Метод анализа продуктов деятельности

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание . В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Этот метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, идет игра-драматизация по сказке, а по ходу игры анализируют выполнение роли, ее соответствие тексту, то новое, что вносит в нее ребенок. А в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, , но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о вопросов к ребенку.

27 стр., 13392 слов

Детский рисунок как продукт художественного творчества

... создания рисунка; поиском выразительных средств в передаче образов изображения; возможностью создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно — тематических рисунков). Наиболее эффективно развитие детского творчества ... за деятельностью детей; диагностические методы: беседы с детьми; беседы с педагогом (воспитателем); статистическая и графическая обработка данных. детское творчество ...

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

  • возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;
  • при постоянном использовании возможность получить качественные и особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;
  • возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;
  • сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/analiz-produktov-deyatelnosti-v-psihologii/

1. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации // Вопросы психологии. — 1972.

2. Выготский Л.С. Психология Издательство ЭКСМО-пресс.

3. Зимняя И.Я. Педагогическая психология И.Я. Зимняя Издательство Логос.

4. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

6. Крысько В. Г. Психология и педагогика Издательство Владос.

7. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика Издательство Владос.

Використання психомалюнку в процесі психокорекції

Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми

По полученным данным можно увидеть, что у 53% педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, уровень развития эмпатии входит в групповую норму, а по данное число приближается к 57%; низким…

Малоформализованные и формализованные методики психоанализа

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке — это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности…

Методы психофизики

Метод минимальных изменений (ММИ) часто встречается под другими названиями: метод границ, метод пределов, едва заметных различий, наименьших различий, едва заметной разницы, серийного исследования…

11 стр., 5070 слов

Психология ребенка в изображении А.П. Чехова

... и в то же время занимательных произведений для детей. 2. Мир детства в произведениях А.П. Чехова Чехов как создатель образа детского мира в ... произведений для детей, о занимательности, о приключенческом жанре, и о языке У Чехова наши детские писатели могут научиться многому: глубокому изучению мира детства - специфической области «человековедения»; искусству проникновения в детскую психологию, ...

Методы психофизики

Метод средней ошибки был предложен для измерения дифференциальной Г. Фехнером и в отличие от двух других классических методов не претерпел с тех пор каких-либо особенных изменений…

Методы психофизики

Третьим классическим методом психофизики является метод постоянных раздражителей (МПР), впервые тщательно разработанный и широко апробированный Г. Фехнером. Значительный вклад в метода внесли теоретические оппоненты Г…

Основы психологического анализа рисунка

Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э…

Психология и педагогика

Деятельность — совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности…

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

Проектирование управленческих воздей-ствий на развивающуюся школу основываются в первую очередь на знании потенциала педагогов. А потенциал каж-дого учителя, в свою очередь, напрямую связан с тем…

Самооценка у подростков, воспитывающихся в и у подростков, воспитывающихся в домашних условиях

С целью доказательства предположения о том, что уровень самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме, отличается от уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях…

Семантический анализ источников тревоги фирмы ООО «Спектр»

Группа испытуемых с априорно тревоги, научилась избегать отрицательно подкрепляемых звуком ошибок с той же быстротой, что и нейтральных…

агрессивности у детей из полных и неполных семей

Проанализировав то, как оценивают агрессивные проявления детей педагоги, и проведя целенаправленное наблюдение за агрессией у детей, мы обратились к продуктам собственной деятельности детей — рисункам. Р.Бэрон и Д…

Управление психологией персонала

Анализ структуры позволяет го-ворить о том, что результаты труда руководителя укладываются в параметрах тех объектов, на которые направлена его активность…

Характеристика деятельности педагога-психолога

Среди методов изучения личности претендента на вакантную должность работники кадровых подразделений могут избрать и такой незаслуженно забытый метод, как анализ продуктов деятельности. Этот метод хорош при изучении кандидатов на вакансию, но более эффективен при изучении работников, претендующих на другую должность или выдвигаемых в резерв руководящих кадров.

Анализ продуктов деятельности

изучением результатов труда

Но продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещественными (как и сама деятельность — не только предметной) и производиться не только на рабочем месте.

материально-производственную, социально-политическую, управленческо-организационную, научную

Именно в разнообразии форм и видов деятельности и в еще большем разнообразии продуктов деятельности состоит одна из основных сложностей использования этого метода на практике. Вторая сложность заключается в том, что анализ продуктов деятельности относится к методам, в которых существует нестандартизированный переход от признаков к выводам. Такой переход не алгоритмизируется и, следовательно, качество выводов в значительной степени зависит от подготовки и квалификации самого исследователя, от его способности замечать и анализировать разные «мелочи». Очевидно, именно поэтому в книгах, посвященных вопросам кадрового отбора, метод анализа продуктов деятельности только упоминается, обозначается как один из изучения кандидатов на вакантную должность, но не описывается детально как, например, методы психологического тестирования. Попробуем восполнить данный пробел.

36 стр., 17792 слов

Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования ...

... методов: теоретических методов - анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования, классификацию; эмпирических методов - наблюдение за процессом формирования творческих способностей дошкольников; обобщение; изучение продуктов учебной деятельности; диагностические методы ... театральной, музыкальной, художественной деятельности по ...

материальные или вещественно-предметные, документально фиксированные и функциональные

Материальные или вещественно-предметные продукты деятельности

продукцию, производимую на производстве

Сложнее анализировать такие вещественно-предметные продукты деятельности, которые можно отнести к так называемым побочным результатам и которые напрямую не связаны с выполнением работником , но непосредственно влияют на их выполнение или свидетельствуют об отношении работника к выполняемой работе.

оформления рабочего места, рабочего кабинета

Например, если на рабочем месте наблюдается полное отсутствие личных вещей (даже ручка и карандаш сугубо офисные), то, скорее всего, работник относится к своей работе только лишь как к средству зарабатывания денег. Слишком вещей, не имеющих отношения к выполнению должностных обязанностей, очевидно, будет свидетельствовать о том, что человек на рабочем месте занимается чем угодно, но только не своей работой. При помощи вещей сотрудник может также обозначать «свою» территорию, вторжение на которую будет вызывать у него негативную реакцию.

Часто говорят: если хочешь узнать, что творится в голове у женщины, посмотри в ее сумочку. То же самое, несколько перефразировав, можно сказать о руководителе и его рабочем столе. Не могут мысли руководителя «двигаться стройными рядами», если его рабочий стол завален горами бумаг. Более того, с большой долей вероятности можно утверждать, что у такого руководителя будут периодически «теряться» необходимые документы, не выдерживаться (а иногда и срываться) сроки выполнения отдельных мероприятий, «забываться» принятые решения и т. д. Такой руководитель сможет справиться со своей работой только тогда, когда рядом будет находиться помощник-«нянька», следящий за всем. Возникает вопрос: а нужен ли такой руководитель? Возможно, его помощник с руководящими функциями справится лучше? Ведь если человек не может упорядочить собственную работу, то как он может организовать работу и взаимодействие других? Другая крайность — абсолютно чистый рабочий стол руководителя. На наш взгляд, комментарии здесь излишни.

сшитые сотрудником номенклатурные или архивные дела

изделия домашнего прикладного творчества

Кроме качества, практичности, полезности изучаемых вещей (продуктов деятельности), здесь важно обратить внимание на то, когда и почему они производятся. Ведь один человек делает полки для книг изредка и только потому, что не хватает денег на покупку готовых, другой — потому что хочет, чтобы его полочки отличались оригинальной конструкцией, а третий занимается этим постоянно просто потому, что любит что-то мастерить. Одна сотрудница будет вязать шапочки, выкраивая время в обеденный перерыв или перед сном, чтобы ее дети носили что-нибудь яркое и красивое, а другая — вечерами, сидя перед телевизором, потому что вязание успокаивает ее после рабочего дня. будут свидетельствовать о разных особенностях личности.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В настоящее время вопросом проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка занимается Ерохина Елена Ленвладовна. В своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: ...

Документально фиксированные продукты деятельности

разнообразные документы

По содержанию таких документов можно изучить умение излагать мысли в письменном виде, стиль изложения, эрудицию человека, его грамотность. По оформлению и документов можно судить о его пунктуальности, внимательности, отношении к делу и к подчиненным (если изучается руководитель).

Ведь даже резолюция может быть написана от руки (писал сам руководитель) или напечатана (готовил резолюцию помощник), написана на отдельном листе (бланке резолюции) или на самом документе. Кроме того, резолюция может быть написана на свободном месте в начале или в конце документа (чтобы удобнее было ее разбирать) или поверх готового текста («мне так нравится, а если вам не все понятно, то это ваши проблемы»).

Также вместо необходимой резолюции может стоять только подпись руководителя, которая будет свидетельствовать о том, что он ознакомился с содержанием документа, но не готов (не хочет, не может или не способен) взять на себя ответственность за принятие решения по изложенному в документе вопросу.

Многое может сказать об авторе приколотая к документу записка, написанная на клочке бумаги. Не менее красноречивыми будут и пятна от чашек, бутербродов или грязных рук, появившиеся на документе после работы с ним некоторых работников.

Получить о человеке зачастую можно даже тогда, когда на документе он ставит только подпись. Рассмотрим реальный пример. Один из заместителей, претендующий на вакантное место первого руководителя и являясь исполняющим обязанности руководителя предприятия, подписал два письма в вышестоящую организацию . Разница во времени подписания этих писем — две недели. Содержание писем — взаимоисключающее (но это можно объяснить тем, что готовились они в разных структурных подразделениях ).

При этом в более позднем письме нет никаких упоминаний о предыдущем.

Что можно сказать о человеке, претендующем на руководящий пост, проанализировав эти письма? Здесь возможны несколько вариантов:

Конечно, за две недели могли произойти изменения, приведшие к принятию другого решения. Но в таком случае во втором письме должны были содержаться упоминания об этих изменениях. Поэтому, независимо от того, какая из рассмотренных причин привела к подписанию писем, вывод может быть один: данный претендент не способен эффективно выполнять обязанности первого руководителя предприятия. К счастью, именно такое решение и было принято вышестоящей организацией.

Следует отметить, что если документы содержат большой объем текста или написаны от руки, то при необходимости можно провести более углубленное их изучение, используя, например, методы контент-анализа, психолингвистического анализа текста или психографологического анализа почерка, которые можно рассматривать как частные разновидности метода анализа продуктов деятельности.

упорядочению вещественных и информационных материалов

социальные преобразования

Изучение продуктов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформирован-ность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений. Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельности — это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в , системе отношений и ценностей человека. В более узком плане речь может идти, если так можно выразиться, о материализованных результатах деятельности воспитанников: сочинениях, контрольных и проверочных работах, рисунках, поделках, моделях и др. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве , выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей.

30 стр., 14779 слов

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного ...

... необходима специально организованная деятельность. Научно-практическая значимость заключается в том, что предложенная нами система формирований межличностных отношений детей в условиях поликультурного пространства ДОУ, может быть использована в практической работе воспитателей детских ...

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности. Полученные исследователем представления о творческих возможностях и переживаниях испытуемого дают основание для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

Сочетание исследовательского метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, экспериментом и т.д. дает возможность изучать особенности и последовательность выполнения действий в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.

Оценивание

Оценивание (другие названия — метод компетентных судей, рейтинг — от англ. rating — оценка, порядок, классификация) — это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое. При экспертном оценивании (метод ) прежде всего следует тщательно подобрать экспертов — людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов в этой области. Желателен подбор независимых экспертов. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах).

Важен выбор достаточно точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями о том, за что выставляется тот или иной балл. Необходимо также обучить экспертов умению использовать предложенные шкалы.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают совпадающие в основном мнения, есть основания полагать, что эти оценки и мнения близки к объективным. Следует иметь в виду, что окончательное обобщение всех имеющихся оценок является делом исследователя.

46 стр., 22826 слов

«Соцализация детей младшего школьного возраста средсвами ...

... школьников. Методы исследования Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Социометрический эксперимент. Тестирование. Оценка и интерпретация результатов исследования. Методологическая основа исследования. В части вопросов социализации детей – работы таких ...

Оценивание может быть использовано для выяснения социального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности тех или иных и методов социального посредничества и партнерства, полезности диагностических средств и во многих других случаях.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к выявлению качеств объекта, быть может, скрытых и проявляющихся только в определенных условиях, видах деятельности, отношениях. Именно такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым педагогическим ситуациям. Если, например, у равнодушного, неорганизованного и недисциплинированного в школе и семье ученика вдруг в спорте или в игре обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность, то возникает предположение, что эти качества при надлежащих условиях могут проявиться и развиваться и в , и в отношениях в школе и семье.

Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Оценивание в этом случае дополняется коллективным анализом причин неудач, общим поиском мер, необходимых для достижения лучших результатов. Психолого-педагогический консилиум проводится как совещание учителей класса, психолога, медика, других заинтересованных педагогов с целью осуществления глубокого анализа имеющихся данных по изучаемому объекту и выработки согласованного направления действий всеми участниками . Разумеется, при подготовке и проведении консилиума инициативными лицами будут педагог, психолог, классный руководитель , администратор.

Нередко используется такой вариант оценки, когда в качестве судьи выступает тот, кого необходимо оценивать. Тогда речь идет о самооценке. В учителя и воспитатели сами оценивают свои сильные и слабые стороны, выделяют затруднения в работе. Необходимо только помнить об относительности таких оценок, ибо педагоги, как правило, лучше диагностируют других, нежели самих себя.

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необходимого преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Такие ситуации помогают диагностировать не только знания и умения, но и жизненные установки, направленность, , предпочтения, умение сделать правильный выбор , дать оценку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Используются ситуации стандартные и нестандартные (творческие).

Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).

5 стр., 2240 слов

«Планирование эксперимента» статья

... опытной и экспериментальной деятельности участников эксперимента. Планирование учебного процесса на учебные годы. Условия эксперимента Педагог-исследователь, планируя педагогический эксперимент, всегда пытается определить ... теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования. Она должна требовать экспериментального доказательства ввиду новизны, необычности, ...

Эксперимент

Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент — это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их , раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления. Изложенное обусловливает отличие эксперимента от наблюдения и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследовательские ситуации и изменять их.

Сравним эти два исследовательских метода.

Наблюдение 1. Исследователь изучает ситуацию, явление или , возникающие в ходе естественной жизнедеятельности человека.

2. Исследователь не может активно вмешиваться в ход события или протекания психических процессов.

3. Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить. 4.

Исследователь фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения. 5.

Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах. 6.

Исследователь не может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Эксперимент

1. Исследователь сам создает усло- вия, которые вызывают возникно- вение изучаемого явления, ситуа- ции или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека. 2.

Исследователь сам может целенаправленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов и наблюдать за происходящими явлениями. 3.

Исследователь может варьировать условия протекания и проявления явления, исключать и добавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функциональные и иные связи между условиями существования события или протекания психических процессов. 4.

Исследователь учитывает условия протекания изучаемого процесса или события, выявляет их количественные характеристики. 5.

Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельствах.

6. Исследователь в ходе эксперемен- та может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Выделение эксперимента как исследовательского метода было связано с разработанными еще в XIX в. способами и средствами выполнения психологических измерений в процессе исследования закономерностей ощущений и восприятия, скорости реакций, условий протекания психических процессов и т. д. Они послужили предпосылкой выделения и широкого применения лабораторного эксперимента, который стал основным составляющим экспериментальной психологии.

Лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непривычную ситуацию, у него может возникнуть состояние скованности, тревожности, волнения, неопределенности оценки результата и т.д. Экспериментатор, следуя инструкции, информирует испытуемого об условиях выполнения задания и далее наблюдает за его действиями, а при необходимости и регулирует их. Поскольку испытуемый знает, что находится в управляемой экспериментатором ситуации, и нередко не знает истинного назначения эксперимента, поэтому одним из важных факторов получения объективных данных становятся складывающиеся между ними отношения доверия и понимания.

6 стр., 2843 слов

Методы научного исследования

... ее содержания. Так, методы естественных наук отличаются от методов гумани­тарных наук, как и каждая из наук имеет свой набор способов исследования. В современных условиях, когда научная деятельность в любой ...

Лабораторный эксперимент можно повторять многократно (с разными испытуемыми) и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. В лабораторном эксперименте психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание лабораторного эксперимента отражает, разумеется, некоторую часть реальной ситуации и может быть ее моделью. Например, при исследовании особенностей запоминания в лабораторных условиях испытуемым предлагают три группы по 10-15 слов, вызывающих чувство приятного (удовольствия), неприятного (неудовольствия) и безразличия. Скажем, дают слова: подарок (чувство приятного), печаль (чувство неприятного), бумага (чувство безразличия) и т.д. и просят испытуемых запомнить их, прослушав один раз, а затем воспроизвести (записать) те слова, которые сохранились в памяти. Естественно, опыт показывает, что лучше (правильно и в большем количестве) воспроизводятся слова, приятного, а значит, они лучше запоминаются. В реальной действительности такая одновременная «концентрация» подобных типов слов практически не встречается, но выявленная закономерность сохраняется и должна учитываться.

Можно условно назвать лабораторный эксперимент психологическим исследовательским методом, позволяющим моделировать некоторую часть естественной целостной деятельности и на этой основе изучить механизмы возникновения и проявления психических процессов.

Попытки использования экспериментального метода в решении задач педагогической практики привели к возникновению естественного эксперимента. Этот вид эксперимента был разработан, применен и предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. Естественный эксперимент нашел и находит в возрастной и педагогической психологии, в педагогике и методике обучения отдельным предметам.

Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения деятельности.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Это разовый «срез», дающий «снимок» состояния исследуемого объекта, например уровня воспитанности школьников, характера их отношения к школе, товарищам, тем или иным нормам общественной морали и правилам поведения, показывающий реальную эффективность нововведения. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической действительности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик. Для этого становится необходимым определение содержания и средств психологического и педагогического воздействия на испытуемых. Такой вид эксперимента называется формирующим.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Например, в процессе индивидуального обучения испытуемого решению определенного класса задач можно зафиксировать особенности обобщения способов их решения, степень сформированности соответствующего навыка и т. д. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т. е. оно исследуется в ходе в естественной ситуации выполнения деятельности.

Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент наряду с изучением механизмов становления способствует решению учебно-воспитательных задач и оказанию помощи учащимся.

Создателем целостного умения о формирующем психолого-педагогическом эксперименте является В. В. Давыдов. В таком эксперименте формирование и исследование становления и развития изучаемого свойства осуществляется в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия исследователя с педагогами и школьниками, определения содержания и формы психолого-педагогического воздействия на учащихся, которые одновременно являются и испытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом эксперименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогнозируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств. В таком эксперименте имеет исследование происхождения и воссоздания изучаемых психологических свойств и поэтому «формирующий эксперимент можно назвать… генети-ко-моделирующим экспериментом. Он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением»1.

Многолетнее и всестороннее использование этого вида эксперимента и анализ накопленного опыта позволили В. В.Давыдову утверждать, что эксперимент предполагает наличие следующих этапов:

  • философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;
  • педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;
  • логико-психологическое определение строения совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств;
  • методические поиски средств реализации этой деятельности;
  • психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;
  • физиолого-медицинская проверка допустимости использования с точки зрения их влияния на здоровье учащихся2.

Формирующий эксперимент одновременно выполняет и обучающие, и воспитывающие функции. В отдельных случаях, когда в эксперименте отсутствуют признаки исследования целостного процесса решения всего комплекса учебных и воспитательных задач, а также организации взаимодействия всех участников образовательного процесса, что свойственно формирующему эксперименту, имеет смысл пользоваться понятиями «обучающий эксперимент» или «воспитывающий эксперимент».

1 Давыдов В, В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. — С. 284.

2 См. там же. — С. 285.

Известно, что человек обнаруживает в деятельности свои знания, умения и навыки, способности, психические процессы, черты характера и т.п.. Поэтому на основании анализа продуктов ее деятельности можно определить различные психические качества и свойства личности, уровень их развитияу.

Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в прошлом, что невозможно для непосредственного наблюдения или экспериментирования, с целью понимания закономерно ностей психологического развития человека, опираясь на закономерности ее общественно-исторического развития.

Метод анализа продуктов деятельности широко используется в . Продуктами деятельности детей является выполненные ими письменные работы, поделки, рисунки, модели, фотографии и т.п.. Сопоставление работ, выполненных учеником в разное время, на разных этапах обучения, позволяет проследить его развитие, формирование умений и навыков, особенности проявления творчества тощщо.

Метод анализа продуктов деятельности можно использовать и в процессе создания продукта. Наблюдая за процессом, можно выявить динамику формирования замысла, темп работы, особенности умений и навыков отношение к выполнению задания и т.п.. На основании таких наблюдений можно сделать вывод о развитии умственных, эмоциональных, волевых и индивидуально-личностных качеств и свойств личноститі.

26 методов опроса

Опрос — чрезвычайно распространенный прием психологических исследований. Это метод сбора , основанный на непосредственной (беседа, интервью) или опосредованной (анкета) психологической в взаимодействия исследователя и опрашиваемого (респондента).

Метод опроса — универсальный. Он позволяет исследователю за времени получить большое количество информации. Преимуществом этого метода является также легкость применения и обработки данных

зависимости от особенностей процедуры проведения различают следующие разновидности опроса:

1) групповое (одновременный опрос всей группы) и индивидуальное (предполагает опрос каждого респондента в отдельности);

2) глазное (при условии личного контакта с респондентом) и заочное (без личного контакта с респондентом);

3) устное (информация фиксируется исследователем) и письменное (респондент сам заполняет анкету или опросник)

Сфера применения опроса в достаточно широкая. Прежде всего, это главный способ сбора первичной информации о взаимосвязи переменных, которые изучаются. Если программа исследования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления главных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала эксперимента, так и после его закончи. Энння.

Наконец, опрос помогает уточнять, расширять и контролировать данные, полученные с другими методами, так и путем той или иной формы опроса

Среди устных методов опроса чаще применяемыми являются беседа и интервью

Беседа-это метод получения информации посредством в ходе свободного диалога между исследователем и исследуемым на определенную тему. Беседа не ограничена во времени и, кроме того, здесь существует двосто оронний связь между исследователем и респондентомм.

Интервью — это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. При проведении интервью двустороннюю связь ограничен, интервьюер только ф фиксирует ответы респондента, сохраняя нейтральную позициию.

Для успешного проведения беседы или интервью необходимо создать дружественную атмосферу. И здесь имеют вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и ба ажання сотрудничать. Рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на достижения единства мнений относительно очевидных фактеів.

Рассмотрим наиболее распространенные разновидности интервью, которые используются в практике психологических исследований

По количеству опрошенных и целью исследования интервью делятся на индивидуальные, групповые и массовые

Индивидуальные интервью, как правило, являются свободными, нестандартизированными. Главная их цель — изучение данной личности. Этот вид интервью разделяют на клинические, глубинные, фокусированного ни. Клинические интервью направлены на выявление акцентуаций личности, поиск стрессогенных факторов, причин негативных психических состояний и т.д.. Глубинные интервью — на выяснение событий и переживаний опрашиваемого ого в прошлом, находится в глубинах его памяти фокусированного интервью концентрирует внимание опрашиваемого на конкретной жизненной события, проблеме, которые имеют для него значениечення.

Групповые интервью проводятся одновременно со всей группой, в полувольных форме, предусматривают проведение групповой дискуссии по определенному кругу вопросов. Индивидуальные мнения членов группы при высказывании их в игру. УПИ могут быть значительно искажены в силу конформизма, групповой солидарности, под влиянием лидера и т.п.. Поэтому целесообразно сочетание индивидуального и группового интервью «»ю.

Массовые интервью предназначены для исследования массовых явлений; общественного мнения, настроений, социальной напряженности и т.д.. ЕНоель определяет такой вид интервью как»устное стандартизированное опрос людей, видибра аних по статистической признаку», заранее запрограммировано до деталей опроса»по схеме», хотя для самих опрашиваемых оно может восприниматься как»живая, частная и достаточно непринужденная в силу анонимности бы эсид»Массовое интервью максимально формализованное. Стандартизация касается не только последовательности и формулировки вопросов, но и возможные варианты ответоваріантів відповідей.

Большое значение для проведения устного опроса имеет умение фиксировать информацию. Одним из решающих факторов, который дает возможность исследователю глубже понять опрашиваемого, есть дословная фиксация ответствен идей. При этом использование магнитофона нежелательно, поскольку это сковывает действия респондента и сказывается на искренности его ответаей.

Широко применяемым есть и метод письменного опроса — анкетирование, которое осуществляется с помощью структурно организованных опросников (анкет).

При этом исследователь имеет возможность одновременно опросить любую ки илькисть лиц. Другая его преимущество заключается в сравнительно легкой статистической обработке собранного материалалу.

Однако исследователю следует помнить, что составление анкеты — процесс достаточно сложный и требует определенного уровня профессиональной подготовки

Необходимо учитывать и специфику письменного опроса. Технология в этом случае такая. На первой странице анкеты указывается организация, которая проводит опрос. Далее идет вступление — обращение к опитуваног го, где указываются цели исследования, объясняется, почему опрашиваемый должен ответить на вопросы анкеты. Учитывая, что анкетирование основном проводится анонимно, это обращение должно быть лаконичным и вежливым. В конце анкетного бланка всегда выражается благодарность опрашиваемогоаному.

Перед составлением анкеты нужно хорошо продумать форму вопросов зависимости от решаемых задач вопросы могут быть открытые и закрытые вопросы называется закрытым, если в его формулировке городов титься перечень ответов или дихотомическая форма ответов (да, нет).

Открытые же вопросы предполагают, что ответы будут даваться респондентом в свободной формрмі.

Кроме того, вопрос различаются по способу интерпретации и могут быть поставлены прямо или косвенно. Прямое вопрос формулируется в личной форме и направлено на получение непосредственной информации й. Косвенные вопросы высказываются в безличной форме и используются при изучении интимных сторон жизни опитуваногго.

Когда состоит анкета, необходимо придерживаться таких общих правил:

  • Набор вопросов должно быть логически согласованный с исследования и составлять определенным образом организованную последовательность;
  • Формулировки вопросов должны быть ясными и четкими, а текст вопросов понятным респонденту, соответствовать уровню его знаний и образованности;
  • Формулировать вопрос следует так, чтобы обеспечить правдивость ответов;
  • До анкеты включаются существенные вопросы, ответы на которые исследователь может получить только путем анкетирования;

Вопросы должны вызвать интерес респондентов, стимулировать их желание соответствовать (поэтому в начале следует ставить простые вопросы, постепенно переходя к более сложным)

Размещенные одно за другим вопросы образующих определенную структуру опросника анкеты или интервью. В этой структуре можно выделить три больших блока. Первый — вводная часть, в которой содержится обращение к оп питуваного, цель опроса, отмечается его анонимность, способ заполнения анкетыти.

Основная часть — самая большая по объему, содержит вопросы, раскрывающие проблему исследования. Третья часть опросника содержит социально-демографические данные респондента, что позволяет при следующей обработке информации выявить причинно — следственные связи между ответами респондента и социально-демографическими параметрами (возраст, пол, , финансовое положение и т.п.).

Опрос экспертов отличается от других видов опроса уровнем компетентности опрашиваемых в проблеме, а также процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом полученной информа ции. Экспертный опрос имеет особую значимость как один из способов проверки валидности методик, а также в прогнозировании массовых объявлениящ.

Перед применением анкеты следует проверить ее на пригодность для целей исследования. Для этого проводится пилотажное исследование, в ходе которого уточняются и, если требуется, переформульо овуються вопрос. Результаты опроса должны быть надежными и обоснованными. Одним из способов проверки надежности анкеты является повторное проведение анкетирования через какой-то промежуток времениасу.

Надежность информации, полученной методом опроса, обеспечивается разделением вопросов на главные и контрольные. О главные вопросы уже шла речь. Что касается контрольных, то они применяются для ус овлення правдивости ответов на главные вопросы и часто имеют форму открытых косвенных запитаннь.

Анализ продуктов деятельности – система процедур, направленных на сбор, систематизацию и толкование продуктов деятельности человека. Продукты – те материальные и идеальные проявления активности: рисунки, дневники, и пр.

АПД может использоваться как самостоятельный исследовательский метод, а может входить в состав других методов (напр., биографического исследования).

Виды продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для : при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельности больного представлен в книге А.Р. Лурии «Потерянный и возвращенный мир». Все изложение построено на основе изучения и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего ранение в одну из третичных зон коры левого полушария головного мозга.

Проективный метод является методом «промежуточным» по своему статусу между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, т.е. ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности и т.д. Но, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Согласно классификации Л. Френка (1939), изучения продуктов творчества не так уж и много: тест «Рисунок дома», тест Гудинаф и Маховер («Фигура человека»), тест «Рисунок дерева» и т.д. Но в той или иной мере анализ продуктов деятельности прослеживается и при интерпретации результатов других проективных тестов . К их числу можно отнести ТАТ, тест Розенцвейга, тест «чернильных пятен», анализ почерка и т.д.

Все проективные тесты сближает набор признаков:

1) неопределенность материала или инструкции к заданию;

2) «открытость» множества потенциальных ответов — принимаются все реакции испытуемого;

3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

4) измерение не , а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

Эти особенности процедуры сближают проективные тесты с тестами креативности. Не случайно Роршах первоначально предназначил тест «чернильных пятен» для исследования воображения как психической способности. Более подробно особенности проективных тестов рассмотрены в известной монографии Е.Т.Соколовой » исследования личности» (1980).

контент-анализ

Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Особенно часто он используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Осгуда и Б. Берельсона, автора фундаментальной монографии «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях». Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) слово (термин, символ);

2) суждение или законченная мысль;

4) персонаж;

6) целостное сообщение.

Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Существует несколько способов обработки данных контент-анализа.

Простейший — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т.д. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц.

Второй тип анализа — построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р(В).

Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.

Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости разных единиц с теоретической матрицей. Процедура предложена Осгудом и широко распространена в психологии коммуникации и пропаганды.

Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы и т.д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.

Контент-анализ в последние годы приобрел «второе дыхание» в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.