Материальная культура

Контрольная работа

Культурный процесс заключает в себе структурирование как социальных и духовных форм, так и материальных аспектов человеческой жизни. Последние составляют все конкретные элементы, участвующие в жизни людей: священные предметы, используемые в повседневной жизни, функциональные предметы, особые технологии, средства передвижения, пища, жилище, художественные и ремесленные изделия. Культура и народ обретают свои отличительность и идентичность отчасти через специфическое предназначение предметов, используемых в религиозном и профанном аспектах. То, как тот или иной народ трансформирует доступный из окружающей среды или полученный из отдалённых мест первичный материал, определяет многое в его космологии, системе ценностей, символических категориях.

Поскольку материальные предметы имеют свойство физически долго сохраняться, по ним учёные, особенно археологи, реконструируют прошлые культурные достижения, историю и взаимодействие народов. Материальная культура народов мира достаточно хорошо изучена и сведения о ней содержатся фактически в каждой статье, представленной в данной энциклопедии.

Не менее важно то особое значение, которое материальные объекты заключают в себе помимо их утилитарных функций. Символическая сторона материальных предметов, как, например, тип ткачества и вышивки, форма и цвет священных предметов, помогают понять природу человеческого поведения и мышления. Артефакты, создаваемые обществом, могут рассматриваться так же как слова в языке народа или же составные элементы системы коммуникаций. Поэтому грань между материальной и духовной культурой носит довольно условный характер.

Все общества развили свои собственные технические навыки и методы, обеспечивающие удовлетворение первичных нужд. Строительная техника, используемая для возведения жилища, храмов и поселений, — это такой же отличительный культурный фактор, как особые характеристики одежды и декоративного искусства. Одежда представляет собою замечательный пример того, как люди наряду с функциональным значением создают свой собственный образ через неповторимые комбинации материалов, покроя, украшения. Эти элементы культуры могут сообщить многое о происхождении народа и его идентичности. В равной мере пищевые традиции — это не только простое отражение доступных в каждой конкретной среде ресурсов. В них заключены культурные установки, в том числе ритуальные и символические.

Цель работы — исследование материальной культуры.

1. Понятие и генезис материальной культуры

Материальная культура подразделяется на:

65 стр., 32065 слов

Культура в жизни человека и общества

... только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это — тоже культура. В социологическом аспекте культура выражается ...

  • производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
  • воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Под материальной культурой традиционно понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «второй природой». Однако артефакты — лишь одна из граней объемного тела материальной культуры — продуктивно-предметная грань. Наряду с ней выделяют процессы, средства и способы создания и потребления названных продуктов — технологическую грань, а также техническую культуру самих создателей и потребителей предметного мира или его фрагментов — субъектную грань. Материальная культура имеет не только качественно разные грани, но и количественно различные срезы. Она может быть рассмотрена на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций [3, C.154].

Осмысление предметной культуры осуществлялось человечеством на разных уровнях и в различных плоскостях, начиная с философских экскурсов мыслителей античности, затрагивавших прежде всего вопросы об исходных началах материального мира или о соотношении в нем пользы и красоты, и кончая многочисленными попытками практиков предметного творчества установить факторы, определяющие содержание и форму вещей или сооружений, наметить принципы создания этих объектов, требования к ним и т.д.

Капитальным вкладом классической мысли в понимание мира искусственно созданных предметов явились суждения о его осмысленной целесообразности, об отражении в нем родовой сущности человека, языке предметных форм, формировании человека посредством предметного окружения. Что касается «практического» крыла современной философии (прежде всего философии техники и философии дизайна), то оно затрагивает грешный мир лишь вскользь и мимолетно, не опускаясь до рассмотрения практических вопросов.

Отдельные попытки, например деятелей архитектуры и дизайна, подняться до научного анализа осуществлялись методом суммирования фактов и авторитетных суждений (так называемый комплексный подход) и привели лишь к составлению многочисленных наборов правдоподобных факторов, условий, требований, принципов и т.п., к их произвольному комбинированию, сокращению или дополнению в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств.

В результате анализа существующей ситуации выявляется разрыв между потребностью современной практики предметного творчества, а также ее осмысления и оценивания, в четком, научно обоснованном представлении о соответствующих закономерностях, с одной стороны, и наличным знанием о них — с другой. Таким образом, ситуация оказывается проблемной.

Особенностью понимания объекта изучения — материальной культуры, или предметного мира, является системное представление о его многогранности и разноуровневости. Выбор плоскости рассмотрения и уровня обобщения каждый раз зависит от особенностей цели, или предмета исследования. Поскольку имеется в виду материальная культура как система, то адекватным методом оказывается системный подход. Его исходный принцип — движение от целого — предопределяет первоочередность представления предметного мира в целом, раскрытие сущности, которая складывается из природы явления, его специфики и типологии. Однако предмет теории — не только сущность, но и общие закономерности изучаемого явления. И здесь системная постановка вопроса предполагает рассмотрение не случайных закономерностей и своеобразия различных культур или сфер предметного мира, а сущностных черт исследуемого обобщенного объекта и общих закономерностей, причем не отдельно взятых, а представляющих собой систему [1, C.82].

2 стр., 612 слов

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

... означает “народ­ное”. Поп-арт стал художественным удовлетворением “тоски по предметности”. Грубый мир материальных вещей поп – арт наделяет статусом художественных произведений. Сторонники поп-арта утверждают, что любой ... и персональных автомобилей. Ценностью подарка определялся обществен­ный статус человека, его значимость. Вспомните, как в повести В. Войновича “Шапка” один из писателей реагиру­ет ...

При непосредственном исследовании контурно обозначенный в море культуры «континент» предметного мира рассматривается с целью установить его так сказать «сущность первого порядка», природу и специфику его существования — строение, «рельеф», «климатические зоны». Для этого он, прежде всего, изучается в пространственно-временном континууме — в онтологической плоскости.

Однако любой из обобщенных объектов может быть различным по содержательной направленности и соответственно по структурной организованности. В движении от общего устанавливается зона материально-предметной деятельности и ее продуктов в целостном пространстве функций культуры. Выясняется, что вся эта зона представляет собой спектр переходных форм между полюсами практической полезности и художественной выразительности, в котором отчетливо выделяются принципиально различные типы предметов и соответствующих характеру их функционирования методов созидания, критериев оценки, представлений о красоте и т.д.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах [1, C.84].

Уже самые элементарные «материальные» потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выбранные нами совершенно произвольно для примера, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они — элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.

5 стр., 2269 слов

Культура первобытного человека

... в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность изображать животных именуют зоологическим или звериным ... широко распространяется керамика. Культура первобытного общества В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы ... Культ животного - анимического родоначальника рода - не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало ...

То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие — это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры. А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в «чистом виде» попросту не существует.

Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом. Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности. Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности. А такая организация невозможна без сложной и разветвленной системы социального символизма. Человек как человек не может совершить даже самого элементарного действия, не вплетая его в цепочку символов. Символический смысл действия зачастую оказывается важнее его чисто практического результата. В данном случае принято говорить о ритуалах, т.е. о таких видах деятельности, которые сами по себе совершенно нецелесообразны, но связаны с целесообразной деятельностью чисто символически [5, C.117].

Содержанием культуры становится вся человеческая деятельность, и разделение на материальную и духовную культуру выглядит при этом весьма условным. Главное, что создается в результате развития культуры, — это человек как родовое существо. Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи. Развитие человека при этом предстает как совершенствование его творческих сил, способностей, форм общения и т.д. Предназначение культуры, в соответствии со сказанным, представляется в ее функциях. Этих функций много, но можно выделить некоторые главные.

2. Основные категории материальной культуры

материальный предметный культура духовный

Материальная культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения. Материальная культура общества распадается на восемь категорий: 1) породы животных; 2) сорта растений; 3) культура почв; 4) здания и сооружения; 5) инструменты и оборудование; 6) пути сообщения и средства транспорта; 7) связь и средства связи; 8) технологии.

16 стр., 7541 слов

Рабочая тетрадь по "Мировой художественной культуре" как средство ...

... Объект исследования – комплексные рабочие тетради по мировой художественной культуре. Предмет исследования – потенциал возможностей использования рабочих тетрадей на уроках МХК. Для выполнения данной дипломной работы были использованы следующие методы: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, письменный ...

Породы животных составляют особую категорию материальной культуры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной породы, а именно носители породы.

К этой категории материальной культуры относится не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и т.п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного отбора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и поведения. Но не все ручные животные, например, гепарды, используемые на охоте, относятся к материальной культуре, т.к. не прошли процессов направленного скрещивания.

Сорта растений выводятся путем селекции и направленного воспитания. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты все качества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции семян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, т.е. вести все виды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку у разных видов растений разные отношения между семенами и взрослым растением, так как многие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции могут быть соединены с распространением сортов в данной местности. Этим занимаются питомники и семеноводческие хозяйства [4, C.83].

Культура почв — наиболее сложный и уязвимый компонент материальной культуры. Почва — верхний производящий слой земли, в котором между неорганическими элементами концентрируются сапрофитные вирусы, бактерии, черви, грибы и другие живые элементы природы. Производительная сила почвы зависит от того, как много и в каких сочетаниях с неорганическими элементами и между собой находятся эти живые элементы. Для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения ее плодородия.

Здания и сооружения — наиболее наглядные элементы материальной культуры (немецкий глагол «bauen» означает «строить» и «возделывать почву», а равно «заниматься любой культурообразующей деятельностью», он хорошо выражает смысл сочетания основных форм материально-культурного освоения местности) [4, C.85].

Зданиями называются места обитания людей со всем разнообразием их занятий и быта, а сооружениями — результаты строительства, изменяющие условия хозяйственной деятельности. К зданиям обычно относятся жилье, помещения для денежных, управленческих действий, развлечений, информационной, учебной деятельности, а к сооружениям системы мелиорации и водного хозяйства, плотины, мосты, помещения для производств. Граница между зданиями и сооружениями подвижна. Так, театральное помещение — здание, а механизм сцены — сооружение. Склад может называться и зданием, и сооружением. Их объединяет то, что они являются результатом строительной деятельности.

Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качествах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.

7 стр., 3179 слов

Структура и функции культуры

... образование. Материальная - это орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта. Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, результаты творческой деятельности, в ...

Власти, особенно местные, наблюдают за поддержанием и развитием этой культуры. Особенно велика роль торгово-промышленных палат, которые будучи общественными организациями прямо заняты этой работой (разумеется, там, где они есть, и там, где они правильно функционируют).

Не малую роль в этой культуротворческой работе могут играть банки, которые, однако, далеко не всегда действуют правильно, забывая, что их благосостояние в перспективе связано, прежде всего, с правильной эксплуатацией недвижимости.

Инструменты, приспособления и оборудование — категория материальной культуры, обеспечивающая все виды физического и умственного труда. Они представляют собой движимое имущество и различаются в зависимости от того, какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номенклатуры.

Особенность правильно составленных торговых номенклатур состоит в том, что они отражают всю историю совершенствования инструментов, приспособлений и оборудования. Принцип культурообразования в развитии и дифференциации функций и сохранения ранних функциональных аналогов.

Различие между инструментами, приспособлениями и оборудованием состоит в том, что инструментом прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструменту, позволяя действовать им с большей точностью, производительностью. Оборудование — комплексы инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте труда и быта [2, C.65].

Пути сообщения и средства транспорта составляют единый комплекс, в котором совмещены признаки недвижимости, как у зданий и сооружений, и признаки движимости, как у инструментов и приспособлений.

Связь и средства связи — область материальной культуры, включающая почту, телеграф, радио и телевизионную связь, телефонные и спутниковые радиотелефонные системы. Самой старой формой связи являются посыльные. В области связи используются все виды материальной культуры, кроме культуры почв и сортов семян. Связь как материальная культура формирует проводящие линии интеллектуальной деятельности. К связи применимы признаки движимого и недвижимого имущества, признаки сетевого обслуживания. Соответственно этому различаются методы и типы формирования культуры: признак функционального совершенствования для недвижимости, признак музейного хранения и систематизации для движимого имущества, принцип сетевой организации для культуротворчества. Но связь дополнительно обладает еще одним свойством. Она требует персонала. Без персонала связь не может действовать.

Технологии — трудовое искусство во всех областях деятельности. Культура в технологиях выражается во всех видах материальной культуры и хранится сообразно их материальной природе, т.е. как их функциональная непрерывность, как коллекция, как сеть культуры, как организация. Но главным признаком технологической культуры является образование. Образование основано на человеческом представительстве. Поэтому признаком культуры являются научно-педагогические школы.

Виды материальной культуры соотносятся друг с другом по следующим признакам: 1. способность к самостоятельному перемещению; 2. способность сохраняться; 3. недвижимость; 4. природный живой субстат факторов культуры; 5. техногенный субстат факторов культуры; 6. потребность в социальных институтах для создания и существования данного вида культуры [2, C.67].

4 стр., 1979 слов

Народы Прибалтики: место жительства, культура, развитие. Связь ...

... Русью, Литвой, пруссами Польского Поморья. 5) Связь Руси с народами Прибалтики: Исторические судьбы Руси издавна были связаны с судьбами народов Восточной Прибалтики. По сведениям летописи, еще в ... Разнообразные источники свидетельствуют о тесной связи Руси с Литвой. Археологи говорят о наличии значительных славянских элементов с литовской материальной культуре. Литовская денежная система была тесно ...

Историческое сложение культуры по закону неуничтожимости культуры образует культурные стереотипы (некоторый тип вещей, который сохраняет свои признаки во времени).

Стереотипы составляют структуру материальной культуры. Развитие стереотипов имеет закономерности. Следование стереотипам в их закономерном развитии называют технической грамотностью. Становление материальной культуры, таким образом, обусловлено технической грамотностью. Развитие стереотипов проходит поэтапно. Каждый этап отличается от другого определенными признаками.

Развитие стереотипов идет в соответствии с развитием семиотических средств и семиотических произведений. Сами семиотические средства позволяют построить семиотические произведения, которые продвигают другие области материальной культуры. Стереотипы определяют развитие всех форм материальной культуры. Совокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры. Совокупность стереотипического развития в итоге образует совокупность подтипов в каждой форме материальной культуры, которые сосуществуют и дополняют друг друга в едином стереотипе.

Анализ стратификации материальной культуры показывает возрастающую роль семиотики в формировании искусственной среды обитания и материальной культуры как ее составной части. В присваивающем хозяйстве роль семиотики ограничивается наименованием предметов, их частей, относящихся к искусственной среде и материальной культуре, и действий с этими предметами.

Это значит, материальная культура существует в двух видах — предметная материальная культура и семиотическая материальная культура. Предметная материальная культура хранится, систематизируется и используется так, как это свойственно каждой категории материальной культуры. Семиотический вид материальной культуры — слова, технические рисунки, таблицы, расчеты и др. — становятся предметами архивного хранения. Учитывая сложность и единичную представленность предметов материальной культуры, их семиотические аналоги и семиотические разработки занимают в материальной культуре все больший объем. В семиотических образах хранятся теперь не только воплощенные в материал предметы, но и замыслы этих предметов, которые не реализованы по тем или иным причинам.

Вхождение в материальную культуру обусловлено пользованием объектов техники. Пользование объектами техники имеет сложную природу, содержащую следующие виды деятельности: материальное производство; торговля; финансы; управление; развлечение; изобретение; информация; образование.

Заключение

Итак, первым структурным элементом морфологии культуры является материальная культура. Традиционно культурологи выделяют в качестве ее объектов орудия труда, средства производства, одежду, быт, жилище, средства сообщения — все то, что затем получило название искусственной среды обитания человечества и является процессом и результатом материальной деятельности человека.

Анализируя внутреннюю структуру материальной культуры в рамках материальной деятельности, следует, прежде всего выделить хозяйственную (экономическую) деятельность. Она имеет по характеру объекта двоякую направленность: ее объектами выступают и природа, и другие люди. Исходя из этого выделяют две области, образованные плодами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности людей, поскольку данные виды деятельности реализуются материально практически. Каждая из них, в свою очередь, дифференцирована.

7 стр., 3393 слов

Культура производства по уголовному делу

... других правовых норм. Культура производства по уголовному делу опирается на профессиональный уровень судьи или следователя. Более того, их высокий профессионализм можно рассматривать в качестве составной части культуры процессуальной деятельности. От того, ...

К первой области хозяйственной культуры относят, прежде всего, вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство: орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда, плоды сельскохозяйственного, ремесленного, промышленного производства.

Но самое главное — исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производительной деятельности общественного человека. Это то, что называют собственно культурой производства. В абстрактом виде она представлена в виде своего рода технологической карты. Возможности и потребности производства, заданные исторической преемственностью, творческий потенциал работников, возможность вбирания в себя опыта деятельности, теоретических достижений науки — все это также характеризует производственно-технологическую культуру.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/materialnaya-kultura/

1. Алексеев В.Г. Становление человечества. М.: Наука, 2013. 240 с.

2. Золкин А.Л. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 335 с.

3. Коськов М.А. Введение в культурологию. СПб.: Союз, 2013. 348 с.

4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Центр, 2014. 346 с.

5. Цивилизация, культура, личность. / Под ред. В.И. Келле. М.: Эдиториал УРСС, 2015. 224 с.