Архитектурные памятники во всем мире составляют культурный и художественный каркас, как городов, так и поселений, являясь объектами общественного интереса. Памятники архитектуры Казахстана представляют собой символы национальной, культурной и исторической традиции в зодчестве. И проблема в сохранении такого материального наследия являются первостепенными и требуют современных методов и подходов.
В настоящее время в Казахстане насчитывается более 200 памятников архитектуры, относящихся к различной эпохе, типу и принадлежности. Все они дошли до нас не в первозданном виде: некоторые были подвержены небольшой реставрации, другие – полной реконструкции. В своем исследовании мы затрагиваем основные типы памятников архитектуры, находящихся на территории Казахстана и определяем подходы к их дальнейшему использованию и сохранению, с учетом новых требований к организации архитектурных пространств, в том числе исторических зданий.
В данной работе получил освещение малоизученный, но весьма значимый аспект работы музеев – музеефикации исторических зданий — памятников, в которых располагаются музеи и музейные комплексы. На данный момент на территории нашей страны насчитывается огромное количество памятников архитектуры, и, несмотря на то, в каком состоянии они дошли до нас, интерес к их изучению не был утерян. Памятниками считаются как древние мавзолеи, некрополи, мазары, городища, так и соборы, мечети, церкви, храмы, а так же здания с различной функцией, представляющие собой определенную историческую и культурную ценность.
Создание свода памятников страны это решительный шаг на пути к сохранению нашего наследия. Таким образом, в Казахстане еще со времен советского периода ведется свод памятников истории и культуры Республиканского значения. Этот список неоднократно пополнялся, а также некоторые памятники в силу политических обстоятельств удалялись из списка.
Актуальность темы исследования
Сама постановка проблемы свидетельствует о возросшем интересе к культурному и архитектурному наследию, а также к его сохранению.
Объектом исследования
Предмет: Особенности музеефикации памятников архитектуры Казахстана.
Цель исследования:
Задачи:
- анализ и изучение архитектурных памятников, внесенных в Свод памятников архитектуры Казахстана;
- выявление основных типов памятников архитектуры с целью музеефикации;
- выявление проблем музеефикации памятников архитектуры в Казахстане;
- изучение особенностей развития зарубежного опыта музеефикации архитектурных памятников;
- рассмотрение проектов современных музеев последних лет, основанных на базе архитектурных памятников;
- определение главных векторов развития архитектуры музеев в Казахстане;
- рассмотреть возможные пути внедрения инновационных технологий, в музеефикации архитектурных памятников;
- определение основных направлений совершенствования музеефикации памятников в Казахстане;
- разработка рекомендаций для развития сети туристической инфраструктуры в пространственном каркасе Казахстана.
Изученность темы.
Основные вопросы по региональным особенностям архитектуры и градостроительства Казахстана и Средней Азии были подняты и раскрыты в работе следующих исследователей: Глаудинов Б., Аскаров Ш., Глаудинова М., Аужанов Н., Б. Балыкбаев, Г. Абдрасилова, С. Космериди, З. А. Сабитов, А. А. Татыгулов, Н. Козбагарова, Э. Байтенов, Т. Басенов, А.
Описание памятника архитектуры: (8 класс). «Описание памятника ...
... Описание памятника архитектуры: сочинение (8 класс). Сочинение на тему “Описание памятника архитектуры: Храм Василия Блаженного”В школе нам частенько задавали сочинения на различные темы. Например, в 8 классе – сочинение-описание памятника архитектуры. Направлений здесь может быть огромное количество. Одно из таких – сочинение-описание памятника архитектуры ... замечательных архитектурных памятников. С ...
Карпыков, К. Самойлов, А. Корнилова, В. Лаптев, К. ,Ибраев, С. Садыкова, Б. Шакербай А. Капанов, Б. Курбангалиев, А. Римша, М. Сейдалин, Д. Омуралиев, Мендикулов, и др.
Исторические аспекты развития региональной градостроительной культуры отразили в своих трудах С. Ажигали, И. Азимов, Ш. Аскаров, М. Ахмедов, К. Байпаков, Э. Байтенов, Т. Басенов, А. Бернштам, Б. Глаудинов, Г. Исабаев, А. Карпыков, А. Маргулан, М. Мендикулов, Р. Мукимов, Р. МуксиновД. Наумов, И. К. Самойлов и др.
Проблемы архитектурного наследия с точки зрения их сохранения изучали Байтенов Э.М., Ибраев Б.А., Г.Исабаев, Г. Камалова, Ордабаев А., Туякбаева Б.Т. и др.
Некоторые аспекты музеефикации архитектурных объектов с использованием энергоэффективных технологий, отвечающих критериям устойчивого развития и вопросов учета культурного ландшафта, были освещены в отдельных работах Э.М. Байтенова, Г.А. Исабаева, Г.С. Абдрасиловой и др. Особенности музеефикации некоторых памятников Казахстана рассмотрены в статьях Г.С. Абдрасиловой и А.К.Туякаевой
Что касается общих вопросов сохранения архитектурного наследия применительно к рассматриваемой теме, то они отражены в работах таких исследователей как М.Е.Каулен, Е.Я. Кальницкая, М.А. Гранстрем, Н.А. Никитина. Ими были рассмотрены специальные подходы к сохранению и музеефикации архитектурных памятников и их ансамблей, описанные в трудах.
Памятники архитектуры, составляющие условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития общества, представляют собой одну из функций предметного мира культуры, используемую для передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее (Д.С. Лихачев, П.В.Боярский, А.Н.Дьячков).
Механизмы музеефикационного процесса разработаны Э.А. Шулеповой, С.В.Карповым. Проблемы использования информационных технологий в музейной практике отражены в трудах А. С. Дриккера, А. В, Лебедева, Л.А. Ноля.
Данные исследования отражают значительную степень изученности аспектов проблемы, однако в них не в полной степени отражены вопросы сохранения архитектурного наследия Казахстана и его музеефикации с точки зрения современных подходов и уровня развития мировой техники и технологий. Анализ же реальной проектной практики показывает, что вопросы, связанные с обеспечением сохранения архитектурного наследия и его музеефикации не находят достаточно полного освещения. Это во многом связано со слабой разработанностью комплексного подхода и отсутствием активного механизма регулирования процесса музеефикации памятников архитектуры.
Архитектура состоит из многообразия архитектурных стилей включая ...
... (сохранилось до н.вр.). Это предвосхищало принципы готической архитектуры Характеристика стиля. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание ... пониженной стрельчатой аркой, которая названа была аркой Тюдоров. Подобно анжуйской архитектуре, английская архитектура увеличивает число нервюр. В XVI в. нервюры превращаются в простые ...
Методология исследования, Научная новизна и теоретическая значимость исследования, Практическая значимость диссертации, Апробация и внедрение.
Международный форум «Энергоэффективность в современном строительстве»; основные положения диссертации опубликованы в 3-х статьях. Некоторые положения использованы в учебном процессе на Факультете Архитектуры Казахской головной архитектурно-строительной академии при курсовом и дипломном проектировании.
Объем и структура исследования., ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ, Развитие процесса музеефикации архитектурных памятников в Казахстане»
В процессе анализа памятников архитектуры, истории и культуры Республиканского значения, которых в современном Казахстане насчитывается более 200, были выявлены следующие типы:
- дома, здания или комплексы, имеющие функцию музея;
- действующие соборы и мечети;
- объекты культа, мемориалы;
- объекты градостроительного искусства;
- уникальные объекты;
- объекты археологии и ландшафтной архитектуры.
В процессе анализа особняком были рассмотрены и выделены в специальный тип археологические памятники и объекты ландшафтной архитектуры, которые требуют специального подхода, т.е. «архитектурного вмешательства» в виде консервации, научной реставрации и др.
Для выявления особенностей типов, памятники архитектуры были сгруппированы по функции; рассмотрено их назначение, местоположение в структуре населенного места, состояние, хронология появления и другие параметры. Кроме того, была проанализирована локализация памятников архитектуры по территории республики, составлена схема локализации на карте Казахстана, дифференцирована территория по плотности насыщения памятниками. Все это послужило основой для принятия определенных подходов к их сохранению и музеефикации и разработке рекомендаций по включению памятников в структуру туристических маршрутов.
Действующие соборы и мечети, Дома, здания или комплексы с новой функцией
Положительным примером такого типа памятника архитектуры является здание Музея народных музыкальных инструментов им. Ыкыласа в г. Алматы, который был открыт в 1980 году в бывшем Доме офицерского собрания[3].
Музей размещен в здании — памятнике архитектуры и истории, который помимо выполнения своей основной функции и сам является объектом музейного показа. Подобный метод музеефикации применили и к резиденции Абылай хана в г. Петропавловске. После двух лет реставрационных работ, в 2007 году состоялось открытие историко- мемориального комплекса «Резиденция Абылай-хана». Памятник был восстановлен практически из руин, на его основе создали целый исторический комплекс, где разместились покои хана, его личные вещи, дом для гостей. Так же в залах представлены исторические документы, отражающие становление казахстано-российских отношений.
Роль памятников русской культуры в истории Российского государства
... объектов недвижимости памятники истории и культуры подразделяются на здания и строения – 18%, сооружения – 2%, произведения монументального искусства – 1%, объекты археологии – 55%, захоронения – 13%, произведения ландшафтной архитектуры ... Целью данного реферата является исследование роли памятников русской культуры в истории ... существуют более 120 музеев-заповедников и музеев-усадеб. Они организованы ...
Объекты культа, мемориалы
Выдающимся примером такого памятника в Казахстане можно считать созданный в 1991г. государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан» в г. Туркестан Южно-Казахстанской области. Основой для создания такого заповедника послужил музей архитектурного комплекса Ходжи Ахмеда Ясави (памятник, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО), который и явился его главным центром. Музей-заповедник вобрал в себя практически все значимые памятники архитектуры г. Туркестана. В него вошли: подземная мечеть «Хильвет», музей «Жума мечети», музей «Восточной бани» и др.
Одним из более ранних примеров стало создание в 1962 году музея — комплекса ханской ставки Букеевской орды (музея под открытым небом), расположенного в Западно-Казахстанской области. Особый интерес представляли мавзолеи Жангир-хана, Даулеткерея и Мухамедсалыка, которые были построены в разных архитектурных стилях.
После проведенных реставрационных работ предприятием «Казреставрация» с 2001 по 2004 годы над мавзолеями Айша биби и Мавзолей Бабаджа-Хатун, было немало споров об утере памятниками их аутентичности. Несмотря на это благоустройство и ограждение территории значительно увеличило приток туристов.
Подобный тип музеефикации был применен в 1975 – 1978 годах, когда было решено создать музей на базе архитектурно-художественного комплекса «Жаркентская мечеть». Данный комплекс включил в себя несколько сооружений, включая малую мечеть и медресе.
Объекты градостроительного искусства
Данный тип памятников может быть достойно представлен дворцовым комплексом — IX вв. Акыртас в Жамбылской области Казахстана (45 км от г. Тараз ).
В настоящее время на территории комплекса ведутся археологические раскопки, возглавляемые институтам археологии этнографии при Национальной академии наук Республики Казахстан. В 2012 году здесь построено здание научного информационно- аналитического центра с конференц-залом, мини-гостиницей для археологов, рабочими кабинетами, где в первозданной тишине археологи, ученые-историки могут поработать. Обеспечена круглосуточная охрана памятника. В ближайших планах дирекции открытие при центре небольшого музея артефактов, создание сада и др. В июле 2014 года Акыртас, в числе 8 археологических памятников Казахстана вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Объектов Великого шѐлкового пути в Чанъань —Тянь-Шанском коридоре».
Также к данному типу памятников отнесено городище Тараз. Согласно мнению директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такена Молдакынова, итоги, сделанные по заключению экспертизы 2015 года были определены конкретные границы территории для будущей постройки на ней объектов на территории городища «Древний Тараз», также были уточнены места для жилых помещений, которые были найдены непосредственно в ходе раскопок. Граница охранной зоны памятника также будет реализована согласно экспертному заключению. В дни празднования 550-летия образования Казахского ханства открылись несколько объектов парка. Однако научно-исследовательские работы будут проходить до 2017года. Организаторы данного проекта «Древний Тараз» утверждают, что главная цель – это « создание нового национального культурного бренда путем включения его в список всемирного наследия ЮНЕСКО». Реализация данного проекта предполагает проведение научных исследований в области археологии, дальнейшую консервацию, реставрацию и музеефикацию памятников древнего городища Тараз. Данный музей станет историческим, культурным, научным и в то же время просветительским центром, который будет призван популяризировать исторически значимое наследие, тем самым воспитывая в обществе интерес и особое отношение к памятникам истории и культуры.
Охрана памятников истории и культуры в России
... охране памятников истории и культуры почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное. Около 70% от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в ... целостному объекту наследия, может быть нанесён непоправимый урон. В крупных городах происходит массовое сокращение числа подлинных памятников истории и культуры путём замены их не более или ...
Объектам ландшафтной архитектуры и археологии
В этой связи полезно упомянуть астро-археологического комплекс Ак-бауыр, который находится на 38км южнее г.Усть-Каменогорска. Проекты музейных комплексов на территории этих уникальных объектов выполнены архитекторами Галымом Исабаевым и Эскандером Байтеновым в 2014 году приняты к реализации. Авторы предлагают создать на основе этих объектов научно-музейный комплекс и археологический заповедник с современным зданием музея, интегрированным в окружающий уникальный ландшафт, с научно- образовательными функциями, с интерактивными и экологическими автономными технологиями энергоснабжения.
Уникальные объекты
Проведенный анализ помог выявить особенности памятников архитектуры Казахстана с точки зрения музеефикации. На основе полученных данных выделены типы памятников архитектуры: дома, здания или комплексы, имеющие функцию музея; действующие соборы и мечети; объекты культа, мемориалы; объекты градостроительного искусства; уникальные объекты; объекты археологии и ландшафтной архитектуры. Данная классификация способствует распознаванию целей музеефикации и разработке методов и подходов для сохранения и развития памятника.
К памятникам типа Действующие соборы и мечети представляется целесообразным применить внедрение инновационных технологий, не нарушающие религиозные каноны и архитектурно-художественный образ. Это может быть автономные системы управления теплоснабжением, использование возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий (гелиоустановки, рекуперация), современное экологичное оборудование (например – использование электронных свечей в соборах вместо парафиновых) и др.
К Домам, зданиям или комплексам, имеющие функцию музея можно применить методы реставрации или реконструкции, при этом «привить» технологию пассивности, использовать экологические подходы и энергоэффективные технологии (рекуперация, гелиоустановки и др.).
Внедрение новых энергоэффективных технологий, современных изоляционных, отделочных материалов и зеленых технологий, с целью минимизации затрат на содержание и самоокупаемость. Для последнего так же целесообразно корректирование общей направленности деятельности этих объектов на расширение статей дохода – выставочная деятельность, пропаганда культурных традиций через организацию выставок-продаж, распространение предметов декоративно-прикладного искусства, продажа сувениров и др.
В отношении развития таких двух типов, как Объекты градостроительного искусства, а также объекты археологии и ландшафтной архитектуры, целесообразным считается создание материальной базы для науки с обслуживающим их комплексом, сохранение образа памятника и особенностей культурного ландшафта, внедрение экологических инноваций. Совершенствование технологий в музейно-экспозиционных залах и др. Важное место отводится сохранению культурного ландшафта, как непременному условию для восприятия памятника. Для современной презентации памятников видится целесообразным включение современного здания музея, который предполагается расположить в некотором отдалении (экспозиционные залы, помещения научного и логистического персонала, издательско- сувенирный, питания и хозяйственно-технический блоки и др.), предполагается вписать в ландшафт, путем частичного заглубления в землю. В современном экомузейном комплексе предполагается использование автономной экологической энергии (до 60%) на основе использования электростанции, работающей на низкопотенциальной энергии земли. Заглубление здания даст оптимальный рекуперационный режим вентиляции, прохладного — летом и теплого — зимой. Создание рекреационного парка, с регулируемой туристической нагрузкой для пеших и конных прогулок; создание оборудованных обзорных площадок, систему дорожек и троп, заглубленных биотуалетов и др., выполненных в духе единства с природой и др.
Музеи как вид культурного наследия
... разнообразные проекты - от классических музеев коллекционного типа до музеефикации разнообразных памятников и целых территорий. Добавим также, ... себе" информацию о развитии природы, общества, культуры. Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов, событий, ... своего смысла и предназначения, музеи, выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного ...
Так как большинство Объектов культа, мемориалы уникальны по своему происхождению, здесь необходимо произвести реконструкцию или консервацию с сохранением аутентичности, всех черт уникальности. В отношении объектов, подвергавшихся реконструкции, где была нарушена аутентичность объекта, наиболее приемлемым видится сохранение современного состояния как можно на длительный срок.
Наконец, последний тип – уникальные объекты, среди них и промышленные объекты, которые в зависимости от состояния могут быть подвержены реконструкции с целью его дальнейшего сохранения и функционирования.
Карта локализации памятников архитектуры по территории Республики, составленная в процессе работы, дифференцировала территорию по плотности насыщения памятниками. На основе данной оценки территории разработаны рекомендации по развитию территориального каркаса исторических памятников для включения в структуру туристических маршрутов.
Вывод по первому разделу., Зарубежный опыт музеефикации архитектурных памятников»
Первыми признаками музеефикации в зарубежной практике можно указать период, когда появились первые декреты об охране памятников еще в эпоху Ренессанса, например: «Распоряжение 1347 г. Кола ди Риенцо об охране памятников Древнего Рима». Следующими примерами зарождения музеефикации можно назвать раскопки Древнеримских городов Геркуланума и Помпеи в XVIII веке на территории Италии, которые было решено оставить открытыми, т.е. возможными для их просмотра. Данную практику можно отнести к основе развития музеефикации памятников под открытым небом.
музеем под открытым небом
К одним из ярких примеров такого подхода музеефикации можно отнести музей под открытым небом Стоунхендж в Великобритании, которые помимо обще познавательного интереса вызывает и духовный интерес. Так же Стоунхендж является местом круглогодичного туризма, что позволяет посещать его не только туристам, но и ученым беспрерывно изучать местность, относящуюся к памятнику, насыщенную древними курганами и захоронениями.
Одним из видов музеев под открытым небом являются музеи- заповедники. Ярким примером современного подхода к организации такого музея можно отнести заповедник Гобустан в Азербайджане. Заповедник представляет собой комплекс, центральным экспонатом которого, является памятник в виде древних петроглифов, особо охраняемых, и восстанавливаемых по сей день. Так же на территории памятника расположился современный музей, где посетители могут еще глубже познакомиться с тайнами и историей петроглифов и самой местности.
Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры (8 класс)
... яркие эпитеты и аллегории. Что еще стоит включить в описание памятника архитектуры? Сочинение можно дополнить стихами великого поэта, посвященными описываемому объекту. Создатели У каждого здания есть архитектор, у каждого ... приказ о взрыве собора. К счастью, французские войска не смогли осуществить планы своего лидера, они только разграбили собор. После завершения войны территория вокруг храма была ...
копии памятника в объект музейного показа
После музеефикации памятников методом обращения его в объект музейного показа, стали выделять следующие типы музеев: дом-музей, дворец-музей, музей-храм, музей-монастырь, а также наиболее редкие из них музеи-заводы, музеи-шахты и музеи-корабли.
музеи-храмы и музеи- монастыри,
Монастырь Монсеррат 1025 года в Испании яркий пример музеефикации монастырей. «Монсеррат» является не только центром паломничества католиков со всего мира, но и центральной площадкой у подножия необычных одноименных гор с уникальными живописными известняковыми скалами, что обусловило создание здесь музея. Музей хранит в себе различные ценности – от художественных работ монахов до уникальной коллекции православных икон. Сюда проложена железнодорожная ветка из Барселоны, что обеспечивает доступность и популярность этого места.
Интересен опыт в музеефикации культовой буддийской архитектуры в Азии. Одним из них является музейный комплекс храма Махадобхи в Индии. Это место является центром духовного просветления, гения. Известно, что храм был построен еще в 260 году до н.э., однако в I веке н.э. было перестроено, а в 1883 году удачно отреставрирован английскими реставраторами, благодаря чему сохранился до наших дней.
Интересны также музейные комплексы на базе древнейших храмов Мирыкса, Бомоса и Тондоса в Корее одни из самых перспективных и успешных корейских музейных проектов в сфере культовой архитектуры.
Дом-музей, дворец-музей и музей-усадьба
Наиболее современный пример музеефикации дворцов это Замок Святого Петра в городе Лиссабон, являющимся одним из первых поселений железного века. Поэтому после грандиозных раскопок, встал вопрос об их дальнейшем сохранении. Было предложено воссоздать периметр одного из строений, для этого были подняты подвесные стены, не дающие нагрузку на фундамент, тем самым не разрушая его. Таким образом, каждый посетитель может прочувствовать объем и пространство объекта. Воссоздание (или сохранение) образа исчезнувшего памятника на основе сохранившихся фрагментов или руин становятся возможны на основе использования современных достижений строительной техники и технологий.
музеефикация памятников садово- паркового искусства
В зарубежной практике это, как правило, исторические и культурные памятники, включающие в себя различные элементы ландшафта, а также возможны присутствие архитектурных форм и сооружений. Одним из самых известных в мире считается Сады и парк Версаля, которые занимают территорию в несколько тысяч гектаров и содержит огромное количество различных фонтанов, скульптур, лужаек и цветов. На данный момент сад окружен лесной полосой. Реставрация на территории памятника была осуществлена 4 раза в ходе строительной кампании. Памятник вобрал в себя множество художественных и исторических ценностей, поэтому его сохранение и возможность посещения туристами – основная цель в его музеефикации. Эта территория является экологически чистой зоной, где предполагается использование только экологически чистого транспорта.
Урок развития речи в 8 классе « -описание памятника архитектуры»
... Собор поражает и восхищает лабиринтами, необычностью архитектуры, гармоничностью. Смотреть галерею Сочинение-описание памятника архитектуры своего города (114 упр. 8 класс) Мне хочется написать о грандиозном ... сочинение можно рассказом о сегодняшней “жизни9quot; памятника: очень часто каменные и бронзовые изваяния становятся негласным центром неких культурных феноменов. Допустим, около памятника ...
Сады Боболи во Флоренции известны тем, что на его территории представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII веков. И в настоящее время они являются музеем садово-паркового искусства. Реконструкция проводилась на территории памятника не один раз, однако был доступен туристам уже в 1766 году. По сей день, здесь демонстрируется посетителям лучшие традиции паркового искусства по организации пространственных связей между объектами архитектуры и ландшафта, обеспечивается как физическая сохранность, в том числе с точки зрения их визуального восприятия.
Один из американских скульпторов и дизайнеров японского происхождения, творившего некоторое время в США, создал в 1981-1985 года музей сад Исаму Ногути (так звали самого скульптора).
Сад необычен тем, что в основном все сделано из натурального камня: дорожки из каменных плит, растения огорожены различными видами камней, а также имеется ряд необычных малых архитектурных форм, выполненных так же из камней.
Так же интересен зарубежный опыт музеефикации индустриального наследия. Первым музеефицированным промышленным объектом, получившим общенациональное и мировое признание, стал знаменитый чугунный мост в центре Англии – Айронбридж. Авторы проекта представили уникальные технические характеристики моста как символ промышленной революции. Вся территория, примыкающая к мосту, была реконструирована и благоустроена. Был создан музейный комплекс «Ущелье Айронбридж», включающий в себя 10 различных музеев. В дальнейшем музеефикация индустриального наследия была отмечена в ряде стран: Германии, Финляндии и в других странах Европы, а также США и России.
Говоря о сохранении культурного наследия мира, стоить отметить деятельность ЮНЕСКО, которая на сегодняшний день осуществляет свою работу по охране культурных ценностей сразу в нескольких направлениях. Если до 1960-х годов ответственность за сохранение памятников исторического и культурного значения была возложено на само государство, то после принятия ряда международных конвенций, все памятники, которые действительно являлись частью культурного наследия всего человечества, были взяты под охрану ЮНЕСКО. Таким образом, после признания памятников истории и культуры различных стран ценными для всего мира, было спасено значительное количество таких ценных памятников как: Мохенджо-Даро, Карфаген, остров Филэ на Ниле, Боробудур на Яве, древние святилища ацтеков и др.
Таким образом, на основе анализа опыта зарубежных стран в музеефикации культурного наследия были выявлены основные семь типов объектов музеефикации:
- памятника садово-паркового искусства;
- дома, здания или комплексы, имеющие функцию музея;
- действующие соборы и мечети;
- объекты культа, мемориалы;
- объекты градостроительного искусства;
- уникальные объекты;
- объекты археологии и ландшафтной архитектуры.
Первый тип из данного перечисления — памятники садово-паркового искусства не представлены в Казахстане, что видимо, отчасти можно объяснить, по большей части кочевым укладом жизнедеятельности.
Описание памятника архитектуры: (8 класс). «Описание памятника ...
... был подготовлен архитектором И.Спириным, а создан памятник скульптором Ш.Микатадзе. Не так давно памятнику был присвоен статус историко-культурной ценности, и теперь любые посягательства на ... художественном и публицистическом стилях речи; Развивающая: подготовить учащихся к предстоящему сочинению на основе развития навыков самостоятельной работы; расширить общий кругозор школьников. Коммуникативная: ...
В процессе анализа зарубежного опыта музеефикации архитектурных памятников были установлены основные подходы к их музеефикации, которые заключаются в следующем:
- сохранение визуального восприятия культурного ландшафта, в котором находится памятник архитектуры;
- подбор новой функцией объекта, обеспечивающую его лучшую сохранность (сохранение образа и физическую) и функционирование;
- использование реконструктивных мероприятий на основе контраста или сочетания старого и нового;
- приоритет сохранения исторической подлинности и документальности;
- обеспечение дальнейшего научного изучения;
- сохранение памятника с учетом экономической рентабельности;
- поддержание экологических характеристик памятника и его территории;
- воспроизведение потерянного окружения памятника и др.
Исследованием установлено, что имеется ряд сходств и различий в подходах к музеефикации архитектурного наследия в отечественной и зарубежной практиках. Основные различия заключаются в слабой выраженности у нас и в приоритетном выражении за границей следующих направлений: — сохранение памятников с учетом экономической рентабельности; — поддержание экологических характеристик памятника и его территории.
Вывод по второму разделу., Перспективные направления развития музеефикации памятников архитектуры Казахстана»
Более 15 лет назад были проведены первые раскопки на Береле. Курганы, датируемые IV-III вв. до нашей эры, потрясли научный мир. О превращении Берельских курганов впервые заговорил их первооткрыватель археолог Зейнолла Самашев. По его словам, на территории памятника создан музей, который, однако, не удовлетворяет современным стандартам, поэтому был создан новый проект музея, образ которого не портит ландшафт местности. В дальнейшем по замыслу проекта должны быть построены визит-центр, здание самого музея, кемпинги или коттеджи для развития местного туризма. Для полного окончания раскопок, осталось раскопать лишь пару курганов, затем каждый курган в отдельности должен стать объектом музеефикации.
Известный объект Акыр-Тас сегодня является одним из самых посещаемых туристических мест Жамбылской области, популярным историко-природным памятником. Благодаря попечению дирекции государственного историко-культурного музея-заповедника «Памятники древнего Тараза», исторический комплекс, расположенный вдалеке от оживленных трасс, в безводной и пустынной местности, приобрел вполне цивилизованный вид. Территория комплекса огорожена, внутри камнем вымощены дорожки, установлены фонари и скамейки. Теперь привыкшим к комфорту иностранным туристам не приходится, как раньше, спотыкаться о камни. В 2012 году здесь построено здание научного информационно-аналитического центра с конференц-залом, мини- гостиницей для археологов, рабочими кабинетами, где в первозданной тишине археологи, ученые-историки могут поработать. Обеспечена круглосуточная охрана памятника. В ближайших планах дирекции открытие при центре небольшого музея артефактов, создание сада.
Интересен еще один проект, на базе древнего археологического памятника. Несколько лет назад территорию древней обсерватории неподалеку от города передали во ведение Восточно-Казахстанского областного музея-заповедника. Урочище огородили и установили некоторые удобства для посетителей. Теперь в планах специалистов — дополнить археологический комплекс «Ак-бауыр» современным выставочным залом. Его необычный вид напоминает инопланетный корабль. Авторами проекта выступили специалисты КазГАСА. Здание было спроектировано необычной формы, которая повторяет особенности ландшафта данной местности. Более того данная форма позволяет проникать солнечным лучам под определенным углом, отображаясь затем внутри здания. Данный подход объясняет, как в древности люди использовали Ак-бауыр в качестве обсерватории. В комплексе также планируется экспозиция, которая будет посвящена древнему святилищу. Будет также предложена виртуальная экскурсия с применением современных технологий.
Одним из ярких образцов является уже реализованный проект историко-культурного центра «Древний Тараз», авторами которого являются доктор архитектуры Байтенов Э.М. и кандидат архитектуры Исабаев Г.А. Общей концепцией проекта стала идея Великого шелкового пути, где посетители могут ознакомиться с основными компонентами комплекса. Здесь представлены: старинный некрополь (мавзолеи Карахана, Даутбека), торгово-ремесленные ряды, ―Дом дружбы‖ на площади, перед которым возвышается стела ―Тараз сазы‖ (―Мелодия Тараза‖).
Рядом находится сквер ―Мынбулак‖ со Смотровой башней, которые ярко символизируют основные памятники древнего города. Далее к музею
―Древний Тараз‖ посетитель проходит по аллее ―Великий шелковый путь‖. Музей и место, где ведутся археологические раскопки, завершает пеший маршрут.
На основе данных проектных предложений можно выявить некоторые тенденции в развитии и сохранении подобных объектов, это:
- развитие современной интерпретации традиционных образов;
- воссоздание исторической среды поселений с комплексным решением визуальных, композиционных, функциональных связей исторических объектов с включением современных объемов в стилевых характеристиках старины;
- полное материальное/виртуальное воссоздание исторического объекта на новом месте на основе научной реставрации;
- использование инновационных технологий в объектах музеефикации;
- максимальное сохранение культурного ландшафта;
- консервация памятника с полным или частичным воспроизведением окружения и др.
В процессе дальнейшего исследования выполнен пространственный анализ дислокации памятников архитектуры Казахстана с территориальной привязкой к транспортной системе страны с точки зрения организации системы туристических маршрутов. Анализ выявил общее совпадение каркаса размещения объектов с основными элементами транспортного каркаса страны. В ряде случаев имеются отдельные группы памятников архитектуры на территории 3-х областей — Карагандинская, Актюбинская, Мангистауская, которые находятся на значительном отдалении и нуждаются в специальных мерах по организации их охвата с точки зрения их музеефикации.
предложена концепция историко — ландшафтной модели региона.
- памятник архитектуры;
- инфраструктура;
- обслуживающий комплекс;
- культурно-просветительские программы;
- исследовательский комплекс;
- торговый комплекс;
- специфический комплекс (Лечебно-оздоровительный, спортивный, тематический).
Центральным звеном в данной системе является памятник архитектуры, на базе и для сохранения которого призваны служить остальные звенья.
экологический, экономический и художественный
В частности для объектов культа и мемориалов главным видится физическая сохранность памятника, с приоритетом аутентичности и сохранением художественного образа. Здесь важен подход, предполагающий решение задач благоустройства территории с сохранением визуального восприятия памятника. При необходимости расширения инфраструктуры, обслуживающего, исследовательского или торгового комплексов необходимо соблюдение дистанции и вывод этих объектов за пределы зоны непосредственного восприятия.
В отношении объектов культурного ландшафта и градостроительного искусства необходим подход, включающий воспроизведение непосредственного окружения памятника, с сохранением культурного ландшафта. При необходимости расширения инфраструктуры, обслуживающего, исследовательского или торгового комплексов наряду с соблюдением дистанции или выводом этих объектов за пределы зоны непосредственного восприятия, рекомендуется использование природного образа вводимых объектов.
Для домов, зданий и комплексов с новой функцией, а также действующих соборов и мечетей, которые в основном находятся в системе населенного пункта рекомендовано воспроизведение исторического окружения памятника для его лучшего восприятия, модернизация с использованием инновационных технологий и материалов с сохранением образа, ландшафтная и средовая реставрация или реконструкция, требующие избирательного решения.
Экологический подход предполагает использование принципов, основанных на возобновляемых источниках энергии, введении замкнутого цикла использования и выработки ресурсов, использовании традиционных и инновационных способов проектирования (реконструкции) и озеленения и др.
В основе музеефикации архитектурных памятников должен лежать принцип сохранения на основе экономической рентабельности, который позволит внести вклад в экономическую составляющую поддержания памятника.
Вывод по третьему разделу., ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основе анализа развития процесса музеефикации и изучения архитектурных памятников Казахстана выявлены шесть основных функциональных типов:
- дома, здания или комплексы, имеющие функцию музея;
- действующие соборы и мечети;
- объекты культа, мемориалы;
- объекты градостроительного искусства;
- уникальные объекты;
- объекты археологии и ландшафтной архитектуры.
2. Рассмотрена локализация памятников архитектуры на территории Казахстана (по материалам Свода памятников архитектуры Республиканского значения) в разрезе областей со сравнительным количественным анализом по типам памятников, который послужил основой для сравнительной оценки территории областей с точки зрения насыщенностью памятниками архитектуры.
3. На основе анализа отечественной и зарубежной практик музеефикации выявлен тип памятников, не представленный в Казахстане — Памятники садово-паркового искусства.
4. Выявлены основные подходы к музеефикации в зарубежной практике:
- Сохранение визуального восприятия культурного ландшафта.
- Изменение функции объекта с сохранением образа
- Контраст старого и нового
- Приоритет сохранения исторической подлинности и документальности
- Обеспечение дальнейшего научного изучения.
- Сохранение с учетом экономической рентабельности
- Воспроизведение потерянного окружения памятника.
5. Исследованием установлены главные различия в подходах к музеефикации архитектурного наследия в отечественной и зарубежной практик, которые заключаются в слабой выраженности в отечественном и приоритетном выражении в зарубежной практиках по следующим направлениям: сохранение памятников с учетом экономической рентабельности; поддержание экологических характеристик памятника и его территории.
6. Проведен анализ проектов последних лет по тематикам музеефикации и сохранения культурного наследия, который выявил основные тенденции в развитии и сохранении подобных объектов:
- развитие современной интерпретации традиционных образов;
- воссоздание исторической среды поселений с комплексным решением визуальных, композиционных, функциональных связей исторических объектов с включением современных объемов в стилевых характеристиках старины;
- материальное воссоздание исторического объекта на новом месте на основе научной реставрации с целью превращения в объект музейного показа;
- полное нематериальное/виртуальное воссоздание частично утраченных архитектурных памятников путем построения на базе научной реставрации (исторических документов и иконографии) их трехмерных моделей, которые становятся самостоятельными объектами музейного показа;
- использование инновационных и энергоэффективных технологий в объектах музеефикации;
- максимальное сохранение культурного ландшафта; консервация памятника с полным или частичным воспроизведением окружения и др.
7. Выполнен пространственный анализ дислокации памятников архитектуры Казахстана с территориальной привязкой к транспортной системе страны с точки зрения организации системы туристических маршрутов. Анализ выявил общее совпадение каркаса размещения объектов с основными элементами транспортного каркаса страны. В ряде случаев имеются отдельные группы памятников архитектуры на территории 3-х областей — Карагандинская, Актюбинская, Мангистауская, которые находятся на значительном отдалении и нуждаются в специальных мерах по организации их охвата с точки зрения их музеефикации.
8. С целью разработки рекомендаций для организации туристических маршрутов, предложена концепция историко — ландшафтной модели региона, состоящая из следующих подсистем:
- памятник архитектуры;
- инфраструктура;
- обслуживающий комплекс;
- культурно-просветительские программы;
- исследовательский комплекс;
- торговый комплекс;
- специфический комплекс (Лечебно-оздоровительный, спортивный, тематический), в котором центральным звеном является памятник архитектуры.
9. На основе выполненного исследования предложены основные подходы к музеефикации и разработаны рекомендации на основе экологического, экономического и художественного аспектов:
- для объектов культа и мемориалов — физическая сохранность памятника, с приоритетом аутентичности и сохранением художественного образа;
- для объектов культурного ландшафта и градостроительного искусства подход, включающий воспроизведение непосредственного окружения памятника, с сохранением культурного ландшафта с использованием природного образа вводимых объектов;
- для домов, зданий и комплексов с новой функцией, а также действующих соборов и мечетей — воспроизведение исторического окружения памятника, модернизация с использованием инновационных технологий с сохранением образа, ландшафтная и средовая реставрация или реконструкция, требующие избирательного решения.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Кадырова Р.С., Туякаева А.К. К вопросу о развитии процесса музеефикации архитектурных памятников Казахстана. ХII Международная научно-практическая конференция им. В.Татлина, — Пенза, 2016.
2. Кадырова Р.С., Туякаева А.К. Зарубежный опыт музеефикации архитектурных памятников. Сборник материалов Международной научно-практической конференции факультета Архитектуры
«Современные проблемы архитектуры и градостроительства», — Алматы, 2016.
3. Кадырова Р.С., Туякаева А.К. Перспективные направления развития музеефикации памятников архитектуры Казахстана. Ізденіс – Поиск Международный научный журнал – Приложение РК, — Алматы, 2016.