Массовые спортивно-
Последнее десятилетия характеризуется значительным увеличением числа проводимых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий на стадионах и других спортивных сооружениях. Именно этим объясняется значительный интерес к данной тематике и её актуальности.
Но чтобы нам подробнее познакомиться со спецификой этого жанра спортивной режиссуры, узнать как рождались те или иные новые творческие особенности решения, как шло развитие сценарно-режиссёрской мысли в построении спортивных праздниках на площадях, спортивных площадках и на стадионе, и как эта история влияет на сегодняшние перспективы жанра, мы можем, только углубившись в историю зарождения спортивного праздника как массово- художественного представления.
Физкультурно-спортивные праздники в СССР 20-30 годов.
Физкультурный парад 20-30 годов, достигнув вершины в своем развитие, утвердился как ведущая форма массовых спортивных зрелищ и праздников, заслужив горячее признание и любовь народа.
Становление спортивной режиссуры в России началось с Физкультурных парадов на площади. 25 мая 1919 года, по инициативе правительства Москвы на Красной площади был впервые проведён военно-физкультурный праздник. Бойцы Всеобуча прошли по площади с оружием, а часть их совместно с физкультурниками спортивных организаций впервые показала массовые гимнастические упражнения в движении. Этот исторический праздник, получивший высокую оценку Правительства, положил начало Физкультурным парадам- одной из форм массовых спортивных зрелищ, которая на долгие годы стала ведущей в стране. С 1924 года такие парады начинают проводиться ежегодно.
Характерной особенностью физкультурных парадов первых лет было то, что они проводились только в движении. Остановки на площади не допускались. Режиссёр в этих условиях был ощутимо ограничен в выборе средств и, естественно, организаторские способности руководителя колонны имели большое значение, чем его творческие и постановочные способности. Основные задачи режиссёра сводились к обработке парадного шага и равнения при прохождении колонны, а так же поиску оригинальной атрибутики для того, чтобы зритель смог безошибочно определить принадлежность колонны, к тому или иному коллективу.
Массовая и элитарная культура (2)
... предварительно необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества. Понятие массовая и элитарная культура на основании трех источников информации (Источник: Владимир ... исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, ...
Огромная массовость и разнообразие контингента участников, широта тематики, появление выразительных средств создавали благоприятные условия для творческого подъёма. Не случайно, Физкультурные парады того времени вызвали к себе повышенный интерес как специалистов в области спорта, так и деятелей различных областей культуры и искусства.
Особой популярностью Физкультурные парады пользовались в 30-е годы, они отличаются от самых первых парадов огромной численностью участников и зрителей. Это было вызвано бурным развитием физических культуры и спорта, великим энтузиазмом и интересом молодёжи к этой новой форме самовыражения и общения, способствующей проявлению свободного творчества масс, коллектива и личности одновременно.
Эти годы были очень плодотворны и для
В 1933г. Впервые в физкультурный парад были введены массовые гимнастические выступления. С появлением новых выразительных средств, массовые гимнастические выступления в своем развитии стали приближаться к уровню массовых гимнастических представлений и воспринимались уже ни как отдельная часть физкультурного парада, а как основное его содержание. В этом участвовали, только 2 делегации. Свободная колона физкультурников, крупнейших предприятий Москвы и колона студенток государственного центрального института ФКС. Этот Физкультурный парад поставил перед режиссурой новые задачи. Начался активный поиск выразительных средств. Появились новые виды массовых упражнений, а так же трансформирующиеся предметы, которые в процессе выполнения упражнений, большой массой участников внезапно для зрителей, изменяли цвет, форму, а вместе с этим, и свой первоначальный смысл функций. Композиция массовых гимнастических выступлений, стало отличаться красочными построениями и перестроениями.
Начиная с 1937 г. Физкультурные парады в Москве, становится всесоюзными повышается политическая значимость физкультурных парадов. Каждый из них посвящался какому либо, важному событию жизни страны, и следовательно, имел определе
В спорте каждое соревнование — праздник. Ведь здесь было все: и зрелищность, и эмоциональность, и драматичность спортивной борьбы. Но есть и традиционные массовые физкультурные праздники, имеющие свою историю.
С 18 июля 1939 г. по постановлению Совета Народных Комиссаров СССР проводится Всесоюзный день физкультурника. Именно тогда пришедшие к власти коммунисты начали пропагандировать хорошо известную нам идею — «В здоровом теле — здоровый дух». Этот праздник— признание большой общественной роли, которую играют физкультура и спорт в нашей стране.
Массовые праздники
... каждого участника данного мероприятия. Подготовка праздника на открытом воздухе требует обстоятельной разноплановой, целенаправленной работы главного режиссера. И чем более мелкого масштаба проводится мероприятие, тем больше функций возлагается на главного режиссера и на директора ...
Далее Физкультурные парады перекочевали с площадей города на стадионы, но всё это происходило постепенно. И теперь перед режиссурой впервые встал вопрос о возможности синтеза спорта и искусства, что в дальнейшем стало одной из главных отличительных черт массовых спортивно-художественных представлений на стадионе. Огромную роль в становлении жанра массовых спортивно- художественных представлений на стадионе сыграл Центральный институт физической культуры и спорта, ныне- Российский государственный университет физической культуры.
Физкультурные парады тех лет не имели завершающего действия- финального представления. Таким образом отсутствия смысловой логики, развития действия и раскрытия темы идеи, отсутствия сквозного режиссерского хода в представлении в целом были характерными чертами режиссуры до военных парадов. Это свидетельствует и о том, что функция главного режиссера как постановщика сводилось к минимуму.
В этот период, следует отметить роль деятелей искусства в развитие и становление на профессиональную основу новой формы массового спортивного театра. Совместная работа спортивных режиссеров с профессиональными режиссерами, балетмейстерами, художниками и композиторами, способствовало взаимному творческому обогащению. Результатом этого замечательного содружества было появление прекрасных композиций массовых гимнастических выступлений и спортивных праздников. Первым, кто испытал себя в этом новом перспективном жанре, и оказал неоценимую помощь молодым спортивным режиссерам были балетмейстеры и А. Моисеев и К. Я. Голейзовский. На протяжении многих лет замечательные педагоги кафедры гимнастики создали целый ряд массовых спортивных выступлений экстра-класса.
Спортивная режиссура тех лет, добилась определенных успехов. Появилась целая плеяда талантливых спортивных режиссеров-постановщиков таких как, С. Лазарев, А. Брыкин, А. Брашкин, М. Окунев, Л. Орлов, М. Сегал.
Физкультурно-спортивные праздники СССР 50-60 годов.
Период 50-60 годов получил название как послевоенный период. Решающее значение в развитии Физкультурных парадов имела перемена места их действия – переход с площади на стадион. Это привело к окончательному расчленению Физкультурного парада на две самостоятельные формы: собственно Физкультурные парады, которые снова стали проводиться на площади, только несколько в другом качестве, с одной стороны, и массовые спортивные представления на стадионе, с другой. Последние получили в дальнейшем очень широкое распространение и признание в нашей стране.
Особое значение в становлении форм физкультурно-спортивных празднеств данного периода имел Физкультурный парад 1946 года. Проведение его на стадионе привело его к пересмотру некоторых уже сложившихся традиций в постановочной работе. Как было сказано ранее, переход с площади на стадион не был совершенно неожиданным для режиссёров. Естественно, массовые композиции, подготовленные специально для площади, не всегда подходили для стадиона.
Главной особенностью художественно-спортивных представлений на стадионе является синтез искусства и спорта. Художественно-спортивное представление на стадионе – это форма театра под открытым небом, своеобразие которого диктуется своеобразием сценической площадки – стадион.
Проектирование спортивных сооружений
... с каждым днем все большую популярность. Именно поэтому массовое строительство спортивных сооружений на сегодняшний день является одной из наиболее ... длину, высоту и в высоту с шестом) и гимнастических упражнений. Высота зала в зависимости от его размеров ... вредных привычек. Занятия фитнесом, как правило, кардинально меняют представление человека о своем предназначении в жизни, дают возможность ...
Ведущим выразительным средством является масса участников с их выходами, уходами, выполнением массовых гимнастических упражнений, построений и перестроений. Что бы масса участников воспринималась как единое целое, нужна синхронность, согласованность в движениях и чёткий рисунок.
Выход на новое место действия дал толчок творческому переосмыслению имеющихся выразительных средств и поиску новых. Режиссеры больше внимания стали уделять зрелищности композиции отдельных гимнастических выступлений. Особое значение приобрели цвет и рисунок построения. Появилось новое, очень действенное выразительное средство массовых представлений – художественный фон (мозаичный рисунок).
Массовые спортивно-
Самой сложной задачей которую поставил стадион перед режиссурой, было определения ракурса представления. Логика подсказывала, что круговое расположение зрителей на трибунах требует и соответствующего перестроения композиции. На практике всё же получалось иначе. Но тем не менее следует отдать должное режиссуре того времени, которая нашла компромиссный вариант. На стадионе, как на сцене театра, был создан цветной задник(гл. режиссёр М.Д Сигал, гл. художник – Б.Г. Кнобков)
В последствии это стало атрибутом почти всех крупных спортивно-массовых представлений и празднеств, именуемым художественным фоном или живым экраном.
Изменилось и содержание массовых гимнастических выступлений. Они приобрели более спортивный характер. Танцевальные номера, применявшиеся ранее в изобилии, стали исчезать. В программе представления большое место стали занимать соревнования по отдельным видам спорта. Тем самым сделав парады как зрелища, которые стали носить более развлекательный характер и решать агитационно-пропагандистские задачи, связанные с развитием физической культуры и спорта в стране.
Включение спортивных состязаний в программы представлений наполнило атмосферу массовых зрелищ духом соперничества, спортивным ажиотажем, которые вскоре передались спортивным организациям, ведомствам, республикам. Каждому руководителю, а вместе с ним и постановщику, хотелось, чтобы их выступление было лучшим. В принципе, это можно рассматривать как положительное явление, особенно для дальнейшего развития и совершенствования отдельных массовых гимнастических выступлений.
Этот период характерен выдвижением целой плеяды молодых талантливых режиссеров, которые вложили много сил, труда и таланта в развитие массовых гимнастических выступлений, включая их содержание, выразительные средства и композицию. В творческом союзе с ними работали замечательные балетмейстеры, композиторы.
Сценарий — как литературная основа массовых праздников ...
... сценария культурно–досуговой программы 2.1 Сценарный замысел в культурно-досуговой программе Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого ... значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают ... средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как ...