Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы — это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того чтобы следователь мог получить информацию от участников уголовного процесса, он должен вступить с ними в общение.
В данной работе рассмотрим особенности профессионального общения, составляющие лингвистической, коммуникативной, поведенческой компетентностей, роль делового общения в работе менеджера и руководителя.
Глава 1. Культура профессиональной речи.
1.1.Культура речи как основа профессионального общения.
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Культура профессиональной деятельности во многом определяет её эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.
Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий как, например, преподаватель, журналист, менеджер, юрист — ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.
Профессиональная культура включает:
- владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности
- культуру поведения
- эмоциональную культуру
- общую культуру речи
- культуру профессионального общения.
Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать своё психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.
«Средства развития культуры речи на х физики»
... прежде всего, отнести коммуникативно-обучающую деятельность, педагогическое общение на уроке физики, дидактическую речь, коммуникативно-обучающее умения. 1. Коммуникативно-обучающая деятельность Профессиональная деятельность учителя физики предполагает выполнение целого ряда функций, наиболее значимой ...
Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.
В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.
Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.
Культура профессиональной речи включает:
Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.
Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.
Таким образом, для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту важно в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества, способности, умения:
- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
- умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
- владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
- владение стилем профессиональной речи;
- умение определять цель и понимать ситуацию общения;
- умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
- навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
- высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
- умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
знание этикета и четкость выполнения его правил
Экскурсионная речь как профессиональный педагогический жанр учителя-словесника
... условия экскурсионного общения, от которых зависит качество экскурсионной речи учителя; определить ее место в системе речевых профессиональных для учителя жанров; выявить исходные знания студентов-филологов об экскурсионной речи, уровень сформированности умений создавать данный профессионально значимый речевой жанр: определить ...
1.2 Коммуникативная компетентность будущего профессионала
Компетентность специалиста в целом представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально- и личностно-значимых компетенций. В отношении коммуникативной компетентности как важной составляющей профессиональной и общекультурной компетентности личности можно сказать, что к настоящему времени еще не сложилось окончательного ее определения. В теории коммуникативной компетентности в основу эффективного межличностного общения кладется коммуникативная компетентность взаимодействующих партнеров. Коммуникативная компетентность в этом случае определяется как соответствующее практическое использование социального знания и социального навыка в контексте отношений. То есть компетентные отношения могут квалифицироваться как таковые, когда их участники в достаточной мере удовлетворены совместно определенным содержанием, мерой и формой контроля, а также способны и психологически готовы работать над их изменением или конструктивным прерыванием контакта. Так как любые отношения подвержены динамике, проходят периоды стабилизации и кризиса, и от партнеров взаимодействия требуется конструктивная работа по их созданию, что позволяет повышать уровень компетентности отношений.
Таким образом, коммуникативная компетентность может рассматриваться, как способность конструировать и творчески преобразовывать как ситуацию общения, так и собственную внутреннюю и внешнюю активность, направленные на позитивное экспериментирование в интерактивном пространстве.
Однако коммуникативная компетентность собеседников — это не единственный фактор успешного общения, поэтому чрезвычайно важно определить критерии эффективности общения.
В реальной действительности каждая из сторон общения (коммуникативная, перцептивная и интерактивная) не существует изолированно от других, они взаимосвязаны. Эффективное общение включает в себя и эффективный обмен информацией, и адекватное восприятие друг друга, и согласованное взаимодействие в совместной деятельности. Поэтому нецелесообразно преувеличивать роль одной из сторон общения.
В структуру коммуникативной компетентности включаются коммуникативная направленность, коммуникативные способности, коммуникативная информированность, индивидуальный стиль общения.
В соответствии с этим диагностируются следующие качества, необходимые для формирования коммуникативной компетентности:
Знания о законах и закономерностях коммуникации, социальной перцепции и интеракции, а также специфические знания об условиях, механизмах и приемах психологического воздействия и эффективного общения играют большую роль в развитии коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность включает в себя и коммуникативные умения. Термином «умения» обозначается владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Среди коммуникативных умений выделяются: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др.
Лингвистическое – показатель коммуникативной компетентности
... жить вместе? Таким образом, лингвистическое сочинение (лс) (пятый–шестой класс) вовлекает ребенка в лингвистический мир, делает ... такое качество, как полетность, умение отдавать звук. Но, возможно, слушателей привлекает и то, что ... лингвистического понятия, безусловно, свидетельствуют о лингвистической компетенции учащихся. В девятом, выпускном, классе 1. Язык жестов – дополнительное средство общения. ...
Группа интерактивных умений включает: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания.
К социально-перцептивным умениям относятся: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.
Коммуникативные способности можно трактовать двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность. В этом смысле понятие коммуникативной способности близко к понятию пропускной способности. Есть «гении» общения и есть люди, которые едва могут «соответствовать» самым простым коммуникативным задачам и самым привычным социальным ситуациям.
Люди различаются по своей коммуникативной одаренности так же, как они различаются по своей лингвистической, музыкальной, математической и другим видам одаренности. Однако подавляющее большинство, так или иначе, научаются говорить на родном языке, выполнять элементарные арифметические операции и узнавать знакомые мелодии. Можно предположить, что и современный человек достаточно одарен, чтобы развить в себе высокую коммуникативную производительность, даже если он не является врожденным «гением общения».
Способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в следующем: способность устанавливать социальные контакты с другими людьми; способность входить в разные роди, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информацией, способность сохранить в течение взаимного воздействия внутреннюю автономию, умение побуждать партнеров к изменению их поведения. Так, выделяются следующие способности в структуре коммуникативной компетентности:
- способность к оптимизации межличностных контактов;
- социальная сензитивность, проявляющаяся в адекватности восприятия, понимания и оценивания другого;
- влиятельность как система паттернов конструктивного проведения в общении;
- индивидуальный коммуникативный потенциал.
1.3 Взаимосвязь коммуникативной компетенции с имиджем делового человека
Об имидже и его роли в бизнесе и политике в последнее время говорят у нас все чаще и серьезнее. Необходимость обладания им становится все более очевидной. Именно деловой имидж позволяет создать первое впечатление о человеке. Такой имидж в данном случае – его фирменный знак, его внешняя вывеска. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет бизнесмена и общественная репутация политика.
Формирование культуры делового общения
... способствует повышению уровня культуры делового общения пользователей. Цель работы, Объектом нашей работы, Предмет работы, Гипотезой работы студенты осознанают смысл и ценность культуры делового общения в будущей ... требуют внесения корректив в учебно-воспитательный процесс вузов, готовящих кадры. Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является ...