Образование и художественная сфера в 20-е годы

2.1 Система народного образования в СССР в 20-е годы

В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование— Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 года.

неграмотность

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек . Перепись 1920 года на территории Советской России зафиксировала умение читать у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше.

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—1919 годах, система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы. Создаются так называемые рабфаки – факультеты для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием из числа рабочих и крестьян (Приложение 4).

Таким образом, в 20-е годы среднее образование обеспечивалось школами-девятилетками. Первые четыре года назывались «первой ступенью», или начальной школой, последние три давали обязательное семилетнее образование. После семилетки можно было поступать в техникум, идти работать либо продолжать учиться еще два года. Для последних двух лет, восьмого и девятого классов, каждой школе присваивали «уклон» — специализацию, позволяющую выпускникам получить аттестат с присвоением той или иной профессии. Среднее образование давало и ФЗУ — фабрично-заводское учебное заведение.

2.2 История советской школы

История советской школы началась с экспериментального послереволюционного десятилетия. Первое решение советской власти о реформах образовательной сферы прозвучало в декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре вся образовательная отрасль оказалась в острой ситуации, которая покажется знакомой педагогам 1990-х. Прежняя идеология отвергнута, а значит, старые учебники непригодны; все правила — от приёма учеников до снабжения школ — меняются. (Школы в 20-е годы изображены в приложение 3).

22 стр., 10667 слов

Культурная революция 30-х годов

... специфический характер. Вполне возможно, что именно влиянию этой культуры мы обязаны юродством (впоследствии ставшим на Руси ... новой религии. Согласно летописной версии, решающим аргументом в пользу выбора православного христианства послужила эстетика церковных обрядов. Однако историк русской церкви ... и те корни, на которых стояли в течение тысячи лет масса российского крестьянства, городской посад и ...

«И в городах, и в селах двадцатых годов школы, особенно небольшие, нередко жили за счёт родителей учеников: они обеспечивали отопление, необходимые материалы для классов и большую часть жалования учителя»[4].

При этом нельзя сказать, что советское правительство ограничилось отменой всех прежних законов и не проводило собственной образовательной политики. Советская школа строилась по принципу единой трудовой школы. Единой она называлась потому, что заменила прежние сословные учебные заведения. Социальные барьеры между начальной деревенской школой, реальным училищем и гимназией были разрушены.

Это не значит, что все школы стали одинаковыми, но каждая из них теперь соответствовала определенной ступени образования, по которым ученики могли неограниченно подниматься. Например, бывшая начальная школа в селе считалась теперь школой первой ступени; окончив её, подросток мог направиться в уездный город и поступить в семилетку, которая считалась школой второй ступени, и продолжить обучение с того уровня, на котором он закончил в деревне. Завершить среднее образование можно было в школе повышенного типа, то есть десятилетке.

Эти «ступени» и «типы» появились не случайно: слово «класс» не употреблялось, учеников делили на группы. Изгнанию авторитаризма не только из языка, но и из реальной жизни школ должны были способствовать ученические комитеты и общешкольные советы. Какой неформальной и бурной была общественная жизнь школ 1920-х, можно прочитать в повести Николая Огнева «Дневник Кости Рябцева».

Из книги Огнева можно почерпнуть и некоторые представления об экспериментах в преподавании. Школа Кости Рябцева живет по Дальтон-плану: ученики выполняют недельные и месячные задания, консультируясь с педагогами в «лабораториях». Не в каждой школе был возможен полноценный эксперимент, но отказ от традиционной предметной системы был всеобщим. Даже небольшие сельские школы, педагогов в которых было трудно заподозрить в склонности к новаторству, переходили от предметов к «комплексам».

Например, ученики первой ступени изучали свой край как целостную тему: и географические особенности, и климат, и флору с фауной, и современное население, и исторические детали, и хозяйственный портрет. Что-то сообщал учитель, какие-то данные ученики должны были получить сами путем опросов или наблюдений за природой. Изменения произошли и в оценке: к концу 1920-х гг. распространился «бригадный метод», когда ученики сдавали зачеты не индивидуально, а группами.

Портрет советской школы 1920-х выглядит реализацией самых смелых утопических предложений. Реформы в практической педагогике сопровождались научным бумом, хотя не всё, что успели создать психологи и педологи, дошло до школ. Уже в начале 1930-х гг. эксперименты стали сворачиваться.

Почему это произошло? Новый образ школы, сложившийся к концу 1930-х, соответствовал идеологии «социализма в отдельно взятой стране» куда больше, чем Дальтон-планы и свободные школьные советы, где ученик мог критиковать педагога.

15 стр., 7269 слов

Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте

... и то успеха добивались далеко не все. Сегодня советская методика обучения грамоте решает такие вопросы: как сформировать навык чтения ... масс к свету знания. Сегодня в советской школе на овладение грамотой затрачивается немногим более трех месяцев. Но ... обучения? Как сделать процесс овладения грамотой интересным, занимательным, творческим, как превратить его в непрерывный ряд открытий для ученика? ...

Но причины поворота школьной политики в консервативное русло были отчасти и экономическими. Новые методы требовали весомого финансового обеспечения как на уровне школ, так и в педагогическом образовании. Потому наркомат просвещения пошёл по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив над просвещением максимально жесткий контроль, власть смогла за короткий срок подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение[5].

Первоначальное обучение было бесплатным по закону с самого начала его правления, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. На 1918 г. планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование. В 1916 г. уже 80% призывников были грамотными. Грамотность росла очень быстро — в среднем на 2% в год, а после 1913 г. еще быстрее, так что примерно к 1926 г. можно было бы ожидать почти поголовной грамотности.

В 1914 г. в России было более ста вузов со 150 тысячами студентов (во Франции тогда же — около 40 тысяч).

По сравнению с университетами Европы и США обучение было недорогим, а неимущие студенты освобождались от платы и получали стипендии. По количеству женщин, обучавшихся в вузах, Россия занимала первое место в Европе.

Политика большевиков в первые 10 лет советской власти привела к тяжелым последствиям в сфере как школьного, так и высшего образования и к катастрофическим последствиям по числу ИТР — их в 1926-1928 гг. было в три раза меньше, чем было к 1917 г.

После десятилетия экспериментов в 1931 г. правительство решило ввести в школе формальный порядок и строгую дисциплину. Педагог наделялся беспрекословным авторитетом, а в основе учебы было заучивание, а не дискуссия с учителем. Сменился политический курс, и государству теперь была нужна молодежь другого склада — дисциплинированная и покорная.

Только после Великой Отечественной большевики смогли побороть массовую неграмотность, которую сами же развели после октября 1917 г.

2.3 Литература, искусство, архитектура и театр в 20-е годы

Этапы развития советской литературы, ее направление и характер обусловила обстановка, сложившаяся в результате победы Октябрьской революции.

На стороне победившего пролетариата выступил Максим Горький. Темам современности посвятил свои последние сборники стихов глава русского символизма В. Брюсов: «Последние мечты» (1920 г.) «В такие дни» (1921 г.), «Миг» (1922 г.), «Дали» (1922 г.), «Меа» («Спеши!», 1924 г.).

Крупнейший поэт XX в. А. Блок в поэме «Двенадцать» (1918 г.) запечатлел «державный шаг» революции. Новый строй пропагандировал один из зачинателей советской литературы — Демьян Бедный, автор агитационной стихотворной повести «Про землю, про волю, про рабочую долю».

В Москве и Петрограде возникли многочисленные литературные кафе, где читали стихи и спорили о будущем литературы[6].

Огромное влияние на советскую литературу оказал общий подъем, который охватил страну в годы индуст­риализации, коллективизации и первых пятилеток. Поэзия 20-х гг. Расцвет поэтического творчества был подготовлен развитием культуры стиха, характерным для предреволюционных лет, когда выступили такие большие поэты, как А. Блок, В. Брюсов, А. Белый и др[7].

45 стр., 22004 слов

Умк 1. История отечественной литературы. Ч

... период советской истории и перестроечные годы немало произведений, высокие художественные достоинства которых гарантируют им долгую жизнь. 4. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА * ... Разгром» как произведение социалистического реализма III. СУДЬБЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И КУЛЬТУРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ 20-30-Х ГГ. 14. Проблематика и поэтика в романе Е.И. Замятина « ...

В начале 20-х гг. в советской поэзии появляется ряд новых крупных имен, почти или совсем не известных в дооктябрьский период. Соратник Маяковского Николай Асеев при известных общих с ним чертах (пристальное внимание к жизни слова, поиски новых ритмов) обладал своим особым поэтическим голосом, так ясно выразившимся в поэме «Лирическое отступление» (1925 г.).

В самом конце 20-х гг. привлекает к себе внимание самобытная поэзия Александра Прокофьева, выросшая на почве фольклора и народного языка русского Севера, и интеллектуальная, полная поэтической культуры лирика Николая Заболоцкого («Столбцы»).

Для развития советской литературы огромное значение имел творческий опыт Алексея Максимовича Горького.

По инициативе Горького были организованы такие издания, как «Всемирная литература», «Библиотека поэта», «История молодого человека XIX столетия», «История гражданской войны в СССР», «Жизнь замечательных людей»[8].

К концу 20-х гг. значительных успехов добиваются мастера советского исторического романа: Ю. Тынянов («Кюхля», 1925 г. и «Смерть Вазир-Мухтара», 1927 г.), О. Форш («Одеты камнем», 1925 г.).

Советская литература 20-х гг. чутко отражала противоречия современности. Новый быт вызвал поначалу у ряда писателей недоверие в связи с временным оживлением буржуазных элементов города и деревни («Отступник» В. Лидина, «Трансвааль» К. Федина).

Другие писатели, внимательные к проблемам морали, в заостренной полемической форме выступали против крайностей, несерьезного подхода части молодежи к любви и семье. Повесть Л. Гумилевского «Собачий переулок» (1927 г.), С. Малашкина «Луна с правой стороны» (1927 г.), рассказ П. Романова «Без черемухи» породили острые дискуссии в комсомольских ячейках, в печати.

В конце 20-х гг. для ведущих советских прозаиков стал характерен переход от «внешней» изобразительности к подробному психологическому анализу, к развитию тех традиций классики, которые до сей поры были на втором плане. Писатель обращается к углубленному психологическому анализу, используя не только толстовский метод анализа человеческого характера, но иногда и толстовское построение фразы.

Во второй половине 20-х гг. создается объединение писателей — РАПП (Приложение 5).

РАПП была наиболее массовой из литературных организаций 2-й половины 20-х гг., включавшей рабкоров и литкружковцев.

Таким образом, в литературе отмечалось творчество Горькова, А Толстова, Есенина (любовь к Родине), Маяковского (революция, современные вопросы).

Многие литераторы эмигрировали (Набоков, Бунин, Цветаева (вернулась)).

Позднее, в 1934г. в целях усиления идейного руководства и контроля партии над литераторами в стране были закрыты писательские организации и создан единый Союз писателей СССР под председательством Горького.

Российское искусство 20-х годов представляет собой сложное пространство, где сосуществуют не совпадающие друг с другом модели и формы художественного творчества. Согласно широко распространённому представлению, искусство двадцатых ограничивается конфликтом авангарда с тем искусством, о котором в 1922 году начинают говорить, как о “героическом реализме”, а с течением времени – как о “социалистическом реализме”, забывая что в это же время рождается феномен поставангарда – полифоничной модернистской культуры.

4 стр., 1686 слов

Основы ораторского искусства. История ораторского искусства

... служит ораторское искусство — вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи. Ораторское искусство ...

Искусство поставангарда, то есть, искусство 1920 – 1930-х годов – яркое, значительное и богатое событиями явление в отечественной истории, среда, из которой произошло альтернативное искусство в России прошлого столетия. Двадцатые годы были временем ожидания глубоких перемен, которые уже ощущались или вот-вот должны были произойти во всех сферах жизни людей.

Многие художники стремились своим творчеством не только делать новое искусство, но и создавать новый мир, проектировать матрицы новой реальности. Обращение к истории искусства вызвано не стремлением повысить статус настоящего времени, а расширить представления о границах реальности. Сон – это не мечтательность; это пограничный конфликт и открытие “другого”, в привычной двадцатым годам терминологии – “нового” мира. Этот мотив звучит в работе Леонида Чупятова, которая так и называется – “Сон”: мир изменяется и раскрывается как мир детства: положение человека в нём становится неустойчивым и свободным[9].

Он слишком многого не знает об этом мире, а то, что знает, рушится на его глазах. Светящиеся окна – островки обжитого и изученного, или только казавшегося изученным, пространства, остаются внизу, а в лицо сновидца смотрит ночь, то есть, тьма и неизвестность. Художник не сторонится некоторой патетики. Это особенно заметно в его шедевре “Рабочий” – одном из знаковых произведений русского искусства тридцатых годов. Тема труда, настолько распространённая и ставшая конъюнктурной в искусстве этого периода, здесь вырастает до размеров описания магического или культового действия. Разве это рабочий несёт трубу? Скорее, шаман или жрец держит бубен, символ солнца. Человек сам поднимает над собой солнце, своими руками создаёт вселенную.

Художественная жизнь России 1920-х – начала 1930-х годов определялась сосуществованием и соперничеством различных художественных объединений. Александр Лабас был членомучредителем Общества станковистов (ОСТ), молодой Леонид Зусман был экспонентом 4-й выставки ОСТа в 1929 году, Ростислав Барто и Борис Голополосов входили в Цех Живописцев. Александр Русаков и его жена Татьяна Купервассер – участники ленинградской группы “Круг художников”, поставившей создание “стиля эпохи” своей задачей и, как видно сегодня, решив её. Прошло восемьдесят лет, и теперь, говоря о самых ярких событиях искуссства двадцатых прошлого века, мы называем имена художников “Круга” и вспоминаем их работы, в том числе “На пляже” Русакова и пронзительную, подробную, в деталях воссоздающую эпоху Зощенко и Хармса сцену “На улице” Купервассер[10].

Совсем другой город появляется на картинах Василия Коротеева и Григория Костюхина. Дело не в том, что это Москва. Группа “Путь живописи”, сложившаяся в том же 1926 году, что и ленинградский “Круг”, шла действительно иным путём, хотя этот путь был так же современен и присущ искусству двадцатых. Сегодня искусство поставангарда становится настоящим открытием для тех, кто не исследует общие места популярной истории, кто изучает самостоятельные пути, которыми в ХХ веке шли художники, доказавшие, что история культуры – это история личных усилий и ценность культурных фактов не измеряется государственными премиями. Русская живопись 20-х гг. представлена в приложение 6.

3 стр., 1026 слов

Цирк — как вид искусства или История цирка

... года). — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 655 с., ил. Жандо Доминик, История мирового цирка: Пер. с фр. — М.: Искусство. 1984. — 192 с., ил. Левин А. «Советская эстрада и цирк», ... виды зрелищ в конце концов утомили публику своей искусственностью, меж тем как под куполом цирка ... цирка на Цветном бульваре. Уже 12 октября новый цирк принял первых зрителей. Московский цирк, ...

В результате Октябрьского переворота, совершенного большевиками, земля и крупная недвижимость были национализированы. Тем не менее, положение большевиков вплоть до окончания гражданской войны оставалось весьма шатким, они лихорадочно искали союзников. Несмотря на «красный террор» против идейных врагов, Ленин «со товарищи» не сразу смогли установить идеологический диктат в области искусства. Вот почему дискуссии продолжались, страсти кипели, предлагались самые невероятные проекты и смелые решения. В каком-то смысле продолжался «серебряный век» — и не только в поэзии, но и в других видах искусства.

Одним из ярких примеров технического новаторства стало детище архитектора В. Г. Шухова – московская радиобашня. Её возвели в 1922 году. Именно Шухов одним из первых стал использовать т. н. гиперболоиды, воспетые также писателем А. Н. Толстым в романе «Гиперболоид инженера Гарина». Они представляли собой стальные конструкции с двоякой кривизной сетчатого характера[11].

Конечно же, картина нарождающейся советской архитектуры будет неполной без истории создания Мавзолея Ленина. Этическая составляющая никакой критики не выдерживает: устроить в центре столицы захоронение одного человека, пусть даже и основателя первого в мире Советского государства, сохранять его тело забальзамированным в течение долгих десятилетий, сделать Мавзолей местом массового паломничества посетителей с разных уголков страны и мира, пренебречь мнением близких родственников покойного. Впрочем, последним Советская власть потом будет пренебрегать не единожды…

Архитектор Щусев сработал оперативно и уже через неделю после кончины Ленина, когда в Москве стоял страшный мороз, появилось здание временного деревянного Мавзолея. Возможно, что наследники Ленина первоначально не планировали, что дерево станет камнем. Объятая горем страна стекалась в Москву, чтобы проститься с вождем. Гражданам решили дать для этого максимально много времени. К весне же, когда тело стало разлагаться, пришлось принимать сразу два решения: о бальзамировании ленинских останков и о сооружении каменной усыпальницы.

Тот же Щусев, надо отдать ему должное, попытался вписать Мавзолей в архитектурный ансамбль Красной площади, и отчасти в этом преуспел. Основные работы завершились к 1930 году. На месте деревянного куба, увенчанного пирамидой, по бокам которого имелись лестницы для входа и выхода, теперь возвышался монолит куда более крупных размеров. Исчезла трехчастная композиция, объем стал единым. Строительными материалами послужили темно-красный гранит и черный лабрадорит. Скульптор И. Д. Шадр увенчал Мавзолей гранитным барельефом с изображением Государственного герба СССР.

После революции Москва обезлюдела. Выжившие горожане словно одичали. В начале 20-х в столицу хлынули сотни голодных крестьян из разоренных деревень. В городе была хоть какая-то работа. К началу 30-х в Москве проживало более трех миллионов людей. Население за 10 лет увеличилось в три раза. Таким образом, установилась политическая стабильность, экономическое положение страны упрочилось. Начался процесс индустриализации. Один за другим возводятся металлургические комбинаты – Магнитогорский и Кузнецкий. В Челябинске и Харькове появляются тракторные заводы. Казалось, что перед архитектурой открываются новые горизонты.

27 стр., 13070 слов

Советское общество в 20-30 гг

... вводился советский червонец (10 рублей), который высоко ценился на мировом ... и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование ... и другие предприятия, Москва - 50%. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. ... перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства, ... не сразу. В 1920 году Совнарком продолжил меры по усилению ...

В середине 20-х советские архитекторы, воодушевленные революцией и идеей прекрасного будущего, пытались решить острейшую проблему нехватки жилья. Строили дома-коммуны с общественными кухнями, столовые, фабрики, рабочие клубы, избы-читальни. Постепенно строительство становится все более массовым. Государство монополизирует все заказы на проведение строительных работ. Сами работы стремились максимально ускорить и удешевить. Начиная с 1927 года, в строительстве стал применяться шлакобетон, в 1940-й год ознаменован появлением первых панельных домов.

Жилые дома, школы и общественные учреждения постепенно начинают возводиться по типовым проектам. В этом плане выдающихся успехов добился Константин Мельников. В одной Москве по его проектам появилось целых пять клубов: имени Русакова, Фрунзе, Горького, а также «Каучук» и «Буревестник». Мельников рассматривал рабочий клуб как принципиально новый тип здания, который воплотил бы в себе идеи мирного социалистического строительства и культурного досуга.

Формирующийся стиль советской архитектуры вобрал в себя самые разнородные влияния. С одной стороны, развернулась дискуссия между представителями конструктивизма и рационализма. С другой – все больше обозначалась тенденция к возрождению классицизма в новых формах тоталитарного государства[12].

Советская архитектура 20-х гг. представлена в приложение 7.

Таким образом, одним из направлений культурного строительства в СССР были клубы, дворцы культуры и библиотеки, музеи. Стали создаваться клубные учреждения по проф. Признаку (дома ученых, архитекторов, учителей, актеров).

В ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. Был запрещен вывоз из страны экспонатов, имеющих художественную и музейную ценность. В 20-30-е началось строительство метро, Всесоюзной с/х выставки, канала Москва-Волга.

В годы становления и укрепления советской власти происходило зарождение нового театра — советского. Все театральные постановки ориентировались исключительно на советскую тематику. Методика и направление Станиславского считалось идеологически и эстетически правильным. Отступления не приветствовались, осуждались советской театральной критикой и партией. Не вписавшиеся в прокрустово ложе труппы разгонялись, их участники репрессировались[13].

В 30-е годы было запрещено использование произведений современных иностранных авторов в сценических постановках. Это постановление, впрочем, было вскоре отменено. Однако вопросы, связанные с инсценировкой произведений современных зарубежных драматургов, решались и утверждались только политическими идеологами.

Главный герой советских пьес — «простой советский человек», с его печалями и заботами, а главное — патриоитизмом и верностью идеалам партии. Обязательно в репертуарах присутствовала лениниана. Каждый коллектив обязан был включать в программу произведения, связанные с биографией «отца всех народов», Сталина[14].

Несмотря на жесткую цензуру и железные рамки стандартов в этот период находится место для настоящего творчества и творцов.

Появляется множество новых талантливейших имен: Вахтангов, Булгаков, Григорович, Месерер, Райкин, Дикой, Арбузов, Розов, Товстоногов и многие-многие другие.

41 стр., 20386 слов

Развитие советского театра в 20-30-е гг. XX в

... искусства, а также государственные вопросы по управлению театрами. Историографический обзор. Историография трудов о становлении советского театра в 1920-1930-е гг. очень обширна. Она включает ряд исследований ... в недавно образованном государстве, что их волновало, чем они интересовались. Постепенно в советской историографии появляется интерес к взаимоотношению идеологии и культуры. Особое место ...

Значимым направлением Российского театра 20-х гг является авангардизм (кубо-футуризм и театральный конструктивизм).

Ярчайшие и известнейшие представители этого течения — Мейерхольд, Вахтангова, Таиров. В тот период особенно много художников связало свое творчество с театром. Авангардные экспериментальные спектакли оформляли Татлин, Лентулов, Эрдман, Попова, Экстер, Бруни, Левин, Ходасевич.

Театральное движение зарождалось в союзных национальных республиках.

И было неразрывно связано с русским. В 20-е годы происходит формирование самобытных актерских и режиссерских школ в национальных театрах. В качестве наставников и учителей выступили мастера театрального дела столицы. Репертуарные планы, так же, как и в Москве утверждались «компетентными органами». Идеи революции, интернационализм – ведущие в репертуарах молодых театров. Одновременно идет постоянный поиск новых решений.