Домашняя контрольная работа на материале рассказа А.П. Чехова «Ванька».
Выполнила студентка 3 курса, 705 группы
Сороколетова Диана
- Место произведения в авторской системе по литературному чтению.
Рассказ А.П. Чехова «Ванька» включен в учебник «Литературное
Задача в его изучении на уроке:
Научить детей выделять особенности прозы на материале жанра рассказа, определять характер героя через события в рассказе, видеть всю глубину характера и его
В календарно-тематическом планировании на изучение рассказа «Ванька» отводится 2 урока. На 1 уроке учащиеся должны сравнить два мира главного героя и на основе этого охарактеризовать его. На 2 уроке учащиеся должны сравнить судьбы Петьки и Ваньки (Петька-герой рассказа Л. Андреева «Петька на даче», который изучается пред рассказом «Ванька»), выявить сходства и различия.
- Материал по биографии автора:
Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге 17 января 1860г., умер 2 июля 1904 г. в г. Баденвейлер (Южная Германия).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Отец — Павел Егорович Чехов. Мать — Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова)
У Чеховых было 6 детей:5 сыновей и дочь. Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми. Александр — литератор, лингвист , Николай — художник, Михаил — писатель, юрист, Иван — учитель (известный московский педагог) , Мария — художница-пейзажистка, Антон – талантливый врач и писатель.
Отец — Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно — патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.
Анализ рассказа спать хочется чехова
... я увидел в небольшом рассказе А.П.Чехова «Спать хочется». Советую всем прочесть полностью и проанализировать его самим. Эссе по произведению А.П. Чехова «Спать хочется» Прочитав рассказ ... прочтения рассказа. Чехов показывает обыденный ужас самого порядка вещей, в котором хозяин выматывает работника так, как ... опять грязное шоссе, людей с котомками, Пелагею, отца Ефима. Она всё понимает, всех узнает, но ...
Мать — Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась манерам, танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».
В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.
В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского
В 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом — Антоша Чехонте или Человек без селезенки.
Прожил Чехов всего 44 года. В мае 1904 года он едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии, чтобы поправить здоровье подкошенное туберкулезом, но о выздоровлении уже не могло быть речи.
2 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.
На мой взгляд, содержание материала по биографии должно включать в первую очередь факты о семье и детстве писателя, т.к. в контексте урока по изучению рассказа «Ванька» это наиболее актуально (в рассказе идет речь о детской судьбе в рамках определенной исторической эпохи).
Через биографию автора можно подготовить детей к первичному восприятию текста.
Представлять биографию автора произведения может как учитель, так и заранее подготовленный ученик. Произведение изучается в 4 классе, учащиеся уже способны сами находить и отбирать материал. В связи с этим работу по представлению биографии лучше поручить учащемуся. Учитель в свою очередь может предоставить план, вопросы на которые будет ориентироваться докладчик:
- где родился Антон Павлович Чехов?
- как звали родителей, кем они были?
- сколько было детей в семье Чеховых, как их звали?
- где было опубликовано первое произведение Антона Павловича?
- под какими псевдонимами
писал автор?
- Литературно-методический анализ.
Произведение А.П. Чехова «Ванька» — это рассказ. В тексте можно выделить жанровые особенности:
- небольшой объем
- посвящен конкретной судьбе (судьбе Вани)
- говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода (написание Ваней письма деду)
- повествование ведется от лица героя, который сам рассказывает свою историю, вперемешку с повествованием от лица автора
- ярко выражена речевая манера героя ( просторечность : « ихний», «ейной», «кажное»… ).
7 стр., 3145 слов
Духовный мир человека в произведениях Василия Белова
... рассказе «Рыбацкая байка» (1972) и других произведениях раскрылись эти стороны дарования писателя. В «Привычном деле» и «Плотницких рассказах» внимание В. Белова ... судьбах главных героев повести - Олеши Смолина и Авинера Козонкова. Авинер Козонков - тип человека, к которому Олеша и автор ... и ответственности. Отсюда сокровенное желание героя постичь суть мира, в котором он живет. Иван Африканович - ...
Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица.
Действие в рассказе происходит под рождество, что позволяет причислить произведение к жанру «рождественского рассказа», однако автор отходит от принципа «счастливый конец» и показывает реальную жизнь во всей её суровости. На мой взгляд это сделано не случайно: читатели настроены на положительный финал, но натыкаются на жестокую реальность, что заставляет задуматься о том, что в жизни не все так как хочется, о том почему так происходит. Автор пробуждает чувство сострадания, заставляет сопереживать герою, вызывает желание помочь, исправить ситуацию.
В рассказе четко различимы 2 мира Ваньки:
1-прошлое, деревня, то время когда была жива мама и он жил с ней и с дедом у господ Живаревых
2-настоящее, это Москва, дом сапожника Аляхина, где Ванька находился на обучении
Весь рассказ построен на антитезе этих двух миров. Противопоставляется деревня и город, люди которые окружали Ваньку раньше и окружают теперь.
Ванька- главный герой рассказа, это становиться понятно с первых строк. Его образ присутствует в обоих мирах. А вот остальных персонажей можно разделить по мирам:
1-Живаревы (Ольга Игнатьевна), дед Константин Макарыч, мамка Пелагея, Вьюн, Каштанка, Федька, Алена, кривой Егорка, кучер
2-сапожник Аляхин, хозяева, подмастерья
Все персонажи из 1 мира вызывают у Вани положительные эмоции (даже Ольга Игнатьевна, которая по сути была равнодушна к его судьбе), т. к. в противопоставлении со 2 миром мальчик был там
Смерть матери – это коренной перелом в жизни мальчика. Именно этот факт перемещает Ваню из одного мира в другой. Я в свою очередь выделила бы в судьбе мальчика и третий мир — мир мечты, переносчиком в который должно послужить письмо деду. Это мир в котором он опять будет счастлив. Существование этого 3 мира в сознании мальчика, его мечта, вера в надуманное будущее наверное и позволяют ему как то жить в суровых для него условиях (голод, побои, чрезмерная нагрузка работой)
- ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Развитие действия:
Когда происходит действие в рассказе?
Почему именно в это время?
Вокруг какого эпизода из жизни Ваньки развиваются действия?
Жанр:
Какие жанровые признаки можно выделить в тексте?
Композиция:
На какие части можно
Что лежит в основе композиции?
Какие пространственные и временные части можно выделить?
Образная система:
Кто является главным героем произведения?
Как вы можете его охарактеризовать?
Через что раскрывается образ Ваньки?
Какие еще персонажи присутствуют в рассказе?
Кто из персонажей имеет полное описание? Почему? (найдите описание в тексте)
Можно ли разделить всех персонажей на 2 группы?
Авторская позиция:
Присутствует ли автор в произведении?
Какова его роль?
Языковое своеобразие:
Весь ли рассказ написан литературным языком?
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/vankachehov/
Найдите в тексте просторечные слова.
В рассказе можно четко выделить 2 мира, поэтому при анализе текста я буду опираться на композицию и развитие действия.
- ВИДЫ РАБОТ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ТЕКСТА:
Работа по жанру:
- чтение по ролям
- пересказ близкий к тексту
- выразительное чтение
- пересказ от действующего лица
- творческий пересказ
В своём уроке я буду использовать творческий пересказ, т.к. данный вид работы интересен детям и подходит к данному рассказу.
Финал сказки противоречив, не смотря на то, что рассказ рождественский чуда не происходит, поэтому можно придумать свой финал истории и закончить им пересказ текста.
- ВИДЫ ЧТЕНИЯ:
Рассказ изучается в 3 классе, дети могут правильно и выразительно читать целыми словами (темп не менее 90 слов в мин. ), заинтересованно и осмысленно читать про себя, самостоятельно читать большие по объему произведения. В связи с этим на этапе первичного чтения лучше чтобы текст воспроизводился учащимися – выразительное чтение вслух по одному или нескольким абзацам разными детьми. На этапе вторичного чтения – поисковое чтение – чтение про себя с отбиранием нужной информации для анализа.
- УПРАЖНЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ:
В рамках программы в 3 классе продолжается совершенствование навыков
Упражнения:
Данные упражнения направленны на развитие навыка беглого чтения.
- КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ
Для контроля усвоения биографии автора я буду использовать кроссворд из 6 вопросов, после ответа на все 4 вопроса дети получают ключевое слово.
В качестве самоконтроля детям предлагается оценить всю работу на уроке : что получилось, где возникли трудности.
Конспект урока
Тема урока: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»
Цель: продолжать учить анализировать текст; формировать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения; развивать личностные качества учащихся;
Задачи:
- Познакомить учащихся с произведением А.П. Чехова «Ванька»
- Организовать работу по анализу текста произведения
- Организовать работу по формированию навыка чтения, контроля и самоконтроля.
Тип урока: урок анализа художественного
Вид работы: анализ композиции
Приемы: беседа
Форма работы: коллективная
План:
- Орг. Момент
- Сообщение темы урока
- Подготовка к первичному восприятию
- Первичное чтение
- Проверка первичного восприятия
- Постановка учебной задачи
- Вторичное чтение. Работа с текстом
- Подведение итогов урока
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Орг. момент |
-Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! -ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца |
|
2.сооб-щение темы урока |
На доске: Чайка, ель, хлеб, окно, вопрос, валенки, аквариум, ножницы, мягкий знак, квартира, ананас. -Определите по первым буквам автора и название произведения, которое будем читать. -давайте откроем тетрадки и запишем число и тему урока «Рассказ А.П. Чехова «Ванька»». |
-Чехов, Ванька Учащиеся работают в тетради. |
3.подго-товка к первич-ному воспри-ятию |
-ребята давайте познакомимся с биографией автора -а теперь вам предстоит На доске помещается кроссворд: по горизонтали: 1-как зовут отца автора 2-место рождения автора 3-псевдоним автора 4-сколько было детей в семье Чеховых 5-в каком журнале было впервые опубликовано произведение А.П.Чехова 6-как звали сестру автора По вертикали: 7-??? -ребята что вы знаете о таком празднике как |
Один из учащихся делает доклад по биографии автора. Дети разгадывают кроссворд. И определяют ключевое слово «Ванька». — это христианский праздник. Если загадать желание в ночь перед праздником ,то оно сбудется, поэтому в ночь гадают. — Колядки, елка, подарки, Санта-Клаус, Дед Мороз… |
4.первичное чтение |
Чтение текста разными учащимися по одному или нескольким абзацам |
|
5.проверка первичного |
Вопросы после прочтения: -какие эмоции у вас вызвал рассказ? -что показалось наиболее -что-то было не понятным? -все ли слова вам знакомы? СЛОВАРНАЯ РАБОТА (работа со словарем) -Знаете ли вы почему в те времена детей отдавали в другие семьи? -Большинство крестьян имело так мало земли, что прокормить большую семью было невозможно. Чтобы сбыть лишний рот, девочек, лет 8-9, отдавали в няньки, а мальчиков в подпаски. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они выучились какому-нибудь ремеслу. Но хозяева мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготовлять дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. |
Дети высказывают свои ощущения. |
6.поста-новка учебной задачи |
-как вы думаете какую работу можно организовать с рассказом «Ванька»? -хорошо , давайте попытаемся разделить текст на части и определить особенности композиции рассказа. |
-можно пересказать текст -выразительно прочитать -можно разделить текст на части и проанализировать |
7.вторичное чтение. Работа с текстом |
— к какому жанру относится — какие особенности этого жанра можно выделить в тексте? -в какое время происходит -вокруг чего развивается действие в рассказе? В связи с этим на какие части можно разделить весь текст? -кем ведется повествование в этих частях? Присутствует ли в тексте автор, какова его роль? -отличается ли повествование по стилю речи? -найдите в тексте просторечные слова. -а на какие пространственные -можно ли сказать что данные части соответственно -можно ли из этих 4 частей образовать две, объеденить части? -кто является главным героем -как вы можете его -через что показан образ Ваньки? -какие еще персонажи присутствуют в рассказе? -что из героев имеет полное описание в тексте? Почему? Зачитайте описание. -кто обычно исполняет Рождественские желания? -можно ли найти общее у этих -на какие 2 группы можно разделить всех персонажей? -давайте попробуем начертить схему схему 2 миров: деревня — в результате чего мальчик переместился из деревни в город? — куда должно переместить -Ванька попадает туда? -подумайте как можно еще дополнить схему в связи с этим? (схема дополняется) — давайте попробуем пересказать текст по нашей схеме? Давайте разделимся на 3 группы и каждая группа подготовит пересказ. -а сейчас я предлагаю немножко поиграть. 1) я буду зачитывать строчку из текста, а вы должны её найти. 2) следущая игра на время, вам дается одна минута. За это время вы должны найти в тексте как можно больше слов на букву «К». (работа с карандашом) |
Дети читают текст про себя и отмечают необходимую информацию. — жанр рассказа. — небольшой объем, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода,повествование ведется от лица героя, который сам рассказывает свою историю. -в ночь под Рождество? У Ваньки есть заветное желание, ночь перед Рождеством это время исполнения желаний. -вокруг написания письма. -содержание письма и воспоминания. -в письме Ванькой, воспоминания в основном автор. -письмо-разговорный, воспоминания-литературный. — «ейний, ихнего, трескают, харя…..» -пространство: город и деревня, время: -город описан в темных красках ( Прошлое-светлое, настоящее-темное. Город-настоящее, деревня-прошлое. -мальчик Ванька. -любознательный, внимательный…… -через его письмо деду. -дед, Аляхин, хозяева, подмастерья, мама, собаки, Ольга Игнатьевна, Живаревы….. -дед. Потому что он должен -Санта, Дед Мороз. -да. Они оба исполняют желания, описание деда Константина Марарыча похоже на описание Деда Мороза. -персонажи из прошлого-деревни, — в прошлое. -нет, он только мечтает об этом. — по одному человеку из группы выполняют пересказ у доски. |
8.подведение итогов урока Домашнее задание |
На доске: -продолжите фразы: -мне понравилось…. -было интересно…. -у меня получилось…. -я смог…. -меня удивило… -мне захотелось…. -было трудно… —посмотрите какие мы все разные и —несмотря на то , что действие в рассказе просходит в ночь под Рождество, чуда не случаетя. Я предлагаю вам дома побыть в роли Деда Мороза и Написать новый финал Ваниной истории или ответ деда на письмо Внука. |
Дети высказывают свое мнение. |