Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к дополнительному образованию в средних общеобразовательных школах. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой арсенал, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи. В настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей и молодежи самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Вместе с тем существующие педагогические теории не обеспечивают в полной мере решение данной проблемы, не позволяют четко выявить механизм интеграции данных видов занятий и раскрыть технологичность их интеграции
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шацким. Именно в 20-50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С. Макаренко).
Однако целостность воспитания личности предполагала, прежде всего, соединение школьного образования с жизнью, с социальной средой.
3
Идеи классиков отечественной педагогики XX в. о целостности учебно-воспитательного процесса интенсивно актуализировались в последующие годы. Эта проблема как специальный предмет анализа рассматривалась в 60-90-е годы XX в. Ю.К. Бабанским, Л.Ю. Гординым, B.C. Ильиным, В.В. Краевским, В.М. Коротовым, Б.Т. Лихачевым.
В.С. Ильин, исходя из идеи целостного развития личности, разрабатывает методологические и теоретические основы взаимосвязи учебной и внеучебной воспитательной деятельности. Он отмечает, что личность не может первоначально подготовиться к жизни, а затем включиться в таковую. Объективно процесс развития человека как личности начинается с момента его рождения. Обучение ребенка в школе не может рассматриваться иначе как особый, специфический, способ и форма его жизнедеятельности. В школе ребенок продолжает жить. Задача педагогов заключается не в обучении школьника, ориентированном на передаче ему суммы знаний, умений и навыков, но на организации учебно-воспитательной работы таким образом, чтобы ребенок усваивал знания не формально (знания ради знаний), а в качестве значимых атрибутов, позволяющих познавать окружающий мир и себя. Идеи B.C. Ильина соотносятся с идеями М.А. Данилова, А.Г. Костюка, С.Л. Рубинштейна о том, что внешнее социальное влияние по-разному воспринимается личностью и так же по-разному формирует ее. Позитивно оценивая существенный вклад ученых-философов, социологов, педагогов, культурологов в исследование процесса внеурочной деятельности и дополнительного образования, можно отметить, что в научной литературе нет всестороннего анализа взаимодействия этих учреждений. Таким образом, формирование пути оптимизации внеурочной деятельности – малоизученная тема. Ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность определили выбор ТЕМЫ курсовой работы: «Музыкальные занятия в процессе внеурочной деятельности как условие общего музыкального развития детей».
Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы
... развитию речи интенсивно формируют интеллектуально-трудовые умения учеников, имеющие большую практическую значимость для последующего овладения будущей профессией. Вклад уроков литературы заключается в формировании на протяжении всего процесса ... образованию и нравственно-эстетическому воспитанию. Необходимость осуществления данных принципиальных положений объясняется характером деятельности ...
4
ЦЕЛЬ работы – выявить специфику внеклассной музыкальной работы на примере студии «Гармония».
Идея создания музыкальной студии «Гармония» заключается в развитии индивидуальных возможностей личности ребенка, его вокальных способностей, а также музыкально-творческого восприятия у обучающихся окружающего мира.
Особенность программы в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы. При этом дети в студии занимаются дети разного возраста, и имеющие разные стартовые способности. В данных условиях программа – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального маршрута, формирование певческих навыков обучающихся, последовательности, сопровождающая систему практических занятий, участие в вокальных конкурсах, концертных программах.
ОБЪЕКТОМ работы выступает музыкальное воспитание.
ПРЕДМЕТОМ – внеклассная музыкальная работа.
Для реализации темы исследования определён ряд ЗАДАЧ:
- раскрытие особенностей внеклассной работы;
- выявление основной направленности музыкальной внеклассной работы;
- представление задач вокального воспитания детей в условиях внеклассной музыкальной работы;
4) описание способов музыкального творческого развития на примере студии «Гармония».
Методы, используемые в процессе исследования: наблюдение, анализ, синтез, описание. Методологической базой исследования стали комплексный и деятельностный подходы, поскольку программа действует в комплексе всех необходимых и достаточных видов музыкальной деятельности в
5
процессе вокальной работы с обучающимися, а дети постоянно включены в активную творческую деятельность.
Работа подготовлена на базе студии «Гармония» Черлакской общеобразовательной школы № 2.
Приобщение детей к музыкальному искусству
... работы: с целью приобщения детей к музыкальному искусству подобрать музыкальное произведение и провести занятие с детьми старшего дошкольного возраста. Выбор музыкального произведения для беседы «Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в ... русской музыкальной культуры. Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном ...
6
I Глава. Творческое развитие детей в условиях внеурочной деятельности.
Внеклассная работа и её особенности.
Современная педагогика, обращаясь к сфере образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта,
характеризует внеурочную деятельность термином «дополнительное образование».
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них, принято считать следующие:
- художественно-эстетическое;
- научно-техническое;
- спортивно-техническое;
- эколого-биологическое;
- физкультурно-оздоровительное;
- туристско-краеведческое;
- военно-патриотическое;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- экономико-правовое.
7
Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.
Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования.
Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным. Это вызывает определённые трудности. Трудно, в первую очередь, школьным учителям, которые стараются учитывать содержание основного образования в своей внеурочной деятельности (что важно для создания целостного образовательного пространства), но при этом действуют зачастую назидательно, выстраивая и эту работу по классно-урочному принципу. Изменить же способ осуществления дополнительного образования оказывается не всегда им под силу. Причина заключается в недостаточной методической и психолого-педагогической подготовке педагогов как в условиях высшего образования, так и в теме повышения квалификации. 8
Существует практика совместных методобъединений школьных учителей и педагогов дополнительного образования. Такой опыт накоплен, к примеру, в учебно-воспитательных комплексах; он может быть полезен и учителям-предметникам, и классным руководителям, и педагогам-организаторам, и школьным психологам.
Первые дни ребенка в школе
... педагогики и психологии, специальности «Начальное образование. Физическая культура» проходила учебную («Первые дни ребёнка в школе») практику в средней школе №21 города Барановичи, которая ... деятельности учителя, изучала работу классного руководителя. Также изучила общие сведения о классе: сведения о учителях, годовые задачи работы класса, список детей, режим работы класса. Проходила я практику в ...
Обратимся к способам организации дополнительного образования детей в современной школе. Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система она еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т. п.).
Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.
9
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
Как показала практика, обучение детей по новым дополнительным образовательным программам положительно влияет на рост интереса школьников к гуманитарным предметам основной школы, а главное создает основу допрофессиональной подготовки старшеклассников по ряду направлений художественно-прикладной деятельности.
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК).
На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Организация творческой деятельности учащихся на х
... школы, так как исследовательская деятельность учащихся способствует развитию самостоятельности, инициативности, формированию умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Важное достоинство грамотно организованной исследовательской деятельности учащихся ... работы. Понятно, что в разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более ...
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования.
10
Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п.
Также в одно целое со школой может быть объединён многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа учреждение дополнительного образования вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
Образовательная программа этого комплекса базируется на принципах личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода к интересам и возможностям учащихся, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с многопрофильным дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.
В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где, кроме школьных учителей, есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками.
11
Причем это влияние разнопланово. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы:
- углубляют и расширяют знания учащихся по основным и факультативным предметам;
- делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
- стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
- повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.
Во-вторых, школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во вне учебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Пробуждает особый интерес к детской речи, к законам словообразования ...
... словообразование героев книги Чуковского и современных детей. При составлении данной работы автор использовал книгу «Жизнь и творчество Корнея Чуковского» [2], где дается описание жизни и творчества К.И. Чуковского. В статье Веры ... внушать людям, что именно оно, это зло, может привести – и приводит! – наш язык к худосочию и хилости. «… канцеляризация речи почему-то пришлась по душе обширному ...
Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает
12
возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.
Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Выделим основную цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
1-ая ступень (начальная школа)
Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
2-ая ступень (средняя школа)
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности.
3-я ступень (старшая школа)
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
13
Дополнительное образование входит в систему общего образования детей и молодёжи и в связи со спецификой своей деятельности выступает как целостное образование, которое требует не только систематического планирования работы, но и создание программы развития, опирающейся на созданную концепцию. Представим концептуальную основу дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:
- принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
- принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и Дополнительного образования;
- принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход);
- принцип деятельностного подхода;
- принцип творчества;
- принцип открытости системы.
Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования может обеспечить:
- целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразием;
- определённую стабильность и постоянное развитие;
- необходимый уровень знаний, умений, навыков школьников и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств;
- сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
- поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;
14
Профессия родителей. Что дети знают о нашей работе?
... его на черновике и сначала укажите там все, что придет в вашу голову относительно поставленной темы — «Профессия моих родителей». ... очень интересно. Этап пятый — работа над ошибками Когда сочинение или рассказ о профессии родителей окончен, лучше всего передохнуть ... внешкольных занятий, в соответствии с интересами ребенка; Беседовать о профессиях с ребенком, расширить его представление и выявить, ...
сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.
В настоящее время 78 процентов учащихся школ занимается в объединениях дополнительного образования различной направленности.
Сегодня система дополнительного образования выступает как педагогическая структура, которая:
- максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
- обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся;
обеспечивает личностную значимость учащихся,
даёт шанс каждому открыть себя как личность;
- предоставляет ученику возможности творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;
- налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;
- активно использует возможности окружающей социокультурной и духовной пищи;
- побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
- сочетает в процессе либертально — вариативной деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий;
- обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в жизнедеятельности школьного коллектива.
Специфика музыкальной внеклассной работы в общеобразовательной школе.
Школа является первой организованно-действующей средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития: детство, отрочество, юность.
15
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Организаторы мероприятий, продумывают структуру любого мероприятия и обязательно, музыкальное сопровождение. Музыка придаёт праздничное, приподнятое настроение любому празднику. Мероприятие будет красочным, если в нём будет звучать песни и костюмированные танцевальные номера.
Выделим современные направления внеклассной музыкальной работы:
- музыкальные диски поп и рок музыки;
- мастер — студии для записи вокальной музыки;
16
информационно компьютерные программы для обработки музыкальной фонограммы;
- диско — клубы, стерео — залы;
- фольклорные, эстрадные, джазовые, танцевальные, спортивные студии.
Наиболее распространено деление форм внеклассной работы на индивидуальные, объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. В контексте музыкального образования – это индивидуальная музыкальная деятельность, например, обучение игре на инструменте или сольному пению. Такая работа позволяет каждому ребенку заниматься любимым делом. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся, обеспечение необходимым инструментарием, выделения большого объема времени для занятий. Одним из направлений может быть вокальный ансамбль или ансамбль народных инструментов, встречи в «Музыкальной гостиной», студия эстрадно-джазового вокала или инструментальная группа. Все зависит от профессионализма учителя и помощи со стороны администрации школы. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки.
Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...
... фронтальные занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам ...
Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так драматические спектакли, конкурсы, музыкально-литературные композиции, требуют непосредственной активности каждого. Музыка, или его фоновое сопровождение, живое исполнение гитары, фортепиано придаёт спектаклю особенно — неповторимую окраску. При проведении бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей танцевальных номеров или вокальных произведений. Для того чтобы охватить и активно задействовать возможно большее количество учащихся, последнее время в школах часто проводятся ролевые игры по различным темам. В таких мероприятиях, как
17
посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями.
Обращаясь к такому виду музыкального развития как вокальное, мы выделяем цель данной внеклассной музыкальной работы в расширении возможностей творческого развития обучающихся.
Всё выше изложенное позволяет выделить основные позиции:
- в рамках дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью осваивать образовательный стандарт и создавать условия для свободного развития личности;
- в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации, к которым относятся: кружки, секции, клубы, работа которых не всегда сочетается друг с другом;
- внутренне организованные структуры дополнительного образования в школе;
- взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры;
- учебно-воспитательные комплексы (УВК);
- цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности;
- формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе, рассчитанных на одновременный охват многих учащихся и оказывающих эмоциональное воздействие на детей;
- наиболее распространено деление форм внеклассной работы на индивидуальные, объединяющие и массовые.
18
II Глава. Вокальное развитие детей в условиях внеклассной работы.
2.1. Задачи вокального воспитания.
Голос – это особое богатство, природный дар. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Методы вокального воспитания детей опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, прежде всего, возрастную. Педагог встречается не со сложившимся аппаратом и психикой, а с интенсивно растущим и развивающимся организмом ребенка, с его изменяющимися возможностями.
Методика обучения детей эстрадно-джазовому вокалу в детской школе искусств
... на процесс обучения, открываются новые направления работы, новые ориентиры. Это приводит к появлению новых способов обучения, разработке новых методов. Задачами предмета «Эстрадно - джазовый вокал» являются: Образовательные: ... знаний. Она должна помочь выбрать верный подход к ученику, к занятиям по развитию голоса и исполнительской манере. Любой ребёнок, имеющий музыкальный слух, может научится ...
Рассмотрим основные этапы формирования и развития детского голоса:
1. У детей младшего школьного возраста (7-10 лет) сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции бережного развития голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует серебристое, преимущественно головное, звучание. Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит легко и естественно.
2. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной период справедливо считают временем расцвета детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа
19
над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.
3. Следующий период развития детского голоса мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13-16 лет, требуют особенно бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса. В конечной фазе мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования.
4. Известно, что мальчики в возрасте 8-11 лет с увлечением могут заниматься пением. Но в 12-14 лет у них начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятия в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает в себя особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию самого учащегося, связанному с новыми для него непривычными ощущениями. Начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно.
5. С15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса.
20
Важнейшей учебно-педагогической задачей является воспитание музыкально-образного мышления, так как усвоение многих элементов вокальной техники напрямую связано с музыкально-образным строем тех произведений, над которыми идет работа, включая вокализы и вокальные упражнения (распевки).
Но, чем, младше ученик, тем меньше должна быть деталировка учебных и исполнительских задач, и наоборот.
Уроки с начинающими наиболее продуктивны, если их продолжительность составляет не более 20-25 минут. Этому есть объяснение: не обладающий выносливостью голосовой аппарат быстро устаёт от непривычной мышечной работы, вследствие чего учащийся не может точно выполнить предложенные ему вокально-технические задачи. На фоне мышечной усталости быстро наступает утомление нервной системы, рассеивается внимание.
Работа над голосом начинается в зоне примарных тонов. Они находятся обычно на среднем участке диапазона, звучат ненапряжённо и легко, способствуют выявлению естественного тембра голоса. Для каждого ученика педагог подбирает индивидуальные упражнения, которые позволяют устранить дефекты данного голоса и помочь в выработке верных навыков.
Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Высокие требования следует предъявлять к литературно-поэтическому тексту и содержанию произведений. Поэтому подбор репертуара должен осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки.
Выделим специфику вокально-хоровой работы в школе.
Сегодня почти в каждой школе педагог музыки имеет возможность организовать и вести внеклассные занятия. Подобная форма работы позволяет учителю музыки более полно и подробно познакомить детей с высоким музыкальным искусством.
21
Хоровое пение – один из самых доступных для детей видов музыкальной деятельности. Приходя в хор, дети включаются в творческую атмосферу коллективного музицирования. В процессе обучения пению у них развиваются художественные способности: музыкальный слух, музыкальная память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству.
Успех преподавания внеклассных уроков пения определяют «три кита»: талантливая педагогика, грамотный вокал и количество часов – не менее двух в неделю. Принципы работы хорового отделения музыкальной школы, перенесенные на школьные занятия, позволяют создавать необходимую психологическую атмосферу урока, хотя в школе есть свои трудности в их реализации.
К задачам вокального воспитания следует отнести:
- раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его вокальных способностей в частности;
- формирование у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.);
- обучение детей приемам сценического движения и актерского мастерства;
- приобщение детей к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества и т. д.);
- расширение знаний и кругозора (музыкальная и вокальная грамотность, основы физиологии голосового аппарата, знакомство детей с образцами мировой вокальной музыки);
- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля, выстраивание межличностных отношений и развитие коммуникативных навыков;
22
развитие у детей чувства ритма и координации движений, создание условий для непривычного эмоционального включения в творческий процесс.
Всё это требует опоры на специфические методы вокального обучения. В своей работе мы, прежде всего, обращаемся к фонопедическому методу развития голоса.
Фонопедический метод развития голоса, имеет технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении.
Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат – саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Рассмотрим, что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу. Это:
расширение диапазона,
значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка,
усиление насыщенности звука,
полетность,
улучшение вибрато,
большая певучесть звука,
свобода,
23
раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.
1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.
ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:
Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).
Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.
Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос — ответ»).
Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии — «штро — бас»).
Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.
24
Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.
Шестое упражнение является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.
Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.
Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: извлечении звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.
Основная цель упражнений — активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
З. ГОЛОСОВЫЕ СИГНАЛЫ ДОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1-4 упражнения — Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)
5 упражнение — «Волна».
6 упражнение — «От шепота до крика».
7 упражнение — «А!!!»
8 упражнение — «Крик — вой».
9 упражнение — Соединение упражнений «Волна» и «Крик — вой» на одном движении.
10 упражнение — «Крик — вой — свист».
11 упражнение — «Волна с криком чаек» (в одном движении упражнение (В одном движении упражнения № 9 и 10).
25
Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо — телесные ощущения.
Выделяя как основной «фонопедический метод», мы обращаемся и к другим методам вокального развития голоса, выделяя опыт и методику таких авторов как Д. Огороднов, Кристин Линклэйтер и др.
2.2. Музыкальная студия «Гармония» и способы творческого развития.
Рассматривая в данном параграфе результат работы по программе студии, мы выделяем следующие важные для нас позиции:
роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся,
практическое назначение программы:
Программа – это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся школы № 2 Черлакского района Омской области.
Программа имеет практическую значимость, выпустила не одно поколение и может по праву гордится своими выпускниками, которые выбрали музыку своей профессией.
В условиях вокальной студии МОУ СОШ № 2 занимаются 45 обучающихся. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, в городе, округе, в России.
26
Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
- развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения;
- формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
- помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Программа студии:
В Черлакской средней образовательной школе № 2 в 1997 г. создана вокальная студия «Гармония», в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 16 лет. Особенность программы состоит в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом учитывается, что по программе занимаются дети не только разного возраста, но и имеющие разные стартовые способности.
27
В данных условиях программа – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия по формированию певческих навыков обучающихся, последовательности, и целостности сопровождающих систему практических занятий.
Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии соразмерно личной индивидуальности;
- содержание программы «Гармония» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
28
Следует отметить, что вокальная студия «Гармония» чётко вписывается в воспитательное пространство школы: «Дарить радость людям»
При составлении программы мы опирались на следующие принципы:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
29
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения – многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
Особенностью программы выступает опора на педагогические технологии, учитываемые при работе с детьми. В основу разработки программы положены педагогические системы и подходы, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- система развивающего обучения;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- личностно-ориентированный подход;
- компетентностный и деятельностный подход.
В силу специфики вокальной работы с детьми мы учитываем основные требования технологий и внедряем их основные направления.
Определяя технологичность каждой системы и подхода, выделим следующее.
Так к технологическому арсеналу личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е.В., относятся методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
В науке принято выделять педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);
- педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
30
педагогические технологии адаптивной школы;
5) гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
6) игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- проблемное обучение;
- технологии уровневой дифференциации;
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- коллективный способ обучения.
Обращаясь к технологиям, сопутствующим системе развивающего обучения и принимая основные её позиции, мы в большей степени обращаемся к этим технологиям с позиции творческого развития качеств личности.
Технология системы И. П. Волкова, направленная на выявление, учет и развитие творческих способностей; приобщение обучаемых к творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.
Технология Г. С. Альтшуллера, направленная на обучение творческой деятельности; ознакомление с приемами творческого воображения; обучение решению эвристических задач.
Технология И. П. Иванова, направленная на воспитание общественно активной творческой личности, способной приумножить собственную культуру, внести вклад в построение правового демократического общества.
Дифференциация и индивидуализация обучения, выступающая как одна из проблем современного образования, рассматривается в нашей программе как с традиционной позиции:
- дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;
31
внутригрупповая индивидуализация учебной работы;
- прохождение обучения в индивидуально различном темпе.
К технологиям индивидуализации обучения относятся:
- Проектная технология;
- Технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
- Адаптированная система обучения С.А. Границкой;
- Обучение на основе индивидуально-ориентированного плана В.Д.
Шадрикова.
Для нашей работы мы используем технологию И.Унге, адаптируя её направления к музыкальному воспитанию:
знание содержания произведения,
подведение к пониманию роли отдельных деталей,
через осознание роли деталей и содержания музыки — к постижению позиции автора в целом.
Компетентностный подход предполагает включение детей в творческую деятельность и способность в процессе реализации программы «Гармония» приобрести ключевые компетенции. Постепенно, применяя их в дальнейшей практике, обрасти необходимую компетентность в определенном виде деятельности (для нас это вокал).
Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 12 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется на 2 и 3 годы обучения).
Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности – это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося.
32
Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальная студия. Вокальная студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса: регистры и диапазон соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.
Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения. Все это помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
33
Структура учебно-тематического плана:
1. Теоретические знания.
2. Развитие вокально-технических навыков.
3. Работа над репертуаром
Методика музыкальной образовательной работы опирается на принцип системности и принцип художественного и технического (связь теории и практики) и включает:
ознакомление с основами сольфеджио,
выполнение ряда специальных двигательных и слухо-моторных упражнений, позволяющих достичь мышечной свободы и пластичности,
постановку голоса,
овладение доступными вокальными приёмами, включающими характер звуковедения, чёткое следование метру, темпу, ритму, динамике произведения, умению в ансамбле начинать и заканчивать произведение,
эмоциональное и сознательное воплощение музыкального образа.
Задачи формирования личностных качеств предполагают развитие:
- исполнительской воли, умения концентрировать внимание;
- скорости реакции, активности, инициативы;
- выдержанности, терпения;
- творческой интуиции, эстетического вкуса;
- духовности, уважение к ценностям отечественной и мировой культуре.
Социальный аспект включает:
формирование социальной активности детей, потребность нести радость людям,
сохранить исконно русские традиции песенного творчества.
Психологический аспект направлен на:
стремление детей к общению, переживанию,
умению видеть мир ярким и красочным, жить в «Цветном детстве».
34
I. Теоретические знания
1. Строение и работа голосового аппарата. Краткие сведения из акустики.
2. Дыхание в пении. Резонансы. Гортань – главный орган пения, звук, атака звука.
3. Работа артикуляционного аппарата.
4. Дыхание в пении, дикция, классификация голосов.
II. Развитие вокально-технических навыков певца
1.Пение технических упражнений, распевок и вокализов.
2.Основы анализа музыкальных произведений.
III. Работа над репертуаром:
1. Исполнение эстрадных песен.
2. Пение в ансамбле, дуэте, трио.
Важным системообразующим фактором является коллективная деятельность, на основе которых построен годовой круг традиционных дел:
№
Содержание
сроки
1
Прослушивание обучающихся.
Сентябрь
2
Повторение и разучивание нового репертуара.
Сентябрь
3
Концерт «День знаний»
Ежегодно
4
Концерт «День учителя»
Ежегодно
5
Районный конкурс «Живая старина»
Ежегодно
6
Новогодняя музыкальная сказка
Декабрь
7
День открытых дверей
Декабрь
8
Школьный конкурс солистов-вокалистов
«Золотая нотка»
Февраль
9
Районный, зональный и областной конкурс «Звонкие голоса»
Ежегодно
10
Вокальный конкурс «Фабрика звёзд»
Март
11
Концерт, посвящённый 8 марта
Март
12
Смотр художественной самодеятельности
Апрель
13
Концерт, посвящённый дню Победы
Май
14
Концерт «Последний звонок»
Май
15
Заключительный концерт музыкально-творческого объединения «Гармония»
Май
16
Концерт, посвящённый дню защиты детей
1 июня
17
Выпускной бал
июнь
В реализации этой программы ожидается:
подъем творческого потенциала
развитие творческой личности школьника
выбор профессии
Необходимым условием реализации проекта музыкально-творческого образования школьников «Дарить радость людям» является диагностирование.
Ход и результат внедрения программы в работу студии будет представлена в дипломной работе.
Сегодня результативность работы по данной программе представлена выпускниками, которые выбрали свою дорогу жизни – свою профессию связали с музыкой.
Выделим главное:
- программа студии является обобщенным опытом работы с детьми по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся школы № 2 Черлакского района Омской области;
- Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства;
36
новизна программы заключается в индивидуальном педагогическом воздействии по формированию певческих навыков обучающихся, последовательности, и целостности сопровождающих систему практических занятий;
- вокальная студия «Гармония» чётко вписывается в воспитательное пространство школы.;
- особенностью программы выступает опора на педагогические технологии, учитываемые при работе с детьми;
- программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность;
- по способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к.
предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца;
- в структуру учебно-тематического плана включены необходимые и достаточные разделы музыкально-вокального воспитания;
- особенностью программы является учёт полноценной методики вокальной работы с детьми, учёт социального и психологического аспектов.
37
Заключение
Изучив литературу по проблеме исследования, представив программу по которой происходит работа вокальной студии «Гармония», мы подтвердили актуальность выбранной темы и смогли сделать опредённые выводы.
Общеобразовательная школа через систему дополнительного образования разрешает противоречие между необходимостью осваивать образовательный стандарт и создавать условия для свободного развития личности. Для этого используются четыре модели организации:
а) кружки, секции, клубы, работа которых не всегда сочетается друг с другом,
б) внутренне организованные структуры дополнительного образования в школе,
в) взаимодействие общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры,
г) учебно-воспитательные комплексы (УВК).
2. Целью дополнительного образования является развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности. Для этого используются разнообразные формы работы. К числу наиболее распространённых форм, рассчитанных на одновременный охват многих учащихся и оказывающих эмоциональное воздействие на детей, относятся массовые формы, однако творческое развитие предполагает интенсификацию индивидуальных форм работы, которые достаточно широко представлены кружками и студиями.
3. Методы вокального воспитания детей имеют свою возрастную специфику, но сохраняют и общепринятые методики работы с голосом, важнейшей составляющей которых является воспитание музыкально-образного мышления, напрямую связанного с развитием вокальной техники.
38
Среди результативных вокальных методик выделяются «фонопедический метод» В. Емельянова, система Д. Огороднов, методика Кристин Линклэйтер и др. Важную роль в вокальном воспитании играет песенный репертуар, являющийся основой формирования музыкального вкуса детей. Коллективное пение наиболее доступная форма музицирования, позволяющая ребёнку творчески реализовать свои возможности.
4. Программа студии «Гармония» – это обобщенный многолетний опыт по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся школы № 2 Черлакского района Омской области. Целью программы является активная музыкально-творческая деятельность, формирующая у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, через приобщение их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства. Вокальная студия «Гармония» чётко вписывается в воспитательное пространство школы. Особенностью программы выступает опора на педагогические технологии, учитываемые при работе с детьми. Программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живопись, элементов танца. Учебно-тематический план программы предусматривает овладение студийцами теоретических знаний, развитие вокально-технических навыков, работу над репертуаром. В программу студии включены не только методика музыкальной вокальной работы, но и формирование личностных качеств обучающихся, учёт социального и психологического аспекта воспитания.
39
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kursovaya-vneklassnaya-rabota-po-muzyike-v-nachalnoy-shkole/
Асафьев Б. О хоровом искусстве. – М.: Музыка,1980.
Вербов А. М. Техника постановки голоса. – М.,1961.
Вопросы вокально-хорового воспитания школьников: Сб. науч. тр. /МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1983.
Вопросы вокальной педагогике. Вып. 1- 7. – М.,1962 – 1984.
Гоце М.О вокальной работе в школе. //Искусство школе, 1997, №3.
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989.
Дмитриев Л.Б Основы вокальной методики. – М.,1996.
Добровольская Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М,1972.
Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – СПб.,1997.
Инайят Хан. Мистицизм звука. – М., 1997.
Луканина В. Мой метод работы с певцами.-Л.,1972.
Лукин Ю.А. Искусство как информационная система. – М., 1995.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
Менабени А.Г. Некоторые краткие сведения о голосовом аппарате и певческом звуке //Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. – М., 1981.
Морозов В.Д. Биофизические основы вокальной речи. – Л., 1977
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей. Киев: Музычна Украина, 1989.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л., 1972.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
40
Стулова Г.П. К вопросу об особенностях работы голосового аппарата у детей в пении //Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. – М., 1982.
Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению. – М., 1988.
48.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992.
Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. – М., 1987.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 1978.
Фейнберг Е. Обыкновенное и необыкновенное //Новый мир. 1985. № 8.
41
Программа «Семья»
Школа лидера
«Алые паруса
Социально-реабилитационный
центр
Взаимосвязь с социумом
РДК, РДТ, ДС,, ДД,
Отряд «Милосердие»
Конкурсы, концерты,
смотры
художественной самодеятельности
МОУ ЧСОШ школа 2
« СТУДИЯ ГАРМОНИЯ»
Отряд
«Милосердие»
Конкурсы,
концерты,
смотры
художественной
самодеятельности
Школа лидера
«Алые паруса»
Социально-реабилитационный
центр
Программа «Семья»
15