«Гордо реет флаг державный

емким и концентрированным олицетворением

государственности и независимости

выступали государственные символы.

У нас есть величественные, идейно богатые

Герб, Флаг и Гимн».

Нурсултан Назарбаев

Данная работа рассматривает государственные символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с аналогичными символами других государств. Так как для любого современного государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось и законодательно оформилось в XIX веке. Однако это не означает, что государственных гербов или флагов ранее не существовало.

Символы России — это неотъемлемые атрибуты государственности и суверенитета, отражающие социальное лицо своей эпохи, культурное и духовное состояние общества, его традиции, миропонимание, отношение к власти и т. д.

Государственная символика относится к числу тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими и не вызывали особого интереса у историков. Теперь же, с официальным восстановлением национальных символов, новые поколения профессионалов и просто любознательных людей все чаще обращаются к истории давно забытых, низвергнутых эмблем и символов. Большой интерес к национальной символике проявляют и представители самых широких слоев общества.

Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только всесторонне представить ход исторического процесса, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, вплотную подойти к изучению социальной психологии общества, его менталитета — вопросам недостаточно изученным и актуальным. Обращение к этой теме, безусловно, имеет также громадное воспитательное значение.

Историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам, прежде всего как памятники прошлого. С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн России.

Актуальность выбранной темы связана с требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и т.д.

Предметом исследования выступают работы отечественных исследователей по проблеме происхождения символики Российской Федерации, а так же законодательная база России, которая закрепляет установление и использование государственной символики.

5 стр., 2234 слов

Герб, флаг и гимн города Москвы

... герба на флаге города Москвы должна составлять 2/5 части длины полотнища. 2. Герб города Москвы Герб города Москвы - один из официальных символов субъекта Российской Федерации города Москвы, наряду с флагом, гимном ... Москвы Ю.М. Лужкова городу был возвращен исторический герб, сходный с гербом 1781 года. Положение о Гербе города Москвы, утверждённое распоряжением, содержало следующее описание герба: ...

Целью данной работы является проследить историю развития Российской символики. Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

  • рассмотреть работы отечественных исследователей, посвящённые истории возникновения символики России;

— изучить нормативно-правовые акты, посвящённые теме. В ходе исследования применялись принципы объективности, всесторонности, историзма и конкретности, предполагающие непредвзятый подход к анализу изучаемых проблем. Также применялись методы историко-правового анализа, сравнительного правоведения и системного анализа.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, и приложения.

Символы России.

Символы России – наши главные слова,

Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и Москва,

Все это связано с нашей Отчизною!

Геннадий Горшков

Символы России, что это такое? Кто-то вспомнит бескрайние просторы, луга, поля,

леса. Кому-то на ум придут сувениры: матрешки, самовары, скипетр, корона, Шапка Мономаха. И, конечно же, не забудут и архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор, храм Христа Спасителя. А кто-то, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» — городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

Каждый по-своему будет прав. И прежде всего из-за неоднозначности понятия «символ» его многомерности. Не случайно проблемами символа и символики занимаются не только философы, но и ученые других специальностей . По словам советского ученого энциклопедиста А.Н.Лосева, труды которого только сейчас в полном объеме стали доходить до читателя, понятие «символ» является «упорным цепким тысячелетним понятием». «Этот термин, — пишет он, — часто употребляется даже в самом обыкновенным, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что нечто одно указывает на нечто другое, т.е. употребляет термин «символ» просто в смысле «знак». HYPERLINK «http://works.tarefer.ru/33/100820/index.html » \l «_ftn1» В них явно отражено «социальное лицо» эпохи, конкретного исторического времени, через их назначение можно определить уровень развитие самого общества. «Едва ли требует доказательства, — писал, подчеркивая эту характеристику символа, А.Ф.Лосев, —

что все реальные символы существуют только в истории, все несут на себе отпечаток эпохи, классового или сословного происхождения.

Символам «не своей» эпохи надо относится осторожно. Однако это не значит, что они нам не интересны. Причины и принципы их возникновения, их эволюция помогает не только всесторонне представить исторический процесс, но и приблизиться к пониманию, «расшифровке» мировоззрения человека прошлого, раскрыть закономерности его мышления, смысл его поступков, вплотную подойти к изучению социальной психологии отдельных слоев русского общества, его менталитета — вопросам недостаточно изученным, но очень важным1.

__________________________________________________

1Пчелов Е.В. Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. М. 2002г. С. 20-21.

Ниже речь пойдет о символах государственного суверенитета России того периода

отечественной истории, который, в последние годы особенно привлекает общественное внимание, — до 1917 г. С ХIХ века символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что, скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же как во многих странах Европы, в России эмблемы, позднее вошедшие в государственный герб, возникли в средневековье. И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочения. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отражавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не было случайным. С одной стороны, они в наглядной форме выражали основные идеи государственной политики принявшего их великого князя московского Ивана III, воплощая в себе определенную его ориентацию, внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой — по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси.

5 стр., 2409 слов

Архитектура в России в начале XIX века

... России. Цель реферата - проследить развитие архитектуры в России в начале XIX века. Классицизм в русской архитектуре Конец XVIII и начало ... московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина ... искусства. Но в этом своем стремлении зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих ... стал его символом. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX в. ...

Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее, первых гербовых эмблем — через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело-сине-красный флаг «подарил» России флот Петра I. В борьбе за звание «государственного» флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий «конкурировать» черно-желто-белым императорским стягом.

Гимн появился итого позднее — в Х1Х в., так же «пропустив впереди себя» ряд общерусских мелодий.

Российская государственная символика находится в ряду тех проблем, которые

еще не так давно казались малозначащими, не вызывали особого интереса ни у историков, ни у широкого круга читателей. Теперь уже новое поколение «повернувшись лицом» к своей истории вспомнили и о давно забытых, символах.

Как когда-то Французская революция смела королевские лилии, как пал двуглавый орел австро-венгерской монархии, так и знакам царской власти нечего было символизировать в нарождающемся новом мире. Историческая память, причастность к деяниям предков, к исконным корням своим воскрешается в старых символах, которые важны нам, прежде всего как памятники прошлого. С этих позиций рассматривается герб, флаг и гимн Российской империи.

Важно не только знать, как выглядят герб, флаг родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы, и какой путь прошли сквозь века.

Герб России.

Государственный герб — это опознавательный знак государства, его официальный символ, который исполняет ту же функцию, что и название страны, её флаг и гимн, — он обозначает страну, отличает её от других стран.

В России, как и во многих странах Европы, эмблемы, из которых в дальнейшем сложился государственный герб, появились в средние века. В конце XV века первый государь объединенной Руси Иван III «строит» общегосударственную печать. Предположительно символика русского герба ведет начало от этой печати. Действительно, печать представляет впервые соединившихся и неразрывных в течение многих последующих столетий всадника, поражающего копьем дракона и двуглавого орла с коронами на головах, но если на печати Ивана III обе эмблемы выступают как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел «завоевывает приоритет». В XVII веке он становится главной эмблемой российского государственного герба.

20 стр., 9738 слов

Государственная символика России

... государственных гербов или флагов ранее не существовало). Данная работа рассматривает государственные символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с аналогичными символами других государств. В России период утверждения государственной ... Римская империя), где правители небольших политических образований помешали двуглавого орла на своих печатях (XII-XIV вв), чтобы всеми ...

По мнению зарубежных исследователей, изображение на печати русского царя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи. Объединение русских земель, выход молодого государства на международную арену, усиление его значимости в Европе — эта новая ситуация заставляла московского князя пересмотреть концепцию власти. И вместе с отраженными в летописях идеями о божественном и наследственном ее происхождении возникает концепция равенства по рождению русского государя и западноевропейских, что повлекло за собой появление эмблемы, выражающей знатность происхождения — двуглавого орла.Таким образом, печать 1497 г. можно рассматривать как декларацию концепции власти московского великого князя. Ее символы должны были свидетельствовать, с одной стороны, о древности власти Ивана III, а с другой — о его знатности. Эти властные символы отвечали политическим устремлениям великого московского князя и должны были служить доказательством его права на титул кесаря.

С укреплением самодержавной власти двуглавый орел «украшается» новыми властными атрибутами. Компоновка государственного герба России происходила в XVII в. при царе Михаиле Федоровиче.

Именно тогда к печати Ивана III были прибавлены такие элементы, как три короны, располагающиеся над головами орлов, а также скипетр и держава.

Эти регалии царской власти как раз и отражали основную сущность российского герба — знаком неограниченной монархии, являющейся неотъемлемой частью российской государственности.

В 1917 г. после отречения от власти Николая II встал вопрос о новом государственном гербе. Этим вопросом занимались: В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут, И. Я. Билибин. Это был и прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Которые считали, что допустимо использование «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без всяких атрибутов и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла нарисовал Билибин: двуглавая печать без атрибутов украшала печать Временного правительства1.

Впервые месяцы существования советского государства официально утвержденных символов не было. От двуглавого орла как эмблемы государственной власти совсем отказались: новое государство стремилось к принципиально новой символике, олицетворяющей его суверенитет, устройство и принципы политики.

Герб социалистической России был первым гербом Советского государства.

Он был составлен в соответствии с геральдическими правилами, но с абсолютно новыми, отличными от прежних эмблемами. Он существовал согласно Основному закону РСФСР, принятому на V всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., в котором содержался раздел «О гербе и флаге».

  • 257810409575Указом Президента России 30 ноября 1993 г. введен новый государственный герб, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи.

Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла в червленом (красном) фоне.

3 стр., 1295 слов

Государственный Флаг, Государственный Герб, Государственный Гимн ...

... орла и орнамента –цвета золота. Автор флага: Шакен Ниязбеков. 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения Государственного Герба Республики Казахстан. Сегодняшний Герб ... Нельзя забыть и наши государственные символы, которые отражают независимость, свободу, национальность государства. Государственый Флаг Республики казахстан представляет собой прямоугольное полотнище ...

Орел увенчан тремя золотыми коронами — символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его — скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа).

На груди орла — щит, в червленом поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конём дракона.

В своей основе современный Государственный герб нашей страны таков, каким он сформировался во второй половине XVII века2.

____________________________________________

1Вилинбахов Г. В. История Российского Герба и Флага. М. 2004г. С. 30-35.

2Лихачев Н. П. История образования русской государственной печати. М. – 1990г. С.78.

Изменение, и то самое незначительное, есть только одно. Если в XVII веке всадник на груди орла понимался как изображение царя, то сегодня всадник на Государственном гербе — это не изображение царя, а просто символический образ, воплощающий идею торжества добра над злом.

Часто всадника Государственного герба, ошибочно, называют святым Георгием. У всадника нет обязательных для изображения святого атрибутов святости — нимба вокруг головы или крестообразного завершения копья. Кроме того, по старинной российской традиции на груди двуглавого орла всегда изображался как раз не святой, а символический светский всадник1.

Правила использования Государственного герба установлены законом «О Государственном гербе Российской Федерации». Согласно данному закону разрешено изображать Государственный герб цветным или одноцветным, он может изображаться полностью или в виде двуглавого орла со всеми атрибутами, но без геральдического щита. Это отвечает старинной традиции использования российского Государственного герба.

Правила соблюдения цветов при изображении герба без щита те же, что и при изображении со щитом.

Законом установлены жесткие рамки использования изображений Государственного герба: он должен помещаться на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, в кабинетах их руководителей, на бланках законов и других законодательных актов, бланках государственных документов и печатях государственных организаций.

Не предусмотренные законом случаи официального использования Государственного герба допускаются только с разрешения Президента Российской Федерации.

На основе Государственного герба строятся эмблемы органов федеральной исполнительной власти — министерств и ведомств: они представляют собой двуглавого орла, у которого некоторые атрибуты (например, скипетр и держава в лапах, щит на груди) заменяются знаками, указывающими на профиль министерства. Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть2.

________________________________

1Флаги. Всемирная Энциклопедия. М. 2005г. С. 40.

2Дегтярев А.Я. История Российского флага. М. 2010г. С.23.

Флаг России.

Государственный флаг — это опознавательный знак государства, его официальный символ, который исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, — он обозначает свою страну, отличает её от других стран. Почему же тогда кроме герба необходим ещё и флаг? Потому что герб и флаг дополняют друг друга, и каждый из них выполняет особую задачу.

7 стр., 3152 слов

Что означают цвета российского государственного флага

... Россия. Белый цвет на флаге означал свободу, независимость. Герб — это очень важный символ государства. Я считаю, что каждый человек должен хорошо знать герб своей страны. На государственном гербе ... и у государства.Авторами Государственного герба Республики Казахстан являются архитекторы Шота Уалиханов и Жандарбек Малибеков. Сочинение про Герб Казахстана Государственный Герб Республики Казахстан ...

Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат. Но когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект — морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг.

Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Достоинство его подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести нации и государства.

До конца XVIII в. правильнее говорить не о национальных, а о флагах родов, князей, правящих династий и т.п. Феодально-зависимое население не имело права ни на герб, ни на флаг1.

Государственный флаг утвердился по-настоящему лишь в Х1Х в. На Руси, кроме церковных хоругвей, основным видом знамен были военные.

Боевые стяги и знамена после крещения Руси в Х в. были в прямом смысле слова священными. На стягах огромных размеров, которые во время битв вкапывались в землю (при сильном ветре они »ревели»), изображались лики Спасителя, Богородицы и святых. Стяг считался душой, славой и честью. Религиозной святыней был и огромный »чермный» (багряно-красный, а не черный) стяг Дмитрия Донского с Нерукотворным Спасом. Под стягом бились на Куликовом поле русские полки. На миниатюрах конца XVI в. русские воины изображались сражавшимися под красными знаменами. Перед штурмом Казани в 1552 г. Иван Грозный выстроил полки и развернул перед ними малиновое, как у Дмитрия Донского, знамя с тем же крестом, который в 1380 г. был свидетелем поражения полчищ Мамая.Уже в первой трети XVII в. белый, голубой и красный выполняли роль государственных цветов2.

___________________________________________

1Макин С. Символы России: флаг и герб государства. М. – 1990г. С. 60.

2Хорошкевич А. Л. Символы русской государственности. М. – 1992г. С. 30.

Первым государственным и династическим знаменем России в XVII в. можно считать белое »гербовое» знамя с изображением русского герба — золотого (редко черного) двуглавого орла.

Первое знамя Петра I , »построенное» в 1696 г. по старым традициям, также имело государственные цвета — красное полотнище с белой каймой, в середине был изображен золотой орел, парящий над морем, а на груди орла в кругу — Спаситель; вокруг знамени был выписан полный титул царя. На водосвятии 1698 г. выносился белый стяг тоже с золотым орлом. 1667 — 1669 гг. были годами рождения нового гербового знамени, новой гербовой печати, первого варианта военно-морского флага, позже ставшего государственным. Часто слышатся упреки, что русский бело-сине-красный флаг похож на голландский. Бессмысленно отрицать, что на облик флотского флага России влияли цвета Нидерландов. Оранжево — бело-голубой флаг республики считается первым в современном значении »национальным флагом» мира. Однако, несомненно, что выбор в России был преодолен и традиционными предпочтительными цветами русского народа.

19 стр., 9345 слов

Культура России советского и постсоветского периода

... экономический хаос, усугубленный жестокой Гражданской войной. Вначале новое правительство России не имело возможности заниматься проблемами культуры в полном объеме. Тем не менее, вскоре после Октября были ... также открытие рабфаков (рабочих факультетов) для подготовки в ВУЗы молодежи, не имевшей среднего образования. В 1923 г. уже в СССР было организовано общество «Долой неграмотность». К 1932 ...

Царь Петр не изменил ни прежних национальных цветов XVII в., ни государственного гербового знамени. С петровского времени нам известен точный порядок полос на флаге — белая, синяя, красная. Торговым флагом в 1693 — 1700 гг. считался белый с двуглавым черным орлом. 10 марта 1699 г. был утвержден первый военный орден в честь покровителя России св. Андрея Первозванного со знаком лазурного скошенного креста. В начале Северной войны, в сухопутной армии, а затем, постепенно, с 1703 по 1712 г. и на флоте утвердился один из красивейших флагов мира — Андреевский. Однако бело-сине-красный не сразу был вытеснен с военных судов. Царь постоянно разрабатывал разные варианты соединения косого креста с трехцветным флагом. В 1692 — 1712 гг. Петр составил около 30 типов морских флагов.

Итак, в конце XVII — начале XVIII в. не менее десятилетия бело — сине — красный был боевым флагом России как на суше, так и на море.

Расположение полос русского флага совпадало с древним пониманием строения мира: внизу — физический, плотский, выше — небесный, еще выше — мир божественный, или, переосмысливая сверху вниз — Вера, Надежда, Любовь. (Позже, в Х1Х в., полосам придали значение содружества трех восточнославянских народов — белорусов, украинцев и русских).

В после петровское время национальные цвета почти угасли. Но еще прочнее забытым оказался прозябавший на обочине русской истории Трехцветный флаг. Под ним не лилась уже русская кровь, как под пехотными знаменами и кавалерийскими штандартами, которые, даже обветшав и »поседев», окроплялись дважды в год святой водой и как драгоценные реликвии выносились на парады. Этот флаг не покрывал гробы царей и русских полководцев на их похоронах. Он не звал вперед воинов, поднимавшихся на врага. Трехцветный флаг не мог соперничать с Андреевским, слава которого гремела по северным и южным морями, не говоря уже о двуглавом орле, которого видели повсюду.11 июня 1858 г. Александр II утвердил рисунок и расположение »гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». В соответствии с уровнем тогдашних исторических знаний цвета флага были возведены к мифическому палеологовскому орлу и армейским кокардам.

»Высочайшее утверждение» единственного варианта флага в черно-желто-белом исполнении произошло по совету барона Бернарда Кёне. Недальновидная ориентация на немецко-европейскую геральдику обернулась в скором будущем проигрышем для правительства — Россия стала одной из немногих стран, где императорский флаг оказался в противопоставлении с не отмененным »торгово-гражданским».

3938270503555В торжественных случаях казенные черно-желто-белые »романовские» цвета предписывалось поднимать над правительственными учреждениями, а бело-сине-красные допускалось выставлять на частновладельческих постройках и гражданских судах. Прав на черно-желто-белые флаги »обыватели» не имели. Придумали и объяснение для романовских цветов: »золото, серебро и земля».

Строго говоря, черно-желто-белый был первым, официально узаконенным государственным флагом империи, но населению он был известен еще меньше, чем бело-сине-красный, который все-таки видели на ярмарках, выставках, масленичных гуляниях. Правительственный указ 1858 г. мало кто знал, и флаг Кёне либо по аналогии с петровским и султанами на армейских киверах, или по ошибке, иногда вешали перевернутым, белой полосой наверх (см. Картину А.П.Розанова »Ярмарка на Арбатской площади» Двойственность символики, разделявшей царскую власть и гражданское общество, наконец была осознана. 25 апреля 1883 г. перед коронацией Александр III отдал предпочтение старому петровскому »торговому», а не »казенному» флагу Кёне, и 7 мая 1883 г. было опубликовано высочайшее повеление :»В торжественных случаях, украшение зданий флагами , был, употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цветов». Однако несмотря на постановление 1883 г. немецко-романовские цвета пустили корни, отсечь которые уже было нельзя, и они дожили до февраля 1917 г. Прежде всего: династия не думала отказываться от императорских цветов. Под »золото, серебро и землю» был выдержан роскошный средневековый наряд геральдов, возвещавших о коронации Александра III1.

7 стр., 3423 слов

Частная коллекция произведений современного изобразительного ...

... художественном рынке произведений изобразительного искусства. Диссертация способствует введению в научный оборот новых фактов из истории частного коллекционирования произведений современного изобразительного искусства в России в 1960 1980;х годах, ... искусствоведов и художниковсовременников коллекционера. Каталог, приуроченный к открытию выставки из собрания Михаила Алшибая «Метафизика» в «Галерее ...

При Министерстве Юстиции с 14 марта 1896 г. было созвано »Особое совещание», которое должно было окончательно ответить на высочайший запрос — какой флаг следует признать »народным». Традиции Петра I и флота и на сей раз взяли верх. Совещание справедливо сочло, что не немецкая геральдика, а народные цвета должны определить цвета флага. 5 апреля 1896 г., после нескольких заседаний было постановлено, что »народным» или »государственным» для всей империи, включая и Финляндию, должен окончательно считаться бело-сине-красный, и никакой другой. Все имевшиеся в запасе черно-желто-белые флаги должны быть заменены бело-сине-красными.

Начиная с последнего десятилетия Х1Х в. можно говорить о »культе» бело-сине-красного флага. Последняя реформа государственного флага была проведена в 1914 г.

В противовес царской символике три русские революции выплеснули на улицы и баррикады не национальный, а запретный красный цвет, принятый социалистическими партиями в Европе с 1870 г. Считалось, что не национальный, а революционный красный флаг способен поднять дух уставшей на фронте армии. Все митинги, присяги фронтовых войск Временному правительству и даже атаки проходили под красными транспарантами. Кровавому крещению гражданской войны и обязан своим вторым рождением Трехцветный флаг, поднятый как антитеза красному.

10 июля 1918 г. Пятый Всероссийский съезд Советов принял один и тот же красный торговый, морской и военный флаг. 2 ноября 1920 г. было последним днем эвакуации Белой армии Севастополя. Вместе с ней на 70 лет ушел за море и флаг Петра I. Но русский символ не умер на чужбине, он возрождался на всех континентах, где жили выходцы из России.

В СССР бело-сине-красные цвета частично возродились в послевоенное время, после того как пришлось вернуться ко многим историческим символам — национальным героям, мундирам в армии и милиции, к золотым погонам, офицерским званиям, министерствам и т.д. В новые флаги союзных республик было позволено ввести на 1/4 — 1/3 от красного поля »национальные особенности» в виде белых, синих или зеленых полос2.

3 стр., 1426 слов

Каким я вижу будущее России к 2050 году

... в будущем перед большинством развитых государств мира стоит и будет стоять основопологающая для их дальнейшего развития проблема-это нехватка ресурсов и территорий. Наша страна уникальна тем, что у нас ... "Венера". К 2050 году Россия построит первую базу на планете Марса и начнет осваивать ее. Наши ученые найдут новые полезные ископаемые на Марсе, которые помогут России осваивать вселенную. Через ...

_________________________

1Беловенец П. И. Цвета русского государственного флага. СПб. – 1993г

2Вилинбахов Г. В. Флаги России. // Наука и жизнь. — 1990. — № 12. — с. 91.

Последним 9 января 1954 г. был утвержден флаг РСФСР, и мало кто знал, что один из его проектов повторял в нижней трети расцветку Национального флага России. Но этот проект, видимо, показался слишком смелым, и в качестве »национальной особенности» ввели лишь узкую вертикальную синюю полоску у древка.

Национальный символ России был потерян для нескольких поколений. Но он вернулся на нашу землю в 1989 г. Спустя 2 года, 8 апреля 1991 г., день в день, как при Я.М.Свердлове в 1918 г., Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила на сей раз возвращение Трехцветного флага как флага республики. 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила »считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». Через три дня он был поднят над русской святыней — Кремлем. Так произошло — третье рождение трехцветного символа Петра Великого.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, ширина (вертикальный размер) и длина (горизонтальный размер) которого соотносятся как 2:3, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос: верхней — белого цвета, средней — синего цвета и нижней — красного цвета.

Размеры флага установлены в относительных величинах, и это сделано не случайно: флаг может быть изготовлен самых разных размеров (от больших, многометровых полотнищ, поднимаемых над зданиями, до маленьких, настольных флажков длиной и шириной несколько сантиметров).

Не устанавливаются строго и оттенки цветов флага, важно, чтобы полосы распознавались как белая, синяя и красная, а какой оттенок цвета будет избран (темно-красный или ярко-алый, темно или светло-синий), не имеет существенного значения.Вместе с тем принципиально важно, чтобы полосы флага всегда располагались строго в установленном порядке: белая — вверху, синяя — в середине, красная — внизу.

-405765643255 В мире существует около десятка государственных флагов, составленных из полос белого, синего и красного цветов, и только тот флаг, у которого полосы расположены в традиционном для России порядке, является настоящим флагом нашей страны.

Иногда случается, что по невнимательности российский флаг вывешивают перевернутым — так, что красная полоса оказывается вверху, а белая — внизу. Это грубейшая ошибка: такой флаг не является российским флагом, и использовать флаг с неверным расположением цветов значит проявлять к нему неуважение.

Порядок использования государственного флага определяется Федеральным законом. Законом описаны случаи, в которых флаг должен использоваться обязательно: он помещается на зданиях, в которых располагаются органы власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, правительство, федеральные министерства и ведомства и их отделения, органы власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, автономных округов, органы местного самоуправления муниципальных образований — городов, районов и сельских поселений), в рабочих кабинетах руководителей органов власти, на зданиях представительств России за рубежом, на российских кораблях и судах.

Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии.

Флаг изображается на воздушных судах (самолетах и вертолетах), российских космических аппаратах.

В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади.

Закон устанавливает случаи, когда и кем флаг должен использоваться обязательно.

Существуют три основных способа применения флагов: флаг может быть поднят, вывешен (установлен) или растянут.

Существует ещё немало тонкостей в правилах использования флагов, общий свод которых называется флажным протоколом.

Используя государственный флаг своей страны, важнее всего соблюдать одно-единственное правило: помнить, что флаг — это символ каждого из нас, а потому не делать с флагом того, чего нам не хотелось бы, чтобы сделали с нами самими.

Гимн России.

Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие, флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему — вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.

Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, ныне они »разветвились» на религиозные, государственные, военные, революционные и партийные.

Тема русских гимнов практически не разработана ни историками, ни музыковедами, здесь много неясного и часть положений приходится давать в порядке постановки проблемы. Вплоть до конца ХУ11 в. России в качестве государственной функционировала церковная символика. Религиозные изображения и церковные хоругви часто заменяли собой гербы и боевые знамена, церковная музыка исполнялась во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн.

18 марта 1814 г. перед штурмом Парижа русская армия устроила »психическую демонстрацию»: все оркестры с высот Монмарта один за другим играли военные марши, устрашая противника и поднимая победный дух своих воинов. Среди этих маршей, несомненно, был и »Преображений». Во второй половине Х1Х в. »Марш Преображенского полка Петра Великого» пели на слова лихой солдатской песни » славны были наши деды»

( знают турки нас и шведы »).

C 1917 г. »Преображенский марш» стал выполнять функции гимна.

Первым официальным государственным гимном России была »Молитва русских», слова которой написал поэт В.А.Жуковский (1783 — 1852) .

Вероятно, впервые »Песнь» прозвучала 15 ноября 1813 г. на концерте, устроенном в пользу инвалидов Отечественной войны. 1815 г. Жуковский В.А. опубликовал в »Сыне Отечества» новый, более удачный текст под названием »Молитва русских».

18 сентября 1816 г. Александр I издал указ исполнять »Молитву русских» полковым оркестрам всегда при встречах императора. С этого времени этот гимн можно считать первым официальным гимном России.

Однако спустя 17 лет, Россия получила новый гимн, написанный и русским композитором и русским поэтом.

Рождение второго официального гимна, с которым Россия прожила почти век, связано с именем Алексея Федоровича Львова (1798 — 1870), культурнейшего и высокообразованного человека. В 1833 г. А.Ф.Львов сопровождал Николая 1 в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками »God save the King» . Царь выслушивал чужеземную мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращению поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн. Написав мелодию, Львов пошел к Жуковскому, который сочинил слова (»Молитва русского народа» — таково было первое название гимна).

23 января 1833 г. состоялось первое прослушивание гимна. Государь, прослушав несколько раз сказал ,,G,est superbe,, …(великолепно).

Мигом музыка гимна разнеслась по всем полкам, по всей России и, наконец, по всей Европе.

25 декабря 1833 г., в день, который празднуют изгнание французов из России, »Боже, царя храни» было играно во всех залах Зимнего дворца, где были собраны войска. Ф.П. Львов без слез слышать не мог равнодушно это сочинение.

Итак, 25 декабря 1833 г. стало днем рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917г., дня отречения Николая II от престола.

Гениальность львовской находки состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире. Всего 6 строк текста и 16 тактов мелодии, легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми и были рассчитаны на куплетный повтор — трижды (для сравнения: греческий гимн 1864 г. имел 158 строк.).

После Февральской революции непродолжительное время роль гимна выполняла «Русская Марсельеза». Поиск нового государственного гимна продолжался вплоть до апреля 1918 г., уже при новой власти.

По предложению В. И. Ленина «в новых условиях» «непримиримой классовой борьбы» вместо «буржуазной Марсельезы» стал использоваться «Интернационал».

10 января 1918 г. на III съезде Советов он исполнялся уже как гимн победившей пролетарской революции. Так после 1917 г. Россия временно приняла не национальные, а международные гимны — «Интернационал» и «Марсельезу»1.

____________________________________

1Пчелов Е.В. Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. М. 2002г. С 50.

Еще один музыкальный символ завоевал в России общенародную любовь и признание. Сквозь всю трагичную историю нашего народа в ХХ в. прошел марш »Прощание славянки», автор — Василий Иванович Агапкин (1884 – 1964гг.) . Этот марш звучал и в Первую мировую войну, и в Гражданскую, и в годы Великой Отечественной войны.

Под его звуки воины Красной армии уходили на передовую с парада на Красной площади 7 ноября 1941 года.

С 1918 года гимном РСФСР, а затем и СССР стал «Интернационал» (слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера; перевод на русский А. Коца) и оставался им до 1944 года, когда был создан новый Государственный гимн СССР. Создать его предложил в 1942 году глава страны Иосиф Сталин. На конкурсной основе предпочтение получил текст С. Михалкова и Г. Эль-Регистана (Урекляна).

Музыку написал композитор А. Александров, автор марша «Священная война», ставшего музыкальным символом Великой Отечественной войны. Новый Государственный гимн СССР прозвучал по Всесоюзному радио в ночь на 1 января 1944 года, а введен был повсеместно с 15 марта 1944 года. Со второй половины 1950-х годов гимн СССР исполнялся без текста. В 1977 году в связи с принятием новой Конституции СССР С. Михалков внес поправки в текст гимна.РСФСР долгое время была единственной республикой Советского Союза, не имевшей собственного гимна. Первое его исполнение состоялось 23 ноября 1990 года на сессии Верховного Совета РСФСР. А 27 ноября 1990 года гимн был единогласно утвержден как Государственный гимн РСФСР. Им стало музыкальное произведение композитора М. Глинки. Гимн был без слов, только музыка. Эту незавершенную в свое время мелодию Глинки обработал в 1944 году композитор М. Багриновский и назвал ее «Патриотической песней». В 1947 году, когда Москва праздновала свое 800-летие, поэт А. Машистов написал к этой музыке слова «Здравствуй, славная столица», и песня стала гимном столицы (сейчас у нее другой гимн).11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации своим Указом утвердил Государственный гимн Российской Федерации, каковым «является мелодия, созданная на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки». Но он не был утвержден Государственной Думой. Текст нового гимна Российской Федерации был утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года, а 30 декабря 2000 года — Указом Президента России В.В. Путина. Музыка осталась от прежнего гимна и принадлежит композитору А. В. Александрову, слова написал С.В. Михалков.

Гимн может звучать со словами или без слов — оба исполнения являются равноценными. При исполнении гимна без слов обыкновенно звучат только первый куплет и припев.

В официальных случаях он обычно исполняется духовым или симфоническим оркестром, а если при этом используются слова, то участвует смешанный хор. Но это не исключает иного состава музыкантов.

Гимн обязательно звучит в важнейшие для страны дни: при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам, при наступлении Нового года, а также в официальных ситуациях: при вступлении в должность Президента Российской Федерации, открытии сессий и заседаний палат Федерального Собрания, при встрече официальных иностранных делегаций и т. п.

Закон устанавливает случаи, когда гимн должен использоваться обязательно, но он не ограничивает свободу граждан России пользоваться своим гимном. Мы можем исполнять гимн всегда, когда чувствуем к тому потребность, когда хотим подчеркнуть, что мы граждане своей страны.

Государственный Гимн Российской Федерации

Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава –Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая –Хранимая Богом родная земля!

Припев.

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу дает наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!

Заключение.

Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это — главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. В данной работе были рассмотрены основные этапы становления государственной символики России.

Каждый из государственных символов имеет свою историю. Изучение возникновения государственной символики, её эволюции помогает всесторонне представить ход исторического процесса, приблизиться к пониманию мировоззрения людей прошедших веков, подойти к изучению социальной психологии общества. Особенно важным рассмотрение данного вопроса становится в свете того, что практически все современные символы РФ были признаны официально сравнительно недавно — в течение последнего десятилетия. Новой России потребовались новые символы, которые бы в полной мере отразили изменения, произошедшие в стране.

Данная работа дает достаточно полный материал для ознакомления с символами нашего государства, знание которых традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма и необходимым элементом знаний образованного человека. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. Все мы должны знать и почитать государственные символы нашей страны, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию в которой мы живем.

В целом же развитие символики государственности было весьма неравномерно. Это и не удивительно, поскольку сама история России характеризуется частой сменой политических режимов, лиц, стоящих у власти и связанных с этим предпочтений в цветах и символах, используемых в системе государственной символики.

Итак, мы видим, что смена символики государства происходила в зависимости от того, какая социально-политическая обстановка была на тот момент в государстве. Несомненно, что для дальнейшего развития символов государства, знание истории их становления является актуальным, что и обусловливает мой интерес к изучению данной темы.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/i-gordo-reet-flag-derjavnyiy/

1.Беловенец П. И. Цвета русского государственного флага. СПб. – 1993г.

2.Вилинбахов Г. В. Флаги России. // Наука и жизнь. – 1990г. — № 12.

3.Вилинбахов Г. В. История Российского Герба и Флага. М. 2004г.

4.Дегтярев А.Я. История Российского флага. М. 2010г.

5. Интернет ресурсы.

6.Лихачев Н. П. История образования русской государственной печати. М. – 1990г.

7.Макин С. Символы России: флаг и герб государства. М. – 1990г.

8.Пчелов Е.В. Государственные символы России – Герб, Флаг, Гимн. М. 2002г.

9.Флаги. Всемирная Энциклопедия. М. 2005г.

10. Хорошкевич А. Л. Символы русской государственности. М. – 1992г.

Приложения

-295275133350

-2322830454660

Флаги Петра I

-307340264160

-42608590170

Флаг 1858г.

229362040005

Флаг 1914г.

10223516510

Флаг 1917г.

Флаги СССР.

-15875029845

2691130592455 Флаг РСФСР 1918г.

Флаг РСФСР 1920г.

-24193592075

3006090289560 Флаг 1937г.

Флаг РСФСР с 1954г. по 1991г.

2820670555625-60388555562526911303393440-5746753393440

Во время празднования Дня Государственного Флага

Российской Федерации

-241300277495