Культура профессиональной речи (2)

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы — это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того чтобы следователь мог получить информацию от участников уголовного процесса, он должен вступить с ними в общение.

В данной работе рассмотрим особенности профессионального общения, составляющие лингвистической, коммуникативной, поведенческой компетентностей, роль делового общения в работе менеджера и руководителя.

Глава 1. Культура профессиональной речи.

1.1.Культура речи как основа профессионального общения.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист — ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает:

  • владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности
  • культуру поведения
  • эмоциональную культуру
  • общую культуру речи
  • культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

10 стр., 4511 слов

«Средства развития культуры речи на х физики»

... прежде всего, отнести коммуникативно-обучающую деятельность, педагогическое общение на уроке физики, дидактическую речь, коммуникативно-обучающее умения. 1. Коммуникативно-обучающая деятельность Профессиональная деятельность учителя физики предполагает выполнение целого ряда функций, наиболее значимой ...

Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.

Таким образом, для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту важно в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества, способности, умения:

  • знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
  • умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
  • владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
  • владение стилем профессиональной речи;
  • умение определять цель и понимать ситуацию общения;
  • умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
  • навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
  • умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
  • высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
  • умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;

знание этикета и четкость выполнения его правил

12 стр., 5805 слов

Экскурсионная речь как профессиональный педагогический жанр учителя-словесника

... условия экскурсионного общения, от которых зависит качество экскурсионной речи учителя; определить ее место в системе речевых профессиональных для учителя жанров; выявить исходные знания студентов-филологов об экскурсионной речи, уровень сформированности умений создавать данный профессионально значимый речевой жанр: определить ...

1.2 Коммуникативная компетентность будущего профессионала

Компетентность специалиста в целом представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально- и личностно-значимых компетенций. В отношении коммуникативной компетентности как важной составляющей профессиональной и общекультурной компетентности личности можно сказать, что к настоящему времени еще не сложилось окончательного ее определения. В теории коммуникативной компетентности в основу эффективного межличностного общения кладется коммуникативная компетентность взаимодействующих партнеров. Коммуникативная компетентность в этом случае определяется как соответствующее практическое использование социального знания и социального навыка в контексте отношений. То есть компетентные отношения могут квалифицироваться как таковые, когда их участники в достаточной мере удовлетворены совместно определенным содержанием, мерой и формой контроля, а также способны и психологически готовы работать над их изменением или конструктивным прерыванием контакта. Так как любые отношения подвержены динамике, проходят периоды стабилизации и кризиса, и от партнеров взаимодействия требуется конструктивная работа по их созданию, что позволяет повышать уровень компетентности отношений.

Таким образом, коммуникативная компетентность может рассматриваться, как способность конструировать и творчески преобразовывать как ситуацию общения, так и собственную внутреннюю и внешнюю активность, направленные на позитивное экспериментирование в интерактивном пространстве.

Однако коммуникативная компетентность собеседников — это не единственный фактор успешного общения, поэтому чрезвычайно важно определить критерии эффективности общения.

В реальной действительности каждая из сторон общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная) не существует изолированно от других, они взаимосвязаны. Эффективное общение включает в себя и эффективный обмен информацией, и адекватное восприятие друг друга, и согласованное взаимодействие в совместной деятельности. Поэтому нецелесообразно преувеличивать роль одной из сторон общения.

В структуру коммуникативной компетентности включаются коммуникативная направленность, коммуникативные способности, коммуникативная информированность, индивидуальный стиль общения.

В соответствии с этим диагностируются следующие качества, необходимые для формирования коммуникативной компетентности:

Знания о законах и закономерностях коммуникации, социальной перцепции и интеракции, а также специфические знания об условиях, механизмах и приемах психологического воздействия и эффективного общения играют большую роль в развитии коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность включает в себя и коммуникативные умения. Термином «умения» обозначается владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Среди коммуникативных умений выделяются: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.

3 стр., 1257 слов

Лингвистическое – показатель коммуникативной компетентности

... жить вместе? Таким образом, лингвистическое сочинение (лс) (пятый–шестой класс) вовлекает ребенка в лингвистический мир, делает ... такое качество, как полетность, умение отдавать звук. Но, возможно, слушателей привлекает и то, что ... лингвистического понятия, безусловно, свидетельствуют о лингвистической компетенции учащихся. В девятом, выпускном, классе 1. Язык жестов – дополнительное средство общения. ...

Группа интерактивных умений включает: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания.

К социально-перцептивным умениям относятся: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные способности можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность. В этом смысле понятие коммуникативной способности близко к понятию пропускной способности. Есть «гении» общения и есть люди, которые едва могут «соответствовать» самым простым коммуникативным задачам и самым привычным социальным ситуациям.

Люди различаются по своей коммуникативной одаренности так же, как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, математической и другим видам одаренности. Однако подавляющее большинство, так или иначе, научаются говорить на родном языке, выполнять элементарные арифметические операции и узнавать знакомые мелодии. Можно предположить, что и современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производительность, даже если он не является врожденным «гением общения».

Способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в следующем: способность устанавливать социальные контакты с другими людьми; способность входить в разные роди, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информацией, способность сохранить в течение взаимного воздействия внутреннюю автономию, умение побуждать партнеров к изменению их поведения. Так, выделяются следующие способности в структуре коммуникативной компетентности:

  • способность к оптимизации межличностных контактов;
  • социальная сензитивность, проявляющаяся в адекватности восприятия, понимания и оценивания другого;
  • влиятельность как система паттернов конструктивного проведения в общении;
  • индивидуальный коммуникативный потенциал.

1.3 Взаимосвязь коммуникативной компетенции с имиджем делового человека

Об имидже и его роли в бизнесе и политике в последнее время говорят у нас все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной. Именно деловой имидж позволяет создать первое впечатление о человеке. Такой имидж в данном случае – его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет бизнесмена и общественная репутация политика.

49 стр., 24356 слов

Формирование культуры делового общения

... способствует повышению уровня культуры делового общения пользователей. Цель работы, Объектом нашей работы, Предмет работы, Гипотезой работы студенты осознанают смысл и ценность культуры делового общения в будущей ... требуют внесения корректив в учебно-воспитательный процесс вузов, готовящих кадры. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является ...