Творческие способности в психологии

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творческий акт — это всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, — будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений.

Для развития науки, техники, производства на современном этапе обществу нужны новаторы, изобретатели – люди творческие, способные создавать новое во всех областях жизни, заинтересованное внимание к каждому человеку, создание условий для его самореализации, развитие творческих способностей людей – не только большая социальная, но и собственно психологическая и педагогическая задача.

Проблемой творчества занимались мыслители всех эпох мировой культуры, причем проходили их исследования по следующим двум направлениям.

В философском понимании (представители этого течения — Платон, Шопенгауэр, Мен ди Биран, Н.О. Лоский и др.) принципом творчества считалось сближение с гносеологией, а главной задачей — познание мира в процессе художественной интуиции.

В психологии творчество связывалось с естествознанием и с психопатологией. Представители первого течения изучали творческое воображение, интуитивное мышление, вдохновение, творчество первобытных народов, толпы, изобретателей, детей, особенности бессознательного творчества во сне, и др. Во втором случае рассматривались проблема гениальности и помешательства, влияние наследственности, пола, суеверия и т.д.

Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Шеллинг, Бергсон, Ницше, и др. занималась исследованием творчества как деятельности, раскрывающей метафизическую сущность мира в процессе художественной интуиции.

Методологические основы исследования включают концептуальные идеи, учение о методах исследования, структурирование научного знания в логике научного познания, которое требует особой четкости понятийного аппарата. Концептуальные идеи изучения творческих способностей человека, были сформированы в работах Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской и других психологов. Над данной проблемой работали многие выдающиеся педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, К.Д. Небылицин и т.д.

2 стр., 801 слов

Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...

... творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как ... Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества ...

Рассмотрение и анализ различных психолого-педагогических, теоретических, методологических положений в трактовке творческих способностей ученых, педагогов, психологов, физиологов, методистов, опираясь на практический опыт работы, позволили сформулировать понятие «творческие способности» — предмет исследования в данной работе.

Творческие способности – это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления; нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом.

Объектом исследования, проводимого автором, является группа школьников, тестирование которых на предмет развития творческих способностей представляет собой главную задачу автора.

Цель данного исследования – оценить уровень развития творческих способностей (креативности), используя методику креативности Торренса.

Поясним цель в перечне задач, стоящих перед исследователем:

1. Обзор и анализ литературы, посвященной проблемам изучения и развития творческих способностей и их взаимосвязи с интеллектом.

2. Анализ теоретических аспектов креативности на основе разработок ведущих специалистов, занятых изучением данной проблемы, обзор мнений о взаимозависимости интеллекта и творческого мышления.

3. Исследование возможностей методики креативности Торранса в оценке уровня развития творческих способностей старшеклассников.

4. Применение методики Торранса для выявления уровня развития творческих способностей конкретной группы школьников и подтверждения предположения об ограниченном влиянии интеллектуальной одаренности на творческие способности детей. Таким образом, гипотеза в нашем исследовании звучит так: уровень развития креативности не обусловлен степенью успеваемости детей и развитостью их интеллектуальных способностей.

В исследовании применяется метод анализа и тестирования.

1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие творческих способностей (креативности) и взаимосвязь их с интеллектом. Признаки творческой личности

Сущность творческого акта, творческих способностей различные исследователи раскрывают с разных сторон. Рассмотрим ряд определений.

«Креативность — это способность привносить нечто новое в опыт» (Баррон).

«Способность осознавать проблемы и противоречия» (Торренс).

«Способность порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых проблем» (Баллах).

7 стр., 3189 слов

Методы развития творческого потенциалаперсонала.. Методы развития ...

... творческий потенциал. Предметом исследования является- методики развития творческого потенциала. Анализ учебно-методической литературы, синтез, сравнение –будет являться в нашей работе методом исследования. 1.Творческий потенциал персонала и его сущность Понятие «творческий потенциал» ... среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие». На деле идеальный ...

«Способность отказываться от стереотипных способов мышления» (Гилфорд).

«Способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).

Есть и такое интересное определение: творческость — это «способность думать около». Один из наиболее известных исследователей творческих способностей — американский ученый Поль Торренс — понимает под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.п. Он считает, что творческий акт делится на: восприятие проблемы; поиск решения; возникновение и формулировку гипотез; модификацию гипотез; нахождение результата.

Торренс является автором наиболее известного теста, позволяющего определить уровень креативности человека, он также разработал программы, с помощью которых можно развивать креативность.

Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх ба­рьеров»).

Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, — сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, обще­принятого.

Есть две противоположные точки зрения: талант — это максимальная сте­пень здоровья, талант — это болезнь.

Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.

Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интел­лекта, сколько личность человека и пути ее формирования.

Современная наука утверждает — потребность, за­интересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в до­бывании не известной ранее информации. Но одного это­го мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, без­укоризненный профессионализм. Всего этого не воспол­нить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.

Каковы же признаки творческой личности, которые еще в школе (а то и в детском саду) помогают определить одаренность того или иного ребенка, с тем что бы составить для него индивидуальный график занятий, порекомендовать ему поступить в специальную школу и так далее?

Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность.

Главная особенность творческой личности — это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.

3 стр., 1144 слов

Творческая работа

... человека. Руководящая роль здесь принадлежит педагогу, который направляет развитие познавательной деятельности и предполагает формирование умений и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа ... со сформированными творческими способностями. Актуальным средством творческих способностей студентов есть творческие или креативные ...

Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются рез­кие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному по­ощрению и наказанию и т. д.

Психологическая «формула гения» может выглядеть следующим образом:

гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бес­сознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных фак­торов может привести к одному и тому же эффекту — гиперактивности голов­ного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

1) независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

2) открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуация конструктивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Часто в этом ряду упоминают особенности «Я»-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.

Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности творческих людей. Хотя гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.

Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психиче­ской регуляции и поведения.

Талант, креативность — это не только большой дар, но и большое наказание.

Конечно, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве. Но нужны еще знания, умения, мастерство, безукоризненный профессионализм.

Продуктивность творческой работы прямо пропорциональна объему полученной и переработанной информации.

Таким образом, в системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:

1. Этап — чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, информационный голод («жажда познания»).

2. Этап — интуиция, творческое воображение, вдохновение.

3. Этап — самокритичность, упорство в доведении дела до конца и пр.

Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но не преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а так же с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности.

Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна. Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity — дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта.

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Так как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ...

Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся).

Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся).

Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.

Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность — способность продуцировать необычные ответы;

2) продуктивность — способность к генерированию большого числа идей;

3) гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;

4)способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.

Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. Другие утверждают, что неспособность сознания быть творческим связано с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.