Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно. Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.
Творческий акт — это всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, — будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта. Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений.
Для развития науки, техники, производства на современном этапе обществу нужны новаторы, изобретатели – люди творческие, способные создавать новое во всех областях жизни, заинтересованное внимание к каждому человеку, создание условий для его самореализации, развитие творческих способностей людей – не только большая социальная, но и собственно психологическая и педагогическая задача.
Проблемой творчества занимались мыслители всех эпох мировой культуры, причем проходили их исследования по следующим двум направлениям.
В философском понимании (представители этого течения — Платон, Шопенгауэр, Мен ди Биран, Н.О. Лоский и др.) принципом творчества считалось сближение с гносеологией, а главной задачей — познание мира в процессе художественной интуиции.
В психологии творчество связывалось с естествознанием и с психопатологией. Представители первого течения изучали творческое воображение, интуитивное мышление, вдохновение, творчество первобытных народов, толпы, изобретателей, детей, особенности бессознательного творчества во сне, и др. Во втором случае рассматривались проблема гениальности и помешательства, влияние наследственности, пола, суеверия и т.д.
Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Шеллинг, Бергсон, Ницше, и др. занималась исследованием творчества как деятельности, раскрывающей метафизическую сущность мира в процессе художественной интуиции.
Методологические основы исследования включают концептуальные идеи, учение о методах исследования, структурирование научного знания в логике научного познания, которое требует особой четкости понятийного аппарата. Концептуальные идеи изучения творческих способностей человека, были сформированы в работах Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской и других психологов. Над данной проблемой работали многие выдающиеся педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, К.Д. Небылицин и т.д.
Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...
... творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как ... Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества ...
Рассмотрение и анализ различных психолого-педагогических, теоретических, методологических положений в трактовке творческих способностей ученых, педагогов, психологов, физиологов, методистов, опираясь на практический опыт работы, позволили сформулировать понятие «творческие способности» — предмет исследования в данной работе.
Творческие способности – это умение творчески мыслить; гибкость, точность, быстрота, оригинальность мышления; нестандартность, неординарность в решении проблем; возможность прогнозирования, предвосхищения; способность к созданию нового, идеального; желание проводить исследовательскую деятельность; положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность творческим делом.
Объектом исследования, проводимого автором, является группа школьников, тестирование которых на предмет развития творческих способностей представляет собой главную задачу автора.
Цель данного исследования – оценить уровень развития творческих способностей (креативности), используя методику креативности Торренса.
Поясним цель в перечне задач, стоящих перед исследователем:
1. Обзор и анализ литературы, посвященной проблемам изучения и развития творческих способностей и их взаимосвязи с интеллектом.
2. Анализ теоретических аспектов креативности на основе разработок ведущих специалистов, занятых изучением данной проблемы, обзор мнений о взаимозависимости интеллекта и творческого мышления.
3. Исследование возможностей методики креативности Торранса в оценке уровня развития творческих способностей старшеклассников.
4. Применение методики Торранса для выявления уровня развития творческих способностей конкретной группы школьников и подтверждения предположения об ограниченном влиянии интеллектуальной одаренности на творческие способности детей. Таким образом, гипотеза в нашем исследовании звучит так: уровень развития креативности не обусловлен степенью успеваемости детей и развитостью их интеллектуальных способностей.
В исследовании применяется метод анализа и тестирования.
1. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие творческих способностей (креативности) и взаимосвязь их с интеллектом. Признаки творческой личности
Сущность творческого акта, творческих способностей различные исследователи раскрывают с разных сторон. Рассмотрим ряд определений.
«Креативность — это способность привносить нечто новое в опыт» (Баррон).
«Способность осознавать проблемы и противоречия» (Торренс).
«Способность порождать оригинальные идеи в условиях постановки новых проблем» (Баллах).
Методы развития творческого потенциалаперсонала.. Методы развития ...
... творческий потенциал. Предметом исследования является- методики развития творческого потенциала. Анализ учебно-методической литературы, синтез, сравнение –будет являться в нашей работе методом исследования. 1.Творческий потенциал персонала и его сущность Понятие «творческий потенциал» ... среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие». На деле идеальный ...
«Способность отказываться от стереотипных способов мышления» (Гилфорд).
«Способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).
Есть и такое интересное определение: творческость — это «способность думать около». Один из наиболее известных исследователей творческих способностей — американский ученый Поль Торренс — понимает под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.п. Он считает, что творческий акт делится на: восприятие проблемы; поиск решения; возникновение и формулировку гипотез; модификацию гипотез; нахождение результата.
Торренс является автором наиболее известного теста, позволяющего определить уровень креативности человека, он также разработал программы, с помощью которых можно развивать креативность.
Творчество есть выход за пределы заданного (пастернаковское «поверх барьеров»).
Это лишь негативное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, — сходство поведения творческой личности и человека с психическими нарушениями. Поведение того и другого отклоняется от стереотипного, общепринятого.
Есть две противоположные точки зрения: талант — это максимальная степень здоровья, талант — это болезнь.
Проблема выявления ранних способностей интересует многих. Речь идет в принципе о выделении, выявлении способных людей, о соответствующей их подготовке, то есть о наилучшем решении подбора кадров.
Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.
Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.
Современная наука утверждает — потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве, изобретательстве, в открытии, в добывании не известной ранее информации. Но одного этого мало. Нужны еще знания, умение, мастерство, безукоризненный профессионализм. Всего этого не восполнить никакой одаренностью, никакими желаниями, никаким вдохновением. Эмоции без дела мертвы, как и мертво дело без эмоций.
Каковы же признаки творческой личности, которые еще в школе (а то и в детском саду) помогают определить одаренность того или иного ребенка, с тем что бы составить для него индивидуальный график занятий, порекомендовать ему поступить в специальную школу и так далее?
Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность.
Главная особенность творческой личности — это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.
Творческая работа
... человека. Руководящая роль здесь принадлежит педагогу, который направляет развитие познавательной деятельности и предполагает формирование умений и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа ... со сформированными творческими способностями. Актуальным средством творческих способностей студентов есть творческие или креативные ...
Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д.
Психологическая «формула гения» может выглядеть следующим образом:
гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.
Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту — гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.
Творческим людям присущи следующие личностные черты:
1) независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2) открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуация конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Часто в этом ряду упоминают особенности «Я»-концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.
Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности творческих людей. Хотя гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.
Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения.
Талант, креативность — это не только большой дар, но и большое наказание.
Конечно, потребность, заинтересованность, страсть, порыв, стремление очень важны в творчестве. Но нужны еще знания, умения, мастерство, безукоризненный профессионализм.
Продуктивность творческой работы прямо пропорциональна объему полученной и переработанной информации.
Таким образом, в системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:
1. Этап — чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, информационный голод («жажда познания»).
2. Этап — интуиция, творческое воображение, вдохновение.
3. Этап — самокритичность, упорство в доведении дела до конца и пр.
Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но не преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а так же с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творческой индивидуальности.
Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна. Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity — дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта.
Воображение и творческая деятельность человека
... — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать. Так как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ...
Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся).
Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся).
Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
1) оригинальность — способность продуцировать необычные ответы;
2) продуктивность — способность к генерированию большого числа идей;
3) гибкость — способность к легкой переключаемости и выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;
4)способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.
Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. Другие утверждают, что неспособность сознания быть творческим связано с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.