«Что такое культура речи?» — вот главный вопрос, которому посвящена эта контрольная работа.
Еще в Древней Греции зародилось учение о культуре речи как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались указания, какой должна быть речь и чего нужно в ней избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, ясности, точности, логичности и выразительности речи, а так же советы по поводу того, как этого добиться. Кроме того, еще Аристотель призывал не забывать об адресате речи: «Речь состоит из трех элементов: самого говорящего, предмета, о котором он говорит, и лица, к которому он обращается и которое есть, собственно, конечная цель всего (я имею ввиду слушателя)». Таким образом, он обращал внимание на то, что риторических высот, красоты речи можно добиться только на базе владения основами речевого мастерства.
Следует подчеркнуть, что для античных исследователей речи главным являлось вовсе не правильность произношения. Это великолепно сформулировал Цицерон: «…Никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за оратора, а и за человека-то не считают…».
В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика» Н.Ф. Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Критика В.Г. Белинского расшатывала теоретические устои риторик первой половины XIX столетия. Однако в обществе, в среде передовых литераторов, юристов и ученных, не угасал интерес к красноречию. Место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы культуры речи как научной дисциплины.
В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Сформировалась новая область знаний, задачей которой является изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.
Сейчас мы рассматриваем культуру речи как часть культуры общения и культуры в целом, потому что культура речи определяется уровнем владения речью. Трудность описания культуры речи состоит в разнородности, разноуровневости и разномасштабности входящих в нее составляющих.
Русский язык и культура речи» : «Культура речи и эффективность общения
... своими гранями таким образом, как требуется этой именно эпохе. Из бесконечной практики речи рождается обновленный язык. 1. Культура речи Культура речи -- сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки ... о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д. Так, если кто то говорит другому -- Доброго здоровьица! -- то нет сомнения, что ...
1. Понятие культуры речи
В современной литературе фигурирует немалое число определений термина «культура речи» (синоним — «речевая культура»).
Для того чтобы разобраться в этом понятии, стоит привести некоторые из них.
Термин «культура речи» используется, с одной стороны, для обозначения конкретного явления социальной и языковой действительности, а с другой — для обозначения науки и учебной дисциплины, которая изучает данное явление.
Культура речи это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Другими словами, культура речи это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.
Культура речи — раздел лингвистики, в котором устанавливаются и обосновываются нормы устного и письменного литературного языка.
В культуру речи, помимо нормативной стилистики, включается регулирование «тех речевых явлений и сфер, которые ещё не входят в канон литературной речи и систему литературных норм» — то есть всего повседневного письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, различного рода жаргоны и т.п.
Культура речи — область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры.
Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом.
Как видно из данных определений, речевая культура не ограничивается понятием правильности речи и, по словам В.Г. Костомарова, не может быть сведена к перечню запретов и догматического определения «правильно — неправильно».
Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями, особенностями развития и функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую речевую форму. Культура речи вырабатывает навыки регулирования отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике.
2. Основные признаки культуры речи
Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, то есть позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.
Существует несколько главных признаков речевой культуры. Рассмотрим их.
Правильность.
Правильность речи — это соблюдение действующих норм русского литературного языка.
Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка — произносительными, грамматическими, стилистическими. Но правильность — только первая ступень подлинной речевой культуры.
Речевой этикет и культура общения
... с окружающими. поведение речевой этикет приветствие 1. Речевой этикет и культура общения 1.1 Признаки речевого этикета Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий ... речью. Это и педагоги, и врачи, и юристы, и работники сферы обслуживания и бизнесмены, и, конечно, родители. Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом -сложившейся в языке и речи ...
Коммуникативная целесообразность.
Понятие коммуникативной целесообразности высказывания уже упоминалось в данном разделе. Недостаточно говорить или писать правильно, нужно еще иметь представление о стилистических градациях слов и выражений, чтобы уметь употреблять их в соответствующих коммуникативных ситуациях.
Точность.
Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. В понятии «точность высказывания» выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания. Второй с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, отсутствием конкретности (высказывания типа «Кто-то кое-где у нас порой».
При отборе лексических средств рекомендуется учитывать следующие факторы:
- значение слова,
- его многозначность,
- сочетаемость с другими словами,
- эмоционально-экспрессивную окраску,
- стилистическую характеристику,
- сферу употребления,
- грамматическую оформленность, особенность аффиксов.
Несоблюдение основных критериев отбора лексических средств приводит к ошибкам в словоупотреблении. Наиболее типичными из них являются такие: употребление слов в несвойственном им значении; неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; плеоназмы и тавтология; смещение паронимов; ошибки в стилистической оценке слов; ошибки, связанные с сочетаемостью слов; употребление слов-спутников, слов в универсальном значении и др.
Логичность изложения.
Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения. Логичность мысли (или содержания высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина-следствие, сходство-различие и т.д.), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов за и против, сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу. Примерами нарушения логики высказывания являются известные фразы «В огороде бузина, а в Киеве дядька» или «Шел дождь и два студента, один в университет, другой в галошах». Нарушения логики речевого выражения часто проявляются также в неверном членении письменного текста на абзацы.
Ясность, понятность и доступность изложения.
Доступность изложения это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Ясность достигается путем точного, однозначного, правильного и мотивированного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций.
Примером нарушения ясности выражения и проявления двусмысленности является, например, предложение «В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют».
Чистота речи.
Непременное условие культуры речи — ее чистота. Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний или элементов, отвергаемых нормами нравственности. К таким элементам относятся слова-паразиты, которые появляются в речи при раздумье, в паузах, диалектизмы и просторечные слова, варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты), жаргонизмы, вульгаризмы (бранные слова).
Филология: слово – практическая деятельность – знание – область ...
... слова и человеческой мысли, смыслом культуры, — но не нагим смыслом, как это делает философия, а смыслом, живущим внутри слова и одушевляющим слово. Филология есть искусство понимать сказанное и написанное. Поэтому в область ... в тех вспомогательных дисциплинах филологии, которые не являются для нее специфичными. Филология, как мне представляется, никогда не станет «точной наукой»: в этом ее ...
Они засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.
Яркость, образность, выразительность речи.
Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовывает способ изложения, манера исполнения и т.п.).
Выдающиеся мастера слова всех времен, крупные общественные и политические деятели, известные ученые, лекторы уделяли большое внимание образности своих выступлений.
Богатство и разнообразие средств выражения.
Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Требование разнообразия средств выражения выполняется, когда говорящий или пишущий активно использует большой объем лексического запаса, большое количество синонимов.
Эстетичность.
Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными.
Уместность.
Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Очень хорошо отражает суть этого принципа поговорка «В доме повешенного не говорят о веревке».
3. Культура речи как культура речевой деятельности
Логическим продолжением и развитием понимания культуры речи является рассмотрение ее как культуры речевой деятельности в рамках общей культуры.
Речь — это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письменной фиксации), и результат этого процесса — то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.
Речь всегда представляет собой ответ на какой-либо стимул, и, в свою очередь, речевое действие вызывает тот или иной ответ. Следовательно, культура речи должна охватывать все эти компоненты речевой деятельности и их составляющие. А значит, с точки зрения культуры, в речи в первую очередь оцениваются:
Культура профессиональной деятельности
Рассмотреть культуру профессиональной деятельности. 2. Рассмотреть понятия «культура», «профессиональная культура». 3. Охарактеризовать проблемы культуры, возникающие в профессиональной деятельности. Методологическую основу работы составляют исследования процесса формирования профессиональной деятельности; лингвистические и методические исследования по проблеме функциональной стилистики; ...
- цель и средства ее достижения;
- речь как процесс (речевое поведение);
- речь как результат (текст).
Основные цели речи — информирование, выражение эмоций и чувств, воздействие — порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.
Главный критерий оценки любой деятельности — ее эффективность и оценка степени достижения деятельностью цели. При этом культура речи под ее эффективностью подразумевает, что результат не только будет соответствовать задуманному, но что цель, способы и средства ее достижения, а так же сам процесс речи и ее результат, будут соответствовать этическим, коммуникативным, эстетическим и другим нормам.
Итак, основными целями в речи являются:
- передача информации (информационная, информирующая речь);
- выражение эмоций, чувств, оценок (эмоционально-оценочная речь);
- оказание воздействия на адресата с целью доказательства той или оной точки зрения (аргументирующая речь).
Значит, ожидаемый результат информационной речи — это понимание содержания сообщения; эмоционально-оценочной — разделение эмоций и оценок, сочувствие — понимание психологическое, эмоциональное; аргументирующей речи — совершение адресатом действия, к выполнению которого его побуждали.
Для достижения желаемых результатов необходимо соответствующим образом организовать и реализовать сам процесс речи. Культура речи представляет собой не только выбор наилучшего языкового или речевого средства из существующих в данной ситуации вариантов, но и создание с их помощью цельного текста.
Следовательно, культура речи как процесс — это культура деятельности по созданию текста. Она включает в себя многие аспекты речи:
- культуру процесса речетворчества — процесса общения;
- культуру владения языком как основным средством речи;
- культуру владения несловесными средствами речи;
- культуру создания продукта речи — текста;
- культуру восприятия текста в процессе его создания в устной речи или как результата — в письменной речи;
- культуру ответного реагирования на высказывание;
- культуру отношения к письменным текстам и т.д.
Таким образом, речевая культура проявляется:
- в постановке цели речи с учетом определенных условий общения и этичности мотивов речи;
- в выборе средств достижения этой цели;
- в выборе форм ответной реакции на реальную или потенциальную речь собеседника.
Все составляющие речи, таким образом, можно рассматривать как элементы культуры речи, культуры общения и культуры в целом. Следовательно, культура речи представляет собой область проявления в речевой деятельности физической, материальной и духовной культуры личности и общества.
Заключение
Итак, культура речи — это, в конечном счете, культура общения, речевой деятельности, овладение которой предполагает высокий уровень развития общей культуры человека, то есть способность к культуре мышления, знание действительности, предмета речи, законов общения в целом и, наконец, законов, правил, норм использования средств языка для решения конкретной коммуникативной задачи.
По предмету «Культура речи» : «Текст. Средства связи предложения в тексте»
... тему текста. Примером параллельной связи между предложениями в художественном произведении является монолог Печорина: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на ... речевых стандартов - клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как ... сохранении насыщенности содержания. Разговорная речь - функциональный стиль речи, который служит для неформального ...
Одним из первых этапов освоения культуры речи является, на современный взгляд, осознание сути речевой деятельности, так как умение человека общаться, коммуникативная сторона его жизни, его социальный статус обеспечиваются умением создавать и воспринимать высказывания (тексты).
Текст является продуктом социального взаимодействия. А умение создавать и воспринимать тексты позволяет человеку утвердить себя как личность. Вторым же этапом можно назвать развитие и совершенствование механизмов речи.
Речь в результате всего должна точно, логично, выразительно, доступно передавать то, что замыслили автор того или иного высказывания. Если этого не происходит, то либо человек недостаточно ясно осознал замысел текста, его смысл, либо он не может найти слова, формы структуры, обеспечивающие понимание сказанного, а, следовательно, он не владеет необходимым уровнем речевой культуры.
В заключение стоит подчеркнуть, что уровень культуры речи во всей совокупности составляющих ее компонентов проявляется в процессе создания текста (высказывания).
Но для того, чтобы создать хороший текст, знаний и умений, связанных с культурой речи, недостаточно. Для этого необходимо знать законы создания текста, благодаря которым осознается путь от мысли к слову, безусловно, с учетом основных законов общения, норм коммуникативного и этического характера и других составляющих культуры речи.
Речь должна быть не только грамотной, соответствующей нормам, но и убедительной, эффективной, воздействующей. Законы создания такой речи разработаны в риторике.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-rechi-kak-razdelyi-lingvistiki/
коммуникативный лексический лингвистика
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс».1995г. — 576с.
2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. — М.: Гардарики, 2000. — 413с.
3. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» — 2-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 1988.