«Формирование экологической культуры младших школьников»

Формирование экологической культуры младших школьников, Дьякова Софья Михайловна

учитель начальных классов

Новосибирск 2019

Процесс развития экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности, которая направлена в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой. Младший школьный возраст является важным этапом в жизни ребенка. Именно в этом возрасте происходит физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности.

В настоящее время многие авторы, анализируя результаты обучения в школе как начальной, так средней и старшей, говорят о том, что уровень сформированности экологической грамотности у учащихся недостаточный. Причин этому может быть множество, однако, важно понять, в каких направлениях необходимо работать учителям для получения необходимого результата.

Объект исследования: экологическая культура младших школьников., Предмет исследования: методы и приемы формирования экологической культуры у младших школьников.

Цель исследования: выявить эффективные методы и приемы формирования экологической культуры у младших школьников.

Задачи:

  • дать общую характеристику экологической культуры;

  • определить особенности экологической культуры младших школьников;

  • выявить методы и средства формирования экологической культуры младших школьников;

  • провести исследование исходного уровня экологической культуры учащихся 3-го класса;

  • разработать и провести экспериментальную работу по формированию экологической культуры учащихся 3-го класса;

  • определить эффективность формирования экологической культуры учащихся 3-го класса.

Методы исследования: анализ научной литературы; обобщение информации; тестирование; обработка и систематизация данных; педагогический эксперимент.

База исследования: практическое исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №23». В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 класса.

32 стр., 15510 слов

Исследования. . Раскрыть теоретические основы формирования экологической ...

... эффективность комплекса дидактических игр, направленного на формирование экологической культуры младших школьников. Обобщить результаты теоретической и экспериментальной работы. Объект исследования: процесс формирования экологической культуры младших школьников. Предмет исследования: формирование экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр. Для решения поставленных ...

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1.1. Особенности экологической культуры младших школьников

Экологическая безграмотность считается одной из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления проблем, связанных с окружающей средой.

В младшем школьном возрасте мир природы начинает играть все более значительную роль в психической жизни ребенка. Отношение к природе в этом возрасте становится более интенсивным. Исследованием установлено, что экологическое образование младших школьников – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения [5].

При формировании экологической культуры детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что этот возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы [10].

Многие дети младшего школьного возраста способны проявлять способность к эмпатии, к эмоционально насыщенному взаимодействию со своими домашними животными. Более того, для многих младших школьников животные становятся «значимыми Другими». В эксперименте Т.К. Нестерук школьникам предлагалось перечислить «круг тех, с кем они общаются, кто оказывает на них влияние, у кого они черпают силы». Оказалось, что 62% восьмилетних и 41% девятилетних учащихся называют в этом качестве различных животных, чаще, чем дедушек и бабушек, братьев и сестер, одноклассников и учителей. Животные уступают в этом списке только маме, папе и лучшему другу. Отметим, что исследование проводилось в элитарном учебном заведении, где учатся дети из «благополучных семей». Показательно, что доля природных объектов среди «значимых других» в младшем школьном возрасте растет: в семилетнем возрасте их включает в список только 7% школьников [21].

В целом, младшим школьникам свойственен субъектный характер отношения к природе. С другой стороны, к младшему школьному возрасту уже полностью разрушается детский артификализм, обусловливающий прагматизм отношения к природе у дошкольников, – прагматический интерес сменяется «непрагматическим» познавательным интересом. «Жизнь природы, как правило, не оставляет детей равнодушными; увиденное вызывает немало вопросов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Для чего оно?» и, наконец, «Почему?»… Особенно следует дорожить детскими «Зачем?», «Почему?» и «Отчего?». В этих вопросах выражается качественно новый этап развития их мышления. Если вначале детские вопросы были результатом того, что ребенок еще только осматривался в мире… то вопросы почемучек показывают, что их ум требует раскрытия связей явлений, осмысливания закономерностей природы» [12, с. 107].

35 стр., 17072 слов

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

... творческого начала детей младшего школьного возраста. Объект исследования – Предмет исследования – рабочую гипотезу : развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффек- тивно при условии: систематического использования игровых методов ... места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе [1]. Игра не возникает стихийно, а ...

У младших школьников отношение к природе в наибольшей степени проявляется именно в познавательной сфере. Как отмечает И.Д.Зверев, «младший школьник осознает способность освоения мира «я могу познать мир» [цит. по: 8, с. 106]. Этому, в частности, способствуют два фактора. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников первого, да и второго класса еще увлечены самим процессом познания, что задает определенную стратегию поведения – им интересно узнавать вообще что-то новое. Во-вторых, приобретенное умение читать: у младших школьников возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои множественные «Почему?».

Таким образом, для младшего школьного возраста в целом характерен субъектно-познавателъный тип отношения к природе в целом, от отдельным её элементам в частности.

При этом все большее значение в структуре отношения к природе у младших школьников начинает приобретать практический компонент. Именно в младшем школьном возрасте дети особенно настойчиво просят родителей завести дома какое-нибудь животное.

Любопытно, что таким животным очень часто оказывается «хомяк: 30% мальчиков и 50% девочек в младшем школьном возрасте называют его в качестве любимого животного» [20, с. 11]. Уход за хомяком достаточно прост, он вполне по силам младшему школьнику, а значит можно реализовать желание «сделать это своими руками». А вот попугаи в качестве любимых появляются лишь в младшем подростковом возрасте, поскольку требуют уже более серьезной «технологической подготовленности» от своих владельцев. К среднему подростковому возрасту хомяк вообще исчезает из списка любимых животных: для технологически вооруженного подростка он уже неинтересен. Так что хомяк – это типично «детское» животное. Однако, низкий уровень технологической вооруженности (натуралистических умений и навыков) ограничивает у младших школьников возможности реализации практического компонента отношения.

Кроме того, импульсивность младшего школьника не позволяет ему ежедневно, постоянно заботиться о животном или растении, поэтому реально это становится обязанностью родителей (что становится одной из причин, почему они часто не разрешают детям заводить животных).

Недостаточная технологическая вооруженность младших школьников обусловливает также низкий уровень развития поступочного компонента отношения к природе. Сохраняется ситуация, уже отмеченная у школьников, когда «хорошее» отношение к природе отражается больше «в бездействии», нежели в действиях ребенка: «не будем засорять водоемы», «не будем ломать ветки», «не будем разорять гнезд» и т.п. И.В. Цветкова, на основе проведенного ею исследования экологической культуры младших школьников, констатирует, что «большинство детей показывают владение правилами, нормами экологически верного поведения на природе, но не проявляют активности для защиты, охраны ее, считают достаточным выполнение правил поведения» [цит. по: 15, с. 165].

57 стр., 28488 слов

Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...

... пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах ... пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, ... природы в тексте. Выборочный пересказ ...

Общая тенденция развития субъективного отношения к миру природы в младшем школьном возрасте заключается в накоплении опыта психологического и практического взаимодействия с различными природными объектами.

На базе этого опыта в подростковом возрасте практический и поступочный компоненты станут доминировать в структуре отношения к природе, оттеснив с ведущей позиции познавательный компонент. «Если в первом классе пробуждение у детей чувства сопереживания представителям животного и растительного мира, любви к ним… может представлять собой самоцель, то к завершению данного возрастного периода эти чувства должны приобретать характер мотивов эко логически ориентированной деятельности.

Суть состоит в том, что в младшем школьном возрасте совершается переход от созерцания окружающего мира к преобразующей его деятельности. Этот процесс сопровождается накоплением опыта переживаний по отношению к представителям животного и растительного мира (привязанности, любви, радости общения, огорчения от случаев нанесения вреда и т.д.)» [цит. по: 15, с. 165].

Таким образом, в младшем школьном возрасте может происходить рассогласование двух важнейших факторов, обусловливающих характер отношения к природе: с одной стороны, это потребность ребенка в психологической близости с миром природы, в познании этого мира, в непрагматическом взаимодействии с ним, а с другой стороны – прагматизма, транслируемого взрослыми и психологически отдаляющего мир природы от ребенка. Это рассогласование отрицательно сказывается, в первую очередь, на развитии принципиальности и устойчивости отношения к природе, а также приводит к ряду негативных явлений на более поздних стадиях онтогенеза, в более старшем возрасте.

1.2. Методы, средства и приемы формирования экологической культуры младших школьников

Педагогические условия формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста является целостным процессом перспективного формирования личности, выражающееся в накоплении ею опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения осуществлять экологически целесообразную деятельность на основе системы получаемых в школь ном возрасте представлений и элементарных понятий, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому[2].

Считаем важным заметить, что совокупность педагогических условий должна представлять собой две их подсистемы, к которым мы отнесли содержательные условия (актуализация потребности детей младшего школьного возраста в чувственно-целостном отношении к природе посредством расширения витагенного опыта, педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности у детей младшего школьного возраста, становление экологического мышления детей) и условия процессуально-технические (экологизация предметной среды, использование партисипативных методов осуществления экологического образования младших школьников).

Рассмотрим сущность и эффективность выделенного нами комплекса педагогических условий.

Актуализация потребности детей младшего школьного возраста в чувственно-целостном отношении к природе посредством расширения витагенного опыта. Поскольку актуализация – это воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, идей, мыслей и т.д.), перевод их из потенциального состояния в активное действие то данное условие может способствовать развитию у младших школьников устойчивого интереса к животным, а также самоопределению в системе отношений «человек – природа».

10 стр., 4762 слов

» Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» ...

... роль игры в развитии личности ребенка Предмет исследования – игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста . Глава I. Теоретическая предпосылка ... игрового действия. Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. В игре ребенок ... опасности, по-настоящему гордится своей победой. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств ...

При выборе данного условия мы исходили из положения о том, что потребности управляют деятельностью со стороны субъекта. Генетически формируясь, потребности становятся активной силой, которая для своего удовлетворения может актуализироваться самостоятельно, не требуя постоянного воздействия извне.

Осуществляя активную жизнедеятельность, ребенок сталкивается с необходимостью преодолевать препятствия в форме внешних и внутренних противоречий. Успешность их преодоления зависит от наличия жизненного опыта воспитанника, сформированных на ранних этапах развития определенных убеждений, ценностных ориентаций, моральных норм, которые выступают как форма осознания младшего школьника его взаимодействия с условиями жизни и с окружающими людьми.

У детей младшего школьного возраста круг интересов значительно расширяется, их внимание привлекают многие природные явления, дети начинают осмысливать происходящее, делать собственные выводы и умозаключения. Полученный витагенный опыт влияет на способности и умения школьников создать в будущем компетенции для положительной поведенческой практики и для формирования здоровых взаимоотношений в мире природы. Таким образом, актуализация указанной потребности возможна лишь тогда, когда у младшего школьника есть ее внутренняя мотивация. Необходимо использовать такие формы и методы учебного процесса, которые бы обеспечивали сочетание внешних воздействий, вызывающих адекватную реакцию воспитанников, и внутренних, влияющих на нравственные потребности.

В системе начального экологического образования педагогическое стимулирование познавательной и практической деятельности связано с переживанием, которое побуждает ребенка искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным извне или случайно найденным способом выхода из нее [14].

Взаимодействие обучения, воспитания и развития происходит наиболее продуктивно в реальной практической деятельности. В процессе экологически направленной реальной деятельности формируются практические умения детей по экологии: охрана окружающей среды, бережное к ней отношение в трудовой, общественно полезной деятельности, планирование и выполнение коллективных и индивидуальных видов работ по охране природы [3].

В отношении детей младшего школьного возраста чаще используется понятие «познавательная активность». Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе и выражающаяся в заинтересованном принятии информации, желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале. Различными формами познавательной активности являются ориентировочно-исследовательская активность, понимание, рефлексия и т.п. [11].

14 стр., 6921 слов

Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

... первом этапе экспериментальным методом был определен уровень культуры общения детей в старшей группе детского сада. 2. На втором этапе была организована работа по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста методом игровой деятельности. 3. На ...

Именно поэтому наиболее значительными ситуациями в возникновении актов познавательной активности в процессе становления бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста являются ситуации обучения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения, проектная деятельность и др.

Процессы мышления возникают при взаимодействии человека с окружающей действительностью. И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления проявляются на базе элементарных форм познания – практических действий ребенка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности.

Важная и наиболее сложная проблема умственного развития младшего школьника – это формирование активности, которое имеет разные выражения у ребенка:

  • проявление интереса к животным, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью педагога;

  • формирование самостоятельности мыслительной деятельности.

Использование партисипативных методов осуществления экологического образования младших школьников. Мы в своем исследовании, вслед за Е.Ю. Никитиной, будем рассматривать партисипативные методы становления бережного отношения к животным у детей младшего школьного возраста как способ организации управленческого взаимодействия, побуждающего участников образовательного процесса к деятельности, направленной на достижения более высокого уровня становления бережного отношения к природе [1].

Формирование положительного отношения детей к «плохим» животным. В одной из школ ученикам начальных классов было предложено ответить на вопросы о том, есть ли на свете животные добрые и злые, и если есть, то каких животных они считают добрыми, а каких злыми. Подавляющее большинство опрошенных (около 90%) сказали, что такие животные есть. К добрым были отнесены кошка, заяц, собака, белка, слон и др. Среди злых первое место с большим отрывом занял волк (назвал каждый третий), в эту же категорию попали змея, крокодил, тигр и др. [19].

Почему одних животных дети воспринимают как добрых, хороших, а других – как злых, плохих? В одних случаях причина – биологический опыт на уровне инстинкта. Змея, хищный зверь, крокодил, крупные хищные птицы были испокон века врагами приматов и инстинктивно вызывают реакцию страха у человека. Правда, этой причиной, казалось бы, нельзя объяснить страх, отвращение, гадливость перед такими безобидными животными, как неядовитый уж, паук, жаба, тритон, мокрица. Но у каждого из этих животных есть похожие опасные (ядовитые) родственники. Инстинкт подсказывает, что лучше от них держаться подальше. В других случаях – это опыт социальный. Сложившееся у народа негативное отношение к некоторым животным передаётся детям через сказки, поверья, рассказы, а сейчас и через мультфильмы и др.

Очевидно, что восприятие детьми ряда представителей животного мира экологически негативно и подлежит исправлению. При этом главная проблема заключается в гармоничном сочетании приёмов олицетворения с рациональным познанием окружающего мира. Но, прежде всего, учителю нужно позаботиться о том, чтобы педагогический приём антропоморфизации не способствовал негативному отношению детей к природе, не усугублял уже имеющиеся отрицательные представления. Для этого следует воздерживаться от негативных антропоморфических характеристик животных, внимательно относиться к используемым литературным произведениям, в которых такие характеристики допускаются.

9 стр., 4464 слов

Формирование экологической культуры младших школьников

... экологического образования и строить работу с детьми по экологическому образованию и воспитанию в системе. Целью экологического воспитания II. Описание опыта работы по теме «Формирование экологической культуры младших школьников» ... приходят дети с разным уровнем подготовки. Результаты тестирования, проводимые в 1 классе, показывают, что дети различают и называют лишь небольшое количество животных и ...

Работа педагога по преодолению негативного отношения детей к животным может идти по следующим направлениям:

  • довести до сознания детей мысль о том, что опасность для человека крупных хищников, пресмыкающихся сильно преувеличена, что животных этих по вине человека становится всё меньше и меньше и встреча с ними в природе маловероятна;

  • показать экологические особенности этих животных, их роль в жизни природы, формировать представление о том, что хищники убивают других животных не потому, что они злые, а потому, что они не могут существовать иначе, что злыми могут быть только люди, которые без особой нужды истребляют диких животных;

  • обратить внимание школьников на трогательную заботу зверей о своём потомстве, факты взаимопомощи и другие элементы гуманизма в мире животных;

  • создать игровые ситуации, в которых дети могли бы поставить себя на место животных, выступить в роли их защитников [13].

Преодоление негативного отношения к «некрасивым», «безобразным» животным. Далеко не всё в природе человек воспринимает как прекрасное. Есть природные объекты и явления эстетически нейтральные для человека, и даже эстетически негативные. Среди примеров безобразного первое место у школьников занимают «безобразные» животные. Среди них некоторые пресмыкающиеся, земноводные, такие как: жабы, лягушки, змеи, вараны, крокодилы, а также тараканы, пауки, сороконожки, мокрицы, осьминоги и тому подобные.

Отрицательное (эстетически) отношение к ним выработалось ещё на ранних ступенях развития человека как предохранительная реакция и сохранилось до наших дней, став безусловным рефлексом. Наличие такой же реакции и по отношению к безвредным животным объясняется тем, что они очень похожи на опасных, или тем, что их безопасность не была в своё время выявлена опытом.

Эстетически негативное отношение к животным имеет далеко идущие экологические последствия. С каким отвращением и даже ужасом отбрасывается в сторону тритон, случайно попавшийся на удочку вместо ожидаемого карася. Мальчишка-рыболов не смеет прикоснуться к нему, чтобы освободить животное от крючка, и делает это лишь после того, как земноводное умерщвлено.

Работа педагога в начальной школе по преодолению негативного отношения младших школьников к «некрасивым» животным может включать следующие элементы:

  • обратить внимание школьников на элементы красивого во внешнем виде животных, а они, как правило, есть (при демонстрации, например, жабы можно проанализировать красоту глаз этого животного, имеющих золотистую радужную оболочку и большие чёрные зрачки);

    12 стр., 5504 слов

    Формирование основ экологической культуры школьников во внеклассной работе

    ... экологической культуры школьников во внеклассной работе». Цель курсовой работы — формирование компонентов экологической культуры школьников ... школьника в решении экологических задач, в стремлении обогатить природные богатства; на данном этапе учащийся уже использует накопленные знания и умения на практике. Об успешной сформированности экологической культуры ... о растениях или животных; ребенок проявляет ...

  • раскрыть совершенство форм животного, их гармонию, разъяснить функции тех частей тела, которые эстетически наименее приглядны (например, лягушки всегда мокрые и холодные, поскольку выделяют жидкость, которая за счёт испарения охлаждает поверхность тела, эта же жидкость дезинфицирует – убивает микробы);

  • разъяснить места и роли этих животных в экологических системах, их безопасности и значения для человека;

  • раскрыть истоки негативного отношения к животным.

И, конечно же, эффективность данной работы будет зависеть от обеспечения регулярности непосредственного общения детей с «некрасивыми» животными.

2.1. Выявление уровня экологической культуры учащихся начальных классов

Практическое исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения.

В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 класса. Исследование проводилось в три этапа:

1. Констатирующий этап. Цель: изучить исходный уровень экологической культуры учащихся 3 класса.

2. Формирующий этап. Цель: разработать деятельность экологического содержания, направленную на формирование экологической культуры.

3. Контрольный этап. Цель: выявить динамику экологической культуры учащихся 3 класса после проведения экспериментальной работы.

Для получения эмпирической информации о сформированности экологической культуры у младших школьников, нами были выделены критерии и показатели, а также был проведён подбор комплекса методов и диагностических методик, позволяющих оценить сформированности экологической культуры.

1. Методика «Удивительная прогулка», Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о среде жизни и ее факторах.

Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук «Удивительная прогулка»).

Проведение исследования:

1. Ребенку зачитывают рассказ «Удивительная прогулка».

2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:

  • Чем для тебя этот рассказ необычен?

  • Какие животные из рассказа не могут жить в лесу?

  • Какие условия жизни им необходимы?

  • Где обитают эти животные?

Обработка данных.

5 баллов – очень высокий уровень: Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде. Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.

16 стр., 7642 слов

Формирование музыкальной культуры школьника

... исследование формирования музыкальной культуры детей младшего школьного возраста; рассмотреть диагностику уровня сформированности музыкальной культуры детей; провести анализ полученных результатов по методике развития творческих способностей. Гипотеза исследования данной темы заключается в том, что формирование музыкальной культуры школьников будет ...

4 балла – высокий уровень: Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.

3 балла – средний уровень: Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).

2 балла – низкий уровень. Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.

0-1 балл – очень низкий уровень: Ребенок не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал «не знаю».

2. Методика «Живая — неживая природа», Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.

Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.

Проведение исследования:

Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.

4-5 баллов – высокий уровень: Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

2-3 балла – средний уровень: Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил некоторые объекты живой природы.

0-1 балл – низкий уровень: Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

3. Методика «Знатоки природы»

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.

Проведение исследования:, Ребенку предлагаются следующие задания:

1. Используя серию карточек «Жизнь дерева круглый год», ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2. Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3. Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница).

Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4. Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Обработка данных:

4-5 баллов – высокий уровень: Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

2-3 балла – средний уровень: При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

0-1 балл – низкий уровень: У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.

На основе результатов по трем методикам, были определены оптимальный, допустимый и критический уровни экологической культуры младших школьников. Представим качественную и количественную характеристику уровней экологической культуры у младших школьников (табл. 1).

Таблица 1 – Характеристика уровней сформированности экологической культуры у младших школьников

Имея представления о критериях, показателях, методах, а также количественной и качественной оценке сформированности экологической культуры, мы смогли перейти непосредственно к диагностике. Процедура диагностирования состояла в выявлении актуального состояния экологической культуры у детей посредством тестирования по указанным выше методикам. После проведения тестирования были получены результаты, которые приведены в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты исследования сформированности экологической культуры у младших школьников

В соотношении с качественной и количественной характеристикой уровней сформированности экологической культуры у младших школьников, были получены следующие результаты (рисунок 1):

  • оптимальный уровень экологической культуры – 2 человека;

  • допустимый уровень экологической культуры – 13 человек;

  • критический уровень экологической культуры – 5 человек.

Таблица результаты исследования сформированности экологической культуры у младших школьников 1

Рисунок 1 – Результаты сформированности экологической культуры младших школьников

Следовательно, мы видим, что большая часть детей имеет допустимый уровень сформированности экологической культуры, но негативной тенденций представляется то, что оптимальный уровень сформированности экологической культуры зафиксирован только у 2 школьников, что не является нормой для данной группы.

Таким образом, полученные в ходе диагностики данные, позволили сделать вывод о необходимости дальнейшей работы по формированию экологической культуры у младших школьников, поэтому был разработан материал экологического содержания, направленный на формирование экологической культуры, который представлен далее.

2.2. Формирование экологической культуры у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности

На основе полученных результатов была проведена формирующая работа: обучающиеся выполняли экологические проекты по группам.

1 группа: «Домашние животные»; 2 группа: «Дикие животные»; 3 группа: «Пернатые друзья человека»; 4 группа: «Животные Красной книги»; 5 группа: «Стой! Заповедник!».

Учащиеся выбирали тему исходя из интересов, увлечений и жизненных потребностей. По длительности проекты среднесрочные. Все шаги по реализации проекта контролировались учителем. При работе над проектами обучающиеся проявляли большой интерес к проблеме защиты природы своего родного края, изученные материалы обсуждались с членами рабочих групп и учителем. Итогом работы детей явились 5 проектов на экологическую тему, которые прошли процедуру публичной защиты.

Без защиты исследование не может считаться завершенным. О выполненной работе надо не только рассказывать, ее, как настоящее исследование, надо защитить перед публикой. В ходе выступления младшие школьники учатся излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Рассмотрим более подробно проект группы 4 «Животные Красной книги».

Учащимся был задан вопрос о том, знают ли они, какие виды растений и животных занесены в Красную книгу. Только пять человек смогли назвать по одному виду исчезающих растений и животных. Это пробудило познавательный интерес, и дети захотели узнать подробнее об этой книге, о каких животных в ней говорится. Так родилась идея проекта.

Первым предварительным этапом работы над проектом стало посещение библиотеки для сбора материала о Красной книге Новосибирской области. Цветные фотографии и рассказы об исчезающих видах животных взволновали детей. Также познавательной информацией для детей оказалось то, что Красная книга содержит страницы разных цветов, на которых помещены животные с учетом уровня сохранности их вида.

Итогом предварительного этапа стало отчетливое определение цели проектной работы для детей с опорой на их собственный познавательный интерес.

Целью проекта для детей стало развитие знаний о природе родного края, исчезающих видах животных.

Далее учащиеся приступили к собственно реализации проекта. На мотивирующем этапе проекта была собрана информация об истории Красной книги, о ее формальной и структурной организации.

На организационном этапе дети разделились на группы в соответствии с цветом страниц книги, о животных которых будут готовить доклады и презентации:

Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер (Морская корова, странствующие голуби и другие).

Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных (зубры, красный волк, бобры, леопард, снежный барс, амурский тигр и другие).

Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается (белые медведи, розовый фламинго, розовая чайка, джейран и другие).

Белые страницы – это те животные, которых всегда было немного. Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны. Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания (лось, речной бобр).

Реализуя информационно-поисковый этап проекта, группа собирала материал о животных по выбранным страницам, используя для этого все доступные источники информации: справочники, энциклопедии, Интернет, консультации со специалистами и родителями. Для информационного стенда отдельно собирались подборки стихов и загадок о выбранных животных.

Для представления проекта было необходимо подготовить мультимедийную презентацию и оформить информационный стенд по своим страницам, используя фотографии и текст сообщения.

Выполненный проект пробудил в детях информационно – познавательный интерес к проблеме исчезновения некоторых видов животных, помог детям представить и оценить масштабы экологических бедствий, происходящих в современном мире. А также ощутить часть собственной ответственности за происходящее: какие действия могут быть предприняты для сохранения того мира, который нам оставят родители.

Внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в учебный процесс дает свои положительные результаты. Младшие школьники учатся работать с информацией: отбирать, фильтровать и структурировать ее; обучаются сотрудничать в команде: распределять функции, поддерживать друг друга, координировать и согласовывать действия.

Одним из важнейших условий успешности реализации проектного метода выступает тесное взаимодействие школы с родителями, что в современных социокультурных условиях приобретает особую актуальность, поскольку не только решает вопросы экологического образования и воспитания младших школьников, но и сближает взрослых и детей, развивает их эмоциональную близость, повышает родительскую компетентность и ответственность за воспитание своих детей.

В рамках проектной деятельности младшим школьникам совместно с родителями могут быть предложены следующие темы экологической направленности: «Для чего нужна красная книга», «Круговорот воды в природе», «Чистый мир нашими руками!», «Путешествие семечки», «Растения в моём саду», «Реки моего родного города», «Волшебная вода», «Лес-дерево-бумага», «Наш город — чистый город!», «Я — исследователь», «А у нас во дворе…», «Войди в природу другом», «Мы друзья зимующих птиц», «Путешествие пакета молока».

Результаты проектной деятельности могут быть представлены в презентации конкретного проекта уроке, школьной или городской конференции, методическом объединении учителей начальных классов; на школьной или городской выставке с использованием альбомов, поделок, материалов, сделанных детьми и родителями.

Участие в такого рода проектах, рождающихся из собственного детского познавательного интереса, окрашивает для младших школьников учебный процесс положительными эмоциями, повышает учебную мотивацию – становится понятным, что обучение – это не просто накопление информации, эти знания имеют практическое применение, жизнь целого мира (во многих смыслах) зависит от того, насколько это будет продуктивный процесс. К тому же овладение навыками исследовательской деятельности в начальной школе создает хороший фундамент для продуктивного обучения в основной школе.

2.3. Эффективность формирования экологической культуры у младших школьников

Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап исследования по тем же методикам, которые применялись на констатирующем этапе.

После проведения тестирования были получены результаты, которые приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты повторного исследования сформированности экологической культуры у младших школьников

В соотношении с качественной и количественной характеристикой уровней сформированности экологической культуры у младших школьников, были получены следующие результаты (рис. 2).

После проведения тестирования были получены результаты 1

Рисунок 2 – Распределение уровней сформированности экологической культуры , Как видно из рисунка 2, у младших школьников зафиксированы следующие показатели:

  • оптимальный уровень сформированности экологической культуры – 20 человек;

  • допустимый и критический уровни сформированности экологической культуры на данном этапе не зафиксирован.

Сравнительные результаты исследования приведены на рисунке 3.

Сравнительные результаты исследования приведены на рисунке  1

Рисунок 3 – Сравнительные результаты исследования уровней сформированности экологической культуры

Анализ представленных данных показывает, что после проведения экспериментальной работы посредством урочной и внеурочной деятельности, уровень сформированности экологической культуры у младших школьников значительно повысился.

Исследованием установлено, что экологическое образование младших школьников – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.

Цель экологического воспитания – формирование экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Экологическое воспитание является составной частью школьного образования и включает в себя решение задач формирования экологического мышления и экологической культуры обучающихся. Эти задачи требуют поиска эффективных форм и методов реализации содержания экологического воспитания детей.

При формировании экологической культуры детей младшего школьного возраста необходимо учитывать, что этот возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения. В исследовании принимали участие младшие школьники 3-го класса. Первоначальная диагностика показала, что у младших школьников зафиксированы следующие показатели:

  • оптимальный уровень экологической культуры – 2 человека;

  • допустимый уровень экологической культуры – 13 человек;

  • критический уровень экологической культуры – 5 человек.

Следовательно, мы видим, что большая часть детей имеет допустимый уровень сформированности экологической культуры, но негативной тенденций представляется то, что оптимальный уровень сформированности экологической культуры зафиксирован только у 2 школьников, что не является нормой для данной группы.

На основе полученных результатов была проведена формирующая работа: обучающиеся выполняли экологические проекты по группам: 1 группа: «Домашние животные»; 2 группа: «Дикие животные»; 3 группа: «Пернатые друзья человека»; 4 группа: «Животные Красной книги»; 5 группа: «Стой! Заповедник!».

Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап исследования. У младших школьников зафиксированы следующие показатели:

  • оптимальный уровень сформированности экологической культуры – 20 человек;

  • допустимый и критический уровни сформированности экологической культуры на данном этапе не зафиксирован.

Анализ показал, что после проведения экспериментальной работы посредством урочной и внеурочной деятельности, уровень сформированности экологической культуры у младших школьников значительно повысился.

  1. Абушаева З.Т. Развитие креативности младших школьников в процессе экологического образования // Начальная школа плюс До и После. – 2016. – № 12. – С. 78-81.

  2. Арсентиева С.Н. Системный подход в экологическом воспитании и развитии младших школьников // Воспитание школьников. – 2018. – № 6. – С. 40-44.

  3. Богданова Е.П. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 172.

  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. – М., 1995. – 147 с.

  5. Курносова С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Педагогика. – 2018. – № 2 (55).

    – С. 42-47.

  6. Ларионов О.И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – № 4. – С. 387-390.

  7. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2014. – 320 с.

  8. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания).

    – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 510 с.

  9. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А., Вестернина Ю.В., Федорова О.А. / под ред. Е.Е. Морозовой. – Саратов, 2018. – 36 с.

  10. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Ларионов О.И. Эколого-образовательный проект «Сохраним природу родного края». – Саратов, 2018. – 78 с.

  11. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. Эколого-образовательный проект «Мой зеленый друг». – Саратов, 2016. – 48 с.

  12. Насибуллина О.А. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция с международным участием. Ответственный редактор Н.П. Несговорова. – 2014. – С. 107-108.

  13. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2017. – 101 с.

  14. Подоляк Д.О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру // Начальная школа. – 2014. – № 9. – С. 57-60.

  15. Саушкина И.А. Экологическое воспитание в начальной школе // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 10. – С. 165-167.

  16. Соколова Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. …канд. пед. наук. – Курган, 2008. – 213 с.

  17. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: дис. …д-ра пед. наук. – Карачаевск, 1997. – 316 с.

  18. Тюмасева З.И. Методические рекомендации по экологическому образованию. – Челябинск: Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей. 1989. – 83 с.

  19. Урсул А.Д. Концепция опережающего образования // Вестник высшей школы. – 2016. – №7. – С.28-33.

  20. Юсупхаджиева Т.В. Формирование экологической культуры у старших школьников и младших школьников // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2010. – № 4. – С. 10-13.

  21. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Академия, 2010. – 456 с.