Дом относится к числу основополагающих, всеобъемлющих архетипических образов, с незапамятных времен функционировавших в человеческом сознании. Эквиваленты славянского слова «дом»— обозначали широкий круг понятий: кров, семью, жилище, строение, некое определенное место. Он также включал в себя явления, связанные с культурной организацией жизни: хозяйство, быт семьи или народа, наследство, иерархию, порядок. Понятие дома связывалось также со своим народом (например, в Ветхом завете еврейский народ именуется Домом Израилевым), страной, правом, нравственностью, памятью и верностью заветам.
В мифопоэтических представлениях славян дому отводилось чрезвычайно важное место. Он осмыслялся как «мир, приспособленный к масштабам человека и созданный им самим». Жилище было по преимуществу носителем признака «внутренний»: оно оберегало человека от невзгод внешнего мира, создавало атмосферу безопасности, определенности, организованности, противостоящей внешнему хаосу.
Дом сравнивался с матерью, которая кормит и охраняет дитя, а также с материнским чревом, с наседкой, защищающей цыплят. Закрытое, обжитое пространство, где главенствовали атрибуты дома, как постель, печь, тепло, издавна осмыслялось как женское, в отличие от неуютного холодного внешнего мира, в котором главную роль играл мужчина — землепроходец, строитель, завоеватель.
Постоянно подчеркивались такие признаки дома, как прочность, неподвижность («полна горница людей»), одушевленность. Человеку нужен был дом, соединяющий небо и землю. Он крепко стоит на земле и является для его жителя центром потустороннего, горизонтального мира. С другой стороны, он возвышается над землей, стремится к небу; «он выпускает человека вовне и в этом смысле связан с внешним миром и с верхом». Поэтому возникла необходимость создания в доме некоего сакрального пространства, напоминавшего о связи домашней организации и защищенности с божественным миропорядком и защитой от потусторонних сил.
Но что же слово «дом» значит для народа? Русский народ создал огромное количество литературы. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов. Фольклор — это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полные представления об идейно-эстетических богатствах его творчества.
Глава 1. Человек и мир в богодарованной красоте и гармонии. Человеческая ...
... Люди, которые чувствуют мир более тонко, могут сказать, что гармония и красота тесно связаны между собой, и одно без другого не существует. Сочинение на тему «Духовная красота» Красота ... значима, чем внешние данные, поскольку именно душевное наполнение стимулирует совершение достойных поступков и врезается в память окружающих людей. Внутренняя красота определяет отношение к человеку, особенно если ...
Словарь Даля отмечает также, что слово «дом» означает в русском языке не только «строение для жилья» или «избу со всеми ухожами и хозяйством», но и «семейство, семью, хозяев с домочадцами». Дом в значении «семья» в русском языковом сознании означает не духовное пространство «родного угла», а группу людей, связанных кровными узами.
Описания семьи можно найти у Пушкина («Дубровский», «Капитанская дочка»), Гоголя («Старосветские помещики»), позднее у Даля («Вакх Сидоров Чайкин», «Павел Алексеевич Игривый», «Отец с сыном»), Григоровича, Тургенева и многих других писателей, обращавшихся к изображению жизни провинциальных помещиков, крестьян или купцов.
Цель данной работы — рассмотреть тему дома и семьи в творчестве А.П. Чехова.
Задачи:
- рассмотреть тему семьи в произведениях русской литературы XIX века;
- изучить мастерство А.П. Чехова в изображении своих героев;
- выявить особенности изображения семьи в различных произведениях А.П.
Чехова.
1. Тема семьи в произведениях русской литературы XIX века
Тема отцов и детей, тема смены поколений является традиционной для русской литературы: Тургенев — «Отцы и дети», Толстой — «Война и мир», Чехов — «Вишневый сад».
Л.Н. Толстой тоже не является исключением. В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души.
Болконские — люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света Русские мемуары. Избранные страницы. / Сост. Подольская И.И. — М.: Правда, 1988. .
У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы «в нужде мужикам». Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, «ей странно было думать… что могли богатые не помочь бедным». А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это в полку его называли наш князь, им гордились и его любили.
Сын Андрея — Николенька. Он очень любит отца и Пьера, и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: «Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен…».
Семья Ростовых так же представлена широко, всеобъемлюще. Например, курьёзный и нелепый случай с медведем и квартальным вызовет в доме Ростовых у одних добродушный смех (у графа Ростова), у других — любопытство (преимущественно у молодежи), а кто и с отеческой ноткой (Марья Дмитриевна) грозно пожурит бедного Пьера: «Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел».
Рассуждение. Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками ...
... между родителем и ребенком, в рамках которых ребенок трепещет перед родителем и не смеет ему перечить даже в малом. Большинству людей известны семьи, особенно большие семьи, в которых конфликты назревают постоянно, и ... Часто можно услышать, как родители подростков жалуются на то. что, чем старше становится их ребенок, тем больше конфликтов и разногласий возникает в семье. «А раньше мы смотрели ...
Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Наташу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошёл вниманием и будущего мужа Веры — Берга. Вера слишком «умна» для этого семейства, но ум её обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома.
Берг и Вера несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов — самый задушевный персонаж романа.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» — один из самых густонаселенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.
Можно также вспомнить и другие произведения русских писателей. Ведь почти все произведения наших классиков и современников изобилуют семьями. «Отцы и дети» — одно из центральных произведений Тургенева. Действие романа происходит во время кризиса крепостнической системы, когда обострились противоречия между разными лагерями, в частности между революционерами-демократами и либералами.
Тургенева можно назвать художником-реалистом. Характерной чертой произведений Тургенева является правдивое изображение всех сторон жизни общества. Всю несостоятельность либерального дворянства писатель прекрасно показал в романе «Отцы и дети». Говоря о центральной идее произведения, автор писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, то что же молоко? Они лучшие из дворян — и именно поэтому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность» Щеблыкин И.П. История русской литературы. — М.: Высшая школа, 1985..
Основной конфликт произведения — это конфликт общественно-политический, конфликт отцов и детей — представителей дворянства с разночинцами. Таких людей, которые, по мнению автора, живут мыслями уходящего времени и уходящими представлениями о жизни, и новыми идеями, направлениями, мыслями, рожденными новым временем. Подтверждением тому, что социальный конфликт является основным в произведении, служит и характер избранных автором художественных средств: портреты героев, их одежда, описание пейзажа, речь — все говорит о различии представителей этих двух лагерей, между которыми происходит главный конфликт. В основном он раскрывается в трех спорах Базарова с Павлом Петровичем, в спорах, предметом которых являются вопросы, волнующие передовых людей того времени: отношение к роли дворянства в обществе, к науке, к русскому народу, к искусству и к природе. Естественно, что точки зрения героев определяются их противоположными друг другу мировоззрениями. Павел Петрович считает, что аристократия — движущая сила общественного развития; его идеал общественного устройства — «английская свобода», то есть конституционная монархия. Кирсанов делает упор на либерализм, то есть на (его основной принцип) сохранение строя при реформах в общественном укладе жизни. Базарова такая позиция не устраивает. Ему нужно изменить социальный строй, он за революцию, и поэтому он отвергает либерализм и отрицает ведущую роль дворянства (в русском обществе) как неспособного к решительным действиям.
Анализ рассказа Чехова «Хорошие люди»
... хорошие люди» равнодушно расстались совершенно чужими, что жизнь их лишена содержательности. 8. Композиция произведения. Экспозиция рассказа — знакомство читателя с главным героем, ... смысл. Чехов сменил название рассказа «Сестра» на «Хорошие люди», вероятно, потому, что конечный вариант более точно отражает идею рассказа. ... его самодостаточность. Но поиски истины ему не по плечу, потому что он о ней ...
Представления Евгения не так уж правильны и верны в реальной жизни, как в его спорах с Павлом Петровичем. Базаров говорит о своей близости к народу, а простой мужик не принимает его, называя «шутом гороховым»; он выглядит холодным и равнодушным по отношению к своим родителям, которые души в нем не чают, а сам пытается всеми силами подавить в себе ответные чувства; он заявляет, что природа не храм, а мастерская, и объясняет все движения человеческого сердца лишь физиологией.
2. Мастерство А.П. Чехова в изображении своих героев
Чехов Антон Павлович (1860-1904), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1900-1902).
Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним — Антоша Чехонте и др.).
Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).
В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898).
В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.
Не отрицая растущий талант Чехова, критика оказывается по большей части неспособной принять особенности его «объективной» (как он сам характеризовал ее) художественной манеры, обвиняет писателя в равнодушии к социальным проблемам, в отсутствии прямых авторских оценок и мировоззрения в целом, в том, что он пишет «с холодной кровью», в излишнем «фотографизме» и т. д.; в высказываниях героев усматривает позицию писателя: так, слова старого профессора об отсутствии у него «общей идеи» (повесть «Скучная история», 1889) воспринимались как авторское признание и проецировались на все творчество Чехова. Исключение составила повесть «Палата № 6» (1892), за которой было признано бесспорное общественное значение. В целом же за Чеховым закрепилась репутация писателя, чуждающегося социальных проблем, — бытописателя и мастера тонкого психологического анализа Чехов А.П. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 6. — М.: Издательство художественной литературы, 1955. (Предисловие).
Единство авторской мысли в «маленькой трилогии» А.П.Чехова («Человек ...
... футлярности», «Человек в футляре». Тема «футлярной» жизни может быть названа одной из сквозных, центральных тем в творчестве Чехова. Она ... Чехов протестовал против того, что упомянутые три рассказа набираются в типографии для собрания сочинений, ... трилогию, состоящую из частей, внутренне связанных между собой. Каждый из трёх главных героев ... «как бы ничего не вышло», ходит по квартирам «и как будто что-то ...
В многочисленных рассказах этого времени Чехов обращается к исследованию души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей: пессимизма («Огни», 1888), социального дарвинизма («Дуэль», 1891), радикального народничества («Рассказ неизвестного человека», 1893); решает волновавшие общество вопросы семейных отношений («Три года», «Супруга», «Ариадна», все 1895), аномальных явлений психики («Черный монах», 1894) и др. Основой сюжетов становится не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира: герои Чехова — «хмурые», скучные, живущие «в сумерках» люди, оказываются жизненно несостоятельными в силу собственной неспособности к творческой реализации, неумения преодолевать душевное отчуждение от других людей; их несчастья не имеют фатальной предопределенности и не обусловлены исторически — они страдают по причине собственных житейских ошибок, дурных поступков, нравственной и умственной апатии.
Многие герои его последних произведений все сильнее испытывают «тоску по идеалу», переживают стремление к новой, лучшей жизни («По делам службы», 1898; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903).
Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворенности бессмысленностью своего существования видит доказательства принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.
Во многих произведениях А.П. Чехова в центре произведения стоит не человек, а вещь. Мир деталей составляет очень важный уровень в художественной структуре писательского миропонимания. Возникает ощущение, что предметный мир более важен, чем мир человека, мир людей. Вещи в произведениях мало того, что самостоятельно живут своею собственною жизнью, но они часто имеют большую власть над жизнью и судьбой героев. Записные книжки Чехова хранят множество «законсервированных» сюжетов, где центр фабульности составляют реалии мира вещей.
«Описать вот этот, например, стол…, — говорил Чехов, — гораздо труднее, чем написать историю европейской культуры» Воспоминания о Чехове / Под ред. Кротовой А.А. — М.: Просвещение, 1989..
Футлярные» люди в рассказе Чехова «Человек в футляре
... также помещают себя в своеобразную скорлупу, так и проживая свои дни. Однако, такой образ жизни неверен, что и хочет нам донести А.П. Чехов через свои рассказы. Сочинение Образы футлярных людей Чехова Чехов один из лучших ...
Предметы переходят из рук в руки, знаменуют жизненные победы и поражения, могут сплотить людей или, напротив, выявить разверзшуюся пропасть между ними. То, что не дано человеку, они берут на себя: шкаф служит «идеалом добра и справедливости», обычная гитара видится мандолиной.
Часто человека определяет не какая-то яркая, заметная черта его личности, внешности (например, глаза, голос, походка, жесты, «особые приметы»: родинка, шрам и т.д.), а его вещи. Чехов придавал этому особое значение.
Желтые башмаки и клетчатые панталоны в поэтике Чехова могут рассказать о своем хозяине гораздо больше, чем все его «родовые» качества. В. Шкловский обращал внимание на то обстоятельство, что вещь, предмет или, обобщенно говоря, знак, может, с одной стороны, выделять человека из всех других, с другой стороны, показывать его неразличимость среди остальных людей. Рассказ «Дама с собачкой», где собачка упомянута в заголовке. Но она не определяет даму, только усиливает обыкновенность дамы; она — знак того, что для обозначения бытия обыкновенного человека в мире обыденного нужна примета Григорьев В.П. Поэтика слова. — М.: Наука, 1979..
Таким образом, парадокс играет с героями, заставляя их переворачивать все с ног на голову. Особенно это касается героев пьес Чехова, для которых «обладание ведет к потере чего-то более важного, чем достигнутое». В произведениях можно заметить, что соотношение: собрал марки — застрелился, упустили имение — «повеселели даже», не собрались в Москву — «будем жить!» — это типично чеховская ситуация. То есть для героев важно не то, к чему прилагаешь усилия. На самом деле ценна неудача, неуспех, с точки зрения внешнего облика ситуации. То, что само собой, без личного участия — по-настоящему значимо для человека произведений Чехова.
Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению неизменной цели — личного обогащения.
Взгляд писателя позволяет открыть нечто новое во взаимоотношениях человека и деталей. Гаев в «Вишневом саде» разговаривает со шкафом, Астров прощается со столом. В какие-то важные моменты своей жизни, в состоянии тревоги, тоски, горя герои обращаются к окружающим их предметам.
Человек настолько одинок и недоверчив к теплоте, возможности понимания его другим человеком, он настолько замкнут в своем собственном мире, что для него реальней и «полезней» вступить в общение с неживым объектом. Это, надо признаться, и гораздо легче для самого героя, так как не предполагает восприятие обратной стороны и снимает ответственность за любой совершенный или сказанный промах. Многие герои Чехова очень дорожат этим обстоятельством.
Ничтожное становится предметом, чуть ли не какого-то культового поклонения. Жизнь, в которой нераздельно сосуществует высокое и низкое, словно обнаружила в сознании героя какое-то сильно искаженное отражение, как отражение в кривом зеркале, когда между предметом и его проекцией на зеркальную поверхность не существует даже далекого подобия адекватности.
Таким образом, мы видим, что в художественном мире Чехова жизненная энергия, которой должны обладать люди, переходит на предметы (в широком понимании этого слова), то есть то, что изначально является носителем духовности (человек), обесценивается, лишается воли, подчиняется, зависит от бездушных реалий предметного мира. Вещи же, наоборот, словно какие-то мистические существа, напитавшись энергией людей, сделав их слабыми и беспомощными, живут своей, не свойственной им жизнью. Более того, они преследуют человека, словно выталкивая его в новое, некогда любимое или неведомое пространство. Так, например, героиню рассказа «Невеста» Надю Шумину преследует картина в золотой раме: «нагая дама и около нее лиловая ваза с отбитой ручкой», как бы символизируя собой нечто застывшее, почти мертвое вещное пространство, которое Надя решила покинуть.
Жизнь Чехова в Таганроге
... речи. ІІ Таганрогский период жизни Антона Павловича Чехова. 1. Город Таганрог. Действие большинства рассказов Чехова происходит в провинции. ... Чеховых. «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». А.П. Чехов Родным дедом писателя являлся Егор Михайлович Чех. Это был человек ... это вполне процветающий город на юге России. Его жители гордились тем, что основателем города был Великий Петр, и ...
Для А.П. Чехова тема денежного обогащения не представляется важной. Его вовсе не интересует денежная ценность вещей, которыми себя окружают герои. Напротив, чем бесполезнее, ненужнее вещь, тем большего внимания она заслуживает. Тема «лишнего человека» плавно переходит в тему «лишней вещи».
3. Семья в пьесах и рассказах А.П. Чехова
Для русской литературы характерен огромный интерес к двум вопросам: «в чем смысл жизни?» и «что такое счастье?». А.П. Чехов, на первый взгляд, стоит как бы в стороне от этих глобальных проблем. Его герои, безусловно, заняты поиском смысла жизни, они стремятся обрести счастье. Но все это словно отодвинуто на второй план.
Вообще же счастье — почти материализовавшийся персонаж творчества писателя, который не появляется на сцене, но присутствие его чувствуют остро как герои, так и зрители (читатели).
Кажется, что за всеми этими проявлениями материального мира стоит какая-то очень умная и властная сила, которая дирижирует вещами, чтобы обнаружить свое существование. Эта сила способна нести серьезные разрушения, потрясения во внутреннем мире человека, в системе его ценностей, а может просто шалить, напоминая своей беспечностью какого-нибудь домового. Оно как будто сдвинуто или перекошено, поэтому перекосилась жизнь, судьба каждого героя А.П. Чехова.
Все изображено в какой-то переломный момент, что-то вот-вот должно произойти. Ощущается случайность и скоротечность событий. Все как бы на грани, за которой возможность кануть в небытие. Главные герои всегда откуда-то пришли и куда-то должны уехать. Уехать в какие-то несуществующие города, где они могли бы обрести свое новое лицо, свой новый ритм жизни, жизни осмысленной, полной духовного удовлетворения. Но городов таких нет, и их отъезды переезды не принесут никаких изменений, ведь от себя никуда не уйдешь.
Но городов таких нет, и их отъезды переезды не принесут никаких изменений, ведь от себя никуда не уйдешь. Как говорил Сенека, что пользы тебе в путешествиях, когда повсюду за собой ты таскаешь самого себя?
Героев пьесы «Вишневый сад» можно условно разделить на три группы.
К представителям «прошлого» относятся Раневская Любовь Андреевна, Гаев Леонид Андреевич, Шарлотта, Фирс. Все эти герои испытывают чувство ностальгии по прошлому, оно для них очень важно. Для Раневской оно настолько любо и дорого, что свое возвращение из Парижа домой она воспринимает как перемещение во времени, как возвращение в свое детство. Но прошлое богато еще и своими испытаниями, горестями, оно как бы держит Раневскую, не давая ей душевного спокойствия, отбирая у нее силы жить дальше. Вероятно, прошлое берет на себя роль совести, которая не дает человеку забыть его проступки, грехи. «Уж очень много мы грешили», — замечает Раневская себе самой.
Чехов А.П. — Человек в футляре
... человеке, у которого была одна единственная мечта в жизни — стать владельцем имения и есть “не купленный, а ... ” Физическое одряхление и ожирение подступают к Старцеву незаметно. Он перестает ... а весь земной шар” — вот девиз А.П.Чехова. А потому его замечательные рассказы становятся горячим призывом не растерять светлые идеалы, не поддаваться губительному влиянию пошлости, сохранить в себе человека. ...
Словно отвечая мыслям Любови Андреевны, пытается донести свое понимание жизни и предлагает свой выход из тупика Петя Трофимов, разговаривая с Аней: «Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».
Вишневый сад для Раневской символизирует ее светлое, чистое прошлое, которое ценно тем, что дарит надежду. Поэтому она хочет, как бы слиться с садом, стать его частью. Она говорит, что «без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…». То есть в принципе эта героиня готова пожертвовать своим будущим счастьем ради прошлого, остаться в прошлом.
Ее брат, Гаев Леонид Андреевич, живет воспоминаниями и только ими. Речь этого героя, изобилующая бильярдными терминами, восторженными интонациями, патетикой, «высоким штилем», обнаруживает отсутствие у Гаева ощущения реальности. Он не живет в настоящем, возможно, вообще не способен жить в настоящем, которое постоянно меняется и заставляет меняться человека.
Большой интерес и неоднозначное понимание вызывает Шарлотта. Ей ориентироваться во времени очень трудно, так как прошлое для нее практически неизвестно: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая… Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю…». В настоящем она чувствует себя одиноко: «Все одна, одна, никого у меня нет и… кто я, зачем я, неизвестно…», поэтому прошлое оказывается важным, каким бы оно ни было, а для Шарлотты оно, по сути дела, представляет некую пустоту, которую в своих фантазиях можно заполнять чем угодно.
Самым бережным хранителем старины является в пьесе «Вишневый сад», безусловно, Фирс. Про себя он говорит: «Живу давно». Фирс продолжает жить прошлым, когда «на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы», он принимает каждый день сургуч, как барин покойный, и считает, что в этом причина его долголетия. На самом деле Фирс чист перед своим прошлым. Оно живет в нем в любви и ладу с его внутренним миром, в котором все на своих местах. Этой гармонии явно не хватает никому в этой пьесе, поэтому так враждебно и раздраженно реагируют ее герои на проявления заботы Фирса по отношению к ним. Если Раневская идентифицирует себя с вишневым садом, то Фирса все считают уже необходимой «вещью» в этом доме.
Кого же в этой пьесе можно отнести к «представителям будущего»? Безусловными поклонниками его являются Петя Трофимов и Аня — «молодое поколение». Для этих героев восприятие жизни отличается наличием так называемого «футурологического оптимизма». Если Фирс предчувствует горе, Раневская устала от времени ждать счастливых минут, то Петя Трофимов смотрит на все происходящее с завидной долей хладнокровия. Он уверен в будущем, как в самом себе: «я силен и горд». И если «человечество идет к высшей правде, к высшему счастью…», то Петя — в первых рядах. Он обязуется дойти или указать путь другим, как дойти.
Аня, чуткая, нежная, тонкая девушка возлагает большие надежды на будущее: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…», «Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир…».
Размышления над рассказом А.П. Чехова «Человек в футляре»
... весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни. Осуждению духовного застоя, убожества и «футлярности» жизни, собственнического счастья посвящены рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», ...
Неизвестно, кого больше она хочет убедить, себя или мать, во всяком случае, у нее есть все основания ждать от будущего еще одного вишневого сада, ее вишневого сада. Она с бережной осторожностью относится к прошлому своей матери.
Надо заметить, что рассмотренный нами вариант решения проблемы счастья через призму времени, когда герои представляют собой своеобразных носителей той или иной временной функции, является лишь одним из аспектов реализации этой темы как в пьесе «Вишневый сад», так и в творчестве Чехова в целом.
Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве А.П. Чехова занимает одно из значительных (если не главных) мест. Более сорока произведений (рассказов, повестей, драм) описывают мозаику судеб, характеров, ситуаций, связанных с чувством любви, которая может принимать столь различные, иногда самые противоречивые и даже взаимоисключающие друг друга обличия. Любовные переживания героев еще сильнее обнажают низость и жестокость природы людей, отсутствие у них культуры эмоциональной идентификации, уважения и взаимопонимания другого.
Нерешительность, неуверенность, оторванность от реальности, мечтательность и склонность много и часто рассуждать о высоких материях характеризуют героя-мужчину в творческом мире Чехова. Это составляет, чуть ли не главную часть его обаяния. Сознание своей ненужности, неудачливости, ощущение бремени, которое легло на него тяжким грузом (муки совести) из-за того, что он не может приносить пользу, ставит его в ряд так называемых «лишних людей».
За внешним многообразием «трактовок» любви стоит вполне определенный, довольно грустный и пессимистичный взгляд автора на этот вопрос: на этом свете счастья нет, и счастливых людей нет, и счастливой любви нет. Люди пока недостойны счастья и не способны быть счастливыми. Возможно, что когда-нибудь настанут новые времена, жизнь найдет более совершенные формы (в это верят многие чеховские герои), и вопрос о счастье и любви будет лишен определения «больной».
Выход из создавшейся ситуации может быть найден при условии, что герои произведений Чехова преодолеют столь характерные для них качества, как заинтересованность только собой, своими интересами, своими чувствами и проблемами, разрушат те невидимые, но очень ощутимые, перегородки между собой и другим человеком, собой и миром, которые делают взаимопонимание невозможным.
В.Б. Катаев считает, что один их главных мотивов рассказа — мотив превращения. «Оно происходит как постепенный переход от неживого, еще неустоявшегося и не оформленного к заведенному, раз навсегда оформившемуся. Можно сказать, это превращение живого человека в механическую куклу» Катаев В.Б . Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М.: МГУ, 1998. — с.- 16-17.
Как показывает Чехов необратимость изменений, происходящих с героем? С. Венгеров пишет: «Чеховская сжатость органически связана с особенностями его способа изображения. Дело в том, что Чехов никогда не исчерпывает свой сюжет всецело и всесторонне. Будучи реалистом, по стремлению давать неприкрашенную правду и имея всегда в запасе огромнейшее количество беллетристических подробностей, Чехов, однако, рисует всегда только контурами и схематично, то есть, давая не всего человека, не все положения, а только существенные их очертания…Чехов почти никогда не дает целой биографии своих героев; он берет их в определенный момент их жизни и отделяет двумя-тремя словами от прошлого их, концентрируя всё внимание на настоящем. Он рисует, таким образом, не столько портреты, сколько силуэты. Оттого-то его изображения так отчетливы; он всегда бьет в точку, никогда не увлекаясь второстепенными подробностями». Венгеров С. Творчество Чехова. — М.: Просвещение, 1997. Чехов действительно выбирает из жизни своего персонажа наиболее существенные в его развитии моменты. Так, в первой главе «Ионыча» мы видим молодого, полного жизненной энергии земского врача, поселившегося в Дялиже, в девяти верстах от губернского города С. В первый год своей работы он будет искать знакомства с семьёй Туркиных, «на которую указывали, как на самую образованную и талантливую» в городе. Возвращаясь после первого вечера, проведенного у них, «пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать».
Пройдёт чуть больше года, «и он никак не мог выбрать свободного часа», но, тем не менее, получив письмо от Туркиных, все же придет, хотя бы ради Екатерины Ивановны.
Еще через четыре года «у Старцева была уже большая практика». Он ездит уже не на паре, а на тройке с бубенчиками. «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Он бывает в разных домах, но ни с кем не сходится близко.
А еще через несколько лет это уже «пухлый, красный» человек, у которого в городе громадная практика, и когда ему в «Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимание на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все стороны палкой и говорит: — Это кабинет? Это спальня? А тут что? И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот».
Так входит в рассказ тема времени, которое вершит свой невидимый ход, превращая людей в «механические куклы». В.Б. Катаев пишет: «Время откроет для него механическую заведенность того, что в первый раз показалось живым и естественным. Идет время, проходит жизнь — а тут все совершается по раз и навсегда введенной программе. Автор рассказа прибегает к приему повторения. Туркины в первой главе показывают гостям «свои таланты весело, с сердечной простотой» — и в 5-й главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы, «по-прежнему охотно, с сердечной простотой». Не меняет программы поведения (при всех заменах в репертуаре его шуток) Иван Петрович. Ещё более нелеп в повторении своей реплики выросший Пава. И таланты, и сердечная простота совсем не худшие свойства, которые могут обнаружить люди. Но их запрограммированность, заведенность, бесконечная повторяемость, в конце концов, вызывают в наблюдателе тоску и раздражение» Катаев В.Б . Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М.: МГУ, 1998. .
Время превратит и Старцева, живого человека, в Ионыча. Почему время приобретает такую разрушительную силу и власть над человеком? Почему оказывается невозможным для Дмитрия Ионовича Старцева противостоять его движению и сохранить в себе лучшее? Вероятно, одна из причин заключается в том, что быт, среда, в которую попадает Старцев, незаметно подчиняют себе человека. С самого начала Чехов показывает, что люди, среди которых оказывается герой, лишены способности ощущать и чувствовать.
О разнице между живой, естественной жизнью и механической, ложной, ничего нового не открывающей, Чехов еще не раз напомнит.
Даже любовь в этом мире не способна ничего изменить. Старцев в 1-й главе еще оказывается способен к настоящему чувству. Но Екатерина Ивановна, привлекающая его молодостью, изяществом и красотой, мечтает, об ином, выдуманном ею мире: «Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала эту пустую, бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносимой».
Тем не менее, она пригласит его на свидание, и романтически настроенный герой придет на кладбище, где Котик, решив подшутить, назначит встречу. Здесь, на кладбище, может быть, в последний раз в жизни Старцев увидит «мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель, где нет жизни, нет и нет, но в каждом тёмном тополе, в каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную. От плит и увядших цветов, вместе с осенним запахом листьев, веет прощением, печалью, покоем». Екатерина Ивановна на свидание не придет. «И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и всё вдруг потемнело кругом». А вместе с луной навсегда уйдут из жизни чеховского героя поэзия любви, высоких чувств, способность ощущать красоту мира, уйдет то, что мы называем тоской по идеалу. И место всего этого займут иные ценности Алексеева В.С. «Попрыгунья» и «Ионыч» // Литература. — 2002. — №30.
Общество сытых и самодовольных обывателей очень быстро навяжет ему свои стереотипы жизни и поведения: «Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти… И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…».
Таким образом, быт и бытие незаметно подчиняют себе Старцева. В «Ионыче» это находит свое выражение в том, как постепенно на первый план в жизни Дмитрия Ионовича Старцева выходит накопление капитала, за которым исчезает личность. Название «Ионыч» подчеркивает необратимость происходящих с героем перемен. Он лишается имени, из него выхолащивается все живое и остаётся, «не человек, а языческий бог».
За четыре года, проведенные вне дома, в Москве, в консерватории Екатерина Ивановна с горечью осознала, что ошибкой были и ее отказ Старцеву, и надежды на шумную артистическую славу. Появились тревога, беспокойство за свое будущее. Однако на место прежних иллюзий пришли другие — мечта о счастье со Старцевым, который, вопреки реальности, представляется ей сейчас «таким идеальным, возвышенным», «лучшим из людей».
А далее жизнь Екатерины Ивановны снова подчиняется инерции: «…играет на рояле каждый день часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым».
В ситуации «поменялись ролями» — глубоко драматический смысл: обеднение, обкрадывание себя человеком, не узнавшим или не принявшим любовь, неразумная утрата им радости человеческого общения.
В этом — и драма времени, и проявление бездуховности определенной (обывательской) среды. Чехов показывает, как постепенно в герое (даже в момент наивысшего подъема человеческого) проявляются признаки будущей душевной сытости.
Прошло четыре года, и во время последнего свидания с Екатериной Ивановной лишь на одно мгновение в душе Старцева затеплился и начал было разгораться огонек — дальний отсвет пережитого подъема чувств, вдохновения, счастья; но повседневные заботы, воспоминания о кредитных бумажках, которые он с таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят этот огонек навсегда.
Теперь для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Не восприимчив он ни к красоте природы (на последних этапах жизни героя Чехов сводит пейзажные описания к лаконичной справке: «Было темно»), ни к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии «через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом…».
Следует обратить внимание еще на одну интересную композиционную особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную атмосферу этого города. Достигается это следующим художественным приемом: автор знакомит нас с «самой образованной и талантливой семьёй» в городе — семьей Туркиных. Чехов трижды дает описание жизни этой семьи, каждый раз упрощая и сокращая описания. Внешне красивая, жизнь Туркиных оказывается до ужаса монотонной: Туркина все пишет бездарные романы, незадачливая дочь ее играет на рояле, а Туркин продолжает дешево оригинальничать и плоско острить.
Один из принципов творчества Чехова — краткость. Классическими образцами чеховского лаконизма могут служить концовки глав. 1-я глава заканчивается фразой: «Недурственно», — вспомнил он, засыпая, и засмеялся. Этими словами дается своеобразная характеристика Старцева, для которого обстановка в доме Туркиных чем-то привлекательна.
Процесс одушевления вещи имеет и обратную сторону — овеществление человека, превращение его в живой механизм. Иногда даже части тела человека могут, как бы отделиться от него и действовать или испытывать на себе действие, словно какие-то посторонние предметы.
Автоматизм поведения, который породили лень человека и стереотипность его поведенческих реакций, изображены в образах Старцева Дмитрия Ионыча («Ионыч»), Николая Иваныча Буркина («Крыжовник»), профессора Николая Степановича («Скучная история») и многих других. Это галерея людей, личность которых подверглась распаду. Человек, уподобившись вещи, предмету, живому механизму, погибает, смерть может носить как характер умерщвления духа, так и характер физической гибели героя.
«Семья бездарна, ничем полезным для общества не занимается. Иван Петрович острит, употребляет слова-самоделки, но все время повторяется… За кажущейся интеллигентностью семьи А.П. Чехов видит пошлость, каждый день в этом доме повторяется один и тот же спектакль… В это время настоящая жизнь проходит мимо. За окном звучит народная песня «Лучинушка» — жизнь настоящая, трудовая жизнь народа Веру Иосифовну не интересует. Игра Котика бездарна» Аксаков С.Т. История моего знакомства с Чеховым. — М.: Просвещение, 1962.Таким образом, Чехов показывает, как атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и здоровое в человеке. Обстановка, которая с самого начала окружает доктора Старцева в городе С., мало благоприятна для развития молодого человека. Беда и одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. Перед нами врач, утративший свое главное качество — человеколюбие. В конечном счете, жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча. Он богат, у него есть имение и два дома в городе, но он одинок, он теряет память о прошлом, забывает свою любовь.
Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком.
Заключение
Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и свершений. Но личность творят не эти переломные моменты бытия (в обычной судьбе их не наберется больше 35…), а та самая каждодневная рутина, жизнь как она есть. И Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и часы его маленького существования, осмыслить их, начать жизнь осознанно Русская литература XIX века. / Под ред. О. Монаховой, М.Стишовой. — М.: Олма — Пресс, 1999.
Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать идеалы и любовь, беречь в себе человека.
Пошлость, быт, оказывается, не так уж безопасны и безобидны. В одном случае они постепенно превращают вполне хорошего человека в тупого обывателя. В другом герой гибнет потому, что талант — это всегда ответственность перед другими людьми и за других. И отсюда незащищенность перед миром, где бытие подменяется бытом.
В чем же выход? Как человек, если он хочет остаться человеком, может противостоять быту? Чехов не дает прямого ответа на этот непростой, но важный для него вопрос. Он сам вышел из среды, подмявшей и сломавшей не одну судьбу, в том числе и судьбу его талантливых братьев, Александра и Николая. Вся прелесть Чехова в том, что он заставляет вместе с персонажами искать эти ответы. А ответы присутствуют в самом творчестве. Его герои, такие как Дымов, доктор Астров из «Дяди Вани», Нина Заречная из «Чайки», не изменяют своему призванию, преодолевая все превратности и трудности судьбы. «Я теперь знаю, понимаю, Костя, — скажет Нина Заречная, начиная свой нелегкий путь к успеху, — что в нашем деле — все равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».
«Мне кажется, — говорит Маша из пьесы «Три сестры», — что человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста… Жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звёзды на небе… Или знать, для чего живёшь, или же всё пустяки, трын-трава». А если уж говорить, совсем общо, то здесь приходит на помощь Э. Кант с его афоризмом: самое главное, о чем должен помнить человек, — это звездное небо над его головой и нравственный закон в нем.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/chehov-doma/
1. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Чеховым. — М.: Просвещение, 1962
2. Алексеева В.С. «Попрыгунья» и «Ионыч» // Литература. — 2002. — №30
3. Венгеров С. Творчество Чехова. — М.: Просвещение, 1997.
4. Воспоминания о Чехове. / Под ред. Кротовой А.А. — М.: Просвещение, 1989.
5. Григорьев В.П. Поэтика слова. — М.: Наука, 1979.
6. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. — М.: МГУ, 1998.
7. Русская литература XIX века. / Под ред. О. Монаховой, М.Стишовой. — М.: Олма — Пресс, 1999
8. Русские мемуары. Избранные страницы. / Сост. Подольская И.И. — М.: Правда, 1988.
9. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 6. — М.: Издательство художественной литературы, 1955. (Предисловие)
10. Щеблыкин И.П. История русской литературы. — М.: Высшая школа, 1985.