Во всём мире живопись — важная составляющая мировоззрения и нравственного здоровья общества. Это искусство изображать предметы на поверхности красками, с целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы.
Натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны. В ряду жанровой иерархии он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь. Периоды расцвета натюрморта, как и его забвения, имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, так и индивидуальности отдельных живописцев. [2]
Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета, поэтому, данная тема является актуальной.
Объект исследования
Предмет исследования — процесс изучения основ живописного построения натюрморта в технике акварели.
Цель курсовой
В соответствии с объектом и целью были выдвинуты следующие задачи:
- изучение литературы по данному вопросу;
- охарактеризовать историю натюрморта;
- определение особенностей натюрморта;
- подготовка исходных материалов;
- выполнение натюрморта в выбранной технике.
Структура курсовой состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Теоретические основы изобразительных объектов в живописи» мы рассматриваем историю и особенности натюрморта как жанра и вида изобразительного искусства.
Во второй главе «Разработка живописного построения натюрморта» мы рассматриваем цветовое, композиционное и графическое решение в работе над натюрмортом.
Список литературы включает в себя 15 источников.
1. Теоретические основы изобразительных объектов в живописи
1.1 История натюрморта как жанра
История живописи началась тогда, когда человек впервые что-то изобразил на первой попавшейся ему поверхности при помощи краски.
XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве (архитектура, ...
... века. Классицизм должен воспевать государство. Так что же такое классицизм и каковы его признаки? ) (Запись в тетради) Классицизм, Принципы классицизма Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Главная задача ... в тетради. Основные требования классицизма в литературе ... и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры ...
«Натюрморт» — слово французское в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. “тихая жизнь”, на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно “натюрморт” это общеизвестное и укоренившееся название. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. живопись натюрморт изобразительный
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы и падения.
Суровое искусство Византии, создавая бессмертные, монументальные, возвышенно-героические образы, с необыкновенной выразительностью пользовалось изображениями отдельных предметов.
В древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои произведения. Они вносили непосредственность, жизненность, порой казались открытым выражением чувства в произведении, посвященном отвлеченно-мифологическому сюжету.
Еще большую роль натюрморт играл в эпоху Возрождения. Живописец, впервые обративший пристальное внимание на окружающий его мир, стремился указать место, определить ценность каждой вещи, служащей человеку. Предметы обихода приобретали благородство и горделивую значительность их обладателя, того, кому они служили.
В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками». Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер.
Его некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф.П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т.
Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.
Вглядываясь в окружающий мир, проникая пытливым умом в его законы, разгадывая увлекательные тайны жизни, художник все полнее и многостороннее отображает его в своем искусстве. Он не только изображает окружающий его мир, но и передает свое понимание, свое отношение к действительности.
История сложения и развития различных жанров живописи — живое свидетельство неустанной работы человеческого сознания, стремящегося охватить бесконечное многообразие деятельности, эстетически ее осмыслить.
Натюрморт — сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. История развития натюрморта интересна и поучительна.
Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах. Его возникновение связано с теми революционными историческими событиями, в результате которых эти страны, получив независимость, в начале XVII столетия вступили на путь буржуазного развития. Для Европы того времени это было важным и прогрессивным явлением. Перед искусством открылись новые горизонты.
Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства
... индивидуальности отдельных живописцев. Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета. 1. Натюрморт как жанр изобразительного искусства Натюрморт -- фр. nature morte, ... которой оказывались вещи. Вопреки буквальному переводу своего названия, натюрморт оказывался в этом случае самым жизнеспособным из жанров". Натюрморт, жанр изобразительного искусства (главным ...
Красота и совершенство домашней утвари определялись не только их необходимостью, но и мастерством их создателя. В натюрморте революционной эпохи побеждающей буржуазии отражалось уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду.
Сформулированные в XVII веке, задачи жанра в общих чертах существовали в европейской школе вплоть до середины XIX века. Однако это не означает, что художники не ставили перед собой новых задач, механически повторяя готовые решения.
Итак, на протяжении эпох менялись не только методы и способы живописного решения натюрморта, но накапливался художественный опыт, в процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. [6]
1.2 Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства
Натюрморт — один из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие жанра заключается в его больших изобразительных возможностях. Через материальную сущность конкретных предметов истинный художник может в образной форме отразить существенные стороны жизни, вкусы и нравы, социальное положение людей, важные исторические события, а иногда и целую эпоху.
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей определенного общества. [10]
Рассмотрим отличие этого жанра от других. В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого. Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний. Натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной — только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ. В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира. [9]
Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества — их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой — их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.
Дипломная работа натюрморт
... выполняя выпускную дипломную работу, я столкнулась с определенными трудностями, которые требовали компетентного решения с точки зрения композиции натюрморта, колористической целостности изображения. Актуальность нашей работы заключается в ... передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека. [12, с.48] ...
В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох. Влияние натюрморта зависит, прежде всего, от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.
Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру. [3]
Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.
При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.
Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.
По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы — ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находятся тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.
В организации композиции используют различные виды ритмов -линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и том без определенных акцентирующих внимание зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты (масштабные, тоновые) создают напряжение, динамику. В противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.
К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную грушу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, однако сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.
Натюрморт в творчестве художника
... натюрморта. В третьей главе описаны средства выполнения натюрморта: оборудование и материалы для масляной живописи; основные правила работы масляными красками. В четвертой главе подробно описан ход работы над композицией и выбор темы. В работе ... в привычных предметах, необычайную суть. Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, ...
При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, смысловой, зрительной и композиционный центры оказываются сильно смещенными в противоположную сторону. В подобных случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие. [8]
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимое качество, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, отражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни. Предметы — это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком. В пучке зелени живописец выражает полноту жизни, в морской раковине — изощренное мастерство природы, в кухонной посуде — радость будничного труда, в скромном цветке — целую вселенную.
Натюрморт — «не только художественная задача», но и целое мировоззрение. Мир вещей — это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его мотивов, жанром глубоко содержательным.
1.3 Цветовые и композиционные особенности натюрморта
Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной деятельности художника в этом жанре.
Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.
Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.
В организации композиции, используют различные виды ритмов — линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты создают напряжение, динамику, в противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра к композиции к оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.
Ритм создает зрительный каркас, который руководит нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.
Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции.
К поиску формата относятся выяснения величины свободных мест слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте подсказывает характер решения пространства в натюрморте. Это связано с особенностями цветного строя.
Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр. Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является чередование пятен, пауз, уравновешенность картинной плоскостью с определением композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов.
Использование основных закономерностей цветоведения при создании ...
... композиции натюрморта, ее фрагментов или отдельных предметов (рис.2). Рис. 2. После того, как ориентировочный стиль пластики определился, делаются композиционные варианты постановки в целом. При работе над декоративным натюрмортом ... работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней. 1.3 Поиск цветовых вариантов натюрморта Можно сохранять цветовой колорит постановки, выполненной ранее ...
Так же эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом на основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависит от необходимости учета разных уровней зрения и особенностей перспективного построения. Различные уровни зрения на постановку дают возможность художнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения, несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.
Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где необходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. В этом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, на силу его эмоционального воздействия.
Важную роль в создании целостного композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к цветовому единству, которое является высшим качеством живописи. Цветовое решение композиции натюрморта может быть в теплом или холодном состоянии. [12]
Таким образом, были рассмотрены цветовые и композиционные особенности натюрморта.
2. Разработка живописного построения натюрморта
2.1 Материалы и техники в живописи
Акварель (лат. aqua — вода) называют водяной краской, однако вода, так же как при работе с гуашью, служит только разбавителем. От гуаши акварель по технике исполнения отличается прозрачностью красочного слоя. Акварель — краска лессировочная (прозрачная).
Работать акварелью можно «по-сухому» и «по-мокрому», т.е. различными способами. Последовательность работы такая же, как при работе карандашом.
Первоначально намечают общую композицию листа тонкими линиями, осторожно касаясь листа карандашом. Ластиком пользоваться не желательно, так как он оставляет жирные пятна на бумаге и акварель, потом не сможет перекрыть эти места. Осторожно намечают в рисунке границы света и тени, держа линии построений в голове.
Первый способ — «по-сухому» — заключается в том, что все предметы легко покрывают локальным собственным цветом, а затем постепенно создают объем другими цветами, примешивая холодные и теплые. Блики на предметах в этом случае оставляют белыми.
Акварелью можно работать и «по-мокрому». Покрыв бумагу водой, не дают ей высыхать, а сразу начинают работать цветом, нанося цветовые и тоновые отношения. [1]
Есть еще один способ работы акварельными красками — путем лессировок, т. е. наложением прозрачных цветных пятен слой за слоем, давая каждый раз краске высыхать. Здесь особенно важно знать законы смешения цветов во избежание грязи.
Многослойное нанесение прозрачных красок смягчает резкие очертания. Поэтому допущенная излишняя резкость проработки деталей в тени не должна смущать. Последующая лессировка всегда смягчит очертание деталей и углубит общую тень.
Лессировки — это очень простая техника письма, применяемая для обогащения колорита. Широко применяются полулессировки. Они могут получаться случайно при наслоении тонкослойных мазков. Можно определять места в работе, где применять полулессировки. Получаются при нанесении тонких полупрозрачных мазков по высохшему слою краски. Таким способом передают полутона, которые при обычном смешивании красок невозможны. Для рельефной лессировки используют густые, не разбавленные краски. Выполняется она на зернистой поверхности кистью таким образом, чтобы просвечивался нижний цвет. Чтобы избегать закрашивания нижнего цвета, кисть должна быть полусухой от краски. Применение послойной лессировки в живописи обогащает колорит картины, создавая тонкие переходы цветов и оттенков. А также служит средством, которое помогает сделать изображение гармоничным и реалистичным.
Тематический натюрморт
... и советского натюрморта и их развитие. Цель курсовой работы: изучить тематический натюрморт в живописи. Задачи курсовой работы: проанализировать искусствоведческую, методическую литературу; изучить историю становления натюрморта в живописи; определить ... его основной целью в картине. Реальность натюрморта является всего лишь наиболее общим фоном в решении композиции всей картины. С мнением этого ...
Акварелью необходимо работать сразу по всему листу, не выписывая отдельных деталей, а идти по принципу от общего к частному. Смотреть нужно на всю постановку в целом, сравнивая тоновые и цветовые отношения по светлоте, насыщенности и общему колориту, стараясь достичь цветового единства. Необходимо знать, что акварель не переносит многократного наложения красок, становится «глухой», тускнеет, яркость, насыщенность Цвета пропадают. Но много воды в акварели так же вредит впечатлению. Нельзя, чтобы излишек воды стекал вниз листа.
В отличие от работы гуашью по силе и плотности тона акварельная работа не приближается к натуре, в ней обычно все выглядит более светло по тону, чем в натуре. При работе акварелью большую роль играет характер освещения, который придает постановке определенный эмоциональный настрой. При электрическом освещении цвета предметов на свету приобретают теплый оттенок, а их тени — холодный, при дневном освещении (например, из окна), наоборот, цвета на свету — холодные, а тени теплые. [14]
Интенсивность источника света по-разному влияет на цвета самих предметов. Утром и после полудня цвета яркие, насыщенные, имеют собственный цвет; в яркий солнечный день становятся белесыми, особенно синие, зеленые и голубые.
2.2 Процесс создания натюрморта
Работа начиналась с поиска схемы композиции. Были выполнены эскизы на небольших форматах в тонких линиях и акварелью в технике лессировка.
Было сделано множество этюдов в различной цветовой гамме, так и вариантов небольших постановок из подобных предметов, меняя освещение и колорит. Поиск окончательной композиции велся прямо на постановке, подбирая различное сочетание предметов.
Важным в работе над произведением является выбор формата. Определение его зависит от замысла художника. Из изученного опыта можно сделать некоторые выводы. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности. Выбранный формат работы — А3, вертикально. [11]
Первым этапом была подготовительная работа, были выполнены эскизы карандашом.
Вторым этапом было исполнение набросков, эскизов в цвете.
Следующая стадия работы — тональная — цветовая раскладка по выбранному эскизу. За первый сеанс было важно закрыть весь лист и определить тональные и цветовые отношения, на которых и держалась вся задумка, определить все цветовые ритмы. [15]
Историческая справка жанра натюрморт
... натюрморт включает и философское осмысление современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы ... предметов натюрморта; передача цвета и материала; создание эмоциональной выразительности. Глава 1.Историческая справка жанра «натюрморт» 1.1. История развития натюрморта «Натюрморт» ... работы ...
На следующем этапе работы красками, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, можно приступать к более детальной проработке отдельных частей, подчиняя их общему.
Теневые части изображений оставались заполненными тонким слоем краски. Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний, что соответствует законам композиции.
При выполнении работы наиболее сложным было подобрать изображения текстуры материалов, найти цветовые решения некоторых частей композиции, выделить главное. [7]
Самой основной и сложной из этапов работы над произведением — завершающей, подчинение частного общей идее произведения, обобщение, расстановка акцентов, придание работе завершенности. Если сначала работы писались широкой кистью, большими отношениями, заключительные проработки выполняются маленькими кистями, более внимательно. [4]
Заключение
Натюрморт — это искусство изображать предметы на поверхности красками, с целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы.
Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины.
Курсовая работа дала возможность проверить творческие способности, пополнить запас теоретических и практических знаний и умений.
Результатом курсовой работы является работа над натюрмортом в акварельной технике.
В процессе выполнено курсовой работы было изучено:
- история натюрморта как жанра,
- особенности натюрморта,
- цветовые и композиционные особенности натюрморта,
- материалы и техники в живописи.
В процессе выполнения живописного натюрморта акварелью в технике лессировка, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Библиография
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/natyurmort-v-tvorchestve-hudojnikakratko/
1. Акварельные краски
2. Живопись http://tarefer.ru/
3. Живопись: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.:Гуманит. Ж67 изд. центр ВЛАДОС, 2003.
4. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живописи. — М.,1986.
5. Иогансон, Б.В. Молодым художникам о живописи. — М., 1959.
6. История натюрморта http://xreferat.ru/47/1874-1-zhivopis-natyurmort-maslo
7. Композиция натюрморта
8. Мастера искусства об искусстве — М.,1969.- Т.6.
9. Натюрморт
10. О натюрморте http://shedevrs.ru/naturmort-na-zakaz2/44-o-naturmorte
11. Особенности жанра и композиции
12. Рисунок, живопись, композиция: Хрестоматия/ Сост. Н.Н.Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов, — М., 1989.
13. Рисунок. Живопись. Композиция http://www.bibliotekar.ru/
14. Цвет и композиция http://xreferat.ru/47/3302-1-osennie-natyurmorty
15. Шегаль, Г.М. Колорит в живописи. — М.,1957.