Министерство культуры и туризма Калужской области
ГБПОУ КО «Калужский областной колледж культуры и искусств»
Аннотация на ансамблевое произведение
по предмету Дирижирование:
сцена «Кто там с победой к славе» из оперы «Аида»
Сп. «Эстрадное пение»
Белая Виолетта
Руководитель:
Юсова Татьяна Михайловна
Калуга 2017
Краткие биографические сведения
Это произведение написали два автора: музыка Джузеппе Верди, слова Антонио Гисланцони.
Джузеппе Верди является одним из выдающихся композиторов Италии, его творчество представляет собой крупнейшее достижение в мировой культуре и вершиной развития итальянской оперы XIX века.
Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в селе Ронколе, расположенном близ городка Буссето. С ранних лет Джузеппе помогал служить мессу в деревенской церкви. Возможно, именно там, в простом и незамысловатом пении юный Верди находил идеи для своих детских произведений. Его ранний музыкальный талант был замечен купцом Антонио Барецци, который сыграл большую роль в становлении Верди как композитора. Барецци принял его на службу в контору, где работа была однотонной, но не обременительной. Так, Джузеппе Верди много времени уделял переписыванию партитур и партий, участию в репетициях, разучиванием хоровых партий с музыкантами-любителями.
Затем, Верди по настоянию Барецци, переехал в Бусетто, где обучался композиции у Фернандо Провези, директора «Филармонического Общества» Бусетто. Провези занимался с Верди не только контрапунктом, но и пробудил тягу к мировой классической литературе.
В двадцатилетнем возрасте, Верди принимает решение о продолжении своего дальнейшего обучения. В Консерваторию Милана он не был принят «из-за низкого уровня фортепианной игры, кроме того, в консерватории были возрастные ограничения» Что интересно, так это то, что впоследствии консерватория была названа именем Джузеппе Верди.
Так как Верди решил, что хочет продолжить обучение только по музыкальной стезе, то первым делом нужно было отыскать учителя из местных музыкантов, им стал Винченцо Лавиньи . В первую очередь, он предоставил Верди бесплатно посещать театр «Ла Скала», где спектакли проходили с участием лучших артистических сил страны. Верди не ограничивался посещением только «Ла Скала»,посещал он и другие театры Милана, а также репетиции и концерты Филармонического общества.
Хочется упомянуть об одном из случаев, которые способствовали дальнейшему развитию таланта Верди. Однажды, было решено исполнить ораторию Гайдна «Сотворение мира», но так случилось, что ни один из дирижеров на репетицию не пришел. Тогда руководитель Общества обратился с просьбой о помощи к Джузеппе Верди. Тот с радостью согласился и весьма одухотворенно продирижировал на сцене. благодаря таким стечением обстоятельств, на него было обращено внимание в музыкальном обществе Милана и вскоре ему был сделан заказ на первую оперу — «Оберто», которая с успехом была поставлена в «Ла Скала.»
Оперное творчество верди
... характерно для творчества Верди — характерно ... Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе ... Верди женится на Маргарите Барецци. Двое их детей умирают в младенчестве. Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачо» ( Oberto ) в миланской Ла Скала ... под влиянием оперной реформы Р. ... В Милане, куда Верди отправился ...
В 1842 году вся Италия была в восторге от его «Набукко» и «Ламбардци в крестовом походе». Его оперы ставили в нескольких городах Италии сразу. В 1847 году на сцене Лондонского театра прозвучала его опера «Макбет». После премьеры Верди на некоторое время отправился в Англию. Однако, узнав о революции в Италии, он поехал на родину. В 1848 году он пишет гимн гарибальдийцев, а в 1849 году ставит оперу «Битва при Леньяно». музыкальный опера аида интонационный
Верди пишет в 50-е годы свои самые знаменитые оперы: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад», «Сицилийская вечерня». Мелодии этих опер были известны чуть ли не каждому итальянцу. Позже он пишет оперу «Дон Карлос», «Аида». Оперы поражают своим размером. Их исполнение длится около пяти часов. Премьера всем известной оперы «Отелло» состоялась в 1887 году. Верди сам руководил постановкой, некоторые сцены он сам показывал актерам. Именно этот спектакль стал триумфом композитора. По окончанию оперы публика несла композитора на руках до его дома. Верди прожил еще 14 лет, но оперным творчеством больше он занимался. Скончался великий композитор на в 1901 году.
Антонио Гисланцони
Антонио Гисланцони родился 25 ноября 1824 года в Лекко, Ломбардии. Некоторое время он учился в семинарии, но окончил школу в Павии и решил изучать медицину, но отказался и от этой дисциплины в пользу певческой карьеры — у Гисланцони был красивый баритон, — и своих литературных интересов. В 1846 году он даже стал ведущим баритоном театра в Лоди .В 1848 году, вдохновленный националистическими идеями политика и писателя , Гисланцони основал в Милане несколько республиканских газет, но, в конце концов, ему пришлось из-за своих политических взглядов искать убежище в Швейцарии. Когда Гисланцони предпринял путешествие в Рим, где молодой журналист намеревался помогать зарождению республики, но был арестован французскими властями и какое-то время отбывал ссылку на Корсике. В середине 1850-х годов, оставив сцену и политику ради литературной карьеры, Антонио Гисланцони довольно резко изменил направление своей профессиональной деятельности. Он приобрел известность в богемных кругах Милана как активный музыкальный журналист, директор и редактор различных газет и журналов. Свои первые статьи он публиковал в миланском журнале «Cosmorama Pittorico», и в нем же Гисланцони напечатал свой первый роман, «Артисты театра», основанный на собственных приключениях.
Кроме того, в 1857 году Гисланцони стал основателем юмористического журнала. К 1869 году Гисланцони оставил музыкальную журналистику и вернулся в свою родную Ломбардию, где посвятил свои дни литературе и сочинению либретто для опер. Его перу принадлежат множество рассказов в стихах и несколько романов. веке. Кроме того, Гисланцони публиковал музыкальные эссе, наиболее значимым из которых считается «’Reminiscenze artistiche». За свою жизнь Гисланцони написал около 85 либретто, в том числе, к операм «Эдмея», «Аида», «Фоска» и «Сальватор Роза». Он также добавил несколько стихотворений к исправленному переводу на итальянский «Дон Карлоса» Верди. Последние годы своей жизни Антонио Гисланцони в Италии, близ Бергамо и скончался 16 июля 1893
Опера «Ригоретто» как образец синтеза различных видов искусств
... бы он не шел на любовное свидание; теряет смысл и страх Риголетто, опасающегося выпускать из дома дочь. С особой страстностью Верди отстаивает центральный образ оперы - шута. Податливый Пиаве ... композитор директору театра К. Мардзари о новом варианте Пиаве (14 декабря 1850 года). Верди возражает против перенесения места действия в другую эпоху и в другую страну, ...
История создания произведения
Опера «Аида» была последней оперой Верди, постановка которой была весьма успешной. История создания оперы связана с открытием Суэцкого канала. Заказ был сделан египетским правительством на национальный египетский сюжет, премьера оперы приурочивалась к открытию театра в Каире. Сначала этот заказ был отклонен Верди, но в 1870-м году композитор дал свое согласие. Автор сценария — французский египтолог О.Э. Мариетт, использовал в качестве сюжета легенду о борьбе фараонов древнего Египта против Нубии. Итальянское либретто было написано А.Гислацони.
рр
Музыкально-теоретический анализ
Форма
Форма данного музыкального произведения — куплетная. Каждый куплет состоит из 3-х разделов, которые, в свою очередь довольно контрастны. Так, первая часть идет в темпе и образе марша, а две другие части следуют, как лирическое отступление.
В первой теме появляется хор рабынь, (“Кто там с победой к славе торжественно идёт”), вступление голосов имитационное (имитация — точное или измененное повторение в каком-либо голосе мелодии, прозвучавшей ранее в другом голосе ).
Вторая тема более мягкая, поочередно поют сопрано и альты. Затем идет тема солистки (Амнерис)-мягкая, лиричная, душевная мелодия. После, идет второй куплет, но уже в другом эмоциональном плане. Если в первой части мы видим ожидание, страх, напряжении, то во второй все разрешается весьма благополучно: победа на стороне египтян и им уже нечего боятся. Наблюдается эмоциональный подъем, насмешка над врагами (враги, где ваши полчища?)
Изначально хор написан в соль миноре. Следующий эпизод «Приди чело украсим мы» звучит в параллельном мажоре-B-dur,перед вступлением солистки следует отклонение в одноименную тональность- G-dur. Эта тема, звучащая в мажоре передает мечтания Амнерис, ее надежды и ожидания, но после идет возвращение в G-moll,как возврат к действительности.
Метроритм
Постоянный размер произведения- 4/4, он также подчеркивает маршевый строй.
В первой части преобладает ритм короткого пунктира: восьмая с точкой, шестнадцатая, а также встречаются такой ритм, как триоль (на словах «торжественно идет»).
Движение мелодии у солистки — преимущественно восьмыми, присутствует длинный пунктир.
Темп
Основной темп данного отрывка — Allegro giusto- «точно скоро», на характер влияют «dolcissimo»-«предельно нежно» (приди чело украсим мы), «grazioso» — «Грациозно»(песнь любви святой), «con espansione »- «С выражением» (мой милый), «morendo»- «замирая» (мне сердце успокой).
В операх довольно часто солистам предоставляется самим выбирать себе удобный для исполнения темп, и поэтому темп может слегка замедляться, но затем, ко второму куплету следует взять основной темп — Allegro giusto.
» А. Ахматова. Этапы творческого пути и основная проблематика ...
... своим поэтическим опытам), но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние ... а в качестве лирической героини. Современники часто отождествляли Ахматову с ее лирической героиней. Однако на деле лирические героини ее поэзии ... ... », «Сказка о черном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции. Глубокое, сильное, но безответное чувство ...
Голосоведение
Это женский хор, делящийся на партии сопрано и альтов, а в последнем такте каждого куплета альты делятся на два голоса, с сопровождением фортепиано.
ppp
В первой части идет напряженный диалог: альты спрашивают «кто там с победой к славе…», а сопрано повторяют «кто там?». Первые фразы короткие; мелодия скачкообразная, похожая на разговор. Затем голосоведение плавное, но встречаются такие скачки как кварта «кто там», тем самым изображая призыв, встречаются октавные скачки у сопрано, на тех же словах
Партия сопрано вносит маршевую тему, словно возвращение из мечтаний в окружающую действительность:
Одна из наивысших точек музыкального и литературного напряжения — это риторический вопрос «не знаем мы, кто он». Сначала вопрос звучит со смелостью и воинственностью у альтов. Но затем эхом повторяется, как бы боясь, замирая перед победителем, ведь лицо его пока неизвестно.
Вторая часть в основном — плавное голосоведение « non legato», но у сопрано встречаются такие интервалы как секста, кварта, квинта.
Постепенно фразы становятся шире, ровнее, звучит распевная мелодия Амнерис.
Амнерис охарактеризована в музыке как искренняя и сильная духом женщина. Ее партия звучит распевно, плавно и спокойно. Она ждет и надеется.
Исполнительский анализ, Интонационные трудности
Голосоведение в «хоре рабынь» из оперы «Аида» относительно несложное, но есть некоторые моменты, на которых могут возникнуть небольшие сложности у исполнителей. У альтов нужно точное попадание на кварту, а сопрано предстоит скачок на октаву.
Дикция
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа. Следует обратить внимание на то, что в основном во всем произведении (не включая кульминацию и солистку), динамика меняется от р до ррр, в этом случае нужно внимательно следить за качественной декламацией музыкального текста. Следует уделить внимание сонорным согласным в часто встречающихся словах «гер оя», «бессмер