Английский роман эпохи Просвещения (на примере романов Даниэля Дефо)

Имя Даниэля Дефо (1660 — 1731), английского писателя эпохи Просвещения, известно читателю, прежде всего, в связи с его прославленным романом «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719).

Эта книга сразу же получила признание в связи с характерным для эпохи Просвещения вниманием к общечеловеческим проблемам, поднимаемых в ней, в том числе к проблеме взаимоотношения человеческой личности и окружающей его среды.

При всем многообразии изучаемых аспектов вопрос о взаимодействии человека и природы, поставленный в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и вопрос о влиянии обстоятельств на характер и судьбу главной героини в романах «Молль Флендерс» и «Роксана» детально не рассматривались.

В вышеназванных произведениях Дефо наиболее достоверно отображены как процесс взаимовлияния человека и природных сил, так и проблема становления человеческой личности, формирования характера и мироощущения.

Актуальность данной работы, Цель работы, Задачи работы:

  • рассмотреть философские идеи английских просветителей XVIII столетия относительно проблемы взаимодействия человека и окружающей среды;
  • определить роль дневникового и мемуарного жанров в романе о Робинзоне Крузо;

— выяснить, какую роль играет среда (социальная обстановка и природа) в формировании характера человека, воспитании его как личности в романах Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс», «Роксана».

Объектом исследования, Предметом исследования

В процессе работы использовались следующие методы: метод анализа литературных произведений, биографический метод, метод теоретического анализа.

Теоретическая значимость, Практическое применение, Структура работы:, Глава I. Английский роман эпохи раннего Просвещения

1.1 Пути становления нравоописательного романа в английской литературы

Большое повествовательное произведение в прозе с вымышленным сюжетом появилось задолго до эпохи Просвещения. Однако именно просветительский роман утвердил себя в качестве основного жанра. Самим фактом своего существования роман перевернул всю систему жанров, закреплённую поэтикой. Трактаты по поэтическому искусству утверждали, что проза в целом находится гораздо ниже поэзии, а новые формы — от эссе до романа — и вовсе не предусмотрены. Роману на практике предстояло доказать своё литературное достоинство.

5 стр., 2253 слов

Контрольная работа: Культура эпохи просвещения

... как Гейнсборо, Гварди, Ватто. Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. ... где их раньше не было. 3. Она породила парламентскую республику и реализовала работу выборных органов. Это были: Национальное учредительное собрание (1789 - 1791 гг.), Законодательное ...

Создателями жанра роман принято считать французских и английских писателей: Лесажа, Прево, Дефо, Свифта, Ричардсона, Филдинга. Они же этим словом не пользовались и называли свои произведения «приключениями», «дневником», «жизнью», а чаще всего — «историей».

Слова «роман» избегали вполне сознательно, поскольку французское «roman», как и английское «romance», подразумевало со времён средневековья рыцарское повествование, а затем, в XVII веке, — прециозную любовную историю. Если прециозный роман не терпел жизненной прозы и строил свой вымышленный мир, то новый роман заинтересован повседневностью и претендует на подлинность.

Создание просветительского романа растянется на четверть века. Первыми по времени произведениями английской просветительской прозы, которые мы называем романом, были книги Даниэля Дефо и Джонатана Свифта. дефо роман просветительский робинзон

Преимущество английского романа состояло в том, что почва для него была подготовлена в философии Локка. Обоснованный Локком центральный принцип просветительской этики — «первая причина счастья или несчастья человеческого от самого человека происходит» Джон Локк. О воспитании детей. Перевод Н. Поповского. — М., 1788, ч. 1, стр. 9—10. — является исходной предпосылкой творчества английских романистов-просветителей. Познание законов и возможностей «человеческой природы» — первое, к чему они стремятся. Все их романы в широком смысле слова представляют собой грандиозный, затянувшийся на три четверти столетия эксперимент над «человеческой природой», производимый в различных условиях, но ставящий себе одну и ту же задачу.

Поверхностное восприятие английского просветительского романа XVIII века, как романа «авантюрно-бытового» или «семейного» не учитывает ни действительной полноты содержания этого романа, ни присущей ему идеи исследования и познания жизни. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» — значилось на титульном листе книги, которой открывается история английского романа эпохи Просвещения. Это ощущение «удивительности» жизни отличает весь английский роман на протяжений трех четвертей века, независимо от того, повествует ли он о кораблекрушениях и необитаемых островах, затерянных в океанских просторах, о лондонских трущобах и тюрьмах, или о больших дорогах, трактирах и помещичьих усадьбах провинциальной Англии.

Самим способом своего существования, своей свободой роман бросал вызов всё ещё властному классическому вкусу. История романа — это длящийся спор о романе, хотя, конечно, не только о нём, поскольку роман — это высказывание о современности и о её проблемах. Просветительский роман воспитания стал инструментом полемики о нравственной природе и смысле деятельности человека.

1.2 Философия первой трети XVIII века: ее значение в развитии литературы Англии XVIII столетия

Английский просветительский роман при всей своей авантюрной увлекательности и бытовой конкретности может быть назван в своем роде философским романом. Философско-этическая проблематика лежит в основе английского просветительского романа, пронизывая и его сюжеты и характеры.

3 стр., 1017 слов

Тема «маленького человека» в романе Достоевского «Бедные люди»

... Пристальное внимание теме «маленьких людей» уделял Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»). Своеобразный итог подвел А. П. Чехов. Образ «маленького человека» часто появляется в его рассказах ... пойти на жертву и выйти замуж за богатого негодяя Лужина. Родион Романович — особый тип «маленького человека». Забросив учебу, он совершенно опустился. Бывший студент живет в комнате, ...

В системе философских и социологических суждений важнейшими для мыслителей и писателей были понятия Разума и Природы. Понятия эти не были новыми — они присутствовали в этике и эстетике предшествующих веков. Однако просветители придали им новый смысл, сделали их главными критериями как в осуждении прошлого, так и в утверждении идеала будущего. Прошлое в большинстве случаев осуждалось как неразумное. Будущее энергично утверждалось, ибо просветители верили, что их усилиями путем воспитания, убеждения, непрерывных реформ можно создать наконец «царство разума».

На необитаемом острове, в воровском притоне, в публичном доме, в помещичьей усадьбе, на перекрестках больших дорог или в зловонном трюме военного корабля,— всюду, куда бы ни переносилось действие их

романов, английские просветители, от Дефо до Годвина, стремятся уяснить себе и своим читателям меру душевных и нравственных сил, ума, находчивости и нравственной стойкости своих героев и героинь.

Принцип «улучшаемости» «человеческой природы» — ее способности к совершенствованию — был одним из важнейших идейных завоеваний просветительского романа. Романисты — просветители показали на множестве жизненных, реальных ситуаций, что и деградация человека и его «возрождение», перевоспитание и совершенствование зависят в значительной мере от обстоятельств, в которые он поставлен. Они показали значение практической деятельности человека, — недаром именно «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», эта эпопея труда, открывает собой историю просветительского романа, и воздали должное его разуму. Они доказали, что достоинство человека не зависит ни от его происхождения, ни от его состояния, и высмеяли само представление о разделении человечества на людей «высшего» и «низшего» сорта.

«Человеческая природа», по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчужденными правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком.

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми.

1.3 Черты просветительского романа

Эссе , получившее наиболее широкое распространение в литературе раннего Просвещения. По сравнению с тем, каким он был у знаменитых эссеистов позднего Возрождения — у Монтеня, Бэкона, Бертона, просветительское эссе XVIII века гораздо более популярно и по содержанию, и по форме. Доходчивый, непринужденный и гибкий, жанр позволял быстро откликаться на события и обладал необычайно широким диапазоном, гранича то с критической статьей, то с публицистическим памфлетом, то заключая в себе зачатки просветительского романа.

3 стр., 1139 слов

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – роман о жизни и о человеке

... жизни за все надо платить. Пилат обрек себя на вечную иллюзорность существования. Эта истина распространяется и на земное существование. Справедливы слова Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми, ... что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Плутовской роман, Пародия на прециозность.

Существует несколько жанров просветительского романа:

Роман-памфлет., Эпистолярный роман, Роман-дневник., Роман большой дороги.

Выделим несколько основных черт жанра просветительского романа:

Подлинность., Современность

Пародия. Просветительский роман был подготовлен во Франции пародиями на прециозный роман. Затем Свифт пародировал Дефо, Филдинг — Ричардсона и старый эпос. Стерн написал жанровую пародию — на просветительский роман в целом.

Ненормативность., Воспитательность.

Знатоком и ценителем английского просветительского романа был Стендаль, особенно часто и охотно ссылавшийся на Фильдинга как создателя реалистического романа. В «Люсьене Левене» Стендаль, по его собственным словам, хотел воспользоваться примером Фильдинга, но «не так, как «Том Джонс» был написан в 1750 году, а так, как создал бы его сам Фильдинг в 1834 году» Stendhal. Melanges intimes et marginalia. Цит. по кн.: Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. — М., 1966, стр. 20. Оговорка эта примечательна: Стендаль хотел следовать не букве, а духу фильдинговского реализма. Именно так, подобно Стендалю, и должны мы относиться к наследию английского романа эпохи Просвещения, если хотим воспринять его как поныне живое, действенное явление, а не как неподвижный, покрытый пылью веков экспонат из музея древностей.

Глава II. Значение творчества Даниэля Дефо в развитии английского романа эпохи раннего Просвещения

2.1 Проблема взаимодействия Человека и Природы в романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Огромную роль в формировании представлений о «естественном человеке» сыграл роман Даниеля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Главное содержание романа — жизнь Робинзона на необитаемом острове. Основная тема романа — борьба человека с природой. Но она происходит в такой необычайной обстановке, что каждый самый обыкновенный факт — изготовление стола и стула или обжиг глиняной посуды — воспринимается как новый героический шаг Робинзона в борьбе за создание человеческих условий жизни.

Герой Дефо — это живое воплощение представлений просветителей о современном им человеке, как о человеке «естественном». Но Робинзон не «исходный пункт» истории. Он пользуется опытом и достижениями цивилизации, и он осознаёт всестороннюю зависимость от определенных социальных условий. Очутившись на острове, вынужденный заново и на пустом месте начинать жизнь, Робинзон, всеми силами постарался сохранить ему свойственные «домашние» привычки. Не новую жизнь он начал, а восстанавливал условия, необходимые для продолжения прежней своей жизни.

В XXI веке человечество становится свидетелем поистине величайших технических достижений, и все же и сейчас нельзя не восхититься победами одинокого Робинзона, который заставил природу служить себе и который своими руками при помощи самых примитивных инструментов и приспособлений сумел создать на необитаемом острове вполне сносные условия существования. Тем самым, Робинзон Крузо не «одичал» на необитаемом острове и не поддался отчаянию.

5 стр., 2349 слов

Литература языковедение : Поэтизация труда в романе Д. Дефо «Робинзон ...

... рых является труд. Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания человека Описывая приключения Робинзона Крузо на необитаемом острова, Даниэль Дефо, (фактически, осуществляет художественный эксперимент, ... указания автора на то, что "оказавшись в самых перво­бытных условиях жизни", Робинзон Крузо ежедневно "приходил в отчаяние", у читателя не создается впечатления безысходности ...

Две противоборствующие стороны — Человек и Природа — обозначены Дефо с самого начала. Дефо показывает на примере своего героя, что наделенный разумом человек благодаря силе воли и упорному труду способен не только преодолеть природные катаклизмы, но подчинить себе окружающий мир природы, пользоваться его богатством, при этом умножая их. Будучи изначально цивилизованным человеком, Робинзон все же успешно достигает гармонии с природой.

Реально описанная Дефо жизнь Робинзона Крузо на необитаемом острове — это рассказ о жизни человечества, прошедшего путь от дикости до цивилизации. Именно естественное состояние Робинзона воспитывает его, как подчеркивается в романе.

Книга Дефо становится гимном труду (прежде всего физическому), прославляет оптимизм и стойкость перед лицом любых трудностей. Руссо в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» утверждал, что юноша не должен читать ничего, кроме «Робинзона Крузо».

2.2 Особенности повествовательной структуры романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Теккерей писал: «Я готов сказать Музе Истории: «О досточтимая дщерь Мнемозины, я сомневаюсь в каждом утверждении, произнесенном тобой с тех пор, как ты стала Музой! Ты предлагаешь мне автобиографию; я сомневаюсь во всех автобиографиях, какие мне доводилось читать, за исключением, пожалуй, только автобиографии мистера Робинзона Крузо, морехода, и других сочинителей этого сорта» У. М. Теккерей «Английские юмористы XIII века». Перевод В. Хинкиса. — М., 1977, стр. 7.

Даниэль Дефо создает новую жанровую форму романа, отказавшись от использования популярных схем плутовского и галантно-героического романов. Новизна заключалась прежде всего в создании иллюзии документальности. «Я родился в 1632 году, в городе Йорке, в зажиточной семье иностранного происхождения: мой отец был родом из Бремена и обосновался сначала в Булле» Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». — М., 1935, стр. 3 — так начинается роман, где первое лицо рассказчика, простота и обыденность слога, даты, имена, факты призваны подчеркнуть дневниковый характер повествования, а следовательно, его правдивость. Для английских читателей начала XVIII века это было важно. Они довольно холодно относились к придуманным сюжетам, видя в них стремление писателей обмануть доверчивого читателя.

Так вот и главной особенностью этого романа является достоверность, которая достигается с помощью таких художественных приемов, как элементы мемуарного и дневникового жанров, нарочитых погрешностей в изложении подробностей и детальном описании. Кроме того, описанию подвергается только то, с чем сталкивается Робинзон по мере освоения острова. Этим объясняется отсутствие пейзажных зарисовок и портретных характеристик.

Дефо выдал свой роман за подлинные записки «моряка из Йорка», а себя — всего лишь за их скромного издателя. Вымысел был принят за правду, и это произошло тем более легко, что современникам Дефо, да и ему самому, случалось видеть людей, проведших по нескольку лет на необитаемых островах. Фактическую первооснову своего героя Дефо нашел в книге капитана Роджерса, где впервые была обнародована история моряка Александра Селькирка. Этот офицер, поссорившийся с капитаном своего корабля, был высажен на берегу необитаемого острова Хуан-Фернандес, где провел пять лет в условиях, сходных с теми, в каких оказался Робинзон Крузо. В 1711 году он вернулся в Англию на корабле Роджерса, который обнаружил его на пустынных берегах острова.

14 стр., 6902 слов

Сочинения об авторе дефо

... произведения. (No Ratings Yet) Загрузка… Даниэль Дефо. Творчество писателя Другие сочинения по теме: Величие духа человека. Даниэль Дефо Робинзон Крузо Даниэль Дефо, автор, “Робинзона Крузо”, и Джонатан Свифт, автор “Путешествий ... языком. Повествование ведется от лица заглавного героя – купца Робинзона, авантюристки Молль Флендерс, пирата Сингльтона, уличного воришки “полковника” Джека и т. ...

История Селкирка несомненно повлияла на возникновение замысла «Робинзона Крузо». На остров Робинзона, который Дефо поместил недалеко от Вест-Индии, близ устья реки Ориноко, писатель даже перенес часть той флоры и фауны, которая была на острове Хуан Фернандес и совсем не могла существовать там, где жил Робинзон. Уличить Дефо в ошибке никто не мог — эта часть земли была еще мало исследована. Даже тогда, когда читатели узнали, что «Приключения Робинзона Крузо» — плод творческого воображения писателя, их интерес к роману не угас.

Всё повествование в романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» ведется от первого лица, глазами самого героя, через его внутренний мир. Автор из романа полностью изъят. Данный прием не только увеличивает иллюзию правдоподобия, придавая роману видимость сходства с документом очевидца, но и служит чисто психологическим средством самораскрытия персонажа.

В качестве героя Дефо выбрал самого обыкновенного человека, который так же по-хозяйски завоевывал жизнь, как сам Дефо, как многие другие, тоже обыкновенные люди того времени. Такой герой появился в литературе впервые, и впервые была описана каждодневная, трудовая деятельность. Вот почему так поверили в Робинзона первые читатели книги.

Способы достижения иллюзии правдоподобия, использованные Дефо:

1) обращение к мемуарной и дневниковой форме;

2) прием самоустранения автора;

3) введение «документальных» подтверждений рассказа;

4) подробнейшая детализация;

5) полное отсутствие литературности (простота);

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/angliyskiy-prosvetitelskiy-roman/

6) «эстетическая преднамеренность» Термин Л. Я. Гинзбург. О психологии прозы. — Л., 1971, стр. 19;

7) умение схватить внешний облик предмета целиком и передать его в немногих словах.

2.3 Социальная среда и личность в романах Даниэля Дефо «Молль Флендерс» и «Роксана»

Социальная и экономическая жизнь Англии неотступно занимала Даниэля Дефо. Он погружался в изучение экономических отношений своего времени с пылом первооткрывателя; по его собственному образному выражению, его притягивала к себе «эта темная пропасть всеобщей коммерции, эта скрытая тайна, эта полупознанная вещь, именуемая торговлей» D. Defo. The Review. Цит. по кн.: Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. — М., 1966, стр. 111. Речь шла, в сущности, не только о торговле, но и об отношениях, складывавшихся между людьми в новой, буржуазной Англии. И выяснению этих «полупознанных» закономерностей, этих «скрытых тайн» формировавшегося капиталистического мира в немалой мере способствовали романы Дефо.

Просветительская проблема взаимоотношения человека и социальной среды, формирования человека как личности под воздействием общественного уклада, возникает в романе Дефо «Молль Флендерс». Заставляя свою героиню переживать то взлеты, то падения, то победы, то разочарования, писатель прослеживает нелегкую судьбу женщины, вынужденной встать на путь порока под влиянием неблагоприятной обстановки в обществе. Автор подробно прослеживает, какие обстоятельства вынуждают Молль Флендерс совершать тот или иной поступок, какие люди способствуют ее падению, какие черты характера появляются у нее в связи с происходящими событиями.

12 стр., 5724 слов

Проблематика и поэтика памфлетов Даниеля Дефо

... подробно рассмотрены романы "Робинзон Крузо" и "Молль Флендерс". О памфлетах Дефо лишь упомянуто. Книга ... как честный, религиозный человек, готовый постоять за свои ... новизны, голос свежих, вышедших на авансцену истории сил. Автор критиковал ... Робинзона Крузо". Академик М.П. Алексеев в 1927 году исследовал то, что писал Дефо о России. Мы же провели обзор более современной литературы, касающейся темы ...

Таким образом, окончательное превращение героини в известную воровку Молль Флендерс произошло в среде закоренелых преступниц, сумевших убедить ее в том, что их ремесло — единственный способ избежать нищеты и голодной смерти. При этом на примере судеб этих женщин показана печальная участь, рано или поздно ожидающая каждую из них. Действительно, Молль не удается избежать наказания, однако в финале своей жизни, все же достигнув того достатка, о котором она мечтала, героиня раскаивается и оставляет свое опасное ремесло.

В известной характеристике «Молль Флендерс» Горький подчеркнул социальное значение реализма Дефо, заставляющего задуматься над сущностью изображаемых им общественных отношений. «Молль Флендерс,— пишет Горький,— «изображена, как человек пьяный, злой, грубый, ни во что не верующий, лживый, хитрый, но в то же время вы ясно видите в ней все чувства гражданки свободной страны, и когда вы слушаете ее разговоры с друзьями о себе самой, о мужчинах, об аристократии, вы видите, что перед вами личность, знающая себе цену, человек, который великолепно понимает степень личной своей вины и вину общества, принудившего ее жить продажею своего тела,— одним словом, автор ни на минуту не забывает, что перед ним жертва уродливого социального строя, он осуждает ее за то, что Молль недостаточно упрямо сопротивлялась, но еще более резко он осуждает общество за эту победу над женщиной» М. Горький. История русской литературы. — М., 1939, стр. 267.

Героиня другого романа Дефо — Роксана — особа, принадлежащая к высшему свету. В отличие от Молль Флендерс, на путь порока ее толкает не столько страх нищеты, хотя он и является первопричиной ее падения, сколько страсть к роскоши, потребность в свободе и независимости. Стремясь получить как можно больше, Роксана не останавливается ни перед чем. А страх разоблачения толкает ее на молчаливое пособничество убийству собственной дочери.

В романах, посвященных судьбам двух женщин, автор показывает, как сложившиеся обстоятельства заставляют героинь добиваться своих целей весьма жестокими методами, делают их практичными и хладнокровными, учат самостоятельно принимать решения и поступаться многим, по-настоящему дорогим и близким сердцу во имя материального благополучия. Дефо наглядно демонстрирует изменения их характеров в длительном процессе взаимоотношений с обществом.

Проблема взаимодействия человека и среды, как природной, так и социальной, характерная для западноевропейского просветительского учения, нашла непосредственное отражение в романах английского писателя. Герои ведут отчаянную борьбу за существование, не гнушаясь никакими средствами. Даниэль Дефо прослеживает их жизненный путь, показывает их в столкновениях с жестоким миром, раскрывает влияние среды на их характеры и судьбы.

Заключение

Исследование романов Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», «Молль Флендерс» и «Роксана» в рамках просветительского учения о взаимодействии человека и среды позволило прийти к следующим выводам.

11 стр., 5269 слов

Робинзон Крузо как воплощение просветительского идеала «естественного ...

... его место в истории мировой литературы; проанализировать роман "Робинзон Крузо", выявить черты характера главного героя, его мировоззрение как "естественного человека" эпохи Просвещения. Наша курсовая работа состоит из ... "Как можно быстрее расправиться с дисентерами", остро обличал новую политику по інаковіруючих. Авторство Дефо нетрудно было установить, и в феврале 1703 года панфлентиста арестовали ...

Рассмотрев философские идеи английских просветителей XVIII столетия относительно проблемы взаимодействия человека и окружающей среды можно прийти к выводу, что проблема взаимодействия человека и среды была одной из главных проблем, рассматриваемой в философских трудах английских просветителей первой трети XVIII века. Природа рассматривалась просветителями как сочетание естественного и полезного для человека. Естественное состояние человека интерпретировалось философами, в частности Дж. Локком, как состояние полной свободы, при этом не противоречащей природе. Важное место в просветительской теории занимала проблема нравственного совершенствования человека под воздействием природных сил, которая обозначилась в романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», а затем получила развитие и теоретическое обоснование в трудах Жан — Жака Руссо.

Выделив особенности повествовательной структуры романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», мы можем сделать вывод о том, что главной особенностью этого романа является достоверность, которая достигается с помощью таких художественных приемов, как элементы мемуарного и дневникового жанров, нарочитых погрешностей в изложении подробностей и детальном описании.

Проведенный анализ романов Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Молль Флендерс», «Роксана», исследование поставленной в них просветительской проблемы взаимодействия человека и среды, как природной, так и социальной, рассмотрение путей становления жанра романа, с отражением в нём философской концепции Дж. Локка и других просветителей, в английской литературе эпохи просвещения позволяет прийти к выводу, что проблема взаимодействия человека и среды, как природной, так и социальной, характерная для западноевропейского просветительского учения, нашла непосредственное отражение в романах английского писателя. При этом Даниэль Дефо выступил как новатор, изобразив на страницах своих художественных произведений современное ему общество, социальные связи. Он четко показал, как изменяется характер и судьба человека под влиянием социальных обстоятельств. Все эти начинания романиста обретут продолжение в западноевропейском реалистическом романе XIX века, центральной темой которого станет исследование личности и обстоятельств, правдивое отображение социальных отношений.

Художественное творчество Даниэля Дефо явилось важным этапом в формировании английского просветительского романа. В большинстве его произведений во главу угла ставилась проблема разумного и справедливого преобразования общества, вопрос об огромном влиянии обстоятельств, природных и социальных условий на становление человека как личности. Тема социальных отношений, возникшая в публицистике Дефо, нашла продолжение в его романах наряду с проблемой взаимоотношений человека и природы.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/angliyskiy-prosvetitelskiy-roman/

1. Атарова К.Н. Секреты простоты. Даниель Дефо. Робинзон Крузо. — М., 2010

2 стр., 944 слов

Как литература связана с историей? — как связаны история и литература

... литературы с жизнью русского народа и историей нашей родной земли. Сочинение на тему: русская литература и история Сегодня на уроке была интересная тема, где рассматривалась русская литература и история в ... Замечательные черты произведений русской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, ...

2. Аникст А.А. Даниель Дефо: Очерк жизни и творчества. — М., 1957

3. Бахтин. М. Слово о романе. — Спб., 2009

4. Боброва. О. Б. История жанра дневника. — М., 2011

5. Дефо Д. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». — М., 1935

6. Дефо Д. «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс». — М., 1991

7. Дефо Д. «Счастливая куртизанка или Роксана». — М., 2005

8. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. — М., 1966

9. История всемирной литературы. т. 5. — М., 2008

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/angliyskiy-prosvetitelskiy-roman/

10. Краткая литературная энциклопедия. — М., 1962-1978

11. Луков. В. А. История литературы. Зарубежная литературы от истоков до наших дней. — М., 2008

12. Михальская Н.П. Аникин Г.В. История английской литературы. — М., 2007

13. Нерсесова М.А. Даниэль Дефо. — М., 1960

14. Сидорченко. Л. История зарубежной литературы XVIII века. — М., 2001

15. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии. — Киев, Одесса, 1983

16. Урновы. М. и Д. Современный писатель. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. — М, 1990

17. Урнов. Д. Даниэль Дефо. — М., 1968

18. Шевель А. В. Структурно-композиционные особенности романов Д. Дефо, Львов, 1985