На рубеже ХХI века Казахстан вступил в эпоху коренных преобразований. В своей деятельности республика ориентируется на формирование правового государства, осознавая при этом себя миролюбивым гражданским обществом, объявляет высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан 1995 г. устанавливает верховенство права как общечеловеческой ценности. Вместе с тем такие категории, как социальное, демократическое, светское, правовое государство, гражданское общество и другие еще не достаточно разработаны в государственно-правовой науке Казахстана. Появилась необходимость теоретической разработки указанных понятий, что будет способствовать более глубокому пониманию основных начал и закономерностей развития правового государства, выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности конституционно-правовых институтов в целях формирования закрепленной в Конституции модели государства.
Как бы ни определяли правовое государство, что бы ни вкладывали в его содержание, всегда имеется в виду государство, в котором царит не произвол, а право и справедливость. Это общий смысл идеи, позволяющий рассматривать правовое государство как нечто противоположное полицейскому или тоталитарному государству. Если кто-то думает, что имеется некая сверхпрогрессивная концепция правового государства, которую мы долго по недоразумению не признавали, а теперь, когда признали, то получили счастливую возможность с ее помощью выйти на высокий уровень цивилизации, то он глубоко ошибается. За идеей правового государства, очень общей и ценностной по своему характеру, стоит огромное множество воззрений, концепций, теорий, различных по идеологической окраске и философско-мировоззренческой направленности, отвечающих курсу разнообразных политических движений и партий. Это теории консервативные и либеральные, демократические и авторитарные, светские и клерикальные, естественно-правовые и юридико-догматические.
Правовое государство — качество, к которому стремится Республика Казахстан и начало которого положено Конституцией 1995 года, созидающей такую легитимную суверенную организацию по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которая во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними. Определенные успехи в этом достигнуты.
При всей своей новизне теоретические концепции правовой государственности (разработанные в трудах Д. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и др.) опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.
Правовая культура общества
... Правовая культура общества - это определённое качественное состояние правовой жизни общества, выражающиеся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового ... день. В силу развития государства и общества в Республики Казахстан продолжаются правовые реформы, что делает право в Казахстане предметом исследования отечественных ученых ...
Вообще же идее правового государства считают обязанными уделить внимание практически все правоведы. Наиболее выдающиеся работы таких классических авторов как Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, Н.Н. Алексеев, представляют собой базисное видение правового государства русской юридической мысли. Из современных работ можно выделить: Алексеев С.С., Венгеров А.Б., Марченко М.Н.
Специфике и особенностям внутриполитических процессов в Республике Казахстан посвящены научные труды казахстанских ученых Е.М. Абенова [1], А. Ащеулова [2], М.Т. А.Н. Нысанбаева, Б.Ж. Есекеева [3], С.З. Зиманова [4], Д.Н. Назарбаевой [5], Е.К. Нурпеисова [6] и др.
Так, например, в книге казахстанского ученого и политика Е. Ертысбаева «Казахстан и Назарбаев: логика перемен» проведен комплексный политологический анализ современной казахстанской истории, позволяющий исследовать взаимосвязь и взаимозависимость всего спектра движущих сил внутриполитических процессов, анализировать деятельность Главы государства в обеспечении полнокровного и сбалансированного развития Казахстана в условиях обостряющейся неравномерности мирового исторического процесса [7].
В работе другого казахстанского исследователя М.Б. Касымбекова «Институт президентства как инструмент политической модернизации» указывается, что одним из показателей политической модернизации в период трансформации является активный процесс демократизации общества. Именно демократизация становится показателем модернизованности общества [8, с. 71].
В книге казахстанских ученых А.Н. Нысанбаева, М.С. Машана, Ж. Мурзалина, А. Тулегулова «Эволюция политической системы Казахстана» рассмотрены ключевые вопросы трансформации политических институтов современного Казахстана, анализируются концептуальные основы исследования посттоталитарной модернизации политических систем. Они полагают, что трансформация политических институтов современного Казахстана стала одной из ведущих тенденций в формировании независимого демократического государства в переходный период [9, с. 3].
Важное значение представляют и работы казахстанских исследователей, в которых правомерно доказывается необходимость учета в ходе политических преобразований и реформ национальной специфики менталитета, культуры и традиций. Казахстанский ученый А.Ш. Ишмухамедов полагает, что современная парадигма развития суверенных государств, в том числе и Казахстана, предполагает учет трех главных взаимосвязаных компонентов, включающий общемировой, региональный (макрорегиональный: «Восток — Запад») и национальный уровень развития… Пути развития Запада и «восточный вариант» имеют существенные различия между собой, корни которых уходят вглубь истории. Существует несходство, расхождения в понимании жизненных ценностей, в социальном поведении и т. д. В то же время между ними есть много общего в их социальном развитии, в становлении и развитии мировой цивилизации и ее ценностей [10, с. 5].
В связи с этим надо сказать, что правовая политика в Казахстане возведена в стратегическую политику государства. Подтверждением этому является «Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года», утвержденная Указом Президента РК Н.А. Назарбаевым от 24 августа 2009 года №858. В ней отмечается: «Нужны системные меры, обеспечивающие как режим законности в стране и стабильность правовой системы, так и поступательное развитие национального права в рамках действующей Конституции. Комплексный подход к правовой политике позволит модернизировать всю нормативно-правовую базу в контексте общей стратегии развития государства, в том числе выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах результативности, прозрачности и подотчетности, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства» [11].
Изложение-миниатюра в системе работы по развитию письменной речи учащихся
... художественного текста в 5 классе. Цель исследования: определить содержательные методы и приемы работы на уроках развития речи по написанию изложения-миниатюры на основе художественного текста. Задачи исследования: 1. ... и др. Вместе с тем методический потенциал этого эффективного вида творческой деятельности учащихся, с помощью которой развиваются умения работать с готовым текстом, а также ...
Итак, цель данной курсовой работы — исследовать понятие и принципы правового государства на примере Республики Казахстан.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы правового государства;
- рассмотреть процесс становления Республики Казахстан как правового государства;
- изучить основные направления развития правовой системы как основы государства Республики Казахстан.
Объект исследования в данной курсовой работе — общественные отношения, складывающиеся в ходе построения правового государства.
Предметом исследования является концепция правового государства.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты систематизируют и углубляют некоторые аспекты понимания правового государства и государственности как результата правовых реформ.
Перечисленные задачи исследования правового государства, а также недостатки их научного исследования и осмысления и определяют теоретическую и практическую значимость настоящей работы.
Методологическая и теоретическая базы исследования. Настоящая работа основана на использовании диалектического (законы «единства и борьбы противоположностей», «отрицания отрицания», «перехода количественных изменений в качественные»), логического (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.), исторического, сравнительно-правового, системного и других методов научного исследования.
В работе использована следующая методологическая база: метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез полученной информации, обобщения, а также метод системного подхода.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1 Основы правового государства
Формально термин «правовое государство» появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под названием «Государство», «Политика», «Законы» и других проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях» [12, с. 436].
Теория государства и права
... в понятийный аппарат современной политической науки. С древнегреческой политической и правовой мыслью связаны первые попытки осмысления таких явлений социальной жизни, как право и государство. ... более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых". Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги Платона "Государство" и "Законы". В диалоге "Государство" идеальный государственный ...
Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие». Только там, заключал Платон, «где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»[13, с. 483].
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».
Что такое государство? Чьим достоянием оно является? — спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как «общий правопорядок». В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость.
Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинного закона», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им…» [13, с. 485]
Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Им выдвигались призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам [12, с. 437].
Правовое государство Обществознание. Блок «Право»
... Ж. Д’Аламбером в том, что истинное равенство граждан состоит в одинаковом подчинении их законам, которые и являются гарантом равенства прав и возможностей. Именно равенство всех перед законом и обеспечивает истинное равенство, то есть соблюдение прав и уважения человеческого достоинства всех граждан независимо ...
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и другие.
Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью»[13, с. 485].
Эти данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.
Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень многое было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII-XX вв.
Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности [12, с. 438].
Исследовательская работа «Формирование правовой культуры ...
... в себя право, правовые нормы, правоотношения, правовые учреждения и другие элементы. Правовая культура личности представляет собой единство глубоких правовых знаний, уважение к праву (положительного отношения к праву) и правомерного ... позволило выявить, что Конвенция ООН закрепляет права ребенка и обязанность государства принять необходимые меры по обеспечению данных прав. С 1989 года в Российской ...
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724 — 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 — 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: 1. Источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей; 2. Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; 4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; 5. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; 6. Государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам [14].
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии — это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII — XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом»; установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов.
Правовая культура (3)
... правовой культуры . Правовая культура – это совокупность правовых норма, ценностей, институтов, состояний и форм, в совокупности выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права. Иными словами, правовая культура – это правовая среда жизнедеятельности государства, общества, ...
Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его [15].
Идея правовой государственности испытала на себе влияние различных социальных сил: демократические движения придали ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали с реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности — достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.
Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла в произведениях современных западных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда государств.
Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания — это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм». Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством» и что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона». В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является «демократическим правовым государством с республиканской формой правления». Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств [16, с. 195].
Правовая культура юриста
... должностных обязанностей. Правовая культура предстает в качестве важного компонента эффективности профессиональной деятельности юриста. Как и любой элемент права, правовая культура юриста обладает как ... выше уровень правовой культуры граждан государства, тем точнее исполняются предписания норм права. Развитая правовая культура гарантирует добровольное осуществление правовых требований, осознание ...
В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового государства — сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества.
Как уже было отмечено, правовое государство невозможно декретировать, его становление предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.
В высокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689 г.); в США — Декларации о независимости (1776 г.); во Франции — Декларации прав человека и гражданина (1789 г.).
В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определенными оговорками.
Характерной чертой формирования правового государства в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения, явилось следующее. Все они оказывались связанными с подъемом материального и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашением примата прав над политической силой.
Таким образом, правовое государство — есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида важнейший противовес государственной власти. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первичным, определяющим и основным признаком правового государства.
Правовое государство это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей.
2 Современное понимание концепции правового государства
Современное понимание правового государства требует полагания в качестве основы его правовой системы прав человека в том объеме и определениях, как они даны во Всеобщей декларации прав человека. Первая ее статья гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве», а далее эта императивная констатация разворачивается в систему гражданских и политических прав, главные из которых — право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на владение имуществом. Правовое государство обязано закрепить эти права граждан в Конституции, в иных, частных законодательных актах, но главное — оно обязано гарантировать осуществление этих прав своей правоохранительной деятельностью. И, таким образом, понятно, что общие вопросы построения правового государства неизбежно сводятся к практике охраны прав личности и противостояния силам, посягающим на эти права, прежде всего — противостоянию преступности, которая, какой бы характер не носила, в какой бы сфере общественной деятельности не осуществлялась: в экономике ли, в политике — как угроза существующему строю, например, в конечном итоге направлена против личности, ущемляет права именно личности, поскольку и государство, и общество, и экономика — это люди, отношения людей [4, с. 3].
Сочинение проблема человека и власти
... и бессердечно, даже если этого требует закон. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что власть должна быть использована для блага людей. Законы, которые создаются людьми, имеющими власть, должны опираться на ... качествами он обладает? Именно на эти вопросы отвечает М. С. Строганов, поднимая проблему поведения народа во время войны. Кого можно назвать умным человеком? В чем заключается ...
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Шарля Луи Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-Х веков включает следующие важнейшие положения:
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- верховенство правового закона;
- взаимную ответственность личности и государства;
- — доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом дозволено все, что не запрещено законом;
- установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Для того чтобы понять сущность правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм.
Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество.
Гражданское общество — система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство — лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть только подданные.
Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только гражданственность, известную степень политической свободы, но и буржуазность, т.е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявление ее отрицательных сторон.
Таким образом, современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей).
Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
Сегодня можно выделить следующие признаки правового государства:
. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
. Взаимная ответственность личности и государства.
. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
. Стабильность законности и правопорядка в обществе [17, с. 128].
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия — реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия, демагогически популистские силы) [18, с. 37].
Правовое государство — путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие правовое государство — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства — в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
. Располагает специальным государственным механизмом.
. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
. Существует благодаря налогам и другим сборам.
. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма современного правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением и в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма. Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер.
Первый этап развития правового гражданского общества — это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап — утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН — ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Государство на определенных этапах развития должно в соответствии с общей линией социального прогресса быть носителем демократии, с которой напрямую связан прогресс в сфере права. Государство, в этом случае, выступает в качестве формирующего (гарантирующего) фактора. Главное, в миссии государства по отношению к праву состоит в том, чтобы сообщить определенным нормам, принципам, положениям особое юридическое качество, и затем, они начинают действовать самостоятельно и это действие может быть обращено против государства.
Характер, черты и развитие права во многом зависят от политического режима государства. В условиях авторитарного режима право вообще имеет довольно узкие, свернутые функции. В этом случае право реализуете основном динамическую функцию, в значительной мере заключающуюся в предписаниях исходящих от государства и в основном выступает в качестве его орудия, инструмента, т.е. имеет тоталитарный характер. Можно привести пример Советского Союза или Германии времен Гитлера, других тоталитарных режимов, сегодня такие процессы прослеживаются во многих посттоталитарных государствах [19, с. 84].
Другая картина характерна для общества, когда в нем утверждается режим демократии, действительного народовластия.
Этот режим не просто предполагает право, а требует раскрытия в нем собственных ресурсов, собственного правового развития.
Необходимо выделить три момента:
Во-первых. демократия, в отличии от авторитарных порядков, основана на ограничении политической власти, которая в результате этого не может превратиться в самодовлеющую политическую силу.
Режим демократии — это, прежде всего саморегулирующий механизм, прежде всего в экономике — надежной частной собственности. Демократия предполагает такое построение правовой системы, в которой ведущее и доминирующее значение приобретает частное право.
Во-вторых, демократия как политический режим нуждается в таких адекватных юридических формах, которые не позволят вылиться ни в режим вседозволенности, власти толпы, и вылиться в авторитарный, тоталитарный режим.
В -третьих, режим демократии выдвигает на первое место человека, его права и свободы и это необходимо закрепить в правовой системе именно поэтому.
Эти соображения являются принципами правового развития общества.
Таким образом, правовое государство — это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть вместе с реальным разделением властей и эффективным взаимодействием и взаимным контролем политики и власти.
Признаком правового государства является публичность власти, которая представляет собой общество в целом, весь народ. Публичная власть призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для его существования и развития. Публичная власть должна быть подкреплена силой закона и через законы и иные юридические механизмы проводить государственную политику в обществе. Власть должна быть суверенной, т.е. отделенной от иных видов власти, должна быть свободна от власти партийной, церковной и корпоративной и не зависеть от них.
Власть в государстве должна быть единой и неделимой.
Государственная власть должна быть легитимированной, т.е. юридически обоснованной и признанной. Это основание выражается главным образом в Конституции, в других законах, в международном правовом признании. Например, это выражается в преамбуле Конституции РК, где говорится, что Конституция принимается народом Казахстана.
Легитимность власти нельзя путать с законностью. Легитимность власти — более основательное понятие: оно дает ответ на вопрос, обоснована ли власть с социальной стороны и с точки зрения права, прав и свобод человека.
Институты государства.
Прежде всего, это институты, реализующие мандат народа на осуществление публичной власти — Институты народного представительства.
В Казахстане институты парламентаризма — Мажилис и Сенат, институт президентства, т.к. Президент Казахстана избирается всеобщим голосованием, муниципальное самоуправление в Казахстане осуществляются посредством местных представительных органов власти — Маслихатов.
В Казахстане демократия пока не получила развития, институты государства сводятся, в основном, к его главе — Президенту, что закреплено в Конституции РК, роль органов местного самоуправления сведена до минимума, т.к. акимы — главы администраций не выбираются, а назначаются Президентом. Маслихаты же только могут поставить вопрос о его снятии (ст.87, часть 5 Конституции РК) перед Президентом. Маслихаты не имеют исполнительных органов, ранее — исполкомов, по — сути, лишены властных полномочий и могут быть досрочно распущены Сенатом.
В развитом демократическом обществе — государстве на первое место выдвигаются институты народного представительства. Необходимо также отметить, что парламент в Казахстане, может только выносить предложения Президента об изменениях в Конституцию и не может это делать самостоятельно, согласно Конституции РК (ст.53, часть 1 Конституции РК).
Разделение властей. Этот принцип проведен во всех демократических странах. Принято считать, что наиболее строго принцип «трех властей» проведен в США, где в соответствии с Конституцией 1789 гола законодательную власть представляет двухпалатный конгресс, исполнительную — Президент, судебную — Верховный суд. Власть в государстве должна быть одновременно и «разделена» и оставаться единой. В соответствии с этим в Конституциях многих Европейских стран наряду с главой государства: президентом, монархом (в случае конституционной монархии), особо выделяется глава исполнительной власти.
Принцип разделения властей выражает не только разделение власти на исполнительную, законодательную, судебную, поэтому предупреждает концентрацию власти, превращение ее в авторитарную и тоталитарную. Три власти служат противовесами друг другу. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан принятой на референдуме 30 августа 1995 г.: «Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти…» (ст. 40, часть 2 и 3 Конституции РК).
Неотъемлемые фундаментальные права и свободы человека.
Правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, основанном на трех естественных началах: праве нa жизнь, свободу, равенство. Эти принципы закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году [20].
В настоящее время смертная казнь отменена законом в 35 странах. В 27 странах она не применяется последние 10 лет и больше. Статистика показывает что в странах, где смертная казнь отменена и заменена длительными сроками, вплоть до пожизненного заключения, количество убийств на 100 тысяч населения меньше, чем в странах, где она предусмотрена за эти преступления. Необходимо отметить, что Казахстан находится в первой пятерке стран, применяющих смертные казни, уступая в 1995 году таким странам, как Китай, Ирак (демократическими и правовыми, которые нельзя назвать).
Недавно созданная комиссия по помилованию при Президенте РК и введение в действие нового Уголовного Кодекса РК возможно изменит это положение [21, с.108].
Статья 3 Всеобщей декларации прав человека говорит не только о праве на жизнь, но и праве на свободу и личную неприкосновенность. Такое соединение этих прав в одной статье не случайно: свобода является высшей ценностью человеческой жизни, а личная неприкосновенность — первая предпосылка свободы.
Свобода неотделима от ответственности и не должна вредить свободе и интересам других людей. Декларация прав человека и гражданина принятая в 1789 году говорит: «Свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другим, поэтому использование естественными правами каждого человека не имеет иных границ, кроме тех, которые обеспечивают за другими членами общества пользование этими же самыми правами. Эти границы могут быть определены только законом. Иными словами, свобода не является абсолютной и неограниченной. Ее границы, т.е. порядок пользования ею, определяются законом. В то же время свобода, признанная естественным правом, ограждает человека от произвольного вмешательства в его жизнь. Это отношение между человеком и государством выражается в двух формах: человеку разрешено все, что не запрещено законом; государству и его органам запрещено все, что не разрешено законом» [22].
Также Конституция РК дает свободу указывать свою национальную принадлежность или не указывать ее вообще и пользования своим родным языком (ст. 19 Конституции РК); закрепляет право собственности на любое Законное приобретение имущества (ст.26 Конституции РК)
Социально-экономические права человека включают в себя:
право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
право на социальную защиту на получение пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца;
право на жилище: никто не может быть лишен жилища иначе, как по решению суда;
право на образование. Если говорить о социально-экономических правах Конституции Казахстана, принятой в 1995г., то необходимо сказать об их явном ограничении, по сравнению с двумя предыдущими Конституциями РК. Конституция РК гарантирует право на свободу труда, а не гарантирует право на труд.
Медицинская помощь, согласно Конституции РК 1995 г., оказывается в ограниченном гарантированном объеме.
Важное значение имеет положение статьи 12 части 2 Конституции РК: «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов». Они следовательно не даруются жителю Казахстана исполнительной властью, парламентом пли президентом, а ему принадлежат на том основании того, что он родился и живет в Республике Казахстан.
К основным правам человека относятся те права, которые указаны в Конституции.
Но этот перечень прав может быть ограничен лишь в целях, определенных Конституцией: для охраны конституционного строя, охраны общественного, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (ст.39 ч.1 Конституции РК).
Конституция Республики Казахстан гарантирует всем жителям страны основные права и свободы:
. Право на личную свободу (cт. 6 Конституции РК).
Арест и содержание под стражей допускается только в случаях предусмотренных законов (УПК) и только с санкцией суда или прокурора.
До судебного решения об аресте, человек может быть задержан на срок не более 48 часов.
. Право на уважение личности
) «Достоинство человека неприкосновенно»;
) «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ст. 17 Конституции РК);
) Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 18 Конституции РК);
Конституцией РК гарантируется неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита своей чести и достоинства. Гарантируется право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и иных сообщений.
Не допускается также пропаганда или агитация целостного изменения Республики, подрыв безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также жестокости и насилия (ст. 20 ч.З Конституции РК).
) Гарантируется неприкосновенность жилища (ст.25 Конституции РК);
) Свобода передвижения, выбор места пребывания и жительства в РК, право Свободного выезда за пределы РК и беспрепятственного возвращения (ст. 21 Конституции РК);
) Право на свободу слова и творчества. На распространение и получение информации любым способом, (ст. 20 Конституции РК).
Кроме случаев, предусмотренных законом;
) Право на свободу совести (ст.22 Конституции РК), которое не должно ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанность перед государством.
Статья 1 Конституции РК утверждает, помимо всего прочего, что Республика Казахстан — социальное государство.
Во Всеобщей Декларации нрав человека ст.25, говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности». Государство не может сегодня обеспечить необходимый социально-экономический жизненный уровень, это одна из причин неприсоединения Казахстана к основным международным документам по правам человека.
Политические права граждан.
Это права граждан государства участвовать в политической жизни; право участвовать в управлении делами; избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и правом быть избранными, участвовать в республиканском референдуме. Все эти права закреплены и в Конституции РК (ст. 33).
Необходимо отметить, что Конституция РК ст.23 гарантирует гражданам Республики Казахстан право на свободу объединений, тогда как действующий закон «Об общественных объединениях в РК», запрещает деятельность незарегистрированных общественных объединений. Тем самым Закон ограничивает положение Конституции сводя права граждан Казахстана к праву на создание объединения, а не к праву на объединение. Это положение также противоречит праву граждан на объединение, закрепленных во Всеобщей декларации Прав человека.
Конституция РК также ограничивает право граждан на свободу собраний и митингов, демонстраций, шествий и пикетирований (ст.32 Конституции РК).
Ограничение производится согласно Конституции в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, Конституция во многом создает условия для формирования и развития сильного и эффективного демократического государства, однако полноценная реализация конституционных норм требует последовательного проведения соответствующей правовой политики, укрепления конституционной законности, совершенствования законодательства и правоприменительной практики, развития гражданского общества, определенных институциональных изменений, а также совершенствования правового воспитания и правовой культуры населения. Укрепление демократических основ потребует в перспективе внесения изменений в конституционные положения о Парламенте, его составе и формировании, о судебной системе, местном государственном управлении и самоуправлении.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Для решения конкретных задач и достижения конечных целей модернизации Казахстана и его общества следует обратить внимание на такие проблемы в социально-политической области, как: укрепление среднего класса и экономически активного населения, активное проведение реформ, особенно в регионах; жесткая борьба с коррупцией и укрепление законности; продолжение курса на либерализацию общественной жизни; цементирование ограниченной многопартийной системы. В то же время становятся актуальными разработка механизма по предотвращению чрезмерного влияния на деятельность Парламента лоббистских — групповых, региональных — интересов и, соответственно, разработка конституционного механизма по предотвращению вмешательства Парламента (лоббистских групп) в экономику.
Успех реализации этих задач во многом зависит от результатов политического реформирования, которое планируется осуществить в Казахстане в предстоящий период.
Формат реформ, на наш взгляд, должен предполагать проведение следующего комплекса мероприятий.
. Повышение правосубъектности населения в процессе управления государством посредством оказания влияния на формирование и деятельность государственных органов.
Цель — легитимация принимаемых властными органами решений для их добровольного исполнения обществом в интересах его большинства.
Механизм осуществления — через выборность ветвей власти по принципу большинства голосов.
Субъекты общественного волеизъявления — политические партии.
Контрольный механизм эффективности сделанного общественного волеизъявления — периодичность, прозрачность и справедливость выборов, честная конкуренция электоральных факторов, транспарентность деятельности госорганов, общественный контроль над властью и право отзыва.
Содержание реформ: совершенствование выборного законодательства, повышение роли партий в формировании государственных органов (теперь — на региональном и местном уровнях), введение местного самоуправления, выборности акимов, развитие институтов гражданского общества и СМИ, расширение прав и возможностей гражданского соучастия в государственном управлении.
Результат — общественная стабильность, формирование взаимосвязи по линии «общество — государство», расширение социальной базы власти, повышение легитимности власти и динамической устойчивости государства, социальная активность.
. Создание сбалансированной системы государственного управления, отвечающей принципу верховенства права народа на власть.
Цель — адекватное обеспечение общественного заказа на выполнение властью государственных функций.
Механизм осуществления — разделение ветвей власти и уравновешивание их полномочий (система сдержек и противовесов).
Контрольный механизм эффективности системы государственного управления — периодичность выборов, политическая конкуренция, взаимоконтроль ветвей власти, транспарентность деятельности госорганов.
Содержание реформ: повышение роли представительных органов власти, усиление ответственности исполнительной власти перед обществом и представительной властью, обеспечение независимости судебных органов от других ветвей власти, развитие независимых СМИ и органов местного самоуправления.
Результат — формирование механизма общественного контроля над государством, внутригосударственного контроля, устойчивость государственных институтов.
. Реализация принципов правового государства.
Цель — создание устойчивых «правил игры», предполагающих контроль государства за их строгим и неукоснительным соблюдением со стороны всех участников общества, включая и государственные органы.
Механизм осуществления — изменение законодательства в сторону приближения к международно признанным демократическим стандартам, создание независимой судебной власти.
Контрольный механизм — органы судебной власти и прокуратуры, адвокатура, международный арбитраж, правозащитные общественные организации.
Содержание реформ: расширение и защита гражданских прав и свобод, четкая фиксация в Основном Законе правовых норм, регламентирующих взаимоотношения между гражданами, общественными объединениями, экономическими субъектами и государственными органами, борьба с коррупцией.
Результат — стабильность правового режима, защищенность участников общественных отношений от неправомерных действий, доверие к государству, формирование законопослушного правосознания.
. Развитие гражданского общества.
Цель — формирование социальной активности, защита интересов общества и индивида.
Механизм осуществления — разделение функций государства и общества в социальной сфере, общественная саморегуляция и самоорганизация.
Контрольный механизм — институты гражданского общества, представительные органы, органы местного самоуправления. Содержание реформ: укрепление институтов гражданского общества, развитие независимых СМИ, создание системы местного самоуправления.
Результат — расширение политического фундамента демократического режима, укрепление общественного контроля над властью.
. Перестройка общественного сознания.
Цель — формирование современной общественно-политической культуры, повышение гражданственности и патриотизма, укрепление морально-нравственных качеств населения.
Механизм осуществления — формирование системы общественных ценностей, разделяемых большинством населения, развивающая государственная политика в области культуры, образования и науки. Контрольный механизм — СМИ, НПО, научно-культурные учреждения.
Содержание реформ: создание условий идейной и творческой конкуренции.
Результат — мировоззренческий консенсус в обществе на основе общенациональной идеологии, базирующейся на принципах единства нации и гражданской идентичности, мощный подъем культуры и духовности, социальной и творческой активности.
Следует отметить, что в ходе осуществления реформ на повестку дня неизбежно выходят вопросы о том, как, в каком объеме и какими темпами должны быть проведены политические реформы, чтобы обеспечить не только устойчивость самого государства, но и поступательную динамику его развития.
В этой связи представляется необходимым определить, какие реформы имеют первостепенное значение (т. е. их очередность) и какова поэтапность их осуществления. Вполне очевидно, что выбор при этом будет детерминирован тем, какой из двух вариантов их осуществления («сверху» или «снизу») в наибольшей степени отвечает подконтрольности процесса реформ и, следовательно, сохранению управляемости ситуацией в стране.
В этом плане более предпочтительным вариантом видится переход к децентрализации управления с низовых структур (создание органов местного самоуправления, введение прямой выборности акимов и т. д.) с постепенным ее распространением на верхние этажи госаппарата.
Нет оснований также для откладывания судебной реформы, что может значительно укрепить правовую основу жизнедеятельности общества и государства.
Одновременно можно было бы приступить на текущем этапе к реформированию выборной системы с целью ее подготовки к кампаниям будущего электорального цикла. Думается, что другие вопросы, связанные с основополагающими конституционными изменениями, касающимися деятельности центральных органов власти, могут быть отнесены ко второму этапу процесса реформирования (2009-2011 гг.).
В рамках отмеченных выше направлений реформ было бы целесообразно сосредоточиться на решении следующих задач:
. Обеспечить общественную стабильность, создав устойчивую систему социально-политических взаимоотношений, исключающих войну элит и социальные потрясения. Роль, которую призвана сыграть в реализации данной задачи политическая реформа, состоит в создании системы взаимного контроля и уравновешивания ветвей власти и формировании общепризнанных открытых «правил политической игры». Кроме того, предстоит повысить возможности представительства общественных интересов в государственных органах. Это предполагает осуществление следующего комплекса мероприятий (в том числе в рамках последних предложений Президента):
снижение парламентского барьера (до 4-5 %);
введение по российскому аналогу в избирательное законодательство пункта, предусматривающего автоматическую депутатскую квоту партиям, занявшим второе (-третье) места на выборах, но не преодолевшим парламентский барьер;
совершенствование принципов формирования избирательных комитетов, большая транспарентность их деятельности при подсчете голосов;
уменьшение квоты на численность при регистрации партий;
создание механизма государственного финансирования партий из расчета поданных за них на выборах голосов;
совершенствование системы общественного контроля/экспертизы решений государственных органов, предоставление органам общественного контроля/экспертизы права апелляции к государственным органам соответствующего уровня на неправомочные или наносящие ущерб общественным интересам решения или действия властей;
расширение государственного взаимодействия с НПО и СМИ.
. В плане продолжения парламентской реформы существует необходимость расширения контрольных полномочий и штатного состава Счетной палаты.
. Более значимую роль в защите прав и свобод граждан должен играть институт Омбудсмена при Президенте Республики Казахстан.
. Сохраняет актуальность задача коренного реформирования местного самоуправления, органам которого необходимо предоставить больше самостоятельности и полномочий для решения проблем локального масштаба. В данной связи предстоит решить проблемы разграничения функций и полномочий госорганов и органов местного самоуправления (МСУ), определения источников финансирования местного самоуправления. Не снимается с дальнейшей повестки дня вопрос о прямой выборности акимов низовых уровней (сельский округ, район, город), чьи кандидатуры могли бы выдвигаться партиями, а не предлагаться вышестоящим акимом.
. Одной из наиболее важных задач, требующих неотложного решения, является обеспечение подлинной независимости и объективности судебной власти.
. Необходимо повысить роль СМИ как инструмента артикуляции общественных интересов, выполнения общественного контроля за деятельностью власти, предоставления гражданам полной и объективной информации, а также взаимосвязи между государством и обществом. Для этого требуется либерализовать действующее законодательство по СМИ, а также изменить отношение властей в сторону большей толерантности к независимым СМИ. Целесообразно вернуться к рассмотрению вопроса о создании Общественного телевидения и радио (по образцу британской компании «ВВС»).
. Требует усовершенствования система правовой защиты прав и свобод граждан, обеспечения их неукоснительного соблюдения всеми сторонами общественных отношений. Это предусматривает более детальную регламентацию соответствующего законодательства, в том числе по линии четкого определения вины нарушителей и мер воздействия к ним. Построение правового государства остается в числе важнейших задач продвижения к консолидированной демократии.
. В рамках политического реформирования предстоит найти и оптимальную формулу взаимодействия с оппозицией. Несмотря на то, что в текущих условиях оппозиция не представляет какой-либо угрозы для действующей власти, во избежание социальных коллизий было бы целесообразно продумать меры по ее системной интеграции в существующую систему социально-политических отношений.
Кроме того, тесно взаимоувязанной со стратегическими целями политического реформирования является задача реструктуризации экономики, что должно обеспечить социально-экономическую базу и благоприятный фон для дальнейшего продвижения к развитой демократии. С одной стороны, сбалансированная структура экономики поможет ей обрести реальную устойчивость и конкурентоспособность, что снимет риски возникновения социальной напряженности, способной перекинуться на политическую сферу.
С другой стороны, требованием дня становится наделение экономической собственностью большинства населения страны (задача формирования среднего класса, демократизации собственности), что обеспечит устойчивость социальной структуры населения и, соответственно, общественно-политическую стабильность.
В целом осуществление указанных реформ предполагает, что в Казахстане установится демократический режим (зрелая, или консолидированная, демократия).
Однако, учитывая, что реальная демократия зиждется на глубинных изменениях всей структуры общественных отношений, включая уровень политической культуры и общую ментальность населения, более логично было бы предположить, что в результате реформ произойдет только формально-правовое оформление демократических институтов, в то время как содержательный характер демократии станет делом более отдаленного будущего.
В то же время, как считает ряд исследователей, в настоящее время существует ряд факторов, которые могут в значительной мере приблизить этот момент. В частности, по их мнению, на ускорение темпов формирования демократических обществ влияние оказывают процессы глобализации, рост информационного обмена, более высокий уровень образования и культуры в современном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Правовое государство — это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей).
Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:
преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
выработка высокой политико-правовой грамотности;
появление действенной способности противостоять произволу;
торжество политико-правового плюрализма;
выработка нового правового мышления и правовых традиций.
Правовое государство — путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое государство» — это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.
Суть идеи правового государства — в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.
В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.
Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
) ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;
) оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;
) располагает специальным государственным механизмом;
) обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;
) существует благодаря налогам и другим сборам;
) обладает государственным суверенитетом.
Изучив и проанализировав правовую систему Республики Казахстан можно сказать, что современная казахстанская правовая система — явление сравнительно молодое, все еще формирующееся в условиях обновления всех сфер жизни общества. Тенденции ее развития находятся в полном соответствии с законами диалектики, и зачастую являются разнонаправленными, поливалентными, взаимоисключающими друг друга.
Сохранение политической стабильности, межнациональное и межконфессиональное согласие, основанные на действующей демократической Конституции, снискали Казахстану всеобщее уважение во всем мире.
Подтверждение тому служит факт председательствования Казахстана в ОБСЕ в текущем 2010 году. Отрадно отметить, что впервые такой чести удостоилась страна, представляющая постсоветское пространство, что подтверждает явные успехи Казахстана по пути демократизации и прогресса, соблюдения прав человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kazahstan-pravovoe-gosudarstvo/
1.Абенов Е.М., Арынов И.Н., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества. — А.: ИРК, 1996 г. — 390 с
2.Ащеулов А. Суверенитет Республики Казахстан: вопросы теории и практики // Правовое обеспечение суверенитета Республики Казахстан: вопросы теории и практики (Материалы Международной научно-теоретической конференции) — А., 2001 г.
.Нысанбаев А.Н., Есекеев Б.Ж. Новый Казахстан: пять лет независимого развития. — Алматы, ИФ МН-АН РК. 1996.
.Зиманов С.З. Конституция и Парламент Республики Казахстан. — А.: Жеты Жарғы, 1996 г. — 352 с.
.Назарбаева Д.Н. Демократизация политических систем СНГ — А, 1997 г. — 304 с.
.Нурпеисов Е.К. Эволюция формы государственного правления в Казахстане // правовое обеспечение суверенитета Республики Казахстан: вопросы теории и практики (Материалы Международной научно-теоретической конференции) — А., 2001 г.
7.Ертысбаев Е. К. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. — Астана: Елорда, 2001. — 576 с.
.Касымбеков М. Б. Институт президентства как инструмент политической модернизации. — Астана, 2002. — 280 с.
.Нысанбаев А., Машан М., Мурзалин Ж., Тулегулов А. Эволюция политической системы Казахстана в 2-х томах. — А., 2001 г., 2 том.- 544с.
.Ишмухамедов А. Ш. Проблемы становления
11.Концепция правовой политики Республики Казахстан с 2010 до 2020 года // Казахстанская правда. — 2009, 27 августа
.Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. — М.: Юристъ,2009.
.Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство. -М., -2004.
14.Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4. Ч.2. — Москва : Мысль, 1962.
15.Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. — Москва — 1978.
.Мелехин А.В. Теория государства и права / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. — М., 2000. — 208с.
.Венгеров А.Б. Теория государств и права. Часть 2. Теория права. Том 2. — М.: Юрист, 1997.
.Алимпиева Т. Становление правовой государственности в Республике Казахстан//Фемида. — 2004. — №6. — с. 37-40
19.Затонский В. А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Малько. — М.: Юрист, 2006. С. 84
20.Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
.Доклад о ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2009 году / Под общей ред. Т.Д. Абишева, С.Т. Турсунова. — Астана, 2010. — С. 108-109.
.Декларация прав человека и гражданина (принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г.) //Французская Республика: Конституция и законодательные акты. — М., 1989.- С. 26-29
23.Ударцев С.Ф. Некоторые вопросы конституционного развития Казахстана в современный период // В кн.: Сборн. мат- в научно-практ. конф. «Конституционные инициативы Президента страны — фактор дальнейшего развития демократии». — Астана: Мемлекет тарихы институты — Институт истории государства, 2009. — С. 39 — 45