Создание картины в анималистическом жанре

Жанр живописной анималистики призван показать нам удивительный и неповторимый мир животных, их красоту и доброту, хрупкость и беззащитность. Любовь к братьям нашим меньшим заложена в нас самой природой, поэтому неудивительно, что мы не можем жить без них. Очень часто животных сравнивают с их хозяевами, ведь за годы совместной жизни мы так становимся похожи друг на друга. Художники пытаются своими картинами разбудить в людях чувство заботы и любви ко всему живому на Земле. Картины, написанные в анималистическом жанре, позволяют каждому из нас хоть на секунду остановить мгновение, восхищаясь его неповторимостью и уникальностью, животными, птицами. Художники-анималисты, сочетая любовь к природе с наблюдательностью учёных, очень точно показывают индивидуальность каждого персонажа, отображают в мельчайших деталях характер и повадки животных, их слабость, ранимость, а значит, зависимость от нас, людей.

Портретный жанр, пожалуй, является одним из самых известных и популярных, по сей день жанров. Во все времена человек пытался увековечить себя и своих близких, многим удавалось сделать это с помощью талантливых художников.

Синтез анималистического и портретного жанров наиболее ярко отображает тесную связь людей и животных. Многие картины сочетают в себе и портреты людей, и изображения их любимцев: животных и птиц. С давних времён люди и животные жили вместе, люди поклонялись животным, считая их божественными созданиями. Это отношение проявлялось и в картинах художников разных эпох. Во все века были картины, показывающие неразрывную связь анималистического и портретного жанров.

В наши дни заказ портрета с любимой собакой или кошкой не редкость. С помощью таких картин пытаемся запечатлеть себя и своих любимцев на долгие годы. На картинах мы видим не только сходство, но и характер, настроение человека и животных.

Живопись в интерьере — это мощнейший дизайнерский инструмент, с помощью которого можно не только украсить любое помещение, но и повлиять на восприятие всего интерьера. Кроме того живопись делает помещение неповторимым, одухотворенным и завершенным. В живописной работе принимаются во внимание особенности интерьера, его общая целостность, композиционное и цветовое решение, пропорции, а также архитектурные особенности. Картина — это «последний штрих» в создании интерьера, своего рода визитная карточка дома и его хозяев. Именно поэтому она не должна появиться в доме случайно.

Картина может стать центральным элементом интерьера, приковывающим к себе внимание или ненавязчивым дополнением, поддержкой общей идее. Дом это не просто место обитания, а жилая среда, в которой формируется и корректируется психологическое состояние личности. Интерьер способен влиять на состояние человека: радовать, успокаивать или, наоборот, будоражить. Окружающие нас предметы влияют на наше настроение и создают психологический климат помещения.

1 стр., 369 слов

Человек и животное

... звери стали семьей для мальчика. Таким образом, можно сделать вывод, что животные нуждаются в помощи человека. Взять тех же бездомных собак: приютив их или хотя бы подкормив, ... ситуации, такие как изменения условий природы: резкое похолодание, засушливость, наводнение и другие. Поэтому, человек должен помогать животным по мере своей возможности. Об этом не раз писали в ...

Курсовая работа является итогом и своеобразной демонстрацией знаний и основных навыков, полученных в результате изучения курса Живописи с основами цветоведения.

Цель курсовой — это создание творческой работы на основе первоисточника — картины художника Дональда Золана в анималистическом жанре, используемого в качестве декоративного дополнения в интерьере.

Задачи:

  • Выполнить комплексный анализ источника творчества;
  • Осуществить практическую деятельность творческого характера по созданию живописной работы на основе первоисточника;
  • Осуществить выполнение живописной работы.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКА ТВОРЧЕСТВА

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/animalisticheskiy-janr/

В курсовой работе по живописи в качестве первоисточника взято направление анималистический жанр. Анималистический жанр или анималистка, а иногда также анимализм (от лат. animal — животное) — изображение животных в живописи, скульптуре и графике. Анималистический жанр сочетает естественнонаучные и художественные начала и развивает наблюдательность и любовь к природе.

Потребность в создании прекрасного вокруг себя, потребность в творчестве — является одной из важных духовных потребностей человека. Реализовать эту необходимость человеческой души помогает искусство, да к тому же оно настолько многообразно, что позволяет найти каждому что-то свое.

Существует множество различных видов искусства, которые позволяют передать красоту, яркость, гармоничность, реальность окружающего мира. Одним из таких видов является живопись.

Анималистика — один из самых удивительных жанров изобразительного искусства. Он имеет свои индивидуальные, присущие ему одному черты, которые выделяют его на фоне остальных жанров. Главной особенностью является сам объект анималистики, а именно — животное. Животный мир вместе с его обитателями с самых древних времен интересовал человека. Люди сравнивали себя с животными, или противопоставляли себя им, пытаясь разгадать тайны природы. Еще в эпоху палеолита были сделаны первые зарисовки животных, что положило начало развитию всего мирового искусства. С тех пор множество художников украсили свои полотна, изображениями животных, выделив тем самым анималистику в отдельный жанр живописи.

Среди животных — лошадь, несомненно, самый популярный объект изображения. В живой природе нет, более прекрасного, животного, чем лошадь. Образ лошади традиционен для искусства многих стран. Лошадь постоянно рядом с человеком, во всей его мирной и военной истории, в работе и на отдыхе. Лошадь была приручена человеком в древнейшие времена, ее обожествляли, ей поклонялись, ставили памятники и писали картины, посвящали стихи. О ней накоплена богатая эпическая литература. Лошадьми наполнены античные и языческие мифы, христианские легенды, народные песни, сказки. Красивая, быстрая лошадь всегда стоила дорого.

Многие и многие произведения искусства посвящены воплощению образов лошади и всадника. Их можно видеть в произведениях разных жанров: парадного портрета, исторического, батального, пейзажного, бытового и конечно анималистического. Многообразие изображений лошади, распространенные по всему миру, имеют свою историю, не менее глубокую, интересную, чем у любого другого подробно исследованного жанра искусства. Изображения лошади можно встретить на старинных и современных монетах, печатях, гербах, эмблемах, торговых марках. Кони венчают и триумфальные арки, и фронтоны зданий, и крыши деревенских изб. Источником творчества послужили впечатления от произведений художника современника Дональда Золана представленные в фоторяде его работ (смотри рисунок 1).

3 стр., 1006 слов

Символико аллегорические картины в произведении «Песня о Буревестнике

... приближающейся революции, она -отличается большим революционным накалом… «Песня о Буревестнике» не просто воспела «наслажденье битвой жизни», а предсказала близость ... О, счастье битвы!») посвящена «Песня…». Именно Буревестник противопоставлен робким, трусливым чайкам, гагарам, пингвинам. В ранних романтических произведениях писатель обычно вслед за исполненными ужаса картинами грозы рисовал картины ...

Рисунок 1 — Фоторяд работ Дональда Золана

Художник Дональд Золан самый позитивный из всех, кого вы только могли видеть. Основным объектом его изобразительного искусства является детство. Счастливое и беззаботное детство остаётся в воспоминаниях, как детей, так и их родителей на всю жизнь. Дональд Золан часто в своих работах объединяет детей и животных, потому что эти две вещи практически неразделимы и очень близки друг другу. Если взрослый человек, погружаясь в рутину человеческих жизней, забывает об окружающей его живой планете, то дети это прекрасно чувствуют и радуются всему, что их окружает.

Дональд Золан родился в 1937 году в Брукфилде.

Сам факт рождения в семье художников предопределил его дальнейшую профессию и судьбу. Дональд Золан стал художником уже в пятом поколении. Можно сказать, что живопись с самого детства была у него в крови. Рисовать он начал с трёх лет.

В пять лет стал побеждать на детских конкурсах рисунка. Родители оборудовали его детскую в изостудию. В 13 лет стал обучаться в академии изящных искусств в Чикаго. Сейчас он считается очень известным художником, картины которого выставляются в галереях и выставочных центрах по всему миру.

Для курсовой работы выбрана картина (смотри рисунок 2).

Рисунок 2 — Первоисточник

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/animalisticheskiy-janr/

2. СОЗДАНИЕ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Сюжетная композиция — (лат. compositio — составление, сочинение) — составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Восприятие произведения также зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра. Художники используют композицию как универсальное средство, чтобы создать живописное полотно, скульптуру или произведение декоративно-прикладного искусства и добиться их образной и эмоциональной выразительности.

Картина, являющаяся мощным визуальным стимулом, приковывает к себе внимание в первую очередь. В ее власти задать тон всему интерьеру. Если речь идет о помещении, предназначенном для приема посетителей, то здесь с помощью картин мы можем сформировать необходимый имидж, и даже создать у визитеров определенный настрой.

Влияние картины на психологическую атмосферу оказывают ее сюжет, цветовая гамма, манера написания. С помощью картины можно обновить привычную обстановку.

Зачем нужны в помещениях картины, на первый взгляд не выполняющие никаких функций и являющиеся интерьерным излишеством? Почему картины сохранились еще с древних времен, когда первобытный человек делал в своих пещерах накальную роспись? Дело в том, что картины становятся завершающими штрихами, дополняющими и оживляющими обстановку, но только в том случае, если они грамотно подобраны.

Перед тем как начать выбирать картину нужно иметь в виду, что она, как и остальное оформление постоянного окружающего вас интерьера будет создавать психологический климат, влияя на настроение. Картина своим сюжетом, цветовой палитрой, манерой исполнения задает тон всему интерьеру, поэтому она должна соответствовать обстановке. Необходимо учитывать назначение помещения, куда будет повешена картина. В прихожей картины должны настраивать и формировать нужный вам имидж.

Данная живописная работа будет выполнена в технике гуашь и предположительно может являться элементом декоративной части интерьера — прихожей, холла и т.д. Такая картина прекрасно подойдет как для шале стиля, кантри стиля и Прованса. Кроме содержания картины должно быть учтено и ее стилистическое сочетание с окружающим интерьером, все должно быть созвучно.

3. ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Поиск динамики формы композиционного решения.

Проанализировав сюжетную композицию первоисточника данной работы можно сказать, что важные элементы изображения размещаются на формате, образуя простую геометрическую фигуру — треугольник. Смысловым центром композиции являются взаимоотношения девочки и лошади. Все каноны композиции соблюдаются в этом произведении — композиция работы в целом динамичная, что обусловлено плановостью работы, а так же акцентами расположения цветовых пятен.

Для усиления эффекта пространственной глубины, было решено подчеркнуть смысловой центр, выделяя его цветом, тоном, фактурностью исполнения форм и пятен. Для этого выполнен анализ графической схемы композиционного центра (смотри рисунок 3).

Рисунок 3 — Схема композиционного центра

Поиск колористического и фактурного решения.

Колорит в живописи — важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства. Термин «колорит» происходит от латинского слова «соlог», что означает цвет, краска.

Колорит в живописи — это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой, строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности».

Особенности живописной фактуры определяются инструментами, с помощью которых краска наносится на поверхность картины, прежде всего, кистью.

Рельеф красочного слоя — существенный фактор обогащения цвета. Лепка предметов первого плана цветом и тоном активно вводит зрителя в композицию. Деталировка должна работать на общий замысел композиции, делая наиболее значительными и проработанными предметами, составляющие композиционные центры. Завершающая стадия работы заключается в уточнении тональных и цветовых акцентов, пластического решения.

Следует помнить, что мазок, положенный «пастозно» густо, приближает изображение к зрителю, а положенный тонко и гладко — отдаляет.

Композиционные этюды и зарисовки производились поэтапно. Работа осуществлялась по фотографии (первоисточника) работы Дональда Золана. Изображение было перенесено на лист и разделено на несколько планов.

В процессе работы возникла необходимость выдвижения первого плана вперед, что осуществилось с помощью разбеленной гуаши и коррекции цвета.

Колористическое решение работы.

Выбор цвета в данной работе осуществлялся по средствам возникшего настроения с опорой на первоначальный источник. Попытка приблизится к принципам анималистов запечатлеть мимолетное ощущение и состояние души, посредством колорита. Показать все великолепие любви и дружбы между детьми и животными, которое должно пробудить чувства и вызвать положительные эмоции.

Вследствие чего цветовая палитра картины вобрала в себя все ее краски.

В картине все решает не копирование «натурального» цвета, а правильно найденные взаимные отношения цветов. Совсем не нужно стремиться подобрать краску, совпадающую по цвету с окраской той же самой лошади.

Не нужно подходить к предмету и пробовать на нем подбираемую краску. Необходимо подобрать такой цвет, который на холсте, в окружении других цветов, будет выглядеть убедительно, восприниматься как цвет соответствующий натуре.

Важны не цвета предметов, а их цветовая взаимосвязь. Можем использовать краски, как бы, не соответствующие, известной нам натуральной окраске предметов, но подбираем их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как в натуре. На картине, все может выглядеть темнее или светлее, чем в натуре, но картина все равно будет выглядеть правдиво, если в ней будут правильно соблюдены цветовые и светлотные соотношения.

Именно правильное сочетание цветовых и светлотных отношений, лежит в основе анималистической живописи.

Оформление графического материала по разделу представлено в виде разворота альбома с поисковым материалом, раздел «Колорит планов живописной работы».

4. ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ

К этапам композиционных поисков относится — выбор формата, композиционные этюды и зарисовки, выбор цветовой гаммы.

Выбор формата — это начало работы над композицией. Произведение еще на этапе «чистого листа» вступает во взаимодействие с окружающим миром, формой и размером, решая проблемы пространства.

Удачно найденным можно считать такой формат, который активно работает на замысел. Прямоугольный формат уже своей завершенностью действия, предельную уравновешенность. Формат близкий к золотому сечению, дает возможность стремится к предельно гармоничному построению композиции, вертикальный формат придает работе монументальность. Для данной курсовой работы был выбран вертикальный формат А2, так как позволяет последовательно и ритмично развернуть действие или охватить значительную часть пространства для изображения.

Параллельно с поиском композиционного решения ведется поиск живописных средств, приёмов и техники подачи творческой работы. Выбор изобразительных средств соответствует авторскому замыслу. С позиции более полного раскрытия творческой работы и поиска фактурного решения элементов композиции, выполненной с целью визуализации и отображения деталей по предназначению, сюжетного замысла и апробирования выбранных живописных средств, приёмов и технике подачи творческой работы.

Композиционные поиски — это один из самых ответственных этапов предварительной работы над картиной (смотри рисунки 4, 5).

Несмотря на высокую степень индивидуальности, этот этап включает в себя ряд технических поисков приёмов выполнения живописной работы.

Рисунок 4 — Композиционные поиски

Рисунок 5 — Композиционные поиски

Апробирование выполнено фрагментарно, в исполнении в виде выкрасок и представлено в альбоме с поисковым материалом, раздел «Поиск фактурного решения планов композиции».

Началу работы предшествует не только творческий, но и технический период: подбор необходимых инструментов (кистей, мастихинов и т.д.), бумаги и материалов (красок и т.д.).

Для выполнения живописной работы выбраны следующие материалы, представленные в таблице 1.

Таблица 1- Характеристика материалов

Наименование материала

Характеристика материала

Фотоиллюстрация

1

Краски гуашь, художественные (производитель Москва)

Насыщенные, близки к естественным оттенкам цвета, легко смешиваются между собой. Хорошо размешиваются с водой.

2

Кисти плоские щетина (крупный размер)

Кисти плоские щетина требовались для моделировки фона, плавного перехода из одного цвета в другой размеры кистей на прямую зависят от формата холста (для формата А2 использовались кисти не тоньше 14 номера).

3

Кисть круглая щетина

Эффективны для разнообразной, интенсивной работы кистью, а также для создания картин крупного формата Прекрасно подходит для растушевки, придания фактуры. Лучше всего, иметь как минимум 3 таких кисти, (малую, среднюю и крупную) для разных работ.

4

Тонкая кисть синтетика круглая

Идеальна для прописки мелких деталей. На этапе детализации планов создает завершающий эффект.

5

Бумага чертежная формата А2

Бумага чертежная качества ватман формата А2, плотная, не впитывает краску, не осыпается.

Наименование материала

Характеристика материала

Фотоиллюстрация

Отображение характера деталей по предназначению (эскизирование).

Логика выполнения графической части представлена схематично:

Форэскизы представлены в альбоме с поисковым материалом, раздел «Поиск фактурного решения планов композиции», выполнены на формате А5 с целью поиска приёмов фактурного решения (смотри рисунки 6, 7, 8)

Рисунок 6 — Фрагмент, написанный в лессировочной технике акварели

Рисунок 7 — Фрагмент, написанный с использованием приёма художественно-оформительской деятельности (тамповка)

Рисунок 8 — Фрагмент, написанный с использованием метода сухой кисти (гуашь)

Этапы выполнения рабочего эскиза представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Этапы выполнения рабочего эскиза

Характеристика этапа

Фотоиллюстрация

Подготовка и натягивание бумаги на планшет

Выполнение эскиза живописной работы в карандаше

Моделировка по пятну заднего плана

Моделировка по пятну переднего плана

Детализация, прописка мелких нюансов

Завершающим этапом выполнения курсовой работы является переложение отработанного материала на формат А 2, с соблюдением всех этапов выполнения, манеры подачи и применением выбранных графических материалов.

Готовая работа оформлена в багет размером 60*80 (смотри рисунок 9).

живопись анималистический портретный золан

Рисунок 9 — Готовая живописная работа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анималистический и портретный жанр, несомненно, имеют право на существование, у них много поклонников, как среди пожилых людей, так и среди молодёжи. Каждый человек в анималистических и портретных изображениях может найти то, что ему наиболее близко и понятно. Практика показывает, что природа и животные дарят людям искусства ни с чем несравнимый источник вдохновения.

Художник, изображая животных и птиц, видит в них не только представителя фауны, но, прежде всего, некое одушевлённое существо, способное чувствовать, испытывать эмоции и даже мыслить! Кто бы ни был изображён на рисунке или картине, это всегда неповторимый, уникальный мир, достойный любви, уважения и сострадания. Именно жанр анималистики, как никакой другой, способен формировать у подрастающего поколения современное экологическое мышление, так необходимое в наш сложный стремительный век.

Синтез портретного и анималистического жанра призван показать, насколько крепкие и неразрывные связи между нами, людьми, и братьями нашими меньшими. Художник-портретист должен владеть умениями работы в анималистическом жанре, так как в его работах сочетается изображение людей и животных. Наблюдательность, тонкое видение красоты и уникальности природы, представителей флоры и фауны помогает художникам сделать изображение очень реалистичным, точным и в то же время, объективным.

В выполненной живописной работе привита любовь и уважительное, бережное отношение к природе, объектам окружающей среды. Своей картиной произошла попытка научить людей быть добрее не только к животным, но и друг к другу. В самые трудные, кризисные времена люди не должны терять своего человеческого достоинства, милосердия, терпимости и благородства. В процессе изучения курса живописи освоены приёмы равномерного окрашивания, заливки, применены приёмы художественно-оформительской деятельности. В процессе выполнения живописной работы данные приёмы и техники использованы для создания живописной работы в анималистическом жанре.

Логика выполнения курсовой работы заключалась в решении комплексных задач:

  • Выполнения комплексного анализа источника творчества;
  • Осуществления практической деятельности творческого характера по созданию живописной работы на основе первоисточника;
  • Осуществления выполнения живописной работы.

Нет талантливей и совершенней художника, чем природа окружающая нас. Самые удачные формы и цветовые сочетания уже созданы, осталось только заметить их и переработать в необходимом ключе.

Специфика восприятия картины на плоскости состоит в том, что мозг подсознательно анализирует её, ищет главное и второстепенное, расположение освещения, определяет с какой точки относительно уровня земли сделано изображение. По средствам придания поверхности необходимого рельефа, цвета выстроено пространство способное, наиболее точно передать натуру. Также нельзя забывать о передаче в картине авторского видения. Люди эмоциональные, воспринимающие мир посредством чувств, воспринимают совершенно другие «ценности». Для них важен образ, чувство, которое этот образ заставляет «звучать». Именно звучание произведения, передача его настроения человека одна из сложнейших задач, которая решена с помощью живописи.

Дизайнер — человек, создающий проектную среду и в совершенстве владеющий анализом и синтезом информации, поэтому если рассмотреть курсовую работу с целью проектной дизайнерской деятельности, то можно представить логику выполнения курсовой работы в виде определенной технологии.