Руководители нынешних республик Центральной Азии и Средней Азии в данное время обращают пристальное внимание изучению истории вообще, национальной истории в частности. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своих трудах много места уделяет значению и изучению истории тюркоязычных народов, истории Казахстана. Он говорит: « Почему мы изучению истории Казахстана придаем особое значение? Потому что, гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и продумать круг вопросов: «Кем были мы вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра?» Потому что, гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой. Потому что, каждый гражданин, углубляясь в историю должен стать достойным продолжателем дел своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю.
За последние десять лет ученые историки Казахстана сделали большую научную работу по объективному освещению истории казахского народа, государства. Вышли из печати такие авторитетные труды как: первые 3 тома академического издания пяти томного «История Казахстана»; «История Алашорды»; «История казахской диаспоры»; «История национально-освободительного движения» в трех томах; Готовится к печати новый труд «Очерки истории казахской государственности». Во всех этих работах принципиально по-новому объективно и справедливо освещались многие важные научные проблемы истории Казахстан. Большая работа проведена по восстановлению роли и места в истории таких видных государственных деятелей, представителей науки и культуры как: Т.Рыскулов, О.Жандосов, У.Букейханов, А.Байтурсынов, М. Шокай, С.Аспендияров, М.Жумабаев и др. Опубликованы их труды, написаны монографии и книги об их жизнедеятельности. В 1988 году были оправданы Шакарим Кудайбердиев, Ж.Аймауытов, М. Дулатов, А.Байтурсынов, М. Жумабаев и др.
С началом гражданской войны Казахстан также был вовлечен в этот процесс. Принимаются меры Алаш-Орды по созданию казахских военных формирований. Возникают национальные подразделения Красной Армии. Печатные органы лидеров национально-освободительного движения ведут пропаганду о защите национальных интересов казахского народа. В идеологической работе между большивиками и представителями «Алаш-Орды» крайне обостряются противоречия.
Газеты в районах действия Советов «Вестник Семиреченского трудового народа» (Верный, 1918 г., 21 июнь) — на казахском языке — «Жетысу енбекши халык мухбири» (позднее Комек), «Известия областного исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих, киргизских (казахских), красноармейских и ловецких депутатов» (Урда, 1918 г., 18 ноября)- «Яицкая правда» (1919 г., 1 февраля) — «Красный Урал» ( 1920 г., март) призывают народ к укреплению Красной Армии, борьбе против белогвардейщины. На страницах газет дерективные материалы YIII съезда партии. Вводятся новые разделы и рубрики большевистских изданий. Появляются плакаты и лозунги на страницах «Голоса Семиречья» (1919 г., 28 июня), призывающие к защите интересов революции.
КНИГИ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА Название:.. | Книги — скачать, ...
... 18 персидских сочинений XIII-XIX веков. Источниками для изучения истории казахского народа XIII-XIX вв. являются сочинения, написанные на ... -ансаб ва-л-ашджар Сочинение является уникальным источником для исследования истории Казахстана и Центральной Азии. Значение ... Трактата о святых Испиджаба». Персоязычные исторические сочинения, содержащие материалы по истории казахов, в основном представлены в виде ...
В областях Казахстана возникают новые большевистские печатные издания «Яицкой правда», «Дурыстык жолы». «Повстанец» (Кустанай, 1919 г., 30 сентября) — «Красная степь» (1920 г., январь).
Знамя борьбы и труда» (Семипалатинск, 1919 г., 2 декабря) — «Степная правда» (1920 г., 21 декабря).
«Ќазаќ тiлi» (Семипалатинск, 1919 г., 4 декабря).
«Известия Павлодарского ревкома» (1919 г., декабрь) «Красный Павлодар» (1920 г., 11 марта).
«Большевик» (1920 г.,2 ноября).
«Мир труда» (Петропавловск 1919 г., 5 декабря).
Известия Усть-Каменогорского уездного революционного комитета» (Усть-Каменогорск, 1920 г., январь).
«Советская власть» (1920 г., август).
«Красный вестник» (Акмолинск, 1920 г.).
Появляются военные издания как «Известия Киргизского Комиссариата по военным делам» (Урда, 1919 г., на казахском и русском языках), «Правда» — газета политотдела Актюбинского фронта.
Возникают первые республиканские издания в связи с образованием Каз. АССР. Это газеты «Ушкын» — орган Кирвоенревкома (Оренбург, 1919 г., 17 декабря) — предшественница республиканской партийной газеты «Социалистiк Ќазаќстан», «Известия Киргизского края» (Оренбург, 1920 г., 1 января) — предшественница «Казахстанской правды», «Красная молодежь» — первая республиканская советская молодежная газета» (Оренбург, 1919 г., июль), молодежные газеты и журналы Казахстана — «Молодой боец» (Уральск), «Юный степняк» (Акмолинск), «Юный пролетарий» (Верный), первые республиканские молодежные издания на казахском языке. «Жас кайрат» (Ташкент, 1921 г., 22 марта — родоначальница «Лениншiл жас» — органа ЦК ЛКСМ Казахстана. Газета «Љртен» (Оренбург, 1922 г., ноябрь), журнал «Жас ќазаќ» — орган обкома РКСМ (Оренбург, 1923 г., ноябрь).
Ключевой период в формирования исторической сущности современного постсоветского истеблишмента находится в 20-х — 30-х гг., поскольку именно в этот период в ходе коллективизации и индустриализации происходило становление и развитие на собственной основе тоталитарной советской общественно-политической системы, основные элементы и сущностные черты которой перешли в постсоветский период, определилась иерархия властных институтов партии и государства, была уничтожена и вытеснена дореволюционная демократическая элита и произошла практически полная смена прежних элит. Последующие десятилетия вносили свои, порой значительные, коррективы, однако они сохраняли и лишь усиливали сформировавшийся бюрократический номенклатурный характер национального истеблишмента.
«Культура Казахстана 19 века»
... потрясениями. С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. ... называли шакирами, учителей - мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 ... общественной жизни, сильное воздействие татарской культуры. Если в начале века все ... г. окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. В результате систематического самообразования он ...
ГЛАВА 1. У.БУКЕЙХАНОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИИ «АЛАШ»
Как указывалось выше, к 1917 г. в Казахстане уже существовала национальная культурная элита, включавшая в себя около сотни казахов, получивших высшее образование в университетах и других учебных заведениях России. Имена этих разносторонне одаренных людей, попытавшихся восстановить казахскую государственность в 1917 г. в рамках автономии «Алаш», ныне реабилитированы после многих десятилетий тоталитарного забвения. Однако материальный достаток и высокая образованность тогда не были входным билетом в правящий класс, поскольку с конца 60-х гг. XIX века казах не мог подняться на должность выше волостного управителя. Прежний правящий класс — султаны, бии, батыры и старшины — были отстранены от власти, которая сконцентрировалась в руках генерал-губернаторов Степного и Туркестанского краев, включавших территорию Казахстана. На последующей ступени административно-территориального деления — губерниях, в свою очередь подразделявшихся на уезды, также управляли чиновники, назначаемые царской властью. Уезды подразделялись на волости, состоявшие из административных аулов, объединявших кочевые аулы.
Преимущественно военно-колониальный характер власти проявлялся в назначении, как правило, военных на должности генерал-губернаторов и губернаторов. Сущностью административных реформ 1867-1868 гг. был переход от косвенного управления, характеризовавшегося ограниченным вмешательством колониальной администрации во внутриказахские дела при сохранении влияния и ограниченной власти у султанов и биев, привилегированным положением султанов, к прямому управлению посредством назначаемых сверху чиновников.
До 1868 г. в казахской степи наряду и одновременно с аристократическим принципом действовал и меритократический принцип продвижения личности во власть. По общему мнению казахстанских историков, ни один чингизид-торе не мог стать султаном или ханом, не показав личных достоинств, способности отстоять интересы подвластных ему людей. В противном случае, подчиненные ему роды могли просто откочевать, примкнуть к другому султану, либо избрать другого хана или султана. Ханам и султанам приходилось учитывать влияние и импульсы идущие «снизу» от батыров и биев, руководствовавшимися интересами своих родов, и самое главное — реально располагавших вооруженными джигитами, конями и скотом. Этот принцип был подвергнут эрозии в течение XVIII и XIX вв., известны имена ханов, избранных под давлением и утвержденных колониальной администрацией, но не имевших поддержки и популярности в народе (таковыми были во второй половине XVIII в. ханы Младшего жуза Нуралы, Есим).
С другой стороны, оппозиционный царским властям хан Кенесары, избранный представителями всех трех жузов, не был утвержден царским правительством во времена Николая I.
Выборность волостных, введенная реформой 1867-1868 гг. привела к феномену, известному в постколониальных странах Африки: борьбе за должность. Клановая борьба за должность с полномочиями, не ведомыми прежним вождям родов, и с возможностью обогащения благодаря продвижению интересов выдвинувшей его во власть группы, была чужда нормам предшествовавшей политической культуры. Носители ее норм уже не вписывались в новые «правила игры». Показателен пример просветителя-поэта Абая Кунанбаева, который был знатоком норм традиционного права и справедливым, по мнению народа бием. Однако, Абай был уже на должности бия, а не бием — родовым вождем, имевшим более широкие права по решению конфликтов между родовыми группами и семьями. Его деятельность проходила после реформ 60-х гг., когда должность бия была выборной и подчиненной волостному. Он пытался нормы адата (обычного права) привести в соответствии с законодательством Империи, но столкнулся с борьбой родо-племенных интересов, сопротивлением новых разбогатевших влиятельных казахов, и, в конце концов, разочаровавшись, отстранился от судебной деятельности.
Казахские писатели
... знакомство с представителями передовой демократической интеллигенции - поэтом С.Ф. Дуровым, писателем Ф.М. ... патриотом, просветителем. Он прекрасно знал жизнь казахского народа, его быт, нравы, ... доспехи» и другие. Объемистое пятитомное сочинение Ш.Ш. Уалиханова на русском ... в приобретении их для казахов того времени само по ... также местных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи. В ...
В общественное сознание того времени уже проникло представление о силе власти как таковой, безотносительно к личным достоинствам и качествам, чинопочитание и преклонение перед сильными мира сего. Мыслитель и просветитель Абай желал нравственной практики в делах властвования и управления, но, однако, в отличие от прежних батыров и биев, творивших деяния, он вынужден был рефлектировать и рассуждать, находясь в философском одиночестве. В его понимании «живости восприятия» сквозит угасшая воля прежних свободных кочевников. Свергать неугодных народу ханов, как делали воспетые поэтом — импровизатором Базаржырау казахские батыры, — такая задача уже не могла стоять перед ним в иной исторической обстановке.
Абай ставит диагноз деградации окружающего его общества, говоря о своем народе: «Постоянен в непостоянстве своем». Абай полагал, что власть имущие должны помочь своему народу, и в слове 41-м «Слов назидания» определил достаточные, по его мнению, условия: «Человек, который по настоящему озабочен будущим казахов и собирается не только давать советы, а и осуществлять их на деле, должен удовлетворять одному из двух требований. Первое условие: в руках этого человека должна быть сосредоточена вся власть по управлению народом. Второе условие: в руках этого человека должны быть несметные богатства. Но нет сегодня такой власти, которая была бы так сильна, чтобы держать народ в повиновении. И не найти в степи такого богача. А словами казаха не возьмешь, угрозами его не испугаешь, упреками не устыдишь».
Поколение культурной элиты, наследовавшее от Абая, Шакарима, Алтынсарина и многих других просветителей дело национального просвещения, восприняло его представления о необходимости власти, способной улучшить положение казахского народа, ориентировалось на его просвещение и создание организации, способной выразить казахские национальные интересы. Именно национальной интеллигенции с ее образованностью, интеллектуальной силой и нравственным свободолюбивым пафосом предстояло взяться за возрождение и модернизацию национальной государственности в рамках политического и идеологического пространства Российской империи.
Характерной чертой узкого слоя казахской культурной элиты было обладание разносторонними творческими качествами. Практически все они были общественными деятелями и одновременно писателями, поэтами, учеными, не ограниченными горизонтом своих профессий, узкой специализацией. Например, инженер-железнодорожник М. Тынышбаев проявил себя также в качестве видного историка, этнографа, М. Дулатов — поэт, публицист, писатель, драматург, педагог, общественный деятель, А. Байтурсынов- поэт, публицист, переводчик, тюрколог, создал в 1924 г. реформированный казахский алфавит на основе арабской графики, А. Букейханов -общественный деятель, публицист, ученый, автор ряда трудов, посвященных политическому просвещению казахского народа, пробуждению его национального самосознания, исследований казахского фольклора и эпоса, переводчик произведений русской литературы на казахский язык, автор монографии по казахскому овцеводству, коневодству, крупному рогатому скоту. Энциклопедическая разносторонность интересов была присуща врачу по профессии Х. Досмухамедову, оставившему ценные труды в исследовании казахского языка и фольклора.
Напишите сочинение эссе кенесары последний казахский хан
... Кенесары Касымова 1837—1847 гг Период после принятия казахскими ханами добровольного подданства Российской империи и связанное с ним присоединение казахских жузов к России ... Горчаковым, хотя последний оставлял их без ответа. Последней попыткой мирным путем склонить Кенесары к прекращению ... приказов посылались партии казаков по 50 чел. в места наиболее вероятного появления Кенесары, между Кокчетавским, ...
Культурная казахская элита с 1905 г. активно участвовала в выборах в Государственную думу, приобретала политический опыт. Казахи были представлены в I и II Государственных Думах шестью депутатскими мандатами. Среди депутатов I Думы, избранной в 1906 г., был А. Букейханов, а во II Думе, выбранной в 1906 г. и начавшей работу 20 февраля 1907 г., депутатами были известные политические и общественные деятели последующих двадцати лет М. Тынышпаев и Б. Каратаев . Однако, 3 июня 1907 г. II Дума была распущена, введены новые законодательные положения о выборах, согласно которым казахи потеряли право иметь депутатов в последующих III и IV Думах.
На мировоззрение казахской интеллигенции повлияло то, что с 1907 до 1917 гг. политические усилия культурной элиты в условиях отсутствия представительства в Государственной Думе и на уровне региональном были сосредоточены на выработке культурно-цивилизационных ориентаций и идейно-политической подготовке будущей политической борьбы. С января 1911 по сентябрь 1915 г. в г. Троицке нынешней Оренбургской области России издавался первый казахский общественно-политический и литературный журнал демократического направления «Айкап»(редактор М.Сералин), а с 1913 г. стала выходить газета «Казах» (редактор в 1913-1917 гг. А. Байтурсунов, среди организаторов — А. Букейханов и М. Дулатов).
Оба издания, в отличие от предшествовавших изданий на казахском языке, затрагивали широкой круг вопросов общественной жизни: культуру, литературу, образование, достижения науки и техники, внешнее и внутреннее положение России. Основное внимание уделялось постановке экономических вопросов: о землепользовании и землеустройстве кочевников-казахов, переходе на оседлый образ жизни. Также публиковались статьи, призывавшие к борьбе с унижающими достоинство женщины пережитками (калым, многоженство, выдача замуж девушек против их желания за пожилых мужчин, аменгерство — обязанность женщины после смерти своего мужа стать женой его близкого родственника).
В статьях выражалось мировоззрение казахской интеллигенции того периода, в котором присутствовали элементы пантюркизма, панисламизма, неоднозначного отношения к переходу на оседлый образ жизни.
Политическая система современной России
... 1993 г. в России установилась современная политическая система. 1. Политическая система России Политическая система Российской Федерации ... те или иные стороны общественной жизни, президент имеет право издавать указы, ... Политическая деятельность Коммунистической партии немедленно после подавления августовского путча была запрещена в России. Таким образом, система организации власти в России (политическая ...
В острых дискуссиях «Айкапа» с газетой «Казах» проявлялось различие более радикальной, критической точки зрения «Айкапа» и более умеренной, ориентированной на постепенное преобразование кочевого и полукочевого хозяйственного уклада точкой зрения редакции газеты «Казаха». Последний стал позднее официальным органом партии «Алаш».
Радикализм «Айкапа» проявлялся в близости позиции редактора и издателя журнала М. Сералина к мнению тех представителей интеллигенции, которые увязывали оседание с решением проблемы наделения землей малоземельных и безземельных крестьян-казахов. Позднее этот радикальный и эволюционистский подходы к решению проблем общественной жизни стали основой для политического размежевания внутри казахской интеллигенции в годы гражданской войны в России 1918-1920 гг. и борьбы внутри казахских коммунистов в 20-е годы.
Вхождение культурной просветительской элиты в политическую борьбу выражало их стремление улучшить жизнь своего угнетенного народа, добиться участия коренного населения в политической жизни, ее демократизации. Эти намерения привели их к политическому сплочению и в 1905 г. сделали сторонниками и членами конституционно-демократической партии — российской партии, предлагавшей либеральные реформы в стране. Их привлекала программа конституционных демократов (кадетов), содержавшая тезис о том, что после установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами, для всего Российского государства должен быть «открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти…»
Культурная интеллектуальная элита стала ядром новой генерации политиков, стремившихся соединить традиции казахского общества с началами западной демократии и передовой общечеловеческой культуры.
Политическое согласие и общность взглядов казахской элиты с кадетами закончились уже к 1917 г. Во многом это объяснялось позицией кадетов, входивших во Временное правительство России, и откладывавших скорейшее разрешение национального вопроса. Политические расхождения привели тогдашнего фактического политического лидера культурной элиты А. Букейханова к выходу из партии кадетов в мае 1917 г. В статье «Почему я вышел из партии кадетов» он писал о трех основных разногласиях с кадетами: по вопросу о национальной автономии, взаимоотношений государства и религии, о частной собственности на землю .
Дело в том, что кадетами признавалась культурная автономия, а не государственное самоопределение нации. А между тем главной целью лидеров казахской элиты было создание автономной казахской государственности в составе России. «Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия — народная власть, федерация — союз великих государств).
Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах», подчеркивалось в программе Алаша .
Во-вторых, в отличие от кадетов, признававших за религией «первенство почета во всех актах государственной жизни», лидер казахских национал-демократов настаивал на отделении религии от государства.- «Как видно из истории французского, русского и других народов, представители духовенства, получающие жалованье за счет государства, будут зависимы от правительства. По этой причине следует отделить религию от государства, если мы хотим, чтобы религиозные дела казах-киргизов развивались успешно…» . В этой связи надо отметить, что все деятели партии»Алаш» по своим личным убеждениям в целом были неверующими, «но многие вопросы социально-экономического характера связывали с религией, что должно было, по их мнению, помочь привлечь массы на свою сторону» .
(россия-правовое государство)
... права человека. Несмотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию нельзя назвать правовым государством. 1 votes, average: 5.00 out of 5) ... должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти). Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет ...
В-третьих, кадеты считали необходимым введение частной собственности на землю, А. Букейханов полагал это преждевременным в условиях Казахстана, поскольку это привело бы к закреплению колониального положения казахов, вытесненных с лучших земель европейскими переселенцами, а также к распродаже бедными казахами своих земель и их люмпенизации, превращение их в голоштанных батраков. «Все ранее отобранные у казахов переселенцами земли должны быть возвращены обратно, и туземцы должны быть с землею в первую очередь», — так ставился вопрос в будущей программе партии «Алаш», объединившей в 1917 году лучший цвет демократической казахской интеллигенции.
Как видим, казахская культурная элита уже в 1917 году четко осознавала коренное различие своих национальных интересов от интересов и взглядов либералов России, оказалась способной адекватно выражать и отстаивать интересы своего народа. Лидеры подлинной казахской элиты стремились достичь независимости казахов законным, конституционным путем, посредством политической борьбы. Они были принципиально против насилия и кровопролития. Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.
Такими же последовательными были алашевцы и в вопросах демократизации государственного устройства. В своей программе они выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах «всех без различия происхождения», а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов .
Как трезвые реалисты-прагматики алашевцы не увлекались голым поверхностным популизмом и национализмом и тем более экстремизмом. Этим объясняется их мужественная гражданская позиция, занятая ими вопреки господствовавшим в казахском обществе мнениям и настроениям и поверхностно оцененная некоторыми исследователями как «предательство» ими национальных интересов казахов. А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение «Гражданам Алаша», где они выступили с призывом не сопротивляться приказу российского правительства о призыве на военно-тыловые работы. «Отказаться от этого нельзя, власть нам этого не простит, она на законных основаниях применит репрессивные меры. В степь выйдут войска — народ лишится покоя,одинаково пострадают и люди, и скот, нарушатся основы уклада…Военное положение для народа равносильно катастрофе» .
Роль женщин в политической истории России
... власть в своих руках. 1. Гендерные альтернативы верховной власти в России XVIII века Внешне роль женщин-императриц ... женщин в роду Романовых оставалось больше, чем мужчин. Но значение сделанного поворота нельзя недооценивать. На общем фоне истории трех четвертей XVIII века только женщины ... по-разному. Утилитаризм в авторитарном обществе не способен провести различия между интересами государства и ...
ГЛАВА 2. ДВИЖЕНИЕ «АЛАШ» ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ.
Февральскую революцию казахская культурная элита встретила с одобрением и пониманием, в отличие от свершившегося затем октябрьского большевистского переворота. В 1919 году А. Байтурсынов писал, что насколько » понятнее была казахам февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская революция» (Там же).
Хотя ряд представителей культурной элиты был назначен Временным правительством России на ответственные посты, в том числе областными комиссарами вместо прежних губернаторов, это не привело к послушному следованию правительственной политике. Помимо упомянутых А. Букейхановым расхождений с кадетами, существовали иные, все возраставшие по значимости тенденции.
Во-первых, политическое настроение в 1917 г. характеризовалось стремлением казахской нации к автономии, в общественном сознании политические идеалы свободы и самоопределения занимали ведущее место.
Во-вторых, на проходивших с марта по апрель 1917 г. областных казахских съездах выдвигались различные политические требования, которые показали независимость казахских национальных демократов от политического влияния кадетов: Тургайский и Уральский съезды высказывались за федеративную демократическую республику и отвергли ориентацию кадетов на установление конституционной монархии.
В-третьих, на Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии «Алаш». На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.
Культурная элита стала в тот момент лидером нации в деле агрегации интересов, их согласования посредством дискуссий и установления между ними иерархии приоритетов. Задача облегчалась накопленным политическим опытом предшествующего десятилетия. Сама постановка вопросов раскрывает способность культурной элиты того времени быть открытой демократическим взглядам Европы и России, реагировать на назревшие острые социальные, политические, культурные, экономические и аграрные проблемы. Либерально-демократические взгляды были соединены с необходимостью их приложения к конкретным условиям и специфике Казахстана. Была поставлена задача сближения и консолидации интересов различных групп казахского общества, разъяснение смысла предпринимаемых предложений и действий путем пропаганды и агитации.
Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. .
Политическое пространство
... состоит в анализе политического пространственно-временного континуума современной России. В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи работы: характеристика политического пространства как предпосылки политики; 2.характеристика политического пространства как цели политики; .характеристика политического пространства ...
На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. был сформирован Всеказахский временный народный совет «Алаш-Орда»(фактически, правительство автономии казахских земель «Алаш»), задачей которого была подготовка провозглашения автономии «Алаш» с последующим утверждением ее конституции Всероссийским Учредительным собранием.
Партия «Алаш» предполагала устроение обществено-политической жизни в соответствии с европейскими демократическими политическими ценностями. В то же время доминировавшая в культурной элите западническая культурно-цивилизационная ориентация не означала разрыва с тюркским и исламским миром.
Более того, часть алашевцев, выходцев из южных областей современного Казахстана, входивших в состав Туркестанского края, М. Тынышпаев и М. Чокаев, входили в 1917-1918г.г. также в партию «Шура-и-Ислами» («Совет ислама»), возникшую в марте 1917 г. в Туркестанском крае. Эта партия опиралась на сочетание тюркского и исламского единения, актуального в условиях Туркестана, поскольку исламская религия доминировала в общественном сознании коренных этносов и племен Средней Азии и выступала фактором их объединения.
Таким образом, отчасти оправдывался прогноз А. Букейханова, высказанный еще в 1910 г.: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, соорганизуются две политические партии соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одна из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с прочими мусульманами. Другое — западное направление. Первое, вероятно, возьмут за образец мусульманские, татарские партии, вторые — оппозиционные русские, в частности партию » народной свободы» (т. е. кадетов )» .
Лидеры Алаша Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, тот же А. Байтурсынов позднее писал, что февральская «первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту — управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже…..