Данные тезисы к лекциям составлены для студентов 2 курса обучающихся на юридическом факультете вуза в целях ознакомления с основными направлениями антикоррупционной политики нашего государства. Лекция составлена на основе целей и задач Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы утвержденной Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым [1].
Предусмотренный Стратегией комплекс антикоррупционных мер должен сопровождаться широким участием общественности. Только тесное партнерство государства и общества позволят успешно противостоять коррупции.
Без поддержки общества антикоррупционные меры, проводимые сверху, дают только частичный эффект. Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность — нормой поведения.
Без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией — дело всего общества.
Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло.
Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции.
Обучающими антикоррупционными курсами следует охватить все учебные заведения, государственные органы и в целом гражданское общество. При всей массовости делать это следует на профессиональной основе, используя специалистов различных отраслей, которые смогут доступно и квалифицированно раскрыть механизмы получения гражданами государственных услуг, защиты своих прав и законных интересов.
Средства массовой информации призваны обеспечить атмосферу общественного неприятия коррупции, способствовать формированию активной гражданской позиции казахстанцев, их деятельному участию в деле противодействия коррупции. Нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности граждан при реализации своих прав и законных интересов.
Необходимо добиваться кардинального искоренения правового нигилизма в обществе. антикоррупционный правовой патриотизм казахстан
Выправить ситуацию призвана масштабная разъяснительная работа среди населения, систематичная и кропотливая деятельность по повышению правовой культуры граждан с учетом их возрастных, профессиональных и иных особенностей.
Проблемы формирования, развития и правовой культуры общества ...
... и прак проблем формирования, и культуры в РФ. Цель работы следующие дать о правовой культуры в теории ; рассмотреть ф и значение культуры, ее соотношение с элементами правовой общества; охарактеризовать правовой культуры общества; освятить правового ма ...
1. Понятие, значение и роль формирования антикоррупционной культуры
При определении причин, условий и последствий коррупции должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры.
Вместе с тем главными условиями эффективного и системного противодействия коррупции признаются подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, независимость и справедливость правосудия, четкие в изложении и несложные в применении законы, меритократия в кадровой политике государства, прозрачность государственных процедур и нетерпимость к коррупции в обществе.
В условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане все более очевидна потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства, учитывающей культуру и этику нашего общества, международные тренды в борьбе с этим социальным злом.
Антикоррупционная задача на сегодняшний день одно из важнейших направлений политического курса страны.
Борьба с коррупцией не вызывает никаких сомнений в актуальности данной проблематики, которой занимаются и решают ее фактически все страны мира, принимая во внимание экономическое и политическое положение и конечно же вкладывают все усилия, методы и средства.
К примеру в нашей стране в действующих организационно-правовых механизмах главной проблемой остается нерешенность вопросов надлежащего правоприменения несмотря на происходящее качественное обновление базовых отраслей национального законодательства.
По-прежнему актуальной является проблема использования всего арсенала средств предотвращения коррупционных проявлений. Действующее законодательство и присущие для казахстанского права институты обладают неиспользованным потенциалом для противодействия коррупции, возможность полноценной реализации которого должна максимально учитываться при рассмотрении вопросов о внедрении зарубежных моделей и опыта в этой области.
Недостает системности и в предупредительно-профилактической работе. В этом контексте приоритетом для уполномоченного органа по противодействию коррупции должны стать не столько уголовное преследование, сколько разработка и принятие превентивных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий коррупционных проявлений.
При этом внимание должно быть сконцентрировано и на деятельности местных органов власти, в силу расширения их полномочий и ответственности за состояние дел в регионах и поскольку именно они своими государственными услугами обеспечивают удовлетворение повседневных нужд и потребностей граждан [1.с.5].
В целом же в деятельности уполномоченного органа должен сохраняться баланс между его правоохранительными и регуляторными функциями.
Конфликт интересов при выполнении государственных функций также является одной из серьезных причин, способствующих коррупционным проявлениям в государственном секторе.
Детальный анализ механизмов реализации государственных функций, в том числе государственных услуг, позволит выявить и устранить причины, способствующие распространению коррупции.
На сегодняшний день в Республике Казахстан, по примеру зарубежных стран, введено материальное поощрение лиц, информирующих о каких либо фактах коррупции.
Данный механизм по нашему мнению очень эффективен. Именно принципиальная позиция граждан и всего общества нашего государства способствует предотвращению немалого количества коррупционных правонарушений. И таких примеров на сегодняшний день не мало.
Молодежь против коррупции
... вестись четкая, продуманная, основательная антикоррупционная деятельность, направленная на выявление и предотвращение случаев проявления коррупции. Информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти, контроль за ... посвященные этой теме, рисовать плакаты, лозунги и стенгазеты, писать сочинения, эссе и статьи, целью которых является повышение уровня правовой культуры и ...
Антикоррупционная этика и культура казахстанского общества должна формироваться в контексте идеологии «М??гілік ел».
Гармоничное сочетание традиционных духовных ценностей и лучших международных стандартов позволит воссоздать каноны правомерного поведения граждан.
Осознание и неприятие коррупции как чуждого национальной культуре явления — основа антикоррупционной культуры нашего общества.
На фоне возрастающего числа разнообразных форм девиантного поведения коррупция все более приобретает черты, угрожающие национальной безопасности государства [2].
На современном этапе деятельность человека, направленная на повышение комфортности его существования, одновременно является источником формирования негативного поведения, стремления с помощью незаконной деятельности приобрести блага.
В этой связи неприятие и предупреждение коррупции перестает быть уделом только специалистов-профессионалов и становится проблемой каждого человека.
Недопонимание значимости проблем предупреждения коррупции ведет к тому, что с каждым годом возрастает социальная несправедливость, растет пренебрежение законностью, ухудшается экологическая ситуация и т.п. Многие из негативных явлений в обществе — следствие коррупции.
Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности вновь устроившихся на роботу, тех же студентов.
В сложившихся условиях актуальна потребность в антикоррупционной реализации разнообразных видов деятельности, понимания личностью целей и последствий своих действий для социума.
Это означает, что одной из важнейшей целей образовательного процесса является формирование у будущих специалистов мышления, основанного на принципе безусловности неприятия коррупции при решении любых профессиональных и личностных задач.
Следовательно, возникает необходимость в формировании особого вида культуры, учитывающего особенности деятельности человека в современных условиях антикоррупционной культуры.
Проведенный нами теоретический анализ показал, что на современный момент отсутствует понятие, как строгое научное определение, «антикоррупционная культура».
По нашему мнению, антикоррупционная культура включает совокупность опыта, знаний, навыков, способности к самоорганизации, связанные с антикоррупционной деятельностью.
Интеграция понятий антикоррупционная культура (неприятие коррупции и культура) позволяет определить смыслы ценностей культуры: правовой, нравственной, социальной и экономической.
Антикоррупционная культура находится на пересечении этих пространств. Формирование антикоррупционной культуры в общем позволяет сформировать целостность мировоззрения личности каждого индивида.
Антикоррупционная культура — это состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации, как в личном окружении, так и в обществе.
Также это социальный процесс, направленный на реализацию таких условий существования и деятельности в социуме, становления и развития таких стереотипов поведения, при которых коррупция становится недопустимым явлением.
С психолого-педагогической точки зрения — это интегральное качество личности, которое определяет готовность и направленность на развитие потребности в приобретении специальных научных правовых знаний, постоянного совершенствования умений, навыков реализации неприятия коррупции, формирования определенных компетенций.
Антикоррупционная культура является составной частью общей культуры и носит регулятивный характер, нацеленный на конкретный результат — обязательное выполнение личностью норм поведения в обществе, что, по сути, является нравственной позицией.
Отсутствие антикоррупционной культуры приводит к снижению культуры социума, снижению уровня индивидуальных ценностей и деформирует процесс профессиональной карьеры.
Конечно, государственные органы власти обращают пристальное внимание к формированию нетерпимости к коррупции в обществе, но в образовательных учреждениях, по нашему мнению, это носит стихийно-разрозненный характер, проявляющийся в проведении одноразовых мероприятий, в различных формах — чтений лекций, встреч с представителями правоохранительных органов, проведения собраний, флешмобов и конкурсов [3].
Для теоретического анализа продуктивно сочетание социально-ориентированного и ценностно-деятельностного подходов.
Такой подход позволяет выявить компоненты содержания образования — когнитивный, который включает научные знания о коррупции и противодействия ей, мотивационный, который проявляется в профессиональной готовности, т.е. мотивации неприятия коррупции, и операциональный, определяющий сформированность компетенции и проявляющийся в поведении.
Одновременно вышеперечисленные компоненты являются критериями сформированности антикоррупционной культуры, которые возможно применять при диагностике уровней антикоррупционной культуры (таблица).
2. Цели и задачи формирования антикоррупционной культуры
Цель и критерии диагностики антикоррупционной культуры у обучающихся в ВУЗе.
Критерии |
Уровни |
|||
Оптимальный |
Допустимый |
Критический |
||
Показатели |
||||
Целеполагательный |
Четкое представление о совокупности целей педагогической подготовки формирования антикоррупционной культуры; цели зафиксированы в образовательных программах и в официальных документах;
|
Отсутствует целостное и системное понимания целей; отдельные цели, функционируют разобщено; профессиональная мотивация к профилактической деятельности, недостаточно сформирована. |
Цели отсутствуют, нет выделения специфики превентивной подготовки в учебном процессе; у студентов сформированы общие представления о методах и приемах предотвращения коррупционных ситуаций. |
|
Операциональный |
Высокий уровень и характер совместной деятельности преподавателей и студентов в процессе решения поставленных антикоррупционных ситуаций; степень реального владения компетенциями и их проявления в педагогическойподготовке студентов; оптимальный уровень сформированности. |
Совместная деятельность преподавателей и студентов находится в ситуативном режиме, т.е. колеблется в ситуациях, требующих решения антикоррупционных профилактических задач. |
Деятельностный аспект субъектов и объектов формален; отсутствует процесс формирования субъектности студентов к превентивной педагогической деятельности. |
|
компетентности у студентов к превентивной деятельности в условиях будущей профессиональной деятельности. |
||||
Когнитивный |
Соответствие содержания к заявленным целям; содержание подготовки включает теорию и практику подготовки; педагогическая подготовка к формированию. |
Содержательный аспект подготовки студентов вузов соотносится с реалиями предстоящей профессиональной деятельности. |
Знания сущности причин коррупции и превентивной педагогики носит пропедевтический уровень. |
|
целенаправленно исследуется в вузе; включает спецкурс «Формирование антикоррупционной культуры у студентов»; реализуются междисциплинарные связи на основе вопросов превентивной деятельности. |
Антикоррупционная культура студентов характеризуется неравномерностями; сопряжение междисциплинарных связей носит неустойчивый характер. |
|||
Мотивационный |
Использование специальных психолого-педагогических и правовых методик; междисциплинарные связи предметов психолого-педагогического направления и спецдисциплин основаны на решении проблем формирования антикоррупционной культуры; овладение практикой превентивной деятельности осуществляется в процессе обучения в вузе; аспект готовности студентов к превентивной деятельности находится на высоком уровне (руководство вуза уделяет специальное внимание).
|
В воспитательном процессе недостаточное внимание уделяется самостоятельной деятельности студентов, наблюдается отсутствие тренингов; решения антикоррупционных ситуативных задач. |
Отсутствует выделение педагогической подготовки к формированию антикоррупционной культуры и профилактической деятельности как особого вида подготовки; отсутствие сформированности устойчивой мотивации к антикоррупционной деятельности. |
|
С помощью данных критериев возможно определить уровень готовности субъектов педагогического процесса к предупреждению коррупционных ситуаций.
В результате педагогической подготовки к предупреждению коррупционных ситуаций лицами молодежного возраста осуществляется становление антикоррупционной культуры у граждан, опираясь на повышение уровня развитости личности и социума [2, с.49-51].
Важно, чтобы сформировалась устойчивая мотивация к неприятию коррупции, которая является важным аспектом профессиональной готовности. В этих целях целесообразно введение специального элективного курса «Формирование антикоррупционной культуры у граждан и всего общества», учитывая, что в широком понимании культура — это определенный уровень развития и состояния социума, формы организации общества и приемов коммуникации.
В содержание курса должны входить вопросы о возникновении коррупции, её проявлениях, об отрицательных последствиях коррупционных правонарушений, состояния социума и создания атмосферы неприятия коррупции.
Одна из функций культуры — это осуществление оптимальной формы жизнедеятельности в обществе.
Поэтому потребность в антикоррупционной реализации профессиональной и социальной деятельности актуализируется.
В соответствии с антикоррупционной стратегии можно рассмотреть специальный комплекс антикоррупционных мер который в свою очередь должен сопровождаться широким участием конечно же общественности.
Практика показывает, что только тесное партнерство государства и общества позволят успешно противостоять коррупции в государстве.
Без поддержки общества антикоррупционные меры, проводимые сверху, дают только частичный эффект и даже можно сказать малозначительный. Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность — нормой поведения.
Без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый казахстанец, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией — дело всего общества.
Конечно же принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло.
Важно с детства воспитывать личность в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции.
Обучающими антикоррупционными курсами следует охватить все учебные заведения, государственные органы и в целом гражданское общество.
При всей массовости делать это следует на профессиональной основе, используя специалистов различных отраслей, которые смогут доступно и квалифицированно раскрыть механизмы получения гражданами государственных услуг, защиты своих прав и законных интересов.
К примеру, в республике средства массовой информации призваны обеспечить атмосферу общественного неприятия коррупции, способствовать формированию активной гражданской позиции казахстанцев, их деятельному участию в деле противодействия коррупции.
К большому сожалению, нередко коррупционные правонарушения являются следствием слабой правовой грамотности граждан при реализации своих прав и законных интересов.
Необходимо добиваться кардинального искоренения правового нигилизма в обществе.
Вместе с тем выправить ситуацию призвана масштабная разъяснительная работа среди населения, систематичная и кропотливая деятельность по повышению правовой культуры граждан с учетом их возрастных, профессиональных и иных особенностей.
В Казахстане, по примеру зарубежных стран, введено материальное поощрение граждан, сообщающих о фактах коррупции. Этот механизм показывает свою действенность.
Благодаря принципиальной позиции наших граждан предотвращено немало коррупционных правонарушений. Необходимо и дальше работать в этом направлении.
И все же нужно еще раз подчеркнуть, что антикоррупционная этика и культура казахстанского общества, казахстанского гражданина должна формироваться в контексте идеологии «М??гілік ел».
Вопросы
1. Роль антикоррупционной культуры в современном обществе Казахстана.
2. Проблемы обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации в государственных организациях.
3. Идеология антикоррупционной культуры как элемент правосознания.
4. Система идей антикоррупционной культуры и их значимость.
5. Операциональный, когнитивный, мотивационный и целепологательный критерии диагностики антикоррупционной культуры.
6. Проблемы борьбы с коррупционными явлениями.
7. Антикоррупционная культура в обществе, ее направления и развитие.
Использованные источники
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/formirovanie-antikorruptsionnoy-kulturyi/
1. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000986.
2. Акажанова А.Т. Становление и развитие возрастной и педагогической психологии в Казахстане: Автореф. дис. анд. психол. наук. — Алма-Ата, 1989. — 23 с.
3. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. — 2-е изд. испр. и доп. — Благовещенск: Изд-во БГБУ, 2001. — 342 с.
4. Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986.
5. Алексеева Ю.С. Формирование антикоррупционной культуры у студентов // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17989 (дата обращения: 25.01.2016).
6. А.Хамдеев. Анализ основных принципов формирования антикоррупционной культуры // Наука и закон: научная статья М. — 2012.