харьков строительство революция усср
Город Харьков основан в середине XVII СТ., однако археологические находки свидетельствуют о том, что поселения здесь были еще в эпоху бронзы во ІІ тысячелетии до н. э. также здесь были найдены следы пребывания скифов (VI—III СТ. до н. э.) и сарматов (ІІ—І ст. до н. э.); поселения черняховской культуры (ІІ—VI СТ.) и славянский поселок Донец, известный и по летописям, и по «Слову о полку Игореве».
В ХІІ—XVII СТ. нынешняя территория Харькова была частью дикого поля, где господствовали половцы, а потом татары.
2. СТРОИТЕЛЬСТВО ГОРОДА-КРЕПОСТИ
В 1654 году на холме у слияния речек Харьков и Лопань началось строительство мощной крепости для защиты русских земель, и в частности Москвы, от набегов крымских татар. Крепость была построена украинскими переселенцами, которые, спасаясь от польской шляхты, оседали здесь с разрешения московского царя. Царь Алексей даровал харьковчанам значительные торговые льготы, которые способствовали стремительному росту богатств города и казацкие вольности.
Украинские поселенцы сооружали новые укрепления и несли оборонную военную службу. В 1655 г. В Харькове жило около 600 служилых людей, а всего населения было около 2000 человек. Часть жителей города занималась ремеслом и торговлей, но большинство селилось в Слободах и занималась земледелием.
Первый письменный документ о городе — «именной список жителей г. Харькова 1655 года», в котором значилось 587 взрослых жителей — мужчин, входивших в состав Харьковского казачьего полка.
Вокруг крепости появляются подгородные слободы — Залопанская, Журавлевка, Гончаровка, Панасовка и другие. В Харькове сооружаются каменные здания. До наших дней сохранилось одно из первых каменных строений — покровский собор. Построенный в 1689 году в северо-западном углу крепости, собор входил в систему оборонительных укреплении города. Покровский собор — один из лучших памятников украинской архитектуры XVII века.
Во время Российско-Шведской войны в связи с выступлением ивана Мазепы и восстанием донских казаков Петр І поручил усилить харьковские укрепления. У 1660—1662 гг. Были достроены прежние пригородные укрепления, а в старой крепости созданы новые.
В 1724 году в Харькове уже были 61 улица и 1300 дворов.
3. РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА, ТОРГОВЛИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Со временем Харьков стал выделяться из числа полковых центров Слободско-украинской губернии. постепенно город превращался в крупный центр ремесла и торговли на юге России, чему в немалой степени способствовало его выгодное географическое положение на скрещении торговых путей, идущих из Москвы, Петербурга, Киева в Крым и на Кавказ. в XVIIІ ст. разрослись харьковские ярмарки (4 раза в год).
Тольятти – мой любимый город (от имени жителя) (сюжет произведения)
... годы и стал итоговым произведением в жизни автора. В произведении освещаются многие темы, в том числе идея истинного творчества. Она прослеживается на Сочинение Тольятти – мой любимый город (от имени жителя) Тольятти – мой ... и наконец, знаменитый ВАЗ. Строительство ВАЗа вызвало значительный приток населения в город – ведь новому большому заводу требовались рабочие. Город делится на три района ...
сюда привозили товары из балтийских портов и центральных районов России, из Крыма, Херсона, Киева, Польши, Силезии, Молдавии и немецких городов. товарооборот одной только крещенской ярмарки в 1800 году достиг 10 миллионов рублей, увеличившись спустя 50 лет в 2,5 раза. в середине xix века товарооборот харьковских ярмарок составлял почти 50 процентов товарооборота всех ярмарок на Украине.
В конце XVIII — первой половине XIX века в городе появляются мануфактуры, возникают первые фабрики и заводы. Уже в 1810 году работали медеплавильные и металлообрабатывающие мастерские, в 1820 году — шерстомойка, в 1835 году — чугунолитейный завод, в начале 40-х годов — спичечная фабрика. В 1846 году дал первую продукцию чугуно- и меднолитейный завод, оборудованный двумя паровыми машинами. Накануне отмены крепостного права в Харькове действовали три меднолитейных, два чугунолитейных и дроболитейный заводы, четыре шерстомойки, две мыловарни, три предприятия по обработке кожи, пять свечных заводов, десять каретных мастерских, три кирпичных завода, пять табачных фабрик, две воскобойни, маслобойня, завод по изготовлению белил и другие, на которых было занято около двух тысяч человек. Выработанная в 1855 году продукция оценивалась в 1 миллион 131 тысячу рублей.
4. ХАРЬКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ. КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
В 1765 г. Царское правительство отменило полковое самоуправление Харькова. Казаки становились военными поселенцами. Была создана административно-территориальная единица — губерния с центром в Харькове.
В последней четверти XVIII —первой половине XIX века был построен ряд зданий различного назначения, многие из которых сегодня известны как памятники архитектуры. Среди них первое крупное гражданское сооружение— губернаторский дом (ныне административный корпус украинского заочного политехнического института), построенный в 1770—1777 годах по проекту архитектора м. Тихменева; провиантский магазин, сооруженный в 1785—1787 годах по проекту архитектора ярославского; университетский корпус (ныне кинотеатр «юность») и здание бывшей первой гимназии (теперь 1-й индустриально-педагогический техникум), возведенные в первой половине XIX века по проекту архитектора е. Васильева. В центре университетской горки взметнулась ввысь на 89,5 метра величественная пятиярусная колокольня успенского собора (1821—1844 гг.), построенная по проекту архитектора е. Васильева в честь победы русского народа над французскими захватчиками в отечественной войне 1812 года.
Значимым событием в истории города Харькова является основание в 1805 году харьковского университета. Здесь преподавали такие известные ученые, как выдающийся филолог Потебня, лауреат нобелевской премии мечников, а среди студентов университета числился, в частности, основатель современного польского государства Юзеф Пилсудский.
История всемирной литературы. 19 век. первая половина. Эдгар По
... стихотворения разного достоинства. Томас Элиот как-то заметил, что из всех стихотворных сочинений Эдгара По «лишь полдюжины имели настоящий успех. Однако ни одно стихотворение, ни одна поэма ... оставался «мир сновидений». «Истина бытия» была достоянием прозы. Эдгар По начал писать прозу в 1831 г. За восемнадцать лет он написал две повести («Повесть о приключениях Артура ...
При университете была открыта одна из первых типографий Харькова, в которой печатались книги, газеты и журналы. Первая газета — «еженедельник», основанная по инициативе группы преподавателей университета, начала издаваться в 1812 году. С 1817 по 1824 год печаталась газета «харьковские известия», а с 1838 года стала регулярно выходить газета «харьковские губернские ведомости». В 1816 году начали издаваться журналы — первый на Украине журнал сатиры и юмора «Харьковский Демокрит», основанный известным украинским писателем г. Ф. Квиткой-Основьяненко совместно с профессором и. И. Срезневским и студентом в. Масловичем, а также журнал «украинский вестник». В 30-х годах xix издаются литературные сборники «Украинский альманах» (1831 Г.) и «Утренняя звезда».
В XIX столетии в Харькове было основано 4 гимназии для юношей и несколько средних школ для девочек. В 1873 году открыт ветеринарный институт; в 1885 году — технологический институт. Во второй половине XIX века открывались профессиональные школы: торговые, технические, музыкальные, железнодорожные. В 1867 году в Xарькове создана своя судебная палата.
Харьков — один из старейших театральных городов украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий театр открылся в 1791 году. В 1816 году на театральной площади на месте нынешнего здания института усовершенствования учителей (угол улицы пушкинской и театрального спуска) было построено деревянное здание театра, в котором на заре своей сценической деятельности, в 1816—1818 годах, работал великий русский актер м. С. Щепкин.
5. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Во второй половине XIX века, когда после отмены крепостного права Россия стала на путь капиталистического развития, Харьков начинает развиваться как крупный промышленный центр страны. В 1869 году железная дорога связала его с Москвой, Петербургом и Ростовом, а с постройкой Харьково-Севастопольской, Харьково-Николаевской и юго-восточной (Балашовской) железных дорог город превратился в один из крупнейших железнодорожных узлов России.
Близость к Донбассу и Криворожью с их развивающейся каменноугольной и железорудной промышленностью, повышение спроса на машины для нужд сельского хозяйства определили основное направление развития промышленности Харькова. Им стало машиностроение и металлообработка. В городе возникает ряд металлообрабатывающих и литейных заводов, среди которых чугунолитейный завод (ныне «красный октябрь»), построенный в 1870 году; завод сельскохозяйственных машин Гельферих-саде (ныне «Серп и молот»), выпустивший в 1882 году первые сельскохозяйственные машины; паровозостроительный завод (сейчас транспортного машиностроения имени в. А. Малышева), основанный в 1895 году, и другие. С 1871 по 1899 год количество промышленных предприятий увеличилось более чем в три раза. На 259 заводах и фабриках было занято 11 608 человек. Значительного развития достигло ремесленное производство: в 1904 году в городе было 22785 ремесленников.
6. КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВЕКА
К концу XIX века Харьков стал крупнейшим интеллектуальным, торговым и промышленным центром юга российской империи и одновременно центром революционного движения. в 1900 году в Харькове, впервые в России, состоялась первомайская демонстрация.
Харьков театральный
... было уже четырнадцать). Созданный в Киеве в 1922 году, переведенный в Харьков в 1926 году, в городе открывается удивительный театр руководителем которого стал талантливый режиссер и актер ... сельский самодеятельный театр. Театральная жизнь Харькова XX века - одна из самых ярких страниц культурной жизни города. Бурные события буржуазно-демократической революции 1917 года превратили Харьков в столицу ...
Численность населения с 1800 по 1917 год возросла почти в 30 раз и в 1917 году составляла 297 тыс.
К началу XX века Харьков превращается в крупный промышленный центр и железнодорожный узел. В 1904 году в городе насчитывалось 1200 предприятий, где было занято свыше 17 000 рабочих. С учетом кустарных предприятий численность рабочих составляла 45 тыс., в том числе 28 000 ремесленников.
В 1914 году Харьков занимал территорию около 10 тысяч гектаров. Велись работы по благоустройству города. На центральных магистралях строились мостовые. В 1871 году в Харькове на смену масляным фонарям пришли газовые, а в начале XX века — электрические, которые были установлены на центральных улицах и площадях. В 1881 году проведена первая линия водопровода, а в следующем году проложена первая линия городской конной железной дороги (так называемая конка) от привокзальной площади до здания биржи (угол нынешних площадей конституции и независимости).
В 1897 году в Харькове была построена первая электростанция; позже появилось трамвайное сообщение. Линия электрического трамвая была проложена по Петинской (ныне Плехановской) улице. Позднее трамвайное движение началось по Клочковской, Панасовской (ныне Котлова), Пушкинской и Грековской улицам. Однако конка в центре Харькова существовала еще длительное время.
7. ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ
Во время революции в 1917 году, когда власть была в руках временного правительства, местная власть — в руках губернского комиссара, городской думы, земств. 3-й универсал центральной рады распространял ее власть на Харьковщину. Но близость России, в которой власть захватили большевики, и Донбасса, где они также фактически захватили власть, плюс слабость украинских сил решили судьбу города. В конце ноября 1917 года в Харьков прибыли красноармейцы из России и матросы из Прибалтики. Они вместе с местными большевиками обезоружили войска центральной рады и российские антибольшевицкие силы.
После брестского мирного договора немецкая армия и украинские войска в апреле 1918 года освободили Харьков от большевиков. В ноябре 1918-го временно власть в Харькове захватили войска директории УНР, но в январе 1919 город опять захватили большевики и тут действовало советское правительство Украины до июня 1919 года, когда город заняли российские белые войска генерала Деникина, которые находились тут до середины декабря 1919-го. После окончательной победы красных над Деникиным в Харьков вернулось третье украинское советское правительство, которое объявило Харьков столицей УССР.
В годы революции и гражданской войны Харьков очень сильно пострадал, город многократно переходил из рук в руки, а государственный большевистский ЧК, один из самых страшных в стране, истребил тысячи горожан.
8. ХАРЬКОВ И УССР. ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА
После окончания гражданской войны Харьков был провозглашен столицей украинской советской социалистической республики и начался самый блестящий период в истории города. Именно здесь жили и работали деятели, которые стали классиками украинской культуры, писатели Олесь Гончар и Остап Вишня, поэты Владимир Сюсюра и Павло Тычина, театральный режиссер Лесь Курбас и кинорежиссер Александр Довженко. В Харькове начинали свою карьеру такие звезды первой величины, как эстрадные певцы Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, композитор Исаак Дунаевский и многие другие.
Формы сопротивления тоталитаризму в России. Антисталинский протест 20-50-х гг
... масс. Характеризуя эту модель в 1987-1988 гг., А.Бовин, В.Киселев отмечали тотальную централизацию власти, административно-командные методы управления, произвол, сужение гласности, ... механизмами представительной парламентской демократии, обеспечивающими четкое разделение исполнительной и законодательной власти, независимость суда» Однако, представлялось нереальным, спорным положение статьи о развитии ...
В это же время в городе были проведены колоссальные по объему работы по благоустройству Харькова, венцом чего стало строительство первого высотного здания в СССР — Госпрома и одной из крупнейших площадей мира. В 1931 году в Харькове — впервые в мире — был расщеплен атом лития, что положило начало атомной эпохе в истории человечества. Именно тогда в городе работали всемирно известные физики Иоффе и Ландау.
Тогда же были построены новые и реконструированы некоторые старые заводы, заложены новые жилые комплексы и студенческий городок, продлены трамвайные линии, пущены автобусы и троллейбусы. В 1931 г. Дал первую продукцию харьковский тракторный завод, станкостроительный (1933), турбинный (1934).
Увеличили объем продукции дореволюционные: электромеханический, металлообрабатывающий, транспортного машиностроения и другие.
В 1931 году появился новый вид коммунального обслуживания — теплофикация. Большое внимание уделялось внутригородскому транспорту. Широкое развитие получило трамвайное сообщение, связавшее десятками маршрутов все основные районы города. В 1940 году протяженность трамвайных путей составляла 132 километра. В 1939 году в городе начала действовать первая троллейбусная линия.
9. ГОДЫ ВОЙНЫ. ОККУПАЦИЯ
Перед наступлением немецкой армии некоторые предприятия были эвакуированы, остальные уничтожены. Фашисты вошли в город 25-го октября 1941 года.
Под оккупацией немецких войск город пробыл 22 месяца. В феврале 1943-го года предпринимались попытки освободить Харьков, но окончательно советские войска освободили город лишь 23 августа 1943 года. От голода и репрессий захватчиков количество жителей Харькова уменьшилось с 900 тысяч до 300 тысяч человек. И здесь также впервые в мировой истории состоялся открытый процесс над военными преступниками, ставший прелюдией нюрнбергского процесса.
Харьков в результате войны оказался одним из самых разрушенных городов Европы, были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезены в германию многочисленные художественные ценности, а пустыри и развалины на месте разрушенных кварталов напоминали горожанам о войне вплоть до середины 60-х годов.
10. ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ. ХАРЬКОВ СЕГОДНЯ
После освобождения города от фашистов постепенно начинается восстановление и реконструкция разрушенных зданий города. Был восстановлен ряд старых заводов и построены новые. Город стремительно рос, были возведены новые жилые кварталы: Салтовка, Павловое поле, Рогань, Алексеевка, Холодная гора, Красная Бавария.
Важным событием в жизни города стало открытие в 1975-м году харьковского метрополитена длиной 18 километров с 13-ю станциями.
В советское время Харьков занимал третье место в СССР по количеству высших учебных заведений. Сейчас город Харьков — второй в Украине по численности населения (полтора миллиона жителей).
Таким образом, за свою историю Харьков прошел путь от полкового города-крепости до крупного индустриального центра восточной Европы. Выгодное природно-географическое положение, образовательный, научный и кадровый потенциал на протяжении всей истории города создавали надежную основу для поступательного развития, для сохранения преемственности. История города Харькова — яркий пример сочетания разнообразных факторов, которые на тех или иных этапах обусловливали как специфику города, так и перспективы его. Город продолжает развиваться и на сегодня является вторым по важности городом Украины.
История и культура Донецка
... города готовят работников культуры и искусства для города, области, Украины. Донецкий Государственный академический Русский театр оперы и балета одно из крупнейших культурных учреждений города и области имеет интересную историю ... рук, в Донбасс хлынули Одним ... городе артистами труппы Первого Украинского Краснозаводского рабочего театра, которая прибыла к нам полным составом из Харькова в 1933 году. ...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-harkova-v-veke/
1. История и развитие Харькова // http://tvoj.kharkov.ua/history/hst.php?r=3 (дата обращения: 13.05.2014 г.)
2. История города Харькова // http://tvoj.kharkov.ua/history/hst.php?r=3 (дата обращения: 13.05.2014 г.)
3. История Стольного Града Харькова // http://svtyr.narod.ru/histori.htm (дата обращения: 13.05.2014 г.)
4. История Харькова // (дата обращения: 13.05.2014 г.)