Социально-культурная деятельность учреждения всегда предполагает культурологический анализ, который позволяет иметь суждение об эффективности его функционирования, создания условий для развития личности, повышения качества жизни. Социально-культурная деятельность отдельно взятого учреждения определяется тремя видами знания. Первый вид характеризует наиболее общие тенденции в развитии современной культурной деятельности, воспроизводит её самые распространённые ценности, стили жизни, модели поведения.
Второй сосредотачивает внимание на уровнях культуры различных групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и новаторства, системе распространения ценностей культуры, их освоение человеком.
Третий вид основан на социологической информации, полученной в результате исследований с использованием методов опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики.
Задача данной работы — исследовать деятельность учреждения культуры, культурного центра досуга, организацию и технологию культурной жизни общества, любительского и альтернативного объединения по интересам, методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов на примере культурного центра ДК им. С.М.Кирова и тем самым выявить его социально-культурную деятельность и рассмотреть пути её совершенствования.
Чтобы решить поставленную задачу, необходимо поставить цель изучить интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, центров, клубов и дворцов культуры, библиотек, просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций — всё это является объектом научного анализа.
Разработке социально-культурной деятельности этих и подобных объединений как отрасли знания содействовали труды М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, Т.Н. Баклановой, Д.М. Генкина, А.С. Запесоцкого, А.А. Коновича, Т.Г. Киселевой, А.С. Каргина, А.П. Маркова и других. Проблемы взаимодействия культуры и личности отражены в работах российских исследователей Л.С. Выготского, А.А. Бодалева, И.М. Быховской, И.С. Кона, Э.А. Орловой, Э.В. Соколова, В.В. Шаронова, Б.А. Маркова и других.
Необходимо заметить, что деятельность культурного центра имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения.
Административное право и управление социально-культурной сферой
... административной реформы (2003–2005) произошло укрупнение отраслей (сфер) государственного управления за счет объединения полномочий по управлению смежными, родственными отраслями социально-культурной жизни ... и официального удостоверения результатов образовательной деятельности. Оно устанавливает порядок подготовки, ... и научных организациях. Ему предоставлено право утверждать на установленный срок ...
Процесс социального реформирования и модернизации в России оказал существенное воздействие на состояние и перспективы развития культуры. Одни сферы ликвидировались, распались; другие лишились государственной поддержки и должны были «выживать» на свой страх и риск; третьи — приобрели новый статус и приоритет. Культура вышла из-за жесткого идеологического контроля, но попала в тиски финансовой зависимости. Пока ещё трудно предсказать весь спектр последствий этих перемен, их влияние на ценностные ориентации людей, особенно молодёжи. В свете этого особенно важным и актуальным кажется рассмотрение социально-культурной деятельности отдельно взятого культурного центра как очага воспитательной и досуговой модели в России.
Анализ особенностей проблем и противоречий социально-культурной деятельности культурного центра, определил в данной работе ее цель — выявить социально-культурную деятельность ДК им. С.М.Кирова, рассмотреть пути её совершенствования, где объект исследования — всё тот же культурный центр.
Гипотеза исследования — социально-культурная деятельность отдельно взятого учреждения (ДК им. С.М.Кирова), во-первых, опирается на положительный опыт имеющейся практики. Во-вторых, содержательно, программно и методически обеспечена, оправдана в использовании руководителем определенных координационных действий. В-третьих, способствует удовлетворению потребности населения в физической и творческой самореализации, а именно, отражает творческую активность и состоятельность населения.
Исходя из определения проблемы, цели, формулировки гипотезы в работе были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность учреждения как проявления социально-культурной деятельности, культурного досуга и как организационную в современном обществе проблему.
- проанализировать социальные потребности в плане досуга, охарактеризовать возможности современного культурного центра в удовлетворении социальных потребностей населения праздника (на примере ДК им.
С.М. Кирова)
— охарактеризовать тенденции в развитии социально-культурной деятельности в Санкт-Петербурге, выявить пути её совершенствования. Это особенно важно сегодня, когда динамика культуры получила импульс для реализации плюралистической модели развития. Культурное пространство органично сочетает историческую преемственность, непрерывность и дискретность в отношении таких «оазисов», как культурный центр. Постепенно восстанавливается и эта очень важная сфера культурного пространства.
1.1 Понятие социально-культурной деятельности в специализированных организациях
Организация игровых программ в культурном центре является основным видом деятельности организаторов досуга. Как правило, в них разрабатываются план социально-культурных мероприятий посвященный важным датам. Причем для каждых возрастных групп и классов планы различные. Разрабатывая планы проведения праздников, организаторы, прежде всего, преследуют педагогические задачи, даже учитывается специфика возраста, психологические особенности. А также атмосфера и так называемый «климат» участников, физическая и интеллектуальная подготовка, их общий характер поведения, темперамент, взаимоотношения, их ценности, интересы. Возможности, а также социальную и «семейную» ступень. Ведь все эти факторы влияют на отношение, поведение и восприятие человека к предлагаемому мероприятию.
Дом культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности
... субъекты культурно-досуговой деятельности и формы государственного регулирования. .Изучить особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. .Проанализировать социально-культурную среду агрогородка. .Провести ... моей курсовой работы являются "Закон о культуре в Республике Беларусь" и методическое издание Бухель С.Л. "Нормативно-правовые документы в деятельности ...
Говоря об организации программ в культурном центре, следует отметить, что эти программы носят не только развлекательный характер, но и решают педагогические задачи, если его посетителем является ребёнок. Так каждая игровая программа требует обязательной подготовки заблаговременно. В каждом культурном центре обязательно есть хореографические, хоровые и другие студии, классы. Все эти досуговые формы носят творческий характер. Например, дети посещающие хореографические классы обязательно участвуют почти во всех программах.
Это не только один и номеров какой-нибудь выступательной программы — это также является итогом их занятий, показ, приобретенных ими навыков, а также своего рода реклама данного вида деятельности, так как другие дети сидящие в роли зрителей, порой находят желание также петь или танцевать.
Игровые программы в культурном центре дают стимулирующий эффект и носят комплексный характер, то есть в игровой самодеятельной программе задействуется определенное количество людей, каждый за что-то отвечает, в техническим плане используется такие средства воздействия, как музыка, свет, сценография, реквизит, костюмы и в конце концов призы и сувениры.
Культурный центр для ребенка — это своеобразный мир, мир в котором он проводит очень большую часть времени, мир в котором свое общение, свои провала, законы, мир, где каждая игровая программа воспринимается как праздник. Хотя с определенной точки зрения это праздник и есть. Дети готовятся к нему психологически загодя. Как правило, после игровой программы проводится чаепитие, что способствует возникновению общего дружного коллектива, так как каждый находится некое время под влиянием игры. Во время чаепития также происходит бурное обсуждение, анализ игровых ситуаций, возникает общение, чему рады и дети и их родители, а организаторы «навострив уши» могут узнать преимущество и недостатки игровых программы, также можно выделить еще одну особенность организации игровых программ в школе — это то, что вся тематика и социально-культурная деятельность в досуговой программе может является закреплением, получаемых опытов и знаний.
Посетители культурных центров должны проявить свою сообразительность, находчивость, ловкость, быстроту реакции. Это своеобразная полоса препятствий, облеченных в определенную форму и тематику.
Также в особенности игровых программ входит тот факт, что игровая программа может являться реакцией на памятные даты, а также на проходящие в стране, в городе, в мире праздники. Если, к примеру, вся страна отмечает новый год, то в культурном центре он празднуется особо. Программы носят гуманистический, оптимистический заряд, настрой оставляют яркий след в памяти. В конкурсной программе в группе обостряются чувства коллектива, ответственности друг за друга. Если в группе взаимоотношения носят конфликтный характер, то в игровой программе посетители начинают «болеть» за «своих», тем самым морально и психологически сплачиваются. Также игровые программы, особенно в параллелях являются средством знакомства, общения и взаимоотношения с другими посетителями.
Культурные региональные программы: пути их развития
... понятие и сущность региональной программы; охарактеризовать основные этапы разработки региональных программ; проанализировать опыт программной деятельности на примере Любанского района; выявить основные направления развития региональных культурных программ в Любанском районе. Объект исследования - региональные программы Предмет исследования - направления развития региональных культурных программ ...
Придя в культурный центр, знакомясь с посетителями, организатору игровых программ необходимо помнить, что он вторгся в коллектив и тем или иным способом этот коллектив будет обязательно меняться в процессе деятельности его внутри, и организатор несет ответственность за то, в какую сторону изменяется отношения. Ведь контакт происходит не только между ним и коллективом, в установлении правил проведения. Его слова станут обсуждаться и между людьми. Идеальные условия создать в этом плане практически невозможно, но приблизить к желаемому путем соответствующих, в данной обстановке, отношений вполне возможно. Тем более, что новый человек, появляющийся в коллективе, и нарушающий его бытовую деятельность праздником всегда приветствуется.
В итоге можно сказать, что культурный центр является широчайшим плацдармом для проведения всевозможных программ, в особенности с образовательным уклоном.
В настоящее время для современных детей и подростков предоставлено большое информационное пространство для ее получения им также предоставлен широкий выбор для проведения досуга. В культурных центрах организаторам досуга выявилась сложность по составлению игровых программ, удовлетворяющих интересы подростков. Большую сложность представляет организация программ для подростков, так как они очень пассивно относятся к предстоящей программе, с негативным отношением готовятся или не готовятся совсем.
Говоря о культурном центре как о сосредоточии просветительских течений, нельзя не сказать о социальном аспекте существующей там деятельности. Изначально воспитательное воздействие нацелено на то, чтобы путем вмешательства государства искоренить социально неприемлемое поведение. Содействующими этой цели методами могут стать, например, изучение групп, склонных к проявлению преступных деяний или уже находящихся под наблюдением государства, методами наблюдения могут быть профессиональная подготовка, воспитание в часы досуга, индивидуальные или групповые консультации, а также различные виды физической, психической и социальной терапии, медикаментозные и оперативные методы, индивидуальная психотерапия и групповая терапия. Естественно всё это имеет место быть в культурном центре. Изучение потребностей населения в социально-культурной деятельности характеризуется следующими четырьмя основными моментами: во-первых, эта модель объясняет возникновение преступности единственно или преимущественно индивидуальной патологией преступника, статичными или динамичными нарушениями в структуре его личности (согласно психопатологической или психоаналитической теории преступности).
Во-вторых, путем индивидуального психологического и психиатрического диагноза и такой же терапии эта модель обеспечивает устранение нарушений в структуре личности и тем самым ресоциализирует индивида.
В-третьих, психологическая и психиатрическая индивидуальная терапия нацелена не только на гуманизацию общества, но и на предотвращение рецидива или по крайней мере на уменьшение его вероятности.
В-четвёртых, с помощью этой модели в культурном досуговом центре создается такой климат, в котором отдельного посетителя можно «настроить» путем убеждения или даже социального нажима на согласие поддаться этому воздействию.
Культура народа и культурная среда
... проблеме «народ и культура», то надо отметить, что тысячелетняя традиция заключалась в отрицании народа как субъекта культурного творчества. К этому располагало, прежде всего, общественное разделение деятельности на умственную и физическую и взгляд ...
Чтобы иметь успех, любая социальная обработка предполагает не только согласие, но и активное участие и сотрудничество посетителя, который тем самым оказывается субъектом собственного воспитания. В культурных центрах климат социально-культурной деятельности нередко маскируется — в итоге эффект воспитательного воздействия.
Культурный центр — это динамичный и достаточно творческий институт общества. И каждый, кто в нем находится, обязан отождествлять себя с целями этого учреждения, с его эволюцией, его успехами и неудачами.
Во многом развитие личности зависит от воспитания и образования, от среды, под влиянием которой личность изменяется физически, умственно и нравственно. Важны, при этом, активность, особенности поведения, эмоциональность, деятельность, творчество, стремление, мотивы самой личности. С позиции факторной теории важны для развития внутренние факторы личности — потребности, запросы и, прежде всего, потребности в общении, деятельности, самореализации и самоутверждении. Человек становится полноценным членом общества, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в нем.
Изучая вопрос о смысле социально-культурной деятельности, пронизывающей суть такого явления, как культурные центры, Т.Г. Исакова в своем диссертационном исследовании показала, что творческая деятельность детей младшего школьного возраста в процессе участия в любом виде досуговой деятельности не только обогащает личность ребенка опытом этой деятельности, но и формирует у него духовно-ориентированную культуру, помогает осознанию жизненных смыслов, создает атмосферу самопознания окружающих и себя. Настольная игра (которая очень часто встречается в досуге культурных центров), например, помогает уже младшему школьнику формировать мотив как смысл действия, учит детей принимать мнение других, выстраивать комфортные взаимоотношения.
Игра, которая встречается в культурных центрах, как часть досуга — тренинг коллективных взаимоотношений, фактор обретения детьми смыслов коллективной жизни, смысла своего места в ней. Главное в этом то, что игра тренирует в коллективной деятельности интеллект, сравнить который бывает возможно лишь по аналогии с чьим-либо другим, так как игра — создает наибольшее заполнение детей дополнительными знаниями.
Следует отметить очень важную деталь деятельности культурных центров, которая демонстрирует предоставление возможности людям, вовлечённым в неё овладеть способами регулирования собственных эмоций, появляющихся в трудных жизненных ситуациях, фиксировать изменения в себе, удовлетворять потребность в самосохранении. Имеется в виду и кружки по единоборствам, и по шейпингу, даже различные факультативы иностранных языков, нередко обосновавшиеся на базе ДК.
1.2 Основные понятия и проблема повышения эффективности деятельности предприятий социально-культурной сферы
Субъектами информационно-методического обеспечения СКД являются все, кто осуществляет методическое обеспечение деятельности СКД, лицо, группа лиц, учреждения, осуществляющие организацию досуга различных групп населения, это могут быть информационно-методические службы различных видов: службы при районных домах культуры; районные (городские) организационно (информационно, координационно)-методические центры; методические кабинеты; организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой.
Менеджмент в социально-культурной сфере
... положения: 1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет ... менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации. Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, ...
Объектом информационно-методического обеспечения СКД являются учреждения сферы СКД и организуемые ими мероприятия.
Механизм информационно-методического обеспечения — это форма и процесс его осуществления; методическая служба может существовать в следующих формах:
- как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом);
- как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры;
- как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) СКД или органа управления культурой.
Задачи методической службы — организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Основными функциями методической службы являются:
- Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;
- Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;
- Организации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;
- Создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
- Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;
- Разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;
- Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;
- Сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.
Услуги социально-культурной сферы специфичны, экономический и социальный результат их потребления сложно оценить. Однако для занятия определенного места на рынке социально-культурных услуг предприятия (учреждения, организации) данной сферы должны быть конкурентоспособны и предлагать продукт, востребованный потребителем.
Социально-экономические преобразования в России, произошедшие за последнее десятилетие, как, может быть, ни в какой другой отрасли, наиболее ярко и противоречиво отразились в сфере культуры. Свобода и невмешательство в творческие процессы государственных органов, демократизация культурных процессов, децентрализация управления, многообразие организационно-экономических и правовых форм культурной деятельности, самостоятельность организаций культуры все предпосылки расцвета отечественной культуры, — с одной стороны, а с другой — существенное снижение интереса страны к традиционным образцам отечественной культуры, их тяга к импортной продукции массовой культуры, упадок отечественного производства культурных благ и оказания услуг, одинаково тщетные попытки социально-экономического роста сельского клуба и престижных киностудий, телевизионных каналов, театров, музеев. Таковы противоречивые реалии российской культуры.
В современных условиях, на наш взгляд, необходимо выделить несколько основных подходов к оценке функционирования учреждений и организаций социально-культурной сферы.
Первый подход — теоретический, в рамках которого проблема изучается с использованием экономико-математических методов, которые, например, предназначены для решения оптимизационных задач. Основные модели такого подхода состоят в установлении покупательского спроса, возможных действий конкурентов, развития системы ценообразования, оптимизации организационной структуры. При этом подходе, по нашему мнению, не всегда просматриваются направления перехода от теоретического уровня к прикладным разработкам оценки и внедрения их в процесс создания и потребления продукта учреждений и организаций СКД.
Второй, практический подход, подразумевает, что его представители идут по направлению разработки ряда показателей для оценки функционирования организаций СКД, не задумываясь о концептуальных составляющих исследования.
Третий подход, предполагает сочетание в проводимых исследованиях теоретической и практической составляющих. Именно, этот подход, на наш взгляд, к решению данной проблемы является наиболее приемлемым.
Каждое из указанных направлений определяет для себя совокупность методов исследования, так как каждое из них имеет комплексный характер, содержащее методологию изучения и обоснования проблемы. Методология при этом включает принципы выбора методов, совокупность средств и способов исследования. При формировании методологии следует применяют различный исследовательский
Наиболее широко в исследовании и решении экономических проблем применяются такие методы, как: диалектические, специальные, социологические, статистические и экономико-математические методы. Оценка функционирования учреждений и организаций СКД должна, на наш взгляд, носить системный характер, так как по ее результатам формируется социально-культурная политика государства.
Воздействие социально-культурной сферы, на наш взгляд, специфично и проявляется в обществе не сразу, не мгновенно. Поэтому результаты (эффекты) от осуществленных затрат проявляются иногда через два-три поколения людей.
Приобщение человека к ценностям истинной культуры, наряду с множеством иных факторов, свидетельствует о воздействии на такие основные сферы его жизнедеятельности, как труд, досуг, семейные отношения. Эти воздействия проявляется в развитии, движении личностных потенциалов человека, трактуемых как показатели социально-экономической эффективности.
Дворец культуры имени С.М. Кирова расположен на площади между Большим и Средним проспектами Васильевского острова. В XVIII — XIX веках эта территория была частью Смоленского поля, на котором проводились казни.
В 1930 году здесь было решено возвести Василеостровский дом культуры. Для этого был организован архитектурный конкурс. В его условия включались создание большого театрального зала на 4000 мест, малого зала, кинотеатра, лектория, библиотек, спортивных помещений, обсерватории, детских комнат, комнат для клубных занятий. По результатам конкурса первую премию получил проект Н.А. Троцкого и С.Н. Козака. Архитекторы предложили строительство здания, решённого в стиле конструктивизма. Его фасады должны были содержать большие остеклённые поверхности. Невысокая башня увенчивалась куполом обсерватории.
После победы на конкурсе архитекторы серьёзно переработали свой проект. Конструктивизм было решено соединить с только что входившей в моду неоклассической архитектурой. В результате большие стеклянные площади фасадов оказались заменены монументальными классическими формами. Объём Большого театрального зала было решено выделить в отдельном крыле, проектируемом в юго-западной части участка.
Закладка здания состоялась в дни празднования 13-й годовщины Октябрьской революции 1917 года. Строительству способствовали массовые воскресники рабочих и служащих Балтийского завода, «Севкабеля», заводов «Красный гвоздильщик», «Пневматика», «Электроаппарат», студентов Университета, Горного института. Первая очередь Дворца культуры была сдана 5 мая 1933 года. В открывшемся ДК начали работать театр, библиотека, физкультурный и детский центр. Газета «Ленинградская правда» писала:
«На Васильевском острове, на бывшем Гаванском поле, на месте свалки, на месте царских кабаков вырастает величайший в союзе Дом культуры, вместимостью в 12 тыс. человек,- подлинно Днепрострой культурного строительства. Бригада каменщиков тов. Антонова укладывала по 2500-3000 кирпичей в день при норме 1300. Бригада формовщиков тов. Шалемова 40 часов не уходила с работы, когда собирала и устанавливала потолочную ферму театрального зала…».
На торжественном открытии Дворца культуры трудящиеся Василеостровского района выразили желание дать ему имя С.М. Кирова, что было приведено в исполнение в 1934 году. Строительство продолжалось до 1937 года, проект не был завершён. Не были построены Большой театральный зал и западное крыло, соединяющее его с основным корпусом. Однако и в недостроенном виде Дворец культуры имени С.М. Кирова стал самым большим в Ленинграде.
В глухих нишах фасада здания планировалось разместить барельефы, посвящённые социалистическому строительству. В 1935 году для их создания был организован конкурс, результаты которого так и не были реализованы.
Формы построенного здания создавали впечатление большого корабля. Этому способствовали не только облик здания, но и близость Финского залива и просторные пустые площади вокруг Дворца культуры. Это свободное пространство также было переустроено. В 1930-х годах до Среднего проспекта был расширен Василеостровский сад.
Во время Великой Отечественной войны во Дворце культуры работал госпиталь. Здание сильно пострадало от бомбёжек. Сгорели крыша, Мраморный зал, ряд других помещений.
В 1948-1950-х годах на площади перед зданием по проекту Е.Ф. Владимировой и В.Д. Кирхоглани был разбит сквер. В 1968 году ближе к Большому проспекту были
С 1967 до середины 1980-х годов здесь работал кинотеатр Госфильмофонда «Кинематограф». В 1990-х годах во дворце культуры был открыт Дом национальных культур, чья деятельность к настоящему времени прекращена. В настоящее время помещения здания сдаются в аренду под офисы. 17 января 2005 года площадь перед главным входом в Дворец культуры была названа именем первого мэра Санкт-Петербурга — А. Собчака.
В здании ДК находятся: курсы английского языка, курсы массажа, класс фортепьяно, вокальный ансамбль «Жаворонок», мягкая игрушка, изостудия, хореография, современные танцы, класс гитары, драматическая студия «Фортуна», кройка и шитье, вязание, аргентинское танго, скорняжные работы, народный театр оперы, русский народный хор, ансамбль старинного русского романса, клуб кактусистов, клуб садоводов.
Так как основной целью культурного центра ДК им. С.М.Кирова является приобщение посетителей к духовно-культурному опыту человечества (формирование духовной культуры) и научение этим опытом пользоваться во благо себя и общества, находить им применение в проектируемой в будущем или реализуемой в настоящем в практической деятельности, то рациональной организация социально-культурной деятельности населения считается та, которая способствует возникновению у посетителей духовно-ориентированных нравственных, социально-значимых потребностей (потребностей в нравственно-мотивированном творческом самовыражении и самореализации, потребностей сближения поколений и сохранения национальных культурных памятников).
Нравственные знания посетителей, формируемые в ДК им. С.М.Кирова, предполагают определение совокупности духовных ценностей жизни, роли и места каждой личности в социуме, значения социальной активности этой личности. Работа организатора социально-культурной деятельности по формированию этих знаний рассчитана на выработку нравственных потребностей у населения в процессе овладения нравственными знаниями.
Нравственные потребности современных людей, в том числе у посетителей культурного центра ДК им. С.М.Кирова, характеризуются рядом отличительных особенностей в сравнении с нравственными потребностями предыдущих поколений. Прежде всего, в усилении роли первичных потребностей (в выживании и безопасности).
Это связано с тем, что в современном общественном сознании принципы коллективизма уступили место концепциям идеализации отдельной личности, отдельной культуры.
Нравственные знания как содержательная база социально-культурной деятельности в культурном центре ДК им. С.М.Кирова нацелены на формирование в людях активно-деятельностной позиции, стремления к содержательному наполнению свободного времени в соответствии с социально-значимыми представлениями о культуре. Показательной кульминацией культурной деятельности, организуемой специально с этой целью является проживание множества самых разных коллективно-деятельностных моментов.
В такой деятельности в ДК им. С.М.Кирова каждый из участников проживает: во-первых, духовную общность со своими друзьями, педагогами, родителями (и это отвечает цели формирования нравственно окрашенных коллективистско-деятельностных потребностей у посетителей дворца, потребностей общения с представителями разных поколений).
Во-вторых, удовлетворение от качества реализации собственных творческих способностей, от результатов ненапрасных подготовительных усилий (это отвечает цели формирования активной творчески-деятельностной позиции, самоутверждению людей в творчестве, потребности привносить вклад в культурные ценности человечества).
И, наконец, нравственные знания как содержательная база социально-культурной деятельности ДК им. С.М.Кирова являются средством их первичного предметно-профильного самоопределения, так как формируют мотивацию поиска в ситуациях примирения людьми на себя определенных других ролей.
Так как ДК им. С.М.Кирова может посещать человек любого возраста, то создается та самая цепь преемственности поколений, которая формируется лишь практически в реальных делах, а не по учебникам и красочным журналам. Иначе говоря, участие в секциях, кружках, мероприятиях культурного центра связано с появлением у посетителей определенных практических умений, классифицируемых как предметные, профильные (предметно-профильные) и первичные профессиональные.
Культурный центр ДК им. С.М.Кирова — совершенное явление культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени населения, образец удивительно емкой комплексности объединений и очагов культуры на отдельно взятом участке. Времяпрепровождение народа в ДК в виде культурного досуга имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры.
Поэтому иногда культурный центр формирует поле для психологической разрядки посетителей, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности и тому подобное с помощью, например, секций единоборств, а иногда сильнейшим образом заряжает души людей могучей энергией и силой.
Исследование включало два этапа:
- опрос посетителей;
- опрос работников.
Целью первого являлось измерение и оценка удовлетворенности посетителей качеством и доступностью услуг ДК, а также выделение наиболее важных критериев деятельности последних с позиций потребителей. Цель второго заключалась в оценке состояния системы обратной связи и выявлении расхождений в ее понимании персоналом ДК и потребителями услуг культуры. Для этого выявлялись:
- целевые ожидания посетителей;
- важность различных аспектов обслуживания, влияющие на повышение качества и доступности услуг.
Задачи исследования. В ходе исследования, необходимо было решить
составить социальный портрет аудитории посетителей, определить ее целевые ориентации и причины низкой культурно-досуговой активности;
- оценить уровень удовлетворенности потребителей на основе выявления значимости с их точки зрения факторов, определяющих качество услуг культуры;
- определить приоритетные направления деятельности ДК с целью улучшения их работы, а также разработать для данных направлений систему мероприятий, нацеленных на преодоление выявленных негативных моментов, повышение доступности и качества услуг;
- собрать и проанализировать предложения респондентов по улучшению работы ДК.
Составление портрета аудитории. Исследование показало, что среди посетителей ДК 65,1% составляют женщины, мужчины соответственно 34,3%. Структура респондентов характеризуется преобладанием людей, из возрастных групп 16-25 лет и 36-55 лет (соответственно, 39,3% и 20,7% от массива респондентов).
Большинство респондентов (96,6%) проживают на территории РФ, из них 64,9% — в Санкт-Петербурге и 16,1% — в Ленинградской области. Приезжие из других регионов России составили 15,7%, наряду с ними в выборку попали иностранные граждане — 2,0%.
Род занятий участников опроса весьма разнообразен — от учащихся средней школы до пенсионеров.
В исследовании представлены все социально-статусные группы, различающиеся по уровню доходов:
- основную часть массива составили респонденты, оценившие свой уровень доходов как средний (49,3%);
- посетители ДК, считающие свой доход ниже среднего или совсем низким, составили 13,3% и 5,7% от массива респондентов, соответственно;
- к группе с уровнем доходов выше среднего отнесли себя 11,6% опрошенных (в т.ч. 2,8% считают его высоким);
- около 23% участников опроса затруднились с определением своего материального положения.
В составе потребителей услуг ДК люди с высшим образованием составляют 48,5%. Среди них лидируют представители социально-гуманитарного и технического направлений (28,4% и 19,9%)
Основными целями посещения ДК являлись «культурно-просветительская» — 52,6%, «образовательная» — 15,9% и «информационная» — 9,5%. Оценка респондентами достижения целей посещения распределилась следующим образом: 66,9% отметили полное достижение целей, 29,7% — частичное, не достигли целей 1,8% респондентов.
Выявление причин низкой культурно-досуговой активности. Большинство респондентов высказали желание чаще посещать учреждения культуры — 73,4%.
Как показало исследование, к основным причинам низкой культурно-досуговой активности относятся:
- недостаток свободного времени (33,7%);
- отдаленность ДК от дома (25,0%);
- усталость после работы (9,4%);
- состояние здоровья (4,5%);
- режим работы ДК (4,0%);
- семейно-бытовые условия (3,9%);
- недостатки в работе ДК (1,6%).
Факторы удовлетворенности. Удовлетворенность потребителей исследовалась по 9-ти группам факторов. Показатели удовлетворенности для каждой из них, а также их важность представлены в Табл. 1.
Таблица 1. Удовлетворенность потребителей аспектами обслуживания и их важность
Группа факторов (аспект обслуживания) |
Важность аспектов обслуживания для потребителей |
Удовлетворенность потребителей |
||
Условия доступа в учреждения культуры |
4,07 |
3,85 |
||
Место оказания услуг |
4,25 |
4,08 |
||
Информация об учреждениях культуры, их ресурсах и о предоставляемых услугах |
3,98 |
3,72 |
||
Техническое оснащение ДК |
3,88 |
3,68 |
||
Персонал, оказывающий услуги |
4,37 |
4,13 |
||
Порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб и предложений по улучшению работы ДК |
3,61 |
3,88 |
||
Стоимость услуг |
4,15 |
3,84 |
4,25 |
4,19 |
Услуги ДК (качество) |
4,20 |
3,94 |
Оценка системы обратной связи в ДК, проводилась в рамках как прямого (опрос посетителей), так и зеркального (опрос персонала) исследований. На Рис. 2 наглядно представлено соотношение мнений работников и посетителей по исследуемым факторам.
Рис. 1. Соотношение мнений работников и посетителей о важности исследуемых групп факторов для обеспечения доступности и качества услуг культуры
Данные исследования показывают, что на сегодняшний день работники ДК не в полной мере владеют необходимой информацией о том, что действительно важно для клиентов и на какие аспекты деятельности необходимо обратить внимание в приоритетном порядке с целью повышения удовлетворенности посетителей качеством оказываемых услуг.
На Рис. 2 представлено распределение на координатной плоскости групп факторов, влияющих на качество и доступность оказываемых учреждениями культуры услуг, в зависимости от степени важности факторов и значения удовлетворенности ими посетителей.
Рис. 2. Определение зон потенциального улучшения работы ДК
В ходе анализа все факторы были разделены на 4 группы:
- высокая степень важности и низкая степень удовлетворенности;
- высокая степень важности и высокая степень удовлетворенности;
- низкая степень важности и низкая степень удовлетворенности;
- низкая степень важности и высокая степень удовлетворенности.
Таким образом, были выявлены зоны потенциального улучшения работы учреждения культуры, т.е. определены приоритетные направления совершенствования его работы по обеспечению качества предоставляемых услуг. Это группа факторов, расположенных в секторе I, к которым относятся:
- условия доступа в учреждения культуры(1);
- информация об учреждениях культуры, их ресурсах и оказываемых услугах (3);
- стоимость услуг ДК (7);
- услуги ДК (9).
Для выбора критериев специализации и стратегии развития социально-культурной сферы можно использовать экспертные оценки по методу парных сравнений. В качестве экспертов при этом могут выступать работники координационного центра социально-культурного развития или конкретной исследуемой организационно-правовой структуры СКС. Наиболее сложной задачей при использовании метода приоритетов является выбор критериев, по которым можно объективно оценить направления специализации.
В настоящее время существует подобная система для оценки уровня качества промышленной продукции. Отдельные показатели этой системы могут быть использованы в предлагаемой методике. Однако большинство показателей выражаются количественно, на основе статистической информации, получение которой затруднено. Поэтому возникла необходимость создания особой, упрощенной, но достаточно объективной системы критериев для определения приоритетных направлений специализации деятельности предприятий социально-культурной сферы.
В основу этой системы, как нам представляется, могут быть положены пять групп показателей, характеризующих в целом специализацию предприятий социально-культурной сферы конкретного региона. К этим направлениям, характеризующим специализацию организационно-правовых структур СКС, можно отнести специализацию: К1 — тематико-творческую; К2 — программно-образовательную; КЗ — программно-воспитательную; К4 — культурно — коммуникативную; К5 — рекреационную.
Данный метод группировки показателей по направлениям представляет возможность выделить наиболее значимые критерии специализации и определить приоритетные направления развития специализации и кооперирования. Задача экспертов упрощается до предела, потому что перед ними только стоят в основном два критерия. Эксперт сравнивает их в определённом отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит все критерии. Число сравнений, или число различных пар, будет равно п*(п-1)/2. Результаты парных сравнений заносятся в таблицу (составляется матрица).
Число клеток в таблице равно п*п. Это число всех возможных сравнений. В каждую клетку заносится результат сравнения.
Предпочтение одного критерия перед другим обозначим оценкой 2, худшее качество оценкой 0, а равноценное значение — оценкой 1. Символы > и < используются обычно для обозначения предпочтений. Таким образом, заполняется вся таблица. После этого по каждой строке подсчитывается число оценок. По этому числу предпочтений составляется ранжированный ряд (шкала порядка).
По ряду выявляется, какой критерий самый значительный. При этом задача экспертов не присваивать критериям какой — либо оценки, как это делается при балльном методе, а лишь раздельно сравнивать попарно предприятия между собой по выбранному автором критерию, определяя соотношения между ними знаками предпочтения, или равенства. При этом экспертиза должно проводиться по каждой группе предприятий и по каждому критерию отдельно.
Указанный метод сравнений служит основанием для построения квадратичной матрицы предпочтительности А = //aij//. Здесь aij — коэффициент предпочтительности, который является не баллом, а числовой мерой — аналогом нашего представления о предпочтении одного из сравниваемых хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы другому по выбранному критерию.
Таблица 2. Матрица предпочтительности критериев специализации учреждений и организаций социально-культурной сферы (таблица составлена по итогам исследований в ДК им С.М. Кирова)
Kil |
Ki2 |
Ki3 |
Ki4 |
Ki5 |
Eaij |
IPi |
Удельный вес |
|
Kil |
= |
< |
< |
= |
— |
3 |
13 |
0,11 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
||||
Ki2 |
> |
= |
= |
= |
> |
7 |
35 |
0,28 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
||||
Ki3 |
> |
= |
= |
> |
> |
8 |
41 |
|
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||
Ki4 |
> |
= |
< |
= |
> |
6 |
27 |
0,22 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
||||
Ki5 |
= |
< |
< |
< |
— |
2 |
7 |
0,06 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
||||
123 |
1,00 |
На основе метода сравнений составляется матрица предпочтительности. Технику вычислений можно проследить по правой части матрицы предпочтительности: на первом этапе находим aij для каждого предприятия (учреждения, организации).
На втором этапе определяем сумму произведений коэффициентов предпочтительности aij на соответствующую сумму (S aij, умножение вектора — столбца на соответствующую строку) и получаем значение приоритета Pi. На основании вычисления всей матрицы представим все данные в таблице
В таблице 1 суммы значений Pi 1, Pi 2, Pi 3, Pi 4 и Pi 5 определены исходя из следующих сумм произведений:
IPi 1 = 1*3 +0*7 +0*8 +1*6 + 1*4 = 132 = 2*3 +1*7 +1*8 + 1*6+2 *4= 353 = 2*3 + 1*7 + 1*8 +2*6 +2*4 = 414 = 2*3 + 1*7 + 0*8 + 1*6 +2*4 = 275 = 1*3 + 0*7 +0*8+ 0*6 + 1*4 = 7
В таблице также получены значения относительных приоритетов, которые найдены как отношения Pi к сумме IPi. Если критерии поместить в таблицу в зависимости от значения Р отн, то получим количественный характер приоритета.
В результате из данных матрицы предпочтительности и метрической шкалы наглядно видно, что наиболее важным и предпочтительным критерием специализации в данном случае является: Ki3 — программно-воспитательный. Аналогичные матрицы строятся по всем выбранным критериям.
Следует сказать, что экспертизу по выявлению приоритета желательно проводить несколькими экспертами и окончательное значение предпочтительности выбирать по большинству однородных оценок.
Можно особо подчеркнуть наличие значительных преимуществ метода парных сравнений для решения задач специализации, кооперирования, прогнозирования, управления и нормирования деятельности хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы перед другими существующими методами.
социальный культурный досуг
Программа развития культуры и искусства в Невском административном районе утверждается ежегодно начальником отдела культуры территориального управления Невского административного района Санкт-Петербурга в соответствии действующим законодательством в области культуры, с учетом запросов и потребностей различных категорий населения и имеет несколько приоритетных направлений.
Исходя из задач, поставленных в данной курсовой, можно отметить некоторые шаги на пути совершенствования социально-культурной деятельности в центре ДК им. С.М.Кирова. Во-первых, это сохранение культурного и исторического наследия. Во-вторых, поддержка художественного творчества и потенциала населения. В-третьих, распространение ценностей культуры, путём привлечения посетителей. И, наконец, организация, освоение и распространение информационных ресурсов средствами библиотечно-бибилографического обслуживания населения.
Всё возрастающая объективная потребность в укреплении семьи, как одной из высших моральных ценностей общества, наряду с социально-экономическими, идеологическими и другими факторами органически связана с решением задач социального воспитания. Традиционно, культурный центр остаётся авангардным социально-культурным институтом.
Существует проблемная общественная задача: всемерно включить семью в социально-воспитательную систему. В этом вопросе полноценно позволяет действовать социально-культурная деятельность в культурном центре ДК им. С.М.Кирова. Являясь важным инструментом гуманизации, социализации и инкультурации личности, семья не может не отражаться в социально-культурной сфере, а именно в рассматриваемом объекте.
В ряду ведущих факторов, влияющих на активность семьи, создание благоприятной атмосферы в ЦК ДК им. С.М.Кирова, прогрессирование рекреационной и воспитательной функции этого социального института является уровень разумного использования свободного времени, содержательность досуга и его организованная активность.
В основе организации и оптимизации среды досуга в «Троицком» главное место должна занимать социально-культурная деятельность, так как в социально-культурной сфере приоритет отдаётся активному деятельному подходу в семейном воспитании, развитии культуры досуга и внедрение в семейный социум гуманизма и нравственности.
В настоящее время социокультурная деятельность там должна широко развивать свою социально-педагогическую направленность. Прежде всего, это выражается в активизации занятиями проблемами семьи и семейного воспитания.
Важным аспектом в деле оптимизации социально-культурного уровня ДК им. С.М.Кирова является развитие через социокультурную деятельность специфических социальных связей — духовных коммуникаций, высшей формой которых считается социокультурное общение.
Принципиальное условие действенности оптимизации социально-культурного уровня «Троицкого» есть органическая взаимосвязанность с культурной политикой, что на современном этапе приобретает особое значение, ибо культурное развитие всё в большей степени приобретает общесоциальное звучание.
Оптимизация социально-культурного уровня ДК им. С.М.Кирова, происходящая через социально-культурную деятельность, является составной частью общей государственной и общественной политики. Это столь же важно, как политика экономическая и социальная, так как с её помощью осуществляется активное регулирование не только сферы культуры и культурной деятельности, но и оптимизация общего социального уровня. То есть через оптимальную организованность социально-культурного уровня социума в культурном центре, происходит улучшение общего социального уровня.
Для разрешения поставленной нами задачи по оптимизации социокультурного уровня ДК им. С.М.Кирова важно концептуально разработать и использовать универсальную систему взаимодействия специалиста социально-культурной деятельности (в частности социального педагога сферы досуга) и посетителя, направленной или влияющей на повышение культурного уровня населения. В этом и будет поиск продуктивных идей, направленных на инкультурацию социума.
На современном этапе развития в связи с резкой поляризацией социальной и экономической дифференциации общества наблюдается кризис отношений между социумом и личностью, школой и семьёй, а также государственной идеологии в целом, ранее направлявших педагогический процесс, возрастает роль семейного воспитания. В данной ситуации немаловажное значение приобретает фигура социального педагога социально-культурной деятельности (или сферы досуга).
Следовательно, для того, чтобы решить актуальную проблему оптимизации социокультурного уровня ДК, требуется выявить и чётко обозначить функции социального педагога сферы досуга, основанные на глубоких знаниях не только социальных и культурных особенностей современного общества, но и на знаниях психоанализа и практической психологии.
Необходимо подойти к анализу и решению социально-педагогических проблем по оптимизации социокультурной деятельности культурного центра в новом аспекте и с разработанной психолого-педагогической методикой социально-культурной деятельности, отражающей направление изменения социальных и духовных запросов общества и в то же время учитывающей содержательные особенности сферы культуры. Практически разработать такую универсальную систему по оптимизации социально-культурного уровня «Троицкого», которая в синтезе с социальным воспитанием должна объединить многие теоретические и практические разработки, увеличив возможности социального педагога сферы социально-культурной деятельности и упрочив его роль в современном обществе.
Игровой процесс должен быть разнообразно полезен. Обязательно присутствие в «Троицком» следующего: игра-труд, игра-искусство, игра-досуг, игра-отдых, игра-загадка, игра-разрядка, игра-тренинг, игра-упражнение, игра-развлечение, игра бессознательное влечение, игра-воображение, игра-ориентация, игра-коррекция, игра-общение, ролевые игры и так далее. Многие игры синтезируют в себе по несколько из этих видов. В любой из этих игровых форм должно быть проявление индивида с различных сторон человеческой личности. А.С. Макаренко и Л.С. Выготский видели возможность для человека почувствовать себя в игре «чем-то более высоким», подняться не «голову выше самого себя», приобрести «высшие нравственные достижения, которые завтра станут среднем уровнем. Моралью».
Образовательные учреждения к настоящему времени уже накопили определенный опыт организации народных праздников как образцов социально-культурной деятельности посетителей. Но, чтобы её совершенствовать в ДК им. С.М.Кирова необходимо регулярными сделать празднования Нового Года с элементами традиционного Рождества, Масленицы, Жаворонков, Осенин; организовать Покровские ярмарки, семейные праздники здоровья по типу традиционных мужских игр-забав — «кулачных» боев, «свалок-сцеплялок», боев «стенка на стенку» и других.
Должны быть организованы классы национальных культур — башкирские праздники Сабантуй, Карга — туй (весенний обрядовый — «вороний» — праздник) и тому подобное.
Среди моментов народных праздников в ДК им. С.М.Кирова должны быть элементы возрастной и символико-статусной инициации (в традиционной народной культуре — обрядов перехода подростков во взрослую жизнь, сопровождаемые выполнением сложнейших заданий — демонстраций силы и мужества, ремесленных знаний и умений, прочее), элементы массовых состязаний в ловкости, выносливости, то есть элементы ритуализированных игр. Главным атрибутом таких торжеств должны стать фольклорная песня, ритуальный танец и обрядовая игра.
Особенностью использования фольклора и народной хореографии является акцентуацией аутентичных образцов фольклора (или приближенных к аутентичным) как образцов настоящей народной музыки, настоящей народной хореографии — «музейных» реликвий человечества. Использование таких вариантов народного искусства имеет не только значение собственно культурное, социализирующее, но и значение оздоровительное, «этнотерапевтическое», удовлетворяя потребность молодых людей в активной творческой деятельности, в самореализации, в самовыражении и самоутверждении.
Использование аутентичных образцов народного искусства должно иметь значение и воспитательное, формировать в подрастающем поколении новую культуру — культуру межнационального общения, так как она должна позволять участвовать в праздниках не только своего народа, но и праздниках других народов, живущих на одной территории, заставлять увидеть уникальность национальных культур и задуматься над значением мирного сосуществования народов.
Анализ имеющегося опыта социально-культурной деятельности в КЦДК им. С.М.Кирова показывает, что на сегодняшний день, во-первых, должны иметься разные модели культурно-досуговых объединений, специально изучающих народную культуру и, в частности, праздничный ее аспект (детские фольклорные объединения, кружки народной хореографии, краеведческие объединения, другое).
Во-вторых, так как наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно — досуговой деятельности, человечеством вновь должно быть открыто непреходящее социализирующее значение отдельных (в частности праздничных) форм народной культуры.
В-третьих, так как наблюдается тенденция к возрождению традиционных форм культурно — досуговой деятельности, человечеством вновь должен быть открыт оздоровительный эффект отдельных ритуализированных форм народной культуры, способствующих удовлетворению потребностей молодежи в творческой самореализации, в самовыражении и самоутверждении.
В-четвёртых, народный практический опыт должен быть оценен педагогической наукой и на этой основе созданы модели культурно — досуговых технологий по использованию в воспитательном смысле различных проявлений народной культуры (игровая технология, костюмированное зрелище, экспедиционно-архивное дело).
И, наконец, должен имеется опыт оценки качественного уровня понимания подрастающим поколением роли, значения и сущности образцов социальной культуры.
Таким образом, социально-культурная деятельность центра ДК им. С.М.Кирова прежде всего, должна включать, во-первых, организацию постоянных занятий по всем областям искусства в рамках работы художественных ансамблей и заинтересованных кругов.
Во-вторых, организацию конкурсов, фестивалей, просмотров представляющих достижения любительского художественного движения.
И, наконец, организацию празднеств, представляющих культурные достижения города и представляющих возможность для отдыха и интеграции жителей.
Предложенный метод, в высшей степени универсален, достаточно прост в усвоении, если его хотя бы раз применить на практике, то есть лично провести экспертизу и рассчитать приоритеты. Кроме простоты у данного метода еще, по крайней мере, три бесспорных преимущества: он не строится на статистических данных, качество которых не всегда соответствует действительности; метод позволяет выбрать практически любой критерий для оценки соотношений (конструктивный, технологический, экономический, социальный); объективно использовать в полной мере личный опыт специалистов, что, по нашему мнению, даст возможность получить наиболее правильную оценку.
Предложенная модель позволит разработать концепцию развития социально-культурной сферы в регионе, а также выделить задачи, которые должны решаться в рамках предприятий данной сферы в регионе, установить приоритеты в выделении инвестиций, распределении материально-технических и иных ресурсов среди хозяйствующих субъектов социально-культурной сферы.
Принципиальная модель достижения необходимых уровней специализации и кооперирования СКД должна строиться с помощью горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция представляет собой объединение учреждений и организаций, налаживающих тесное взаимодействия между ними «по горизонтали», с учётом совместной деятельности учреждений и организаций, выпускающих однородный продукт и применяющих сходные технологии. Вертикальная интеграция представляет собой производственное и организационное объединение, кооперацию, взаимодействие учреждений, организаций, связанных общим участием в производстве и реализации продукта.
В соответствии с представленной моделью важно обеспечить необходимую производственную ориентацию структурных элементов разных функциональных комплексов на удовлетворение дифференцированного спроса населения на продукцию и услуги социально-культурной сферы.
Для обеспечения необходимого уровня специализации необходим выбор и обоснование критериев, которые должны: давать однозначную абсолютную оценку уровня специализации, позволяющую сравнить во времени специализацию одного учреждения, организации СКД с другим; показывать относительный уровень экономической и социальной эффективности специализации; допускать агрегирование от низшего звена реализации продукта (от учреждения, организации СКД) до высшего (до отрасли, социально-культурной сферы в целом); реагировать на изменения технической оснащённости учреждения, организации социально-культурной сферы; отличаться простотой расчёта, планирования и учёта; обладать универсальностью применения.
Критерии специализации, можно установить исходя из классификации функций результативности воздействия учреждений и организаций СКД на социум.
В этой связи следует подчеркнуть, что применяющаяся в настоящее время классификация продукта, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании. Для построения модели специализации и кооперирования, все продукты СКД, по нашему мнению, можно сгруппировать по жанровой направленности. В случае развития специализации, классификация продукта должна отражать концепцию развития СКД в регионе, направленную на удовлетворение всех потребностей, увеличение количества потребителей и качества данных продуктов.
Основные организационные мероприятия для повышения эффективности функционирования ДК им. С.М. Кирова предусматриваются следующие:
- Обновление обстановки (сантехника, мебель, интерьер)
- Обновление спортивного оборудования
- Повышение квалификации кадрового состава
- Расширение рекламной кампании, включая новые виды рекламы
- Реализация различных мини-проектов в рамках общего проекта
- Диверсификация деятельности (в нашем примере — экологический туризм).
Таблица 3. Критерии специализации ДК им. С.М.Кирова
Отражательно-информационный |
Просветительская |
Приобщение к мировой культуре, распространение знаний. |
Познавательная |
Стимулирование познавательной деятельности человека, удовлетворение его стремления к познанию на основе изображения типических художественных образов. |
|
Прогностическая |
Показ вероятного или вымышленного состояния будущего художественными средствами. |
|
Оценочный |
Оценочная |
Демонстрация отношения к отображаемому объекту или явлению с целью создания у зрителя определённой ценностной ориентации относительно изображаемого события. |
Психологический |
Компенсационная |
Создание психологического ощущения приобретения недостающего, приобщения к событию. |
Суггестивная |
Убеждение, внушение художественно-изобразительными средствами и печатными изданиями. |
|
Симультанная |
Создание ощущения сиюминутности происходящего, ощущения присутствия при событии. |
|
Катарсическая |
Содействие духовному очищению. |
|
Игровой |
Гедонистическая |
Пробуждение чувства удовольствия, наслаждения |
Развлекательная |
Развлечение, заполнение свободного времени, содействие отдыху |
|
Научно-технический |
Доставочная |
Организация и технико-технологическое обеспечение передачи и получения теле и радио сообщения, приобщение к искусству и культуре путём его «прихода» в дом к потребителю (зрителю, слушателю).
|
Изобразительная |
Демонстрация эстетических ценностей наиболее адекватным их содержанию образом. |
Рекламная кампания предусматривает следующие направления: разработку опытными специалистами рекламы, в виде проспектов, листовок; участие на выставках; съёмку видеофильмов с демонстрацией своей деятельности и рассказе об организации, рассылка этого материала по организациям; реализацию Интернет-рекламы (учитывая популярность Интернета в школьной среде).
Чтобы создать условия и разработать план мероприятий, способствующий повышению эффективности текущего функционирования и перспективного развития социально-культурной сферы, должны быть осуществлены маркетинговые исследования производства и сбыта продукта СКД. При этом необходимо детально рассмотреть виды, качество и количество социокультурной продукции, их отличительные особенности, уникальные свойства. Это позволит социально-культурной сфере объёмно в натуральной и стоимостной формах выделить свои ресурсные потенциальные возможности, координировать и регулировать выпуски отдельных видов продуктов, дольше изготавливать необходимые продукты, переоценивать неудачные из них.
Заключение
В данной работе мы попытались рассмотреть проблему организации социально-культурной деятельности в культурном центре ДК им. С.М.Кирова. Мы попытались выявить основные тенденции организации досуга в КЦ, проанализировав современное состояние игровых программ, четко выделяя тот факт, что в настоящее время для посетителя появилась большая возможность выбора, право проявлять инициативу для организации и проведения досуга. Причем все виды социально-культурной деятельности в ДК им. С.М. Кирова призваны не только развлекать посетителя, но и развивать его как умственно, так и физически, открывая и развивая в нем скрытые таланты. Также мы выявили психологические и педагогические аспекты организации СКД в Центре. Рассмотрели как педагоги, организаторы досуга, решают свои педагогические задачи через игровые методики.
Пути совершенствования социально-культурной деятельности в культурном центре — актуальная культурологическая проблема, получившая обоснование в научно-теоретических источниках различных наук: общей и досуговой педагогики, общей психологии и психологии личности, социологии, социальной педагогики, философии, культурологии.
Отсутствие чувства идентичности порождает одиночество, потерянность, отчуждённость. К сожалению, в современных условиях оказалось почти полностью разрушенной система внешкольного образования в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, любительских объединениях. А она может не только выполнять функцию развития личности, поддержки талантов и способностей, но и играть роль «буфера», создавая очаги постоянного притяжения, снимающие стресс, усталость и беспокойство.
Социально-культурная деятельность наиболее успешна в культурном центре, так как, во-первых, педагог-организатор имеет свободу выбора направлений и средств организуемой деятельности посетителей. Во-вторых, педагог-организатор в своей деятельности особо нестеснен ни временными, ни территориальными рамками. И, в-третьих, педагог-организатор выполняет заказ социума. Организаторскими условиями социально-культурной деятельности в Центре являются, во-первых, содержательное обеспечение в виде разработанных наборов социально-значимых знаний и умений посетителей, нравственно-культурная наполненность этих знаний и умений.
Во-вторых, программное и методическое обеспечение в виде досуговых программ и комплексных образовательных программ, опосредованно связанных с участием посетителей в мероприятиях культурного центра, направленных на приобретение населения отдельных творческих умений; и в виде научно-обоснованного и экспериментально проверенного арсенала методических средств реализации программы культурно-досуговой деятельности участников секций и кружков ДК.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/dvorets-kulturyi/
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы — М.: Просвещение, 2000 -С.41-86.
2. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре (по материалам традиционных народных игр) : Автореф. Кандид. дис. М.,1991.
3. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003. — 320 с.
4. Морозова Н.С., Морозов М.А., Реклама в социально-культурном сервисе и туризме М., «Академия», 2003 — 336 с.
— Николаев А.В. Реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 1996.
— Педагогика сотворчества. Обновление содержания и организации педагогического процесса в учреждении дополнительного образования. Под общей редакцией С.Ю.Степанова. — Петрозаводск, 1995.
— Погорелова Н.В. Досуговая квалификация подростка // Социальный педагог: Подготовка и деятельность. Сб. статей ЧГИИК. — Челябинск, 1994.
— Погорелова Н.В. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности детей и подростков в условиях городского района //Культурно-досуговая деятельность: Методология и методика. Межвуз. сб. науч. тр. ЧГИИК. — Челябинск, 1993.
— Погорелова Н.В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших подростков: Автореферат дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 2000.
10. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности: Монография. М.,2003.
11. Хитарова И.Ю. Формирование нравственных потребностей старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности: Автореферат дис. Канд. Пед. Наук. — Оренбург, 2000.