Особенности современной философии

Контрольная работа

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Экономический

Рекламы, связей с общественностью и

Контрольная работа

по дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ»

Пермь 2015

1. Условия формирования, главные особенности и представители современной философии

В конце XX и начале XXI вв. человечество оказалось на пороге больших перемен. Уже сегодня можно проследить некоторые контуры развития мировой цивилизации в будущем: невиданные возможности информационных технологий, новых способов коммуникаций, ускоренную интеграцию мира, его разнообразие и многополярность.

Современность в философии имеет свой внутренний масштаб. По привычке, началом современного этапа считают конец XIX в., когда возникли новые формы философствования, стали доминирующими в Европе XX в., основные и идеи которых разрабатываются и сегодня. Двадцатый век представлял собой особый этап в развитии современного общества. Он отличается конфликтностью, противоречивостью, интенсификацией социальных процессов ускорением темпов социальных изменений, это время зарождения глобальных проблем. Все это не могло не сказаться на характере тех вопросов, которые выдвигали философы.

Философию, которая существовала до середины XIX в, называют классической. Это был значительный шаг в становлении теоретической мысли сравнению со всем предыдущим философским развитием. Характерный признак этой философии — безграничная вера в разум философов-классиков присущий познавательный оптимизм, уверенность в том, что рациональное познание, наука является той силой, которая впоследствии позволит решить все проблемы, стоящие перед человечеством. Особенностью классической философии являлось также то, что, рассматривая человека и историю, она сконцентрировала свое внимание вокруг проблемы свободы и других гуманистических ценностей и утверждала необходимость рационального познания общечеловеческих моральных принципов.

Во второй половине XIX века постепенно подготавливается, а на рубеже XX столетия начинает осуществляться переход к новой, неклассической науке. И вовсе не случайно, что примерно в то же время и в философии происходит отход от классики и даже назревает бунт против нее. Это выражается в смене принципов, образцов, или (как часто говорят сейчас, используя древнегреческое слово) парадигм, философствования. Наиболее наглядным примером такой смены является отношение к разуму, который выступает сердцевиной философии Нового времени, а в данный период подвергается пересмотру и отрицанию. Все это наводит на мысль о внутреннем родстве и общей социально-исторической обусловленности широкого духовного процесса переоценки ценностей, который продолжается и находит новые импульсы и в наши дни.

10 стр., 4989 слов

Социальное неравенство позитивные примеры. Проблема социального ...

... налоговые барьеры таким образом наши миллионеры успешно обходят. Налоги Основная часть проблемы социального неравенства в современной России — налогообложение. Хотя, на первый взгляд, все равны — и ... и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается ...

Философия XX в (неклассическая) формировалась прежде всего как антитеза классической, как некое новое философское мышление. Для современной философии характерны следующие существенные черты:

1. Современные философия характеризуется наличием различных школ. Наиболее известны следующие: герменевтика, экзистенциализм, неопозитивизм, неофрейдизм, неотомизм, персонализм, прагматизм, структурализм, феноменология, философская антропология, марксизм и др. XX в. — это время становления нового уровня целостности человечества, которое начинает активно определять себя как субъект общечеловеческой практики. Ведущие школы получают статус мировых тенденций формирования нового планетарного философского мышления.

2. Современная философия, как правило, отказывается от рационализма: становится на позиции иррационализма. Иррационализм (от лат irrationalis — глупый, бессознательный) — это система философских учений, которые отстаивают ограниченность рационального познания, противопоставляют ему интуицию, веру, инстинкт как основные виды. К классическому типу философии можно отнести такие течения, как неокантианство, феноменология, неопозитивизм, структурализм, аналитическая философия, неотомизм, марксизм; к неклассическому — философия жизни в различных ее проявлениях, экзистенциализм, персонализм, философский мистицизм, постмодернизм, психоаналитическая философия З. Фрейда.

3. Большинство современных философских систем имеет антропологический характер. Они объединяются общей особенностью: наличием общего подхода к определению главной философской проблемы, а именно проблемы человека. Антропологизм проявляется в попытках определять основы и сферы человеческой личности и субъективности, рассматривать человека как \»меру всех вещей\», из нее и благодаря ей пытаться понять и окружающую среду (природу, общество), а также культуру (основоположники М. Шелер, Г. Плеснер).

Философской реакцией на позитивизм явилась философия существования — экзистенциализм. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?». В философии экзистенциализма различают две основные школы — немецкую, положившую начало данному течению в 20-е гг. и представленную Карлом Ясперсом (1883-1969) и Мартином Хайдеггером (1889-1976), и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны и связанную прежде всего с именами Жана Поля Сартра (1905-1980), Альбера Камю (1913-1960), Габриеля Оноре Марселя (1889-1973).

14 стр., 6576 слов

Философия прав человека

... сущности права и прав человека как общественных явлений, их места и роли в развитии человека и общества. В узком, непосредственном смысле слова философия прав человека раскрывает сущность прав человека ... устанавливаемых государством, включая общепризнанные принципы и нормы международного права". Такое понимание права наиболее полно отвечает мировой практике и современным философским теориям ...

Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немецкий — в Первую мировую войну, французский — во Вторую мировую войну) не случайно: это философское отражение драматизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием.

4. В современной философии наблюдается противоречивое отношение к науке. Появились взгляды, которые получили название сциентизма и антисциентизма. Сциентизм (от лат scientia и англ science — знание, наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Как осознанная ориентация, сциентизм утверждается в западной культуре в конце XIX в, причем одновременно возникает и противоположная мировоззренческая позиция — антисциентизм (Ф. Ницше , М. Хайдеггер, Х.Ортега и Гасет , Бердяев Н.А.), который настаивает на ограниченности возможностей науки в решении проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. наиболее типичными представителями сциентизмабыли логические позитивисты, многие изкоторых после 1960 стали сторонниками аналитической философии — неопизитивизма (, Б. Рассела, философов «Венского кружка» (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, О. Нейрат).

Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Л. Витгенштейн выдвигает принцип верификации — проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.

Начиная с 60-х гг. XX в. наиболее значимыми для логико-методологических исследований становятся концепции постпозитивизма, или, как его иногда называют, «четвертого позитивизма». Продолжая поиски позитивизма в области повышения научности, строгости философии, его представители, наиболее известными из которых являются К. Поппер, Т. Кун. Все перечисленные выше этапы позитивизма свидетельствуют о поставленной проблеме в науке — это определение критериев научности. В настоящее время философия не имеет всеми разделяемых критериев научности, рациональности и не может полноценно противостоять развитию и распространению псевдо- и лженаучных направлений.

5. В современной эпохе получила дальнейшее развитие религиозная философия. Попытки религиозного осмысления действительности отличаются от научных методов, имеют свою специфику. Неотомизм. Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. К ним относится философия католической церкви (неотомизм), философия православия, философия ислама, различные восточные религиозные философские учения: философия буддизма, философия даосизма, философия йоги и др. Наиболее влиятельными представителями неотомизма являются Жак Маритен (1882-1973), Этьен Анри Жилъсон (1884-1978), Юзеф Мария Бохенский (р. 1902), Густав Андре-ас Веттер (р. 1911).

Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм, созерцательность и практицизм, индивидуализм и соборность, религию и науку. Им продолжается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия.

32 стр., 15761 слов

Тест: Ответы на итоговый тест по философии

... их общим мировоззрением." (В.С.Соловьев) Как можно определить философскую позицию автора высказывания: б) идеализм, Ответ: б. 14. (С) "Мы – источник веселья и – скорби рудник. Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, ... ощуще-ние мягкости, влажности, терпкости - и ты уничтожишь вишню". в) субъективный идеализм;. Ответ: в. 9. (С) Ранняя философия знаменита своим интересом к строению космоса, ...

6. В XX в. подавляющее большинство философских школ и течений противостояла философии марксизма. Это определялось тем, что на долгие годы марксизм становится краеугольным камнем идеологии и политики общества, пытаясь на практике реализовать коммунистические идеи. В стремлении доказать несостоятельность принципов марксизма большинство представителей философских течений отдали дань их критике. На этом фоне и усиливаются попытки построения философских систем, стремившихся к освобождению от влияния идеологии, естествознания и даже науки. Неомарксизм — это совокупность марксистских и промарксистских течений, характеризуются критическим отношением к капитализму, «реального социализму» и его «марксистско-ленинской» идеологии. Неомарксизм делится на два основных направления: диалектико-гуманистический и сциентичный. Основатель первого считаются Д. Лукач (1885-1971) и А. Грамши (1891 -1937)

«радикальный нигилизм»

Прагматизм, Философия жизни, Философия психоанализа

Одной из разновидностей современной философии является герменевтика (от греч germeneutike — искусство толкования) — теория и практика толкования текстов.

Современные философия во многих отношениях представляет собой своеобразное и интересное явление: в отличие от предыдущих этапов развития европейской философии, она активизирует и широко использует не только последние самые концепции и достижения, а, фактически, всю предыдущую историю философии. В результате этого она предстает чрезвычайно разнообразной, с почти необозримой широтой проблематики.

нигилизм философский сциентизм иррационализм

2. Постановка и решение проблемы сущности человека в социальной философии

Одним из самых известных определений является следующее: «Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды, встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего. (Очерки социальной философии. М.,1994. С.3).

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности. Предметом социальной философии является знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии — вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.

Социальная философия решает проблемы человека в рамках своего предмета. Она также целенаправленно исследует проблему человека и его сущности, но в контексте бытия общества. Иными словами, бытие человека рассматривается во взаимосвязи, в единстве с общественной жизнью. В этом, в рассмотрении разносторонних связей человека и общества — основная задача социально-философской антропологии.

Впервые вопрос о том, что есть человек, отчетливо был поставлен уже Сократом в качестве основного для всей его философии. Характерно, что Сократ тщательно анализирует человеческие добродетели и выявляет их природу, но, тем не менее, не дает определение человека. Это связано с тем, что в своем решении данной проблемы он считает невозможным описать человека на основе его объективных свойств, как, например, изучается природа физических объектов. Сократ полагает, что только в непосредственном общении с каждым человеком, познании его души, можно достичь его понимания. В результате человек оказывается существом, которое постоянно ищет себя, испытывает и перепроверяет условия своего существования.

Как и Сократ, Марк Аврелий и другие стоики были убеждены, что для того, чтобы понять истинную природу человека, надо убрать из его бытия все внешние и случайные обстоятельства. Все, что приходит к человеку извне, считал Марк Аврелий, ничтожно и пусто, ибо сущность человека не зависит от внешних обстоятельств, она всецело определяется тем, как человек сам себя оценивает. Человек, который живет в согласии с самим собой, живет в гармонии и с миром (Вселенной), поскольку строй человека и строй Вселенной — различные проявления одного и того же общего принципа.

Однако классическая максима Сократа и стоиков: «познай самого себя», является уже для Августина и других философов Средневековья ложной, ибо человек не может доверять себе и читать в себе. Естественно, они отвергают и известное положение философии Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Человек, считают они, должен молчать, чтобы слышать высший глас истины. Отсюда тезис Августина: доверьте прошлое милости Божией, настоящее — его любви, будущее — его провидению.

Эпоха Возрождения провозгласила идеал разностороннего, активно самоутверждающего себя человека, природа которого включает и охватывает бесконечное число вещей. Именно поэтому ее философия ведет поиск общей теории человека на базе эмпирических наблюдений и общих логических принципов. Так, уже у Д. Бруно человек не закрыт в стенах конечного, земного мира. Он способен пересекать пространства, ибо бесконечный универсум не устанавливает пределов человеческому разуму. Таким образом, начиная с Возрождения, в философии устранялись искусственные преграды, отделяющие человеческий мир от всей природы. Чтобы понять человека, надо изучить порядок, которому подчиняется весь мир (космос).

Для этого нужно собрать эмпирический материал, который представляет в распоряжение исследователя общий процесс эволюции. Ведь именно эволюционная теория свидетельствует, что нет произвольных граней между различными формами органической жизни, а есть непрерывный процесс их движения.

Этот принцип философы уже Нового времени стали применять к человеку и его культуре, доказывая однородность человеческой природы. Собственно такой подход, когда каждый мыслитель на основе им подобранного и обобщенного эмпирического материала, дает нам свое объяснение человеческой природы, был превалирующим. Правда, при этом чаще всего получалось так, что факты подгонялись под заданный образец. Именно, исходя из этого, теория человека часто теряла свой единый стержень, ибо каждый мыслитель подходил к ее обоснованию исключительно со своей точки зрения. Вот почему современная философия не просто анализирует эти позиции, но и обобщает все многообразие философских подходов к человеку, вырабатывая некую общую новую, отвечающую сегодняшним реалиям его жизни, философско-антропологическую теорию.

Современная социально-философская антропология — это учение о сущности и структуре сущности человека в его общественном бытии. Предметом социально-философской антропологии выступает сам человек, его деятельность, сознание и самосознание. Такая антропология соединяет конкретное изучение различных сфер бытия человека с целостным философским его постижением. Она рассматривает человека в его данности, сравнивая его со всеми другими объектами, соотнося и различая его с ними.

Конечно, человек обладает некоей человеческой сущностью. Эта человеческая сущность, являющаяся родовым (общим) понятием человека, имеется у всех людей. Это значит, что каждый отдельный человек, индивидуум есть лишь частный случай общего понятия «человек». Следовательно, сущность человека — это и есть его определение (качество).

Как проявляется сущность человека в реальном мире, подвержена ли изменению и развитию его сущность в этом мире, как он сам определяет себя в отношениях с другими людьми — вот основные вопросы, которые ставятся и решаются социально-философской антропологией и сегодня.

В социально-философской мысли выдвигались и выдвигаются различные подходы в определении человека и его сущности. Некоторые философы ищут сущность человека и его отношений с другими людьми в биологической предопределенности, наследственных структурах его природы (натурализм).

Другие исходят из теологических установок в определении человека и жизнедеятельности человеческой личности (теологизм).

Ничуть не меньше в философии сторонников объяснить человека, исходя из воздействий на него социальной среды, общества, культуры (социоцентризм), равно как и из поступков (действий) его самого и его самосознания (антропоцентризм).

causa efficiens.

3. Построить таблицу сравнительного анализа формационного и цивилизационного подходов к объяснению исторического процесса

Формационный подход

Цивилизационный подход

Объективные закономерности развития носят всеобщий характер. Основное направление исследования — объективные закономерности, независимые от человека.

Человек — единственный творец истории; Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.

Материальные факторы играют решающую роль в развитии общества

Первостепенное внимание факторам духовно-культурного развития общества.

Общество движется от более низкой к более высокой ступени развития. Главные критерии прогресса связанны с совершенствованием производственных отношений. (Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая)

История — это существование отдельных цивилизаций (культурно-исторических типов), слабо связанных друг с другом. (Китайская, Египетская, Индийская, Европейская и т.д.)

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

Более развитая формация уничтожает менее развитые.

Цивилизации сосуществуют.