» «Философская лирика А. Блока: мотивы и образы»

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года. В 1889 году А. Блок начал обучаться во Введенской гимназии. Уже тогда он начал писать стихи. В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Но через три года он перевелся на историко-филологическое отделение.

Важным событием начала 1900-ых годов для А.А. Блока стала женитьба на Любови Менделеевой, приходившейся дочерью ученому . Отношения между молодыми супругами были своеобразными, однако Любовь Дмитриевна стала источником вдохновения и прообразом ряда персонажей в произведениях поэта.

Говорить о полноценной творческой карьере Александра Блока можно начиная с 1900-1901 годов. Сначала он считался символистом, но примерно в 1909-1910 годах А. Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя.

А. Блок считается одним из гениальнейших представителей русской поэзии. Его произведения стали частью культурного наследия России.

Объектом исследования

Предмет исследования – мотивы и образы в философской лирике А. Блока.

Целью исследования является анализ мотивов и образов в философской лирике А. Блока.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Дать общую характеристику философской лирике.

2. Охарактеризовать эпоху начала

3. Охарактеризовать лирику в творчестве А. Блока.

4. Проанализировать философские мотивы в любовной лирике А.Блока.

5. Проанализировать философские мотивы в патриотической лирике А.Блока

Фактическим материалом

методы исследования

5 стр., 2082 слов

Есенин и Блок. Блоковские мотивы в творчестве Есенина

... это касается творчеста таких многогранных талантов, какими обладали А. Блок и С. Есенин. Сергей Есенин и Александр Блок — два великих лирика начала века. Оба они принимали активное участие в литературной ... напоминает скорее «Возмездие», чем «Двенадцать». Ночь, снег, мороз и перекресток снова вводят мотив безлюдных улиц и тему одиночества лирического героя. Деревья стоят как всадники, мир ...

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ

1.1 Общая характеристика философской лирики

Поэзия и философия могут быть взаимно связаны. Философская традиция в русской лирике представлена такими именами, как Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, Б. Пастернак и другие.

Например, своеобразие большинства стихотворений Б. Пастернака определяется решением глобальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии с Вселенной представляет его концепцию жизни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной собеседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой — она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», – справедливо отметит Анна Ахматова о слитности поэта с миром в своих размышлениях о поэтах современниках [Ахматова 1978: 34].

Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, -в том, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить.

То же можно сказать практически о любом крупном поэте. Русские поэты всегда отличались собственными взглядами на происходящее в мире, а не просто желанием писать стихи. Наоборот, стихи и становились для них способом высказаться по поводу серьезных философских проблем. В своем творчестве они размышляли о вопросах бытия, жизни и смерти, человеческого предназначения и духовности, взаимоотношениях человека и мира, человека и природы. Идеалы Истины, Добра и Красоты находят свое выражение в произведениях всех великих художников вне зависимости от места и времени их существования, потому что именно эти ценности определяют человеческую жизнь в целом.

Философские идеи поэта проявляются в его произведениях через систему образов. Понятие «о браз» является ключевым понятием литературного творчества. Если основной единицей художественного содержания является художественно освоенная характерность жизни, то основной единицей художественной формы является образ. Образ – это, прежде всего, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности [Борисова 2007: 20].

С 20-х годов прошлого века существуют два различных подхода к исследованию образа. Одни ученые считают художественный образ в литературе речевым явлением, другие – рассматривают его как систему наглядно-чувственных деталей.

И.Ф. Волков определяет образ как систему «конкретно-чувственных средств, воплощающую собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности» [Волков 1995: 75].

15 стр., 7226 слов

Образ города в поэзии Пастернака

... поэта, введение понятия «поэтический мир» позволит нам работать с материалом таким образом: «Если рассматривать как единый объект всё искусство, то его общие свойства -- это принципы художественной выразительности (конкретизация, ... 766] 3) Применение разработанного метода для изучения других тем в поэзии Пастернака (например, темы Природы, темы Времени), а также для сравнения устройства этих тем с ...

Свое понимание этого вопроса у Л.В. Чернец. В своей статье «Виды образа в литературном произведении»она определяет образ как «неразложимое единство общего, особенного, единичного, как воспроизведение предметов в их целостности». Выделяются следующие виды данного феномена: образ-представление, образ-персонаж, голос (первичный субъект речи) и вспомогательный образ (стилистический прием)[Чернец 2003: 10].

В литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. Будучи невещественными и лишенными наглядности, словесно-художественные образы вместе с тем живописуют вымышленную реальность.

Так, например, А. И. Ефимов в статье «Образная речь художественного произведения» пишет о двух разновидностях образов. Одну разновидность он называет «литературными образами». Они часто изучаются в литературоведении, например, часто под ними имеются в виду образы художественных произведений – образ Татьяны, образ Наташи Ростовой и др.

Другую разновидность, с точки зрения А.И. Ефимова, составляют речевые образы, то есть изобразительно-выразительные свойства национального языка: красочные выражения, сравнения, тропы и другое. При этом А. И. Ефимов утверждает, что собственно художественное значение литературного произведения достигается, прежде всего, благодаря речевой образности [Ефимов 1959: 93].

По мнению П. В. Палиевского, художественный образ не сводится к образности языка, он представляет собой более сложное и более емкое явление, включающее в себя наряду с языком и другие средства и выполняющее особую, собственно художественную функцию. Так, П. В. Палиевский рассматривает художественный образ как сложную взаимосвязь деталей конкретно-чувственной формы, как систему образных деталей, находящихся в сложном взаимном отражении, благодаря чему создается нечто существенно новое, обладающее колоссальной содержательной емкостью [Палиевский 1979: 102].

Более глубокое понимание образа в художественной литературе можно получить, рассмотрев литературное произведение как некую структурную модель, представленную в виде ядра, которое окружено несколькими оболочками.

Во внешней части модели художественного произведения будут располагаться языковые и стилистические приемы, которые использует тот или иной автор. То есть снаружи будут располагаться те слова, из которых и состоит художественное или поэтическое произведение. Но это только языковой материал, который не обладает собственным художественным смыслом.

Для того, чтобы понять поэтический образ, необходимо отойти от внешнего слоя и обратиться к той духовной информации, которую заложил в свой текст автор. Ведь отличие художественного и поэтического текста резко отличается от многих других текстов именно наличием автора. Если в случае, например, инструкции никому не интересен ее автор, то в поэзии авторство представляет несомненный интерес. И дело тут даже не в той эстетической ценности, которую несет в себе поэзия, а в авторской позиции, оценке мира.

Поэтому понять образ, не понимая смысла текста, нельзя. Более того, образы находятся внутри поэтического текста. Внутренняя форма — это система образов, а внешняя форма — это организация языковой ткани, которая позволяет добиться активизации звуковой стороны текста, что и делает текст носителем новой, художественной информации, находящейся в подтексте произведения[Борисова 2007: 25].

3 стр., 1292 слов

Образ абсурдного мира, утрачивающего смысл в романе Франца Кафки ...

... эссе, я снова взялся за чтение «Процесса». Умудрённый опытом (как бы странно это ни звучало), я сосредоточился на прочтении текста ... опыт. Из-за раннего разрыва с родителями Кафка был вынужден вести очень скромный образ жизни и часто менять жильё, что ... Аскетизм, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира - все эти качества писателя хорошо задокументированы в его ...

Подтекст играет важную роль в создании образа. В каждом художественном произведении имеется подтекст, который и обладает свойством вызывать зрительные образы у читателя. Подтекст находится за пределами не только прямого, но часто и переносного значения слова.

Автор так творчески переосмысливает реальность, что создает собственную действительность. Этим и интересна поэзия и вообще художественная литература.

По мнению С.М. Мезенина, образные средства языка представляют собой сложную форму человеческого отражения. Он выделяет чувственные и концептуальные образы. Рассматривая образ как отражение, он определяет три его уровня: отражение в неживой природе, отражение в живой природе и отражение в человеческом обществе. Стоит отметить тот факт, что образ не может существовать, не имея связи с понятием, с которым его отождествляют: «предмет существует независимо от отражения, но возможность отражения определяется существованием предмета». Образ непосредственно обращен к носителю-субъекту, представляя его внутренний субъективный мир. Образ связан с действительностью, изоморфен и сходен с предметом, который он изображает [Мезенин 1983: 48].

Образные средства разных типов сближаются в тексте на основе общих сем, соотносясь с его темой, и развивают его ключевые мотивы. Связь образных средств текста с сюжетом произведения проявляется в том, что они могут выполнять ретроспективную или проспективную функцию, то есть предварять ту или иную ситуацию, подготавливая читателя к опущенным звеньям.

Образ может быть связан с метафорой. Метафора – это тропили механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т. п. для наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении.

Могут быть выделены следующие типы языковой метафоры:

1) номинативная,

2) когнитивная,

3) образная.

Немалое количество тропов имеет переносное значение, но метафора закрепляется в лексике и служит долго или навсегда остается в речи. В культуре определяют исторически сложившиеся метафоры и подходы к ее изучению: «метафора восковой таблички»; «метафора сосуда»; «метафора рода вспоможения»; «метафора выращивания зерна». Языковые значения устаревают и не соответствуют со временем реалиям жизни, но метафора способствует созданию языковой картины мира на основе этих значений, и в связи с этим словообразовательная функция языка не угасает.

Л.В. Калашникова отмечает, что метафора, как «речевая сущность», безгранична, потому что потенциально неисчерпаема, и пока существует человечество, такое явление, как метафора будет до конца не познано. Лексическое поле имеет безграничный запас образов, при помощи которых можно строить метафоры [Калашникова 2006: 4].

10 стр., 4684 слов

Русские поэты первой половины 19 века список. Русская поэзия XIX века

... др. Их поэзия оставила заметный след в русской словесности. Таким образом, данная тема и сегодня является достаточно актуальной. 1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика Двигателемразвития русской литературы ХIХ века, который продолжает ... А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое Слайд 1 Писатели и поэты 19 века 1. Аксаков С.Т. 2. Ершов П.П. 3. Жуковский В.А. 4. Кольцов А.В. ...

Таким образом, анализируя поэтические тексты, необходимо обращать внимание на те образы и метафоры, которые создал поэт. При этом Е. Стоянова отмечает, что роль метафоры в языке зависит от исторической ситуации в обществе. Так, распространение архитектурной метафоры является вектором, указывающим на положительные тенденции в развитии общественного сознания [Стоянова 2013: 91].

Легкость метафорического переосмысления мира заметна в русской поэзии. Русский язык в начале XX века дал миру выдающихся поэтов-символистов, имажинистов, акмеистов. Это С.Есенин, М.Цветаева, А.Ахматова, которые населили мир поэзии самыми неожиданными образами, созданными на основе простых явлений и объектов, известных всем.

Сама лексика языка, ее потенциальные возможности, особенности национального мышления, способа видения мира располагают к широкому варьированию смысловых оттенков. Слово, живя в языке коллектива, заряжается ассоциативно-образными возможностями, насыщается разнообразными семантическими нюансировками. Эта заряженность позволяет употребить слово в определенном контексте не так, как это было бы обычно для нейтральных форм его жизни.

Останавливаясь на поэтических строках, мы нередко сталкиваемся не с чисто словесными метафорами, а и с отголосками мифологического мышления. Дело здесь не в языковых метаморфозах, а в способе восприятия мира.

Вот четверостишие из А.Ахматовой из сборника «Подорожник», написанное в 1919 г.:

Еще на западе земное солнце светит

И кровли городов в его лучах блестят.

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят- («Подорожник», Ахматова 1990: 138).

Тот же образ встречаем у М.Цветаевой в противопоставлении другой птице — лебедю:

Ветры — веяли, птицы — реяли,

Лебеди — слева, справа — вороны…

Наши дороги — в разные стороны («Отмыкала ларец железный», Цветаева 1988: 47).

Ворон здесь – это образ смерти. Предощущение смерти здесь не названо напрямую. Впечатление о ней создается дополнительными обертонами семантики слова «ворон», которое традиционно в русской культуре символизирует смерть: цвет ворона — черный, кладбище — излюбленное место этой птицы и т.д.

Национальное сознание наделяет объекты нереальными, вымышленными свойствами. Ассоциативное представление о предмете далеко не всегда соответствует объективной реальности.

Не действительность отражена в образной, поэтической номинации, а некоторое представление о ней. Иными словами, в лексической семантике закрепляется не совсем действительность, скорее — отражение действительности в человеческом сознании.

7 стр., 3166 слов

«Золотой век» русской поэзии

... русской литературы ХIХ века, который продолжает «работать» и до сих пор, стала поэзия. Созданные в то время гениальными поэтами произведения по ... на русском. Несмотря на собственное критическое и даже слегка небрежное отношение Тютчева к собственным произведениям его лирика до сих пор является великолепным образцом золотого века русской поэзии. ... точно, и вместе с тем, с невероятной иронией отражают ...

Поэтическая речь многозначна по своему существу. Нет многозначности — нет поэзии.

Стих не просто допускает множественность интерпретаций смысла и их субъективности, он требует такой множественности и вариативности. Задача поэзии сложнее, чем задачи других стилей речи: не сообщать информацию, а создавать образы, индивидуализировать их, вызывать в сознании представления.

«Спонтанное зарождение смыслов в естественном языке часто происходит внутри интуитивных представлений. Смысловые нюансы извлекаются из мутной семантической среды», — считает Н.Д.Арутюнова [Арутюнова 1979: 149] .

Символическое переосмысление появляется тогда, когда предмет относят к чужому классу — к которому он не принадлежит. Происходит, по сути, ошибка. И благодаря ей рождается символ.

Еще недавно ласточкой свободной

Свершала ты свой утренний полет,

А ныне станешь нищенкой голодной,

Не достучишься до чужих ворот («

Или:

Там, на земле, мне подавали грош

И жерновов навешали на шею.

Возлюбленный, ужель не узнаёшь?

Я ласточка твоя — Психея! ( « Психея», Цветаева 1988: 101)

В поэзии за словом ласточка прочно закрепился символ — любовь, весна. Птицы вообще, по Словарю символов, соотнесены с душами людей и в большинстве своем наделены положительными качествами [Словарь символов 1994: 424-425].

Логичным представляется предположение о том, что в поэзии всё намного сложнее: символы претерпевают семантические приращения и сдвиги.

Я знаю, что нежнейший май

Пред оком Вечности — ничтожен.

Но птица я — и не пеняй,

Что легкий мне закон положен . («

В этих строках птица как раз противопоставлена вечности и связана с ощущением мимолетности и легкомыслием мая. Таким образом, у поэта один и тот же акустический образ (птица) вызывает к жизни разные понятийные образы.

Таким образом, философская поэзия – в традициях русской литературы. Очень многие из русских поэтов обращались к философии в своей поэзии. Особенность философской поэзии в том, что философия поэта раскрывается через систему образов. Поэтический образ имеет философское, художественное и эстетическое значение. Образ создается автором с помощью творческого использования русского языка и с целью выражения своей философии, своего взгляда на жизнь. Так что образы в произведении несут определенный философский смысл.

10 стр., 4762 слов

Тема родина в творчестве русских поэтов

... она прекрасна и сильна. Сочинение Тема Родины в лирике и поэзии Блока Практически все писатели и поэты, будучи детьми своей родной земли, затрагивали в своем творчестве тему родины. Каждый по- своему делал ... пейзажи. Много поэтов русских, показывают Родину для читателя в образе матери. Но, Блок не идет по такому пути, он единственный, кто показал Родину в образе красивой молодой девушки, в которую он ...

1.2. Русская поэзия начала XX века

В конце ХІХ века русская культура вступила в короткий, но очень насыщенный этап, который впоследствии стал именоваться «рубежом веков» или «серебряным веком». Принципиальные изменения художественно-эстетических ориентиров, которыми был ознаменован этот период, связаны с кардинальной перестройкой человеческого сознания.

Дело в том, что на рубеже ХІХ – ХХ веков был сделан целый ряд открытий в области естественных наук. Теория относительности, теория магнетизма, квантов и другие масштабные открытия пошатнули многие, казавшиеся незыблемыми, каноны. Прежние представления о Вселенной, которая казалась невероятно сложной, но принципиально познаваемой, были разрушены. Разрушение привычной картины мира привело к возникновению кризиса материализма и позитивистского типа науки. Одновременно чрезвычайно актуальным стало представление о непознаваемости мира. В результате появилось ощущение неустойчивости, хрупкости традиционных ценностей, что привело людей к мысли о необходимости «переоценки ценностей» [Стернин 1993: 62].

В литературе это выразилось в кардинальном обновлении литературных приемов. Наиболее ярко обновлялась русская поэзия, что было особенно заметно на фоне очень мощной, но преимущественно прозаической литературы второй половины ХІХ века. Позднее поэзия рубежа ХІХ и ХХ веков получила название «серебряного века».

Этот термин возник по аналогии с понятием «золотой век», традиционно обозначающий «пушкинский период» русской литературы. Сначала понятие «серебряный век» использовалось для характеристики вершинных проявлений поэзии начала ХХ века – творчества К. Бальмонта, А. Блока, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других блестящих мастеров слова.

Однако со временем его начали использовать, характеризуя модернистскую литературу вообще. На данный момент этот термин используют как синоним понятия «культура рубежа веков». А так как сама эта культура возникла во время переоценки ценностей и кризиса мировоззрения, то и в русской поэзии этого времени преобладали мотивы духовного кризиса.

Мотивы одиночества, пустоты бытия, тяги к смерти, душевный и духовный кризис выражались в творчестве многих поэтов первой трети XX века:

О смерть!

Я твой.

Повсюду вижу

Одну тебя, — и ненавижу

Очарования земли ( « О смерть! Я- твой»,

Долг не свершён, не сдержаны обеты,

Не пройден путь, и жребий нас обрёк

Мечтам всех троп, сомненьям всех дорог.

Расплескан мёд, и песни не допеты (

3 стр., 1413 слов

«Стихотворение А. Блока «Россия», его историческая тема, современное ...

... Россия”. Запишите тему нашего урока: Стихотворение “Россия”. Его историческая тема, современное звучание и смысл. У : Записывает тему на доске. Д : Смотрят видеоролик “Россия” (А.А. Блок). У : В стихотворении “Россия” поэт ... составить предложения, включив эти слова в них: Быть патриотом – значит ... Услышав словосочетание “русская душа”, я представляю... Россия для меня... III. Выдвижение гипотез. ...

И небо кажется таким пустым и бледным,

Таким пустым и бледным.

Никто не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Я умираю, («

Невыносимым оскорбленьем

Вся жизнь мне кажется порой.

Хочу простить её, но знаю,

Уродства жизни не прощу ( « Скука», Мережковский

Я не любим никем! Пустая осень! (Г. Иванов

Несомненно, это не просто результат метаний изломанной души или следствие личных проблем поэта. Это процесс осмысления серьёзных философских вопросов, занимавших в то время не только поэтов «серебряного века».

Современный им философ И.А. Ильин, взвешивая ценность человеческой жизни после смерти своего отца, пришёл к более приемлемой и традиционной для русской культуры позиции: «У меня есть вопрос: не умирает человек вообще тем безболезненнее, чем более дух его при жизни очистился и созрел для мудрого божественного бесстрастия? Вечером, поздно, в день его кончины, я лёг спать и долго, тоскуя, ворочался; потом зажёг лампу и стал читать. Меня посетила минута малодушия: я думал с завистью о нём ушедшем; жизнь стала так бесконечно страшнее и противоестественнее смерти, что смерть иногда кажется освобождающим покоем. Я никогда не думаю о самоубийстве и считаю его постыдным бегством; но в минуту малодушия душа иногда просит: «Отзови! Освободи!». И вот мне попалось стихотворение Хомякова «Труженик», которое я прочёл впервые, и которое потрясло меня своим ответом» [Ильин 1993: 258].

Итак, в 1900-1910 годах в русской поэзии велись поиски ответов на философские вопросы о смысле жизни, и вряд ли такой поэт, как А. Блок, мог остаться здесь в стороне. Далее рассмотрим философские стихотворения А . Блока, характерные для них мотивы и образы.

ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО А. БЛОКА

2.1. Лирика в творчестве А. Блока

Александр Александрович Блок родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой, известный биолог, был ректором Санкт-Петербургского университета.

За своего первого супруга мать будущего поэта вышла еще в восемнадцатилетнем возрасте, и вскоре после рождения мальчика она решила разорвать все связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.

11 стр., 5285 слов

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

... сочинения-сопоставления): 1. Тема свободы в лирике и (стихотворения «Узник» и , «Парус» , «Птичка» ). 2. о назначении поэта и поэзии. Различие в восприятии поэта ... в которых упоминаются исторические события, происходящие в России в разные эпохи. Лермонтов восхвалял героев сражений, например в ... много страниц истории России в поэме «Медный всадник». В этом произведении он возвращает читателей в эпоху ...

В те времена разводы были редкостью и порицались обществом, однако в 1889 году целеустремленная Александра Блок добилась того, чтобы Святейший правительствующий синод официально расторг ее брак с Александром Львовичем. Вскоре после этого дочь прославленного русского ботаника снова вышла замуж уже по настоящей любви. Менять фамилию сына на фамилию отчима она не стала.

Между будущим поэтом и его матерью всегда существовала непостижимая духовная связь. Именно она открыла сыну произведения Полонского, Верлена, Фета и других поэтов.

Александра Андреевна и ее сын вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии именно матери А. Блок в первую очередь читал свои произведения и именно у нее искал понимания и поддержки.

В 1889 году А. Блок начал обучаться во Введенской гимназии. Некоторое время спустя, когда ему исполнилось уже 16 лет, он отправился с матерью в поездку за границу и пробыл некоторое время в популярном немецком курорте тех времен.

В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого он все же перевелся на историко-филологическое отделение, избрав для себя славяно-русское направление. Обучение в университете поэт завершил в 1906 году.

Во время получения высшего образования он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.

С детства он читал многочисленные книги, увлекался театром и даже посещал соответствующий кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал писать стихи. Первые незамысловатые произведения мальчик написал еще в пятилетнем возрасте, а в подростковом возрасте он в компании братьев занимался написанием рукописного журнала.

Важным событием начала 1900-ых годов для Александра Александровича стала женитьба на Любови Менделеевой, приходившейся дочерью ученому . Отношения между молодыми супругами были сложными и своеобразными, однако наполненными любовью. Любовь Дмитриевна стала источником вдохновения и прообразом ряда персонажей в произведениях поэта.

Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900-1901 годов.

1909 год был очень сложным для А. Блока: в этот год скончался его отец, с которым он все же поддерживал достаточно теплые отношения, а также новорожденный ребенок поэта и его жены. В это же время А. Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя, и отныне он испытывает необходимость в самоуглублении.

Сосредоточившись на больших литературных проектах, А. Блок постепенно стал все меньше времени уделять публицистической работе и появлению на разноплановых мероприятиях, которые были в ходу у поэтической богемы тех времен.

В период с 1912 по 1913 годы он написал известную пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять своих книг с поэзией, составил собрание сочинений в трех томах, которое несколько раз переиздавалось.

Советская власть не вызывала у Александра Блока такого негативного отношения, как у многих других поэтов «серебряного века». В то время, когда другие поэты критиковали пришедших к власти большевиков, Блок согласился сотрудничать с новым государственным руководством.

Имя поэта, который к тому времени был достаточно хорошо известен публике, активно использовалась властями в своих целях. Помимо прочего, А. Блока постоянно назначали на неинтересные ему должности в различных комиссиях и учреждениях.

Но именно в тот период было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ «Двенадцати»: Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времен «серебряного века» русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Иисуса, в крайне негативном ключе [ Серебряный век русской поэзии 2014: 210].

В то же время поэт переживал и период финансовых трудностей. Изнуренный нуждой и многочисленными болезнями, он умер в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в своей квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов. Незадолго до своей кончины писатель пытался получить разрешение на выезд за рубеж на лечение, однако ему отказали.

А. Блок считается одним из гениальнейших представителей русской поэзии. Его крупные произведения, как и небольшие стихи («Фабрика», «Ночь улица фонарь аптека», «В ресторане», «Ветхая избушка» и другие), стали частью культурного наследия России.

2.2. Философские мотивы в любовной лирике А.Блока

В творчестве А. Блока много стихотворений о любви. Но любовь – это не просто человеческое чувство, но нечто таинственное. Основная мысль Блока состоит в том, что любовь людей не зависит от их воли, любовь – это проявление высших сил:

И она вышла за мной, покорная,

Сама не ведая, что будет через миг.

И видела лишь ночь городская, черная,

Как прошли и скрылись: невеста и жених.

И в день морозный, солнечный, красный

Мы встретились в храме — в глубокой тишине:

Мы поняли, что годы молчанья были ясны,

И то, что свершилось,- свершилось в вышине.

Но любовь воспринимается как что-то позитивное, например, в стихотворении «Последнее напутствие» есть такой образ:

А когда пройдет всё мимо,

Чем тревожила земля,

Та, кого любил ты много,

Поведет рукой любимой

В Елисейские поля.

Это стихотворение не о любви, а о смерти. Но интересно, что смерть после долгой болезни метафорически сравнивается с любимой, которая ведет человека в рай. Таким образом, любовь послана свыше для спасения человека.

Любимая описывается такими образами, как «царица», «кумир»:

Моей красавице-царице

Несу я юные стихи,

И сердца грустные страницы,

И дум неясные штрихи.

Вы — мой Кумир.

Стихом и песней

Хочу Вам только передать,

Что для меня Вы всех прелестней,

И в Вас вся сердца благодать.

Но женщина для А. Блока – это не живой человек, а философский символ Вечной Женственности. Здесь необходимо отметить, что на А. Блока сильное влияние оказал русский философ и поэт В.С. Соловьев, который много размышлял о Софии – божественной мудрости, связь с которой потеряна людьми.

На земле София воплощается в символе Вечной Женственности, и в стихах А. Блока ведется поиск именно этого символа. Отсюда мечта лирического героя Александра Блока -«Угадать Её имена» («Я бежал и спотыкался»).

Эта мечта неосуществима в мире людей. Отсюда трагизм многих стихотворений А. Блока:

Протекли за годами года,

И слепому и глупому мне

Лишь сегодня приснилось во сне,

Что она не любила меня никогда…

Еще более трагический образ создан в следующем стихотворении:

Высоко, весь в цветах, угрюмый гроб стоял,

Толпа теснилась вкруг, и речи состраданья

Мне каждый так участливо шептал.

А я смотрел кругом без думы, без участья,

Встречая свысока желавших мне помочь;

Я чувствовал вверху незыблемое счастье,

Вокруг себя — безжалостную ночь.

Но в приведенном стихотворении смерть любимой – это метафора невозможности найти в жизни смысл. Все попытки отыскать какую-то опору в жизни заканчиваются безрезультатно, и поэт снова оказывается в одиночестве.

2.3. Философские мотивы в патриотической лирике А.Блока

А. Блок относится к тем поэтам, которым всегда была небезразлична судьба своей страны. Но одновременно А. Блок объективно современной ему России, и в его поэзии создается образ России, очень близкий и узнаваемый. Отношение Блока к России можно назвать противоречивым.

Произведение «Россия» строится на противоречивом чувстве любви поэта к Родине, которое можно выразить классическим оксюмороном «горькая любовь». Начинается стихотворение с описания русской дороги:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

В начале стихотворения создается образ: Россия – это дорога, по которой трудно двигаться и на которой легко завязнуть. Русская распутица — вечная проблема, как будто конкретная и в то же время получающая в контексте стиха широкое значение благодаря радиально расходящейся метонимии: колея — дорога — путь — судьба.

Образ России связывается с дорогой и в другом стихотворении, «Последнее напутствие»:

еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты в овсе…

Другая ассоциация с Россией для А. Блока – русские леса, в качестве примера можно привести стихотворение «Нет конца лесным тропинкам…»:

Нет конца лесным тропинкам.

Только встретить до звезды

Чуть заметные следы…

Внемлет слух лесным былинкам

Всюду ясная молва

Об утраченных и близких…

По верхушкам елок низких

Перелетные слова…

Образ бесконечного дремучего леса создается в стихотворении «Русь»:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна

То есть Россия – не города, не государство, а бесконечные дороги и бесконечные леса. Патриотическое чувство поэта, гордость и восхищение своей страной нельзя назвать простыми. Коль скоро Россия для него нечто далекое от понятия государства, а может, даже противоположное ему, то он любит ее тоже странною любовью.

Что характерно именно для А. Блока – так это осознание сложной судьбы России:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной.

Таким образом, путь – «долгий», и он «в тоске безбрежной». Но, с другой стороны, спокойная жизнь тоже явно не является для поэта идеалом:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

У Блока нет такой предметной ясности, за что любить и не любить, как у Лермонтова, и его точно не умиляют русские деревни:

И низких нищих деревень

Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день

Костер в лугу далеком…

О, нищая моя страна…

Поэт понимает, что родину не выбирают:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться…

Вольному сердцу, на что твоя тьма?

Он осознает, что, несмотря на все проблемы России, идти все равно больше некуда:

Да, ночные пути, роковые,

Развели нас и вновь свели,

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

Чувство Блока в России возвышенное, хотя и не лишенное горечи, но с верой в страну:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь заботой затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…( « Россия»,

Блок не унижает её жалостью, веря в её спасение. Поэт верит в победу над чародеем: «одной заботой боле — одной слезой река шумней, а ты всё та же — лес да поле, да плат узорный до бровей».

Апофеозом загадочной антиномии являются заключительные строки «России»:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..( « Россия»,

Последнее четверостишье тоже содержит антиномии, как и все произведение. В нем поэт пытается объяснить, почему долгий путь все же лёгок.

Разделяя слова Достоевского о том, что красота спасет мир, он верит в спасение России, подчеркивая характер спасительной красоты — женская (когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка).

Последняя строчка стихотворения «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика» тоже, видимо, как-то мотивирует возможность невозможного.

Но в других стихотворениях поэт иногда выражает сомнение в том, что проблемы России когда-нибудь закончатся:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Итак, отношение А. Блока к России противоречивое, но это следствие его объективности. Он видит и понимает все проблемы России – нищету, неустроенность, наличие внешних врагов. Он не стремится жалеть Россию, верит в возможность того, что страна все-таки справится со всеми сложностями. Но при этом иногда в его стихах отражается сомнение в том, что это возможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философская традиция в русской лирике представлена многими именами русских поэтов. Своеобразие многих стихотворений русских поэтов определяется желанием решить глобальные философские вопросы. Но постановка и решение подобных проблем в поэзии происходит за счет создания образов, которые читателю необходимо еще понять.

Образ – это, прежде всего, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения действительности. Поэт мыслит образами, так что философская лирика заметно отличается от философской литературы. Для того, чтобы понять поэтический образ, необходимо отойти от внешнего слоя и обратиться к той духовной информации, которую заложил в свой текст автор. Ведь ценность поэзии и состоит в авторской позиции, в оригинальной оценке мира, т.е. в личной философии поэта.

Сложность понимания философии поэта в том, что образы находятся внутри поэтического текста. Часто они к тому же метафоричны. Склонность к метафорическому переосмыслению мира заметна в русской поэзии, не зря русский язык в начале XX века дал миру выдающихся поэтов-символистов, которые населили мир поэзии самыми неожиданными образами.

В лирике А. Блока мы сталкиваемся с примерами философской поэзии, в стихах повторяются мотивы отрицания, абсурда и трагизма существования человека. Все лучшее, включая любовь, не характерно для человеческого существования, и приходит свыше.

А так как любовь – это проявление воли высших сил, то она может неожиданно закончиться. Это выражается в таких образах, как внезапная смерть любимой, или внезапное открытие того, что она никогда и не любила поэта. На самом деле, здесь выражается мысль о неустойчивости всего человеческого существования.

А. Блок известен своей лирикой, посвященной России. В поэзии А. Блока создается очень близкий и узнаваемый образ России – это нищие деревни, бесконечные леса и долгие дороги. В стихотворении «Россия» создается такой образ: Россия – это дорога, по которой трудно двигаться и на которой легко завязнуть. Другая ассоциация с Россией для А. Блока – дремучие русские леса. Таким образом, патриотическое чувство поэта нельзя назвать простыми. Россия для него нечто далекое от понятия государства, а может, даже противоположное ему.

Для А. Блока как для поэта (и как для человека) характерно объективное отношение к России. Он хорошо понимает все сложности страны, все ее проблемы. Это следствие еще и глубокой образованности поэта, знакомого с историей России. Чувство А. Блока к России остается возвышенным, хотя и не лишенным горечи, его отличает вера в страну. Россия предстает в еще одном образе – прекрасной девушки, которую можно обмануть, но нельзя уничтожить. Кстати, если многие поэты «серебряного века» после революции 1917 года уехали из России, то А. Блок не просто остался, но и участвовал в общественной жизни страны. То есть свою веру в Россию он выражал не только в своих стихотворениях, но и в собственной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика)// Лингвистика и поэтика,- М.: Наука, 1979.- 141-152 с.

  2. Ахматова А. А. Путь Пастернака // Встречи с прошлым. — М.: Сов. Россия, 1978.- Вып. 3.

  3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2005. – 360 с.

  4. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л.: Художественная литература, 1960-1963.

  5. Блок А.А. Стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1969. — 411 с.

  6. Борисова Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник челябинского государственного университета. – Челябинск, 2007. – 20-26 с.

  7. Брянчанинов И. Сад во время зимы // Москва. 1997.- № 3.

  8. Волков И. Ф. Теория литературы. — М., 1995. — 375 с.

  9. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 4. М.: Эллис Лак, 2011. 316 с.

  10. Гиппиус З. Живые лица (комплект из двух книг).

    – М.: 1991. – 778 с.

  11. Дроботова Л.Л., Лыкова Т.В. Антиномии в стихотворении А. Блока «Россия» // Вестник таганрогского университета им. А.П. Чехова. 2007. — 76-79 с.

  12. Ефимов, А. И. Стилистика художественной речи. — М., 1959. — 334 с.

  13. Иванов Г. Стихи. Проза. — М.: Фактория, 2007. – 319 с.

  14. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. — М., 1993. – 355 с.

  15. Калашникова, Л.В. Метафора как механизм когнитивно-дискурсивного моделирования действительности: дисс…. докт. наук:10.02.19 / Л.В. Калашникова. – Волгоград, 2006. – 409 с.

  16. Кожевникова Н.А. Об образности тропов // Поэтика и стилистика. – М. 1991. – 217 с.

  17. Коточигова, Е. Р. Вещь в художественном изображении // Введение в литературоведение. — М., 1999. -. 45 с.

  18. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. — Л.,1972. — 313 с.

  19. Мезенин С.М. Образность как лингвистическая категория // Вопросы языкознания. – М.: Наука ,1983. – №6 – С. 48-56.

  20. Мережковский Д. Избранное. – М., 1989. – 455 с.

  21. Москвин В.П. О типах и приемах создания речевой образности // Ростов н/Д: Феникс , 2007. – 102 с.

  22. Ожегов С.И. Словарь русского языка // под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1988. – 749 с.

  23. Павлович Н.В.Язык образов. — М.: Азбуковник, 2004. – 528с.

  24. Палиевский П. В. Литература и теория. — М., 1979.

  25. Пастернак Б. Л. Люди и положения: Повести. Статьи. Драматические произведения. — М.: Эксмо, 2008. — 634 с.

  26. Серебряный век русской поэзии. Харьков, Фолио,- 2014.

  27. Словарь символов. — М., 1994. — 667 с.

  28. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX — начала ХХ вв. — М., 1993.

  29. Сологуб Ф. Полное собрание стихотворений и поэм в трех томах. Т. 1. — СПб.: Навьи Чары, 2002. — 233 с.

  30. Стернин Г.Ю. История русского искусства конца XIX — начала ХХ века. — М., 1993.

  31. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 — 1910-х гг.- М., 1988.

  32. Стоянова, Е. Метафора сквозь призму лингвокультурной ситуации. – Шумен, 2013. – 299 с.

  33. Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Филологические науки. – М.: Алмавест , 2003. – №4 – 3-13 с.