Башкирский танец

1. Географическое положение и климатические условия Башкортостана

музыкальный культура танцевальный народный

Башкортостан — республика (государство), субъект Российской Федерации. Входит в состав Приволжского федерального округа, являясь частью Уральского экономического района. Образована 11 октября 1990 года. Столица — город Уфа. Самая большая республика России по численности населения. Республика Башкортостан является частью одноимённой исторической области. Граничит с Республикой Татарстан, Удмуртской Республикой, Пермским краем, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областями.

Башкортостан расположен на склонах Южного Урала, в Предуралье и в Зауралье. Высшая точка на территории республики — гора Ямантау (1640 метров).

Протяжённость Башкортостана с севера на юг — 550 км, с запада на восток — 430 км.

Климат континентальный. Среднегодовая температура +0,3° в горах и +2,8° на равнине. Средняя температура января -18°, июля +18°. Число солнечных дней в году колеблется от 287 в Аксёново и Белорецке до 261 в Уфе (наименьшее число солнечных дней приходится на декабрь и январь, наибольшее — на летние месяцы).

Средний абсолютный минимум температуры воздуха составляет ?41°, абсолютный максимум +38. В год выпадает 300 — 600 мм осадков, наблюдается достаточно резкая дифференциация осадков по территории республики, и их количество при этом зависит в первую очередь от характера атмосферной циркуляции. Особенно сильно здесь влияние Уральских гор. На западных склонах Уральских гор годовая сумма осадков достигает 640 — 700 мм, на восточных склонах не превышает 300 — 500 мм, в западной равнинной части Башкортостана — 400 — 500 мм. 60-70% осадков выпадает в тёплое время года (с апреля по октябрь).

На летние месяцы приходится максимум суточного количества осадков (78-86 мм).

2. Музыкальная и песенная культура Башкортостана

Песни и инструментальные наигрыши башкир близки по содержанию и по музыкально-стилевым признакам. Инструментальная народная музыка башкир, представленная наигрышами на курае, реже на кубызе, а в послереволюционный период на гармони и скрипке. Исполнение песен и наигрышей часто предваряется легендой (йыр тарихы) об истории возникновения данной песни или напева.

О близости вокальных и инструментальных форм башкирской народной музыки говорит наличие такого оригинального вида музицирования, как «узляу» (эзлэу), представляющего собою особый способ исполнения одним певцом двухголосия, являющегося своеобразной имитацией звучания народного инструмента курая.

8 стр., 3844 слов

Особо охраняемые территории Башкортостана

... состояние ООПТ в Республике Башкортостан Географо-экологическое обоснование ... Первым национальным парком республики является «Башкирия», образованный в 1986 г. Цель его создания -- охрана реликтовых широколиственно-еловых лесов западного склона Южного Урала и создание условий для ... статус. Основная цель заповедника -- сохранение и ... температуры, величина атмосферных осадков и их внутригодовое ...

Классическим жанром народной песенности является группа узун кюй (протяжных медленных песен и наигрышей).

По существу, термин Узун-кюй (езен кей) есть не только определение типа мелодии, им в народе определяют жанровые и стилевые черты как самого напева, так и стиль его исполнения. В широком смысле узун кюй есть совокупность стилевых и жанровых приемов, выработанных многовековой художественной практикой, когда создатель напева был и его первым исполнителем, когда мастерство импровизации, в пределах эстетических норм, выработанных традицией, лежало в основе народного искусства. В более узком смысле, под узун кюй подразумевают медленную, протяжную песню или наигрыш. Инструментальные мелодии в стиле узун кюй являются чаще всего вариантами песен, довольно своеобразными и развитыми по своей форме.

Термином «кыска кюй» (кыска кей), то есть короткая песня, определяется очень широкий пласт народно-песенного искусства, вокальные мелодии и инструментальные напевы в жанре кыска кюй обычно связаны с бытовыми и лирическими темами, но встречаются Кыска-кюй и на исторические темы.

Так же, как песни типа узун кюй, песни в стиле кыска кюй имеют свои характерные особенности, которые вероятно, складывались на протяжении очень длительного периода. Понятие кыска кюй, так же, как и узун кюй, включает в себя определенные стилевые черты напева и характера его исполнения.

По своему содержанию и жанровым признакам напевы кыска кюй можно подразделить на несколько групп. Ряд песен в стиле кыска кюй называют в народе hалмаk кей, то есть спокойная песня. Они исполняются в умеренном темпе, имеют лирико-созерцательный характер, чаще всего в них воспеваются образы природы. Можно привести, например, песни «Тюяляс», «Круглое озеро», «Степной Еркей».

К наиболее древним жанрам башкирского музыкального фольклора относятся эпические кубаиры (былины) и баиты (сюжетные песни-сказы), а также свадебные причитания (сенляу) и величания (теляк).

Широтой распева, метроритмической свободой, богатством мелодической орнаментики отличаются протяжные песни (озон-кой); на мелодической скороговорке основаны четкие по структуре и ритмические рисунки, быстрые и короткие песни (кыска-кой).

К кыска-кой по музыкальному характеру и складу примыкают бию-кой мелодии, сопровождающие воинственные, изобразительные (калынып-бию), лирические, шуточные, свадебные танцы и так-мак, песни-пляски типа частушек.

3. Характеристика национальной танцевальной культуры Башкортостана

В башкирском хореографическом искусстве много обрядовых, бытовых танцев: «Кapfатуй» («Воронья свадьба»), «Kарfа буткаhы» («Воронья каша»), которые встречаются в восточных районах республики, массовая хороводная пляска «Тунэрэк бейеy». Кроме обычных массовых танцев башкирская хореография имеет специфический женский и мужской танец, связанный с процессом труда. В обрядовых трудовых праздниках, которые сохранились до наших дней («Йэн илэу» — «Прядение шерсти»-, «Кейез басыу» — «Выделка войлока», «Киндер hуfыу» — «Ткать холст», «Каз емэhе» — «Праздник гуся»), пляски исполнялись женщинами. Мужчины пели и плясали по окончании таких совместных работ, как строительство дома, уборка урожая, сенокос и др. Мужские танцы исполнялись коллективно и сольно. Мусульманская религия, ее запреты тормозили развитие народного танца. Постепенно исчезли обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их никто не видел. В летнее время — это вершины холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство. Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза и курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным.

30 стр., 14809 слов

Подражательные танцы народов Севера

... танцы коренных народов Севера изучены недостаточно, в частности, подражательные танцы. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этих народов обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы народов Севера ... эвенов включали массовые общеплеменные ритуальные празднества, содержащие благопожелания и религиозные песни-пляски, личные взаимодействия человека с миром духов на основе ...

Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемой в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте — в мужских танцах; прядение, приготовление пищи (айрана, кумыса, тукмаса) — в женских танцах. В танцах находит художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.

История хореографии башкир имеет свою географию. Охотничьи, воинственные обрядовые танцы характерны для восточных башкир, игровые и бытовые танцы — для западных. Северо-восточные и зауральские башкиры имеют общие черты, такие, как чередование бесшумных, легких и плавных движений с сильными дробями, с неподвижным корпусом (основное движение — «переменный ход», удары пятками).

Для всех хороводных танцев общим является наличие обязательного замкнутого танцевального круга, когда танцующие или берутся за руки, или кладут руки на плечи друг друга, или, взявшись за локти, быстро кружатся, делая энергичные дробные движения. Порою хороводы сопровождались песнями-скороговорками. Если на юго-востоке название танца говорило о его содержании, то на северо-востоке названия отражали поло-возрастной признак: «Ирзэр бейеуе» — «Танец мужчин», «арсыктар бейеуе» — «Танец старух», «Кыззар бейеуе» — «Танец девушек» или пластический прием танца: «Эйлэ-неу» — «Кружение», «Кул сабып бейеу» — «Танец с хлопками». Известны такие сюжетные танцы, как «Килен-дэр hэм кейэузэр бейеуе» — «Танец женихов и невест», «Туй кустэнэсе» — «Свадебные гостинцы». Названия плясок «Арпа тапау» («Топтать ячмень»), «hуfыу» («Ткачество») говорят сами за себя. В башкирских сказках, эпических произведениях и легендах женщины нередко превращались в птиц, чаще всего в кукушку, голубя, утку. Обрядовые танцы тесно связаны с женским празднеством «Воронья каша». На этом празднестве исполнялись танцы «Круговая пляска» и подражания птицам «Кукушка», «Голубь», «Тетерев».

У восточных башкир танец «Воронья каша» означает встречу Нового года. Молодые девушки и женщины украшают деревья разноцветными лоскутками, монетами, бусами, платками, ходят вокруг них и произносят: «Пусть хватит пищи и людям и птицам!». Дети взбираются на деревья и кричат, подражая голосу и повадкам ворон, и раздают пшеничную кашу. На празднике «Воронья каша» и «Вороненок» исполнялись специальные танцы — подражание воронам и «Круговая пляска», как основная часть праздника. Связь танца с обрядом говорит о его ритуальном значении в прошлом. Круг у башкир являлся оберегом от злых сил, болезней, несчастий. На празднике «Каргатуй» стволы и ветви деревьев украшались цветами, к веткам деревьев привязывались концы шалей. Два дерева, соединенные шалью, назывались «деревья угощений». Вокруг них исполнялись танцы и песни, царило веселье. Главное угощение — каша из пшеничной муки, сваренная на молоке. После праздника оставшейся кашей обмазывали деревья, осторожно раскладывали пищу на пни, большие кочки, на ветви деревьев. А женщины громко приговаривали: «Это воронам, это воронам!». Смысл праздника заключался в пожелании хорошего урожайного года, чтобы птицы и люди жили в довольстве, не голодали.

11 стр., 5211 слов

Реферат татарский танец

... импровизация на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. В современных татарских танцах ... вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром) в холодное время надевали ... движений к танцу, иллюстраций и списка использованных источников. 3 Глава I Исторические аспекты исследования Географическое расположение, быт, традиции, праздники и обряды татарского ...

Свадебные танцы и пляски занимали большое место среди танцев обрядовых, они основаны на круговых мизансценах и связаны с пожеланиями благополучия вступающим в брак. Танцы «Сбор дикого лука», «Жалобы невестки», «Гостинцы», «Танец невестки» исполнялись обязательно в определенной последовательности и только на свадьбах. Они отражали мотивы соперничества роднящихся сторон. «Пляска с деревянной кадкой» и «Лицом к лицу», «Свадебные гостинцы» — основывались на традиционных плясовых движениях. Особое место среди свадебных танцев занимал обряд «сенляу». Он как продолжение свадьбы совершался в день проводов невесты в дом жениха. Подружки вставали в круг, брались за руки и простыми шагами ходили в правую сторону по кругу, пели прощальные песни. В центре танцевала невеста. На вторую часть мелодии две подружки, обнявшись за плечи, кружились в центре, а невеста кружилась с каждой из подруг, как бы прощаясь с ними. Приближались женщины, все подруги окружали невесту и разом обнимали ее, а женщины их всех укрывали яркой шалью. Невеста жалобно причитала, подруги ее поддерживали плачем. Женщины ходили вокруг шали, ударяли кулаками девушек, чтобы те плакали естественно и громко. Затем девушки поднимали шаль над головой невесты, создавая свадебный поезд, и сопровождали невесту до коня, на котором она должна была добраться до дома жениха.

Невеста неоднократно сбрасывала с себя шаль, сползала с коня. Но ее снова сажали на коня и накрывали платком. Такая игра продолжалась до тех пор, пока свадебный поезд не отъезжал от деревни на два-три километра. После этого невеста успокаивалась, а подружки возвращались в деревню. В доме жениха устраивались смотрины невесты. Прежде всего она исполняла «Танец невестки». Если она танцевала плавно, четко дробила ногами, одной рукой закрывала лицо шалью и при этом двигала плечами-то о ней говорили: «Умелица! Трудолюбивая будет сноха!» После танца невеста раздавала родственникам мужа подарки — вышитые кисеты. Каждый, получивший кисет, громко выкрикивал: «Невесте дарю корову!» или «Невесте дарю овцу!». После этого танцевала свекровь, ее танец сопровождался песней-наставлением. В последний день свадьбы мужчины исполняли танец «Медвежья шкура» — «Айыу тиреhе».

Мужские танцы

Популярные в народе мужские танцы изображали охотничьи навыки, воинственность. Обычно они исполнялись на общенародных праздниках, где проводили состязания мужчин в ловкости, стрельбе из лука, силе, скачках, борьбе. В рисунке танца бесшумные мягкие пластичные движения сменяются резкими дробными движениями, говорящими о готовности к опасности.

Ударных инструментов у башкир не было, поэтому танцевали под аккомпанемент курая и кубыза. В конце XIX — начале XX вв. появляются русская тальянка и скрипка. В восточном Башкортостане аккомпанировали на домре. Каждый исполнитель отличался своеобразной манерой исполнения и вносил в танец что-то свое, новое. Например, танец «Байык» имеет множество вариантов: «Байытс» (мужское имя), «Урман Байыfы» (лесной Байык), «Ушан Байык», «Карт Байык» (старый Байык).

27 стр., 13019 слов

Сложные технические элементы в народных танцах (в исполнении ...

... освоение движений народно-сценического экзерсиса, основанного на элементах народно- сценического танца. Народно-сценический экзерсис, являясь средством развития обучающихся, готовит их к исполнению характерных народных танцев, развивает нужную для этих танцев технику. Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народно- сценическому экзерсису ...

Этот танец исполнялся пожилым танцором, который выразительными средствами танца, движениями рассказывал об истории своего народа, о подвигах, борьбе и жизни. Мужские танцы проходили в форме соревнования: один танцор сменял другого, соревнуясь в выборе движений, быстроте и темпе танца. Часто соревнования проходили в форме дуэта, мужского перепляса «лицом к лицу». Такие соревнования можно встретить и сейчас на праздниках, на сабантуе, на танцевальных площадках городов и районов республики.

Женские танцы

Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является «засучивание рукавов».

Женские танцы обычно были непродолжительными, состояли из трех-шести фигур и подразделялись на сольные, трио и коллективные. Танцы «Кейез басыу» («Выделка войлока») бытовали в Ишимбайском и Бурзянском, «Каршы бейеу» («Лицом к лицу») — в Абзелиловском районах. Женские танцы исполнялись после какой-либо совместной работы. Однако у западных башкир окончание помощи в работе не сопровождалось плясками. Веселились только мужчины, женщины же после работы расходились по домам. В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцами. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение — такмак. Широко популярны девичьи танцы «Муглифа», «Зарифа», «Гульназира» (имена девушек) — в юго-восточном Башкортостане; «Зайнабем», «Эпипэ», «Карабай» — на северо-востоке. Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались — волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы — серебряные подвески и украшения из монет. Лицо отбеливали пудрой, называемой кершэн. Щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре. Брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Пожилые женщины в праздники поверх платка надевали шерстяную или кашемировую шаль с кистями. Чтобы шаль не спадала с головы во время танца, ее концы придерживали двумя руками. Отсюда в танцах пожилых женщин скованность корпуса, ограниченность движений рук. Женские танцы всех регионов имеют одинаковую композиционную форму, за исключением танца «Тунэрэк бейеу» («Круговая пляска») у западных башкир. Известны хороводы, построенные на зигзагообразных линиях: «Треножник», «Три угла».

Женская и мужская лексика

Основные движения башкирского женского танца:

Движение 1. Переменный ход.

Движение 2. Дробный ход.

Движение 3. Выстукивание.

Движение 4. Ход назад с ударом пятками об пол.

Движение 5. Боковой ход.

9 стр., 4021 слов

Народно сценический танец

... – строятся на основе программных элементов экзерсиса народно-сценического танца и движений национального танца, созвучных данной комбинации. При составлении активно используются ... танцах народа Средней Азии, арагонской хоте, татарском танце); заложенная на талию с боку или сзади тыльной стороной (в итальянском и башкирском танцах). Положение стоп. Положение стоп в народно-сценическом танце ...

Движение 6. Простая дробь.

Движение 7. Боковое переступание.

Движение 8. Переменный шаг с трилистником.

Движение 9. Припадание вперед.

Движение 10. Припадание назад.

Движение 11. Веретено.

Движение 12. Вибрация кистями.

Движение 13. Шаг с двойным ударом ступни.

Основные движения башкирского мужского танца:

Движение 1. Уксябаш.

Движение 2. Удар каблуками.

Движение 3. Дробь с притопом.

Движение 4. Ход с подбивкой.

Движение 5. Ход с поворотом пятки.

Движение 6. Качалка.

Движение 7. Ход с переступанием.

Движение 8. Ход со скольжением вперед.

Движение 9. «Голубец».

Движение 10. Подскок и «веревочка».

Движение 11. Ход с подбивкой и покачиванием рук.

Движение 12. Подскок с переступанием.

Движение 13. Боковой ход с поворотом пяток.

Движение 14. Удар пяткой с подскоком.

Движение 15. Ключ.

Движение 16. Переступание по пятой позиции.

Движение 17. Переступание по шестой позиции.

Движение 18. Ход трилистником.

Движение 19. Прыжки по пятой позиции.

Движение 20. Падебаск назад.

Информация по мужской и женской лексике взята из книги Г.Я. Власенко «Танцы народов Поволжья»

Танцевальные движения и их названия

Основное обозначения пляски на башкирском языке — бейеу. Танцевальные движения: ат сабыу, ат сабыш, а ат сапатырыу — скачки, галоп; юрга йерше, юргалау — иноходь, размеренный, легкий шаг иноходца; урупсеу, урэ басыу — вставать на дыбы; акхандау, акхак басыу — прихармывание при исполнении дроби и др. Образной передачей конной езды, конского топота является термин «тыпырлау». Движения ног в башкирском танце отличаются особой выразительностью, филигранной техникой исполнения. Это могут быть и простые шаги — атлау, шаги в сторону с ударами ступней друг об друга — аяк кагыу, удары пятки одной ноги о пятку другой — уксэ кагыу.

В начале танца могут применяться такие движения, как сэмгелдэу — мягкие или резкие приседания на месте, засучивание рукавов — ен хызганыу и др. В конце танца исполняется более динамичная дробь — тэйэу. Также в танцах используются такие термины как: йугереп бейеу — танцевать бегом, иргып бейеу — прыгать в танце, ыргып китеу — подпрыгнуть резко. Особенности женских танцев также связанны с использованием в них прыжковых, скользящих движений. Например: йыгылымак — припадания, шыма бейеу — танцевать плавно, бесшумно, аяк яныу — «точить ногу» и др.

Информация по танцевальным движениям и их названиям взята из книги Л. Нагаевой «Башкирская народная хореография».

4. Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова

Башкирский государственный ансамбль танца был создан в 1939 г. по инициативе тонкого знатока башкирского народного танца, его страстного пропагандиста, талантливого танцора Файзи Адгамовича Гаскарова, в ту пору одного из ведущих артистов Башкирского театра оперы и балета. Выступление в концертной программе в Уфе, в день празднования двадцатилетней годовщины со дня образования БАССР, по праву считается днем рождения гаскаровского ансамбля. Первые репетиции молодых исполнителей проходили на сценической площадке в саду имени Луначарского, позднее в здании Башкирской государственной филармонии, в состав которой вошел танцевальный ансамбль.

14 стр., 6519 слов

Культура и традиции осетинского народа на северном Кавказе XIX ...

... которые навязывали бы Осетии чуждые ей культурные ценности. Существовала стабильная внутренняя предрасположенность народа к восприятию основополагающих достижений европейской культуры. В народе осознавалось отставание от этой культуры. Это осознание, а ...

Первоначальная группа танцоров была полупрофессиональной, собранной Ф.А. Гаскаровым из участников художественной самодеятельности, большинство выходцев из сельской местности. Благодаря, во многом, очень строгому отбору, самобытному таланту исполнителей, уже летом 1940 года ансамбль отправился на гастроли по районам Башкирии и в города Челябинск, Магнитогорск. Ансамбль выступил успешно и уже в июле 1941 года должен был участвовать в концертной программе Декады башкирской литературы и искусства в Москве, но начавшаяся война на многие годы отсрочила эти планы. Военное лихолетье разбросало участников ансамбля, кого на фронт, кого с концертами народных танцев в госпиталях, перед трудящимися в Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Центральной России, Украины. В послевоенные годы, ансамбль народного танца в составе филармонии выезжал на гастроли в Татарию, Челябинскую, Тюменскую области, Среднюю Азию, с успехом гастролировал в Приморском крае. Особым успехом у зрителей, пользовались танцы в постановке Ф.А. Гаскарова — «Зарифа», «Гульназира», «Загида», «Баик» и др. В последующие десятилетия появились новые танцевальные шедевры: «Северные Амуры» о башкирских конниках прославившихся в войне с Наполеоном, «Укротители», «На ферме», «Косари», «Дружба», «У ручья».

В репертуар включаются танцы народов нашей страны и народов мира, в нем «Кадриль», «Молдовеняска», «Гопак», «Арагонская хота», «Йохр», «Хоро», «Сиртаки». В 1955 году ансамбль начал выезжать за рубеж, а солисты ансамбля принимать участие в художественных конкурсах по народным танцам на Всемирных фестивалях молодежи и студентов.

За годы работы, отдельные солисты ансамбля, творческий коллектив в целом, неоднократно становились лауреатами, получали престижные награды, премии. В этом несомненная заслуга создателя ансамбля, неизменного руководителя на протяжении десятков лет Ф.А. Гаскарова, а так же других творческих руководителей пришедших ему на смену. Их знания, умение, творческий талант оказались востребованы. Опираясь на лучших исполнителей, мастеров танца, отыскивали способную молодежь, сплачивая коллектив, нацеливая на плодотворную созидательную деятельность, они ставили новые танцы, старались бережно сохранить старые. Менялись поколения танцоров, но неизменным оставался «гаскаровский» стиль исполнения, мастерство.

В 1988 году ансамблю народного танца было присвоено имя «Файзи Адгамовича Гаскарова», в 1996 году звание «академический». Благодаря выступлениям «гаскаровцев», в разных странах мира узнают о башкирской культуре, о Башкортостане. Только за последние годы ансамбль народного танца гастролировал во Франции, Италии, Испании, Швейцарии, Германии. Турции, Великобритании, в странах Юго-Восточной Азии. Знаменитый коллектив неизменный участник знаменательных культурных событий федерального масштаба, региональных культурных программ, В 2007 году ансамбль переехал в собственное помещение, соответствующее всем требованиям профессионального хореографического искусства. Открыт музей о котором мечтали не одно поколение мастеров танца.

22 стр., 10955 слов

Условия функционирования вокально-инструментальных и эстрадных ансамблей

... и оперы, Государственный академический симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, ансамбль солистов "Классик-авангард" и др. Сохраняют и ... в быту белорусской деревни издавна играла и инструментальная музыка, которая отличается богатством жанров и разнообразием ... свидетельство творческого гения одного из древнейших славянских народов. Ведущее место в белорусской народной музыке занимает ...

Сегодня Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова является одним из лидеров профессионального хореографического искусства Российской Федерации.

Танцы из «Золотого фонда» (постановки Файзи Гаскарова):

«Зарифа», горно-башкирский танец «Гульназира», шуточный танец «Проказницы», татарский танец «Косари», татарский танец «Весенний поток», башкирский лирический танец «Семь девушек», башкирский танец «Укротители», марийский танец «Вечером у калитки», «Северные амуры», «Охотник» («Перовский»), «Дружба», шуточный татарский танец «Жених», шуточный танец «Три брата», солдатская плясовая «Дорога отцов» (пост. совместно с К. Альмухаметовым), лирический танец «Загида».

Башкирские танцы: Шуточный танец «Звон браслетов», «Французский платок», «Цветущий курай», «С кубызом», «Азамат», «Бурзяночки», «Ирандек», «Дала моно», хореографическая композиция «Саптар», «Песнь табунщика», «Коралай — лесная лань», «Башкирский краковяк», танец башкирских джигитов «Медный каблук», хореографическая композиция «Беркутистан», «Молодость Башкортостана».

Танцы народов России и ближнего зарубежья: «Русская сюита», русский танец «Тверские гуляния», «Уральские выкрутасы», «Русская плясовая», белорусский танец «Веселуха», украинский танец «Гопак», чувашский танец «Кария», татарский танец «Играй, гармонь», ингушский праздничный танец, удмуртский праздничный танец, еврейский танец «Шалом», алтайский танец «Курелей», корякский танец «Камчатские зарисовки», танец «Казахская сюита», хорезмский танец «Лязги», уйгурский танец «Ечилан кизилгул».

Танцы народов дальнего зарубежья: Корейский танец с веерами, испанский танец «Арагонская хота», индийский танец, калмыцкий танец «Чичердык», «Ритмы и мелодии Бангладеш», греческий танец «Сиртаки», испанский танец «Андалузские вечера», танец аргентинских пастухов «Гаучо», американский танец «Кантри».

5. Характеристика танца «Медный каблук» из репертуара Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова

Танец башкирских джигитов «Медный каблук». Исполняют 4 мужчин. Танец начинается с дробей каждого исполнителя, в конце своей дроби каждый мужчина по-очереди, как бы вызывает своего оппонента выйти сразиться с ним. Далее идет общая часть. Преобладающие рисунки это круг и линия. Вторая часть танца начинается с первого соло. За ним следует второе — это противоборство двух молодых джигитов, а за ним и третье. После окончания, которого продолжается финальная общая часть. Танец исполняется свободно, темпераментно, движения устремлены ввысь, в полет и в тоже время движения собраны, видна сила исполнителей. В этом танце изображается мужская сила башкир, их темперамент и суровый характер.

Характеристика башкирской лексики

В танце «Медный каблук» преобладают дробные движения. Присутствуют подбивки, небольшие и невысокие прыжки опять же с подбивкой одной ногой другую. Есть и высокие сильные прыжки. В танце присутствуют такие движения как: Уксябаш, удар каблуками, дробь с притопом, ход с переступанием, подскоки, ход с подбивкой и покачиванием рук, подскок с переступанием, удар пяткой с подскоком, «ключ», переступание по первой прямой позиции, прыжки по пятой свободной позиции.

9 стр., 4353 слов

Магический танец И. Моисеева

... является бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены все программы: "Танцы народов СССР" (1937), "Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983) и ... только в России, но и за рубежом. «Народный танец - это праздничный, жизнелюбивый вид искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть ...

6. Башкирский костюм

Костюм — часть материальной культуры народа, тесно связанная с его историческим и экономическим развитием, религией, представлениями о красоте и богатстве, традиционными занятиями, средой обитания. Костюмы народов Башкирии можно разделить на три условные группы: 1) связанные с тюркскими традициями, 2) связанные с традициями славянских этносов, 3) сохраняющие собственно местные этнокультурные традиции. Внутри каждой национальной культуры, народности и даже племени одежда была различна, являлась средством дифференциации членов коллектива. Костюм и его элементы подчеркивали возраст и семейное положение человека, его социальный статус, принадлежность к военным, служителям культа, «властителям» или простым людям. Например, во всех национальных культурах очень четко разделялся наряд девушки и замужней женщины, который выполнял функции знака-идентификатора, стимулирующего определенный тип отношения со стороны мужчин. Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. Исходя из этих представлений, орнамент располагался по разрезам, вырезам, подолу, вороту, рукавам (местам, наиболее уязвимым для проникновения).

На первых ступенях формирования обрядовой одежды используются нашивные подвески для звукового отпугивания злых сил. Впоследствии (особенно у народов, принявших мусульманство) подвески сохраняются на женской одежде как знак, предупреждающий мужчину о «сосуде греха» — женщине. У некоторых народов края нательного белья, рубахи, штаны вплоть до начала XX в. продолжали изготовлять из льна, конопли, крапивы. Ситец, сатин, атлас, кашемир и др. ткани фабричного производства привозили из средней полосы России, шелк и бархат везли на Южный Урал с Востока

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/bashkirskiy-tanets/

1. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З. Шакурова Уфа, изд-во: «Башкирская энциклопедия», 1996 г.

2. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья. — изд. Самарский университет 1992.

3. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов СССР. — М., 1990.

4. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. — М., 1979.

5. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. — Уфа: Башк. изд — во «Китап», 1995.

6. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во: Китап, 1994 г.