В одном из произведений А.И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться — ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Конечно, не только А.С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.
Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего царствования.
Архитектура, скульптура, изобразительное и декоративное искусство России свидетельствуют о неоценимом вкладе, который внес русский народ в сокровищницу мировой культуры. Бесчисленные шедевры обнаруживают высокий художественный вкус русского народа, исключительное чувство пропорций, гармонии, колорита.
Обязанность каждого — знать все бесценное, что создали своим талантом выдающиеся сыновья России. Подлинное глубокое и серьезное знание художественного наследия — это понимание современности как органической части исторической жизни во всей ее сложности и противоречивости.
1. Образование и наука
К началу XIX в. в России был только один университет — Московский. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на шесть учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Однако в 1804 г. был открыт только один — в Казани, а в 1819 г. — в Петербурге. В начале XIX в. преподавание велось на латинском языке. Затем учебным языком стал русский. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Однако лицеи в основном сохраняли сословный дворянский характер.
К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. При Николае I были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.
Дизайн-образование. Современное дизайнобразование в России и ...
... «дизайнер». Она начала складываться в конце ХIХ века на фоне расширения сферы деятельности самого дизайна, в недрах художественной, архитектурной и технической практики. Первые дизайнеры имели, как правило, художественное образование, чаще архитектурное. ...
Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или дома.
В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».
Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Среди крестьян грамотность составляла около 5%.
Тем не менее среди русских ученых встречались и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.
Николай Иванович Лобачевский, Василий Владимирович Петров, Павел Петрович Аносов, Николая Ивановича Пирогова, Николаю Михайловичу Карамзину
2. Архитектура
Конец xviii и начало XIX века — это эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.
Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке классицизм почти не нашел отражения, зато в живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры.
Рост городов, обусловленный экономическим развитием страны, а также усилением мировых торговых связей и влияния России, вызвал интенсивное строительство, в процессе которого нашли свое дальнейшее развитие и осуществление те принципы ансамблевой застройки, которые были свойственны уже архитектуре XVIII века.
Стремительно разрастается в начале века столица России, Петербург. Численность населения города приближается к полумиллиону. Большие градостроительные работы, которые велись в русской столице этого времени, остаются примерами блестящего решения сложных архитектурных задач. Ансамбли улиц и площадей Петербурга в первой трети XIX века разрабатывал целый ряд талантливых архитекторов: А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Тома де Томон, К.И. Росси, В.П. Стасов и другие. В этот период русская столица окончательно получила строгий и стройный архитектурный облик, который принес ей славу одного из самых красивых городов мира.
Андрей Никифорович Воронихин
Императору понравился собор святого Петра в Риме, и он настоял, чтобы подобное сооружение было возведено в русской столице. По просьбе графа Строганова проектирование и строительство нового собора поручили никому не известному Воронихину.
Русские поэты первой половины 19 века список. Русская поэзия XIX века
... робкое дыханье...», в свое Слайд 1 Писатели и поэты 19 века 1. Аксаков С.Т. 2. Ершов П.П. 3. Жуковский ... всегда готовы стать нашей путеводной звездой. "Золотой век"... Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере ... является достаточно актуальной. 1. Золотой век русской поэзии: общая характеристика Двигателемразвития русской литературы ХIХ века, который продолжает "работать" и до ...
При возведении собора Воронихин творчески преобразовал городскую среду вокруг нового здания (была организована целая система площадей, получили архитектурное завершение улицы, выходящие к Невскому проспекту рядом с Казанским собором).
Таким образом, это строительство положило начало проникновению идей городского ансамбля в повседневную практическую деятельность зодчего.
Как того требуют каноны православной церкви, Казанский собор ориентирован главной осью с востока на запад, а к главной магистрали города — Невскому проспекту — должен был быть обращен его второстепенный, северный фасад. Воронихин, стремясь придать всему ансамблю величественное и ясное звучание, отодвинул сооружение на такое расстояние от красной линии улицы, которое позволило при всей протяженности и широком изгибе колоннад (111 метров) охватить его одним взглядом. Таким образом перед Казанским собором образовалась небольшая торжественная площадь, украшенная ныне фонтаном и памятниками героям войны 1812 года — М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (скульптор Б.И. Орловский, 1837).
Завершенный накануне Отечественной войны 1812 года, Казанский собор вскоре превратился в своего рода пантеон, здесь был похоронен Кутузов и хранились знамена, захваченные у французов во время войны.
Во втором своем крупном проекте — здании Горного института (1806-1811) — Воронихин обращается к более строгим классицистическим архитектурным формам, используя дорический ордер. Спокойная гладь стены здания института и выступающий на ее фоне мощный двенадцатиколонный портик с высоким фронтоном в своем контрасте создают величественный образ. Расположенный на набережной Невы недалеко от устья, Горный институт стал архитектурным акцентом, оформляющим въезд в столицу со стороны моря.
Андреян Дмитриевич Захаров
К практической деятельности Захаров приступил в 1800 году, став архитектором Гадчины, где наиболее известно его здание так называемого «птичника». Однако большинство проектов архитектора по разным причинам не было осуществлено. Главным произведением зодчего стало Адмиралтейство, по праву считающееся одним из самых выдающихся сооружений в петербургской архитектуре XIX века.
Адмиралтейство, одно из первых сооружений Петербурга, неоднократно изменялось и перестраивалось. Важным акцентом облика здания была построенная в первой половине XVIII века башня с золоченым шпилем (архитектор И. Коробов).
Захаров, по сути, перестроил Адмиралтейство заново, придав зданию выдающиеся эстетические качества а важное градостроительное значение. Особо выразителен контраст башни по сравнению с боковыми корпусами, умело закреплены углы трехчастными портиками и гармонично включен скульптурный декор. Статуи и рельефы Адмиралтейства посвящены мореплаванию, торговле, строительству Петербурга, победам российского флота. Башня Адмиралтейства — центральное звено всей композиции, ее монументальность выражена с предельной силой. Она играет первенствующую роль в системе окружающих здание площадей и сходящихся к нему проспектов.
Тома де Томон
Первой значительной работой Томона стала перестройка Большого театра в Петербурге. В 1801 году Томон приступил к проектированию Биржи, а 23 июля 1805 года состоялась ее торжественная закладка. Биржа огромный перекрытый на два ската параллелепипед, поставленный на высокий гранитный цоколь и охваченный со всех сторон тяжелой колоннадой греческой дорики, поднимающейся на две трети его высоты.
Евгения карпова меня зовут иваном. Выпускное . Ломает ли война ...
... своих произведениях Евгений Карпов. ^ Чтение рассказа «Меня зовут Иваном». Беседа по прочитанному: -Что случилось с героем рассказа, участником Великой Отечественной войны? (Работа с текстом) (Главный герой рассказа ... Карпов родился в 1919 году. До двадцати лет его сверстники оставались мальчишками, после двадцати ушли они воевать. Пройдя долгими верстами войны, писатель приходит к житейской ...
Карла Ивановича Росси, Василия Петровича Стасова
В зодчестве Москвы в начале XIX века значительную роль играли такие архитекторы как М.Ф. Казаков, Е.С. Назаров, И.В. Егоров. Опустошительный пожар времен отечественной войны 1812 года привел Москву в ужасающее состояние. Проведением восстановительных работ занималась Комиссия по восстановлению Москвы (1813-1843).
Одним из выдающихся памятников были: Триумфальные ворота (О.И. Бове), перестройка Московского университета (Д.И. Жилярди), дворец великого князя Михаила Павловича Остоженке (А.Г. Григорьев), здание Синодальной типографии (А.Н. Бакарев) и др.
3. Скульптура, И.П. Мартоса, Василий Иванович Демут-Малиновский, Иван Иванович Теребенёв, Борис Иванович Орловский, Самуил Иванович Гальберг, Федор Петрович Толстой, Николая Степановича Пименова, Петра Карловича Клодта
3. Живопись и графика
культурный духовный архитектура живопись
В начале XIX века в живописи сохраняется сложившаяся иерархия жанров. Важнейшей по-прежнему считается большая историческая композиция. В это время историческая живопись вступила в фазу зрелого классицизма и характеризовалась стремлением к простоте, ясности и строгой композиции.
Андрей Иванович Иванов, Алексей Егорович Егоров, Орест Адамович Кипренский, Василий Андреевич Тропинин, Николай Иванович Аргунов, Андрей Ефимович Мартынов, Степан Филиппович Галактионов, Алексея Гавриловича Венецианова, Карл Иванович Брюллов
Общественная обстановка, которая сложилась в первой половине XIX века, способствовала развитию в графике черт народности, гражданственных и патриотических идеалов. Первые шаги в области профессиональной изобразительной сатиры относятся к 1808 году (А.Г. Венецианов. «Журнал карикатур на 1808 год в лицах»).
Иван Алексеевич Иванов, Василий Федорович (Георг Вильгельм) Тимм
В искусстве иллюстрации прославился Александр Алексеевич Агин (1817-1875).
В лучшем и самом значительном произведении — «Сто рисунков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» — Агин подхватил беспощадную гоголевскую сатиру на крепостническую Россию.
5. Театр и музыка
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями).
Их театры превращались в общедоступные.
Михаил Семенович Щепкин, Михаила Ивановича Глинки, Александра Сергеевича Даргомыжского
Глинка и Даргомыжский не затмили талантливых А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и А.Л. Гурилева. Будучи композиторами-любителями, они создали прекрасные романсы. От их творчества ведет начало русский городской романс, наивный и трогательный.
Заключение
В первой половине XIX века на развитие искусства в России оказывали значительное влияние социально-исторические процессы — национально-патриотический подъем эпохи наполеоновских войн и зарождение антимонархического движения, которое вылилось в 1825 году в восстание декабристов. В живописи и скульптуре проявились романтические тенденции (портрет, исторический жанр), а к середине века усилилась демократическая направленность искусства (бытовой жанр).
Золотой век русской литературы: история, писатели и поэты
... Исторически важные события 19-го века Еще в начале Золотого века русской литературы была проведена новая ... изменения. Со временем произведения получили символический характер. Сочинение 2 Благородство – одно из тех ... человека, как морально чистые или безнравственные. История полна примеров соблюдения моральных правил и ... ёза является одним из символов великой России. Деревья, как золотом, покрыты жёлтой ...
Интенсивно развивается архитектура, в которой на протяжении нескольких десятилетий ведущим направлением остается классицизм.
В начале XIX века русский классицизм постепенно обогащается новым содержанием. Идеи героизма и патриотической доблести, популярные в обществе после победоносного завершения Отечественной войны 1812 года, находят свое воплощение в величественных архитектурных образах. По сравнению с классицизмом XVIII века наблюдается еще больший размах в решении градостроительных задач, усиление гражданственного содержания, мощь и простота форм.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/iskusstvo-rossii-pervoy-polovinyi-veka/
1. Александров В.Н. История русского искусства. Мн.: Харвест, 2004
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 1999
3. Зырянов П.Н. История России. М., 1994
4. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России. М., 1997
5. Ключевский В.О. Русская История. М.: Изд-во Эксмо, 2005