Анализ рассказа Чехова «Ванька»

Домашняя контрольная работа на материале рассказа А.П. Чехова «Ванька».

Выполнила студентка 3 курса, 705 группы

Сороколетова Диана

  1. Место произведения в авторской системе по литературному чтению.

Рассказ А.П. Чехова «Ванька» включен в учебник «Литературное чтение» под редакцией Н.А. Чураковой за 4 класс. Учебник составлен на основе системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Рассказ изучается в 3 главе учебника «Крутим барабан времени».

Задача в его изучении на уроке:

Научить детей выделять особенности прозы на материале жанра рассказа, определять характер героя через события в рассказе, видеть всю глубину характера и его изменения, развитие во времени.

В календарно-тематическом планировании на изучение рассказа «Ванька» отводится 2 урока. На 1 уроке учащиеся должны сравнить два мира главного героя и на основе этого охарактеризовать его. На 2 уроке учащиеся должны сравнить судьбы Петьки и Ваньки (Петька-герой рассказа Л. Андреева «Петька на даче», который изучается пред рассказом «Ванька»), выявить сходства и различия.

  1. Материал по биографии автора:

Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге 17 января 1860г., умер 2 июля 1904 г. в г. Баденвейлер (Южная Германия).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Отец — Павел Егорович Чехов. Мать — Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова)

У Чеховых было 6 детей:5 сыновей и дочь. Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми. Александр — литератор, лингвист , Николай — художник, Михаил — писатель, юрист, Иван — учитель (известный московский педагог) , Мария — художница-пейзажистка, Антон – талантливый врач и писатель.

Отец — Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно — патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

13 стр., 6075 слов

Анализ рассказа спать хочется чехова

... я увидел в небольшом рассказе А.П.Чехова «Спать хочется». Советую всем прочесть полностью и проанализировать его самим. Эссе по произведению А.П. Чехова «Спать хочется» Прочитав рассказ ... прочтения рассказа. Чехов показывает обыденный ужас самого порядка вещей, в котором хозяин выматывает работника так, как ... опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, но ...

Мать — Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась манерам, танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.

В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.

В 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом — Антоша Чехонте или Человек без селезенки.

Прожил Чехов всего 44 года. В мае 1904 года он едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии, чтобы поправить здоровье подкошенное туберкулезом, но о выздоровлении уже не могло быть речи.

2 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

На мой взгляд, содержание материала по биографии должно включать в первую очередь факты о семье и детстве писателя, т.к. в контексте урока по изучению рассказа «Ванька» это наиболее актуально (в рассказе идет речь о детской судьбе в рамках определенной исторической эпохи).

Через биографию автора можно подготовить детей к первичному восприятию текста.

Представлять биографию автора произведения может как учитель, так и заранее подготовленный ученик. Произведение изучается в 4 классе, учащиеся уже способны сами находить и отбирать материал. В связи с этим работу по представлению биографии лучше поручить учащемуся. Учитель в свою очередь может предоставить план, вопросы на которые будет ориентироваться докладчик:

  • где родился Антон Павлович Чехов?
  • как звали родителей, кем они были?
  • сколько было детей в семье Чеховых, как их звали?
  • где было опубликовано первое произведение Антона Павловича?
  • под какими псевдонимами писал автор?
  1. Литературно-методический анализ.

Произведение А.П. Чехова «Ванька» — это рассказ. В тексте можно выделить жанровые особенности:

  • небольшой объем
  • посвящен конкретной судьбе (судьбе Вани)
  • говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода (написание Ваней письма деду)
  • повествование ведется от лица героя, который сам рассказывает свою историю, вперемешку с повествованием от лица автора
  • ярко выражена речевая манера героя ( просторечность : « ихний», «ейной», «кажное»… ).

    7 стр., 3145 слов

    Духовный мир человека в произведениях Василия Белова

    ... рассказе «Рыбацкая байка» (1972) и других произведениях раскрылись эти стороны дарования писателя. В «Привычном деле» и «Плотницких рассказах» внимание В. Белова ... судьбах главных героев повести - Олеши Смолина и Авинера Козонкова. Авинер Козонков - тип человека, к которому Олеша и автор ... и ответственности. Отсюда сокровенное желание героя постичь суть мира, в котором он живет. Иван Африканович - ...

Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица.

Действие в рассказе происходит под рождество, что позволяет причислить произведение к жанру «рождественского рассказа», однако автор отходит от принципа «счастливый конец» и показывает реальную жизнь во всей её суровости. На мой взгляд это сделано не случайно: читатели настроены на положительный финал, но натыкаются на жестокую реальность, что заставляет задуматься о том, что в жизни не все так как хочется, о том почему так происходит. Автор пробуждает чувство сострадания, заставляет сопереживать герою, вызывает желание помочь, исправить ситуацию.

В рассказе четко различимы 2 мира Ваньки:

1-прошлое, деревня, то время когда была жива мама и он жил с ней и с дедом у господ Живаревых

2-настоящее, это Москва, дом сапожника Аляхина, где Ванька находился на обучении

Весь рассказ построен на антитезе этих двух миров. Противопоставляется деревня и город, люди которые окружали Ваньку раньше и окружают теперь.

Ванька- главный герой рассказа, это становиться понятно с первых строк. Его образ присутствует в обоих мирах. А вот остальных персонажей можно разделить по мирам:

1-Живаревы (Ольга Игнатьевна), дед Константин Макарыч, мамка Пелагея, Вьюн, Каштанка, Федька, Алена, кривой Егорка, кучер

2-сапожник Аляхин, хозяева, подмастерья

Все персонажи из 1 мира вызывают у Вани положительные эмоции (даже Ольга Игнатьевна, которая по сути была равнодушна к его судьбе), т. к. в противопоставлении со 2 миром мальчик был там счастлив. Персонажи 2 мира в свою очередь вызывают негативные эмоции, страх.

Смерть матери – это коренной перелом в жизни мальчика. Именно этот факт перемещает Ваню из одного мира в другой. Я в свою очередь выделила бы в судьбе мальчика и третий мир — мир мечты, переносчиком в который должно послужить письмо деду. Это мир в котором он опять будет счастлив. Существование этого 3 мира в сознании мальчика, его мечта, вера в надуманное будущее наверное и позволяют ему как то жить в суровых для него условиях (голод, побои, чрезмерная нагрузка работой)

  1. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Развитие действия:

Когда происходит действие в рассказе?

Почему именно в это время?

Вокруг какого эпизода из жизни Ваньки развиваются действия?

Жанр:

Какие жанровые признаки можно выделить в тексте?

Композиция:

На какие части можно разделить текст? Почему именно так?

Что лежит в основе композиции?

Какие пространственные и временные части можно выделить?

Образная система:

Кто является главным героем произведения?

Как вы можете его охарактеризовать?

Через что раскрывается образ Ваньки?

Какие еще персонажи присутствуют в рассказе?

Кто из персонажей имеет полное описание? Почему? (найдите описание в тексте)

Можно ли разделить всех персонажей на 2 группы?

Авторская позиция:

Присутствует ли автор в произведении?

Какова его роль?

Языковое своеобразие:

Весь ли рассказ написан литературным языком?

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/vankachehov/

Найдите в тексте просторечные слова.

В рассказе можно четко выделить 2 мира, поэтому при анализе текста я буду опираться на композицию и развитие действия.

  1. ВИДЫ РАБОТ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ТЕКСТА:

Работа по жанру:

  • чтение по ролям
  • пересказ близкий к тексту
  • выразительное чтение
  • пересказ от действующего лица
  • творческий пересказ

В своём уроке я буду использовать творческий пересказ, т.к. данный вид работы интересен детям и подходит к данному рассказу.

Финал сказки противоречив, не смотря на то, что рассказ рождественский чуда не происходит, поэтому можно придумать свой финал истории и закончить им пересказ текста.

  1. ВИДЫ ЧТЕНИЯ:

Рассказ изучается в 3 классе, дети могут правильно и выразительно читать целыми словами (темп не менее 90 слов в мин. ), заинтересованно и осмысленно читать про себя, самостоятельно читать большие по объему произведения. В связи с этим на этапе первичного чтения лучше чтобы текст воспроизводился учащимися – выразительное чтение вслух по одному или нескольким абзацам разными детьми. На этапе вторичного чтения – поисковое чтение – чтение про себя с отбиранием нужной информации для анализа.

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ:

В рамках программы в 3 классе продолжается совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Темп чтения 90 слов в мин. Вслух и 100 про себя.

Упражнения:

Данные упражнения направленны на развитие навыка беглого чтения.

  1. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ

Для контроля усвоения биографии автора я буду использовать кроссворд из 6 вопросов, после ответа на все 4 вопроса дети получают ключевое слово.

В качестве самоконтроля детям предлагается оценить всю работу на уроке : что получилось, где возникли трудности.

Конспект урока

Тема урока: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»

Цель: продолжать учить анализировать текст; формировать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения; развивать личностные качества учащихся;

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением А.П. Чехова «Ванька»
  2. Организовать работу по анализу текста произведения
  3. Организовать работу по формированию навыка чтения, контроля и самоконтроля.

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Вид работы: анализ композиции

Приемы: беседа

Форма работы: коллективная

План:

  1. Орг. Момент
  2. Сообщение темы урока
  3. Подготовка к первичному восприятию
  4. Первичное чтение
  5. Проверка первичного восприятия
  6. Постановка учебной задачи
  7. Вторичное чтение. Работа с текстом
  8. Подведение итогов урока

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

-Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

-ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами!

2.сооб-щение темы урока

На доске:

Чайка, ель, хлеб, окно, вопрос, валенки, аквариум, ножницы, мягкий знак, квартира, ананас.

-Определите по первым буквам автора и название произведения, которое будем читать.

-давайте откроем тетрадки и запишем число и тему урока «Рассказ А.П. Чехова «Ванька»».

-Чехов, Ванька

Учащиеся работают в тетради.

3.подго-товка к первич-ному воспри-ятию

-ребята давайте познакомимся с биографией автора произведения.

-а теперь вам предстоит разгадать кроссворд и открыть ключевое слов

На доске помещается кроссворд:

по горизонтали:

1-как зовут отца автора

2-место рождения автора

3-псевдоним автора

4-сколько было детей в семье Чеховых

5-в каком журнале было впервые опубликовано произведение А.П.Чехова

6-как звали сестру автора

По вертикали: 7-???

-ребята что вы знаете о таком празднике как рождество? Каковы атрибуты этого праздника?

Один из учащихся делает доклад по биографии автора.

Дети разгадывают кроссворд. И определяют ключевое слово «Ванька».

— это христианский праздник. Если загадать желание в ночь перед праздником ,то оно сбудется, поэтому в ночь гадают.

— Колядки, елка, подарки, Санта-Клаус, Дед Мороз…

4.первичное чтение

Чтение текста разными учащимися по одному или нескольким абзацам

5.проверка первичного восприятия

Вопросы после прочтения:

-какие эмоции у вас вызвал рассказ?

-что показалось наиболее интересным?

-что-то было не понятным?

-все ли слова вам знакомы?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (работа со словарем)

-Знаете ли вы почему в те времена детей отдавали в другие семьи?

-Большинство крестьян имело так мало земли, что прокормить большую семью было невозможно. Чтобы сбыть лишний рот, девочек, лет 8-9, отдавали в няньки, а мальчиков в подпаски.

Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они выучились какому-нибудь ремеслу. Но хозяева мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготовлять дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей.

Дети высказывают свои ощущения.

6.поста-новка учебной задачи

-как вы думаете какую работу можно организовать с рассказом «Ванька»?

-хорошо , давайте попытаемся разделить текст на части и определить особенности композиции рассказа.

-можно пересказать текст

-выразительно прочитать

-можно разделить текст на части и проанализировать

7.вторичное чтение. Работа с текстом

— к какому жанру относится произведение?

— какие особенности этого жанра можно выделить в тексте?

-в какое время происходит действие в рассказе? И почему именно тогда?

-вокруг чего развивается действие в рассказе?

В связи с этим на какие части можно разделить весь текст?

-кем ведется повествование в этих частях? Присутствует ли в тексте автор, какова его роль?

-отличается ли повествование по стилю речи?

-найдите в тексте просторечные слова.

-а на какие пространственные части можно разделить текст?

-можно ли сказать что данные части соответственно противопоставленны друг другу? Найдите доказательство в тексте.

-можно ли из этих 4 частей образовать две, объеденить части?

-кто является главным героем произведения?

-как вы можете его охарактеризовать?

-через что показан образ Ваньки?

-какие еще персонажи присутствуют в рассказе?

-что из героев имеет полное описание в тексте? Почему? Зачитайте описание.

-кто обычно исполняет Рождественские желания?

-можно ли найти общее у этих персонажей (дед Ваньки и Дед Мороз)?

-на какие 2 группы можно разделить всех персонажей?

-давайте попробуем начертить схему схему 2 миров:

деревня город

— в результате чего мальчик переместился из деревни в город?

— куда должно переместить мальчика письмо?

-Ванька попадает туда?

-подумайте как можно еще дополнить схему в связи с этим?

(схема дополняется)

— давайте попробуем пересказать текст по нашей схеме? Давайте разделимся на 3 группы и каждая группа подготовит пересказ.

-а сейчас я предлагаю немножко поиграть.

1) я буду зачитывать строчку из текста, а вы должны её найти.

2) следущая игра на время, вам дается одна минута. За это время вы должны найти в тексте как можно больше слов на букву «К». (работа с карандашом)

Дети читают текст про себя и отмечают необходимую информацию.

— жанр рассказа.

— небольшой объем, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода,повествование ведется от лица героя, который сам рассказывает свою историю.

-в ночь под Рождество? У Ваньки есть заветное желание, ночь перед Рождеством это время исполнения желаний.

-вокруг написания письма.

-содержание письма и воспоминания.

-в письме Ванькой, воспоминания в основном автор.

-письмо-разговорный, воспоминания-литературный.

— «ейний, ихнего, трескают, харя…..»

-пространство: город и деревня, время: прошлое и настоящее.

-город описан в темных красках ( темная комната), а деревня описана ярко и красочно (воспоминания о деде, поход за елкой).

Прошлое-светлое, настоящее-темное.

Город-настоящее, деревня-прошлое.

-мальчик Ванька.

-любознательный, внимательный……

-через его письмо деду.

-дед, Аляхин, хозяева, подмастерья, мама, собаки, Ольга Игнатьевна, Живаревы…..

-дед. Потому что он должен осуществить Ванькину мечту.

-Санта, Дед Мороз.

-да. Они оба исполняют желания, описание деда Константина Марарыча похоже на описание Деда Мороза.

-персонажи из прошлого-деревни, персонажи-настоящее будущее.

— в прошлое.

-нет, он только мечтает об этом.

— по одному человеку из группы выполняют пересказ у доски.

8.подведение итогов урока

Домашнее задание

На доске:

-продолжите фразы:

-мне понравилось….

-было интересно….

-у меня получилось….

-я смог….

-меня удивило…

-мне захотелось….

-было трудно…

—посмотрите какие мы все разные и интересные. Все имеем право на свою точку зрения.

—несмотря на то , что действие в рассказе просходит в ночь под Рождество, чуда не случаетя. Я предлагаю вам дома побыть в роли Деда Мороза и

Написать новый финал Ваниной истории или ответ деда на письмо Внука.

Дети высказывают свое мнение.