В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
Учить танцевать дошкольников — важная задача. Для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец — это творчество, танец — это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.
Детские танцы — это изучение основных средств выразительности. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками — всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Не меньшее значение имеет и пение. Оно благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Задание 1: Ритмика
1.1 Ритмика как вид музыкальной деятельности
Ритмика — это вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.
Развитие координации в классическом танце у детей младшего школьного возраста
... детей. 6. Подготовить участников коллектива к сценической деятельности. При написании дипломной работы использовались следующие литературные источники: А.С. Ощепков и О.П. Панфилов «Определение координации движений в хореографии», Головкина С.Н. «Уроки классического танца», ...
На занятиях по ритмике у дошкольников развивается музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмики является психологическое раскрепощение ребенка. Также на занятиях совершенствуются коммуникативные навыки, и обогащается эмоциональная сфера детей.
Опыт проведения занятий «ритмики» показывает, что её привлекательность в её доступности. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребята овладевают не только разнообразными двигательными навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки с помощью движений своего тела.
Именно этот опыт и умения помогают воспитанникам в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а так же занятия в музыкальных школах, театральных студиях.
Ритмика может быть определена как система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой.
Ритмика имеет цель: научить детей воспринимать музыку, передавать в движении ее содержание, формировать, закреплять и совершенствовать двигательные навыки, способствовать развитию чувства ритма, координации, ориентировки и двигательной подготовленности занимающихся.
Занятия ритмикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно — сосудистую, дыхательную системы детей. В процессе занятий ритмикой эффективно развиваются координация движений, быстрота, сила, выносливость, подвижность в суставах, физическая работоспособность.
1.2 Значение ритмики. Цель и задачи ритмики
Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Задачи ритмики:
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
развивать основы музыкальной культуры;
развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);
формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).
«Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к ...
... подготовки ребенка к школе, но нужно освоить возможности ее внедрения с данной целью. На занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении находят решение задачи всестороннего становления детей, которое нужно для эффективного обучения в школе. ... передачи пространственных параметров изображаемых предметов. По моему наблюдению, на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном ...
1.3 Основные источники движений ритмики. Виды ритмики в детском саду
Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).
В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.
Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т.д.
Виды музыкально-ритмических движений в детском саду. Движения в ритмике выполняются в физических упражнениях, в танце и сюжетно-образных линиях. Музыкально-ритмические упражнения бывают подготовительные и самостоятельные.
Движения в ритмических танцах, плясках, хороводах:
Зафиксированные (те, которые имеют авторскую композицию движений);
Свободные (движения, придуманные детьми);
Характерные (например, танец Петрушек, Снежинок, Медвежат);
Сюжетные (форма рассказа, где в движении передается содержание;
Парные (строятся на основе движений, ходьбы, бега);
Танцы с пением (помогают координировать пение с движением).
ритмика музыкальное занятие ребенок
Задание 2: Методы обучения пению
2.1 Этапы обучения детей пению, специфика методов обучения на каждом этапе разучивания песни
В методике обучения пению важна предварительная подготовка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художественные качества, обдумывает приемы разучивания и последовательность учебных заданий.
Педагог должен заинтересовывать содержанием песни — как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызывать желание спеть ее.
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: первоначальное ознакомление детей с песней и последующее разучивание, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.
Следует помнить, что выученная песня требует также неоднократного ее повторения, закрепления выразительного исполнения, а главное, умения самостоятельно применить в практике.
Разучиванию песни способствуют следующие приемы — выразительное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нужную интонацию и т.д.), словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т.д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. Этим общим приемам неизменно помогают мастерство и умение каждого воспитателя.
Специфика методов обучения на каждом этапе разучивания песни. Разучивание каждой песни проходит ряд этапов. Сначала песня должна заинтересовать детей, увлечь их, возбудить желание ее спеть. На это направлены выразительное исполнение и образные пояснения педагога. Затем в процессе разучивания приобретаются певческие навыки, развиваются голос и слух. На каждом последующем занятии ставятся новые задачи: отдельно пропеваются трудные мелодические ходы, шепотом, в нужном ритме произносится текст, поочередно исполняются отдельные фразы, все поют без сопровождения и т.д. В результате мелодия хорошо усваивается, выразительно исполняется. Так песня входит в быт ребенка.
Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре
... смешных клоунов. А что может исполнить ребенок под тяжелые ритмы рок- музыки? Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение ... создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений. Необходимым условием работы с детьми является тесное ...
2.2 Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста
На третьем году жизни певческий голос ребенка начинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого, подпевая окончания музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначальные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит сильнее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей появляется даже крикливость.
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы.
Большое место в младших группах отводится работе над дикцией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.
Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению.
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь несложные песни вместе со взрослым.
К концу четвертого года жизни они должны петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него.
Эти задачи решаются с помощью песенного репертуара, включающего несложные, мелодичные, удобные для дыхания песни небольшого диапазона.
2.3 Особенности методики обучения пению детей 5-7-го года жизни
Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяют активнее воспитывать эстетическое отношение к ней. Ребята в этом возрасте способны самостоятельно различать некоторые особенности музыкальных произведений, на основе полученных сведений высказывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным признакам.
Углубляя навык слушания музыки, педагог продолжает развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников. Их знакомят с произведениями, передающими довольно широкий объем переживаний, которые иногда трудно выразить словами.
В спокойной по характеру музыке дети могут различать светлое звучание «Вальса» Д. Кабалевского, легкую грусть первой части песни «Осень» Ан. Александрова, печаль, сочувствие в пьесе «Болезнь куклы» П. Чайковского.
Слушание разнообразной вокальной и инструментальной музыки также расширяет кругозор детей. Слушая, например, инструментальную пьесу в грамзаписи, они могут различать звуки скрипки, аккордеона. Систематически развивая музыкальное восприятие, следует предоставлять детям возможность самостоятельно отмечать разнообразные выразительные средства, определять характер музыки (праздничный, нежный, жалобный, плясовой и т.д.).
Пение как форма приобщения ребенка к музыке
... аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготавливают к урокам пения в школе. Обучать детей пению может не только специалист ... петь на низких звуках, не выпевая высоких, которые им раньше удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые продолжительное время по болезни не посещали детский сад. ...
Достаточно развитые у детей навыки слушания музыки, определения общего ее характера, содержания позволяют педагогу вести дальнейшую работу и учить ребят различать средства музыкальной выразительности, построение произведений. Они узнают термины «музыкальная фраза», «вступление», «заключение» и пользуются ими в своей практической деятельности.
Шести-, семилетние дети знают, что музыку создает народ, пишут композиторы. Им известны имена М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, которые много лет назад создавали замечательные произведения, а также имена композиторов нашего времени.
Таким образом, в соответствии с программой по слушанию музыки надо воспитывать у старших дошкольников интерес к творчеству композиторов-классиков М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Б. Бартока, советских композиторов Д. Кабалевского, М. Красева, Ан. Александрова, Е. Тиличеевой и др. Развивать умение слушать вокальную и инструментальную музыку, различать звучание фортепиано, скрипки, аккордеона, хоровое пение взрослых, чувствовать особенности звучания — спокойного, веселого, торжественного, грустного. Учить узнавать знакомые произведения, накапливать запас любимых песен, пьес; различать танец, колыбельную, марш; привлекать внимание к форме произведения — вступлению, заключению, напеву, припеву, фразе. Педагог систематически поддерживает желание детей слушать музыкальные произведения и высказываться о них.
Задание 3: План-конспект музыкального занятия для детей средней группы «Наши игрушки»
Задачи. Воспитывать интерес к игрушкам; развивать умение воспринимать ритм в стихах; формировать чувство ритма в рисунке, пении и движениях под музыку.
Репертуар., Оборудование., Ход занятия и методика.
1. Чтение детьми стихов по выбору («игрушки» А. Барто, «Голышок-малышок» Е. Благининой, «Цок, цок, лошадки» И. Михайловой и др.).
2. Слушание стихотворения и песни об игрушках в исполнении педагога (стихотворение Д. Хармса «Кораблик», песня Ю. Слонова «Веселые матрешки»); передача детьми в хлопках ритма песни.
3. Выполнение аппликативных работ: панно «Матрешки» (на розовом фоне) и панно «Кораблики» (на голубом фоне); ритмичное расположение силуэтов на панно.
4. Загадки об игрушках. Отгадывание детьми загадки о барабане и исполнение на барабанах ритмического рисунка пьесы «Барабанщики» Д. Кабалевского.
5. Проведение игры «Ищи игрушку» (русская народная мелодия в обработке В. Агафонникова); передача в движении характера музыки, ее контрастных частей, ритмичная ходьба и бег под музыку, ориентировка в пространстве.
Заключение
В настоящее время велик интерес специалистов в области дошкольного воспитания к использованию средств ритмической деятельности в процессе физического воспитания дошкольников. В работах ряда авторов ритмика рассматривается как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста, как оптимальная для здоровья и форма проведения занятий.
Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки
... искусством своей профессии Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем музыки. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Белинский говорил: “Влияние музыки на детей благодатно, и чем ...
Известно, что дети дошкольного возраста очень подвижны, деятельны, активны и эмоциональны. Вместе с тем их движения ещё недостаточно точны. Малыши не умеют координировать движения рук, ног и туловища, что приводит к появлению ненужных, лишних движений. У ребят не хватает выносливости, они не могут долго сохранять внимание, быстро устают.
Эти проблемы успешно решаются на занятиях «Ритмика». Здесь детям предлагаются различные варианты физических упражнений с предметами и без, танцы, сюжетно-образные движения, игры.
Данные упражнения развивают у детей ловкость, координацию движений, ориентацию в пространстве и другие качества. Дети учатся общению со сверстниками, находясь в близком физическом контакте они лучше понимают друг друга, чувствуют партнера, ощущают взаимодействие, что вызывает чувство взаимовыручки и поддержки.
При систематических занятиях у детей появляется некоторый двигательный опыт, постепенно малыши научаются оценивать свои движения и согласовывать их с действиями других ребят.
От занятия к занятию движения становятся более совершенными. Музыка играет важную роль в процессе запоминания двигательных навыков. Мелодия воздействует на эмоции, создает определенное настроение, влияет на выразительность детских движений.
Главной задачей педагогика ставит гармоничное развитие малыша. Этому в полной мере будут способствовать и ритмика, и пение.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/po-ritmike/
1. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. — М., 1976.
2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1984.
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1982.
4. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.
5. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание» / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989.
6. Музыка и движение / Сост.С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковннна. — М., 1981.
7. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1985.