Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека. Мифология пред¬ставляет собой более или менее развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и уст¬ройстве мира, о возникновении социума и человека, проигры¬ваются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало чело¬веческой культуры, первая форма действительно культурной деятельности человека.
Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, санкционировали или зап¬рещали определенные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гаран¬тировали единство социума.
Главным свойством
Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям. Мифологическое созна¬ние совершенно безразлично относится к объективной связи явлений, в мифологической интерпретации любой предмет, явление или человек может в то же время быть и чем-либо дру¬гим. Источником мифологических ассоциаций является вовсе не опыт или строгий интеллект, а человеческая фантазия и пи¬тающее ее образное мышление.
Влияние окружающей среды на человека жизни
Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...
Следующей особенностью мифологического сознания яв¬ляется установление особого типа связей между явлениями, не укладывающегося в модель соотношений причин и следствий. Миф предлагает несколько типов связей. Во-первых, это ме¬таморфоза (превращение).
Во-вторых, это связи по ассоциа¬циям. В-третьих, телеологичностъ. Объяснение связи между явлениями в мифе происходит не от причины, а от цели. В мифе все события и явления стремятся к заранее заданной цели, все, что происходит, происходит в силу предзаданной цели.
Еще одно важное свойство мифологического сознания — символичность. Древний человек оперирует не понятиями и кате¬гориями, а символами и образами.
Важнейшая черта мифологического сознания — коллектив¬ность. Миф творится первобытным коллективом, а не отдель¬ной личностью. Особенностью мифологических коллективных представлений является их эмоциональная насыщенность.
И последним свойством
Философия заимствует у мифологии мировоззренческий характер, однако предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем. Взгляд философии на человека и мир — это взгляд объективности и достоверности, точка зрения разу¬ма. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории. В ранней фи¬лософии причудливым образом переплетаются начала нового теоретического, объективного знания и мифологические представления. Однако философский ответ на мировоззренческие вопросы радикально отличается от мифологического. Для того чтобы подтвердить эту идею, достаточно проследить отличие фило¬софии от мифа по вышеперечисленным свойствам.
Во-первых, философское сознание не слитно. В фило¬софском мышлении противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и соци¬альной группы является четким и однозначным. Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий, стремится их исключить. В-третьих, философия не приемлет объяснения связи явлений посредством превращения или по ассоциации. В некоторых философских системах присутствует телеологический способ объяснения, однако он не является доминирующим. Философия выстраивает причинно-след¬ственные цепочки для объяснения культурных или природных явлений. В-четвертых, философское мышление не символич¬но, это мышление в строгих понятиях и категориях, где образ¬ность допускается, но лишь как дополнительное средство ил¬люстрации, как форма подачи материала, но никогда как основное философское содержание. В-пятых, в противополож¬ность мифологии философия не авторитарна. И в-шес¬тых, в философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи. Философия носит личностный характер как в пла¬не возникновения идей, так и в плане своей направленности: философия создается конкретными личностями и апеллирует к личностям
Культура — это именно то, что отличает человека от животных. В культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура — вся сфера матери¬альной деятельности человека. Духовная культура — сфера сознания, познания, воспитания и просве¬щения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культу¬ры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом чело¬веческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.
Философия как универсальный синтез культуры
... знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, ... предельным основаниям, универсальным формам (или "условиям возможности" культуры). Классическая мысль от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с ...
В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные ком¬поненты духовной культуры называют также формами об¬щественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.
Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходи¬мо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.
Фундамент культуры составляют:
- знания, сформулированные в понятиях и зафиксирован¬ные в языке;
- ценности, удовлетворяющие потребности людей, опре¬деляющие их интересы.
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности
Ядро философии составляют смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии, конечно же, обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и оп¬ределяют мировоззренческую природу философского знания.
Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт из¬вестного. Философия существует на границе возможного и не¬возможного, раздвигая пределы научного и жизненного опы¬та в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других куль¬турных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно по¬этому философию невозможно напрямую соотнести с обыден¬ной, эмпирической реальностью.
Вопрос
№2. Предмет философии. Структура философского знания.
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-
Философия, её предмет и место в культуре человечества
... ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем. Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – несущая потребность наших дней. Термин «философия» в ...
В Средние века философия выступала служанкой богосло¬вия и
Расширительное понимание
XX век предложил большое разнообразие трактовок предме¬та философского исследования. Так, неокантианцы рассматри¬вают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаружи¬вают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих зако¬нах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понима¬ет философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.
Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная де¬таль: философия всегда представляет собой рациональное зна¬ние о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинако¬во и обнаруживается в разных сферах. Философские системы всегда несут на себе отпечаток времени. Поэто¬му набор проблем и характер их интерпретации варьируются от эпохи к эпохе. Тем не менее во всех концепциях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Философские проблемы сфокуси¬рованы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельнос¬ти. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:
Роль философии в жизни человека
... первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философия, как и наука, является ... и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии. Беспредельный объект человеческого знания, включая философское, - весь мир, реальность как ...
- Что я могу знать?
- Что я должен делать?
- На что я смею надеяться? Эти три вопроса объединяются в четвертом:
- Что такое человек?
И. Кант первым из мыслителей эпохи философской класси¬ки осознал антропоцентрический характер философского зна¬ния.
Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:
- онтологической;
- гносеологической;
- аксиологической;
- праксеологической;
- антропологической.
Эти пять групп проблем формируют структуру любого фи¬лософского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существу¬ют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия ис¬кусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и прин¬ципы, формулируемые в «ядре» философского знания — он¬тологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропо¬логии.
В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раз¬дел философского знания, тогда как другие продолжали суще¬ствовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают, прежде всего, гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном познании. В совре¬менной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т.е. онтология и гносеология, от¬ходят на задний план. В современной философии ясно очерчен праксеологический компонент философского знания, став¬ший, например, в американском прагматизме доминирующей сферой философского исследования.
Вопрос №3. Проблема материализма и идеализма в философии
Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц на¬зывал Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же оп¬ределение обоих направлений впервые было дано видным не¬мецким философом Ф. Шлегелем.
Материализм — все объясняет из материи, при¬нимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возник¬новение материи из духа или же подчиняет ему как материализм, так и идеализм неоднородны в своих кон¬кретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зре¬ния исторического развития материализма, можно отметить следующие его основные формы.
Статья: Философия эпохи Возрождения
... автор многих философских и богословских сочинений, которые могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения — стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные ... Каббале. Например, итальянский философ Пико делла Мирандола (1463—1494) специально изучил древнееврейский язык, чтобы познать таинства Каббалы. Само движение гуманизма началось в конце ...