Петров Михаил Константинович — специалист по истории философии, культурологии и социологии науки. Он специально исследует процесс дисциплинарного становления и развития науки, роль теологии в этом процессе. Он глубоко разрабатывает проблему «человекоразмерности» научного знания, имеющую фундаментальное значение для объяснения социальных и информационных процессов в современной науке и образовании.
1. НТР как социокультурная характеристика Запада в новое время.
Научно-техническая революция дала два метода, или подхода, решения какой-либо проблемы – рациональный и научный.
Первый подход к проблеме – рациональный или «рационализация». Он не исключает привлечение науки для решения частных проблем, и деятельность по рациональной схеме может давать весьма существенные результаты.
Второй подход — научный – состоит в том, что внимание сосредотачивается только на выходе, а сам социальный институт и его структура мыслятся лишь одним из возможных решений.
Различие между подходами в том, что если рационализация видит естественную характеристику в снятом выборе и сотворенности института, то есть рассматривает его целостность как неустранимую рамку, в которой должна решаться проблема обновления или оптимизации, то научный или «атеистический» подход считает саму эту рамку посылкой излишней, рассматривает и снятие выбора и создание таких целостностей как предметы человеческой деятельности.
Задолго до официального появления опытной науки в Европе уже сложились такие условия, когда она могла использовать на правах науки продукты чужих ритуалов (то есть достижения других культур), могла обеспечить для них процесс накопления фундаментальности. В этом смысле европейская наука появилась не на пустой формальной должности, а вытеснила с нее заимствования – первичную форму, или проформу европейской опытной науки.
Опытную науку Нового времени характеризует эксперимент, критика пророков, недоверие к церковным авторитетам и состояние сомнения к их учениям, складывается естественнонаучное умонастроение, определенное отношение к природе. Познание начинает мыслиться не в терминах постижения конечных и высших истин, а терминах накопления выбора.
«БЕРЕГИТЕ ВОДУ!» — Старт в науке (научный журнал)
... природу!». Библиографическая ссылка [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/voda-i-chelovek/ Тарканова Э.Т. СОЧИНЕНИЕ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!» // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. – С. 262-262; URL: http:// /ru/article/view?id=1603 ( ... того, что мы являемся будущим нашей планеты, и мы обязаны сохранить ее чистой. Уже сейчас делаем выводы, что человек, не имеющий ресурсов, должен сделать для ...
Недоверие к пророкам и к той форме, в которой осуществлялась коммуникация между человеком и богом, как раз и оказывается местом прорыва в новый вид деятельности – в прикладную теологию, в которой религиозный экстаз единения с богом нагружен научной функцией.
В новых условиях, когда материальное начало стало быстро расти по составу, нужно было либо изыскать способ заставить бога работать, либо отказаться от услуг бога и передать его функции какому-то другому механизму.
Наука становиться отдельной, независимой сферой деятельности. Отделение науки от метафизики отражало объективное расщепление единой прежде функции стабильного существования общества на две самостоятельных функции: чистая стабильность (метафизика) и функция обновления (наука).
В науке люди сотрудничают не потому, что их вынуждает к этому вышестоящая власть, а потому, что они сознают – только в добровольном сотрудничестве каждый может внести свой вклад.
Решающая роль личного начала, яркая индивидуальность, необычность мысли, нетрадиционные задачи и методы их исследования – ключ к научному творчеству («кумуляция разномыслия»).
Ее можно понимать двояко: 1. избежание повтора и плагиата; 2. движение связи различного, комплектование неповторимых продуктов человеческой мысли в структурную целостность.
2. Путь к науке: парадоксы самосознания науки и проблема соотношения теологии и науки.
Путь к науке Петров предлагает определить как нечто связанное с дисциплинарностью, которая впервые появилась у греков в форме философии, оторвалась от номотетической эмпирии, получив собственную опору в виде абсолютизированного текста Библии, и предстала в форме теологии, с тем что-бы в 16 — 17 вв. вновь вернуться к возможной эмпирии планируемого эксперимента и предстать в форме опытной науки.
В книге «Язык, знак, культура», в главе «Путь к науке» М.К. Петров говорит о взаимоотношениях философии и теологии. Он отмечает, что историки философии предпочитали в своих трудах проскакивать период Средних веков, когда философия была служанкой теологии, и приводит в пример Гегеля: «Гегель, например, прикинув на глаз период сосуществования философии и христианства, тут же объясняет читателю тот способ изложения, которым он намерен преодолеть это препятствие: «Второй период доходит до 16 столетия, в свою очередь, включает примерно тысячелетие, которое мы намерены проскочить, надевши семимильные сапоги-скороходы»».
Петров говорит о том, что главное не служебный характер философии, а «как, в каких формах, с какими конечными целями и ощутимыми результатами осуществляется эта служба». Он отмечает, что «даже самая реакционная на самой постыдной и постылой службе философия, не может ограничить свою задачу интеграцией в целостность-мировоззрение наличной «суммы обстоятельств», вынуждена постоянно формировать интерес своей группы в идею выброшенного в будущее «должного», в ориентир исторического движения, в теоретическое основание революционной или контрреволюционной, но всегда осмысленной практики, направленной на изменение наличной «суммы обстоятельств»».
Наука в культуре современной цивилизации
На просторах страниц данного реферата рассмотрим путь науки в культуре современной цивилизации. Наука как составная часть культуры Взаимоотношения науки и культуры, место науки в ней целесообразно рассмотреть в контексте сравнения двух типов цивилизационного развития - традиционного общества и техногенной ...
Таким образом, в результате творчества философов наука возникает из теологии.
Парадоксы самосознания науки.
Науку можно понимать с двух позиций:
Похожие работы
766403
1
0
-.. философии — особенно с методологических позиций материалистического понимания истории и материалистической диалектики с учетом социокультурной обусловленности этого процесса. Однако в западной философии и методологии науки XX в. фактически — особенно в годы «триумфального шествия» логического позитивизма (а у него действительно были немалые успехи) — научное знание исследовалось без учета его …
337863
1
0
-.. пище, но, боясь сделать это, чем и была приведена в состояние сильного беспокойства. Вопрос 42 Возрождение философского реализма и его значение для философии науки Одна из главных проблем, характерных для истории науки, — понять, объяснить, как, каким образом внешние условия — экономические, социокультурные, политические, мировоззренческие, психологические и другие — отражаются на результатах …
175938
0
0
-.. современного общества ведут к массовым пространственным практикам туризма, нивелирующим его изначальный когнитивный потенциал. 2.2 Приоритетное направление воздействия различных видов туризма на развитие межкультурной коммуникации различных народов Классическое путешествие – это физическое передвижение в культурно-природном ландшафте в совокупности с процессом его познания и переживания при …
78911
0
0
-.. их объяснение «размывает» основные элементы религии — мистицизм и тайну. Кроме того, нет сомнений в том, что дальнейшее развитие научного знания будет снова нарушать достигнутое согласие религии с наукой в каждом конкретном вопросе. Например, в физике уже стоит проблема (и делаются попытки ее решения) выяснения того, что было до начального момента расширения Вселенной. Трудности здесь очень велики …