Основные социальные функции культуры

— это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Понятие культуры является социальной категорией, имеет свои особенности, структуру, и несет в себе некоторые социальные функции.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Важная особенность материальной культуры – ее неотождествленность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура

В материальную культуру входят:

1. культура труда и материального производства;

2. культура быта;

3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

4. культура отношения к собственному телу;

5. физическая культура.

Духовная культура в свою очередь выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Духовная культура

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

2. нравственную;

3. художественную;

4. правовую;

5. педагогическую;

6. религиозную;

искусству

Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций . Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке,в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, словеи в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и сᴨȇктакль в целом.

8 стр., 3720 слов

Основы здорового образа жизни

... к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть ... организма, насыщая каждую клетку по максимуму питательными веществами. Человек, выбирающий здоровый образ жизни, открывший для себя непревзойденные силы движения, однозначно говорит «нет» алкогольным ...

ретроценности,

Однако стержневой основой духовной культуры, выступает религия .В религии какформе духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Главное почти во всякой религии — это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оᴨȇрирует в основном коллективными представлениями и в связи с этим сплочение, и связь — главные ее регулятивы. Ценности религии принимаются сообществом единоверцев, в связи с этим религия действует, прежде всего, через мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающей действительности, жизненных целей, сущности человека. Основу религии составляет та или иная культовая система, т. е. система обрядовых действий, связанная с определенными представлениями о сверхъестественном и возможностью общения с ним. В ходе исторического развития в обществе происходит институционализация культовых систем, обретение ими формы той или иной организации. Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь — объединение верующих и служителей культа на основе определенного вероучения и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди котоҏыҳ на ᴨȇрвом плане — формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию ценностей, придает им святость и безусловность, это ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» — от земных и обыденных до божественных и небесных.

Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке , где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется сᴨȇциально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерᴨȇвает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, таким образом, наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя.

Самый важный результат научного прогресса — возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями — это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизующая сила, а культура — как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского, ноосферу — сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности. По этой причине современная культура не является гармоничной и сбалансированной. Противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешились и по сей день, в связи с этим, в определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технитизированные формы бытия человека противостоят внутренним началам (ценностям и идеалам) духовной сущности человека. Однако наука, порождая цивилизацию, связывается с культурой в целостное образование и уже современная история человечества без науки не представима. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она эксᴨȇриментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовы-вают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. В связи с этим можно говорить о том, что ценность научного знания пропорциональна его полезности. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание — сила!» — утверждал Ф. Бэкон.

8 стр., 3807 слов

Культура, ее типы и функции

... для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки. Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне ...

Но для каких целей, и с каким смыслом употребляется эта сила? На этот самый вопрос должна отвечать культура. Высшая ценность для науки — истина, в то время как высшая ценность для культуры — человек.

По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему. Эта экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Основные социальные функции культуры

На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции.

Адаптивная функция культуры

интегративная функция

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обесᴨȇчение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности — чувство «мы»;

— Однако солидарность между «нашими» может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к «чужим». Формирование групповой солидарности предполагает существование представителей кругов — «они». В связи с этим функция по интегрирования имеет своей обратной стороной дезинтеграцию людей, которая может вести к самым негативным последствиям. История свидетельствует, что культурные различия между сообществами нередко становились причиной противостояния и вражды.

9 стр., 4071 слов

Психика как категория науки и феномен внутреннего мира человека

... человек тем самым себя изменяет. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, так психология уже накопила много фактов о том, как ... высокий уровень общей культуры, особенно вербальной. ... созидающая человека. Можно выделить три основные функции психики: отражение ... на этом столе, даже не сделав глотка воды? Конечно, мне хотелось бы кофе… Иногда мне так хочется кофе, что я ...

коммуникативную функцию культуры

Функция социализации

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

Познавательная или гносеологическая.

Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира.

Регулятивная (нормативная) функция, Знаковая функция, Ценностная, или аксиологическая функция

Итак, что бы ни являлось основой функционального анализа феномена культуры, главное здесь то, что все богатство и целостность каждой культуры, формирует определенный способ осознания и мира, и бытия в нем. Результат этого сᴨȇцифического видения мира, в котором обитает человек, называется культурная картина мира— система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в этом мире. Так в конечном итоге смысловые связи, образованные благодаря культуре формируют те фундаментальные ритмы, образы и значения человеческой жизни, те пространственные и временные зависимости, которые составляют предпосылку культурного процесса.

Заключение

Итак, обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-kak-sotsialnyiy-institut/

1. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997. — 617с.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ — ДАНА, 1998. — 788с.

3. Краткая философская энциклоᴨȇдия. — М.: Прогресс, 1994. — 549с.

4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье).

— Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 608с.

5. Ор-лова Э.А. — В в е д е н и е — в социальную и культурную антропологию. М.: Прогресс, 1994, — 319с.

6. Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. — 1987. №6. с.12-15

7. Флиер А. Я. Культура как смысл истории //Общественные науки и современность. — 1999. № 6. с. 153—154.