Соотношение понятий «компьютерное искусство» и «компьютерный дизайн». Компьютерный дизайн мультимедийных изданий

Компьютерные технологии всё глубже проникают во все сферы человеческой деятельности. Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Хорошо это или плохо, но она, пишет автор, представляет собой силу, которая не просто трансформирует жизнь целых сообществ, но способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми».

компьютерного искусства

Философско- культурологический и искусствоведческий анализ проблемы

В своей диссертации «Эстетические потребности личности в сфере мультимедийной культуры» Б.В. Светлов указывает на объективность возникновения мультимедийных технологий в соответствии с законами развития культуры и особо отмечает большое значение мультимедийных технологий в развитии культуры современной Беларуси [1].

В диссертации на получение степени кандидата философских наук А.А. Останина «Дизайн, компьютерный дизайн: культурологическая интерпретация» вводится терминология компьютерного дизайна, увязанная со сферами его применения и определяются три таких сферы и, соответственно, три разновидности компьютерного дизайна: «компьютерный дизайн предметного мира», используемый для создания мира вещей; «компьютерный виртуальный дизайн», когда дизайн используется в продуктах, представляемыми самими компьютерами, телевидением, кино, видео; «компьютерный дизайн симуляторов», который реализуется при создании издательской продукции, произведений искусства и рекламе [2].

В диссертации на получение степени кандидата философских наук П.И. Браславского «Технология виртуальной реальности, как феномен культуры конца ХХ – начала ХХI веков» культуролог указывает, что виртуальная реальность принадлежит к тем знаковым достижениям науки и техники, с появлением которых связывают изменения во многих областях человеческой деятельности [3].

4 стр., 1747 слов

Культура, как предмет философского анализа

... Цель данной работы: рассмотреть культуру как предмет философского анализа. 1. Понятие культуры. Понятие культуры принадлежит к категориям общеисторическим ... созданием и массовым внедрением информационно-компьютерных систем, оказывается способной вслед за ... дизайн). Все это свидетельствует о целостности культуры как общественного явления, н присущий в связи с этим культуре атрибут системности как ...

В диссертации на получение степени кандидата искусствоведения М.В. Филиппова «Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре» автор выводит основные композиционные принципы скрин-дизайна: принцип метаморфозы, принцип монтажа, принцип контекста., а также даёт аксиологическое определение скрин-дизайна [4].

В диссертации на получение степени кандидата искусствоведения Л.Н. Турлюн «Компьютерная графика, как особый вид современного искусства» автор выделяет три группы компьютерных художников: сочетающие традиционные приёмы живописи и графики с компьютерными технологиями; основанные исключительно на компьютерных технологиях; сочетание природных мотивов и вещественных исходных данных (фото, растения, фактуры кожи, льда, камни и т.п.) в создании коллажа [5].

В диссертации на получение степени кандидата искусствоведения М.В. Демидовой «Проектирование визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа» разработана научно-методологическая основа проектирования визуально-звуковой композиции в дизайне на примере мультимедийных изданий и были выявлены следующие основные принципы проектирования при создании визуально-звуковой композиции в дизайне мультимедиа: принцип целостного формообразования объекта, принцип системной информативности, принцип формализованного содержания, принцип динамического развития [6].

Анализ научных работ по данной тематике показывает достаточно глубокую и разностороннюю разработку многих проблем в этой области. Однако вопросы определения сущности понятий «компьютерное искусство» и «компьютерный дизайн» и их соотношения лишь косвенно затрагивались в контексте соответствующих исследований, а комплексно и целенаправленно не разрабатывались.

Компьютерное искусство и компьютерный дизайн.

Компьютерное искусство (также цифровое искусство, дигитальное искусство) — творческая деятельность, основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме.

Хотя термин может применяться к произведениям искусства, созданных изначально с использованием других медиа или отсканированных, он всегда относится к произведениям искусства, которые были модифицированы при помощи компьютерных программ.

На данный момент понятие «компьютерное искусство» включает в себя как произведения традиционного искусства, перенесённые в новую среду, на цифровую основу, имитирующую первоначальный материальный носитель (когда, например, за основу берется отсканированная или цифровая фотография), или созданные изначально с применением компьютера, так и принципиально новые виды художественных произведений, основной средой существования которых является компьютерная среда.

В процессе развития «компьютерного искусства» определились два разных направления в использовании компьютеров. Исторически первым развилось направление, при котором пользователь-художник инициирует выполнение на компьютере определённой программы и заранее может не знать, что получится в результате. Здесь компьютер генерирует (порождает) изображения и фактически выступает в роли «творца». Первые произведения этого направления компьютерного искусства создал в начале 50-х годов ХХ века американский математик и художник Бен Лапоски, который в свободное от электрофизических экспериментов время, начал создавать композиции под названием «Электронные абстракции» (или «oscillons», «Осциллоны») при помощи электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) осциллографа [7].

34 стр., 16981 слов

Обучение книжной иллюстрации старших школьников на х компьютерной графики

... компьютерной графики призван привить ученикам любовь к изобразительному искусству, дизайну, подтолкнуть их к выбору изобразительного искусства как ... годов. Это было связано с возникновением персональных компьютеров, доступных на Западе практически каждому. Ряд уникальных свойств, которыми обладает данный вид искусства, ... для ознакомления с компьютерной графикой. Работы, выполненные в редакторе ...

В дальнейшем, полученные изображения были записаны на высокоскоростную пленку. Создание «электронных абстракций» Лапоски называл «визуальной музыкой». Феномен этого направления компьютерного искусства привлёк внимание учёных и в 1968 году Джорджем Нисом была защищена в институте Макса Бенса (Штудгарт, Германия) первая диссертация в данной области «Generative Computergraphik» («Генеративная (порождающая) компьютерная графика»).

Макс Бенс назвал это новое направление «künstliche Kunst» («искусственное искусство») [8].

Второе направление предполагает, что художник использует компьютер в качестве универсального инструмента, объединяющего в себе функции палитры и холста. При решении сложных творческих задач дизайна эти два подхода часто используются одновременно, позволяя объединить в одном проекте мастерство художника и компьютерные эффекты. Это направление обычно называют компьютерной графикой. Начало эры компьютерной графики принято отсчитывать с 1963 года, когда Иван Сазерленд представил на конференции Fall Joint Computer Conference программу для интерактивной работы с компьютерной графикой Sketchpad, которая была предназначена для рисования специальным световым пером на поверхности экране монитора, что практически впервые позволяло художнику рисовать при помощи компьютера. В начале 1960-х американский художник Чарльз Зури создаёт свои первые работы в области компьютерной графики.

В 1971 году Герберт Фрэнк публикует в Германии первую книгу по компьютерному искусству «Компьютерная графика – компьютерное искусство («Computer Graphics — Computer Art»).

В 1988 году в г. Утрехт (Германия) проводится Первый международный симпозиум по электронному искусству. В 1992 году в Нью-Йорке (США) был открыт первый Digital Salon (цифровой салон).

В 1995 году состоялась первая конференция по CADE в Брайтоне (Великобритания).

И, наконец, в 1998 году Вольфганг Лайзер основывает Музей Цифрового Искусства, что можно считать полным признанием компьютерного искусства, как вида искусства.

Компьютерный дизайн определим, как область дизайна, в которой в качестве основного инструмента художественного конструирования и проектирования используется компьютер или, при некоторых допущениях, – это использование возможностей компьютерной графики в целях дизайна. Ключевым понятием, определяющим особенного этого вида художественного творчества в словосочетании «компьютерный дизайн» является понятие «дизайн». С возникновением и развитием компьютерной графики, художники-дизайнеры одними из первых начали её использовать в своём творчестве, и компьютерный дизайн в настоящее время применяется практически во всех областях дизайна.

Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических возможностей дизайнера. Для этого сегодня созданы специальные проектные пакеты художественно-графических и инженерно-конструкторских программ, включая трехмерную графику и мультипликацию. Специализированные дизайнерские программы способны заменить порой целую армию смежных специалистов. Они не только проводят точные расчеты, определяя форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, не только создавать виртуальные образы формы проектируемого объекта и проверять её функционирование, в том числе, и в экстремальных условиях.

11 стр., 5041 слов

Ландшафтный дизайн (2)

... задач. Эти задачи и решаются при проектировании и строительстве объектов ландшафтного дизайна. ландшафтный дизайн композиция регулярная 1. Регулярные цветочные композиции Цветочные композиции подразделяются ... композицию может быть включен водоем правильной или неправильной формы. В качестве основного растительного материала используется газон, цветы. Инертным материалом служит песок, ...

Компьютерный дизайн мультемидийных изданий.

Введём новое понятие в рамках данной работы: «компьютерный дизайн мультемидийных изданий», который будет считать современным направлением в развитии дизайна. Для доказательства правомочности такого использования понятия «дизайн» в данном контексте, рассмотрим различные его определения и проанализируем, насколько им соответствует понятие «компьютерный дизайн мультемидийных изданий».

Дизайн — это сложный многоступенчатый процесс, который посвящен созданию (описанию, изображению) модели некоего еще не существующего явления, объекта, прибора с наперед заданными характеристиками или свойствами. И как столь обширный, многогранный вид деятельности строиться на основе системы знаний целых наук.

Существует множество частных определений дизайна, приводимых учёными разных стран.

В качестве объекта дизайна В.Ю. Медведев определяет «практически новое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено человеческое общение» [9].

В нашем случае также присутствует объект дизайна в качестве «нового изделия-системы» – это мультемедийное издание, являющееся сложной информационной системой.

Выделяя в качестве основного метода дизайна художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования В.Ю. Медведев указывает, что «оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, с учетом ситуации и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функции объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей) …» [9].

В дизайне мультемидийных изданий художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования выполняется средствами компьютерной графики, выступающей в качестве средства композиционного формообразования на основе тематики издания и визуального восприятия компьютерного дизайна, как явления, с учётом этнокультурных особенностей групп потребителей.