Гражданско-правовое регулирование творческой деятельности

§3. Роль гражданского права в регулировании

творческой деятельности

Гражданское право не регулирует непосредственно творческую научно-техническую, литературную и иную деятельность. Процесс научно-технического и художественного творчества остается за пределами действия его норм.

Гражданское право традиционно выполняет функции признания авторства на уже созданные творческие результаты, установления их правового режима, материального и морального стимулирования и защиты прав их авторов. Вместе с тем отдельные нормы гражданского права регулируют отношения по организации (на договорных началах) создания, передачи и использования новых достижений в области научно-технического, художественного и иного творчества.

Нормы авторского права способствуют росту культурного уровня общества, охране прав и интересов творцов научных и литературно-художественных ценностей. В свою очередь, изобретательское право, право на промышленный образец и товарный знак обеспечивают решение таких важнейших задач, как ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции.

Гражданское законодательство активно способствует развитию инициативы в области науки, техники, литературы, искусства и в других сферах творческой деятельности. Его роль не ограничивается охраной готовых результатов творчества. Оно влияет также на отношения по организации производства и использования этих результатов, например, в рамках договоров на создание (передачу) научно-технической продукции, авторских, лицензионных и иных договоров. Поэтому можно говорить о гражданских правоотношениях, связанных с творческой деятельностью как таковой, а не только с ее результатами[7].

Следовательно, применительно к результатам творческой деятельности более корректно говорить о категории исключительных прав, т.е. таких субъективных прав абсолютного характера, которые позволяют их носителям и только им совершать различные действия по использованию результатов творчества.

Главное правомочие здесь — это правомочие по запуску произведения в оборот, благодаря которому информация становится доступной для неопределенного круга лиц[8].

Глава 2. Гражданско-правовые способы регулирования творческой деятельности. Способы защиты отношений, связанных с творческой деятельностью

§1. Нормативно-правовое регулирование творческой деятельности

Отношения, связанные с творческой деятельностью, регламентируют нормы многих институтов гражданского права. Это, в частности, нормы о субъектах и объектах гражданских прав, сделках, исковой давности, праве собственности, общие положения об обязательствах и нормы об отдельных видах обязательств. Так, закон предусматривает возможность граждан иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, иного результата интеллектуальной (творческой) деятельности.

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... как тема работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно ... непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение ...

Важную роль играют сделки, совершаемые в связи с проведением конкурсов на лучшее произведение науки, литературы или искусства. Отдельные виды обязательств в сфере научно-технического и художественного творчества детально регламентируют законодательство о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, продажу лицензий и передачу «ноу-хау», авторских и тому подобных договорах.

В сфере научно-технического и художественного творчества применяют нормы о праве собственности и других вещных правах, опосредующих наделение творческих организаций (научно-исследовательских институтов, студий, театров и др.) основными и оборотными средствами, правовой режим отдельных видов их имущества, а также определяющих принадлежность конкретным субъектам вещных прав на материальные носители произведений творчества (книги, картины, рукописи, чертежи и т.п.)[9].

Важную роль в области научно-технического и художественного творчества играют авторское, изобретательское (патентное) право, право на промышленный образец и товарный знак. Главные их нормы сосредоточены в ГК, а также в специальных законодательных актах.

Предписания авторского, изобретательского (патентного) законодательства, законодательства о промышленных образцах и товарных знаках входят в состав гражданского права лишь в той мере, в какой они регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между юридически равными субъектами. Дело в том, что само это законодательство имеет комплексный характер и включает отдельные положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права[10].

Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными. Под исключительными правами в теории данного права понимаются субъективные абсолютные права, обеспечивающие их носителям правомочия на совершение различных действий (по использованию результата творчества, распоряжению им и т.п.) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

Исключительные авторские права, права на изобретения, промышленные образцы и другие объекты возникли как реакция права на массовое применение товарно-денежной формы в духовной сфере[11].

Некоторые авторы ставят даже знак равенства между исключительным правом и собственностью.

Тождество или сходство функции авторского, изобретательского права, права на промышленный образец не означает необходимости включения последних в сферу изобретательского либо авторского права. Между всеми названными институтами есть принципиальные различия, обусловливающие их самостоятельное существование в системе гражданского права.

Например, авторское право охраняет прежде всем форму произведения, в то время как изобретательское право – его содержание. Для признания творческого произведения объектом авторского права достаточно выражения его в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творчества. Напротив, для прямой охраны изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и товарных знаков требуется акт квалификации компетентного органа. Другие различия касаются прав авторов и оснований их возникновения[12].

32 стр., 15904 слов

Договор о распоряжении исключительным авторским правом

... договора о распоряжении исключительным авторским правом в законодательстве Российской Федерации .1 Понятие и признаки договора о распоряжении исключительным авторским правом в законодательстве Российской Федерации Исключительное авторское право, возникшее у автора с момента создания произведения, ...

Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их созданию, сходство в оформлении и исключительный характер некоторых субъективных прав породили еще в прошлом веке стремление создать единый институт «исключительных прав», или промышленных прав и авторского права, или авторского права в широком смысле. В настоящее время на Западе широко распространена концепция права нематериальных, или духовных, благ. Попытки разработать единый правовой институт в области науки, техники, литературы и искусства предпринимались и советскими авторами, предлагавшими в разное время объединить авторское и изобретательское право и право на промышленный образец.

Выявление общих черт в различных институтах, опосредующих сферу научно-технического и художественного творчества, полезно для развития законодательства, правовой теории, правоприменения и изучения права[13].

Однако этого недостаточно для конструирования в системе гражданском права единого «комплексного» института, опосредующего творческую деятельность. В законодательстве правовые нормы могут комбинироваться свободнее, и лишь в его структуре имеются основания для функционального обособления норм, скажем, изобретательского и авторского права.

§2. Общие способы защиты творческой деятельности

Само законодательство, регулирующее творческую деятельность, как уже говорилось выше, имеет комплексный характер и включает отдельные положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Отдельные нормы содержаться также в международных актах, ратифицированных в Российской Федерации.

Так ст. 7.12. КоАП предусматривает ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав. Статьей отмечены такие деяния, касающиеся творческой деятельности и ее объектов, как

 ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода;

  •  незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца[14].

Ст. 14.33 КоАП говорит о недобросовестной конкуренции, выразившейся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг[15].

29 стр., 14440 слов

Глава 2. Классификация авторских договоров

... исключительного права на издание и распространение своего произведения[6] . Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928г. рассматривали издательский договор как соглашение “Об уступке авторского права”[7] . Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла ...

Уголовный кодекс РФ криминализирует нарушение авторских и смежных прав, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта (подробнее см. §2.1. Предупреждение и защита от контрафакции).

Нормами финансового права регулируется конкретно денежная (материальная) сторона вопроса творческой деятельности. А именно пределы допустимой оплаты за объект творческой деятельности, так называемые авторские вознаграждения и т.д.

Трудовое право регулирует труд творческих работников. Например, работников редакций средств массовой информации. То есть людей. Чья профессиональная деятельность связана с использованием своих творческих способностей и результатов их творческой деятельности.

В своей работе я решила более подробно рассмотреть гражданско-правовую защиту отношений, связанных с творческой деятельностью, а также такое явление как контрафакция.

§2.1. Предупреждение и защита от контрафакции

Контрафакция (от лат. contra «против», и facere «делать») — нарушение авторского права или смежных прав путем подделывания объектов интеллектуальной собственности.

Иногда термин «контрафакция» используется для обозначения нарушений в сфере интеллектуальной собственности вообще. В законодательстве РФ употребляется также термин «контрафактный экземпляр» — экземпляр произведения, охраняемого авторским правом, или объекта, охраняемого смежным правом, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение указанных прав.

Контрафакцией является не только изготовление контрафактных экземпляров, но и их сбыт, и иное распространение, в частности ввоз на территорию РФ. Контрафактные экземпляры подлежат конфискации с последующим их уничтожением либо передаче законному владельцу авторского права или смежных прав в счет понесенных им убытков. В последнее время вместо термина «контрафакция» часто применяются термин «пиратство» и производное от него понятие – «пиратский экземпляр», «пиратская копия»[16].

Нарушение авторских прав подразумевает несанкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  •  создание копии и её продажа;
  •  создание копии и передача её кому-либо ещё;
  •  в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии[17].

Самым простым способом защиты от контрафакции, согласно ст. 1271 является знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

  •  латинской буквы «C» в окружности;
  •  имени или наименования правообладателя;
  •  года первого опубликования произведения[18].

Но, конечно, лишь факта использования символики недостаточно. Существует также защита от несанкционированного копирования — система мер, направленных на противодействие несанкционированному копированию информации, как правило, представленной в электронном виде (данных или кода коммерческого программного обеспечения).

3 стр., 1022 слов

Смежные права исполнителей

... авторских и смежных прав имеют определенные законодательством имущественные и неимущественные права. В случае нарушения этих прав они могут воспользоваться правовыми средствами для их защиты. Нарушениями авторских или смежных прав ... Срок действия смежных прав Охрана смежных прав ограничена во времени и зависит от субъекта смежных прав: для исполнителей - охрана неимущественных прав возникает с ...

При защите от копирования используются различные меры: организационные, юридические, и технические (программные и программно-аппаратные).

Основная идея организационных мер защиты заключается в том, что полноценное использование продукта невозможно без соответствующей поддержки со стороны производителя.

Предусмотрена ответственность, в соответствии с действующим законодательством, как за использование контрафактных экземпляров программ для ЭВМ и баз данных, так и за преодоление применяемых технических средств защиты[19].

Следует также отметить факт того, что нарушение авторских и смежных прав карается также и уголовным законом. Так ст. 146 УКРФ предусматривает наказание как раз за нарушение авторских и смежных прав. Данная статья предусматривает меру наказания, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет[20].

§3. Гражданско-правовые способы защиты отношений,

связанных с творческой деятельностью

Ст. 12 ГК РФ предусматривает одиннадцать способов защиты прав граждан в случае их нарушения со стороны третьих лиц. По сравнению с ГК 1964 г. перечень вышеназванных способов значительно расширился, хотя новшеств было всего два: впервые на законодательном уровне закреплены самозащита гражданских прав и возмещение морального вреда. Нет сомнений в том, что введение новых способов защиты прав граждан и детализация старых были обусловлены поворотом государства лицом к своим гражданам: от массовых ценностей к индивидуалистическим, имеющим в своей основе права, свободы и интересы отдельного человека[21].