О русских богатырях — героях, подвиги которых сохранились навсегда в памяти нашего народа, мы узнаем из былин. Само название «былина», то есть быль, показывает, что речь в них ведется о том, что было, что имело место в жизни. Народ называл их еще «старинами», то есть песнями о старине. Былины появились в ранний период истории древнерусского государства, в XI-XII веках. Влиятельными городами тогда были на Руси Киев и Новгород. Поэтому действие былин чаще всего происходит имеено в этих городах.
В былинах киевского цикла события в основном происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира. Он посылает их с разными поручениями, обращается к ним за помощью, награждает их за службу, а иногда и наказывает за «непослушание». Поручения самые разные: съездить на охоту и привезти дичь к княжескому столу; добыть для князя невесту; отвезти дань татарскому царю; выступить соперником чужеземному богатырю. Никто, кроме богатырей или даже одного определенного богатыря, не может исполнить просьбу князя. Этот цикл называется Киевским или Владимировым. К нему относятся былины о Соловье Будимировиче, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче, Дунае и др. Даже, если действие в этих былинах непосредственно не связано с Киевом или с выполнением поручения князя Владимира, упоминание города или князя обязательно присутствует.
Цель исследования: проследить жизнь княжеского двора в былинах Киевского цикла.
Задачи:
Ознакомится с содержанием былин Киевского цикла.
Проанализировать как освещены в этих былинах образ князя Владимира и его супруги.
Изучить как описывается жизнь княжеского двора в этих былинах.
Для решения поставленных задач мною был изучен ряд литературы по данной теме: «Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии» (Составитель В.П. Авенариус); Б.А. Рыбаков «Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи», В.Я. Пропп «Русский героический эпос», В.Г. Мирзоев «Былины и летописи — памятники русской исторической мысли» и др.
Жизнь княжеского двора в былинах Киевского цикла
княжеский двор былина киевский
Одно из самых великих имен в судьбе Киевской Руси — Владимир Святой (Креститель).
Это имя окутано покровом легенд и тайн, об этом человеке слагали былины и мифы, в которых неизменно именовали его светлым и теплым именем князь Владимир Красное Солнышко. В то же время в древних летописях события, связанные с приходом к власти Владимира, описываются как невероятное зверство проявленное язычником. Но современные историки оценивают события с братоубийством и насилием иначе, указывая на то, что таков был закон того времени — правит сильнейший [3, стр. 58].
Персонажи и истории былин новгородского цикла
... киевскому князю Владимиру. Такое объединение, подчас внешнее и механическое, постигло большинство русских былин. Менее других испытали это новгородские. Но и они не избежали его вовсе. Новгородские былины ... или иначе - о трех былинных циклах - киевском, галицком и новгородском. К новгородским былинам относят сказания новеллистического содержания, а также былины-скоморошины и сказания калик. В период ...
Летописи называют его «Великим», потому что он провёл обряд крещения Руси. Если все житие князя Владимира окутано тайной, то его приход к христианству, крещение Руси вообще носит легендарный и почти мифологический характер. Летописи повествуют — князь Владимир Красное Солнышко прошел «испытание верой». Каждый день ко двору призывались проповедники от разных вер, слушая их проповеди и общаясь о вере, князь пришел в мысли, что православие станет верой его народа. И тогда на совете бояр (987 год) было принято решение о крещение — крещение по закону «греческому». Славен путь жизненный Владимира и отрицать этого нельзя. Именно он внес действительно поворотное событие в историю развития Руси. В то же время о причислении Владимира к лику святых споры идут, и по сей день. Прежде всего, это связано с неукротимой страстью киевского князя к женскому полу и пышным торжествам [3, стр. 96].
Эта личность встречается во всех былинах Киевского цикла, его еще называют Влалимирским. Общие их особенности состоят в следующем: действие происходит в Киеве или около него. В центре стоит князь Владимир. Основная тема — защита Русской земли от южных кочевников. Киев не просто место действия былин, а он воспет как центр русских земель: из Мурома, Ростова, Рязани, Галича едут богатыри на службу в Киев.
В былинах Киев, двор князя В. — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха. [4, стр. 25].
Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трех богатырей, действия и судьба которых тесно связаны.
В былинах образ князя не всегда положительный.
Владимир сам не участвует в походах и большей частью не выезжает из Киева.
Владимир поразительно труслив; его трусость обнаруживается при каждом столкновении с врагами: узнав, что к Киеву подступил с войсками Калин-царь, он начинает «ронять горючие слезы» и «утираться шелковым платком»; он жалуется, что некому постоять за веру, за отечество, за церкви Божии, за Киев-град, некому сберечь князя Владимира и его супруги Опраксы Королевичной; при наезде Идолища на Киев Владимир «убоялся»; когда наезжает заморский богатырь Соловников, Владимир кричит со страху.
Владимир проявляет в отношении к своим богатырям крайнюю неблагодарность или недоброжелательность. Илья Муромец, например, жалуется на то, что служил Владимиру тридцать лет, а «не выслужил слова сладкого, уветливого, приветливого, хлеба-соли мягкия». Пренебрежительно относится Владимир к этому славному русскому богатырю: за великие подвиги он награждает Илью куньей шубой, а других богатырей, меньше Ильи отличившихся, награждает городами с пригородами. Илья выражает пренебрежение к подарку. Тогда Владимир велит своим слугам «повести Илью на горы высокие, бросить в погреба глубокие, задернуть решетками железными, завалить чащей, хрящем-камнем». Осаждают Киев враги. Очень нужен Илья. Как ни просит Владимир Илью, обиженный богатырь непреклонен: не желает обнажать меч за обидевшего князя. Еле уговорили — и только потому, что разорение угрожало всему городу.
Мой любимый былинный герой 6 класс илья муромец
... заповедников. Мой любимый литературный герой — Илья Муромец Слайд 1 Мой любимый былинный герой — Илья Муромец Слайд 2 Илья Муромец – главный герой киевских былин. Илья Муромец – один из великих русских богатырей, он ... разруху. Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику ...
После этой истории Владимир кланяется Илье, просит прощения, уговаривает сесть во главе пиршественного стола. Описания этой сцены в различных списках былин разные: в одних Илья все же уезжает прочь и возвращается через много лет. В других — он дает себя уговорить, и сам Владимир лично подает ему кубок с медом.
То же самое и к Добрыне. Приказав Добрыне Никитичу освободить Забаву, дочь Путятичну из «пещерушки змеиной», Владимир угрожает срубить ему голову, если он не выполнит этого поручения. По простому наговору Владимир сажает Добрыню в тюрьму, а потом, чтобы сгубить его, отправляет в поганую Литву выправлять дани за двенадцать лет; во время отсутствия Добрыни сватает его жену за Алешу Поповича. Деспотизм и самодурство Владимира доводят некоторых богатырей до гибели: Владимир не верит богатырю Сухману, что он победил татарское войско и сажает его за это в погреб; богатырь так оскорбился эти поступком Владимира, что сорвал «маковые листочки» со своих кровавых ран и истек кровью.
Владимир жаден. Эта черта проявляется в отношении к богатствам Соловья-разбойника, которые он хочет захватить; но Илья не дает ему их и оставляет детям Соловья, чтобы было им, чем пропитаться до смерти и не ходить скитаться по миру.
Эти несимпатичные черты Владимира сильно возбуждают против него богатырей: они нередко ругают князя в глаза собакой, дураком, вором; решаются не служить ему больше; указывают ему, что, если бы не они, то не быть ему князем в Киеве.
При наступлении какой-нибудь беды, Владимир униженно просит богатырей, чаще всего Илью, заступиться за него и спасти его. Эти несимпатичные черты Владимира сильно возбуждают против него богатырей: они нередко ругают князя в глаза собакой, дураком, вором; решаются не служить ему больше; указывают ему, что, если бы не они, то не быть ему князем в Киеве.
В былине о Соловье Будимировиче Князь Владимир изображен как слабовольный правитель, который ради спасения способен отдать свою любимую племянницу неверному царишшу Грубиянишшу.
Былина принадлежит к эпическому циклу былин о сватовстве, «добывании невесты». В ней нет трагических столкновений, конфликтов, рассказ идет о чисто бытовых отношениях, это одна из самых оптимистических былин русского эпоса.
Соловей Будимирович подплывает к Киеву на двенадцати черных кораблях (в былинах все заморское — черное: черный шатер — у Дуная, черные корабли — у Соловья Будимировича) [5, стр. 23] поражает киевлян своими заморскими диковинками и песнями. В центре внимания здесь не князья как таковые, даже не Соловей, а именно процесс сватовства, обычаи и обряды, связанные со свадьбой, то есть жизненные общечеловеческие дела, одинаково близкие всем слоям населения».
В былине «Дюк Степанович» [6, стр. 123] молодой индийский боярин хвастаясь несметными богатствами своей страны вызывает возмущение князя Владмирира и его бояр. Дюк постоянно пытается показать свое превосходство перед киевлянами, насколько Киев беднее, насколько он уступает его городу во всем. Идет серия сравнений — как в Галиче и как в Киеве. Дюк высмеивает киевские мостовые: они «черной землей засыпаны», «подмыло их водою дождевою», и «замарал я сапожки те зелен сафьян»; мосты неровные, даже во дворце настланы плохо. Во дворце в Галиче иное дело:
Реферат былина как особая форма устного народного творчества
... устной передаче из поколения в поколение, приходится признать, что даже наши древнейшие записи Б. не сохранили Б. в их первоначальном содержании и форме. Более поздние записи былин, ... песни XVI и XVII веков» в его «Очерках народной словесности», т. III, М., 1924). Наконец в 1926—1928, ... других социальных классов и групп. Но так как былинная устная традиция сохранилась почти исключительно у крестьян, то ...
…построены мосточики калиновы,
А ведь столбики поставлены серебряны…
А ведь постланы сукна гармузинные. [1, стр. 85]
Убогости Владимирова дворца противопоставлена роскошь дворца Галича. За пиршественным столом сравнения продолжаются. Утонченный вкус приезжего богатыря не выносит киевских калачей, поскольку они плохо пахнут: нижняя корочка — кирпичной печью, а верхняя — хвоей, потому что их обрызгивали помелом из сосновых веток. К тому же тесто месят в сосновых бочках, обитых еловыми обручами. Не то что в Галиче:
У моей родителя у матушки
А построены ведь бочечки серебряны,
А обручики набиты золоченые,
Да ведь налита студена ключева вода…
Да и построены печки муравленые*,
У нас дровиа топятся дубовые,
А помялушки повязаны шелковые,
Да ведь настлана бумага — листы гербовые…
А калачик съешь — по другоем душа горит. [1, стр. 92]
То же самое — с вином: в Киеве оно и варится в неподходящей посуде, и хранится в обыкновенных погребах, так что оно задыхается. В Галиче и посуда другая, и хранится вино подвешенным на цепях: «чарку выпьешь — по другой душа горит».
Дюк сопоставляет богатство свое — и Киева: у него двенадцать погребов золота, серебра и жемчуга, и
На один я на погреб —
на красное на золото —
Скуплю и спродам ваш город Киев. [1, стр. 108]
Возмущенный Владимир посылает Добрыню проверить справедливость слов Дюка. Добрыня сталкивается с таким великолепием, с такими излишествами в роскоши, о которых он не мог и думать. В этих описаниях проявились характерные для Древней Руси понятия о дальних странах с несметными сокровищами и сказочной красотой. В городе «крыши как огонь горят» — от золотых кровель. Боярский двор — на семи верстах, с позолоченными заборами и столбами, с серебряными подворотнями. Здесь тридцать три терема златоверхих, с хрустальными крылечками. Интерьер — сказочный — с поющими царскими птицами, с росписями на потолках и стенах, изображающими солнце и все небо. Добрыня трижды ошибается, принимая за мать Дюка ее прислужниц — так роскошно они одеты. Сама матушка является вся в золоте и серебре, от нее расходятся лучи по всему городу. Мать открывает перед киевлянами погреба с несметными богатствами. Добрыня, вернувшись домой, признается Владимиру: чтобы набрать столько бумаги, чернил, перьев для описания богатств, надо было бы продать Киев с Черниговом. Поездке Добрыни в Галич предшествует состязание Дюка с киевским богатырем Чурилой. Чурила был известен как большой модник, щеголь. Чтобы защитить честь Киева, он вызывает Дюка на спор — кто кого перещеголяет в нарядах: в течение трех лет каждый день нужно выезжать в новом платье и на новом коне. В этом споре за Чурилу поручается весь Киев, за Дюка — один Илья Муромец. Чурила обувает «сапоги зелен сафьян» с острыми носами и пятками и на таких высоких каблуках, что под сапогом воробьи пролетают. Дюк же обувает лапти, но плетенные из семи шелков и украшенные самоцветным камнем, к тому же они «со свистом». Победа здесь явно за приезжим богатырем. Чурила надевает роскошную кунью шубу, отороченную золотом, серебром и жемчугом. На петельках шубы вплетены изображения девушек, на пуговицах вылиты молодцы, и при застегивании они обнимаются, а при расстегивании целуются. Но и здесь победа остается за Дюком: на его шубе
ГЕРОИ РУССКИХ БЫЛИН — ЛИТЕРАТУРА — Ы — Ы — Тинейджеры
... исследователи (см., например, примечания к былинам П.Д. Ухова и В.И. Чичерова в книге: Русские народные былины. М.: Детгиз, 1958), эпический образ князя Владимира в течение веков претерпевает изменения не ... зрения на происхождение главного русского богатыря. Так, в тексте былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» о действиях героя сказано следующее: "Он стоял за-утреню во Муроме, ...
Во пуговках литы люты звери,
Да во петельках шиты люты змеи.
Да брал он. Дюк…
Плётоньку шелковую,
Да подернул Дюк-от по пуговкам —
Да заревели на пуговках люты звери;
Да подернул Дюк-от по петелькам
Да засвистали по петелькам
люты змеи.
Да и от того-де рёву от звериного,
Да того-де свисту от змеиного
Да в Киеве старой и малой на земли лежат. [1, стр. 126]
Чурила, проиграв спор, не успокаивается и вызывает Дюка на настоящее богатырское состязание: нужно на конях перескочить Пучай-реку в одну сторону и потом в другую. Состязание это кончается для Чурилы полным позором: он вместе с конем, вооруженный, застревает посередине реки, а Дюк на полном скаку хватает его «за желты кудри» и вытаскивает на берег. Согласно законам богатырских поединков, Дюк готов отрубить побежденному голову, но за Чурилу вступается князь. Так Дюк победителем оставляет Киев:
И поехал Дюк ко городу ко Галичу.
И через стену махал прямо городовую
И через высоку башню наугольную.
И уехал Дюк во Волынь-землю богатую,
Во Волынь-землю и во славен Галич-град. [1, стр. 128]
Так, в былине показано отношение русского народа к иноземным богатствам, на фоне которых русская земля кажется бедной и неприметной. Сам князь в этой былине показан как правитель, болеющий за свою землю и своих людей, когда он заступается за Чурилу и просит Дюка оставить его в живых.
В былине повествуется о женитьбе Владимира и о женитьбе Дуная. Свадьба Владимира обычно предшествует свадьбе Дуная, или же справляется двойной свадебный пир.
Как и многие другие былины, данная начинается с пира у Владимира. Слово «пир» не всегда может пониматься буквально. Пир — часто не что иное, как своеобразная форма совещания Владимира со своими приближенными, носящего иногда военный характер. [5, стр. 63] В данном случае Владимир пирует, что бывает очень редко, не только со своими приближенными, но и со всем народом.
Во стольном городе во Киеве
У ласкова князя у Владимира
Было пированьице почестен пир
На многих князей, на бояр,
На могучиих на богатырей,
На всех купцов на торговыих,
На всех мужиков деревенскиих. [6, стр. 25]
С какой целью созван пир, это пока еще не ясно. Владимир держит себя не столько как глава государства и народа, сколько выступает в роли ласкового хозяина своих многочисленных гостей, между которыми он расхаживает. Владимир в этой былине показан молодым и богато одетым. На нем прекрасная соболья шуба, и он ею щеголяет.
Образ и характеристика князя василия курагина в романе война ...
... что ему за шестьдесят и возможно скоро и его черед. Ипполит Курагин Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, которая ... Сам князь Василий отзывается о своем сыне как о «покойном дураке». Сочинение про Василия Курагина Роман Толстого «Война и мир» является ... сцена в романе, в которой читателю вроде кажется, что всё-таки Василий имеет некоторые положительные черты. Когда ...
Он собольей шубочкой потряхивал. [6, стр. 28]
На его белых руках золотые кольца, и «он пощелкивает злачеными перстнями». У него русые или желтые кудри, и когда он проходит, он «потряхивает» ими. Такой образ Владимира, чрезвычайно яркий и красочный, характерен именно для этой былины и прекрасно вяжется со всем ее дальнейшим содержанием. Пир и в данном случае созван неспроста, а с определенной целью. На нем Владимир выражает желание жениться и спрашивает, кто бы ему мог указать невесту. Его щеголеватый облик обличает в нем жениха.
Все вы на пиру испоженены,
Я у вас один холост-неженат.[6, стр. 31]
На первый взгляд может показаться, что Владимиром руководят только чисто человеческие побуждения. Обычно он описывает, какую жену он хотел бы иметь, и эти описания интересны потому, что они показывают народные представления о русской женской красоте. Неизменно упоминаются: статная фигура, плавная походка, ясные глаза, черные брови, румяное лицо, и часто — коса до пояса, ум и тихая речь. Это образ величественной и умной, но вместе с тем скромной красавицы. Однако дело не только в том, что Владимир желает иметь необычайную красавицу. Во многих песнях прибавляется:
Да было бы мне с кем век коротать,
Да было бы с кем княжество держать.
Было бы кому нам поклонятися
Всем городом нам да всем Киевом. [6, стр. 38]
Речь идет, следовательно, не только о выборе невесты для Владимира, но и о выборе для Киева государыни.
Предметом песни служат не романические интересы, а интересы государственные. Необходимо отметить, что это — специфическая особенность русского эпоса. Тема сватовства — одна из самых распространенных в мировом фольклоре. Женятся герои, богатыри и короли всех народов, которые вообще имеют эпос. Но только в русском эпосе этот сюжет трактуется с точки зрения государственных интересов.
Князь выступает в разных былинах по-разному, где-то он трус, жадный и слабовольный, но где-то все же «светлый» и «добрыq», князь «Ясно Солнышко», справедливый и благородный государь. По видимому, это обусловлено неоднородностью отношения народа к этой персоне. Одни считали его посланником Господним, благодаря которому Русь стала православной, другие же видели в нем черты, не облагораживающие его. Возможно это произошло еще и потому, что сочинители былин старались как можно шире изобразить образ правителя в свое время. Так как былины писались в разное время и разными людьми, следовательно и отношение к нему было разным.
Двор князя в былинах также священен. Герои былин никогда не убивают врагов на княжеском дворе: Алеша Попович запрещает своему парубку отвечать на нападение Тугарина и «кровавить палаты белокаменные», в поле отвозит Илья Муромец для расправы Соловья-разбойника [1, стр. 121]. Так же священен был княжеский двор для язычников-поморян. Сходно относились балтийские славяне к своим святилищам даже во время войны, отчего и княжьи дворы, и святилища часто становились укрытием для тех, кому угрожала смертельная опасность. [5, стр. 86]
Заключение
Былинный образ Владимира прошел сложную историю, вначале он обрисован как князь, объединивший русские земли, при нем произошло крещение Руси. Все это было основой положительной оценки деятельности князя Владимира и привело к его идеализации, в былинах он назван «Красным солнышком». Но позднее на этот образ стали наслаиваться черты других русских князей, образ стал трансформироваться: он стал изображаться иронически, в нем проявились трусость, бессилие, он стал нарушать обычаи, стал данник Батыю. Владимир не герой былин, он бездеятелен, а характер его неопределен, он более имя, чем человек.
Ленский Владимир: образ и характеристика персонажа
... Владимир Ленский и Евгений Онегин Дружба Владимира Ленского и Евгения Онегина выглядела очень странным явлением в виду слишком значительных отличий этих героев. Да, нельзя не признать, что между ними есть и сродные черты. ... своего времени. И Ленский, и Онегин рано остались сиротами. Ни образ Ленского, ни образ Онегина не лишен благородства, которое, впрочем, в случае с Онегиным теряется среди ...
Неблагодарность, несправедливость и жестокость, как отличительные черты Владимира моглb возникнуть под влиянием того, что деятельность Владимира, в различных классах населения и в различных областях Киевской Руси должна была различно оцениваться, восприниматься и освещаться. Для одних групп населения и частей государства деятельность Владимира была выгодна, полезна и потому личность Владимира наделялась наилучшими чертами; для других групп населения или других частей государства деятельность Владимира была вредна и потому личности Владимира приписывали отрицательные черты.
Кроме того, когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Объясняется это тем, что образ князя Владимира в былинах — обобщённый, в нём «совмещены» также некоторые более поздние правители, но есть и ряд черт исторического Владимира Святославовича. Действительно, былинный образ Владимира прошел сложную историю. На него наслоились черты другого известного киевского князя Владимира Мономаха, а затем и ряда других князей [5].
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kievskie-knyazya-geroi-drevnerusskih-byilin/
1. Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии. Составитель В.П. Авенариус. \ Издание книгопродавца А.Д. Ступина. М.: 1902. — 419 с.
.Былины. — М.: Советская Россия, 1988.
.Пропп В.Я. Русский героический эпос. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1955.
.Рыбаков Б.А. Рождение Руси. — М.: АиФ Принт, 2003.
.Мирзоев В.Г. Былины и летописи: памятники русской исторической мысли. — М., 1978.
.Русские былины//http://www.byliny.ru.