XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и
Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры — расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. [4 стр. 60]
Предмет: Особенности архитектуры Италии в эпохи Возрождения
Объект: Архитектура Италии
Цель работы: Подробно рассмотреть особенности архитектуры Италии в эпоху Возрождения.
Задачи:
- Дать характеристику понятию и эпохе Возрождения
- Рассмотреть особенности эпохи Возрождения
- Дать полную характеристику архитектуры Ренессанса в Италии
- Сделать общие выводы
Для достижения своей цели я использовала научную литературу: В книге Савченко И.П., Липявкина А.Ф. «Архитектура» сделан обзор развития архитектуры и градостроительства в важнейшие исторические эпохи. Во II—VI разделах изложены вопросы проектирования жилых, общественных и промышленных зданий, рассмотрены части зданий и их элементы. В книге Гуляницкого Н.Ф. «История архитектуры» изложена история архитектуры от времени зарождения зодчества до наших дней. Приводятся сведения по истории строительной техники, рассматривается по отдельным эпохам и регионам. Алексей Гутнов в своей книге «Мир архитектуры» рассказывает о роли и назначении в жизни общества одной из древнейших профессий — зодчества, его истории, творчестве его выдающихся мастеров. В книге А.В. Степанова «Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век» изложен взгляд автора на величайшие произведения авторов Возрождения — Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана и других. Книга «Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада» Эрвина Панофского, рассказывает из каких специфических составляющих складывается феномен Возрождения, и на многочисленных примерах из области изобразительного искусства, архитектуры, литературы и философии рисует картину духовной жизни Европы.
Архитектура Возрождения
... в результате чего строения эпохи Возрождения в разных регионах могут иметь немного сходных черт. В самой Италии архитектура Возрождения перешла в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных ... французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien ) раскрыл определение ...
Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры, еще Джордано Вазари — живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных «Жизнеописаний» наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о «возрождении» искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической архитектуры. Историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин — «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».
Анализ памятников культуры Возрождения
Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза – индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической «учености» предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело и другие. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично-средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.
Культура средних веков. Эпоха возрождения
... представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время. *** Средневековая культура — культура христианская, отрицая ... и души людей средневековья и определяло их поведение. Неуверенность в материальной обеспеченнос ти и неуверенность ... культуры доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и ...
Связь искусства и науки составляет одну из характерных особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. [4 стр. 100-130]
Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи Оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, — приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По сравнению с искусством классической древности духовный мир человека становится все более сложным и многогранным.
Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощутимо меняется и внешнее положение художника в обществе.
Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний, должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает прозвания «божественный». А ведь логический предел, к которому тяготел художник Возрождения, — обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в первую очередь свободу творческую.
Образ женщины в искусстве эпохи Возрождения
... в красоте, особенно в женской красоте. Женщина во все времена была в центре внимания искусства, но в эпоху Возрождения женская ... образа женщины в искусстве эпохи Возрождения, который значительно отличается от образа в предыдущие и последующие эпохи. ... В Средние века искусство во многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь и должно было украшать ее. В эпоху Возрождения искусство ...
В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца (палаццо) — жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы. Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов, реконструируются городские центры. В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были церковь и крупные феодалы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица — как знать, так и бюргеры.
Наряду с монументальными, все более широкое распространение получают станковые формы — живопись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, терракоты и майолики.
Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой — стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как «открытие мира человечества». Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII — I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).
В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто — XIII век, треченто XIV век, кватроченто — XVI век.[4 стр. 145-154]
- Роль искусства.
Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех — в том числе укреплением
Архитектура, скульптура, живопись в Италии в эпоху Возрождения. ...
... половины XIII века до первой четверти XVI века. Начало эпохи Возрождения в Италии положил Джотто ди Бондоне, который работал во Флоренции основные его работы — фрески. Конец Возрождения в Италии ... новый тип надгробий, отлил бронзовый памятник. Мазаччо (1401-1428гг.) живописец, основоположник реалистического искусства». «Высокий Ренессанс последняя четверть XV в.- первая четверть XVI в. считается ...
- Гуманизм
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»).
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование. Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок).
Натуроподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.