Русское театральное искусство в Казани 19 век

Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения

театра.

Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря

следовало бы обозначить его первоначальную дату.

Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой — временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.

Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал

обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия

мира.

Театральная культура современного Татарстана вошла в состав корневой системы российской культуры еще в 18 веке. Казань, как известно, с давних пор была крупным центром Росси в области науки и образования, литературы и искусства; в ней жили и работали известные ученые, писатели, композиторы, художники, деятели театрального драматического, оперного и хореографического искусства. И сегодня Казань с полным историческим правом проводит международные симпозиумы, посвященные всемирно известным ученым в различных отраслях науки, конкурсы и фестивали имени знаменитых деятелей искусств, живших и работавших в городе.

Целью моей работы является изучить русское театральное искусство в Казани 19 века. Исходя из цели ставлю пред собой задачи: рассмотреть

Театральное искусство, его особенности

Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей — он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь свою. Театр открывает перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания

И пусть театр, по эстетической природе своей, искусство условное, как и

другие искусства, на сцене возникает перед зрителем не сама реальная

действительность, а только ее художественное отражение. Но в отражении том

столько правды, что она воспринимается во всей своей безусловности, как

самая доподлинная, истинная жизнь. Зритель признает высшую реальность

существования сценических героев. Восклицал же великий Гёте: «Что может

быть больше природой, чем люди Шекспира!»

4 стр., 1762 слов

Театры эпохи Просвещения В Европе

... Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, ... самосознание нового типа культуры. Опираясь на материализм, просветители решительно утверждали существование объективной действительности и объявляли чувственный опыт источником человеческого знания. ...

Не в этом ли и сокрыта чудодейственная духовная, эмоциональная энергия

театра, неповторимое своеобразие его воздействия на наши души…

Вам приходилось когда-либо видеть на концерте симфонической музыки

веселого, заразительно хохочущего человека?..

Можно, пожалуй, сказать уверенно: нет, не приходилось!, Вы не встречали в картинной галерее рыдающего человека, который не в

силах был сдержать горьких слез перед картиной живописца?..

Нет, тоже, наверное, не встречали!, А в театре?.., А в театре, в оживленном сообществе людей, собравшихся на сценическое

представление, возможно все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое

негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие,

презрение и сочувствие, настороженная тишина и громогласное одобрение, — словом, все богатства эмоциональных проявлений и потрясений души

человеческой.

Не потому ли и не сопоставимо ни с чем столь непосредственное, душевно

открытое восприятие театрального действия? Оно несопоставимо с творчеством писателя. Его книга — уже законченное литературное произведение, и принимать ее следует такой, какая она есть, какой вышла из-под пера автора, не считаясь с тем, из века в век.

Оно несопоставимо и с творчеством художника. Его картина, его гравюра или

акварель — тоже уже за конченый процесс творчества. Художник может

экспонировать их на выставке, в картинной галерее, художественном музее,

может продавать их и дарит или хранить у себя в мастерской.

В отличие же от литературы, от живописи, скульптуры пришедший в театр

зритель становится не созидателем уже созданного, а непосредственным

соучастником творчества. Он активно вовлечен театром живой и волнующий процесс самого создания сценического произведения — спектакля. Ведь спектакль начинает жить только с того самого мгновения, когда раскрывается перед зрителем театральный занавес И перестает существовать, когда занавес закрывается когда пустеет зрительный зал и потухают театральны огни.

Хороший спектакль надолго сохраняется в театральном репертуаре. Но всякий раз, при каждой ново] встрече со зрителем он заново возникает, заново рождается. А потом, как и положено, его не станет: артисты разойдутся по

домам, со сцены уберут декорации унесут реквизит и бутафорию, и на

опустевшей сцен от спектакля, который только что так волновал и трогал

зрителя, ничего не останется.

Но сколько бы ни прошло после того времени, день, обозначенный на

театральной афише, он возник нет, как не однажды возникал и ранее. Между

сценой и зрительным залом опять возгорится чудесны! огонь взаимосвязи души и мысли. И накал этого эмоционального, духовного взаимообмена непременно скажется и на актерском исполнении, и на всей атмосфере зрительного зала.

В последующие дни, недели и месяцы все повторится снова и снова. Но

постоянно повторяемый спектакль не будет одним и тем же. Всякий раз, в

27 стр., 13075 слов

Развитие театра в России

... пышностью постановки и игрой актеров, царь смотрел спектакль в течение десяти часов. После открытия придворного театра спектакль «Артаксерксово действо» неоднократно показывался в «комедийных хороминах» в Москве и в селе Преображенском. Придворные спектакли ставили с большой ...

зависимости от сегодняшнего внутреннего состояния зрительного зала, от

сегодняшнего душевного настроя актеров и от множества других причин и

обстоятельств, способных повышать или же снижать эмоциональный тонус творчества, он чем-то будет отличаться.

Один и тот же спектакль может идти при удивительно горячем, взволнованном восприятии зрительного зала, при праздничном воодушевлении актеров, импровизационном блеске их мастерства. И он же может пройти уныло, при неожиданном зрительском равнодушии, без всякого подъема, словно кто-то подменил актеров, только еще вчера с таким воодушевлением выступавших в том же самом спектакле, в тех же самых ролях.

Казань театральная

Первые публичные театры, представления в Казани известны со второй половины 20-х годов XVII столетия. Их давали вопитанники Казанского духовного училища. Первые любительские сценические опыты, послужившие впоследствии основой для создания в Казани профессионального театра, связаны с казанской гимназией . Первой в Казанской гимназии была показана пьеса Мольера « Школа мужей» в апреле 1760 году. Гимназисты ставили также спектакли по пьесам А.П.Сумарокова, М.Хераскова, И.И.Дмитриева, М.И. Веревкина. Эти спектакли посещали и жители татарских слобод.

Одно время театральные зрелища прекратились. Узнав об этом во время посещения Казани в 1767 году, Екатерина II распорядилась возобновить их, что и дело было сделано к удовольствию публики. Театральные группы появились в имениях отдельных дворян. Так крепостной театр содержал в селе Юматовка казанский помещик П.П.Есипов.

Первый постоянный театр под руководством специально приглашенного придворного актера В. Бобровского был создан в Казани в 1791 году. Он сначала помещался на нынешней улице Кремлевской (бывшая Воскресенская), а потом на Булаке. Как утверждают дореволюционные путеводители, к 1798 году относится создание в Казани первого публичного театра.

На улице Баумана, 48, находится Большой драматический театр имени В. И. Качалова. Годом его основания считают 1804, когда была завершена постройка каменного здания для начавшихся театральных представлений. Тогда во главе крепостной труппы помещика Есипова становится популярный петербургский артист и драматург П. Плавильщиков. По свидетельству современников, в частности писателя С. Аксакова, это был «замечательный театр». Сцена его помнит великих актеров-реалистов М. С. Щепкина и А. Мартынова, замечательного артиста Н. Милославского, возглавлявшего труппу казанского театра в 1850-е годы, талантливого деятеля театрального искусства П. Медведева, при котором театр сделался одним из самых передовых в стране.

На сцене театра играли А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова, М. Г. Савина. Казанский театр во второй половине XIX века был лучшим провинциальным театром России.

На сцене этого театра состоялся «дебют» 15-летнего Федора Шаляпина в пьесе «Жандарм Роже». От волнения он не смог произнести ни слова, и спектакль пришлось отменить. Позднее, вспоминая свое первое «выступление» в казанском театре, Федор Иванович называл его началом своей театральной деятельности.Выступал на казанской сцене и А. М. Горький. В 1885 году он пел в хоре нескольких спектаклей.

9 стр., 4280 слов

Казань — культурный центр России

... счет приезжих трупп из Москвы, Самары, Перми, и то в летнее время. В 1939 году открылся Татарский академический театр оперы и балеты. Новый театр продолжил славные художественные традиции, но стал ... превысило цифру 60. Своеобразна и поучительна история профессионального музыкального образования в Казани. С начала XIX века и по 60-е годы при Казанском Императорском университете была постоянная ...

С 1949 года Большой драматический театр носит имя В. И. Качалова. В Казани В. И. Качалов играл сначала небольшие роли, потом все более ответственные. Большой успех выпал на долю Качалова после исполнения роли Кассия («Юлий Цезарь»).

В Казани он играл всего два сезона — в 1897 — 1899 годы, но это были годы становления настоящего таланта. В 1900 году В. И. Качалов был приглашен в Московский художественный театр.