В XVII веке вместо религиозных войн XVI века происходят войны из-за столкновения политических и экономических интересов европейских государств (1618-1648 тридцатилетняя война) и укрепляется колониальная система. Это время бурного развития мануфактурного капитализма, который постоянно наталкивался на препятствия, чинимые феодальной системой, что привело к первым буржуазным революциям — революции в Голландии и в Англии.
Соперничество в политической сфере иногда принимало форму соперничества в области моды — борьба за роль законодателя моды между французским королём Людовиком XIV и королём Англии Карлом II.
Большое влияние на европейский костюм оказала Тринадцатилетняя война, в ходе которой отказались от жёстких прокладок и валиков в мужском костюме, ещё сохранявшихся на протяжении первых 20лет XVII века. Костюм стал более лёгким, динамичным, свободным, соответствующим образу человека нового времени — ловкого молодого царедворца и дуэлянта. Новый костюм формировался при французском дворе и оказал влияние на костюм в других европейских странах. В Англии складывается более лаконичный и строгий костюм, менее объёмный, с уравновешенными пропорциями, что соответствует эстетике классицизма.
В Нидерландах революция привела к тому, что ведущей слой в обществе стало третье сословье — буржуазия. Это не могло отразиться на формировании особого костюма, строгость которого была обусловлена протестантской этикой и ценностями буржуазного общества. Но во всех странах включая и Испанию, противодействовавшую французской моде, сохраняется прежняя структура костюма, а меняется только объёмы, пропорции, отделки и ткани (в XVII века больше носят шерсть и лёгкие шёлковые ткани, чем тяжёлую парчу).
В XVII веке производство тканей начинает приобретать промышленный характер. Возрастает их разнообразие по волокнистому составу, методам отделки, фактуре, орнаментации. Высокий расцвет переживает шелковое и шерстяное ткачество во Франции и Италии, производство набивных тканей в Англии, Голландии, Германии и Швейцарии. Наряду с использованием ярких, светлых, чистых тонов возникает интерес к нежным полутонам и ахроматическим цветам — серому, белому, чёрному, которые подчёркивались цветовым контрастом в ансамбле (на пример, серый верх, огненно-красная подкладка).
В начале XVII века французский король Генрих IV впервые вводит символику траурного чёрного цвета.
В отделке большую роль играла золотая и серебряная нить, эффект шанжан. Если повышенная декоративность костюмов Ренессанса проявлялась в экстравагантности форм, в живописной пестроте разрезов, то в XVII веке она проявляется в перегрузке рельефными украшениями, которые скульптурно создавались из самой ткани. Это многочисленные пучки лент, рюши, оборки, гофрировки, буфы, отделка галуном, шнуром, позументом из золотых и серебряных ниток. В связи с этим в моде гладкие и тонкие ткани: атлас, тафта, муар, газ, тонкая шерсть.
Французский классицизм в XVII—XVIII веках
... Французский Классицизм 17-18 вв. оказал влияние на театр др. стран Европы; крупнейшие его представители - Нейбер в Германии, Т. Беттертон, Дж. Кембл в Англии. Яркое проявление классицизма ... слишком явно расходился с действительностью, то классицизм XVII века, в той мере, в какой он ... изображавшей дворец. Театральные костюмы делались по образцу «римской одежды». Трагедия классицизма была первой ...
Крупные декоративные цветы причудливых очертаний, орнаментальные завитки, листья аканта, плоды граната и виноградные гроздья, ромбовидная сетка с розетками (трельяж) — основные рисунки тканей того времени (рис. 1).
В композицию узора включали короны, вазы, корзины, детали садово-парковой архитектуры. Размеры узоров настолько велики, что их рапорт достигал полуметра. В конце века появляются полосатые и клетчатые ткани.
Рис. 1
костюм одежда ткань барокко
Широко распространяются кружево, гипюр, плетеные узоры которого напоминают набивные ткани и тканые рисунки. Они украшают воротники, манжеты, передники, наколки, даже чулки и обувь 4 .
Итальянские кружевницы славились своими изделиями далеко за пределами, страны и итальянские гипюры вывозились в большом количестве в другие страны Европы. Венецианские кружева с крупным рельефным орнаментом употреблялись в первой половине XVII века главным образом для украшения мужского костюма. В 1610-1640 гг. в эпоху царствования Людовика XIII, ввоз гипюров достиг таких размеров, что правительство должно было принять меры к его ограничению и издать « Правила против излишней роскоши в одежде», запретившие ношение кружев. Но эти запреты не оказывали почти никакого действия, и ввоз кружев из Италии и Фландрии продолжался. Во второй половине XVII века во Франции заметно стремление наладить собственное производство кружев. В Алансоне к этому времени некоторые мастерицы уже научились изготовлять шитые иголкой кружева наподобие венецианских. Поэтому Кольбер, министр финансов Франции, заботившийся о развитии различных художественных ремёсел и основавший многочисленные мануфактуры, где производились предметы роскоши, сделал именно этот район центром кружевного производства. В своём замке Лонрэ около Алансона он основал в 1665г. школу и выписал 30 венецианских кружевниц, которые должны были передать изготовление шитых иголкой кружев своим французским ученицам. Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, выдавших иностранцам секреты своего производства, и поэтому они были вынуждены уехать, однако, успев научить француженок мастерству. Через год Кольбер представил королю кружево французских мастериц. Король их одобрил и запретил ношение итальянских и фламандских кружев. Отныне все должны носить французское кружево.
В эпоху регентства Анны Австрийской при малолетнем короле Людовике XIV (1643-1660 гг.) во Франции появляется новая профессия — модистки. Таким образом, происходит окончательное разделение на мужских и женских мастеров. Мужские костюмы шил мужчина — портной. Женские платья, головные уборы, аксессуары — женщина — модистка. Нижние бельё — белошвейка. Покровительницей модисток и швей была. Св. Екатерина, чей день (25 ноября) впоследствии будет отмечаться как особый праздник в домах высокой моды. Во время правления Людовика XIV Франция становится законодательницей моды в Европе.
История костюма эпохи барокко
... в эффектных позах канонизированного парадного портрета представлены блестящие костюмы барокко. XVII в.— это полный противоречий и борьбы переходный ... 41 сантиметра) и пышными волосами. 1.3 Ткани, цвет, орнамент В XVII в. производство тканей начинает приобретать ... иногда полуметра. В конце века появляются полосатые и клетчатые ткани. Широко распространяются кружево, гипюр, плетеные узоры которого ...
В целом для женского костюма первой половины века характерны большие объёмы. Женская обувь на каблуке способствовала вытягиванию силуэта по вертикали. Поверх роб и котт надевалось широкое и длинное манто с капюшоном либо легкая пелерина в зависимости то сезона. 3
К середине века линия талии возвратилась на место. Каркасная основа сохранилась, но приобрела другую форму. Лиф узкий остался с треугольным мысом, а юбка приобрела воронкообразный каркас на китовом усе. Рукава пышные, с разрезами и бантами. Декольте широкое, но неглубокое, отделано полосой ткани или кружев.
В течение времени форма декольте и рукавов менялась, но всегда оставалась двойная юбка, состоящая из модеста и фрипона. Модест (скромная) — верхняя юбка, юбка платья роб, а фрипон (шаловливая) — нижняя юбка, юбка платья котт. Нижняя юбка на каркасе называлась «секрет».
Иногда носили котт без роб. В этом случае на юбку платья котт (фрипон) надевали съёмную модест со шлейфом. Шлейф — отличительная черта одежды дворянок. Чем длиннее шлейф, тем родовитее была его обладательница.
Модест и фрипон будут присутствовать в костюме женщин до конца столетия, хотя на разных этапах развития моды они будут декорироваться и драпироваться по-разному. К концу столетия женский костюм и причёска приняли четко выраженный профильный силуэт. Котт приобрело глубокое квадратное декольте и узкие в 3/4 рукава с кружевами и оборками по низу. Модны стали чёрные кружева, которые ввела в моду набожная фаворитка стареющего Людовика XIV — мадам Ментенон. Муфты, палантины и перчатки, усовершенствованные в крое, стали очень популярны. Особенно любил муфту король, который прятал в неё зябнущие руки. К тому же муфта способствовала сохранению красоты рук.
Дамская обувь была на французском каблуке, делавшем походку осторожной, изящной: пантофли на каблуке муль; туфли с нависшем кончиком носка; туфли с рантом; туфли закрытые с брошью или бантом.
Женщины, как и мужчины, носили шляпы с большим полями, украшенные перьями; различные чепцы, капоры с перелиной, кружевные наколки и чепец «фонтаж».
Причёски были очень разнообразны (рис.2).
В начале века женщины носили причёску «Мария Медичи» с чёлкой «гарсетт» и взбитыми туфами у щёк. Позже появляются причёски «мадам Севинье» по имени носившей её маркизы; «Мария Медичини», которая придумала придворная красавица итальянка, племянница кардинала Мазарини, а также «юрлю-берлю», полученная на основе «Мария Медичини», но из упорядоченных в виде двух полушарий трубчатых локонов, обвитых лентой. Но самой популярной была причёска «фонтаж», сымпровизированная из развалившейся на охоте укладки.
Для причёсок второй половины XVII века характерно наличие одного-трёх змеевидных локонов, спускавшихся на грудь и спину.
Рис. 2
Из украшений были популярны шпильки и диадемы с алмазами, алмазными букетами, бусы из жемчуга. Брошами украшали воротники, шляпы, причёски. Появились первые украшения с бриллиантами. Драгоценными вышивками украшали сумочки, веера, перчатки.
Костюм эпохи Возрождения
... внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях он составлен - все это черточки, выявляющие характер владельца. .3 Распространение моды в эпоху Возрождения Частые путешествия, ... для создания подобной эскизной коллекции являются аспекты одежды эпохи Возрождения. Ещё английский философ конца XVII - начала XVIII века Энтони Эшли Купер, лорд Шефтсберни в своем сочинении ...
2. Мужской костюм
Мужской костюм стал более свободным и удобным. Для его силуэта характерна завышенная талия и довольно длинные панталоны.
Важной частью костюма аристократа была белая рубашка с кружевными манжетами и широким отложным воротником, также обшитым кружевами. Рубашка простого народа и гугенотов шилась без кружев. Поверх рубашки надевали камзол с сильно завышенной талией, линия которой обозначалась рядом нашитых бантов. Полы камзола сзади были укороченными, а впереди удлинёнными. На широких рукавах имелись декоративные разрезы, сквозь которые виднелась цветная подкладка, и манжеты украшенные кружевами. Застёгивался камзол только на груди, ниже полы свободно расходились.
Узкие панталоны достигали икр и застёгивались при помощи пуговицы или завязывались лентами. Под них надевали чулки: знатные люди в основном светлые, простолюдины — полосатые. Небогатые горожане носили сборчатые штаны, наподобие шаровар, завязанные под коленом.
Верхней одеждой был кафтан с отложным воротником и укороченными рукавами, иногда опушенный мехом. Его набрасывали на левое плечо и спину как плащ. На выход надевали короткий плащ из дорогой ткани; во время путешествий согревали шерстяные плащи до колен; особым видом, напоминавшим средневековый табар, был мушкетёрский плащ 3 .
Шпага обязательная принадлежность дворянского костюма, крепились с левой стороны на перевязи — парчовой или ременной. Важными аксессуарами были трость, перчатки с раструбами, розетка из лент, которую носили на груди или на плече куртки в честь дамы сердца 2 .
Мужской костюм XVII века находился под влиянием военизации. Мушкетёр, верный солдат короля — идеальный образ времени. Однако в 50-70-е гг. влияние этого образа на некоторое время отступает, вытесненное новым эстетическим идеалом мужской красоты — созданием полудетского облика в подражание малолетнему королю Людовику XIV.
В конце века появляется новый вид придворной одежды — жюстокор, покрой которого и сам термин заимствованы из военной форменной одежды. Жюстокор был костюмом короля и высшей знати. Это одежда прилегающего, расширенного к низу силуэта с поясом — шарфом на линии талии, длинной до коленей, с застёжкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. Рукава вверху узкие с расширенным низом и широкими отложными манжетами. Цветовое решение яркое и контрастное, вышивка золотом и серебром. Воротника жюстокор не имел, его заменял галстук из белой ткани с кружевными концами. В жюстокоре впервые появляются прорезные низко расположенные карманы. Под него надевали камзол-одежду без рукавов и воротника, сходную с жюстокором по покрою и силуэту. Камзол был короче жюстокора на 10-15 см и контрастировал с ним по цвету. С жюстокором, который вновь возвращает мужчине стройность, галантность и пластичность, носят кюлоты из бархата, шелка, шерсти. Это узкие до колен штаны, заканчивающиеся внизу боковым разрезом и застёжкой на пуговицу или пряжку. Чаще всего кюлоты делают одинакового цвета жюстокором. В кюлотах также делали прорезные карманы 3 .
В Испанском костюме нет кружев, в те годы существовал запрет на украшение кружевами, их украшали дорогими вышивками из золота. Цвет костюма чаще всего тёмный, в основном чёрный, но сочетание разных фактур ткани делало его очень нарядным. Были популярны испанские сапоги из белой кожи — узкие и очень высокие, заходившие за колено.
Модные костюмы различных эпох
... особенно привлекательно. Расцвет древнеегипетского костюма приходится на эпоху Нового Царства (1580-1090 гг. до н.э.). Появление тонких прозрачных тканей изменяет мужской костюм, позволяя носить одновременно несколько ... использовали плащ с капюшоном. Охотничий наряд рыцаря дополняла высокая фетровая шляпа разных фасонов, подбитая мехом и украшенная павлиньими перьями, и элегантные перчатки с ...
Костюм нидерландов настойчиво избавляется от испанских форм. Из него изгоняется все, что ему мешает и неудобно движениям — прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава. Также ленты и кружева, характерны для французской моды. Костюм стал простым и удобным. Перенятые у французов короткая курточка и юбка, модные во времена детства Людовика XIV, удлиняются. Рукава также стали длиннее и шире, иногда разрезные, на пуговицах. Верхний кафтан — прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за широкие штаны, сзади на кафтане делается разрез, каждая пола внизу заворачивалась кверху и концы её соединялись вместе. Позже этот фасон заимствовали французы.
В период барокко в английском аристократическом костюме преобладали яркие цвета — темно-голубой, ярко-красный, желтый, оранжевый. Популярными цветами при дворе был — пурпурный и золотой, которые в сочетании с ярким цветовым фоном, олицетворяли власть и мощь. Золото использовали, не только в одежде, но и в интерьерах дворцов и церквей. Популярной тканью у аристократии становится атлас, буржуазия предпочитает сукно. Испанский стиль, преобладает в конце XVI века — начало XVII века, уходит к 20 годам. Аристократы отказались от коротких штанов и «гусиного брюха». Французский стиль проникает в мужской английский костюм, но приобретает местный колорит. Отделка костюма стала более разнообразной — ленты, кружева, банты 5 .
Мужчины XVII века носили фетровые шляпы «а-ля Рубенс», «а-ля Рембрандт», а также шляпы с узкими полями и высокой тульей. Второй половине века — треуголку, которая образовалась из широкополой мягкой шляпы с загнутыми с трёх сторон полями. Шляпы щедро украшались перьями. 2 Причёски мужчин были очень разнообразны. В начале века продолжали носить «Анри катр». Затем появилась причёски типа пейзажной стрижки из длинных полудлинных завитых волос. В середине века стала модной причёска «а-ля Каденетт» и её разновидность «комета», а также причёски с одним или двумя любовными локонами, завязанными на конце лентами дамы сердца. Парики, появившиеся ещё в 20-х годах, получают признание во второй половине века, когда имевший прекрасную шевелюру Людовик XIV внезапно облысел. Самым модным был парик с причёской — «три бриды». Часто его носили с коком (тупеем) надо лбом. Король предпочитал алонжевый (удлиненный) парик из белокурых натуральных волос. Сначала локоны в нем были взбитыми в беспорядке, затем их стали делать трубчатыми и укладывать чёткими рядами.
Светлые парики носили только члены королевской семьи. Остальные должны были парики пудрить. Ещё в эпоху Людовика XIII появились бородка «муш» и узенькие усы «шевалье». Их изобрёл сам король, побрив однажды всех офицеров в казарме. Усы были признаком аристократизма.
Стиль барокко
Стиль барокко зародился в конце XVI века в Италии и распространился в большинстве европейских стран в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Проектирование коллекции моделей одежды с применением мотивов ...
... - ключевые элементы этого стиля. Целью дипломной работы является создание коллекции моделей женской одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн». 1 Техническое задание 1.1 ... долговременного стиля, а пользовался формами любых прошлых стилей как эффектными одеждами. Царило произвольное, эклектическое смешение стилей. XIX век называют даже веком имитаций, веком, одушевляющим ...
В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности мира, о его драматической сложности. Для него характерно противопоставление земного и небесного, реальности и фантазии, духовного и телесного, изысканного, аристократического и народного. Из этих противопоставлений рождается бурная динамика, захватывающие страсти, живопись, контрасты света и тени, масштабов, ритмов, материалов и фактур, монументальность, декоративность, парадность, пышность.
Роскошные дворцы, виллы, церкви XVII века с обилием многоцветных архитектурных и скульптурных украшений, с зеркальными стенами и потолками — сводами, тяжелая величественная мебель из чёрного и красного дерева, инкрустированная серебром и бронзой, создавали определённый фон для человека, образуя единое целое с его обликом, костюмом, манерой поведения. Блеск и позолота присутствуют в декоре интерьера, так же как аналогичные эффекты в костюме: золото и серебро отделки, вышивки, позументов; эффекты шанжан — игра цвета на изломе ткани; обилие сверкающих драгоценностей.
Большое влияние на формы придворного быта, внешний облик человека и костюм человека оказал художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко характеризует многогранное искусство XVII века. Основные его принципы связывали идеалы красоты, истины, добра с разумом, закономерностью, логической четкостью. В искусстве это нашло выражение в герметичности линий и форм, чёткости объёмов, в костюме — в дальнейшем совершенствовании каркасной формы, подчинении человеческой фигуры стандартной схеме объёмов и пропорций, определённой ясности и целесообразности конструкции.
Влияние классицизма в костюме особенно проявляется во Франции — на родине этого стиля и в Англии. Как в архитектуре и изобразительном искусстве, элементы барокко и классицизма, несмотря на противоречивость, органически сочетаются в костюме XVII века.
Приложение
Костюм Нидерландов
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5. Французский костюм.
Рис. 7. Испанский костюм
Рис. 8. Швейцарский костюм.
Рис. 9. Английский костюм.
Рис.10. Датский костюм.
Рис. 11. Голландский костюм.
Рис. 12. Норвежский костюм.
Рис. 13. Польский костюм
Стиль Барокко в 18 веке
... XVII-XVIII веков. Предмет исследования - стиль барокко в русском искусстве. Цель курсовой работы – выявить особенности русского барокко. Задачи курсовой работы: 1. Изучить характерные черты стиля барокко. ... XVII - XVIII веков. Термин "Барокко" используется и как метафора в смелых историко-культурных обобщениях: "эпоха Барокко", "мир Барокко", "человек Барокко", "жизнь Барокко". «Под стилем барокко ...