же как всякого исследователя драм Островского, волнуют причины представления в роли главного героя женского образа. Затрагивая этот вопрос автор пишет словами Ф. Достоевского: « В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин.

Философия Валерия Мильдона затрагивает и другие вопросы, но мы остановимся на выше сказанном.

1.2 Научные работы по символике в драмах А.Н. Островского

Исследованием символики в произведениях Островского занимался Сергей Юрский. Его работа: «Кто держит паузу». Являясь театральным постановщиком, он отдает дань Александру Николаевичу, как великому драматургу. Сергей Юрский утверждает, что по пьесам Островского можно воссоздать Москву того времени. И действительно, драматург показывает каждую мелкую деталь, обстановку домов, одежду людей, традиции, все то, из чего состояла Москва, настоящую жизнь.

Островский показывал быт людей, но при этом он добавлял некую мелкую деталь, которая в конце концов имела символическое значение в предложенном контексте.

Образ грозы многозначен в пьесе «Гроза» — это уже давно доказанный, обоснованный факт. Исследуя «Бесприданницу», Юрский пишет еще о нескольких образах:

Образ Волги: символ черты между одной жизнью и другой, символ спасения для Ларисы. Река уносит любимого (Паратова), по ней же возлюбленный возвращается. Река уносит и жизнь Ларисы (она погибает на самом берегу).

Исследователь рассматривает детали быта в «Бесприданнице», имеющие символическое значение в этом контексте. Образ той же самой реки- Волги. Если рассматривать по быту, то сам город стоит на реке. По произведению- Волга разделяет судьбы, уносит одних людей от других. Символическое значение имеет оружие, висевшее на ковре в доме у Карандышева, а так же шампанское, поданное в доме чиновника. По быту: оружие — деталь интерьера, некий сувенир, а если задуматься о скрытом смысле, то оружие означает внутреннюю незащищенность Карандышева, его страх, трусливость, комплекс неполноценности и другие скрытые значения. Шампанское, по быту- праздничный напиток. Скрытый смысл: символ примирения после больших разногласий, символ шутливости, веселья, символ благополучия (напиток дорогой, заморский).

3 стр., 1371 слов

А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание

... испытывать чувства, мечтает познать любовь, но боится этого. В пьесе Снегурочка погибает в ходе ритуала в честь Ярилы, бога солнца. Снегурочка и Дед Мороз По этой пьесе Островского композитор Римский-Корсаков в 1882 году сочинил ...

Символы у Александра Николаевича — это определенный вещи или явления, а не слова, что дает возможность воссоздать произведения на сцене в полной их красе, показывая идейный замысел.

Разбирая пьесы Островского Сергей Юрский наблюдает еще 3 многозначных образа: яблоки, ключи (связка ключей),деньги. Практически в каждой пьесе деньги имеют символическое значение. Проблема имущественная и идея денег сопровождает множество пьес Островского.

Подводя итог, Сергей Юрский говорит, что символ должен стать реальным, помогая актеру на сцене и давая толчок подсознанию зрителя.

М.И. Писарев пишет о образе птицы в произведениях. Образ птицы в русских народных песнях обозначает свободу, восторженность. По словам критика: «Восторженность — это бессознательное стремление души куда-то, не имеющее под собой твердой почвы и принимающее увеличенные размеры». В «Грозе» девушка сравнивает себя с птичкой, мечтает стать свободной.

Лебедев подчеркнул значимость народной песни в произведениях.

В «Снегурочке» желание героини встретиться с людьми, жить в обществе, начинается с песен Леля, желания научиться петь песни также как пастух:

… «Круги водить под песни-вот что мило

Снегурочке. Без песен жить не в радость..»

… «И дни и ночи слушать

Готова я пастушьи песни…И слушаешь, и таешь…»

В пьесе присутствуют русские народные песни, песни обрядные. Ими выражается и любовь и разочарование.

В « Бесприданнице» Лариса Дмитриевна поет песни под гитару, песни вышедшие из народа (в данном случае из цыганского табора), затрагивающие даже самое злое сердце.

Углубляясь в систему «образ-символ», именно русской народной культуры, Лебедев пишет о образе реки (Волги), о образе грозы, на примере драмы «Гроза». Река, по верованию славян, это путь до конца жизни, путь на небеса, река-это олицетворение дороги к добру, свету. Река в «Грозе» символ встречи, любви, брака (на небесах), смерти, очищения, помимо этого она является символом перехода от язычества к христианству (окунание в воду-крещение).

Образ «Грозы» Лебедев наблюдает по всему произведению. Помимо грозы небесной, он видит нравственную грозу. Свекровь в «Грозе» является олицетворением грозы, даже внутренняя борьба, это и есть гроза.

Глава 2. Символика образной системы в пьесах А.Н. Островского, .1 Символика в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»

Рассматривая систему «образ-символ» в пьесах А.Н. Островского «Бесприданница» и «Снегурочка» в первую очередь хочется проанализировать те образы, о которых уже говорили, изучая произведения писателя.

К таким образам относится; река.

В «Снегурочке» местоположение страны берендеев — заречная слобода Берендеевка. Слобода находится за рекой, река-символ черты, символ разделения двух миров. И по пьесе мир разделяется на сказочный (мир лешего, Мороза, Весны) и реальный (страна берендеев).

Образ реки — символ смерти. Мизгирь увидев, что Снегурочка растаяла, от отчаяния и любви бросается в озеро. Река приносит и уносит Мизгиря. Образ реки — символ наказания и поощрения. В пьесе важным и самым ярким является образ луча солнца и самого солнца, олицетворяющий Бога.

Древние славяне верили в Бога Солнца — Ярилу. Ярило — Бог Весны и молодого Солнца. Он ярко показывается людям в день весеннего равноденствия, таким образом, оповещая людей о конце зимы и начале весны. Бог Ярило обладает пылким характером, силен и любвеобилен. Такими же чертами характера обладает Лель — сын Ярилы, он подразумевается как молодое Солнце, но показан нам простым пастухом, которого с младенчества лелеяло солнце. Сделаем вывод: образ Солнца — символ Бога Ярилы, символ весны. Помимо этого он имеет другие символические значения:

3 стр., 1070 слов

Дно жизни» трагический образ пьесы А. М. Горького «На дне

... литературы : 1. Басинский П. («Правда и ложь в пьесе Горького «На дне».) «Литература». – 1996г №17 2. Троицкий В.Ю. «Литературная критика» ... очень точно отображает тему пьесы. Основные образы и герои пьесы «На дне» С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная ... дна». Васька Пепел В страшных муках умерла Анна , которая все же свято верила до последнего момента своей жизни ...

Символ зла (для Мороза и всего что связано с ним),символ смерти, гибели во благо:

Мороз:

«…И солнышко горячий разговор

Услышала о том, что будто Солнце

Сбирается губить Снегурку; только

И ждет того, чтоб заронить ей в сердце

Лучом своим огонь любви; тогда

Спасения нет Снегурочке, Ярило

Сожжет ее, испепелит, растопит.

Не знаю как, но умертвит…»

Символ брака, воссоединения мужчины и женщины:

Царь:

«..Соединим, лишь только Солнце брызнет

Румяными лучами по зеленым

Верхам дерев. И пусть тогда сольются

В единый клич привет, на встречу Солнцу

И брачная торжественная песнь.

Угодней нет Яриле жертвы!..»

Восход и закат солнца знаменует об уходе старой и рождении новой любви:

Именно на восходе солнца Снегурочка обретает любовь.

Можно провести параллель между образом грозы в пьесе «Гроза» и лучом солнца в «Снегурочке». Луч солнца — символ смерти, символ любви, символ наказания за непослушание.

«Яркий луч солнца прорезывает утренний туман

и падает на Снегурочку.

Но что со мной: Блаженство или смерть?

Какой восторг! Какая чувств истома!..»

Напутствие матери — Весны:

Спеши домой, не медля: не любуйся

Багряными потоками рассвета, —

Вершины гор покрылись позолотой,

И скоро царь светил осветит землю.

Беги домой тропинками лесными

В тени кустов и избегая встречи;

  • Предчувствие тревожит сердце мне.

Прощай, дитя, до нового свиданья,

И матери советов не забудь…»

В пьесе прослеживается образ цветка, в некоторых случаях венка из цветов.

По быту: цветок — подарок Лелю от Снегурочки, элемент природы. Но если заглянуть глубже, то цветок имеет символическое значение.

Образ цветка-символ сердца, любви, невинности, символ души человеческой:

Снегурочка:

«…Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!

Тяжелою обидой, словно камнем,

На сердце пал цветок, измятый Лелем

И брошенный. И я как будто тоже

Покинута и брошена, завяла…»

«…Смотри-ка, мать! Лазоревый цветочек —

Живехонек….»

(Душа девушки зажила, возродилась, либо в преддверии новой жизни, любви).

Царь:

«…Раскрывшейся для первых чувств, цветок

Невинности благоуханной!»

Цветок-символ красоты, женственности, юной жизни:

Царь:

« …Под кустиком, цветок весны жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш, брызнет

На белизну его холодной пылью

Серебряной росы, — и дышит цветик

10 стр., 4803 слов

Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке — , , доклад

... духи страсти и огня! Солнечный глаз Древние часто считали Солнце оком Бога. Важнейшим сакральным символом Древнего Египта был глаз Гора, небесного божества, который в образе ястреба взирал на землю. Египтяне ... как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы, — тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская ...

Неуловимым запахом весны,

Прельщая взор и обонянье.

Не плачу я, что цветики увяли,

Такой цветок цветет перед очами…»

Также образ цветка — это символ чувств:

По пьесе, каждый цветок является олицетворением какого- либо чувства, порождает его в груди человеческой:

Весна:

«…Один цветок, который ни возьми,

Души твоей дремоту пробуждая,

Зажжет в тебе одно из новых чувств,

Незнаемых тобой, — одно желанье,

Отрадное для молодого сердца,

А вместе все, в один венок душистый

Сплетясь пестро, сливая ароматы

В одну струю, — зажгут все чувства разом,

И вспыхнет кровь, и очи загорятся,

Окрасится лицо живым румянцем

Играющим, — и заколышет грудь

Желанная тобой любовь девичья.

Цветок-символ увядшей (если цветок повял) и новой, воскресшей любви. Венок из цветов — символ молодости, девичества, юношества, юной, чистой любви. Наличие венка на девушке символизирует желание найти суженого.

Из песни девушек:

«…Рвала цветы с травы,

Плела венок с яхонты.

Кому венок износить?»

Лель выбрал подругу Снегурочки, а Мизгирь вот — вот (на утро) сделает ее своей невестой:

  • «…Завял венок; наутро надо новый

Сплести себе из тонких гибких веток;

Вплету туда цветочки — василечки»

В произведении проскальзывает образ огня, огненной любви.

У древних славян огонь считался посредником между человеком и божеством. Образ огня — символ смерти с одной стороны (огонь связывает мир мертвых и живых), с другой стороны символ очищающего пламени, дающий начало новому, активному началу. Образ огня — символ любви. Даже в заговорах, присушках на любовь необходимым атрибутом был огонь, сожжение чего-либо было обязательным:

Снегурочка:

«…В очах огонь… и в сердце… и в крови

Во всей огонь. Люблю и таю, таю…»

Символика в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

«Бесприданница» — это чудесная пьеса. Что самое интересное, то в отличии от других пьес символическое значение некоторых образов достаточно сложно найти и понять. Но мы постараемся, и так, начнем.

Образ реки-Волги в «Бесприданнице» уже затрагивал Сергей Юрский в своей работе «Кто держит паузу». Он говорил об образе Волги, как символе черты между жизнью и смертью, писал о том, что Волга приносит и забирает людей. Опираясь на его выводы стоит развить, расширить символическое значение этого образа. Обратим внимание на описание местности, где все начинается:

  • «Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной;
  • направо от актеров вход в кофейную, налево — деревья;
  • в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу…»

«Высокий берег Волги», то есть большинство людей находящихся на этом высоком берегу смотрят на жизнь, любовь и все, что связанно с душой, с человечностью (Волга часто имеет именно такие значения) свысока. По быту: Волга некий элемент украшения, пейзажа, но заметьте, что никто кроме Ларисы не обращает внимание на Волгу, для них важнее пароходы плывущие по ней и люди, которых она приносит, да и то не все люди имеют важность, а те, что побогаче.

Сделаем вывод: образ Волги, а конкретно высокий берег реки — символ высокомерия, символ бездушия, отсутствие человечности, символ высокого положения в обществе. Заметим: на берегу сидят слитки общества.

Перед приездом Паратова на Волге раздаются выстрелы:

«На Волге пушечный выстрел…»

В быту: пушечный выстрел означает встречу, празднование приезда какого-нибудь барина. По пьесе: Выстрел-символ вмешательства в спокойную жизнь. Выстрел- символ предвестия смерти. Паратов приплыл из-за Волги, с другого мира, принес беду и смерть.

Образ выстрела и оружия сопровождает всю драму. По быту: оружие — часть какой либо сцены, проверяющей человека на прочность, уверенность характера.

Со слов Сергея Паратова:

««Я слышал, вы хорошо стреляете». — «Да, недурно», — говорит офицер. Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на двенадцать. «Стреляйте», — говорит…»

Лариса:

«…Стрелял и, разумеется, сшиб стакан, но только побледнел немного. Сергей Сергеич говорит: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Дает мне держать какую-то монету, равнодушно, с улыбкой, стреляет…»

Или часть интерьера, некое украшение, например в доме у Карандышева на ковре висит оружие (о символике данного явления уже говорил С. Юрский).

В конце пьесы, оружие-орудие убийства. Но по пьесе все не так просто:

выстрелы или наличие оружия в руках говорит о скором действие, резко меняющим ход пьесы, оружие и выстрел — символ предвестия переворота в жизни героев.

Перед приездом Паратова — выстрел, перед побегом невесты — Карандышев берется за оружие, перед смертью Ларисы-снова взялись за оружие.

Образ оружия — символ перемен, символ того времени, времени, где жизнь человека ничего не значила, все воспринималось товаром, игрушкой, украшением.

Выстрел из оружия — символ наказания (для Карандышева), символ спасения (для Ларисы).

В произведении основополагающим является образ птицы — ласточки.

Символическим является название катера Паратова, который он хочет продать Вожеватову Василию, судно имеет название «Ласточка».

Ласточка прилетает из-за моря, является символом иного мира, выступает посредником между жизнью и смертью. Помимо этого образ ласточки имеет противоположную символику: с одной стороны, это символ опасности, непрочности и ненадёжности жизни, с другой, это символ счастья и уюта.

Для Ларисы, ласточка-символ надежды. Лариса надеется. что Паратов любит ее и вернется к ней.

Интересно, что ласточка (в быту) каждый год возвращается домой. И именно через год Паратов на «Ласточке» приплывает в «гнездо».

В народной легенде о распятии Христа ласточки старались избавить Его от мучений: кричали «умер, умер!», похищали гвозди, вынимали колючие тернии из Его венца и носили Ему воду. «Ласточка» приблизила смерть Ларисы, но при этом дала ей насладиться природой, любовью, всем чего она так желала. Так как именно на пароходе она совершает последнее путешествие.

Образ ласточки — символ избавления.

Сопоставить данный образ и судьбу девушки можно с болгарской легендой:

Болгарская легенда гласит: ласточкой становится невеста солнца или девушка, выданная за разбойника. Во время бегства ее схватили за фату или за волосы и вырвали клок, отчего у ласточки стал раздвоенный хвост.

Образ ласточки — символ женского начала.

Со слов Паратова:

  • Но достается оно мне не дешево: я должен проститься с моей свободой, с моей веселой жизнью; поэтому надо постараться, как можно повеселей провести последние дни.

Перед своей свадьбой он прощается со свободой, проводит последние деньки неженатым. Одновременно он продает свою «Ласточку» и гуляет последний раз на ней.

Образ ласточки — символ свободы, воли.

Образы, присутствующие в драме очень важны для правильного восприятия мыслей автора, они создают целостную картину, дают возможность узнать жизнь и приоритеты людей того времени.

Заключение

островский символика образ снегурочка

Символы можно обнаружить в произведениях литературы разных эпох и направлений, они придают художественному образу глубину и выразительность, связывают разные планы текста (сюжетный, подтекстовый, реальный, мифологический, исторический).

Символ как глубинное завершение образа, его сущностное художественно-эстетическое (невербализуемое) содержание свидетельствует о высокой художественно-эстетической значимости произведения, высоком таланте или даже гениальности создавшего его мастера. Бесчисленные произведения искусства среднего (хотя и добротного) уровня, как правило, обладают только художественным образом, но не символом. Практически большая часть произведений реалистического и натуралистического направлений, комедии, оперетты, все массовое искусство находятся на этом уровне — обладают художественной образностью, но лишены художественного символизма. Он характерен только для высокого искусства.

Символы — неотъемлемая часть художественной литературы, поскольку именно они и создают её художественность.

Образы и символы зашифровано передают то, что в действительности хотел сказать автор, но не сделал это по тем или иным причинам. Они создают подтекст произведения, то есть его глубину и раскрывают истинный смысл написанного. Правильное толкование символов способствуют глубокому и верному прочтению художественных текстов. Непонимание символической природы образов, напротив, может привести к грубым ошибкам в истолковании текста, к искажению авторского замысла. Поэтому понимание символов — ключ к пониманию произведения.

Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации.

Автор замечательной книги «Мир Рубенса» К.В. Уэджвут пишет: «… образованным людям нравилось расшифровывать скрытый смысл… Такая учёная игра придавала интерес даже самым приземлённым работам…».

Кроме того, символы могут объединять разные тексты, связывая их таким образом в культурном пространстве, создавая переклички и ссылки между произведениями разных авторов, разных эпох и разных стилевых направлений.

Словом, любителю искусства знание символов, возможность обратиться к специальной литературе по символике просто необходимы для полного и глубокого понимания нравственного и философского содержания художественных произведений, которое кроется за их внешней формой.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-kryilatyie-vyirajeniya-v-proizvedeniyah-ostrovskogo/

1. А.Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том 8. — М.: Гослитиздат, 1950.

.Валерий Мильдон. Философия русской драмы: мир Островского.-Москва РОССПЭН, 2007.

.Русская трагедия. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. — Санкт-Петербург. «Азбука-классика».2002.- 356-378 с.

.Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. — М.: Высшая школа; издательский центр «Академия», 2004

.Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Избранные статьи: В 3х т. — Т. 1. — Таллин: Александра, 1992. — 479 с.

.Лосев А.Ф. Диалектика мифа. — М.: «Правда», 1990.

.Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов. — М. АСТ, 2001. — 591 с.

.Созина, Е.К. Теория символа и практика художественного анализа: Учебное пособие по спецкурсу. — Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1998. — 128 с.

.Журавлев А.Ф. Из русской обрядовой лексики: «живой огонь» // Общеславянский лингвистический атлас. 1976. М., 1978.

.Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.

.Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.

.Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Избранные статьи: В 3х т. — Т. 1. — Талин: Александра, 1992. — 479 с.

.Фадеева, И.Е. Художественный текст как феномен культуры. Введение в литературоведение: учебное пособие. — Сыктывкар: Изд-во Коми педагог. ин-та, 2006. — 164 с.

.Белый, А. Символизм как миропонимание. — М., 1994. — 528 с.

15.<http://scepsis.net/library/id_844.htm>

.<http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0142.shtml>

.<http://northernfable.ru/article/simvol_boga_yarilo>

.www.symbolarium.ru <http://www.symbolarium.ru>

.<http://cheloveknauka.com/v/57046>

.<http://p.120-bal.ru/doc/10896/index.html ?page=26>