ЗАПРОС!! Эстетическое восприятие ландшафта

Ведущую роль рельефа акцентирует широтно-зональное положение горной страны, в том числе и связанные с этим состав и распространение растительности.

Ярким примером ведущей роли рельефа в создании эстетического образа территории являются специфические ландшафтные комплексы гольцового альпинотипного высокогорья хребтов Ям-Алинь, Тайканский, Баджальский, Буреинский и др. Этот тип рельефа и связанные с ним пейзажи созданы под воздействием горно-долинного оледенения в плейстоцене. С ледниковым периодом в хребтах Приамурья связано развитие поверхностей нивальной планации. С этим явлением связано формирование уникальных для Дальнего Востока ландшафтов в хребте Ям-Алинь. Междуречье рек Муникан, Хейвата и Коврижка представляет собой нивальное террасированное плоскогорье, выделяющееся не только среди районов хребта, но и в горах Дальнего Востока. .[ [10, С.90-93]

Структурные особенности эмоционально значимо позволяют выделить уникальный ландшафт типа Авлая . Морфологически это широкие от истоков, выположенные, уплощенные долины рек, расположенные в приводораздельной части хребта на западном макросклоне. Днища заняты тундрово-степной растительностью. Данный ландшафт уникален не только для Ям-Алиня (верховья рек Селиткан, Коврижка, Селемджа), он выделяет хребет и среди горных систем юга Дальнего Востока в целом. [10, С.90-93]

К югу в горных ландшафтах Дальнего Востока усиливается влияние фитогенной составляющей с подавлением пейзажеобразующей роли рельефа. Благодаря смене широтно-зонального типа растительности, разнообразию видового состава сообществ, растительные формации оказывают «камуфлирующее» влияние на орографию и морфологию местности.

Гипсометрия Восточно-Манчьжурского нагорья и Сихотэ-Алиня, их южное положение ограничивают спектр ландшафтных высотных поясов. Наиболее развитым и значимым для формирования пейзажного облика является горно-лесной пояс, который на большей части территории занимает и водоразделы. Этому способствует и широкое развитие вулканогенно-структурного рельефа. Шкотовское и Борисовское (Шуфанское) плато в ландшафтном отношении адаптированы прилегающим равнинам. [10, С.90-93]

Структура высотной поясности хребтов Приамурья предопределяет их эстетическую значимость за счет разнообразия высотных поясов, контрастности природных объектов и явлений. Пейзажеобразующее значение упрощенной структуры вертикальной зональности хребтов Приморья компенсируется сочетанием внутреннего пейзажного разнообразия и яркой временной динамикой природных комплексов.

9 стр., 4326 слов

Историко-культурная характеристика Дальнего Востока России

... Дать общую характеристику регионов Дальнего Востока; Рассмотреть историю и культуру каждого региона Дальнего Востока. 1. Общая характеристика регионов Дальнего Востока Дальний Восток России представляет собой обширный ... рыбы, леса. Советский период экономического развития Дальнего Востока России мало чем отличался от дореволюционного. Дальний Восток рассматривался преимущественно как военный форпост ...

Основные качества пейзажей Сихотэ-Алиня и Востчно-Манчьжурского нагорья связаны с полидоминантными лесами. Фенологическое разнообразие данных формаций обеспечивает визуально-рекреационную привлекательность ландшафтов. Данное свойство в наибольшей мере присуще хребтам с первичной растительностью, которая определяется как «уссурийская тайга». [10, С.90-93]

Так же как в научном отношении, то есть по причинной связи явлений, ландшафты и в эстетическом отношении по своему действию на чувства человека являются цельными единствами или, лучше сказать, образованиями, которые производят цельное впечатление на чувства человека.

Это и есть то самое, что Банзе, неправильно перенося возбуждаемые ландшафтом чувства на самый ландшафт, обозначает как его душу или его milieu, или то, что Фольц подразумевает под «ароматом ландшафта». Наиболее объективное и наиболее подходящее для эстетики выражение дает Ратцель, когда он говорит о «стиле ландшафта».

Действительно можно различать отдельные стили ландшафта, как и отдельные стили в истории искусств, и подобно тому, как различные стили искусства разно действуют на разных людей, так же и здесь: одному человеку больше нравится один стиль ландшафта, другому — другой. Подобно готике и ренессансу, расходятся между собою северные или альпийские и итальянские ландшафты. Один восхищается горами, другой — морем.

Вероятно, будут сделаны попытки сравнивать и распределять ландшафты по их стилю; но при этом встретятся такие же затруднения, как и при научной концепции ландшафтов, потому что эстетическое действие исходит от различных явлений природы, деление которых подчиняется различным законам.

Так как эстетическая концепция относится по большей части к ограниченному ландшафту и только при более обширном горизонте охватывает большие пространства, то географические причины, определяющие крупные явления земной поверхности, отступают здесь на второй план.

На первый же план выступает строение поверхности — горы, возвышенности и равнины, а также их расчленения и отдельные формы, а с другой стороны, климат и зависящий от него в главных своих чертах растительный покров как природного, так и культурного ландшафта. С некоторым ограничением можно сказать, что климат определяет характер более крупных районов, а строение почвы — частные видоизменения внутри этих районов.

Различаем северный, итальянский, пустынный, тропический и другие ландшафты; но как различны в Италии гляциальные альпийские долины, чисто флювиатильные (fluviatilen) Северные Апеннины, известняковые Абруцкие горы, Везувий, Кампанья! Установить полную классификацию стилей ландшафтов вряд ли возможно. Экваториальная низменность Амазонки, на примере которой недавно было разработано понятие о гармонической картине ландшафта, является прекрасным примером ландшафта, единого также и в эстетическом смысле, и именно ландшафта, стиль которого обусловлен экваториальным климатом. Но как сильно изменяется стиль, когда мы в пределах того же самого климата поднимемся в горы!

2.2 Методические основы оценки эстетичности ландшафтов

Идея об эстетической ценности природы имеет глубокие исторические корни. Начиная с античных философских учений, до современных представлений она претерпела значительные изменения. Однако, так или иначе, все философские концепции провозглашали презумпцию ценности, не измененной в результате человеческой деятельности природы. Не менее длительную историю имеют попытки оценки эстетических качеств природы. Первые мысли о возможности математического анализа красоты природы появляются в трудах Пифагора. Позднее подобные опыты осуществлял Николай Кузанский [11, С.168-196].

16 стр., 7601 слов

Романтизм в литературе. Природа и человек в романтической лирике ...

... каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и ...

В настоящее время не стоит задача дать абсолютную оценку эстетических качеств ландшафта. Оценка имеет, как правило, прикладную направленность (главным образом для целей рекреации), и основана на сравнении природных территорий по степени привлекательности. Тем не менее, вопрос о реальности и необходимости оценки, остается открытым и сейчас.

Красота природы объективна и не зависима от чьих либо вкусов, следовательно, способна вызывать одинаковые ощущения у различных субъектов. Поэтому попытки унифицировать системы и критерии оценки представляются вполне корректными. При этом эстетичность рассматривается как степень эмоциональной привлекательности той или иной территории. В современное время, в соответствии со способами решения проблемы, методики оценки развиваются по трем направлениям.

Классическими можно считать методики оценки, в основу которых положено качественное описания эстетических свойств ландшафт].

Эти системы оценки основаны на утверждении того, что невозможно определить эстетические характеристики природных комплексов с помощью количественных показателей. Но подобный подход не имеет практической реализации, поскольку не корректно анализировать свойства природных комплексов и сравнивать привлекательность территорий на основе эмоциональных эпитетов.

Не смотря на однозначно субъективный подход, позитивная оценка качества пейзажей имеет широкое утилитарное применение в современной индустрии рекламы для подсознательного привлечения потребителей. Причем, рекламируемые товары или услуги не обязательно напрямую связаны с демонстрируемыми видами природы, чаще используются положительно-эмоциональные ассоциации, отражающие свойства пейзажей.

Социологический опрос считается наиболее объективным и надежным методом оценки. Однако из-за некомпетентности респондентов опрос, как правило, сводится к выявлению предпочтений различных категорий рекреантов относительно способов или мест отдыха [Бобров, 1989]. Объективность этого метода при выявлении показателей привлекательности ландшафта спорна, поскольку составлением опросников занимаются специалисты.

Разработка и совершенствование методов экспертных оценок в настоящее время является наиболее актуальным направлением. Предпринимаются попытки найти совокупность объективных критериев оценки. При достижении этой цели можно было бы с большей определенностью, чем на основе индивидуального вкуса, квалифицировать пейзаж как более или менее привлекательный.

Большинство этих методик предполагает количественную оценку эстетических качеств ландшафтов. Здесь особенно широкое распространение получил метод балльной оценки частных рекреационных свойств ландшафта и особенностей их сочетания. Применение математических методов призвано свести к минимуму, насколько это возможно, элемент субъективности в оценке.

Все множество подобных методик отражает два подхода к решению проблемы:

21 стр., 10034 слов

Сохранение природных богатств России

... разнообразия наиболее опасно уничтожение нескольких типов природных комплексов: это открытые верховые болота, массивы старых лесов, пойменные луга. Сохранение таких биотопов - мест обитания редких ... - небольших участков, сохранивших свой первозданный облик среди густо заселенных и преобразованных ландшафтов Западной Европы. В качестве «памятников природы» могли фигурировать не только ...

методики, предполагающие оценку одного из компонентов природного комплекса, как основного выражения физиономичности ландшафта (в большинстве случаев это растительность).

При этом оценка по существу сводится лишь к определению бонитета леса

комплексные системы оценки эстетичности природно-территориального комплекса. Эти методики предполагают покомпонентный анализ эстетических свойств пейзажа (ландшафта) по нескольким параметрам и особенностям сочетания компонентов.

Некоторые методики предусматривают синтез методов социологического опроса и экспертных оценок. Наиболее оригинальный и вместе с тем трудоемкий способ оценки предлагают китайские исследователи. Здесь оценка территории предполагает сочетание методов качественного описания, социологического опроса и экспертной количественной оценки.

Каждая из вышеупомянутых методик представляет несомненную ценность в плане творческой дискуссии. Однако ни одна из них не соответствует требованиям современных концепций природопользования. Трудности разработки унифицированной методической базы обусловлены чрезвычайным разнообразием природных ландшафтов, многообразием конкретных целей оценки, разностью экспертных определений, учет мнения некомпетентных респондентов, и пр.

Требования практики на современном этапе заставляют уйти от конкретизации и детализации целей эстетической оценки. Необходимо оценить эстетичность природных комплексов в целом, и уже на основе результатов обсуждать виды природопользования той либо иной территории. Пейзаж можно рассматривать как физиономическое выражение ландшафта (природно-территориального комплекса), именно эта категория является объектом исследования при природно-эстетическом анализе. В данном случае пейзаж отражает не только структурную целостность, но и художественно-образную завершенность природного комплекса, насыщает его дополнительной смысловой и информационной нагрузкой.

Основные свойства пейзажа зависят от сочетания ограниченного набора компонентов ландшафта (рельефа, растительности и водных объектов), но в данном случае идет речь не о компонентах геосистемы в общих формах, а об их конкретных свойствах, обуславливающих степень эстетичности. Проявление этих сочетаний определяется закономерностями ландшафтной оболочки в целом.

Для дифференциации этих проявлений можно использовать оправданные ландшафтоведческие подходы – типологический или территориальный. Однако на наш взгляд, учитывая специфику объекта и предмета исследования, наиболее рационально все пейзажное разнообразие рассматривать в рамках основных морфогенетических типов: пейзажи равнин, горные пейзажи и пейзажи побережий. Именно в пределах этих групп возможны адекватная оценка эстетичности пейзажей и их сравнение. Сравнение эстетических характеристик возможно лишь для ландшафтов одного ранга.

Группировка пейзажей в соответствии с выделенными морфогенетическими группами ландшафтов подтверждает несостоятельность попыток разработки единой унифицированной методики оценки их эстетичности. Но оправдывает создание частных методик для пейзажей каждой выделенной группы. Причем, набор формальных признаков, критерии и количественные показатели оценки в пределах групп могут оставаться одинаковыми для подтверждения единства методического подхода.

20 стр., 9937 слов

Биологическое разнообразие и методы его оценки

... методы и оценки биоразнообразия. Объектом исследования явилось биологическое разнообразие как разнообразие природных экосистем на земном шаре. Предметом изучения стало современное состояние биологического разнообразия. Глава 1. Биологическое разнообразие 1 Понятие биоразнообразия Словосочетание «биологическое разнообразие», как отмечают Н.В. Лебедева и Д.А. ...

Таким образом, достигается оценка эстетичности конкретного ландшафта (пейзажа) в количественном выражении, но при сравнении с другими одноранговыми единицами оценка приобретает качественные характеристики.

Системный подход к оценке эстетичности природных комплексов предполагает единство принципов разработки методик. Основными принципами могут являться:

  • все природные комплексы эстетичны, что может быть оценено;
  • рассматриваются универсальные показатели, присущие всем ландшафтам данной группы;
  • характеристики эстетичности ландшафта рассматриваются не только при его обзоре «извне», но и подтверждаются наблюдениями внутренних структурных особенностей;
  • оправдано применение частных и интеграционной балльных шкал, преимущества которых, по сравнению с качественной оценкой, определены Д.Л.

Армандом; [1,С. 59-86]

значимость отдельных компонентов в значительной мере определена их взаимосвязью, поэтому на практике каждый показатель оценивается индивидуально, после чего производится суммарная оценка на основе обобщения всех частных показателей;

  • сумма баллов, полученная при оценке, не является конечной целью оценки, а мерой качества.

Разработка и применение методик оценки эстетичности может столкнуться с рядом трудностей. Прежде всего, это относится к использованию балльных шкал. Как показала практика, балльный подход приемлем для оценки низкоранговых природных комплексов и небольших территорий [8, С. 59-96]. Точность и корректность результатов подобной оценки обратно пропорциональна размерам территории, занимаемой ландшафтом.

Результатом оценки эстетических характеристик ландшафтов какой-либо территории должна стать систематическая карта. Кроме иллюстративной функции, ценность такой карты состоит в том, что она позволит передать обобщенные выводы, не прибегая к сложному и трудоемкому сопоставлению и совместному анализу карт с результатом оценки отдельных элементов [17, С 106-124]. Картографическое представление результатов оценки эстетичности ландшафтов представляет основу для выявления оптимального сочетания предпочтительных видов природопользования на рассматриваемой территории.

Актуальность оценки эстетических качеств ландшафтов подтверждается необходимостью разработки материально обоснованной системы природопользования. Все свойства природных комплексов, а также их компонентов, в современных экономических условиях должны приобрести свою ценность в материальном выражении. Это относится и к художественно-образным характеристикам ландшафтов. Разработка данного направления должна основываться на балльной оценке эстетичности, где баллы оценки играют роль условных единиц денежного выражения ценности. Это необходимо для определения стоимости земли и для установления ставки налога на землю.

При рассмотрении вопросов о сущности и задачах географии мы говорили также и об эстетической географии, которая стремится определить эстетическую ценность различных ландшафтов и местностей.

Заключение

Для того чтобы быть красивым, ландшафт не должен быть однотонным, а напротив разнообразным и сложным, и это не будет противоречить требованиям созвучия явлений и законченности ландшафта. Как ни широк кругозор на большой равнине, напоминающей море, он утомляет, если приходится несколько часов подряд идти или ехать по равнине с однообразным растительным покровом.

5 стр., 2396 слов

Об оценке эстетики и социальной сущности символизма

... обоснование подобной концепции дал В. Асмус в статье «Философия и эстетика русского символизма». Он писал: «Эстетика символизма в действительности свелась к идеалистической теории «автономного» творчества, узаконяющей ... доказать, что искусство не имеет ничего общего с познанием действительности и что метод художественного мышления — внерассудочная интуиция». В 1905 году Брюсов «требовал, чтобы ...

Долгий переход по сплошному лесу также действует угнетающе, несмотря на разнообразие растительности, и даже вид на беспросветно покрытые лесом склоны гор вряд ли может быть красив при отсутствии противоположности. Длинные прямые линии в ландшафте неприятны для глаз. Но ландшафт не должен также обладать слишком резкими противоположностями форм и слишком большой пестротой красок, которые ослепляют глаз и действуют как диссонансы.

Разнообразие ландшафта особенно усиливается, когда оно соединяется с движением, при котором формы и краски беспрерывно изменяются; на этом основана красота игры волн текущей или падающей вниз воды, движение облаков, колеблющейся листвы или качающейся травы. Однако слишком сильное движение может и мешать эстетическому наслаждению.

Эстетическое значение имеют все явления ландшафта: форма поверхности, воды, небо, растительный покров, животный мир, поселения и произведения человеческого труда.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospriyatie-landshaftov/

Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. — М., 1975. – 204с.

Бобров Р.В. Лесная эстетика.- М.: Агропромиздат, 1989. – 191 с.

Галанин А.В. Флора и ландшафтно-экологическая структура растительного покрова. Владивосток: Дальнаука, 2005. 272с.

Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И. Ландшафтоведение, М.: КОЛОСС. 2008, 216стр.

Гродзинский М.Д. Основы ландшафтной экологогии. — Киев: Лебедь, 1993. – С.69-72, 167-179.

Жидков М.П. Лихачева Э.А. Альпы и Кавказ – эстетика рельефа. Геоморфология № 3, 2002. С. 62-73.

Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. -М.: Высшая школа, 1991. — С.110-125, 156-163, 231-232.

Исаченко А.Г. Методы прикладных ландшафтных исследований.- Л.: Наука, 1980.- 222 с

Казаков, Л.К. Ландшафтоведение, М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. – 100 стр.

Калашникова О.В. Пейзажеобразующее значение элементов ландшафтной структуры (Проблемы геологии и географии Сибири. Материалы научной конференции. Вестник ТГУ №3, 2003. – С. 90-93)

Кузанский Н. О неином. Т. 2.- М.: Мысль, 1980.- 471 с.

Мильков Ф.Н. Ландшафтная сфера Земли. — М., 1970. – 147с.

Мильков Ф.Н. Рукотворные ландшафты. М.: Мысль , 1978г 86 стр.

Николаев В.А. Классификация и мелкомасштабное картографирование ландшафтов. — М.: МГУ, 1978. — 63 с.

Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 176 с.

Солнцев Г.К., Король Л.Г., Маргамов А.С. Методико-статистический подход к оценке привлекательности лесных рекреационных ландшафтов // Лесн. хоз-во, 1992.- №5. – С. 25-27.

Филиппович Л.С. Картографическое моделирование территориальных рекреационных систем.- М.: Наука, 1983.- 140 с

Эрингис К.И. Будрюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей // Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 1975. С. 107-159

14 стр., 6911 слов

Эстетика русской культуры

... развития эстетических учений», имеющем специальные главы, посвященные русской эстетике. Зарождение русской эстетической мысли исследователи датируют XI веком. Древнерусская эстетическая мысль ... этапе развития древнерусской культуры (ХХУ-ХУИ вв.) в эстетическом ... четкое суждение об эстетике как особой науке начинает формироваться ... чувства природы, эстетическое прославление солнца, воды, земли. Материалы ...

www.dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/120514

2