Григорий Александрович Печорин – богатый и пресыщенный, чрезвычайно образованный, остроумный, тонкий манипулятор и холодный стратег, «не способный к дружбе» и цинично смеющийся над порывами любви и.. страдающий, — необыкновенно мне симпатичен! Объясню свою точку зрения последовательно.
Образ дан с нескольких позиций: Максим Максимыча, некоторое время жившего с ним под одной крышей во время службы его на Кавказе, самого автора романа и, собственно, Григория Александровича, от первого лица – из его журнала, а также приведенного им великолепного прощального письма Веры. Таким образом, Лермонтов дает нам возможность наиболее полно и разносторонне взглянуть на своего героя.
Солженицын в очерке «Мой Лермонтов» говорит об образе Печорина: «просто бездельный, самовластный барин, живет на всем готовом … и ставит психологические опыты». Я совершенно не согласен! Впрочем, автор добавляет: «Правда: и сочинить такой последовательно циничный, едкий и бессердный характер – тоже нелегко.» После Солженицына статьи Белинского и Найдича я сознательно читать не стал – чтоб разобраться во всем самому. Возможно, я приду к каким – то уже известным вещам, или ошибочным заключениям, но они будут только мои.
Формально Печорин – абсолютно романтический герой со всеми признаками. Разочарованный в жизни и обществе молодой человек, ищущий в экзотическом для себя пространстве возможность иной, настоящей жизни (полной опасностей, в случае Г.А.), не находящей ее и здесь.
Итак, причины моего особенного расположения к Печорину:
- Со всех сторон, данных Лермонтовым, он ярок и необыкновенно притягателен! Не оставляет равнодушным никого, кто приближается к нему. Особенно приблизившихся — разрушает.
- . Умен и ироничен. Речь его разнообразна, блестяща, жестка и точна, порой говорит практически уайльдовскими парадоксами. Цинично размышляет обо все на свете, не щадит никого, и себя в том числе, притягивая этим еще сильнее.
- Равнодушен совершенно искренне! «Я ничем особенно не дорожу». Но это качество не одномерно: равнодушие – изначальный лейтмотив, который он в себе пытается изжить или хотя бы заглушить. Поэтому также может играть и морочить голову с самыми печальными последствиями.
- Будучи крайне несчастен, не ищет сострадания – лишь избавления.
«Неужели зло так привлекательно?..» — записывает Печорин в своем журнале, то есть он себя, как «зло» осознает, и продолжает его вершить. Откуда идут истоки этого зла?!
Биография Лермонтова: краткое содержание. Жизнь и судьба поэта
... Лермонтова уверен в нереальности счастья при жизни по определению самого земного бытия. Это одна из важнейших причин трагизма мироощущения поэта. “И скучно и грустно”, 1840 г. И жизнь, как ... В лирике же Лермонтова есть несколько стихотворений о реальной гармонии в этой жизни. Самое ... (“струя светлей лазури”). Жизнь Лермонтова была талантливо показана в его поэтической декларации. “Мятежность” ...
Причины его детерминации – в его прошлом, в биографии, к описанию которой Печорин периодически прибегает с разными целями пытаясь влиять на людей (никогда, впрочем, не взывая к жалости).
Перечитывая роман уже осознанно во второй раз, я смотрю на Печорина скорее как на выросшего несчастного ребенка, лишенного чего-то настоящего в прошлом ( сам он говорит, что желал бы всеобщей любви к себе, следовательно, недополучил любви в детстве?! О его родителях нам ничего не сказано, кроме того, что до некоторого времени он находился под «опекой родных» ).
Не отсюда ли его изначальная моральная хромота, перерастающая в уродство (Здесь опять же не могу не сравнить его с Дорианом Греем)?! И со всеми он запускает один сценарий: получения этой любви, пусть в виде внимания, ненависти или страсти.
Отсылки к детскости («В его улыбке было что-то детское»), некоторой женственности (тоже признак детский — недифференцированность), парадоксальность некоторых его размышлений в дневнике ( «у меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку.» ) и поступков — я склонен трактовать скорее, как детский инфантилизм и максимализм, – период, через который проходят все в своем развитии. Эмоциональный опыт весь оставлен им в детстве и юности. Пресыщенная развлечениями, но душевно одинокая юность, и есть причина его неспособности к не-одиночеству. Здесь я вижу некоторый упрек и пощечину эпохе от самого Лермонтова – так он, не подвергая современное ему общество критике впрямую, — обвиняет именно его в появлении таких людей. И в предисловии к роману он напишет: « Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. …Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (курсив мой – Д.Б.).
Поэтому все собственные чувства взрослого Печорина минимальны, чувства других к нему – не задерживаются, проходят сквозь. Он вампиричен.
Единственная исключение, заслуживающее внимания среди разрушающихся им судеб, – женщина с говорящим именем Вера. Можно сказать отношение к ней – то единственное святое, что было у Печорина. Только она могла вернуть Григорию Александровичу возможность иной жизни. Но, как всегда с нашим героем, сценарий повторяется, и Вера — женщина уезжает с мужем, а вера сойти с этого пути покидает его навсегда. Он навсегда лишается возможности любить, а значит и смысла жизни(??!).
Моя точка зрения относительно развития образа в романе такова:
Печорин последовательно раскрываясь перед нами, перестает быть собственно человеком и превращается в некую темную силу, находящуюся на земле в человеческой форме. (« ..сколько раз я уже играл роль топора в руках судьбы!…я упадал на голову обреченных жертв… всегда без сожаления…», «я был необходимое лицо пятого акта»).
Возможна ли человеческая жизнь без любви бунин
... жизни? Кто поможет, кто поддержит их? Никто. Они сами по себе. Жить без любви возможно, но очень сложно. И счастья там не будет. Человек ... но оба они неоднократно обращались к вечной теме любви. Вспомним рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник”, который сам автор считал “лучшим ... похожи, например, русские писатели А. И. Куприн и И. А. Бунин, чье творчество в свое время было высоко оценено читателями и ...
Он невольно даже берет на себя традиционные функции дьявола – играть с людьми, искушать, наказывать. Все этические, моральные — истинно человеческие характеристики его, — выхолащиваются, остаётся только скелет развитого разума, который без них – жесток и бесплоден. И ужас положения Печорина в понимании этого процесса. И его необратимости. Он уже понимает бедность своей души, достигающей вселенских масштабов. Он радуется способности плакать от невозможности Веру вернуть – последние исчезающие маячки жизни – и через мгновение снова медицински аналитичен. Он обречен искать средства от скуки бытия. Поэтому я трактую его любовь и к уединённым прогулкам на лошади («Какая бы горесть ни лежала на сердце, …усталость тела победит тревогу ума»), к охоте в одиночку, бесстрашию и провокации опасных ситуаций, как к попытке обмануть разум, — забыть себя хоть на время, то есть перестать быть собой таким, то есть перестать быть. Этого достигнуть он не может, и ему остается лишь смириться со своей участью, в которой правда есть «истинное наслаждение, которое находит душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою.. »
Я воспринимаю главу «фаталист» композиционно в конце романа как подсказку читателю. Это иносказательное объяснение всему вышесказанному: Печорин обречён, он не может больше быть Человеком. Он превращается в Наказание людям этого чуждого и враждебного мира, являясь наказанием и себе. Но! Так и должно быть – стремление к нему людей будет продолжаться, они будут гибнуть. И выхода у него нет. Все предопределено и фатально. Столько раз могли убить – а умер в дороге, бесславно…
В заключение замечу, что все вышесказанное, не отменяет обаяния образа Печорина, скорее наоборот, и я полон сострадания к Григорию Александровичу, ибо, используя его слова, «мы почти всегда извиняем то, что понимаем».
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/neujeli-zlo-tak-privlekatelno/
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. – СПб: «Азбука — классика», 2009 -218с.
Солженицын А.И. Мой Лермонтов // Что читать – 2008. — № 1. – С.86-89.