Китай… Древняя и немного загадочная страна…
Раньше, в связи со сложившимися стереотипами, Китай представлялся мне как весьма отсталая перенаселенная страна, погрязающая в бедности. Внешне все это представлялось мне очень убогим, бедным и старомодным. Но чем больше я узнавала о Китае, тем больше менялось мое отношение к нему. И, появившееся в какой-то момент, желание посмотреть на Китай своими глазами, сейчас прочно засело в голову, превратившись в мечту, к сожалению, пока не осуществимую в связи с необходимостью достаточно больших финансовых затрат. Поэтому, сейчас мне доступны лишь виртуальные путешествия по этой удивительной стране, в которые я приглашаю всех читателей моей курсовой работы. Я уверена, что это будет интересно многим! Ведь современный Китай — это огромная страна, которая выбрала свой путь развития, отличный от общепринятого и успешно развивается, несмотря на мировой кризис. Разнообразные достопримечательности Китая, начиная от древних памятников культуры и заканчивая впечатляющими современными архитектурными и техническими достижениями, не имеющими аналогов в мире, не могут не вызвать интереса и желания узнать о них больше, а неописуемой красоты природа вызывает восхищение. Культура современного Китая основывается на богатейшей истории китайской цивилизации, которая, по письменным источникам, насчитывает более 3500 лет, а по предположениям ученых китайская цивилизация возникла более 5000 лет назад. Современная экономика Китая растет темпами, опережающими все другие страны мира.
Кроме выше перечисленных успехов страны, меня всегда поражало изобилие разных сувениров в виде драконов, Будды и изображение китайских иероглифов на небольших кусочках ткани или деревяшках, также трудолюбие этого народа, верность к своим старым традициям, которые передаются из поколения в поколение. Один китаевед сказал такие слова:
«Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не люблю их литературы больше русской, французской, английской, их язык…. Но когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как будто написано для меня особым шрифтом — красным, что ли… Рука тянется к карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно….. Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!» В.М. Алексеев (знаменитый китаевед) китайский религия культура опера
Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому другому источнику информации о Китае, его традициях и современной жизни. Об этой удивительной стране невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее традициях, которые очень необычны и своеобразны, ибо это одна из древнейших и интереснейших стран мира.
Культура современных Индии и Китая
... Индии и Китае многое, в том числе становление и особенности их культуры. О них-то и пойдет разговор ниже в данной работе. Индийскую культуру ... различные формы - фольклорная музыка народов Севера, Востока и Юга Индии, религиозные песнопения индоариев. Плеяду известных исполнителей ... жизни того времени. Широко известно индийское киноискусство. Страна производит более 1 тыс. художественных фильмов в ...
Надеюсь, что выбор именно этой темы для курсовой работы поможет мне больше узнать о жизни, обычаях и, конечно же, традициях китайцев.
1. Культура современного Китая
1.1 Краткая история развития Китайской культуры
История Китая особенна множеством и разнообразием письменных источников, которые, в сочетании с археологическими данными, позволяют реконструировать политическую жизнь и социальные процессы, начиная с глубокой древности. Канонизированные древнекитайские тексты религиозно-философского и исторического содержания — особенно те из них, в которых излагалось учение Конфуция — в свою очередь, сами влияли на дальнейшее развитие китайской цивилизации, мировоззрение китайского народа.
Для китайской цивилизации со времён Конфуция была характерна высокая социально-политическая активность каждого человека, направленная на достижение счастья и благополучия именно в земной жизни — при этом судьба его зависела не от божественного предопределения, а от собственных усилий. В этом коренится насыщенность китайской истории массовыми народными движениями и типичная для Китая высокая социальная мобильность.
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Давнее наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, создавало очевидные преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с более отсталыми соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма (II век до н. э.).
С политической точки зрения Китай в течение нескольких тысячелетий проходил через циклически повторяющиеся периоды политического единства и распада. Территория Китая регулярно подвергалась нашествиям извне, однако большинство захватчиков рано или поздно подвергались китаизации и ассимилировались в китайский этнос. Современное китайское государство и общество является результатом многовекового культурного и политического взаимопроникновения и взаимодействия с многочисленными окружающими азиатскими народами, сопровождавшегося перемещениями многомиллионных людских масс. На мой взгляд, воздействие китайского этноса с его гигантским демографическим потенциалом на соседние народы невозможно переоценить.
1.2 Религии
Китай — страна, где получили распространение не одна, а несколько религий. Главными из них являются буддизм , даосизм , ислам , католицизм и протестантство . Граждане Китайской Народной Республики правомочны самостоятельно решать, какую религию исповедовать, и заявлять о своей приверженности той или иной вере. По неполным данным статистики, в Китае насчитывается более 100 млн. верующих, имеется более 85 тыс. храмов и других мест для культовых отправлений, около 300 тыс. служащих культа, более 3 тыс. религиозных организаций, 74 духовных учебных заведения, созданных религиозными организациями.
Здания и сады китая как воплощение гармонии неба и земли
... Китая, остановимся подробнее на том, как понималась эта естественная среда и статус самого человека. Согласно древним китайским представлениям, мир раскладывается на три составляющие (сань-цай) -- Небо, Землю и Человека. Они единосущны и ...
Буддизм . История буддизма в Китае насчитывает два тысячелетия. В стране имеется около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. постриженных монахов. В том числе тибетская буддийская община (ламаистская) насчитывает 120 тыс. лам, 1,7 тыс. живых Будд, более 3 тыс. монастырей; палийская сетка буддизма насчитывает около 10 тыс. монахов и настоятелей и 1,6 тыс. монастырей.
Даосизм зародился в Китае 1700 лет назад. В стране насчитывается 1,5 тыс. даосских монастырей, более 25 тыс. даосских монахов и монахинь.
Ислам проник в Китай в VII веке. В Китае приверженцами ислама в основном являются проживающие на территории Китая нацменьшинства: хуэйцы, уйгуры и другие — всего 10 национальностей, численность населения которых составляет 18 млн. человек. Имеется свыше 30 тыс. мечетей, более 40 тыс. служителей культа в ранге имам и муллы.
Католицизм, Христианство
К общенациональным религиозным организациям относятся: Китайская ассоциация буддистов, Китайская даосская ассоциация, Китайская исламская ассоциация, Ассоциация католических епископов, Китайский комитет патриотического движения христиан за «тройную независимость», Китайская христианская ассоциация и другие. Все эти организации формируют свои руководящие органы в соответствии со своим уставном.
Религиозные организации в Китае пользуются самостоятельностью в проведении культовых отправлений, правом создавать духовные учебные заведения, издавать священные книги, впускать периодические издания, заниматься общественной полезной деятельностью. Как и большинство стран мира, Китай придерживается принципа отделения школы от религии, в системе народного образования не фигурирует предмет богословия. Преподавательская и исследовательская работа в области религии ведется в отдельных высших учебных заведениях и исследовательских институтах. В духовных школах, созданных религиозными общинами, учреждены религиозные специальности в соответствии с требованиями практики. Китайскими законами охраняются : нормальная религиозная деятельность священнослужителей разных церквей и нормальные культовые отправления, организуемые религиозными общинами и совершаемые в церкви либо в частном жилище верующих — ритуалы поклонения Будде, чтение священных книг, воскресные мессы, моленья, проповеди, крещение, ритуал пострига, наложение поста, собрание по поводу религиозных праздников, помазание, медитации и прочее, на котором никому не дозволено посягать.
В годы, так называемой, «культурной революции» (1966-1976 гг.) религиозным общинам Китая так же, как и другим аспектам социальной жизни страны, был причинен большой ущерб. В последующие годы центральное и местные правительства проделали большую работу по исправлению ошибок, имевших место в «культурной революции», по восстановлению политики свободы вероисповедания. Были реабилитированы и восстановлены в должности духовные деятели, пострадавшие по сфабрикованным обвинениям, возобновлена деятельность церквей и пр. Начиная с 80-х гг. ежегодно по стране открывалось (в том числе возобновляло деятельность) примерно 600 христианских храмов; в конце 1996 г. совокупный тираж «Библии» составил 18 млн. экземпляров, причем ее издание было полностью освобождено от налогообложения.
Реферат основные жанры китайской живописи
... основной фундамент последующей культуры китайской нации. Развиваются и утверждаются в своих основных ранее существовавшие принципы архитектуры и градостроительства, складывается определённый стиль живописи ... обычаев и религиозных представлений Китая этого переходного ... можно было встретить драконов и других мистических ... китайской истории, зарождались новые и по содержанию и по форме виды и жанры ...
Считая с 1983 г. Китайской христианской ассоциацией было выпущено более 8 млн. экземпляров «Аллилуйя». В 1958-1995 гг. католическая община Китая самостоятельно назначила 126 епископов, в последнее десятилетие было подготовлено более 900 приходских священников. На еженедельных службах, проходящих в христианском кафедральном соборе вблизи Чунвэньмэня (г.Пекин) присутствует не менее 3 тыс. человек, а на мессах, устраиваемых 4 раза в день по воскресеньям в католическом соборе «Наньтан» г. Пекина, присутствует более 2 тыс. человек, причем одна из месс организуется специально для иностранцев, проживающих в Пекине и проповедь читается на английском языке.
Существующие в Китае различные религиозные культы уже стали составной частью китайской цивилизации, их приверженцам присущи патриотизм и преданность вере. Китайское правительство поддерживает и поощряет деятельность религиозных общин по сплочению паствы во имя участия в строительстве Родины. Все религиозные общины проповедуют важность служения обществу, благодеяний на благо людям. Например, буддисты придерживаются девиза «Поступай во славу государству и при этом имей собственные интересы и радость», христиане и католики — заповеди «Славь господа Бога и осчастливь людей добрыми делами», даоссы проповедуют «любовь, согласие и сподвижничество на благо миру», ислам учит: «Молитесь Аллаху за воздаяние в этом грядущем мире».
В Китае все религиозные общины равноправны и мирно сосуществуют друг с другом, так что не было конфликтов на религиозной почве. Между верующими и неверующими поддерживаются отношения взаимного уважения, сплочения и мирного сосуществования. Все это стало возможным, с одной стороны, благодаря существующей в Китае с древних времен традиции терпимости к чужим цивилизациям, а с другой стороны, благодаря тому, что после образования Китайской Народной Республики правительство провозгласило и претворило в жизнь политику свободы совести, тем самым наладив взаимоотношения между государством и религией, в соответствии с китайскими реалиями.
1.3Традиции
1.3.1 Культ семьи в Китае
Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах.
Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.
В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире, усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегда обеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовали себя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живым родственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предков испытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались и навлекали на живых родственников всевозможные несчастья.
Значит, надо было сохранить непрерывность рода, прежде всего мужского: дочь, выйдя замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену и будет продолжателем рода. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Следовало иметь именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и лишалась права служить своим родственным предкам.
Эссе искусство китая
... китайского искусства, предметом которого становился не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт традиционного искусства Китая. ... китайского искусства нарядны и красочны, но не кажутся вычурными. В китайской литературе постоянны темы ... пейзажа: "бегущий поток", "бамбуковый лист на ветру", "небеса, прояснившиеся после снегопада". ...
Она обязана была служить предкам мужа. Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а поэтому в глазах китайцев брак выше безбрачия, обилие детей — благо, бесплодие — несчастье. Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом для развода.
Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых женщин за то, что они родили девочек. Некоторые женщины отказывались от новорожденных девочек, топили их. У некоторых людей довлеет старое представление о продолжении своего рода: рождается мальчик — неимоверная радость, будет кому передать по наследству традиции культа предков; рождается девочка — великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить замуж и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат, совершают всякие неблаговидные махинации. Трудно поверить в то, что эти до крайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованном обществе ХХI столетия…
Особенно живучи старые обряды, связанные со свадьбой. Журнал «Чжунго шэхой кэсюэ» (1984, № 1) опубликовал информацию о положении крестьянской молодежи в провинции Аньхой. В ней говорилось: «Кое-где день свадьбы назначается прорицателем — слепым гадальщиком, который определяет «счастливый день». В ночь свадьбы жених и невеста должны возжигать ладан, бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своим предкам, на коленях вместе вползать в пещеру, пить из одной чаши «напиток потомков», совершать другие старые ритуалы. В некоторых местах от сговора до свадьбы требуется пройти длинные ритуальные процедуры, потратить много душевных сил и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этот ритуал полностью воспроизводит тот, который существовал в старом Китае. Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли по сравнению с прежними».
В жизни современной китайской семьи большой проблемой является демографическая. Учитывая большой прирост населения в стране, китайское правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и т.п.).
1.3.2 Культ Дракона в Китае
В Китае часто говорят, что мы, китайцы — потомки Дракона. Дракон уже стал символом китайской нации. Китайский народ очень преклоняется перед драконом и всевозможными способами почитает его.
В народе дракон считается предводителем всех земных существ. Как мне уже известно, китайский лунный календарь разделен на 24 сельскохозяйственных периода. Период Цзинчжэ — сезон пробуждения насекомых, который начинается 2 февраля. В эти дни люди говорят, что когда пробуждаются насекомые, можно уже выходить из дома. Люди называют это время и сезоном, когда дракон поднимает голову. Отсюда видно, что дракон — первый среди земных существ. Внешний облик дракона также подтверждает это. Как явствует из древних записей династии Южная Сун — «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка». Нынешний облик дракона примерно такой же. Как явствует из археологических данных, 6 тысяч лет тому назад в период яншаоской культуры, обнаруженные в раскопках изваяния дракона уже имели подобные черты. На мой взгляд, придав дракону такие черты, люди явно стремились наделить его правами первого среди всех земных обитаемых.
Традиционная культура Китая
... культура Китая 2.1 Медицина Достижения китайцев в медицине ... на работе и т.п.). 1.2 Традиции культа личности и предков Древние китайские ... китайских божеств дракон занимает третье место после Неба и Земли. Дракон ... день страны. В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и обычаям этого государства, поэтому эта тема актуальна и интересна. 1. Традиционный Китай 1.1 Традиции Китая ...
Дракон являлся божеством, защищавшим людей от зла и нечистой силы. В праздник дракон поднимает голову, а люди, согласно обычаю, сыпали перед домом и вокруг золу в целях изгнания ядовитых тварей. Золу насыпали так, чтобы она напоминала очертания дракона. Таким образом, ядовитые твари не могли проникнуть в дом и жилые помещения. Такой обычай является одним из древних. На раскопках древней стоянки Чахай был обнаружен дракон, выложенный из камней длиной в 19.7 метра. Он находился как раз перед главным домом и, понятно, играл роль духа — защитника людей. По существу это очень похоже на традицию сыпать золу перед домом. И до сих пор китайский народ почитает дракона, как бога-хранителя. В праздники китайский народ танцует танцы с драконами и львами, которые символизируют счастье и благоденствие, олицетворяют силу отражения зла и недобрых духов.
Дракон в Китае еще почитается, как бог водной стихии. Китайцы строят заградительные валы, посыпают золу от дома до колодца. В Китае дурной приметой считается утром носить воду из колодца или вообще качать воду. Это, как говорится, делается, чтобы не помешать дракону поднять голову. В противном случае можно вызвать наводнение или засуху. И все эти обычаи имеют целью умолить бога воды и дождя — дракона о хорошем урожайном годе.
В раскопках 4000-й давности была найдена керамическая тарелка, на дне которой был нарисован дракон с пшеничным колосом в пасти. Отсюда можно видеть, что в то далекое время люди уже почитали дракона как бога воды, и молились ему ради богатого урожая. Это самая ранняя археологическая находка, подтверждающая такой обычай. Во многих местах Китая есть немало храмов бога — дракона, в которых люди молятся хорошей погоде.
У китайского народа есть одно крылатое выражение -«желать, чтобы дети стали драконами», то есть стали умными, способными людьми. Уже в конце периода Весны и Осени (8-5 вв. до н.э.) в Китае талантливых людей уподобляли драконам. Например, Конфуций сравнивал Лао Цзы с драконом.
В конце периода Воюющих царств (5-3 вв. до н.э.) люди называли первого китайского императора Цин Шихуана — «драконовым предком» китайской нации. Китайские императоры называли себя сынами небесного дракона. В целом, все китайцы считают себя потомками дракона.
Прочитав большое количество информации о культе дракона в Китае, я могу говорить без всякого сомнения, что китайцы, действительно, преклоняются перед драконом и почитают его — первого среди всех земных существ и великого бога водной стихии.
Татарская национальная кухня
... культура татар, в том числе и их кухня, продолжали сохранять этнические особенности тюркских племен периода Волжской Булгарии. Однако татарская национальная кухня развивалась не только на основе своих этнических ... гарнир чаще используется отварной картофель, в отдельной чашке подается хрен. В праздничные дни готовят курицу, фаршированную яйцами с молоком (тутырган тавык). Наиболее древним мясо- ...
1.3.3 Особенности Китайской медицины
Посещение любой китайской медицинской лавки подобно ощущению, будто находишься внутри миниатюрного музея естественных наук. Таинственные аккуратные составители расположили все в определенной последовательности и с определенной целью: животных, растения, минералы… Перечень любопытных вещей, чей истинный смысл скрыт от глаз европейца, неисчерпаем…
Например, янтарь, чтобы расслабить нервы; персиковые косточки и шафран, чтобы улучшить циркуляцию крови; китайская эфедра (махоан), чтобы вызвать потоотделение, и женьшень, чтобы усилить сердечную деятельность. Выполнение предписаний, данных китайским доктором, — не менее удивительный процесс. Фармаколог выбирает несколько особых ингредиентов из тех сотен загадочных корешков, травок и т.д., что находятся на его полках. Пациент забирает их домой, варит их наподобие «супа» и пьет. Если вам не нравится подобное варево, нужно спросить себя, что лежит в основе этого древнейшего медицинского искусства и почему китайская народная медицина столько веков остается одной из самых действенных и мудрых?
Теоретические основы китайской медицины были заложены более 2 тысяч лет назад. Значительное количество древних медицинских знаний сохранено в докитайском (221-2007 г. до н.э.),специальном трактате «Внутреннее оружие» — обширнейшей записи, содержащей знания и опыт китайской медицинской теории того времени.
В период царствования династии Хан (206 до н.э.-220 н.э.) китайская традиционная медицина накопила ценнейшие даже для наших дней и уровня современной медицины знания и сведения по лечению многих болезней. Подтверждение тому я нашла в известном трактате «Лечение болезней, вызванных факторами холода» [Шан Хан Лун] автора Чан Чунчин.
Одна из наиболее известных китайских работ по медицине — «Материя медика» — была составлена в эпоху царствования династии Мин автором Ли Ши-чен. Эта энциклопедическая работа открыла новую эру в мировой истории фармакологии. Работа содержит описания 1892 различных видов лекарственных препаратов. Эта работа была переведена на несколько иностранных языков и оказала сильное влияние на развитие медицины в странах Восточной Азии и Европы.
У китайцев существует своя, совершенно уникальная методика, позволяющая систематизировать лекарственные препараты и способы их применения. Она в значительной степени расходится с методиками и системами западной медицины. Философия, стоящая за китайской медициной базируется на положении, что человек живет между небом и землей и сам подобен Вселенной в миниатюре. Материя, из которой состоят живые существа, рассматривается как принадлежащая «инь» или женскому пассивному началу. Жизненные функции живых существ, с другой стороны, рассматриваются как принадлежащие «ян» или мужскому активному началу. Функции живых существ описываются в терминологии следующих 5 центров тела:
1. «Сердце» или «разум» (hsin).
Относится к «командному» центру тела, который провозглашает себя как сознательный или интеллектуальный.
2. «Легкие» или «респираторные» системы (fei).
Реферат культура китая
... и задержали вычленение собственно философии из мифологии. 1. Культура Китая В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества. Культура Яньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно ... Тан и Сунь - это время наиболее яркого расцвета средневековой китайской культуры. В конце XIII в. Китай был завоеван монголами, основавшими династию Юань (1280-1368 гг.), впервые ...
Эта система регулирует различные внутренние функции тела и поддерживает кибернетический (космический) баланс.
3. «Печень» (kan).
Это понятие означает одновременно связь конечностей с туловищем, механизмы эмоционального реагирования на окружающую (внешнюю) среду, а также деятельность внутренних органов.
4. «Селезенка» (p’i).
Это система органов, регулирующая распределение полезных веществ по организму, а также обмен веществ, принося силу и энергию человеческому телу.
5. «Почки» (shen).
Это определяет систему регуляции запасов полезных веществ и использования энергии. Эта система определяет силу человеческой жизни. Эта теория использует описание системы функций организма и носит условное название «скрытые феномены» (ts’ang hsiang).
Всем известно, что смена времен года, изменения в погоде могут иметь влияние на человеческое тело. Наиболее выраженный эффект в этом плане имеют ветер, холод, жара, влага, сухость и внутренний жар. Чрезмерные или экстраординарные изменения в погоде могут причинить вред телу, и все эти факторы называют шестым (после «печени» и т.д.) фактором, вызывающим болезни. С другой стороны, смены настроения (счастье, гнев, чувство беспокойства, печаль, огорчение, страх и удивление), если они слишком сильны, также причиняют вред здоровью. Китайцы именуют этот фактор «семью эмоциями». В китайской медицине существует 6 факторов, вызывающих болезни, которые, взаимодействуя с «семью эмоциями», формируют основу для возникновения патологий болезни. Эти теоретические модели вместе с теорией скрытых феноменов используются для анализа конституции пациента и его болезни и диагностирования точной причины его общих физических и психологических потерь баланса (равновесия).
Основываясь на этом анализе, врач может рекомендовать тот или иной метод, чтобы откорректировать этот дисбаланс.
Объектом китайской медицины является ЧЕЛОВЕК, а не только его болезнь. И это одна из основных особенностей китайской национальной медицины. Как думают китайские медики, болезнь — это только указание на существование дисбаланса в самом человеке.
Согласно китайской старинной легенде, Шен Хун, отец китайского сельского хозяйства и глава древнего клана, испытывал на себе сотни различных трав, одну за одной, чтобы открыть их полезные свойства и медицинское назначение. Шен Хун был не одинок в своем начинании, и в течение последующего тысячелетия многие любознательные китайцы исполняли роль «подопытных кроликов», продолжая испытывать на себе свойства различных растений, многие из которых оказались ядовитыми для человека.
Итак, китайские целители классифицировали различные травы и их составы в соответствии с определенными частями тела, а затем тестировали их, чтобы определить степень токсичности и оптимальную дозу для достижения лечебного эффекта. На мой взгляд, именно этот метод лечения является самым разумным и правильным.
Например, стебель китайской эфедры является потогонным средством, но корни этого же растения, наоборот, контролируют потоотделение. Растение ‘kassia bark’ по натуре горячее, но используется для лечения простуд. Мята по натуре прохладная и используется для лечения симптомов болезни, вызываемой перегреванием. Это собрание опыта укрепило и подтвердило понимание феномена человека и увеличило применение «травных» средств в китайской традиционной медицине.
Архитектура Древнего Китая
... границы окончания периода Древнего Китая в китайской истории; анализ литературы, посвященной изучению древнекитайской архитектуры и скульптуры; систематизация ... внутренней энергией нашей планеты. Эту невидимую субстанцию китайцы именуют «ци». Все в природе возникает ... гибели ценнейших памятников архитектуры и искусства. Сохранившиеся до наших дней в различных областях Китая многочисленные постройки ...
Сходные принципы лежат в основе всей жизнедеятельности человека (проживание в какой-то внешней среде, жизненные ритмы, пища, которую он предпочитает или избегает, его личные взаимоотношения, его речь и жесты) — все это является инструментом для лучшего понимания его болезней и предложения методов лечения согласно среде проживания человека. Когда дисбаланс выявлен, он может быть откорректирован, и баланс энергии (а следовательно и здоровье человека) будет восстановлен. Кроме того, категорическим основным принципом китайской терапии является управление движением энергий тела.
акупунктура
Кроме того, использование акупунктуры в качестве анестезии при хирургической операции или для обезболивания при родах давно не является новостью. Акупунктура легка в применении (выполнении), она имеет многосторонний эффект и, как следствие, широкое признание и применение. Все это открыло новое поле для научной деятельности и медицинских исследований.
Сегодня, к примеру, правительство Тайваня предприняло значительные усилия для того, чтобы «осовременить» традиционные практики китайской медицины. Результатом этих мер стало массовое комплексное изучение как традиционной китайской, так и современной восточной медицины. Это сочетание в большинстве случаев эффективно излечивает такие сложные заболевания, как гепатит, гипертония и другие тяжелые хронические патологии.
В сфере фармакологии ученые — медики сегодня активно тестируют и создают оптимальные концентрированные дозы китайских природных средств для коммерческого использования. Препараты эти более удобны и приемлемы для пациентов, чем старый метод «варки супа».
В области фундаментальной науки полным ходом идут серьезные исследования пульсовой диагностики. Старинные методы измерения пульса при помощи наложения на пульс трех пальцев теперь заменены специальными «реакторами давления», которые преобразуют пульсовые изменения в электромагнитные волны, которые регистрируются на экране и обрабатываются компьютером.
Подводя черту под этим кратким исследованием, можно отметить, что многие открытия в медицине были сделаны именно при помощи синтеза традиционной и современной науки в Китае, что, в свою очередь, привело к открытию для целого мира ряда новых медицинских методов и диагностик для лечения самых сложных заболеваний.
1.3.4 Китайские праздники
Народ Китая на протяжении тысячелетий пользовались лунным календарем, и лишь после провозглашения Китайской Народной Республики было решено ввести христианское летосчисление, то есть солнечный календарь. С этого времени в Китае празднуют:
1 января — Новый год;
8 марта — Международный женский день;
1 мая — Международный день труда;
4 мая — праздник молодежи;
1 июня — Международный день детей;
1 июля — годовщина создания Коммунистической партии Китая;
1 августа
1 октября
Помимо официальных государственных праздников, во многих районах Китая существуют свои местные праздники, так же как и у множества этнических меньшинств, проживающих на его территории. Нередко они отмечаются с еще большим размахом.
КИТАЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД (CHUNJIE)
Один из важнейших в китайском календаре, он приходится на первое новолуние первого месяца года, между 12 января и 19 февраля. С введением грегорианского календаря этот праздник стали называть «праздником весны», чтобы отделить его от Нового года по западному стилю. Первоначальный смысл праздника заключался в дарении подарков, сутью которых было пожелание, чтобы новый урожай был богатым. Этот праздник принято отмечать всей семьей, китайцы навещают друзей, устраивают пышные шумные застолья с петардами и хлопушками. Детям преподносят маленькие красные конвертики с деньгами (на удачу).
Еще китайцы сжигают свое изображение, замазанное сажей, чтобы оно могло подняться в небо и присоединиться к душам близких. Губы мажут медом, чтобы говорить только хорошие теплые слова своим домашним, которым предлагают липкие сладости, склеивающие рот. Особо почитаются бог очага и бог дверей. Чтобы в дом не могли проникнуть злые духи, с наружной стороны двери прикрепляют картинки с изображением двух воинов: свирепое выражение их лиц отпугивает демонов. Петарды и хлопушки должны своим шумом разгонять злых духов. На улице танцуют традиционный и очень впечатляющий танец льва.
ПРАЗДНИК ФОНАРЕЙ (YUANXIAOJIE)
Китайцы отмечают этот день со времен династии Хань. Он приходится на 15-й день нового года, в середине или конце февраля, и завершает празднование Нового года. По всей стране зажигаются миллионы фонариков, которые, по преданию, провожают в другой мир души предков, спустившиеся на землю к своим близким для празднования Нового года. В современном Китае этот праздник отмечается как день св. Валентина.
ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ (QINGMINGJIE)
Приходится на 5 апреля. Китайцы традиционно приходят поклониться предкам, убирают могилы, приносят подарки и жгут фальшивые купюры. В этот день нельзя разжигать огонь и разогревать пищу.
ПРАЗДНИК ЛОДОК-ДРАКОНОВ (DUANWUJIE)
В пятый день пятого месяца лунного календаря (приблизительно день летнего солнцестояния) отмечается очень красочный древний праздник. В этот день принято есть пирамидки из риса, завернутые в бамбуковые листья. Детям надевают на шею разноцветные амулеты, изображающие тигра и наполненные полынью. Они отгоняют злых духов и приносят удачу. Организуются соревнования лодок, нос и корма которых украшены драконами.
ПРАЗДНИК БЛУЖДАЮЩИХ ДУХОВ (YUE LAN)
Согласно китайским верованиям, в первый день седьмой луны, в конце августа или начале сентября, временно освобожденные из ада души умерших посещают мир живых и пребывают на земле в течение 15 дней.
ПРАЗДНИК СЕРЕДИНЫ ОСЕНИ (ZHONGQIUJIE)
Праздник пятнадцатой ночи восьмой луны (сентябрь) родился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре. Это день поклонения богу Луны. По традиции в этот день китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой. Цветение кассии наполняет благоуханием романтические пейзажи лунной ночи. «Лунные лепешки» напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для них готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута. В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое подобно луне. Повсюду продаются маленькие цветные фонарики: вечером их зажигают в городских парках и полях родители вместе с детьми, которым по такому случаю разрешается поздно ложиться спать.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОНФУЦИЯ
Древний философ оказал огромное влияние на мировоззрение всей китайской цивилизации. Конфунцианская мораль подразумевает самовоспитание, базирующееся на пяти добродетелях: добросердии, справедливости, прямоте, мудрости и лояльности. Конфуцианство многие века было основой государственной идеологии и в последнее время постепенно возвращает утраченные позиции. Несмотря на различия в верованиях, празднование дня рождения великого философа становится общенациональной традицией.
Многие, наверное, удивятся, если узнают, что китайской кухни как таковой не существует. Китайская кулинарная традиция объединяет множество блюд, характерных для разных районов Китая, находящихся порой в абсолютно разных климатических зонах. Климатические условия влияют как на кулинарные традиции, так и на типичный набор продуктов, что и обусловливает гастрономическое разнообразие. Практически каждая провинция предлагает свою оригинальную кухню, но условно кулинарный Китай можно разделить на четыре больших региона: Пекин, Сычуань, Шанхай и Кантон. Обычно начинают с холодной мясной закуски, затем подают рыбу или морепродукты, горячее мясо или птицу, овощи и суп. Рыбу подают целиком, и переворачивать ее не следует: считается, что иначе лодка рыбака, поймавшего ее, может опрокинуться. К столу обязательно подается рис. Забудьте о ножах и вилках. Китайская кухня специально создана для палочек, которыми легко подхватить небольшие кусочки, составляющие основу блюд. Рис подается к столу в любом случае. На севере Китая вместо риса могут подавать лапшу и булочки, приготовленные на пару. Традиционный завтрак представляет собой рисовый отвар с кусочками мяса (или рыбы) и овощами. Обедают в полдень; ужинают в 18.00-18.30. Любители ночной жизни будут разочарованы — китайцы рано ложатся спать. Если вас пригласили в гости, нельзя пробовать рис, который приносят последним. Так вы показываете хозяевам, что еда была обильной и вкусной. С палочками нужно обращаться осторожно и никогда не оставляйте их в своей тарелке: китайцам это напоминает палочки для благовоний во время поминок.
Пекинская или северная кухня (Императорская кухня)
В блюдах традиционно используется баранина, а также кунжут (масло, зерна, тесто), заимствованный из монгольской кухни. Лапша и булочки на пару часто заменяют рис (в северных областях выращивают зерновые).
Самый распространенный овощ — так называемая китайская капуста, нечто среднее между капустой, салатом-латуком и сельдереем. Здесь предпочитают приправлять пищу острым рисовым уксусом и готовить овощи в кисло-сладком соусе. Пекинская кухня совмещает простые сытные блюда с изысканными блюдами императорского двора. Вершина кулинарного искусства, несомненно, утка по-пекински. Утку обсушивают, пропитывают соевым соусом и жарят. Готовое блюдо прямо при вас разделывает официант в белых перчатках. Посетителю подают кусочек утки с хрустящей корочкой, ломтики огурца, перышко лука и чуть сладковатого сливового соуса на тонком, почти прозрачном блинчике. Другое популярное блюдо — «нищий цыпленок». Так же как и утку по-пекински, его необходимо заказывать заранее. Цыпленок фаршируется шампиньонами, капустой, луком, травами, заворачивается в листья лотоса, обмазывается глиной и жарится в печи. Клиент сам должен сломать застывшую глиняную корку при помощи маленького молоточка. Запах просто восхитительный!
Шанхайская, или Восточная кухня
Туристам, приезжим в Шанхай, рекомендуют попробовать разнообразные супы, жареные равиоли, морепродукты, знаменитого «волосатого» краба, живущего в пресной воде. Кроме того, здесь готовят невероятное количество блюд из утки. В Шанхае своя кулинарная технология — продукты долго тушат в соевом соусе с добавлением рисовой водки. Равиоли с мясом, угорь в вине с чесноком, жареная лапша с креветками — лишь малая часть того, что могут предложить мастера Восточной кухни.
Сычуаньская, или Западная кухня
Район Сычуаня, расположенный в центре страны, является одним из самых плодородных в Китае. Для него характерны предварительно обработанные продукты: сушеные, соленые, копченые, с большим количеством перца, добавляемого для лучшей сохранности. Сычуаньская кухня очень пряная, благоухающая ароматами чеснока, укропа, кориандра, аниса. Готовка на пару и копчение — самые распространенные методы местной кухни. Лягушачьи лапки, копченая утка в чайных листьях, королевские креветки с чесноком, тофу (сыр из квашеной сои) с перцем — шедевры кулинарного искусства Сычуаня. А цыпленок с арахисом считается просто неподражаемым!
Кантонская, или Южная кухня
Кантонская кухня сложилась под влиянием лучших императорских поваров, когда в 1644 г. двор династии Мин вынужден был бежать из столицы в Кантон. Развитое рыболовство предопределило основу местной кухни. Приготовленные на пару рыба и дим сум — маленькие пирожки, которые подают в бамбуковых корзиночках — самое популярное блюдо. Главные требования к пище — свежие продукты и минимум приправ. В ресторанах подают рис по-кантонски, суп из акульих плавников, а также экзотические блюда из мяса собаки, змей и черепа.
1.4 Китайский календарь
Китайский календарь основан на движении Луны относительно Земли и планеты Юпитер вокруг Солнца, следовательно, его можно назвать «лунным календарем». Это старейшая во всем мире система хронологической документации, восходящая к дням Желтого Императора, Хуан Ди. Хотя известно, что китайские астрологические циклы были впервые введены во времена царствования Хуан Ди, в 2637 году до н.э., имя человека, первым разработавшего эту уникальную систему, теряется среди легенд.
Китайская система представляется совсем простой, но для тех, кто знакомится с нею впервые, она может оказаться очень сложной. Эта система может предоставить нам информацию о временах года, о погоде, о положении планет и звезд и — не в последнюю очередь — о судьбе каждого человеческого существа. В ней даже есть особая дата начала весны — это день, когда яйцо может сохранять равновесие на гладкой поверхности и не падать. В Китае этот день называется «Лан Чжунь», что означает «молодая поросль», или яйцо «может стоять вертикально», и обычно приходится на 4 или 5 февраля. Мы можем этому не верить, пока, вооружившись яйцом, сами не попытаемся проверить, хотя такое явление и нельзя назвать необычным.
Тому, кто интересуется НЛО или внеземными существами, может быть интересно узнать: писатели Древнего Китая утверждают, что календарную систему мы получили от существ из иного, внешнего мира. Такие предметы Бронзовой эпохи Древнего Китая, как вазы или домашняя утварь, напоминают аналогичные предметы, найденные в Южной Америке, что подтверждает их общее происхождение. Существовали ли какие-нибудь связи между китайской и южноамериканской культурами? Могли ли быть эти связи установлены существами, явившимися с неба?
Древнекитайские писатели рассказывают, что боги общались с людьми, и именно они дали человеку мудрость. Эти боги восседали на «драконах» и вели между собой борьбу (конечно, среди них были добрые боги и злые боги).
Драконы изрыгали огонь друг на друга, и тот, в кого он попадал, падал на землю. Но не кровь, а коричневая жидкость (топливо) вытекала из них. Похоже, что драконы были летательными аппаратами.
Другая легенда рассказывает нам, как и почему различные годы китайского календаря приобрели собственные астрологические знаки. Будда призвал всех животных Земли устроить соревнование в том, кто быстрее переплывет Священную реку. Откликнулись только двенадцать из них, и, когда Будда дал сигнал к старту, все дружно прыгнули в воду. Бык плыл и плыл, все время держась впереди других животных. Но в тот момент, когда он уже был готов взобраться на противоположный берег, впереди него выпрыгнула хитрая Крыса, которая все время сидела у Быка на спине. Таким образом, хитрая Крыса пришла первой, усердный Бык вторым, а храбрый Тигр третьим. Тихий Кролик оказался четвертым, пятым прибыл сильный Дракон. Мудрая Змея приплыла шестой, элегантная Лошадь седьмой, артистичная Коза восьмой, сообразительная Обезьяна девятой, красочный Петух десятым, верная Собака одиннадцатой и, наконец, последней в этом ряду оказалась счастливая Свинья.
Любой знак влияет на каждого из нас — на вас и на меня, на вашу судьбу и на мою. Согласно этим двенадцати знакам подразделяются не только годы, но дни, часы и даже минуты. Каждый год говорит нам, как понимать положения звезд в нашей жизни, а месяцы, дни и минуты добавляют свое собственное влияние. Тот, кто знаком с подробностями китайской календарной системы, может интерпретировать эти влияния и составлять по ним таблицы. В целом детали китайских астрологических таблиц вполне соответствуют деталям западных астрологических таблиц, если не считать того, что китайские таблицы могут оказаться чуть более точными, поскольку они принимают во внимание пол человека.
1.5 Современная массовая китайская литература
В китайской цивилизации, длящейся несколько тысячелетий, древняя художественная литература является ценным культурным наследием. Наряду с большим количеством сказок, найденных в литературных памятниках, поэтическая антология «Шицзин» («Книга песен»), составленная в 6 веке до н.э., стала первым в Китае сборником стихотворений. В ней собрано 305 народных песен периода от эпохи Западная Чжоу до периода Весны и Осени, они вместе с «Чуцы» (Чуские строфы), написанные Цюй Юанем (330 — 295 до н.э) в период Воюющих царств, являются бессмертными классическими произведениями в истории литературы Китая. Вслед за этим проза предциньской эпохи, великолепная рифмованная проза «Ханьфу» и «Стихи из музыкальной палаты» («Юефу») конца Ханьской (I — VI в.в) династии отражают характер художественной литературы тех эпох. Еще более известные всем произведения — «Исторические записки» Сыма Цяня ( 145 — 86 до н.э) и пятисловные стихи «Павлины летят на юго-восток». Стихи и проза династий Вэй и Цзинь, представленные политиком и литератором Цао Цао и его сыновьями Цао Пи и Цао Чжи, стали знаменем прогрессивной литературы последующих поколений, жанр их произведений отличается горячностью и силой. При династии Тан (VII — X в.в) уровень стихосложения и прозы достиг вершины, в то время творили тысячи знаменитых поэтов, а классически шедевров стихотворного искусства — более 50 тыс. Поэты тех времен Ли Бо (701 — 762), Ду Фу (712 — 770) и Бо Цзюйи (772 — 846) — гордость китайского народа. Эпоха династии Сун (X — XIII в.в) замечательна выдающимися достижениями нового поэтического жанра «цы»: первая была представлена Лю Юном и Ли Цинчжао и названа «изящной и сдержанной»; представители же второй школы — школы «дерзкой и вольной» — это Су Ши и Синь Цицзи. В годы правления династии Юань (XIII — XIV в.в) высшим достижением литературы были «цзацзюй» («смешанные пьесы»), произведение «Обида Доу Э» Гуань Ханьцина ( о.к 1230 — о.к 1300 г.г) и пьеса «Западный флигель» драматурга Ван Шифу (рубеж XIII — XIV в.в) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого жанра. «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна (о.к 1330 — 1400 г.г), «Речные заводи» Ши Найаня, «Путешествие на запад» У Чэньэня (1500 — 1582 г.г) и «Сон в красном тереме» Цао Сюециня (1724 — 1764 г.г) своим глубоким историческим и литературным значением и оригинальным художественным стилем славятся как в древности, так и сегодня.
В XX веке китайская литература пережила два взлета — в 20-30-е гг. и 80-90-е гг. Первый вылился в движение за новую культуру и с самого начала был проникнут мощными идеями, направленными против империализма и феодализма. Прогрессивные писатели, лучшим представителем которых был Лу Синь (1881 — 1936 г.г), положили начало новейшей литературы Китая. Повести «Записки сумасшедшего», «Подлинная история А-Кью» Лу Синя , сборник стихов «Богиня» Го Можо (1892 — 1978 г.г), роман «Перед рассветом» Мао Дуня (1896 — 1981 г.г), трилогия Ба Цзиня (1904 — 2005 г.г) «Стремительное течение» («Семья», «Весна» и «Осень») , роман «Рикша» Лао Шэ (1899 — 1966 г.г) и пьесы «Гроза» и «Восход солнца» Цао Юя (1910 — 1996 г.г) являлись наилучшими произведениями этого периода.
«Красный утес» Ло Гуанбиня
Гао Синьцзяне
За последние годы именно китайская популярная литература получает все большее признание за пределами Китая. Ей удалось выдвинуть первый мировой бестселлер на китайском языке, роман Вэй Хой (1973 — н.в) «Крошка из Шанхая . Свой первый полуавтобиографический роман она издала в 1999 г. Было продано 110 тыс. экз. После чего роман был запрещен, издательство закрыто, а 40 тыс. экземпляров сожжено.
Запрет принес автору всемирную известность. В Китае роман издавался частными издательствами в пиратских копиях. За границей его перевели на 21 язык. В этом году он был переведен в Москве на русский язык и успешно расходится в книжных магазинах. Противники романа публично обосновали запрет в Китае обвинением в декадентстве и раболепии перед западной культурой. Неофициально книгу третировали как порнографическую.