Функция портрета в новелле Э. По «Овальный портрет» и в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Романтизм как метод и направление, сложившийся на рубеже 18 — 19 веков, — явление сложное и противоречивое. Понятие «романтизм» принадлежит к числу наиболее расплывчатых общих понятий, бытующих в историко-литературной науке. Споры о романтизме, о его сущности и месте в литературе ведутся уже более полутора столетий.

Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы, и действительно, романтизм в каждой стране приобретал ярко выраженные национальные черты.

В истории литературы США романтизм сыграл особую роль: он открыл новейший этап ее развития, когда она получила международное признание и заняла свое место среди ведущих литератур мира.

Еще на заре национальной истории, в эпоху войны за независимость в конце 18 века начало формироваться эстетическое самосознание американского народа. Политическое и государственное объединение страны явилось началом становления национальной культуры, литературы, искусства.

Особенность возникновения и становления эстетической мысли в США заключаются в том, что первоначально она сосредотачивалась на проблемах национальной литературы. Вплоть до Гражданской войны эти вопросы были ведущими, определяющими в развитии американской эстетики.

В отличие от европейских стран, где эстетика имела многовековую историю, в США формирование национальной эстетической школы началось только в эпоху романтизма. Для своего времени романтизм — наиболее действенный метод художественного освоения действительности; без него процесс эстетического развития был бы неполным.

С первых шагов романтического искусства в центре его находилась личность, разбуженная историческим процессом. Это личность, жаждущая понять законы целого — природы, общества, исторического процесса — и включиться в него. Общественное развитие, однако, усугубляло противоречия между личностью и обществом.

Безоговорочное отрицание действительности и стремление уйти в сферу утопических идеалов, воплощающих мечту о совершенстве человека и мира — общая черта всякого романтизма.

Как пишет Ванслов В.В., противоречие между идеалом и действительностью, между духовной свободой, неотделимой от существа человека, и фактической подавленностью человека в реальности порождает в романтическом искусстве специфическую проблему Двоемирия. Мир кажется романтикам в самом себе двойственным, действительность раздваивается, раскалывается на различные плоскости.

16 стр., 7601 слов

Романтизм в литературе. Природа и человек в романтической лирике ...

... и насилия над личностью людей. Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова ... в вечности, как природа. Романтизм представляет собой идейное направление в искусстве и литературе, появившееся в 90-х годах 18 века в Европе и получившее широкое распространение в других странах мира ...

В личности человека двоемирие выражается, прежде всего, в разладе чувственного и духовного. Чувственное (практическое) соприкосновение с грубой действительностью лишено одухотворенности, оно убивает всякие возвышенные духовные стремления. Погружение же человека в духовную жизнь предполагает отрешенность от чувственного (повседневно — житейского).

Гармония того и другого недостижима, и это является одним из главных источников зла[3;79,83].

Как далее утверждает Ванслов В.В., двоемирие отражается в раздвоенности души, в разорванности сознания романтического героя, пагубных для его личности. Если человек не приемлет действительность, а идеалы его с ней неосуществимы, он неизбежно раздвоен. Отсутствие гармонии с миром ведет к отсутствию гармонии с самим собой. В человеке словно сосуществуют и непрерывно соперничают две души: прозаическая, привязывающая его к земле, и поэтическая, уносящая в небесные выси[3:84].

Наиболее острой формой художественного выражения романтического двоемирия через субъект были образы двойников. По мнению Ванслова В.В., раздвоенность сознания в переносном смысле художественно заостряется в этих образах до раздвоенности его в буквальном смысле. Оно становится болезненным симптомом. Ненормальная с точки зрения гуманистического идеала действительность раскрывается через в буквальном смысле ненормальное сознание героя. Раздвоенный герой кажется самому себе одновременно и самим собой и чем — то другим, чуждым и противостоящим себе. Он видит себя как бы со стороны, отторгнутым от собственного существа. Он кажется сошедшим с ума, а на самом деле лишь выражает свойства раздвоенной и обесчеловеченной реальности. Шизофренический симптом приобретает эстетическое значение, характеризуя ненормальную, т.е. враждебную человеку сущность мира[3;86].

«Двойничество» оказывается своеобразно — парадоксальным выражением критического начала, неприятия буржуазного мира во имя мечты о цельности и гармонии человеческого существа. Двоемирие во всех своих многообразных разновидностях было художественным выражением неприятия «обездуховленной» действительности, неудовлетворенности реальностью, несовпадающей с идеалом, решением проблемы «отчуждения».

Особенность американского романтизма проявилась в длительности его существования; он оказался гораздо более долговечен, чем западноевропейский, и продолжал интенсивно развиваться, когда в литературе европейских стран ведущим направлением стал критический реализм. Романтическое начало сохранило свою значимость, играло важную роль и в последующие периоды истории как американской, так и западноевропейских литератур.

К примеру, в Англии последней трети 19 века мировоззренческие и эстетические проблемы художественного сознания раскрываются в различных формах романтического протеста против буржуазного общества и викторианских жизненных ценностей. Весьма характерной была судьба английского эстетизма, провозгласившего приоритет эстетических критериев в трактовке действительности, в создании произведений и в утверждении идеалов красоты.

Эстетизм — одно из самых интересных и неоднозначных явлений в истории английской литературы и искусства 2-ой половины 19 века. По словам В.Г.Плеханова, он был порожден глубокими противоречиями между творческой деятельностью и повседневной практикой капиталистического общества. Сторонники эстетизма достаточно глубоко переживают традиционные для романтического сознания представления о коренном противоречии между идеалом и действительностью вплоть до вывода о полной безнадежности и бесперспективности утверждения этого идеала в буржуазной повседневности [цит. по 16;127].

8 стр., 3912 слов

Каким мне представляется толстой как человек. «Каким вы представляете ...

... Толстой считает, что личность как эмпирическое «я» обедняет человека, сужает его кругозор до личного блага. И именно сознание личности выводит человека ... пытаться пересилить свои желания. Сам же он запрещал себе элементарные вещи: долго сидеть за чтением книг, много ... обычных индийцев. Каким был Толстой Лев Николаевич Как отмечали его современники, писатель был сложным человеком. Очень трудно ...

В течение всего развития английского эстетизма не теряла своей актуальности тема выявления духовной, художнической сути человека в сфере искусства. Это была традиционная для романтического сознания проблема субъективного начала в творчестве. Развивая традиции романтизма, эстетизм стремился вдохнуть новую жизнь в культ субъективности, отстаивать неповторимость личности, то, чем внутренний мир открыт прекрасному. С новой силой зазвучали традиционные темы двойничества, раздвоенности человека, столкновения его подлинной и неподлинной сути, повысился интерес к изображению отчужденных сил, заключенных в законах, нормах нравственности и правилах поведения. Образы двойников были в свое время «наиболее острой формой художественного выражения романтического двоемирия» [3;86]. Мотив двойничества явился определенным художественным результатом раздумий о гармонии, о целостности человеческой личности, в значительной мере переместившейся из мира реального в сферу идеального, а то и утопического. Эти вопросы занимали многих английских эстетов и художников конца 19 века.

По словам Федорова А.А., философской основой английского эстетизма следует признать учение Платона о прекрасном. По Платону, именно прекрасное снимает противоположность земного и идеального в процессе внутреннего становления человека. Однако особенно английских сторонников эстетизма привлекла платоновская теория эротического восхождения к идеальному через единство красоты и чувства, возвышаемого ею. В красоте, трактуемой в платоновском духе, они хотели видеть реальную силу, возвышающую и преобразующую духовный мир человека вплоть до признания прекрасного идеала действительностью [16;130].

А.Г.Образцова считая, что 80-90 гг. 19 века «отмечены бурным ростом эстетизма», подчеркивает, что в своем развитии эстетическая критика капитализма включала в себя тенденции законченного культа красоты. Свидетельством этого является творчество Оскара Уайльда, в произведениях которого культ красоты осуществлялся как эстетическая организация окружающей среды [цит. по 15;6].

Тема данной курсовой работы «Функция портрета в новелле Э.По «Овальный портрет» и в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея».

При выполнении работы была поставлена цель: исследовать какую функцию выполняют портреты в вышеуказанных произведениях.

Новелла Э.По повествует о портрете молодой девушки «…в первом расцвете пробудившейся женственности». В романе О.Уайльда речь идет о портрете главного героя, молодого человека по имени Дориан Грей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • проследить связь между двумя различными эпохами, а именно между романтизмом и «рубежом 19-20 веков». Определить особенности романтического мировосприятия, а также выделить то, что «рубеж веков» перенял у романтизма;
  • определить эстетические взгляды и принципы Э.По и О.Уайльда;

исследовать соотношение жизни и искусства в творчестве

3 стр., 1396 слов

По изобразительному искусству «Русский портрет 18 века»

... наибольшей наглядностью проявилось в портрете, с которым связаны первые достижения нового русского изобразительного искусства Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (искажение слова «персона»), условное ... и званиями. Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности. Вся жизнь этого времени проникнута ...

установить особенности авторских приемов изображения каждого из портретов. Проследить сходства и различия в функциях вышеуказанных портретов.

1. Эстетические принципы Э.По и их воплощение в новелле «Овальный портрет»

Говоря о романтизме в американской литературе 19 века нельзя обойти вниманием одного из талантливейших представителей этого направления — поэта, прозаика, критика и журналиста — Эдгара Аллана По. Классик национальной литературы, человек ослепительного таланта и горестной судьбы, ведь при жизни Э.По находился в полной литературной и общественной изоляции. И именно с эстетической оценки действительности и определения роли искусства в жизни и начались его разногласия с буржуазной Америкой.

По словам В.Г.Прозорова, Э.По едва ли не первым у себя на родине попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов. Во многих ключевых положениях литературная теория Э.По опирается на эстетические взгляды английского поэта С.Т.Колриджа. Но многие эстетические идеи глубоко оригинальны и плодотворны [10;502].

Подобно всем романтикам, Э.По исходит из противопоставления отталкивающей и грубой реальности и романтического идеала красоты. Метко определив, что происхождение искусства кроется в жажде более безумной красоты, чем та, которую может дать земля, он стремился утолить эту жажду созданием неземных образов. Задача искусства состоит в том, чтобы создавать прекрасное, даря людям высшее наслаждение.

Э.По первостепенное значение придает воображению. Он разделяет мыслительные способности человека на три части, отводя Сердцу область страстей в повседневном, Интеллекту поиски истины. Помещая Воображение между ними, именно ему он отводит творческую, созидательную функцию ума, ибо только оно обладает соответствующим языком для поэтического выражения — языком искусства. «Если… Совесть учит нас обязанностям, а Рассудок необходимости, то Вкус довольствуется тем, что дает очарование и ведет войну против Порока и присущих пороку уродливости, несоразмерности, враждебности всему сообразному, гармоническому, одним словом — Красоте» («Поэтический принцип») [цит. по 4;21].

Фантазия и воображение как основа художественного творчества стали краеугольным камнем эстетики Э.По. Основным принципом искусства, как он пытался показать в статье «Философия творчества», является органическое единство произведения, в котором слиты воедино мысль и ее выражение, содержание и форма.

Теория единства впечатления, многократно излагавшаяся Э.По в его теоретических статьях, является, по существу, отрицанием самоцельности художественного произведения, отрицанием попытки найти смысл его только в нем самом.

«Если уже первая фраза не содействует достижению единого эффекта, значит, писатель с самого начала потерпел неудачу. Во всем произведении не должно быть ни одного слова, которое прямо или косвенно не вело бы к единой задуманной цели. Вот так, тщательно и искусно, создается, наконец, картина, доставляющая тому, кто созерцает ее с таким умением, чувство наиболее полного удовлетворения» [цит. по 8;13].

16 стр., 7530 слов

Проблематика творчества Оскара Уайльда

... ёскин считал, что искусство и Красота неотделимы от нравственности, Оскар Уайльд отходит от своего учителя и в сборнике «Замыслы», а далее и в предисловии к роману «Портрет Дориана Грея» говорит ... значимость работы состоит в возможности использования ее на уроках литературы при изучении творчества Оскара Уайльда, при изучении зарубежной литературы в высших учебных заведениях, а также при написании ...

Также, по словам В.Г.Прозорова, «заметную роль в эстетике Э.По играет принцип оригинальности. Писатель убежден, что без элемента необычности, неожиданности, новизны невозможно достичь идеала красоты» [10;502].

Романтическая поэтика рассказов Э.По проявляется в атмосфере таинственности, гиперболизации чувств и страстей, в настроениях пессимизма и разочарования и в своеобразии меланхолически — мрачных пейзажей. Над героями тяготеет рок, им свойственна утонченность чувств, болезненность страстей, повышенная впечатлительность и ранимость. Восприятие бытия отмечено печатью тревоги. Во многих рассказах звучит мотив обреченности, тема гибели [7;17].

Как представитель романтической эстетики Э.По выражал проблему отношения искусства к действительности опосредованно, на языке романтической образности и символики.

Небольшая новелла «Овальный портрет» («The Oval Portrait», 1842), которая редко останавливает внимание исследователей, проливает дополнительный свет на эстетику американского романтика, на его понимание соотношения действительности и искусства.

Романтической загадкой, овеянной легендами и преданиями, является портрет прекрасной молодой девушки «… в первом расцвете пробудившейся женственности»[9;362], обладающий, неотразимой силой воздействия: «… очарование картины заключалось в совершенной жизненности выражения…»[9;363].

Откуда это таинственное очарование? Может быть, обаяние оригинала — живой девушки, погибшей трагической смертью, навеки передалось портрету? Как точно Э.По установил художественную, полную волнующих намеков связь между человеческой душой и неодушевленным предметом.

Примечательны обстоятельства смерти этой молодой девушки: «…она таяла на глазах у всех…», «…теряла силы и чахла со дня на день», «… краски, которые он набрасывал на полотно, сбегали с лица той, которая сидела подле него»[9;364]. А, по словам К.Бальмонта, женщины Э.По должны умирать преждевременно, и, как верно говорит Бодлер, их лица окружены тем золотым сиянием, которое неотлучно соединено с лицами святых [1;2].

Ее смерть — это жертва. Но жертва принесенная не ради искусства: «Она…ненавидевшая только свою соперницу — искусство…»[9;363], а ради любви. Ибо она любила художника, любовь к нему была смыслом ее недолгой жизни — он же был влюблен лишь в искусство: «Он — страстный, прилежный, суровый и уже нашедший невесту в своем искусстве…» [9;363] и он был готов пожертвовать всем ради него, даже любовью своей молодой жены.

И все же, почему портрет отличается таким «жизненным» очарованием?

Может это результат затраты огромной творческой энергии художника, а может это потому что художник остался верен натуре, а может все дело в силе любви или все-таки это сама жизнь подражает искусству?

Мы более склоняемся к последнему, так как, по мнению Э.По, искусство противостоит низкой действительности. Они не соединимы. В этом заключается антагонизм мечты автора и реальности. Это является характерной чертой романтического миропонимания. А, по словам Ванслова В.В., «романтическое искусство характеризуется резким разрывом идеала и действительности. Идеал же приобретает характер, противопоставляющий жизни неосуществимые мечты» [3;47].

13 стр., 6435 слов

Эстетическая теория Оскара Уайльда и ее воплощение в романе «Портрет ...

... сформулировать основные положения эстетической теории Оскара Уайльда и найти ее отражение в блестящих осколках его парадоксов, которыми так богат роман «Портрет Дориана Грея». Может, в конце мы придем к ... Wilde. London, 1962 p.51] «Хотите знать, в чем заключается величайшая драма моей жизни? – спросил Оскар Уайльд в роковом для него 1895 году. – Она в том, что свой ...

Эту тему, лишь намеком выраженную в «Овальном портрете» Эдгара По, Оскар Уайльд спустя почти 50 лет разовьет в своем романе «Портрет Дориана Грея» уже в соответствии со своей эстетикой и со своим идеалистическим тезисом: «искусство превыше жизни».

2. Воплощение «культа красоты» в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Творчество Оскара Уайльда занимает видное место в истории английского эстетизма. Он оказался свидетелем и участником сложных и противоречивых процессов, происходивших в эстетическом сознании последних десятилетий 19 века. Сознательная жизнь Уайльда начиналась при ярком свете, который излучали Д.Рескин и У.Пейтер. Знакомство с их трудами имело большое значение для формирования теоретических взглядов молодого ирландца. Однако существо взглядов О.Уайльда связано со многими явлениями не только английской, но и западной литературы вообще. Его авторитетами также являлись Э.По, Бодлер, Т.Готье.

По словам Федорова А.А., наиболее близкими для Уайльда оказались воззрения Пейтера, автора труда «Платон и платонизм». На этой основе возникает интерес Уайльда к наследию Платона. Но Уайльду не было свойственно систематическое изложение платоновского учения, и в платонизме ему в первую очередь импонировала духовная устремленность преодолеть уродливое влияние реального мира и достичь совершенства на эстетической основе, оставаясь вне сферы социально-политической деятельности. С трактовкой учения Платона непосредственно связаны основные теоретические работы Уайльда от «Ренессанса английского искусства» (1882) до «Упадка лжи» (1889) и статьи «Критик как художник» (1891) [16;138].

Для Уайльда категорией, соединяющей живую нерасчлененную целостность жизни и индивидуальное духовное, творческое начало, является категория прекрасного. В духовной деятельности личности достижимо целостное восприятие жизни через постижение различных форм красоты: «… человек должен расти среди прекрасных внешних картин и звуков, чтобы эта материальная красота подготовила его к восприятию красоты высшей, духовной» [12;176]. Будущий расцвет искусства Уайльд видит в раскованном развитии человеческой личности, наделенной способностью воспринимать и создавать прекрасное.

Эстетизм был для Уайльда не религией, а проблемой. Теоретические проблемы эстетизма непосредственно связаны с его единственным романом «Портрет Дориана Грея» (1891).

Сюжет романа основан на традиционном мотиве сделки с дьяволом и участии магического предмета в роковой судьбе героя. Когда говорят об источнике непосредственного влияния на творческий замысел Уайльда, обычно называют «Шагреневую кожу» (1831) Бальзака. Однако помимо «Шагреневой кожи» критики называют и другие источники влияния на сюжет романа и характер героя, такие, как роман Чарльза Метьюрина «Мельмот Скиталец» (1820), повесть Стивенсона «Необычайная история доктора Джекила и мистера Хайда»(1886), «Наоборот»(1884) Гюисманса. Возможно, все эти и даже некоторые другие произведения, например, «Вильям Вильсон» (1839) Эдгара По, или «Алмаз Раджи» (1878) Стивенсона, были учтены Уайльдом и стимулировали его замысел. И все же, «Портрет Дориана Грея» — не имитация того или иного литературного источника, а творческое создание.

9 стр., 4077 слов

Анализ романа «Портрет Дориана Грея» (Оскар Уайльд)

... и с особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма. Жанр «Портрет Дориана Грея» можно отнести к жанру интеллектуального романа. В произведении ... в грудь. В старике они узнают Дориана Грея. История создания Оскар Уайльд заключил спор со своим приятелем, что ... чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает ...

Название романа подчеркивает особое значение портрета в сюжете, и если оно призвано ориентировать читателя, то портрет заслуживает пристального внимания, как бы ни оценивать достоинства этого художественного изобретения. В преображениях портрета высказана суть того, что совершается в романе.

Появлению «Дориана Грея» на свет предшествовали долгие размышления. По словам Эллмана Р., Уайльда всегда сильно занимала проблема зрительного образа. В эссе «Кисть, перо и отрава» он с одобрением говорил о взгляде на жизнь как на искусство. Он, однако, не соглашался с теми, кто видел в нем только искусственность. Он считал, что в человеческой личности заложены многообразные возможности, и что своей жизнью он являет эти возможности одну за другой.

Неудивительно, что в его диалектике важное место занимали портреты и зеркала. Зеркала могли быть вполне реальными, но могли быть и символическими. В «Упадке лжи» говорится, что не искусство отражает природу, а наоборот — природа служит зеркалом для искусства [17;356-357].

В предисловию к «Дориану Грею» Уайльд заявляет: «В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». По словам Соколянского М.Г., в романе портрет как произведение искусства как будто отражает самоё жизнь — жизнь Дориана Грея. Однако же, кроме Дориана, никто изменяющегося портрета не видит, а посему можно сказать, что портрет одномоментно отражает лишь того, кто в данную минуту «в него смотрится», т.е. героя [11;108].

Образ Дориана занимает в произведении ключевое положение, и, как утверждает Федоров А.А., некоторые аспекты его изображения позволяют предположить, что автор хотел в нем видеть живое олицетворение идеала красоты. Дориан Грей изображен в романе с явными признаками божественно — прекрасного в облике: «У него есть все — обаяние, белоснежная чистота юности и красота, та красота, которую запечатлели в мраморе древние греки» [13;40]. «Юным Аполлоном» называет его лорд Генри, «богом красоты» представляется он Сибиле Вэйн.

Проблематика романа тесно связана с вопросом о соотношении идеала красоты и современности. С точки зрения Уайльда, «искусство — это душа, выражающая себя в материальном» [12;165], и Холлуорд с удовольствием изображает Дориана Парисом и Адонисом, вполне сознавая отличие этих картин от портрета Грея в современной обстановке. Картины на античные сюжеты отличаются особой внутренней уравновешенностью и гармонией духовного и материального, потому что в них представления о красоте очищены от обыденности и отличаются идеальностью. Однако, сам Дориан, понимая, что в своих прекрасных очертаниях портрет воплощает идеальную, «вечную» сторону его «я», должен вести жизнь человека конца позапрошлого столетия. В своей жизненной ипостаси Дориан изображен как представитель английской «золотой» молодежи эпохи эстетизма.

5 стр., 2014 слов

Портрет Дориана Грея

... программа, изложенная автором в предисловии к роману. В последних строках романа Оскар Уайльд говорит, что портрет Дориана остался неповрежденным, в то время как «на полу с ножом в ... на протяжении всего произведения подчеркивает автор, искусство выше чем жизнь, оно вечное и способно волновать чувство многих людей. Трагедия Дориана Грея заключается в его саморазрушении, стремлению к ...

Как далее пишет Федоров А.А., при созерцании своего портрета Дориану открылась его собственная красота: «Как откровение пришло к нему сознание своей красоты»[13;30], но это не открыло перед ним перспективы познания окружающего мира. Наоборот, портрет побудил в герое сознание собственной исключительности, разбудил в нем страсть к самолюбованию, что отнюдь не способствовало установлению его связей с идеальными сторонами бытия. «Я завидую всему, чья красота бессмертна», — восклицает Дориан, видя в портрете недостижимый для себя идеал [13;31]. В самом себе он не находил сил, которые помогли бы ему приобщиться к этой красоте, чтобы она стала принадлежностью его собственного «я». Договор с дьяволом, который невольно заключает Дориан, фактически закрепляет то отчуждение, что возникло между ним и великолепным портретом, и с этого момента красота и нравственность оказались различными полюсами его человеческого существования. Красота портрета представляется Дориану противостоящей ему силой, и он считает, что во имя соответствия ее внешней форме можно отказаться от души: «Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это… за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!»[13;31] [16;146,148].

Под влиянием эгоистических страстей, пробудившихся в его душе, Дориан постепенно нисходит в бездну нравственного и духовного разложения. Временами Дориану продолжает казаться, что он живет стремлениями к красоте в противовес низменности обыденной жизни. Но на самом деле «Он все сильнее влюблялся в свою собственную красоту и все с большим интересом наблюдал разложение своей души» [13;129].

Как утверждает Соколянский М.Г., характерной чертой романтизма в романе оказывается особое пристрастие автора к гротеску, проявляющееся в причудливом сочетании почти незаметной фантастики с лежащей на поверхности достоверностью. Своеобразную конкретизацию общественного тяготения к гротеску представляет собой фабульный мотив двойничества, использованный в «Портрете Дориана Грея». Поиски истоков этого мотива приводят к романтическому искусству — к стихам Мюссе и Гейне, к прозе Гофмана, Шамиссо и Андерсена.

В «Портрете Дориана Грея» своего рода двойником главного героя становится его портрет. Сам Дориан в 12 главе образно называет портрет своим «дневником»: «Я веду дневник, в нем отражен каждый день моей жизни. Но этот дневник я никогда не выношу из той комнаты, где он пишется» [13;154]. Первый сигнал нарушения целостности человеческой личности слышен в вопросе, который задает во 2 главе Холлуорду лорд Генри Уоттон: «При котором из них [Дорианов]? При том, кто наливает нам чай, или том, что на портрете?» [13;34]. Впоследствии время оставляет свои заметки на портрете, а не на модели. Как пишет Соколянский М.Г., «происходит, по сути, раздвоение личности: герой проживает свою жизнь, а «регистрируется» она на портрете, где отражаются душевные сдвиги, страсти и пороки живого человека. Каждому из этих двойников отведена своя статика и своя динамика; в раздельном существовании они как бы взаимно дополняют друг друга. Абсолютной статики портрет достигает лишь в финале, когда уходит из жизни его модель» [11;99].

16 стр., 7995 слов

Судьба в «портрете» гоголя

... Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» . Гротесковое, фантастическое начало присутствует и в повести «Портрет», которая вошла в сборники «Арабески» и « ... профессор живописи, учитель Чарткова, есть нетерпение, он склонен поддаваться чарам, соблазнам<p> В обычной жизни слабости принимают иной вид: его ...

По мнению Эллмана Р. «Портрет Дориана Грея» Уайльда — это эстетический роман в высшем смысле, не пропагандирующий эстетическую доктрину, а выявляющий ее опасности. Дориан Грей — это лабораторный опыт. Результат отрицательный. По таким правилам жизнь прожить невозможно. Платой за попустительство самому себе становится расправа героя со своим портретом; этим действием, в некотором смысле обратном тому, чего он желал, Дориан раскрывает свое лучшее «я», хотя бы и только в смерти. Уайльдовский персонаж приходит к той точке, где сходятся противоположности. Непреднамеренное самоубийство делает Дориана первым мучеником эстетизма. В ответ на нападки критиков Уайльд написал предисловие, восславлявшее эстетизм, которому сам роман предъявляет обвинение. «Портрет Дориана Грея» замкнут, обращен на себя в самом что ни на есть хитроумном смысле, как и его центральный образ. Дориан восходит — или опускается — от жизни к искусству и от него обратно к жизни [17; 361].

По мнению Урнова М.В., «Портрет Дориана Грея» — значительный роман-миф, герой которого превращает свою жизнь в эксперимент наслаждения. Дориан пытается уничтожить свой портрет, портрет-символ, который с некоторых пор стал, словно живой двойник, отражать его пороки: «Дориан… подолгу стоял с зеркалом в руках перед портретом, глядя то на отталкивающее и все более старевшее лицо на полотне, то на прекрасное юное лицо, улыбавшееся ему в зеркале» [13;128]. «Дориан схватил нож и вонзил его в портрет» [13;223], однако убил себя: его тело, сделавшееся уродливым и жалким, нашли слуги, между тем на полотне вновь возник прекрасный и вдохновленный образ юноши: «… они увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты» [13;224]. Этой жестокой по отношению к Дориану Грею иронией Уайльд утверждал невозможность безоглядного наслаждения безотносительно к страданию других и вместе с тем торжество творчества над убожеством реальности [14;170-171]. Дориан карается, когда поднимает руку на прекрасное — на произведение искусства. Искусство, как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет.

Заключение

При исследовании данной темы рассматривалась функция портретов в соответствии с эстетическими взглядами Э.По и О.Уайльда и их пониманием соотношения жизни и искусства.

Творчество этих авторов относится к разным литературным направлениям, которые разделены значительным временным отрезком. Тем не менее, в данных произведениях прослеживается сходство в их эстетических взглядах, а именно в понимании соотношения искусства и жизни. Обоим авторам свойственно противопоставление этих двух понятий и превознесение искусства над действительностью.

Эдгар По, как представитель романтического миропонимания, воплощает в изображаемом портрете романтический недостижимый идеал красоты. Его портрет отличается жизненностью изображения именно потому, что искусство исходя из созерцания земного образа, возводит его восходящим путем к идеальной мечте, но как только этот путь пройден, земной образ лишается своих красок, отпадает, умирает, и остается только мечта, прекрасная, как произведение искусства.

Оскар Уайльд в соответствии со своими эстетическими принципами ставит искусство выше жизни. Однако необходимо заметить, что Уайльд был знаком с творчеством и эстетикой Э.По — отсюда можно предположить, что он развивал идеи, почерпнутые из его произведений.

Нельзя однозначно определить функцию портрета, изображенного в романе О.Уайльда. На протяжении всего романа человек,изображенный на портрете, притерпевает ряд изменений. Изменениям подвергаются и функции, которые этот портрет выполняет: в начале романа портрет — это учитель, который указывает главному герою на его достоинства и на достоинства других людей: «Портрет, который ты [Бэзил] написал, научил его [Дориана] ценить красоту других людей»[13;76].

При дальнейшем развитии событий портрет становится своего рода двойником героя, его дневником, его душой: «Снимите это покрывало и вы увидите мою душу» [13;155].

Наблюдая нравственное падение своего прототипа, портрет берет на себя функцию совести. Дориан Грей иногда все же думает о гибели своей души, но предельный эгоизм, развращенность и отупелость чувств делают несбыточными его надежды и попытки вернуть былую чистоту души. Портрет — совесть остается единственной помехой, время от времени напоминая о себе: «Мысль о портрете отравила ему не одну минуту радости, омрачила меланхолией даже его страсти»[13;223]. Не в силах больше смотреться в это «зеркало» и противостоять разоблачающей силе портрета, он решает устранить эту помеху, но, убивая совесть, он убивает самого себя: «Портрет этот — как бы его совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить»[13;223].

Роман завершается сценой, полной глубокого смысла. Это сопоставление отвратительного трупа Дориана и великолепного портрета. Здесь портрет — это символ. Символ, олицетворяющий бессмертие Красоты и Искусства. Символ, напоминающий о том, что нельзя безнаказанно убивать совесть, а также о том, что по таким законам, по которым жил главный герой, прожить жизнь невозможно.

Так как исследуемые произведения относятся к разным жанрам («Овальный портрет» — новелла, «Портрет Дориана Грея» — роман), наблюдается некоторое различие между функциями портретов. Но это никоим образом не стоит относить к объёму произведений. Ведь какой бы жанр не избрал автор, будь то новелла или роман, он сможет воплотить в нем ту идею, которую он хотел донести до читателя.

Но несмотря на различия жанров, главная идея, которую писатели воплотили в своих портретах, заключается в превознесении красоты и искусства над убогой действительностью. Но, по словам Бобровой М.Н.,» у Эдгара По нет никакой «дьявольской» красоты в живописном портрете», что можно заметить у Оскара Уайльда [2;157].

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/edgar-po-ovalnyiy-portret/

Бальмонт К. Гений открытия (Эдгар По 1809-1849).

— интернет.

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 века. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1972. — С.3-17, 123-159.

Ванслов В.В. Эстетика романтизма. — М.: Искусство, 1966. — С.47,404.

Злобин Г. Эдгар По — романтик и рационалист. // Эдгар По. Стихотворения. Проза — М.: Изд-во «Художественная литература», 1976. — С.5-29.

Ковалев Ю.В. Эдгар По: Новеллист и поэт. — Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1984.

Михальская Н.П. Американский романтизм. // История зарубежной литературы 19 века: В 2 ч. — Ч.1 — М.: Просвещение, 1991. — С.224-235.

Михальская Н.П. Эдгар Аллан По.// История зарубежной литературы 19 века: В 2 ч. — Ч.2 — М.: Просвещение, 1991. — С.10-20.

Николюкина А.Н. Эстетика американского романтизма. // Эстетика американского романтизма: Сб. статей/ Сост. Николюкина А.Н. — М.: Искусство,1977. — С.7-15.

По Э.А. Золотой жук: Рассказы, повесть, стихотворения. / Пер. с англ. М.Беккер. — М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс»,2002. — С.361-364.

Прозоров В.Г. Э.По. // История зарубежной литературы 19 в. — М.: Высшая школа, Изд. центр «Академия», 1999. — С.502-504.

Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. — К.; Одесса: Лыбидь, 1990. — С.92-116.

Уайльд О. Критик как художник. — Пер. с англ. А.Зверева // Писатели Англии о литературе. — М.: «Прогресс», 1981. — С.131-186.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Рассказы. Пьесы. — М.: Изд-во «Правда», 1987. — С 5-224.

Урнов М.В. На рубеже веков. Очерки английской литературы (кон.19 — нач.20 в.в.) — М.: Наука, 1970. — С.149-171.

Фёдоров А.А. Эстетизм и художественные поиски в английской прозе последней трети 19 в. — Уфа.: Башкир. гос. ун-т, 1993.- С.86-129.

Фёдоров А.А. Идейно- эстетические аспекты развития английской прозы (70-90 годы 19 в.).

— Свердловск.: Изд-во Урал. ун-та, 1990. — С.64-79, 127-151.

Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. — М.: Изд-во «Независимая газета», 2000. — С.349-372.