Для того чтобы составить убедительное и реалистичное представление о происхождении древнейшего кельтского народа необходимо начать с краткого обзора археологии древнего кельтского мира.
Археологи выделили две основные фазы эволюции кельтского общества, которые они назвали гальштатом и латеном. Оба этих названия происходят от названий мест, где были сделаны значительные находки кельтского материала.
Эпоха гальштата начинается примерно в 700 году до н. э. В течение этого периода, который продолжался примерно до 500 года до н. э., в Европе произошла технологическая перемена первостепенной важности: при изготовлении оружия и инструментов железо заменило бронзу. Конечно, бронзу продолжали использовать. Именно в этот период в Европе впервые появляются люди, материальная культура которых может считаться кельтской. Около 500 года до н.э. эта культура меняется и преображается. Именно в латенский период полностью расцвела кельтская культура и кельтская экспансия достигла наибольшего размаха. Однако гальштатский период послужил предпосылкой для возникновения и полного расцвета кельтского общества.
Место находки кельтских памятников в Австрии, близ Гальштата, неподалеку от Зальцбурга, в Зальцкаммергуте, расположено на возвышенности на западном берегу озера Гальштат в красивой горной местности. Гальштат не был местом внезапного появления кельтской культуры — этому предшествовал долгий период развития. Однако в XIX веке здесь было найдено огромное количество предметов старины, и именно поэтому вся фаза кельтской доистории получила название гальштат.
В Гальштате были найдены древние соляные копи и огромное доисторическое кладбище. Для экономики общества раннего железного века соль, безусловно, имела первостепенное значение; она была основным источником богатства аристократии. Не только погребальный инвентарь и обряды захоронения, но и более скромные предметы, обнаруженные в самой шахте, многое рассказывают о повседневной жизни людей.
Многочисленные импортные предметы со всей Европы, погребальные приношения, обнаруженные в могилах Гальштата, свидетельствуют о торговых отношениях с Этрурией и Грецией, а также с Римом уже в III веке до н.э. Другие предметы происходят из области современных Хорватии и Словении. Янтарь указывает на связи с Севером; можно различить и египетское влияние. Помимо всех этих импортных вещей, существовало и местное производство керамики и изделий из металла.
Архитектура Древней Индии по предмету Культура и искусство
... Я страны считаю, что религия - это составляющее главное культуры. Религия оказывает основное архитектуру на влияние. 1.Хараппская цивилизация. Индия - государство в Азии Южной, в бассейне Индийского ... океана. Истоки художественной индийской культуры восходят возникшим на берегах Инд рек ...
Для второй фазы эволюции кельтов в Европе характерны кельтские предметы, обнаруженные в местечке Ла-Тен, которое и дало свое название тому периоду. Хотя сам характер места и число находок менее впечатляющи, чем в Гальштате, качество найденных предметов и религиозные мотивы сделали это открытие не менее значимым, чем гальштатское.
Анализ обнаруженных предметов показал, что они были кельтскими, однако здесь появляются новые стили искусства и культурные влияния, в которых отражалось влияние широких торговых контактов с Этрурией, миром Средиземноморья и другими областями. Основание греческой торговой колонии Массилия (ныне Марсель) в 600 году до н. э. и последующее открытие долины Роны стало мощным фактором в новой стадии развития кельтов. Эту новую стадию можно датировать примерно 500 годом до н. э. Весьма популярным импортным продуктом у латенских кельтов было вино из Этрурии и Средиземноморья.
Если говорить о ранних миграциях кельтских народов, то первый народ, который с уверенностью можно назвать кельтами, — это племена Центральной Европы, использовавшие железо и другие новые технологии. Они начали вести завоевания и расселились в довольно далеких областях, в том числе в Восточной Европе, и к 450 году до н. э. — в южных и восточных частях Британских островов. Уже примерно к 600 году до н. э. в северо-восточной Шотландии наблюдается присутствие населения гальштатского происхождения. Гальштатские культурные влияния достигли юга и востока Англии уже в VI веке до н. э. После первых фаз расселения племена стали перемешаться на север и на запад. Однако равнины Шотландии были колонизированы кельтами несколько позже.
Примерно с IV века до н. э. стала прибывать вторая большая волна кельтских иммигрантов. Они селились в Йоркшире, Сассексе и в других местах на южном побережье Англии. Иммигранты состояли из людей латенского происхождения. Именно они завезли на Британские острова легкую двухколесную боевую колесницу и впечатляющий стиль латенского искусства. Переселение кельтов в Ольстер принесло туда не только материальную культуру племен Йоркшира и юго-восточной Шотландии: поселенцы привезли с собой на северо-восток Ирландии и свои легенды. Последним значительным переселением кельтов на Британские острова было переселение белгов, племен из северо-восточной Галлии. Археологические свидетельства их переселения полностью подтверждаются историческими данными.
Белги переселились в Британию около 100 года до н. э. и обосновались в юго-восточной Англии. Они принесли туда свой собственный вариант кельтской культуры и свои религиозные культы. Воинственность этих народов ярко проявилась в их отношениях с римлянами, которые считали белгов самыми упрямыми и неуступчивыми из всех кельтов Британии и Галлии. Кроме того, белги были первыми, кто стал чеканить в Британии свою монету. Эти племена создали городские поселения — фактически настоящие города, такие как Сент-Олбанс (Веруламий), Силчестер (Каляева), Винчестер (Вента) и Колчестер (Камулодун).
Культура народов Северного Кавказа
... народов Северного Кавказа начинает играть ислам. Первые шаги этой религии на Кавказе относятся к VII-VIII вв. и связаны с арабскими завоеваниями. Процесс проникновения ислама в Дагестан затянулся примерно на ... развития культуры народов Северного Кавказа. ... на Кавказе была Тмутаракань, несомненно, оказывавшая культурно-религиозное влияние на соседние адыгские племена. Археологическими раскопками на ...
Гальштатская колонизация Ирландии отчасти могла идти из Британии, однако есть данные, что она проходила напрямую с континента и кельты попали в Ирландию через северо-восточную Шотландию. Имеющиеся данные о введении латенской культуры в Ирландию показывают, что могло быть два основных источника иммиграции: один — через Британию примерно в I веке до н. э. с основной концентрацией на северо-востоке, и другое, более раннее движение прямо с континента, которое датируется примерно концом III — началом века до н. э. Это было переселение в западную Ирландию.
1.2. Античные писатели
Другой источник данных о древних кельтах – сочинения античных авторов. Некоторые из их свидетельств о миграциях и поселениях кельтов весьма фрагментарны, некоторые — более детальны. Все эти свидетельства в целом передают подлинною информацию (конечно, делая скидку на эмоции автора и его политические
Первые два автора, упоминавшие о кельтах, — это греки Гекатей, который писал примерно во второй половине VI века до н. э., и Геродот, писавший несколько позже, в V веке до н. э. Гекатей упоминал об основании греческой торговой колонии в Массилии (Марсель), которая находилась на территории лигуров, по соседству с землей кельтов. Геродот также упоминает о кельтах и утверждает, что источник реки Дуная расположен в кельтских землях. Он свидетельствует о широком расселении кельтов в Испании и Португалии, где слияние культур двух народов привело к тому, что эти племена стали называть кельтиберами. Хотя Геродот ошибался относительно географического положения Дуная, считая, что он находится на Иберийском полуострове, возможно, его утверждение объясняется какой-то традицией о связи кельтов с истоками этой реки. Автор IV века до н. э. Эфор считал кельтов одним из четырех великих варварских народов (другие — персы, скифы и ливийцы).
Это говорит о том, что кельтов, как и ранее, считали отдельным народом. Хотя политического единства у них практически не было, кельтам был свойственен общий язык, своеобразная материальная культура схожие религиозные представления. Все эти черты отличаются от неизбежных местных культурных традиций, которые появились в результате слияния традиций кельтов с традициями народов, среди которых они поселились на обширной территории Европы. Основной социальной единицей у кельтов было племя.
Каждое племя имело свое название, в то время как общим названием для всего народа было «кельты» (Celtae).
Название Celtici продолжало существовать в юго-западной Испании до римского времени. Однако теперь считается что творцами этого названия были сами римляне, которые будучи знакомы с галлами, смогли распознать кельтов и в Испании, и поэтому назвали их Celtici. Нет никаких свидетельств об использовании этого термина по отношению к кельтам, жившим в древности на Британских островах; нет данных и о том, что кельтские обитатели этих областей назвали себя общим названием, хотя могло быть и так. Греческая форма слова «Keltoi» происходит из устной традиции самих кельтов.
Есть два других названия кельтов: галлы (Galli) — так называли кельтов римляне — и галаты (Galatae) — слово, которое часто использовали греческие авторы. Таким образом, у нас есть две греческие формы — Keltoi и Galatae — и эквивалентные им римские — Celtae и Galli. Цезарь пишет, что галлы именуют себя «кельтами», и представляется очевидным, что сверх своих отдельных племенных наименований именно так они себя и называли.
Культура и общество
... жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство людей. Целью данного реферата является анализ культуры и общества, а также их ...
Римляне называли регион к югу от Альп Цизальпинской Галлией, а область за Альпами — Трансальпийской Галлией. Примерно около 400 года до н. э. кельтские племена, пришедшие из Швейцарии и южной Германии во главе с инсубрами вторглись в северную Италию. Они захватили Этрурию и прошли по итальянскому полуострову до самого Медиолана (Милан).
Их примеру последовали другие племена. Произошло широкомасштабное расселение.
Используя завоеванные земли в качестве базы, отряды умелых воинов совершали набеги на обширные территории. В 390 году до н. э. они успешно напали на Рим. В 279 году галаты под предводительством вождя по имени Бренн атаковали Дельфы. Так же галаты во главе с Бренном и Болгием проникли в Македонию и попытались там поселиться. Греки упорно сопротивлялись. После атаки на Дельфы кельты были разбиты; тем не менее они остались на Балканах. Три племени перебрались в Малую Азию и после нескольких стычек поселились в северной Фригии, которая стала называться Галатией. Здесь у них было святилище под названием Друнеметон, «дубовая роща». Были у галатов и свои крепости, и они достаточно долго сохраняли национальную самобытность.
Уже к 225 году кельты начали терять контроль над Цизальпинской Галлией: этот процесс начался с сокрушительного поражения, которое римляне нанесли огромной кельтской армии при Теламоне. Среди войск кельтов были знаменитые гезаты — «копьеносцы», эффектные галльские наемники, которые поступали на службу к любому племени или союзу племен, которые нуждались в их помощи. Рассказывая о битве при Теламоне, римский автор Полибий живо описывает гезатов. Так же Полибий рассказывает, что кельтские племена, принимавшие участие в битве, — инсубры и бойи — носили штаны и плащи, однако гезаты сражались обнаженными. Римский консул Гай погиб в самом начале сражения и, по кельтскому обычаю, был обезглавлен. Но затем римлянам удалось заманить кельтов в западню, зажав их между двумя римскими армиями, и, несмотря на всю свою самоубийственную храбрость и выносливость, они были разбиты наголову. Так начался отход кельтов из Цизальпинской Галлии. В 192 году римляне, победив бойев в самой их цитадели — теперешней Болонье, — наконец добились господства над всей Цизальпинской Галлией. С этого момента везде стало происходить одно и то же: территория независимых кельтов постепенно сокращалась, а Римская империя наступала и разрасталась. К I веку до н. э. Галлия, которая на тот момент оставалась единственной независимой кельтской страной на континенте, вошла в состав Римской после окончательного поражения, которое нанес галлам Юлий Цезарь в начавшейся в 58 году войне. Цезарю понадобилось около семи лет, чтобы завершить покорение Галлии, и после этого началась быстрая романизация страны.
2. КЕЛЬТСКОЕ Общество
2.1. Структура общества
В общем и целом структура кельтского общества была одной и той же по всему языческому кельтскому миру. Археологические данные и античные писатели свидетельствуют о том, что общество было, по сути своей, аристократическим. Из всех этих разнообразных источников становится ясно, что на вершине общества стоял король. Однако к тому времени, как Цезарь завоевал Галлию, королевская власть во многих ведущих племенах была заменена главными магистратами (вергобретами), которые правили совместно с аристократией. Ниже короля стояла высшая знать, которая была в высшей степени аристократической и могущественной. Этот класс включал также жрецов, которые в Галлии (и Ирландии) всегда происходили из аристократии. Еще ниже стояли неблагородные свободные люди, владевшие землей и собственностью; в этот класс входили также наиболее выдающиеся ремесленники, прежде всего кузнецы, которые занимали в галльском обществе высокое положение. Только эти три класса населения имели какое-то значение в кельтском обществе. Остальное население состояло из несвободных членов общества, которые не имели никаких прав, не могли носить оружие, не владели землей и собственностью.
Формирование гражданского общества в России
... и врачами». Сочинение на тему за активную гражданскую позицию Этот пост должен был появиться минимум два года назад. Сегодня я буду говорить о себе, а вернее – о своей гражданской позиции и о гражданской позиции общества в Белгородской области. ...
Им жилось лишь чуть лучше, чем рабам. Это были в основном семьи, попавшие в трудное положение, представители завоеванных кельтами народов, сами рабы и так далее. Цезарь прямо говорит о том, что эти слои общества почти ничем не отличались от рабов. Рассказывая о кельтском обществе вообще, он пишет: «Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имеют над ними все права господ над рабами. Но вышеупомянутые два класса — это друиды и всадники. Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания… они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах, — решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто — будет ли это частный человек или же целый народ — не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. … Друиды обыкновенно не принимают участия в войне и не платят податей наравне с другими; они вообще свободны от военной службы и от всех других повинностей… Другой класс — это всадники. Они все выступают в поход, когда это необходимо и когда наступает война (а до прихода Цезаря им приходилось почти ежегодно вести или наступательные, или оборонительные войны).
При этом чем кто знатнее и богаче, тем больше он держит при себе слуг и клиентов. В этом одном они видят свое влияние и могущество».